Полная версия
Иисус и Христос
– Так вот, стража внимательно следила за осужденным и его сопровождающими, порою собиралось много не только родственников, но и праздных зевак. Охрана присутствовала вплоть до того момента, пока полностью не убеждалась в наступлении смерти осужденного.
Рангит опять прошелся по залу, чуть склонив голову, с задумчивым видом. В очередной раз взглянув на Рутру, как бы получив негласное одобрение, продолжил:
– Немного о самом кресте. Римляне использовали для распятия разные виды крестов. Т-образные, Х-образные и традиционное католическое распятие. Вернее, форму креста, которую взяло за основу католичество. Этот вид креста наиболее точен как вариант, на котором был распят Иисус согласно преданию от Матфея. Он пишет следующее: «И поставили над головой Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37). Здесь евангелист говорит о табличке, на которой было записано обвинение Спасителя. Но вполне очевидно, что для того, чтобы поместить над головой Христа такую дощечку, необходимо, чтобы основной вертикальный столб имел продолжение вверху, над поперечным брусом, то есть необходимо, чтобы крест был четырехконечный, а не трехконечный связанный (в виде буквы Т), а также не сбитый (в виде буквы Х). После прибытия на место распятия осужденного раздевали донага, а его одежу отдавали воинам, охранявшим крест. Однако в Иудее, идя навстречу религиозным убеждением евреев (Быт. 9:22–23; Лев. 18:6–19; 20:17; Ос. 2:3), римляне оставляли осужденным набедренную повязку (Мишна. Санхедрин. 6:3; Тосефта. Санхедрин. 9:6). После этого осужденного помещали на крест. Фиксация тела распинаемого могла осуществляться по-разному. Ноги распинаемого сгибали в коленях и прибивали к статикулуму гвоздями либо фиксировали веревками. Осужденных могли также распинать на крестах, уже вкопанных в землю. Солдаты при помощи веревок поднимали тело осужденного, а остававшиеся внизу помогали им. Распинаемый, поднятый до надлежащей высоты, за руки привязывался веревками к патибулуму, после чего на его запястья ставили два железных гвоздя, которые ударом молота вгоняли в дерево. Солдаты, стоявшие внизу, в это время привязывали либо прибивали к статикулуму ноги осужденного. Для этого их ему либо складывали таким образом, чтобы одна стопа покрывала другую, после чего через обе стопы разом вбивали один гвоздь, либо прибивали гвоздями каждую стопу по отдельности. Как были прибиты ноги Иисуса Христа, одним или двумя гвоздями, точно не известно. Одни отцы Христианской Церкви (св. Григорий Назианзин, египетский епископ Нонн) указывали на один гвоздь, а другие (св. Григорий Турский, Киприан) говорят о четырех гвоздях – двух для рук и двух для ног. Иконография православной церкви приняла второе предание, а римско-католической – первое. Применяли разные устройства для того, чтобы распятый человек мог держаться на кресте. Иногда использовался небольшой уступ… или седалище, которое размещали между ногами осужденного. Чтобы увеличить страдания казненного, уступ иногда делали остроконечным. Традиционная христианская иконография и живопись изображают распятого с руками, пробитыми гвоздями посредине ладоней. Однако исследования, выполненные в первой половине ХХ века Pierre Barbet – главным хирургом в Парижской больнице Св. Иосифа, показали, что христианские художники достаточно сильно заблуждались. Проведя ряд экспериментов с ампутированными руками, а также с трупами, P. Barbet обнаружил неожиданные на то время факты. Оказалось, что при прибивании к кресту на уровне середины ладоней кисти срывались с гвоздей при нагрузке около 39 кг. Экспериментальные данные подтвердили математические вычисления, показавшие, что при положении на кресте, во время которого руки распинаемого отходят от туловища к патибулуму под углом примерно 68º, тело осужденного обязательно сорвется с креста. Ища анатомическое место, которое могло бы, с одной стороны, максимально соответствовать евангельскому тексту и историческим хроникам, а с другой – надежно удерживать на гвоздях вес распинаемого, P. Barbet пришел к выводу, что для этого наиболее хорошо походит имеющееся на запястье пространство Десто. При пробивании ладони гвоздями через это место не повреждаются крупные кровеносные сосуды. Расхождение выявленных в работах P. Barbet данных с традиционной иконографией можно объяснить тем простым фактом, что начиная с IV века наше эры, после эдикта Константина Великого, в христианском мире казнь посредством распятия была запрещена и многие знания об этой процедуре были со временем забыты. Еще один немаловажный факт: в первой четверти ХХ века французским врачом А. LeBec было сделано предположение, что смерть при распятии наступала вследствие удушья. Данное предположение в настоящее время принято как основная причина смерти при распятии. По мере нарастания мышечной усталости распятый все больше и больше провисал, при этом вдох еще более или менее возможен, а вот выдох все труднее и труднее. В итоге неизбежные судороги мышц давали возможность дышать только за счет сокращения диафрагмы, а это уже, в свою очередь, приводило к развитию удушья, от которого распятый человек и погибал. Вкупе с тяжестью дыхания при каждой попытке изменить положение на кресте кости запястья и стоп проворачивались вокруг вбитых гвоздей, а поврежденные при бичевании мягкие ткани спины обдирались о статикулум, что доставляло распятому сильнейшую боль, а чтобы говорить – человек должен набрать в легкие достаточное количество воздуха, поэтому для произнесения каждого слова распятому надо было подниматься на кресте. Для этого казненному каждый раз, при мучительных болях, надо было опереться на пронзенные гвоздями ноги и одновременно подтянуться на прибитых к кресту руках. Представьте, какую сильнейшую боль приносило распятому человеку каждое произнесенное на кресте слово. Если, конечно, это вообще было возможно. Тем более что Иисус умер через три часа после распятия. Этот факт придает всей истории еще большую мистичность, он вроде прост, но говорит о многом: от теории заговора и постановочного спектакля до скудости воображения, убогой фантазии авторов Евангелий; от первородного фашизма, проявленного римскими легионерами в азартном избиении религиозно-политического лидера иудеев, до женственности натуры Иисуса, болезненности и слабом здоровье. А есть еще одна формула, объясняющая весьма логично этот факт скорой смерти, с учетом того, что Иисусу не перебили колени, в отличие от остальных казненных рядом с ним (а те, если вам известно, не умерли к моменту объявления Иисуса умершим), но об этом, пожалуй, помолчу – сперва проверю в миссии, потом озвучу.
По залу прошел легкий гомон.
– Для примера опять же могу привести казнь соратников Спартака. Некоторые из казненных были живы спустя три дня после распятия. Помните же, тогда распяли 6 тысяч человек, нет основания думать о проявленной жалости к ним до распятия. Чем больше времени проходило от момента распятия на кресте, тем больше сил терял казненный, у него нарастали судороги и мышечная боль, все более выраженной становилась дислокация суставов пояса верхних конечностей, все чаще он принимал положение, препятствующее нормальному дыханию. Вдох осуществлялся только за счет диафрагмы, что постепенно приводило к развитию выраженного удушья, от которого в конечном итоге распятый человек и погибал. Иногда, чтобы сократить время ожидания смерти, распятым молотом перебивали кости голеней, о чем я только что упомянул. В таком состоянии у распятого быстро наступало удушье. Примерно через пятнадцать минут. Теоретическое предположение, что смерть осужденных при помощи такого метода казни наступала от, скажем так, невозможности дышать, в настоящее время принята практически всеми изучающими научно этот вопрос. Однако в точности никто не смог доподлинно объяснить именно смерть Христа на кресте. И в этом есть не только секрет, не только тайна, а таинственный секрет, в который, впрочем, я вас не буду посвящать. Пока. Возможно, вы поймете, я даже скажу, вычислите это сами. Вот смотрите, удушье и тяжесть сделать выдох делают невозможными все попытки не только произнести слова, но и отдельные осмысленные звуки. Однако во время распятия Иисус говорит до последнего своего вздоха. Об этом сказано во всех четырех Евангелиях. Так, например, в Евангелии от Луки сказано: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23:46). Как я уже говорил, распятые находились на кресте до момента наступления смерти несколько суток, а смерть Христа наступила спустя три, максимум шесть, часов после пригвождения к кресту, о чем достаточно четко написано в Евангелиях: «Был час третий, и распяли Его» (Мк. 15:25) и «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого (похоже на затмение): и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине (это я не могу логично комментировать пока)». «Иисус, возгласив громким голосом…» Прошу, на это обратите внимание. Это перед самой смертью! А не кажется ли вам, он так намекнул: пора меня снимать! «Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». (Лк. 23:44–46) Ни судьи, ни палачи, ни сочувствующие, а главное – ни фарисеи, следившие за распятием, не ожидали столь быстрой смерти Христа.
Рангит в образе Христа помолчал, затем снова продолжил:
– Тут нужно учесть такой фактор. Фарисеи оказались перед сложным выбором. Соответственно, и синедрион, законом которого они руководствовались. Они понимали, что распятые пробудут на крестах сутки и более, поэтому сперва хотели перенести казнь на другие дни. Дело в том, что следующий день был суббота, а еще и совпал с Пасхой. Ожидание смерти казненного, которая обычно наступала на второй-третий день, было серьезным нарушением иудейского закона. Но тут же возникает опять вопрос: чего ж тогда решили их всех казнить в этот день? Скорее всего они боялись изменения решения Пилатом. Ведь его решение было получено с трудом, жаловались на Христа и тайно, и явно много раз и ранее. Скорее всего это был основной аргумент, поэтому они решили ускорить казнь. А пошли они, конечно же, под руководством синедриона, так как добились решения Пилата с трудом. Скажем так, они оказали на него давления. Они ведь устрашали народ, кричали… Думаю, будет лучше, если я процитирую часть главы 19 Евангелия от Иоанна. Из нее, кроме прочего, вы узнаете, о гораздо меньшем времени между распятием и смертью Иисуса – менее трех часов. А Иоанн в данном случае очень достоверный источник: был другом, родственником и присутствовал при казни (в отличие от других будущих апостолов, которые в страхе разбежались). По Иоанну, в шестом часу Пилат еще допрашивает Иисуса.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
12 С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
То есть он еще и шел какое-то время. И вся остальная процедура тоже занимала время.
…Таким образом, они сами оказались перед сложным выбором. Казнить в Пасху означало оскорбить иудейский закон. А казнить нужно было срочно, пока Пилат не передумал. Дело в том, что у Христа тоже были влиятельные сторонники. Тот же Иосиф Аримафейский, о котором скоро мы вспомним. Фактор спешки послужил причиной, по которой фарисеи были вынуждены просить Пилата разрешить акт милосердия к распинаемым – перебить им голени, дабы смерть казненных наступила скоро. «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31). Пилат это разрешил, и солдаты перебили голени разбойникам. А когда очередь дошла до Христа, они обнаружили его умершим, потому не стали ему разбивать голени. И тут случается как бы непредвиденное для обывателя. Ну, скажем так, непредвиденное для несведущих в правилах исполнения казни, возведенных в определенный ритуал. Непредвиденное, я так трактую поступок легионера-стражника, потому как для несведущих он кажется спонтанным. Только не для приговоренных, свидетелей казни, а уж тем более коллег Иисуса по раввинату… да-да, Иисуса называли учителем не за глаза, не ради красного словца, не по собственному пониманию его роли, а по факту его профессиональной деятельности: он реально был раввин. Так вот, его сторонники точно знали о такой процедуре, как протыкание копьем казненного, как методе проверки – жив/мертв. Почему я вкладываю некую интригу в это, вы должны понять в процессе миссии. Это моя версия, и я считаю, она реальна.
Рангит престал совершать свой магический ритуальный ход по сцене, посмотрел на приглашенных экспертов и нервно, как могло показаться, теребил пальцами левой руки бородку. Неожиданно остановился, оглянулся на Рутру, снова пошел по своей траектории, продолжил изложение:
– Такая скорая смерть Иисуса, как я уже говорил, удивила многих и, соответственно, вызвала подозрение, в том числе и у стражников. По этой причине один из римских солдат, желая убедиться в реальности смерти Христа, пронзил его тело копьем. Хотя, может, и не поэтому: протыкали они казненных после того, как их объявляли умершими, часто, вернее, это даже было в правилах. В данном случае подозрение, приведшее к желанию удостовериться в смерти Иисуса, было весомое. В Евангелии это описывается так: «Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода…» (Ин. 19:34–35) Тут я еще раз должен напомнить о разном переводе и переписывании Библии. В частности, Евангелия. Даже сейчас сами писания отличаются в зависимости от конфессиональной трактовки, хоть и для обывателя незначительно. Я это по поводу воды. Многие тут начинают интерпретировать по-разному, чуть ли не судебно-медицинские экспертизы проводить, а я думаю здесь, как и во многих местах, неправильная трактовка или перевод. Приведу такой пример. Возможно, не сейчас нужно было его озвучить, так как очень он уж шокирующий. Надеюсь, не отвлечет от темы. Я вот о чем. Все… скажем, очень многие гадают, что же значат цифры 666, то есть число дьявола. Так вот, вы будете удивлены…
Рангит оборвал речь.
– Нет, сперва я сделаю вступление. Вот давайте вспомним грозного тирана. Хотя, возможно, для кого-то он благодетель. Мы же не живем под страхом его гнева. Ладно, я о Сталине. Напомню, при нем можно было попасть на каторгу только потому, что ты там нужен был. И благо, если не как чернорабочий. Да-да. Вину можно было придумать. Например, причиной ссылки главного коньячного мастера завода «Арарат» была необходимость подобного маэстро где-то в другом месте: там, где нужно было организовать коньячное производство. С этим связан курьезный случай. Сталин отсылал Черчиллю, любителю армянских коньяков, хороший напиток. Тот был весьма большой ценитель по этой части, предпочитал их. Как-то раз премьер Британии пишет Сталину об ухудшении качества коньяка, причем спрашивает, не поменялся ли мастер. Сталин проверил положение дел и велел вернуть мастера на родное предприятие. Есть примеры менее романтичные. Обещаю, долго разглагольствовать не буду. Скажу так, вы могли бы попасть в опалу, если даже курили бы сигареты с фильтром (тогда это было почти роскошью); не успели починить трактор перед посевной; трое соседей подтвердили ведение вами праздного образа жизни, так сказать, не по средствам, как могло бы показаться; опоздали больше чем на 20 минут на работу; не сдали все имеющееся зерно после сбора урожая, даже если семья умирает от голода. Между прочим, за это могли и расстрелять. Хотя и по любому другому поводу вас могли бы подогнать под расстрел, если было бы нужно, и за многое подобное, что сейчас кажется идиотской причиной. Если кто-то подумал, к чему это тут, добавлю: за такое можно было получить, не считая расстрела, конечно, 10 лет без права переписки. Барские замашки и подозрение в образе жизни не по средствам оценивались во столько. А вот был закон, по которому расстреливали, не в ссылку отправляли, не в тюрьму, а расстреливали за три колоска. Если вас нашли собирающим зерно на поле, даже после сбора урожая, – вам гарантирована была тюрьма. А если поймали бы с сорванными тремя колосками до сбора – расстрел, да еще и с двенадцатилетнего возраста. Трудно поверить, правда? Для чего я так отвлекся, знаете? А вот для чего. Представьте те времена, те нравы. Тем более римского императора нужно было признавать наместником Бога на земле, святым. Понимаете, откуда определение титула папы римского, да и все другие мании величия, в том числе и культ личности Сталина? Хотя культ Ленина был закваской его культа, и эта эстафета спускается аж до каменного века. Увы, такова уж природа человека. Так вот, естественно, любви к захватчикам иудеи не испытывали, тем более христиане к Нерону. Поясняю. Сперва о методе письма. Скажу так, все эти знаки препинания, правила письма, вы же понимаете, когда-то возникли; многих знаков, например, из математики при Архимеде не было. Мало того, писали не разберешь как – слитно и без заглавных букв. А еще были буквы цифрами и цифры буквами. Вспомните римские буквы. Не буду тянуть с разгадкой ребуса, раскрываю карты: в римском математическом алфавите… то есть по римскому математическому алфавиту 666 раскладывается на буквы точно так же, как и раскладывается слово, вернее, имя… – голос внезапно затих. – Я решил в последний момент все же оставить интригу, – заявил Рангит игриво после паузы. – Поясняю: иудеи не могли написать о нем открыто и, соблюдая конспирологию, зашифровывали сообщения методом нехитрой, однако известной только узкому кругу посвященных криптографией.
Рангит приблизился к краю кафедры, поднял указательный палец левой руки, потряс им немного и сказал:
– Да, при всей вашей безусловной осведомленности… я учту эту осведомленность в разных категориях и направлениях наук. Я внесу нужное пояснение, без гадания, знаете вы или нет: умение писать профессионально, именно тексты (а не жаргонную «настенную лексику», часто вульгарную), было привилегией элиты, таким же сложным занятием, как сейчас специализация IT-инженеров. Так вот, они хотели зашифровывать имя его, дабы не попасть в опалу, то есть на тот же крест или чего еще страшнее… Он использовал гораздо более изощренные в плане мучений и издевательств методы казни. Но об этом не сейчас. Изначально они хотели в переписке скрыть их определение императора как врага иудеев и, в частности, христиан… хотя между собой иудеи-ортодоксы и иудеи-христиане порою ох как не ладили… обозначить его как очень плохой человек, тиран, черт, дьявол, сатана, а после уже его имя стало своеобразной метафорой, причем при сохранении расшифровки в тайне. Именно в тайне – иначе имя Его превратили бы в смешной эрратив, потерялось бы эмоциональное устрашение. Вот так просто, оказывается, хотя и непросто, потому что я не раскрыл имя Его.
Находящийся на сцене голографический образ мужчины семита или араба, в одеянии времен начала эры, рассмеялся, обнажив желтизну оскала. В зале его смех и мимика вызвали скорее опасение и неприязнь, нежели эмоциональную поддержку. Собравшиеся размышляли, кто же все-таки Он, и думали над разгадкой тайны тысячелетий. Зал настороженно молчал, напряжение витало в воздухе.
– Обещаю, в процессе миссии вы обязательно узнаете эту тайну, – поспешил разрядить обстановку Рангит, сопроводив сказанное опять той же широкой улыбкой.
На этот раз она вызвала ответные эмоции, спустя пару секунд и несколько вздохов зал стал перешептываться.
– А теперь вернемся назад. Вернемся к крови и воде, вернее, к воде. И не забудем о времени написания Евангелий. То есть с течением времени рассказ оброс неточностями и добавками, неправильной интерпретацией, неверным объяснением. Что уж говорить о редактировании, тем более о дошедшей до нас версии. Хотя упоминание воды не имеет столь большого значения для нас, я на нем заострил внимание как бы между прочим, для внимания к форме повествования и к вариантам изложения. Многие считают именно это признаком наступившей смерти. Но почему? Разве из мертвого тела истекает вода? Уверяю вас, нет.
Последнее утверждение вызвало уже привычную легкую улыбку публики. Так называемый Иисус улыбнулся в ответ и продолжил:
– Давайте пойдем дальше. Такая скорая смерть Христа удивила не только присутствующих, но и самого Пилата. Я опять процитирую: «…пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу» (Мк. 15:43–45). Есть по этому случаю мнение специалиста по судебной медицине. Вот оно.
В пространстве перед публикой появился текст в рамке из объемных букв, воспринимаемый как 3D-изображение.
– Цитирую: «…Отмеченный ряд обстоятельств смерти Иисуса Христа, который приводится в Евангелиях, а именно – относительно скорое наступление смерти, способность Иисуса Христа к четкому произнесению слов до последних минут жизни, ясность сознания, сохраняемая распятым до самой смерти, а также поток крови и воды, истекшие из раны, нанесенной ему посмертно копьем, позволяют усомниться в обоснованности асфиксического генеза смерти Христа…» Понимая эти нестыковки, специалисты стали искать другие причины смерти Иисуса. Правда, они не подумали о главном факторе, но об этом потом. Я тоже до поры до времени не буду его раскрывать. Пока по данному вопросу озвучу следующее: в 1949 году в The Hibbert Journal вышла статья R. Primrose «Хирург смотрит на распятие», где утверждалось, что смерть Иисуса Христа на кресте была мнимая, а к наступлению летального исхода привел удар копьем. Сперва эта версия была принята за истинную. После же специалисты решили, что это ошибка. То есть, по их мнению, отмечу – профессиональному, такое быть не могло с мертвым человеком. Тем более, опять отмечу, вода. И опять же напомню, возможно, не о воде речь… или вода упомянута в иносказательном смысле. Есть и другие мнения по поводу причин смерти Иисуса. Вот некоторые …к быстрому наступлению смерти привела сердечная аритмия (Johnson C., 1978), прогрессирующий ацидоз (Wijffels F., 2000), тромбоэмболия легочной артерии (Brenner В., 2005). Однако они не объясняют истечение крови и воды из раны, нанесенной копьем. Выдвигаются различные версии причины смерти Иисуса, как и его физиологического, психологического состояния в процессе казни, однако нужно учесть главный фактор, – в Евангелиях нет данных, которые могли бы свидетельствовать о каком-либо изменении сознания у Христа. Все его речи, сказанные на кресте, и поведение полностью осмысленные. Поэтому вот эта версия для меня наиболее близка. Конечно, если не брать во внимание тот фактор, который я еще не озвучил. Вернее, это версия, которую, кстати, мы и должны проверить.
Произнеся последнее, Рангит, сделав разворот вокруг своей оси, неожиданно предстал в голографическом образе известного ученого, показывающего язык. Это произошло виртуозно и эффектно – публика выразила свои чувства с секундной задержкой. Это были неопределенные эмоции, однако всполохи восхищения и удивления показывали яркость их красок. Раскрученный бренд образа заинтриговал, а вид комичного деда с высунутым языком насмешил публику. Слушатели, которые, хотя и внимательно, но без эмоций, спокойно, воспринимали информацию, зажужжали, выражая в перешептываниях явный интерес.
– Помимо прочего, – добавил Рангит, улыбнувшись, поняв восторг, вызванный изменением образа, – миссия будет направлена в разные миры, дабы удостовериться в разных вариациях евангельской истории. Ведь есть вполне обоснованные предположения, что и вовсе не было такой истории.
Он молча начал забавно чесать себе голову, посмотрел на аудиторию глуповато, тихо, словно по секрету, сказал:
– Вовсе не было никакого цельного образа личности – одного Спасителя. То есть Иисус – собирательный образ… возможно.
После сказанного он поддержал тишину в зале молчанием на сцене, выжидая окончания мыслительных процессов.
– А теперь перейдем к завершению… и больше я вас мучить не буду, – сообщил Рангит голосом киношного персонажа.
– Впрямь как Пилат выразились, – изобразив комичную гримасу, шутливо заметила дама, похожая на известную французскую певицу Мирей Матье.
Для коллег по экспертному сообществу она была известна под звездным именем Венера. Она, судя по задиристой манере, явно желала подразнить ИскИна.