Полная версия
Иисус и Христос
– И попросила шубу, – неожиданно для всего зала в монотонное информационное поле проскочила шальная ласточка озорного голоса.
Как ни странно, автором реплики оказался представитель НИЦ «Курчатовский институт», нобелевский лауреат в области энергетики субатомных частиц. По классификации Рутры он числился под кодовым никнеймом Меркурий.
Высказав реплику, он поспешил извиниться и обозначить себя:
– Надеюсь, друзья по орбитам простят маленькому Меркурию скромную шутку.
Аудитория поддержала его дружелюбным смехом и обратилась в слух, потому как на лице Ффитнопа не деформировалась ни одна мимическая мышца. Он безмятежно смотрел в зал и, когда аудитория поддалась его гипнотическому взгляду, ответил:
– Согласно преданию, шубу ей там незачем было иметь, но одежду попросила. А теперь вопрос: откуда она знала, что такое стыд? Она ведь спряталась от Бога. То есть, во-первых, Бог тут почти такой же, как у язычников, ходит среди своих творений, такой же, как они. Во-вторых, он, узнав о том, что Ева вкусила от древа познания добра и зла, еще и дала мужу вкусить, разгневался и изгнал их из зоны комфорта. Это я в современном стиле выражаюсь. Кроме того, обратите внимание, там, кроме этого плода, больше грешить-то не с чем было. Тут я должен немного оговориться, однако эта оговорка пройдет красной линией через все повествование. И прошу вас, очень прошу, не упускайте это из виду. Это очень важно, потому что только понимание этого даст вам возможность правильно уяснить суть изложенного. А теперь и оно само: все это написано людьми! Людьми! И никогда это не забывайте. Это понимание, интерпретация, логика мышления… даже если вы верите или допускаете божественное, да хоть инопланетное, происхождение самой идеи этой истории… все равно это понято людьми, теми, кто написал, а прежде многие столетия просто устно передавал, по-людски, то есть в той логике, которая им была присуща, доступна по уровню развития. Может, немного сложно понять такое отображение реальности бытия, но учтем следующее: Бог не творит чудеса в угоду людям. Так что, простите, лучше смиритесь с тем, что ваш собеседник, сосед, брат, сват, да кто угодно, будут придерживаться другой формы разумного объяснения метафизики вселенной.
После сказанного профессор перевел дух, сделал ощутимый вздох, будто сказанное ему трудно далось, и, сглотнув слюну, продолжил:
– Сложно, возможно, а на самом деле – просто. Сложно, зато наиболее правдиво в плане логики и истинности понимания происходящего передает суть повествования. Будьте к этому пункту очень внимательны, потому как люди начинают спорить, не беря в расчет наличие множества версий сказания, множества редактур писания, а самое главное – изложения людского понимания. Именно изложения людского. А люди, имейте в виду и время зарождения истории, писали согласно своему пониманию, своему мировоззрению бытия, происходящего и состояния реальности. Поэтому когда кто-то с кем-то спорит, мол, смотри, там написано то-то, всегда берите в расчет, что это не научный труд, не документальная хроника, а вольное изложение, интерпретация происходящего. И еще момент – не только происходящего. Уж пусть мне простят некоторые верующие, но религиозные истории, – а религиозными я называю все библейские, – во многом не отражены в исторических хрониках. А если и изложены, то совершенно в другой хронологии и фактической реальности.
Манера и стиль речи теолога, а рассказывал он хоть и безмятежно, но очень вдохновенно, интриговали публику, вносили новизну в «припудренный» образ известной истории. Речи не шло о скуке. Слушали его с интересом. В подтверждение этого послышались аплодисменты. Сперва скромные хлопки одного, а затем прокатился шквал эмоций. После того, как зал успокоился, повисло молчание. Как оказалось, из негласного анализа Рангита, было оно вызвано непониманием. Говорить ведь должен был тот, кому предназначались овации. Это даже Рутру удивило. Уже после конференции, проведя анализ, Рутра выяснил из отчетов сканирования когнитивной системы реакции Номора: сначала ученый подумал, что это саркастическая ирония в его сторону, а уже потом ему стало ясно, что взгляды его здесь разделяют.
– Я, конечно, хотел бы многое озвучить относительно своих умозаключений, но, увы, имею четкое задание. Поэтому, если, конечно, вы желаете, я постараюсь побыстрее пролететь по обязательной программе, а после… а после, как говорится, будет другое время. Надеюсь, вы меня поняли. Еще раз напомню, возможно, кто-то, а может, и все, рассчитывали на некую романтику, связанную именно с подобной программой подготовки, но опять же, увы, знания есть знания, без разницы, в каком положении ваше тело, в мозг и память они ложатся всегда одинаково. Это тоже некий постулат, как постоянство скорости света. Итак, прежде всего, так сказать, для стимула, что вам даст в общих чертах информационная подготовка? Она нужна, как я уже говорил или намекал… да-да, я оставляю место и для собственного вашего размышления… Так вот, знание темы даст вам возможность ознакомиться с ответами на популярные вопросы, связанные с повторами и расхождениями текстов у евангелистов, событиями смерти и воскресения Иисуса, заповедями Нагорной проповеди, упоминаниями об Иоанне Крестителе, толкованием притч и прочим. Продолжим с Евангелием от Марка, потому как оно самое короткое, что ли, в плане нашей учебной позиции. А вот Евангелие от Матфея, возможно, это мое субъективное мнение, – самое подробное. В нем, например, Нагорной проповеди уделяется почти семь глав. Евангелие от Матфея подходит для тех, кто интересуется теоретической частью учения и историей жизни Иисуса Христа.
Лектор дал немного времени «абитуриентам» определиться, есть у них вопросы или нет, и предложил следующую «главу»:
– Евангелие от Луки. Оно содержит самое большое количество разнообразных притч и описаний событий. Евангелие от Иоанна… пожалуй, скажу, самое интересное и разнообразное, что ли. Оно повторяет и дополняет предыдущие три Евангелия, в нем уже прослеживается прошедшая со времени описываемых событий цензура и пропаганда, если так можно выразиться. Я так говорю, потому как в нем делается именно акцент на восприятии Иисуса как Любовь, Истина, Слово и Свет в мире. Тут вы должны правильно, как бы по-ницшеански, понять чистым разумом. То, как я вам предлагал, для непредвзятого восприятия. То есть вы должны себя почувствовать не только не христианами, не только не религиозными, но и не жителями той планеты, о которой идет речь. Вы должны быть беспристрастными статистами. Почему? Да потому что вся эта история, описанная в книге Берешит (книга Бытия – первая книга Торы, Ветхого Завета и всей Библии), да простят меня боги и верующие, а более всего – верующие во Христа… кстати, не могу опять не оговориться, сам вопрос «веруешь ли ты?» несет смысл не тот, какой сложился в умах сейчас… и даже тогда, как и история, описанная в этой книге.
Слушателей немного озадачила странная манера построения речи лектора: незавершенность первой части предложения и использование христианским богословом названия Берешит вместо книги Бытия. Однако сам профессор, видимо, считал – все должно всем быть ясно. Продолжил он с пояснения второй части предложения:
– Изначально он нес смысл: веруешь ли ты в непорочное зачатие? в воскрешение из мертвых? в богоизбранность и саму божественность Христа? То есть это было нечто новое, как религия для низших, скажем проще, простого люда. Как ни печально, но мы, люди, узурпируем все, потому как до Христа Бог был для богатых. Народ считался равным перед Богом строго по кастовому принципу. Впоследствии, конечно, опять все извратили – король, царь, император или иной правитель был как бы назначен властвовать над людьми с божьего благословения.
Он задорно издал звук «ц», скривив губы, который четко прошуршал в эфире, при этом показал пальцами жест «ок» и моргнул одним глазом.
– Простите, а почему мы видим некоторые декорации религиозных сцен в живописи? Я бы хотела видеть лица, с кем в группе.
Это был звонкий женский голос, поэтому уточнять, чей он, не пришлось. Однако пошутить решили.
– А вы, Венера, в каком виде сию минуту? – поинтересовался Марс.
Зная его озорной нрав, большинство усмехнулось. В эфире прокатился смешок, который ничуть не смутил даму.
– Ой, боженьки. Между прочим, мне уготована роль Магдалины. Так что могу и в эротическом виде предстать. Мне-то стесняться нечего.
– Ладненько, давайте уже… делу время, а потехе час.
– Час, – как бы намекнул на желание скорейшего завершения Меркурий.
– Кстати, а кто будет Марией? – прозвучал снова женский голос.
– Вы и будете. Мы же не можем всех персонажей отправить. Не забывайте, ваша цель – подкорректировать ход истории. Поэтому, возможно, вам и не придется вселяться в сознание Марии, – пояснил Рутра.
И тут у всех по сознанию прокатилась волна понимания присутствия незримого наблюдателя, а то как-то о нем забыли испытуемые. Это Рангит напомнил о себе и своих возможностях.
– Продолжим, постараюсь не затягивать. Да, кстати, насчет того, как и что видеть и воспринимать, – это тоже часть программы, так что давайте испытаем мысленную связь, то есть молчаливую, – предложил Номор. – Готовы?
Публика молчала.
– Мы остановились на Иоанне. В его Евангелии личность Иисуса более открыто представлена рассказчиком как не от мира сего, проведены параллели между Отцом и Сыном. Его рекомендую наиболее подробно изучить, это вам поможет, когда в программе вам непосредственно придется с проповедью примкнуть к рядам последователей Иисуса. Хотя для начала все же посоветовал бы начать с изучения краткого содержания Евангелия от Луки, изобилующего событиями жизни Иисуса Христа, описаниями чудес и исцелений и включающего множество отдельных притч и популярных евангельских цитат. Сейчас пару слов о нем. Краткое содержание Евангелия от Луки. Итак, что вы в нем найдете…
Два предсказания Ангелом о рождениях Иисуса Марией и Иоанна Крестителя от Захарии и Елисаветы. Захария не поверил и онемел на 9 месяцев. Мария выспросила подробности у Ангела и навестила Елисавету.
Рождение Иисуса в Вифлеемской пещере. Радостное явление Ангелов пастухам. Обрезание Иисуса. Жертва за первенца, пророчества Симеона и Анны. Иисус в 12 лет потерялся в Иерусалимском храме на три дня.
Иоанн крестит, омывая народ в реке Иордане, проповедуя учение о покаянии. Обличает царя Ирода и попадает в темницу. Гром при крещении Иисуса, Дух Святой с Небес. Иисусу 30 лет, думали, Он сын Иосифов.
Иисус толкует Ветхий Завет в синагогах, одним нравится, а другие в ярости. Исцелят больных, тещу Петра.
Призвание апостолов Петра, Иакова и Иоанна обещанием ловить людей. Исцеление прокаженного и спущенного с крыши парализованного с прощением грехов.
Избирает 12 апостолов. Проповедует заповеди.
Иисус подтверждает Иоанну Крестителю, что Мессия. Прославляет Иоанна перед всеми, а фарисеев укоряет. Прощает грешницу.
Иисус унял бурю, загнал легион бесов в свиней, воскресил дочь Иаира.
Иисус велел 70 ученикам проповедовать, исцелять от бесов, ночевать у достойных, есть все подряд.
Молитва Отче наш.
Соблюдай заповеди, раздай все нищим, обретешь Небо. О смерти и воскресении.
Прославление Иисуса при въезде в Иерусалим на осле. Иисус изгнал торговцев и покупателей из Храма.
Отдавайте Божие Богу, а налоги – кесарю.
Приготовление Пасхи, Тайная вечеря. Пейте вино и ешьте хлеб в память об Иисусе. Новый завет в Крови за вас. Иуда целует, и Иисус схвачен ночью в саду, Петр отрекся. Синедрион приговорил к осуждению.
Иисуса обвиняют перед Пилатом, но Пилат не согласен и отправляет к Ироду. Ирод не нашел вины. Толпа требует смерти. Распятие Иисуса и злодеев. Иисус умер при затмении и похоронен в пещере Иосифом.
В воскресенье оказалось, что пещера-гроб пуста. Ангел сообщил женщинам, что Иисус жив. Воскресший Иисус явился двум ученикам, одинадцати апостолам, ел рыбу и мед. Вознесение Иисуса. Ученики славят Бога в Храме.
…Я вижу, такая сокращенная трактовка мало что говорит тем, кто знает евангельскую историю, и мало что говорит тем, кто не знает евангельскую историю. Поэтому я проведу более информативно мой рассказ. Итак: Новый Завет. Евангелия. Предварительные сведения. Слово «евангелие» означает «доброе известие», «приятная, радостная, благая весть». Этим именем называются первые четыре книги Нового Завета, которые повествуют о жизни и учении Иисуса Христа. Подавляющее большинство христиан почитают его как сына Бога. Только вот получается курьезная ситуация. Он как бы сам свой отец и сам свой сын. Хотя в древних религиях много было сынов божьих. Каждый маломальский царь нарекал себя сыном Бога. Кто имел крепкую власть и мог создать преемственность, соответственно, продлить свой культ личности и после смерти, впоследствии почитался, так сказать, добровольно-принудительно как сын Бога. Я даже немного забегу вперед и скажу, что христианство и утвердилось в широких массах, потому что провозглашало Бога для средних и ниже среднего слоев населения. Проще сказать, для батраков и рабов. Для понимания объясню, – рабам не положено было не только иметь собственность, но и иметь Бога, божье покровительство. Это было некое оскорбление для власть имущих и богатеев, потому как ставило раба на уровень знати. По большей части это и стало главным мотивом преследования Христа. До пришествия на землю Сына Божия люди представляли Бога как всемогущего Творца, грозного Судью, пребывающего в неприступной славе. Иисус Христос дал новое понятие о Боге как о близком, милосердном и любящем Отце. Однако тут опять некоторые неясности. Если там, в то время была тирания Ирода и диктат Пилата, каким образом Христос мог помогать угнетенным, обездоленным, ущемленным, больным и всякому нуждающемуся? Понятно, если это была бы помощь как словесное утешение, но в этом случае многим не составляло бы труда говорить красивые и приятные слова. Ведь в то время было очень много бродячих и небродячих проповедников. В древнем мире это было своеобразной политической декларацией и даже модой. Медицины-то профессиональной не было, да и наука была как нечто из области фантастики. Поэтому тот, кто мог излечить от какой-либо болезни, тем более тяжелой, а уж если еще и мог бы нечто научное применить, знание астрономии или химическое взаимодействие металлов, – этот человек автоматически наделялся сверхъестественной, божественной аурой. Расскажу немного о происхождении евангельского текста. Да, кстати, естественно, все это не моя личная интерпретация, местами я буду цитировать разные источники, поэтому, возможно, где-то повторюсь. Я после нашей своеобразной лекции сброшу файлы для общего доступа, вернее, их вам запишут на внутреннюю искусственную память, в спорных ситуациях вы всегда сможете рассмотреть мнения.
Ученый сделал паузу и продолжил:
– Теперь пойдем по тексту. Все новозаветные священные книги написаны на греческом языке, но не на классическом греческом языке, а на народном александрийском наречии греческого языка, так называемом «койне», который понимало все культурное население Восточной и Западной Римской империи. Евангелисты потому и писали на этом языке, чтобы сделать новозаветные священные книги доступными для чтения и понимания всех образованных граждан. Для письма употреблялись только большие буквы греческого алфавита, без знаков препинания и даже без отделения одного слова от другого. Малые буквы стали употребляться только с IX века, равно как и раздельное писание слов. Знаки же препинания введены только после изобретения книгопечатания в XV веке. Нынешнее разделение на главы было произведено на Западе кардиналом Гугом в XIII веке, а разделение на стихи – парижским типографщиком Робертом Стефаном в XVI веке. Во второй половине IX столетия новозаветные священные книги были переведены на «язык словеньск», до некоторой степени общий для всех славянских племен. Современный русский перевод сделан в первой половине XIX века… Теперь немного о времени написания Евангелий. Время написания каждого из них не может быть определено с безусловной точностью. Есть преобладающее мнение, согласие, по временному периоду: все они были написаны во второй половине I века. Это мнение исходит из того факта, что многие древние летописцы, философы, авторы делают ссылки на некоторые новозаветные священные книги. Однако есть и другие мнения. И, скажу вам, очень даже правдоподобные. Правдоподобные – в смысле подкрепленные анализом и исследованиями. Например, Бру́но Ба́уэр – немецкий философ-гегельянец, теолог, религиовед, библеист, историк и публицист – опровергает историческую достоверность и подлинность Евангелий и других священных книг, относя их появление к значительно более позднему времени. Бауэр считает, что многие религиозные тексты, идеи и мысли, содержащиеся в них, переписаны, заимствованы из трудов еврейского философа Филона Александрийского, жившего в Египте в 20-х – 54-х годах нашей эры. Конечно же, они были немного изменены и интерпретированы по-своему. В частности, в сочинениях Филона Александрийского Бауэр находит в почти готовом виде все богословие евангелиста Иоанна. Есть разные мнения насчет подлинности всей этой истории, но, вы же понимаете, сторонников подлинности больше. По крайней мере пока. Этому сопутствовал как общий настрой к переменам, так и желание власть имущих адаптировать учение под свою пропаганду. А уже производными были такие факторы, как… в общем, на это работали и крестовые походы, и пропаганда, и переписчики, и политики, в частности, тот же Бруно считал христианство изобретением не иудейским, а греко-римским, а главное – инквизиция. Однако главный козырь оппонентам подлинности дают те же самые верящие в подлинность. Дело в том, что, кроме официальных Евангелий, есть еще другие, до 50 писаний, претендующих на апостольское происхождение. Церковь отнесла их к списку «апокрифических» – то есть недостоверных, отвергнутых книг. Эти книги содержат в себе искаженные и сомнительные повествования. Но, обратите внимание, это с точки зрения богословов. В первую очередь христианских богословов. К таким апокрифическим Евангелиям относятся «Первоевангелие Иакова», «История Иосифа Плотника», «Евангелие Фомы», «Евангелие Никодима» и другие. В них, между прочим, впервые записаны легенды, относящиеся к детству Иисуса Христа… Еще один факт в пользу отвергающих подлинность истории – засекречивание этих писаний. Вы не можете их ни купить, ни взять в библиотеке. И это наводит на мысли. Да, чуть не забыл, о них стараются даже не упоминать, чтобы и мысли у вас не возникло – а что же там? Видимо, там, кроме предназначенного для паствы повествования о жизни и учении Христа, о его распятии, смерти и погребении, а после воскресении из мертвых, есть нечто, что не должно вызывать вопросы и сомнения в умах прихожан. Да и не только прихожан.
Теолог ненадолго замолчал.
– Вообще, я не хотел бы акцентировать внимание на мнении о вере и неверии, однако замечу, что и атеисты, и люди, более склонные искать научное объяснение всему происходящему, и истории в том числе, имеют право на свое мнение. Почему-то никто не считает оскорблением веры атеистов в отсутствие Бога утверждение о существовании Бога. Ведь атеисты тоже верят в свою правоту. Возможно, услышать такое от меня, представителя церкви, покажется странным, однако именно отсутствие права атеистов быть равными верящим в Бога и говорит о страхе перед их верой. Ладно, не будем о спорах, хотя весь рассказ и последующее его применение основано на споре. Ведь споры существуют и внутри христианских конфессий. Что же говорить о разных вероучениях между собой. Для меня все эти споры именно и рождают истину или по крайней мере дают альтернативную точку зрения на утверждения, принятые за основу. И тем более с научной стороны открывают картину мира в разных ракурсах, в том числе и мифологической его ипостаси. Вот, например, интересное. Обычным символом для четырех Евангелий служит таинственная колесница, которую видел пророк Иезекииль при реке Ховар, которая состояла из четырех существ, напоминавших своим видом человека, льва, тельца и орла. Эти существа, взятые в отдельности, сделались эмблемами для евангелистов. Христианское искусство, начиная с V века, изображает Матфея с человеком или Ангелом, Марка со львом, Луку с тельцом, Иоанна с орлом. Из четырех Евангелий содержание первых трех – от Матфея, Марка и Луки – во многом совпадает. Их называют синоптическими, от греческого слова «синопсис», что значит «изложение в одном общем образе». Синоптические Евангелия рассказывают в основном о деятельности Господа Иисуса Христа в Галилее, а евангелист Иоанн – в Иудее. Синоптики ничего не пишут о жизни Иисуса в ранние годы. Ничего о жизни его в Иудее и Иерусалиме. Хотя из их повествования можно понять, что у него там были сторонники и друзья. Например, владелец горницы, где происходила Тайная вечеря, и Иосиф Аримафейский. Основная разница между синоптиками и евангелистом Иоанном заключается в беседах Господа. У синоптиков эти беседы весьма просты, легко доступны пониманию, у евангелиста Иоанна – они глубоки, таинственны, часто трудны для понимания. Синоптики выставляют более человеческую сторону Христа, а Иоанн по преимуществу – божественную. Для лучшего истолкования и понимания Евангелия нам необходимо ближе познакомиться с личностью, характером и жизнью каждого из четырех евангелистов и обстоятельствами, при которых каждое из четырех Евангелий было написано.
Ученый на несколько минут перевел дух и принялся говорить с новыми силами:
– Начнем с Евангелия от Матфея. Евангелист Матфей состоял в числе 12 апостолов Христовых. Евангелисты Марк и Лука именуют его Левием. У евреев было в обычае иметь несколько имен. До своего призвания к апостольскому служению он был мытарем, то есть сборщиком налогов, и, как таковой, конечно, нелюбим своими соотечественниками евреями и особенно духовными вождями еврейского народа, книжниками и фарисеями. Однако, получив благосклонность Христа, узрев в нем возможность покаяния и изменения своей сущности, он стал преданным его последователем и особенно близко принял к сердцу дело спасения именно своего родного еврейского народа, столь пропитавшегося к тому времени ложными понятиями и фарисейскими взглядами. Поэтому считается, что его Евангелие написано преимущественно для евреев. В своем изложении Матфей ставит своей главной целью доказать им, что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, о котором говорили ветхозаветные пророки; что ветхозаветное откровение, затемненное книжниками и фарисеями, только в христианстве уясняется и обретает свой совершенный смысл. Тут я должен разъяснить: сами иудеи, приверженцы иудейской религии, никоим образом Христа не принимают за мессию и даже за пророка. Матфей долгое время и проповедовал в Палестине. Потом удалился для проповеди в другие страны и окончил свою жизнь мученической смертью в Эфиопии.
Ффитноп привычно осмотрел аудиторию и объявил:
– Перейдем к Евангелию от Марка. Многие уверены, что все авторы Евангелий являются апостолами Христа. А вот и не так все на самом деле. Вот Марк, например, не состоял в числе двенадцати апостолов. Между прочим, это и есть важный показатель, который заставляет сомневаться в полной реальности всех историй, данных в мир, от евангелистов. Почему-то Евангелия от самих апостолов, тех, кто непосредственно участвовал в процессе, скрыты. Или находятся под запретом для всеобщего ознакомления. А вот Марк не являлся постоянным спутником и слушателем Господа, каким был, например, Матфей. Свое Евангелие он написал со слов и под руководством апостола Петра. Между прочим, Марк носил еще имя Иоанна. Кстати, в этом плане обратите внимание на революционные клички соратников Ленина и вообще поинтересуйтесь их реальными фамилиями, да и именами с отчествами тоже. Ну ладно, не будем отвлекаться. Я об этом как-нибудь потом расскажу.
Ученый загадочно улыбнулся.
– Марк сопровождает в первом путешествии апостола Павла вместе с другим его спутником Варнавой, которому он приходился то ли племянником, то ли двоюродным братом. По преданию, апостол Петр поставил Марка первым епископом Александрийской Церкви. Там Марк мученически умер, я бы сказал, погиб. Как я уже сказал, Марк написал свое Евангелие со слов апостола Петра. В нем очень мало говорится об отношении учения Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и совсем немного приводится ссылок на ветхозаветные священные книги. Почему-то он не пишет даже о Нагорной проповеди. Зато в своем Евангелии он расписал вдохновенно о чудесах Христовых. О якобы совершенных им чудесах, а может, и не якобы. Но тут я должен напомнить тем, кто знает, или пояснить тем, кто не знает, – чудеса как бы в христианстве запрещены. Вспомните костры инквизиции. И вообще, есть такой крутой прием, направлен он на предотвращение появления мессии не по воле и не под контролем тех, кто управляет церковью, а через нее верующими. Так вот, это такой хитрый прием, который гласит: когда придет мессия, как бы свершится Второе пришествие, перед этим должен быть антихрист, он себя провозгласит мессией, причем ожидающие, почти все, его примут. И одним из доводов, по которому его примут, будет именно совершение чудес. А хитрый ход, потому как всегда «чужого», то есть не из клана своей конфессии, можно назвать лжемессией, даже если он будет соответствовать всем канонам. Причем в этом тактическом ходе можно любого наречь антихристом, даже если он будет соответствовать учению о втором приходе. Сначала признали, а потом, если выйдет из-под контроля, заклеймить дьяволом и сатаной. На худой конец – чародеем. Этот прием является еще одной составляющей в сложной формуле божественного определения мироздания. И Марк внес туда очень важное. В его Евангелии Иисус уже преподносится как божество. Если у Матфея он еще воспринимается как «сын Давидов», так как, по преданию, мессия, то есть спаситель, должен из этого рода быть, то Марк его титулует – Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь Вселенной.