bannerbanner
Путь героя. Как изменить свою жизнь
Путь героя. Как изменить свою жизнь

Полная версия

Путь героя. Как изменить свою жизнь

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Начало пути – это момент, когда мы стоим перед выбором: остаться на месте или смело выйти за пределы знакомого, открывая тем самым новые горизонты.

Вы когда-нибудь задумывались почему даже становясь взрослыми, мы продолжаем любить сказки? Нас влекут мифы, фантастические сюжеты кино или приключения героев в сериалах и книгах. Оказывается, это происходит потому, что мы чаще всего бессознательно узнаем в этих выдуманных историях, себя.

Замечали ли вы, что рассказанные истории словно говорят о том, что вы уже знаете. Будто все это уже происходило. Словно это знание является какой-то неосознанной, глубинной и естественной частью вашего существа.

Карл Густав Юнг, создатель аналитической психологии, объяснял это существованием коллективного бессознательного.

Юнг предполагал, что люди на протяжении всей своей жизни постоянно преодолевают одни и те же кризисные ситуации, из-за этого наша психика формирует устойчивые механизмы для регулирования многих проблем. Поэтому в каждом человеке присутствует коллективная память, необходимые знания из мирового опыта, способные провести нас через жизненные испытания.

Как говорил Юнг, коллективное бессознательное – это то, что мы получаем по наследству из старых времен. Оно проявляется в виде первообразов, которые строят нашу психику, влияют на наши ценности и на то, как мы видим себя и мир. Они связывают нас с общим человеческим опытом.

Юнг говорил, что они – это как внутренние части души, рожденные в процессе эволюции. Они запечатлены в религиях, искусстве, мифах, сказаниях, культуре и проявляются в нашей жизни как внутренний голос или интуиция.

Мифы переводят содержание бессознательного на язык сознания, делая его доступным для понимания. Мифологические истории рассказывают о происхождении, смерти, сексуальности, индивидуальности, взрослении, реализации в обществе и его правилах. Изучая их, мы можем узнать больше о человеческом опыте, а значит и о самих себе.

Основные образы, которые часто встречаются в культуре и мифологии, отражают разные части человеческой психики. У Юнга было пять основных прообразов: самость, персона, анимус, анима и тень, отметив при этом, что их существует множество. Например, архетип матери, отца, мудреца, ребенка, плута, воина и героя.

Каждый из этих образов, по словам Юнга, представляет собой частицу человеческой психики и судьбы, которая переживается и повторяется из поколения в поколения. Этот повторяющийся шаблон был так же отмечен исследователем Джозефом Кэмпбеллом, который отметил сходство в мифах и сказаниях разных культур и времен.

Подвиги героев, сказки, легенды и мифы различных народов имеют общую основу и матрицу, определяющую основные темы и сюжеты. Независимо от времени и места, разные персонажи проходят похожие этапы испытаний на своем пути к цели.

Согласно теории Джозефа Кэмпбелла, сюжет «Пути героя» представляет собой архетипический миф, который отражает внутреннюю трансформацию через преодоление испытаний и приобретение мудрости. В этой истории герой покидает знакомый мир, совершает подвиги, находит в себе новые силы и возвращается домой, чтобы поделиться своим опытом с обществом.

Архетипы мифических персонажей служат метафорами для психологических состояний, а само путешествие героя становится метафорой для внутреннего роста и изменений, которые переживают как герои мифов, так и каждый из нас. Это путь, который ведет каждого человека к изменениям через великие моменты испытаний, достижений и утрат, разлук и возвращений, образуя полный круг. Путь героя не линеен, он представляет собой завершенный цикл. Как змея, кусающая себя за хвост.

Он обязательно возвращается туда, откуда ушел в поисках чего-то нового, но уже совершенно другим, способным преобразовать старый мир. Так завершается цикл изменений, но лишь до того момента, пока герой снова не услышит зов, призывающий его снова отправиться в путешествие.

В историях герои обычно появляются в периоды нестабильности, в периоды, когда что-то пошло не так.

Это происходит точь-в-точь, как и в нашей с вами жизни. Мы бываем вынуждены отправиться в путешествие, несущее трансформацию, когда существующие внешние обстоятельства и внутренние конфликты начинают на нас давить, ограничивать нашу реализацию и лишают покоя.

Мы совершаем путь героя не один раз за свою жизнь. Это происходит периодически. Когда меняем работу, образ жизни, приезжаем в другой город или страну, выходим замуж, женимся или расходимся. Когда находимся в поисках ответов и находим их. По сути, движение героя к победе над врагами и фантастическими монстрами – это внутреннее путешествие к своему собственному «Я», к тому, что Юнг называл «самостью».

Кишащие монстрами глубины, загадочные пещеры, недра подземных королевств, посланцы неведомых сил, божественные воплощения и верные спутники – все они являются символами тех обстоятельств, что переплетаются с жизнью человека. В переносном смысле, конечно. Аллегория. Эти вызовы и испытания способны освободить нас от оков деструктивных убеждений, ограничивающих шаблонов мышления, устаревших узоров идентичности и гнетущих страхов, о которых мы говорили выше.

Именно благодаря трудным испытаниям человек узнает о себе что-то новое, обнаруживает силы, о которых даже не подозревал. Пусть постепенно, но шаг за шагом, становясь настоящим, главным героям своей собственной жизни.

Какая у вас символическая пещера, в которую вы боитесь зайти? Какое сокровище вы ищете? Цель пути героя представлена в виде поиска чего-то ценного «Перо жар птицы», «Золотое руно», «Философский камень» или несметные богатства, спрятанные в глубинах волшебного леса, но обычно в итоге герой получает гораздо больше.

Дорога усыпает его сокровищами, которые он и представить себе не мог в начале своего путешествия. Но самое большое достижение героя – это переход на новый уровень осознанности, который Джозеф Кэмпбелл называет «Мастер двух миров».

Он выделял мир обыденный, привычный, который герой должен покинуть, чтобы стать тем, кем ему предназначено, и мир неведомый, полный опасностей.

Путешествие героя – это исследование того сокровенного пространства собственной психики, о котором человек мало что знает, пока кризис не вынудит его обратиться к самопознанию. Ступив на путь изменений, человек вынужден оставить привычные представления и начать задаваться вопросами:

Кто Я? Какой Я? Что я могу?

Он покидает дом и выходит в темный лес.

Пройдя путь изменений, вы также, как эпический герой, получите значительно больше, чем та конкретная цель, которая побудила вас вступить на этот путь. Вы станете «Мастером двух миров».

Другими словами, вы овладеете мудростью сознательного и бессознательного, и сможете соблюдать баланс между ними. В глубине души вы знаете, что справитесь с неизвестностью и тем, что неведомо. В следующем путешествии вы снова не будете знать, что именно вас ждет за поворотом, но будете знать, что можете с этим справиться, потому что осознали свою силу.

Это путь раскрытия собственного внутреннего гения.

Узнав о себе гораздо больше, вы обретаете способность выходить за рамки собственных ограничений. Переосмысливая собственные убеждения и меняя их, открываются новые возможности для развития. Вы начинаете по-другому воспринимать самого себя, станете свободнее, получаете уверенность и способность осознанно менять мир вокруг.

Вы как герой сами напишите сценарий своей жизни.

Герой – это не просто мифологический персонаж, который жил в далеком прошлом или воображаемом фантастическом мире; он олицетворяет больший потенциал, который спрятан внутри каждого из нас прямо сейчас. Таким образом, он устанавливает свое символическое зашифрованное послание, которое является своеобразным путеводителем внутреннего мира человека.

Древнее знание – это метафорическое путешествие, которое является частью общей истории и психики каждого отдельного человека, наполненное ценными подсказками. Отраженные в этапах пути героя общие процессы психики способны помочь нам лучше понять наше место здесь и сейчас, нашу цель, наш путь и наши возможности.

Это и есть настоящие сокровище.

Условием для достижения сокровищ является последовательное прохождение всех двенадцати шагов. В следующих главах мы будем следовать этому пути, шаг за шагом. По мере продвижения вы обретете ясность о доступной энергии, почувствуете большую опору и освоите полезные практические инструменты. Вы будете лучше понимать, на каком этапе находитесь, и что ждет вас дальше.

Кроме того, вы осознаете, какие привычки у вас сформировались, как можно действовать иначе, как преодолевать препятствия, какие средства у вас имеются, способны ли вы принимать поддержку от мира и других людей. Но самое главное, вы увидите, что все сложности, с которыми сталкиваетесь сейчас, всего лишь часть большого пути. И на сколько бы это ни было трудно, данный этап закончится, если вы продолжите свое путешествие.

Предлагаю сделать это вместе в следующей главе.



ОБЫЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Желающего судьба ведет, не желающего тащит.

Латинская мудрость


Ну что ж, пришло время пройти свой собственный путь героя.

Эта часть книги действительно похожа на путешествие. Хочу заранее предупредить, что скорее всего вы столкнетесь с чем-то новым и непривычным, но это лишь сделает вас сильнее. Вы обнаружите ценные подсказки и наберетесь достаточно опыта для новых больших свершений.

Вскоре вы обнаружите, что ваша жизнь на самом деле не так уж сильно отличается от любимых героев фантастических историй, а значит вы в состоянии пройти весь путь целиком. На этом пути вы встретите перспективные возможности и поверьте, у вас достаточно потенциала, чтобы воспользоваться ими.

На этом пути вы встретите себя настоящего и смело взглянете своим страхам в лицо. Я надеюсь, что, помимо естественного беспокойства и сопротивления, вы испытаете любопытство, интерес, вдохновение и обретете больше смелости, чтобы ответить на зов жизни, который приглашает вас решиться на рискованное приключение, совершить прыжок веры, так необходимый для изменения своей привычной реальности.

В этой главе мы рассмотрим первый этап пути героя – обычная реальность.

Практически все сказочные и мифологические истории начинаются с описанием обычной жизни героя, в которой все идет по заведомо плохим или хорошим тропам, но вполне привычным правилам. Гарри живет под лестницей, Емеля спит на печи, а Алиса скучает в саду в жаркий полдень.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2