Полная версия
Иисус и Христос
Теолог откинул голову, покрутил шеей, размял ее немного, извинился и продолжил:
– Перейдем на следующую ступень. По обычаям и религиозным канонам общества – на восьмой день от рождения Его обрезали и дали Ему имя Иисус. По датам, конечно, есть нестыковки. Это я о том, о чем мало кто задумывается. Хотя, по всем данным, Иисус родился весной, христиане как властвующая группировка решили затмить старые праздники своими. Это я об обрезании Христа. В католицизме датой этого события приняли 1 января по григорианскому календарю, в православии – 14 января. А вы думали, почему у нас такая дата Нового года? Вот она к чему привязана. А на самом деле эта дата, которая была другим праздником, переименовалась согласно символу события. Не буду углубляться, уверен, многие знают о разных датах, которые брались за точку отсчета Нового года. Да и сейчас не везде одинаково. На Руси, до указа Петра Первого, началом Нового года и вовсе было 1 сентября. А вообще, по логике, присущей человеческой природе, по крайней мере той, которая прививалась многотысячелетним опытом в верхнем полушарии планеты, Новый год как процесс преображения природы начинался весной, где-то в марте. А уже в последующем понимание процесса поменялось, стало, скажем так, более близким биологии человека. Посчитайте: если в марте зачать ребенка, когда он родится? Вот и стало временем рождения героя расположение планеты на орбите Солнца в декабре-январе. Вот и в Риме отмечали весной. Во всей Римской империи. Конечно, все это исходило из природных астрономических установок. Например, дня солнцестояния или равноденствия. Затем к подобным датам стали привязывать некие важные события, например, в Римской империи собрание консулов. А вот как-то не получилось собраться весной. То ли война, то ли непогода. Собрались позже. Так и пошел Новый год 1 января. А уже потом подогнали под это обрезание Христа. Ну а разница в днях известна как накопившаяся неточность между григорианским и юлианским календарями. Хотя, как уже упомянул, православным точные науки – не указ. Они следуют своим правилам. И не сказать, что они неверные. Они тоже имеют полное право спросить: почему это григорианский календарь не подогнали под астрономическое время? Право спросить имеет каждый, – как утверждение донес свою мысль публике теолог, почему-то потряс пальцем в воздухе и сказал: – А мы пойдем дальше. О дальнейших событиях жизни Христа, вплоть до крещения его во взрослом возрасте, Евангелия не сообщают, за исключением эпизода, приведенного в Евангелии от Луки (2:41–52), где евангелист повествует о посещении Иерусалимского храма Святым семейством с 12-летним Иисусом.
После паузы в три ритуальных подергивания бородки, будто подражая сказочному волшебнику Хоттабычу, профессор сообщил:
– Теперь перейдем к крещению, – произнес он своим рафинированным голосом. – Согласно евангельскому рассказу, примерно в 30-летнем возрасте (Лк. 3:23) Иисус вышел на общественное служение, которое начал с принятия крещения от Иоанна Крестителя на реке Иордан. Когда к Иоанну, много проповедовавшему о скором пришествии Мессии, пришел Иисус, то удивленный Иоанн сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:21–22) Тут я спорить не буду. Помните, я говорил о множестве споров по поводу разной интерпретации смысла, нестыковке логического смысла, по поводу противоречий разных мест писания? Причем в зависимости от трактовок одно и то же место в писании – стих, глава или предложение – объяснятся по-разному. Посмотрите, вернее, обратите внимание на процитированное выше… Дух Святый нисшел на Него в телесном виде… В телесном?! А глас с небес был услышан. С небес! Спорить тоже не будем, почему и как в телесном виде. Однако вывод напрашивается. Получается, вот в этот момент в него и вошел дух небесный, а никак не ранее. После своего крещения Иисус удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой пришел на землю. Из этого можно сделать вывод, да и не просто так обряд в церкви до сих пор называется «таинство крещения», что это было некое посвящение в тайный клан. Как бы негласная запись – «он свой». И он, конечно, должен был соглашаться быть сторонником радикальных идей. Иначе в чем смысл тайны? Нужно ведь быть в клане тех, кто против власти. Только приняв этот ритуал, становились своими. Как у членов тайных сообществ или в воровском клане: чтобы войти в клан, адепт должен совершить преступление или нечто такое, за что преследовался бы властями. Следующее – проповедь. Иисус, как известно, выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего. Скажем так, это была открытая, пропагандистская часть его ораторства. Конечно же, его призыв к народу не сводился только к призыву быть добрее и покаяться. Надо было еще обосновать, почему надо было быть добрее, за что и перед кем покаяться, ибо Бог на небе, а начальство издевалось непосредственно тут каждый день. Однако именно в его проповеди (в то время было много проповедников, это была своеобразная мода в иудейской традиции) делался акцент на смысловой нагрузке о каком-то ином Боге, нежели был. Угнетенные и угнетатели, как правящие и те, кем правят, то есть иерархия власти и касты общества, всегда существовали; на этом всегда играли те, кто власть эту хотел сменить. То есть сместить и самому стать властью. Конечно, власть это знала, а те, кто приходил к власти таким образом, еще больше старались ее узурпировать, учесть те способы, с помощью которых они пришли к власти. Примеров масса, можно вспомнить и французскую революцию с последующей перестройкой города, чтобы площади были широкие, дабы не соорудили баррикады, можно вспомнить и Японию, где к власти пришел некогда клан ниндзя, а после лидер полностью запретил боевую секту, а о том, какой террор и ограничение свободы волеизъявления устроили коммунисты, и говорить не надо. Например, Ленин – брат преступника, покушавшегося на царя, мог учиться в университете. А в основанной им системе власти сгноили бы всю семью и даже односельчан на каторге, если, конечно, не расстреляли бы. При Сталине уж точно. Хотя есть разные мнения насчет этого. Если брать в расчет то, что революция ослабляет государство, то и этому примеров масса. Тот же Иерусалим был разрушен, а иудейский народ подвергнут страшному геноциду. Тогда. Я не говорю о холокосте. Кстати, если вам на экскурсии по Иерусалиму будут показывать исторические памятники, поинтересуйтесь годом постройки. Иначе как полководец Севр полностью разрушил Иерусалим, да еще и вспахал территорию. Так вот, Иисус знал, на что шел, но посмотрите на его географию. Несмотря на то, что центром проповеди Христа был священный город Иерусалим, дольше всего со своей проповедью путешествовал по Галилее, где Иисуса принимали более радостно. Это и понятно, родные края ведь. Также Иисус проходил и по Самарии, Десятиградию, бывал в пределах Тира и Сидона. А теперь вспомните крепостное право. Я уже не говорю о временах более ранних, тем более на Востоке. Даже в начале советской власти в СССР не у каждого был паспорт. Собственно, их тогда и стали вводить, но вы не могли поехать туда, куда хотите, тем более если жили в сельской местности. Крестьяне, хоть и перестали быть крепостными, а уж по обещаниям советской власти – декларировались как собственники не то что земли своей, но всего государства, были привязаны к своему колхозу. Паспорта их хранились у председателя. Вы могли уехать только с его разрешения. А теперь представьте: некто на оккупированной территории, где каждый подозреваемый в бунте, ходит туда, куда хочет, на большие расстояния, да еще и агитирует людей, говорит о якобы грядущем приходе или необходимости сменить власть, чтобы спастись от гнета захватчиков. Могли так вольготно чувствовать себя простые смертные, как думаете? Только давайте без пафоса. Подумаем о реальной жизни того общества. Ведь, согласитесь, кем бы ни был Иисус, кем бы он ни был в нашем представлении, в вере нашей, – его убили как человека. Ну что вы мне скажете? Думается мне, или Иисус обладал какой-то властью, или ему делали поблажки, причем сама власть, или история приукрашена в процессе многочисленных исторических редактур, или воображение автора посчитало наиболее привлекательным сделать таким картину жизни Иисуса, не задумываясь о реальном положении дел, или… возможно, мы что-то не знаем. На то и наша миссия организована. Хотя по факту мы хотим предотвратить трагическое событие для нашей цивилизации. Согласитесь: родить, заставлять следовать учению свое творение, а после осуществить апокалипсис – ну как минимум не божественно, как в смысле разумной логики, так и любви, как и позиционирует Бог себя. Ну или его нам так позиционируют, его представители, в том числе и я.
Сказав последнее, служитель культа изучающе осмотрел слушателей с лучезарной улыбкой на лице.
– Поэтому учение, которое содержит посыл о том, что в итоге должно случиться грандиозное трагическое для всего человечества событие, вызывает сомнение насчет истинности. Или… предсказание этого апокалипсиса, или, как говорят в простонародье, конца света, вставил туда… вернее, вставили те, кто, держа в руках «вожжи» управления человеческими душами, пытаются осуществить его с целью всеобщего устрашения. А может, еще круче. Представьте, как это предсказание понимает искусственный интеллект. Если он посчитает его приемлемым, обоснованным своим творцом, то он попытается его осуществить при создании условий, при которых оно якобы должно произойти.
Теолог, чтобы дать время посмаковать услышанное, держа руки за спиной, прошелся по кафедре и вернулся на место.
– Пройдем еще на ступень вперед. Еще одна выдержка из Евангелия, детали которой указывают на масштаб организационной деятельности Иисуса и показывают другой ракурс одинокого проповедника. Прошу прощения, я вот так немного иронию благую подразумеваю под словом «одинокого». Смотрите: вокруг Христа собралось много последователей, из которых избрал сначала 12 ближайших учеников – апостолов (Лк. 6:13–16), затем еще 70 (Лк. 10:1–17), уже менее приближенных, которых также называют апостолами, некоторые из них, впрочем, уже вскоре отошли от Христа (Ин. 6:66). Апостол Павел сообщает, что на момент крестной смерти и воскресения Христа у Него было более 500 последователей (1Кор. 15:6). А по оценкам некоторых исследователей, для захвата и удержания Иерусалимского храма ему потребовалось не менее 2 тысяч человек. Тут как бы нужно пояснить, что из себя тогда представлял Иерусалимский храм. По иудейским источникам, в самом храме никогда торговля не велась. По христианским же – именно там велась торговля. Что это значит? Торговля велась по принципу ярмарки, но не в самом храме, а на территориях рядом. Тогдашний Потребнадзор в лице первосвященника давал разрешение на это. Причину нетрудно понять: все доходы от аренды места шли на богоугодное дело, как он сие называл. То есть ему и… ну вы поняли, ничто не ново под луной. Соответственно, на той территории были, хоть и временные, а может, и арендовались, помещения, в которых, например, хранились товары. Так как ярмарка проходила не одним днем. Суть действий Христа: одновременно использовать вот это осквернение дома Бога и показать недовольство народа. Приблизительно как большевики захватывали банки и заводы. Народу для революции нужны деньги. Вспомним Камо и Иосифа Виссарионовича. Насчет осквернения дома Бога, к которому апеллировал Иисус, вопрос стоит в той же концепции, – Богу Божье, а кесарю кесарево. Кесарем называли властителя империи Рима. И когда Иисуса спросили, можно ли ему, то есть Риму, платить дань, то он ответил в таком стиле. А там понимай как хочешь. То есть как бы храм – место Бога, должен жить на пожертвования, как, скажем, партия на членские взносы. Но и тогда и в современном мире все нивелируется, когда власть начинает жечь ладони. Официальная же евангельская историография нам говорит следующее: учение Иисус подкреплял различными чудесами, прославлялся как пророк и целитель неизлечимых болезней. Он воскрешал мертвых, укрощал бурю, превращал воду в вино, пятью хлебами насытил 5 тысяч человек и многое другое. Вспомните, что я говорил о приходе к власти и последующем запрете тех методов, с помощью которых к власти пришли. Это я к чему? Насчет чудес. Помните, я говорил о предупреждении по чудесам ко Второму пришествию. Как можно любого мессию превратить в лжемессию… То есть чудеса только по лицензии от власти. Власти над душами людскими. Из Евангелия от Иоанна мы узнаем: Иисус четыре раза был в Иерусалиме на ежегодном праздновании Пасхи. Отсюда делается вывод: общественное служение Христа продолжалось примерно три с половиной года. Правда, точно неизвестно, последовательно ли каждый год подряд он ходил туда. События последних дней земной жизни Иисуса Христа, принесшие ему физические и духовные страдания, относят к Страстям (страданиям) Христовым. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную неделю. Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие – кульминационный момент Страстей Христовых.
Последовал привычный осмотр публики, выдох, объявление следующей темы:
– Итак, следующее – Суд. Иудейские первосвященники, осудив на синедрионе Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без утверждения римским наместником. По мнению некоторых исследователей, синедрион признал Иисуса лжепророком на основании слов Второзакония: «…но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» (Втор. 18:20–22). Вот здесь, в этой части писания, тоже обыграна та же страховка против посягательства на власть. Заранее предусмотрены варианты, как опровергнуть и, если нужно, опорочить, как видим, даже убить любого, кто будет посягать на утвердившийся клан власти. После неудачных попыток первосвященников обвинить Иисуса в формальном нарушении иудейского закона Иисус был передан римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату (26–36 годы). На суде прокуратор спросил: «Ты Царь Иудейский?» Этот вопрос был обусловлен тем, что притязание на власть в качестве Царя Иудейского, согласно римским законам, квалифицировалось как опасное преступление против Римской империи. Ответом на этот вопрос стали слова Христа: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18:29–38). Пилат, не найдя в Иисусе вины, склонился к тому, чтобы отпустить его, и сказал первосвященникам: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке» (Лк. 23:4). Решение Понтия Пилата вызвало волнение иудейской толпы, направляемой старейшинами и первосвященниками. Стараясь не допустить беспорядков, Пилат обратился к толпе с предложением отпустить Христа, следуя давнему обычаю отпускать на Пасху одного из преступников. Но толпа кричала: «Да будет распят» (Мф. 27:22). В качестве последней попытки избавить Иисуса от смерти Пилат велел на глазах толпы бить его, надеясь, что недовольные удовлетворятся видом окровавленного осужденного. Но иудеи заявили, что Иисус непременно «должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин. 19:7–12). Я бы хотел сфокусировать ваше внимание на фразе «…посему более греха на том, кто предал Меня тебе». Не кажется ли вам она двусмысленно трактуемой? Ведь она явно носит оттенок богохульства, жалобы и обиды. Выражению предшествует определение: «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше». То есть тут он говорит о власти Бога. Ведь явно он не говорил о вышестоящих начальниках Пилата, а уж тем более тех, кто его предал по факту, если такое имело место. Поверьте, оно оспоримо. Что мы узнаем далее: убоявшись людей (евангельское повествование гласит именно так, хотя он боялся больше доноса в Рим от религиозных олигархов), Пилат вынес смертный приговор – приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (явно он не употребил бы выражение «Праведника Сего», однако мы помолчим и пойдем дальше). На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24–25). По приговору Понтия Пилата – Иисус был распят за стенами Иерусалима на горе Голгофе, куда он, согласно евангельскому рассказу, сам нес свой крест. Вместе с ним были распяты два разбойника. Несмотря на тяжелейшие предсмертные страдания, уже на кресте Христос произнес несколько фраз. Обращу ваше внимание на некоторые. Например, Матери Своей говорит: «Жено! се, сын Твой» (Ин. 19:26); ученику своему: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19:27); самое, пожалуй, интересное в плане загадочности: «Совершилось!» (Ин. 19:30) Загадочно и интересно – перед смертью. Потому как после этого он, по писанию… А давайте тут я немного процитирую подлинник.
Рассказчик почесал лоб, немного опустив голову, следуя собственному ритуалу, оглядел слушателей, как бы изучая их мысли, уточнил:
– Хорошо, один из вариантов перевода и изложения. Хотя в этом месте варианты несильно отличаются друг от друга. Слушаем.
… При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе…
Номор «включил» опять паузу. Аудитория уже рефлекторно настроилась на акцент в рассказе.
– Обратите внимание на это место. Не кажется ли вам сие немного странным?
Зал молчал и ждал мнения от профессора. Он, видимо, это интуитивно понимал уже.
…После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
– И это тоже, не кажется странным?
… Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух…
– А на это место прошу обратить особое внимание. А пока далее.
…Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним… Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней…
– Вот тут очень важный момент: «…но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». Далее: «…После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса». В другой версии: «А между тем пред Пилатом явился новый проситель, желавший иметь позволение снять со креста и предать погребению тело Иисусово. То был Иосиф Аримафейский». Аримафея, отечество Иосифа, происходит от названия маленького городка Рама, упоминаемого евангелистом Матфеем. Иосифа описывают как богатого человека «…высокого характера и непорочной жизни». Великое богатство делало его лицом значительным тем более, что в то время в Иерусалиме все можно было купить за деньги, начиная от должности последнего мытаря и кончая саном первосвященника. Кроме того, Иосиф принадлежал к числу самых видных членов синедриона и вместе с другими благомыслящими советниками, вероятно, составлял оппозицию партии Каиафы. Он был тайным учеником Иисуса Христа и в последних покушениях синедриона против Спасителя, а равно и в суде над Христом, не участвовал. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. В момент смерти Иисуса померкло солнце, в Иерусалимском храме разодралась завеса, которая отделяла святое святых от остальной части храма, случилось землетрясение и воскресение многих усопших святых (Мф. 27:51–53). После смерти Иисуса на кресте с разрешения Пилата тело было взято Иосифом Аримафейским для погребения, которое он совершил вместе с Никодимом в ранее не использованной гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на земле в собственности Иосифа, около сада, близкого к Голгофе. Согласно христианскому преданию, после погребения Иисус спустился в ад и, сокрушив его ворота, принес в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключенные там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, в том числе Адама и Еву. Обратите внимание на это место. Не кажется ли вам, тут скрыта некая тайная мысль? Возможно, к нам дошло сие после редактуры. Не говорит ли это место, описываемое событие, о недовольстве принятым ранее решением? Я бы даже сказал больше. Ведь решение заточить грешников в ад было принято как бы самим Богом. Ловите мысль? А теперь проецируйте данное в реальность. Представьте, если оппозиционная партия или некий лидер оппозиции призывал бы освободить из-под заключения осужденных по политическим статьям. Понимаете мысль?
– Есс, сэр, – отрапортовала Венера в то время, когда все кивали, показав этим свой статус, переход из «рекрута в участника сговора».
Теолог принял это весьма холодно.
– Пару слов о Воскресении, – произнес он, не меняя тон. – Воскресение Христа – особо чтимое событие в христианстве, самый главный праздник. Знаменуется Пасхой. Момент обнаружения опустевшего Гроба Христова в разных Евангелиях описан по-разному. По одной из версий, Мария Магдалина одна, – а по другим – с матерью Иисуса или вообще не только они вдвоем, – пришла после субботы ко Гробу Христа и увидела, что он пуст. Ей явились два ангела и сам Иисус, которого она не сразу узнала. Не странно ли? Правда? Однако мы договорились несильно отклоняться от центральной линии исследования. Посмотрим, что произошло далее. Вечером Христос чудесным образом явился своим ученикам, среди которых не было Фомы Близнеца. Это было уже шестое явление. А всего было десять. Так что те, кто верят во Второе пришествие, ждут не второе, а уже одиннадцатое пришествие. Вот такой парадокс. Скорее всего ученики, последователи Христа, собирались на свои собрания. Как, впрочем, и ныне многие религиозные группы, секты. Странно, что Иисус пришел на собрание к своим ученикам, которые, между прочим, должны были и так верить в его воскресение. То есть, получается, и они не верили в его проповедь. По крайней мере не во все. Фома, как нам известно уже из преданий, был самым неверующим. Он не поверил в рассказы соратников о воскресении Христа, сказав: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Тут тоже есть некоторая странность, насчет «вложить перст». Явно наблюдается незнание анатомии человека или как минимум теплокровных организмов авторами изложения. Рана должна была затянуться, зажить, как минимум таких отверстий не образовалось бы. Но это тоже ладно… Что там у нас дальше? – спросил профессор.
По манере ведения диалога получалось, что он сам себя спросил.
– А дальше неплохо было бы перейти к самому процессу, – отозвался Юпитер.
Номор на такое не столь учтивое замечание отозвался весьма оригинально и неожиданно эпатажно:
– Ахтунг, ахтунг, как вещали глашатаи одного из многих возомнивших себя тоже мессией. А я скажу – скоро. Знание ведь – тоже инструмент. Как мы найдем свет в конце туннеля, если будем без свечи?
У слушателей сказанное вызвало улыбку. Видимо, из-за близкого родства ассоциации с излагаемой темой.
– По легенде, момент воскресения Иисуса, как и момент его рождения, не видели не только люди, но даже ангелы. Читаю ваши мысли, читаю.
Номор посмотрел на всех слушателей и добавил, улыбнувшись:
– Шучу, хотя понимаю, какие мысли возникли у вас…
Глава 7. Как придумать Бога
…Интересна сама история о стражниках, которые должны были охранять Гроб Господень. Тут, кстати, снова открывается своеобразное виртуальное расследование: чего ж они его охраняли, раз он ничего не значил. То есть их предупредили о грядущем провозглашении воскрешения. Получается так: это была достаточно часто используемая практика. Я даже приведу примеры. А вы в ответ скромно улыбнетесь. Хочу, чтобы вы обратили внимание на схожие мифы, схожие с историей о Христе. Итак: что общего у древнеегипетского Гора, греческого Адониса, персидского Митры, вавилонского Таммуза, индийского Кришны и Христа? Оказывается, очень много. «Нет ни одной восточной религии, в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых». Помните, откуда это? Конечно же, из «Мастера и Маргариты». Сейчас я вам дам короткую справку о разнообразии и одновременно идентичности особого класса богов. Класс этот я бы охарактеризовал как спасители. Многие, приводя подобный пример, акцентируют внимание на плагиате религиозных постулатов. Я с этим частично согласен. Это как бы имеет место. Что правда, то правда. Одна власть сменяла другую, ну если радикально, и, соответственно, сменяла богов. Но, однако, я сразу оговорюсь, на самом деле это еще глубже для сознания человека, нежели просто плагиат. Если посмотреть глубоко в душу человеку, выразимся так, раз речь идет о богах, то мы увидим нечто, что стало уже подсознательным. Эти боги стали богами, то есть помощниками и спасителями, потому что сама душа, – понимаем как разум, сознание, – желала такой атрибут, который в какой-то степени идентичен чему-то защитному, будь то одежда, крыша, да хоть ядерный щит. Не делайте преждевременных выводов. Познакомьтесь с похожими историями. Видимо, кто-то когда-то начал эту эстафету… или она стала всем интересна как создание клона… или легче было сделать плагиат, нежели перебить такую веру и славу. Начнем с бога Митры. Митра родился 25 декабря в результате непорочного зачатия. Он же персидский бог солнца, он же Мессия, имевший 12 учеников. Принял на себя грехи человеческие. Был убит, затем воскрес, став воплощением бога и объектом поклонения. Культ Митры включает причастие, крещение и т. д. Следующий – Адонис. Он родился 25 декабря. Греческий и финикийский бог плодородия, он же вавилонский Таммуз, он же сирийский спаситель. Был убит и погребен, через три дня воскрес. Далее – Дионис. Тоже родился 25 декабря в результате непорочного зачатия у царицы Семелы от самого верховного божества Зевса. Греческий бог виноделия. Он же Вакх, он же спаситель и освободитель человечества. Ежегодные вакханалии сопровождались изображениями смерти, схождением в ад и последующим воскрешением Диониса. Ну, естественно, с причащением добрым вином. Еще один подобный – Осирис. Приблизительно родился в конце декабря у девственницы. Египетский бог солнца и подземного мира, он же Судья мертвых, он же один из египетской Троицы. Правил двенадцатью царями. Был предан, убит, погребен. Пробыл в аду три дня и воскрес. Олицетворял собой воскресение и жизнь вечную на райских полях. Интересна интерпретация той же сюжетной картины и в его детях. Дети его, Гор и Анубис, тоже, конечно же, боги, соответственно, как говорится, праздники отменить нельзя было. Познакомлю и с другими. Аттис – тот же Адонис, но фригийский. Рожден девственницей. Был убит у подножия сосны 24 марта, погребен в скале, затем 25 марта воскрес. Обязательные элементы культа – причастие и крещение. Кришна – рожден девой Деваки, принцессой, в результате непорочного зачатия. О его рождении возвестил хор ангелов. Он же единственный сын Вишну, он же Альфа и Омега Вселенной, он же третье лицо индуистской Троицы. Момент смерти, принятой им ради людей, ознаменовался затмением Солнца. Воскрес и вознесся на небо. Индуисты верят во второй приход Кришны, во время которого тот устроит Последний суд. А вот и сам Гор: родился 25 декабря у Исиды в результате непорочного зачатия от духа Осириса. Между прочим, Исида – сестра Осириса. Бог солнца и света, один из египетской Троицы. После долгой борьбы победил Сатану – злого Сета. Олицетворял собой воскресение. Конечно же, тут возникает законный вопрос, почему у всех воскресающих богов день рождения 25 декабря. Вероятнее всего, потому что на этот период времени, с некоторой корректировкой, приходился день зимнего солнцестояния. Соответственно, непорочное, божественное зачатие происходит в марте и приходится на день весеннего равноденствия… Изучая труды древних астрономов, исследователей и просто разнообразные тексты, в том числе и клинопись, наскальные, пещерные рисунки, я пришел к выводу: изначальный миф о Боге, который уже потом скопировали все эти истории, возник где-то на севере, там, где была полярная ночь. Подумайте хорошо: разве не такое событие больше склоняло людей к мысли о смерти и рождении Бога, а далее о жизни человека в мире после смерти? Интересная мысль?