Полная версия
Иисус и Христос
Номор почему-то перестал говорить, опять осматривал слушателей.
– Кстати, почему бы нам не поговорить о других религиях?
– Так о чем же вы хотели сказать как о самом главном? – послышалось от статного мужчины весьма аристократического вида, с высоким лбом, который казался еще больше из-за островка залысин и зачесанных назад редеющих волос.
Ему Рутра дал кодовое имя Уран – у него был холодный и грозный взгляд. В миру он являлся экспертом музейных ценностей античной эпохи сети объединенных музеев Гуггенхайма.
– А-а… я хотел сказать о святой мощи, вернее, о мощах святых.
Служитель церкви опять замолчал, видимо, хотел выяснить, удовлетворил ли его ответ вопрошающего. Выяснил он или не выяснил – этого мы не знаем (Рангит не включил в отчет ничего по этому случаю), однако, видимо, его святейшество решило: не вполне. Это было ясно из последующего его высказывания.
– Вы можете считать иначе… или, может, вам будет не очень приятно слышать то, что я хочу сказать… – он опять сделал паузу, посмотрел на Урана.
– И все же? – поняв ожидание своего одобрения, спросил специалист по античности.
– Есть такая святыня, как обрезанная крайняя плоть Иисуса.
– Знаю, вот бы на нее посмотреть, – к всеобщему удивлению озорно сказал тот.
– Об этом как-нибудь потом, – смущенно ответил Номор. – Я бы пока хотел исчерпать тему рождения от Святого Духа. Этот миф, – его можно назвать мифом о рождении от Святого Духа, – встречается не только в популярных статьях богословов, но и у серьезных ученых. И это понятно – непорочное зачатие является чудом, сверхъестественным вмешательством, и если человек придерживается мировоззрения, в котором нет места ни Богу, ни каким-либо его действиям в мире, то он неизбежно будет отвергать любые свидетельства такого сверхъестественного вмешательства. Он будет просто вынужден искать какие угодно объяснения имеющихся свидетельств, кроме самого прямого – чуда. Попробую объяснить, кому выгоден этот миф.
– А почему вы считаете, что именно ваше мировоззрение правильное? – спросил, предварительно подняв руку, Уран. – Почему вы считаете, что миллиарды людей ошибаются? Я вот полагаю, что именно вы заблуждаетесь и вас нужно спасать.
На такое обвинение Ффитноп отреагировал так, как и положено было человеку его призвания, – спокойно. Вернее, он ответил зеркально, в той же манере – проигнорировав высказывания, просто продолжил свое изложение:
– В развитии мифа большую роль сыграл либеральный протестантизм: столкнувшись в XIX–XX веках со все более скептической, материалистически настроенной культурной средой, некоторые богословы решили, что хорошей идеей будет начать приспосабливаться и как-нибудь затенить некоторые библейские чудеса, которые вызывали особенные насмешки неверующих. Впрочем, они вызывали насмешки и в древности. Однако, как ни крути, то, что материализм мог быть популярен, никак не доказывает его истинности. Тезис «чудес не может быть, потому что не может быть никогда» – всего лишь заявление о мировоззренческих предпочтениях, за которым не стоит никаких доказательств. Простой пример, сам факт возможности той миссии, в которой мы все участвуем: конвертация сознания человека, пересылка его с помощью парадокса квантовой запутанности, нахождение однородной себе среды, вселение в мозг – разве это не чудо? Ведь все эти явления в той или иной степени существуют в мире и без всякой секретной программы. Вот подумайте, разве мы не конвертируем свое сознания, выражая свои мысли в речи и во всех производных – песни, стихи, научные открытия… да хоть в обычном разговоре. Мы можем таким образом конвертированные наши мысли отправлять письмом на бумаге, радиоволнами, даже световыми сигналами. Что удивительного в нахождении однородной себе среды? Ведь идеи, рожденные мыслью, выраженные речью, находят пристанище именно в том мозге, для которого они являются однородной средой в плане единомыслия. Мы слышим, соглашаемся, действуем. Своеобразная конвертация вашего желания сделать это действие. Ваша мысль вселилась в чей-то мозг и сподвигла это тело сделать то, что вы задумали. Технология, созданная магистром Рутрой, делает то же самое, только на бессознательном уровне. А миры, многие миры, в существовании которых сомневаются некоторые, есть во всех религиозных доктринах и в вере атеистов. Вернее, атеисты не верят в существование Бога как разумного Творца, но верят в другого Творца – общую природу метафизики, поэтому считают, что в необъятных просторах вселенной образовался не один наш мир. А если мы верим в Бога и верим в воскресение Христа из мертвых, – событие, несомненно, сверхъестественное, – мы не должны подвергать сомнению и другие чудеса, не связанные с Христом, христианством и вообще с религией. Это ведь вера. Если вы самозабвенно верите в свое чудо, то такое же право имеют остальные. Каждый – в свое чудо. Отмечу: атеисты – в квантовое чудо, клонирование, перенос разума в новое тело и вообще в машину, а самое главное – перенос с помощью квантовой запутанности в невообразимые дали, вселение в другое живое существо. Да-да, вижу ваши удивленные лица, я верю в технологию, изобретенную господином Рутрой и его командой. Можете удивляться дальше: например, в католичестве и Дева Мария рождена непорочно. Под непорочным зачатием Девы Марии имеется в виду католическое учение, согласно которому Богородица была рождена без первородного греха, то есть была абсолютно безгрешной. Хотя непонятно, в чем же грех. Ведь первородный грех прежде всего касался ослушания не есть с древа познания добра и зла. Вопрос секса не указывался. Хотя из этого тоже следует вывод – святой считается бездетность. Потому как Адам и Ева сделали детей уже после изгнания из рая. Их безгрешность в раю заключалась, в том числе, и в отсутствии половой связи между ними. А как же тогда первая из заповедей, данная Богом Адаму и Еве, – плодитесь и размножайтесь… Тут и в подобных местах наблюдается типичная нестыковка логических умозаключений. Потому как грех по вопросу секса возник в учении уже в более поздние времена. Исходя из утилитарных принципов. Половые контакты стали табуированными, регламентированными сугубо по причине привлекательности в наркотическом смысле и проблемности в физиологическом, биологическом и социальном. Да, еще по вопросу непорочного зачатия Марии. Православная Церковь не придерживается этого мнения… Иисус Христос – центральная личность не только в христианстве. Основная идея в христианстве – его искупительная жертва за грехи людей. Однако мы должны признать: кроме Евангелия, нет практически никаких источников информации о жизни и учении Иисуса Христа. Хотите вы или нет, я должен пройтись по вашей памяти, ибо скорее всего многие элементы повествования вам известны. Итак, информационный экскурс по страницам теологической литературы. Поговорим о таком институциональном предмете, как совокупность христианских представлений и понятий, связанных с именем Христа. Что мы, собственно, знаем о нем? Как нам его преподносят служители культа? Вернее будет сказать – культов. Итак, версии…
Профессор теологии стал говорить быстрее в формате доклада, многократно повторенного, выученного наизусть:
– Согласно христианскому Никео-Цареградскому Символу веры, Христос является Сыном Божьим, единосущным (то есть одной природы) с Отцом, Богом, воплощенным в человеческую плоть. Также в Никео-Цареградском Символе веры утверждается, что Христос умер ради искупления человеческих грехов, а затем воскрес из мертвых, вознесся на небеса и придет второй раз, чтобы судить живых и мертвых. Согласно Афанасьевскому Символу веры, Иисус Христос является вторым лицом (ипостасью) Троицы. Другие христианские убеждения включают непорочное зачатие Иисуса, творение чудес и прочее. Хотя догмат о Троице принят большинством христианских конфессий, некоторые группы отвергают его полностью или частично, считая небиблейским. Личность Христа вызывает большое количество споров как на академическом, так и на бытовом уровнях. Дискуссии ведутся относительно самого факта существования Иисуса, хронологии его жизни, его социального положения и культурной среды, проповедуемых им идей и их значения для человечества. Ортодоксальный иудаизм не признает Иисуса ни Пророком, ни Мессией. Согласно исламу, Иисус считается одним из важных пророков Бога, принесшим Писание, и чудотворцем. Иисус называется также Мессией, но ислам не учит, что он был божественным. Ислам учит, что Иисус телесно вознесся на небо, без какого-либо распятия и воскресения, в отличие от традиционной христианской веры о смерти и воскресении Иисуса Христа. Проанализируем происхождение и значение имени. Иисус – греческий вариант еврейского имени Йешу́а, которое состоит из корней слов «Иегова», это имя Бога в Ветхом Завете, и «шу́а» – спасение. До церковной реформы патриарха Никона имя Иисуса писалось и произносилось с одной буквой «и» – Iсус. Патриарх Никон изменил написание и произношение – Iисус – с целью приблизить их к греческому варианту. Написание имени Иисус с одним «и» осталось неизменным в украинском, белорусском, хорватском, русинском, македонском, сербском и болгарском языках. Христос – не имя и не фамилия, как многие думают. Это в традициях религии, именно в традиции иудейской религии, тогда ведь не было христианства, обозначение его миссии, слово греческое, на иврите маши́ах – мессия, то есть спаситель. Эпитет «помазанник» употреблялся в древнем Израиле по отношению к царям и священникам. Поставление царей на трон и священников на служение совершалось в Израиле через торжественное помазание елеем. Изначально «помазанными» называли священников, а после установления монархии в Израиле слово «помазанник» начали употреблять по отношению к царям. Соответственно, иудейские пророки предвозвещали пришествие царя из рода Давида, «помазанника», который, являясь одновременно священником и царем, исполнит все то, что Израиль ожидает от истинного Царя мира.
На этом теолог закончил декларировать информацию, перешел к обычной своей манере изложения.
– Вся эта история с Иисусом, лично в моем исследовании, – не простая какая-нибудь бытовая история и не история, которая случилась вдруг, сама собой. Нет. Если внимательно посмотреть, можно четко увидеть… большое видится на расстоянии… организационные сцепки заранее предусмотренных аккордов и умелое дирижирование предсказаниями. Говоря проще, в этом событии мы видим предусмотренное заранее желание сыграть данный спектакль по отредактированному сценарию. Извините, проще не получилось. Попробую так. Создаются причина и следствие путем оглашения некоего предсказания или его интерпретации в нужном смысле, а потом свершившееся событие, которое тоже проходит под руководством, подгоняется под это предсказание. А уже потом, через много лет после, приписывается и вовсе не случившееся событие как реальное. Потому и много споров, полное отрицание всей этой истории. То есть споры тех, кто не сомневается, с теми, кто сомневается. Ведь они не на пустом месте. Например, вера в то, что Мессия должен родиться от девы, основана на тексте Книги пророка Исайи (Ис. 7:14), по которому он родится без семени мужчины. В наше время данная тема приобретает совсем другой, неожиданный оттенок. Ведь можно уже это осуществить научно. А теперь я скажу, что мессия-то должен был прийти для народа Израиля, то есть для иудеев. А они Христа за мессию не приняли. Они-то ждут мессию своего. И вот теперь думайте – может ли дама ныне забеременеть без мужчины? Вот-вот… Были и другие пророчества, под которые подгонялись события или оглашалось, что якобы они так и произошли. Кстати, насчет предсказаний. Например, Нострадамуса. Если вы читали, то должны были узреть отсутствие самих предсказаний. То есть он там пишет некую интерпретацию своего видения. Видения в смысле сна. Это своеобразное фэнтэзи, с уклоном в зоологию и астрономию. То же мы наблюдаем в предсказаниях библейских, например, откровения Иоанна Богослова, из которых делают заключения о том, что якобы должно случиться. Выскажу свое видение: этот древний прием гадалок используют и сейчас, причем не только цыганки, но и биржевые аналитики.
Зал дружно засмеялся. Номор же, улыбнувшись в ответ, добавил чуть громче:
– А о прогнозах погоды и говорить не надо. Как известно, гидрометцентр ошибается один раз, но каждый день.
Зал снова расхохотался.
– А после… возьмем в пример катрены Нострадамуса… стихи его так называются… можно интерпретировать как угодно и связать со случившимся событием. Есть, вернее, было еще такое предсказание: Мессия должен быть оценен в 30 серебряных монет, которые будут брошены на пол Храма (Зах. 11:12–13). Вера в то, что Мессия воскреснет из мертвых, основывается на Псалме 15, а также на завершающих стихах 53 главы Книги пророка Исайи, которые описывают жизнь Мессии после казни. Соответственно, в Новом Завете жизнь Иисуса Христа описана как исполнение этих пророчеств. Скорее всего, если хорошо поискать, можно найти сказки и мифы древнее, где подобное в сюжете имело место, потому как мифов подобной тематики… я их приведу позже… масса. Вообще, все эти интерпретации скорее вредят вере. Например, многие христианские конфессии утверждают, что Иисус Христос совмещает в себе две природы – божественную и человеческую, являясь и Богом, и человеком. Есть также много сект, которые интерпретируют по-другому. Основные догмы религии утверждаются на собраниях, называемых вселенскими соборами. Кстати, там тоже все решается голосованием. Например, тот же вопрос – считать кого-либо святым или нет. Считать ли Иисуса Богом или нет – тоже таким методом решалось. Так, еще пару выдержек из священного писания: согласно христианскому вероучению, появление Иисуса – исполнение давнего пророчества о Мессии – Сыне Божием; Иисус был непорочно рожден от Святого Духа Девой Марией, в городе Вифлееме (Мф. 2:1), где ему пришли поклониться три волхва как будущему иудейскому царю. После рождения Иисус был увезен родителями в Египет (Мф. 2:14). После смерти царя Ирода Иисус со своими родителями вернулся в Назарет. В разные времена предлагался целый ряд альтернативных объяснений истории рождения Иисуса. В частности, оспаривалось предсказание пророка Исаии, согласно которому Мессия должен быть рожден девственницей (иудейские толкователи, как правило, утверждают, что пророчество Исаии вообще не имеет отношения к будущему Мессии и говорит о событиях, современных моменту произнесения пророчества; с этим соглашается и ряд светских исследователей Библии). В античный период и позднее в антихристианской полемике высказывалась точка зрения о рождении Иисуса от внебрачной связи. Подобная гипотеза имеет право быть, тем более она не отвергается иудейской интерпретацией. Не забудьте, что в то время из известных нам авраамических религий была только иудейская. А если сказать точнее, то вся эта история происходила как событие в иудейской гражданской и религиозной жизни. Римляне, которые властвовали в то время над Иудеей, мало интересовались внутренними разборками иудеев, тем более религиозными. Естественно, подобное утверждение отвергается христианами. Часто в качестве довода о невозможности подобного приводится аргумент о посещении Иисусом и его родными Иерусалимского храма, в том числе описание двенадцатилетнего Иисуса в Храме («сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их») (Лк. 2:46). Но вот тут тоже есть логическая последовательность изложения, которая лично мне говорит о том, что неспроста есть такое мнение. По крайней мере, скажем так, клевета могла иметь место. Все же, согласитесь, девочка лет 14–15, беременна, ее выдают замуж за взрослого мужчину, который то ли вдовец, то ли разведен, а что еще хуже – развелся, так как она согласилась быть с ним, и тут она еще и заявляет, что беременна от Бога. Естественно, стали говорить: она блудница, нагуляла беременность. В храм блудниц не пускали. Но, не забывайте мою версию, вся эта история – не жизненный случай между простыми обывателями, а борьба влиятельных и богатых кланов. И главное: та версия, что вам известна, – это одна из версий. Там много чего переписано, к тому же все очень приблизительно. Например, даже сама дата рождения, то есть начало нашей эры, не может быть определена точно. Потому как сама дата рождения Иисуса Христа определена весьма приблизительно. Самым ранним обычно называется 12 год до нашей эры, эта дата берется согласно гармоничному согласованию с легендой о Вифлеемской звезде, по факту прохождения в этот год кометы Галлея. Есть другая дата, которая тоже связана причинно-следственными связями с изложенными событиями в описаниях этой истории. Это IV год до нашей эры – год смерти Ирода Великого. Кстати, это самая поздняя из дат, указываемых как дата рождения Иисуса. Сразу после своего рождения Иисус был увезен Марией и Иосифом в Египет. Причиной бегства стало задуманное иудейским царем Иродом убийство младенцев в Вифлееме, чтобы умертвить в их числе и будущего иудейского царя. Вот вам еще одно негативное влияние пророчества и его интерпретация на жизнь людей. Хотя вы уже, наверное, поняли – это и есть факт борьбы кланов. С чего это вдруг Ирод поверил в заявление, например, Марии… а кто бы еще сказал, кому это надо было, а если надо – тут опять факт борьбы кланов… о том, что родился Царь Иудейский. Тут надо пояснить, мессия, которого ждали иудеи, он и помазанник, потому как помазывали, как бы совершали обряд инаугурации, только реальных царей и священников. Вот потому они и хотели Иисуса убить. Царей не стало после оккупации Иудеи римлянами, а священники остались. Вот они гнали волну и толпу с криками «распни его, на нем кровь наших детей». В Египте родители с Иисусом пребывали недолго: они вернулись на родину после смерти Ирода, когда Иисус был еще младенцем. (Мф. 2:19–21) К этническому определению личности Иисуса тоже отношение неоднозначное. Иисус родился в Вифлееме, а после жил в Галилее, а там было много разных национальностей. Многие приходят к выводу что Христос мог и не быть этническим евреем. То, что Евангелие от Матфея говорит, что родители Иисуса были родом из Вифлеема Иудейского, лишь после его рождения перебрались в Назарет, не доказывает его еврейство. Скорее дает еще один повод усомниться в этом. Может, кто-то посчитает следующее маловероятным, все же считаю, эта версия имеет вариант возможного: мне как-то поведали, причем человек с ученой степенью в области истории…
Номор опять «включил» свою фирменную паузу.
– …об армянском происхождении Иисуса. Сперва я тоже, как и вы, улыбнулся, правда, несильно стал спорить, потому как это дело опасное. Все же мы это не можем знать наверняка. Потом, почесав макушку, я все же подумал – возможно, он отчасти прав. Немного ошибся, исследуя древние тексты. А подумал я вот о чем: почему это мы должны считать Иисуса безоговорочно иудеем? Почему не евреем? Тут поймите правильно: ведь в священном писании есть как упоминание народа Иудеи, так и послание к евреям. Согласитесь, это не одно и то же. И почему Иисус не мог быть другой народности? Вполне мог. Говорил-то он на арамейском. И многие народы того региона говорили и писали на арамейском. Армения в то время была великим и большим государством. Она, между прочим, освободила Иудею из-под власти Селевкидов. Как известно, вавилонский царь Навуходоносор после разрушения первого Храма в V веке до нашей эры переселил часть евреев в Армению. Вот после того, как Тигран Великий освободил иудеев от ига Селевкидов, многие иудеи стали возвращаться в родные края. Причиной в большей степени было разрешение иудеям совершать обряды своей исторической религии. Не буду утверждать, что есть армянские родовые связи у Иисуса, однако насчет иудейских я сомневаюсь еще больше. За нагромождением мишуры исторического сочинительства, приукрашивания, пропаганды, а порой и откровенной фальсификации событий, очень трудно найти истинную картину. Скажу только: Армения – первая страна, принявшая христианство на государственном уровне; армяне – библейский народ; Армянская епархия Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви – одна из епархий, которая в настоящее время принимает участие в церемонии выноса Благодатного огня. Эту церемонию проводят священнослужители Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, а также Коптской и Сирийской церквей. Напомню, а кто слабо осведомлен – поясню: Благода́тный ого́нь (в греческой и армянской традициях – Свято́й Свет) – огонь, выносимый из Гроба Господня на особом богослужении, совершаемом ежегодно в Великую субботу накануне православной Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Буквально процедура называется: Изнесение из Кувуклии. Этот огонь символизирует выход из Гроба «Света истинного» (Ин. 1:9), то есть воскресшего Иисуса Христа. Не буду уходить в подробности этого события, вернусь к генеральной линии темы. Отмечу только факт побега Марии от ярости Ирода не куда-нибудь, а в Египет, и таинственную Сусанну среди жен мироносиц, засвидетельствовавших воскрешение Христа. В первом случае (по побегу), значит, было к кому, во втором: Сусанна прибыла из Армении. Правда, об этом свидетельствует только армянская версия Евангелия, написанная еще на древнеармянском языке грабаре, но она и есть одна из самых древних, не подвергнутых редактированию. Одна из важнейших особенностей армянской версии Библии – включение в нее некоторых книг, которые во всех иных традициях считаются апокрифическими. Насчет национальности Иисуса, если так можно сказать (ибо национальность – термин сугубо современный), ничего ни я, ни, пожалуй, никто точно сказать не может. Это один из элементов понятия веры. И, скажу я вам, со всеми этими народами, которые упоминаются в Библии, есть много чего запутанного, граничащего и с загадочностью, и с нелепостью. Объясню почему. Вот возьмем евреев и иудеев. Некоторые исследователи считают, что во времена Христа евреев и вовсе не было, были только иудеи, а евреи появились в средние века по той же причине, по которой евреи вынужденно меняли фамилии среди разных народов, в разные эпохи. Как бы иудеи, желая избежать гнева инквизиции, стали называться евреями. А упоминание евреев в древности – это труд переписчиков и интерпретация. Доводом может служить простая логика. Вот скажите – зачем один и тот же народ называть по-разному? Если речь шла бы о русских и англичанах и, упоминая одно событие, говорили бы об этих двух народах, участвующих в нем в тандеме, и после утверждали бы, что это один народ, – было бы это правдой? Конечно нет! Так чего это вдруг иудеи и евреи – одно и то же, а вот арамейцев и вовсе нет, хотя на их языке в то время все говорят и пишут. Странно, что этого народа теперь нет как этноса. Согласно истории и самой Библии – они были достаточно развитыми и имели большое влияние в регионе. Одно только то, что писали и говорили большинство людей на арамейском, говорит о многом. Сам Иисус говорил и, возможно, писал на арамейском. А теперь вернемся к моему собеседнику по истории. Возможно, древний писарь что-то немного неточно записал. А возможно – и нет. Почему? Возьмем в пример тех же армян. Армения, армяне – это не автохтонное определение. Это все имеет скорее латинское происхождение и осталось от историков Рима и Греции. Потому как сами армяне себя именуют… правда, в некоторых языках нет этой буквы и звука, надеюсь, система все же правильно передаст звучание… айи, а страна называется Hayastan. Армения и армяне – это производное от «ара» и «мен», то есть люди, живущие у Арарата. Кстати, Арарат у них зовется Масис. И вот в этом ключе арамейцы уже становятся более загадочными. Во-первых, куда-то исчезли. Во-вторых, возможно, тот же самый «ара» и «мей». Мой собеседник ссылался на некую тайную книгу, созданную древнеармянской письменностью. Якобы эта письменность предшествовала принятому в 405 году армянскому алфавиту. Он, будучи в какой-то мере мне коллегой, утверждает, что Месроп Маштоц, изобретатель армянской письменности, не изобретал заново армянский алфавит, а использовал не сохранившиеся к настоящему времени древнеармянские письмена. Действительно странно не иметь письменность как минимум пару тысяч лет. Иначе как знаем мы об этом народе под другими названиями из разных источников, в том числе из их священных текстов Торы, еще задолго до Бехистунской надписи Дария I. Забегая вперед, скажу: версия библейских и евангельских историй присутствует в той или иной интерпретации среди народов всего ближневосточного региона. И, конечно же, они идут из глубокой древности. В текстах страны Эбла (на севере Сирии), между 2300–2200 годами до нашей эры, упоминается соседнее государство Арманум/Армани. Многие ученые считают, что это первое сохранившееся письменное упоминание Армении. К слову, сирийцы до сих пор называют армян словом «армани». Вы справедливо зададитесь вопросом – к чему это я ушел в такие подробности? Уверяю вас, в той программе, в которой вам уготовано участвовать, древние письменные свидетельства будут нести очень важную роль. Книга, на которую ссылался мой собеседник, переписывалась много раз из древних источников. Естественно, в ней описываются события в оригинальном изложении древних очевидцев, без косметического цензурирования по идеологическим мотивам. Не секрет, мы живем в мире пропаганды, которая донесла нам историю такой, какую изложили желающие показать нам ее таким образом. Иначе бы не существовало апокрифических Евангелий. А они есть в тайниках Ватикана. Сама книга, на которую ссылался мой коллега по теологической науке, передается тайно, из рук в руки. Естественно, официальной церковью она не признана. Мало того, разыскивается с целью уничтожения. Поэтому на руках хоть и древний, но не оригинал. Где хранится оригинал – он мне не поведал. Могу сказать достоверно, в тайниках Ватикана я ее не нашел. Да, я имею туда доступ. Признаюсь, я сам выдаю разрешения на ознакомление с хранящимися там документами. Не нашел я книгу и в самой Армении, в хранилище древних рукописей – Матенадаране. Книга меня интересует не с этой позиции – выяснить национальность Иисуса. Объемная книга повествует о многих событиях эпохи до распятия Христа. Ведь не будете же вы утверждать, что все, например, иудеи и исламская умма не правы, рассказывая другую историю об Иисусе. Они ведь это откуда-то взяли. У книги весьма странное название. Если, конечно, считать странным название «Анналы» Тацита. Кстати, оригинальное название – Ab excessu divi Augusti, в переводе звучит «От кончины божественного Августа». И, раз я ее упомянул, отмечу: в книге XV содержится описание казней христиан при Нероне – одно из первых независимых свидетельств о Христе и о существовании христианской общины в Риме. Слово «анналы» имеет такое смысловое наполнение: запись каких-либо событий в хронологической последовательности. Синонимы: хроники, летопись. Так вот, книга, о которой говорил мой собеседник, называется «Доммар». Когда я поинтересовался, что означает это слово, он затруднился с ответом, ссылаясь на то, что это очень древнее слово и применяется ныне только на одном из семи армянских наречий. В итоге он мне перевел это слово как понятие, означающее «изначальное, первичное, основа, самое важное, происхождение, корень рода, а также – вены, сосуды». Право, я был удивлен столь разнообразной трактовкой… Однако вернемся к нашей генеральной линии. Главным доводом у приверженцев иудейского происхождения Иисуса является тот факт, что вход в Иерусалимский храм за ограду балюстрады не евреям был запрещен под страхом смерти. Этот довод считают чуть ли не главным в определении Иисуса как еврея, ведь на стенах храма была категоричная надпись: «Ни один инородец не смеет войти за решетку и ограду святилища; кто будет схвачен, тот сам станет виновником собственной смерти». Но если вспомнить, что до римлян Селевкиды, то есть греки, пытаясь изменить религию иудеев, всячески оскверняли храмы, не то что не впускали «неиудеев», сношались на алтаре, резали в храме свиней, то, возможно, римляне в целях демократии разрешили всем входить в храм.