bannerbanner
Полный справочник по церемониальной магии: Подробное руководство. Каббала для виккан: церемониальная магия в помощь язычнику
Полный справочник по церемониальной магии: Подробное руководство. Каббала для виккан: церемониальная магия в помощь язычнику

Полная версия

Полный справочник по церемониальной магии: Подробное руководство. Каббала для виккан: церемониальная магия в помощь язычнику

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 8

Малкут (

), «царство» – десятая сефира. Другое название – Кавод (
), «слава». Малкут – это сфера стихий. Обладает женским потенциалом, это наиболее сложная из всех сефирот (см. текстовую вставку). Малкут олицетворяет земной мир и врата в мир божественный. Для всех остальных сефирот это шлюз в материальный мир. Малкут – дочь сефир Хокма и Бина. Она невеста сефиры Тиферет. Малкут – это последняя буква хэй (
) в Тетраграмматоне. Божественное имя – Адонай ха-Арец (
), «Повелитель Земли». Архангел – Сандалфон (
), «Князь молитвы».[120]

Шехина

«Бахир» называет женский, видимый, познаваемый аспект Бога – Шехина. Шехина, или «присутствие», – это канал, через который текут божественные воды. Другое название – Кавод, или «слава». Она граница между божественным миром и творением. Она получает жизненную силу от мужской сефиры Тиферет и распределяет эту силу на творение. Она пассивная сила, не имеющая собственной индивидуальности. Подобно зеркалу она всегда полна, но лишь отраженной сверху и снизу энергией. Шехина – это точка контакта Бога с творением.

Шехина – дочь сефирот Хокма и Бина. В отличие от Бина, который является фонтаном, Шехина – закрытый колодец. «Запертый сад – сестра моя, моя супруга; источник под замком, закрытый для всех фонтан» («Песнь песней Соломона» 4:12). В «Зоар» сказано: «Когда возникает нужда, она становится источником; когда нужда возникает, она становится колодцем».[121] Шехина должна быть защищена от зла, находящегося вне пределов ее сада, и когда появляется угроза, она становится колодцем. «Если жизнь на земле портится, Шехина становится колодцем, а ее воды достаются праведным героям».[122]

Отношения между сефирами Тиферет и Шехина основываются на сексуальном взаимодействии. Шехина – невеста шаббата, она спешит в синагогу с песней «Леха доди» («Выйди, мой возлюбленный»). Значение этой каббалистической песни из Сафеда почти утеряно для некаббалистических евреев.

Хасидизм понимает единение (двекут) как мистический сексуальный союз с присутствующей женской божественной силой: «Благоговейно двигая своим телом и напоминая себе о том, что перед тобой стоит Шехина, побудишь в себе состояние чрезвычайного возбуждения».[123] Хасиды предаются теургическому коитусу, чтобы помочь единению сефир Тиферет и Шехина.

У Шехины множество соответствий – роза, земля, источник, сад. Она одновременно чиста и очень сексуальна. Она хранительница Ковчега Завета. Она Бог, который говорил с Моисеем на горе Синай. Она врата к божественному.

Три триады и тетрада Малкут

На Древе жизни находятся три треугольника, или триады (рис. 2). Каждая триада состоит из мужского, женского и их союза. Высшая троица – это верховная триада: венец, король и королева. Кетер, Хокма и Бина – три, соединенные по двое, чтобы стать единым. Хокма и Бина – не дуальность, а сингулярность: они неразделимы. Верховная триада существует выше бездны Знания, но ниже Разума. В цветовом символизме Ордена Золотой Зари (шкала Королевы) этим сефирам соответствуют белый, серый и черный цвета.


Рис. 2. Три триады на Древе жизни


Вторая триада состоит из сефир Хесед, Гебура и Тиферет, которые формируют треугольник, направленный острием вниз – словно отражающийся от верхнего треугольника. Эта триада отвечает за лидерство и управление, милосердие и могущество. Эти противоположности примиряет Тиферет, Солнце, чей свет несет красоту и мир. Этим сефирам соответствуют первоначальные цвета: синий, красный и желтый.

Третья триада состоит из сефир Нецах, Ход и Йесод. Этот треугольник тоже расположен острием вниз, как второе отражение. Эта триада управляет стихиями и природными силами. Ее сефирам соответствуют производные цвета. Синий цвет Хесед и желтый цвет Тиферет придает Нецах изумрудный зеленый цвет. Красный цвет Гебура и желтый цвет Тиферет придает Ход ярко-оранжевый цвет. Синий цвет Хесед и красный цвет Гебура придает Йесод яркий лиловый цвет.

Малкут уникальна в герметической традиции. В иудейской каббале Малкут располагается одна внизу Древа жизни, соединяется лишь с Йесод и не входит ни в одну триаду. Однако в герметической каббале Малкут соединяется с Ход и Нецах, а также с Йесод, тем самым формируя тетраду. Малкут – это точка финального схождения всего, что находится выше. Являясь сферой четырех стихий, Малкут обладает четырьмя цветами, три из которых – это более приглушенные версии Нецах (оливковый), Ход (цитриновый) и Йесод (желтовато-коричневый). Четвертый цвет (черный) демонстрирует, насколько далеко Малкут ушла от изначального белого цвета Кетер. В то же время черный цвет предполагает возвращение в ничто Аин, чтобы возродиться в сефире Кетер. Эта мистерия служит примером каббалистической формулы «Кетер – это Малкут, а Малкут – это Кетер».

Три столпа

Десять сефирот образуют три колонны, или столпа (рис. 3). Как и в триадах, есть мужское, женское и их союз.


Рис. 3. Три столпа


Расположенный по правую сторону Древа жизни Столп милосердия олицетворяет стихию Огня. Он состоит их мужских сефир Хокма, Хесед и Нецах.

Расположенный по левую сторону Древа жизни Столп строгости олицетворяет стихию Воды. Он состоит из женских сефир Бина, Гебура и Ход. Два этих столпа уравновешивают друг друга.

Расположенный в центре Столп умеренности олицетворяет стихию Воздуха. Он состоит их сефир Кетер, Тиферет, Йесод и Малкут. Этот Срединный столп примиряет два других.

Упражнение Срединного столпа – это простая, чисто каббалистическая медитация, которой обучают в школе Золотой Зари[124]. Используя визуализацию и интонации, обучающиеся устанавливают Срединный столп внутри себя. Принимая в себя Древо жизни, обучающиеся воплощают в себе его символизм равновесия.

Вуали отрицательного существования

Древо жизни – центральная структура каббалы. Из нее развились остальные системы, символы и мистические теории. Дополнительные теории расширили символизм Древа жизни. Они объясняют различные аспекты творения и божественного, начиная с того, что существовало до начала творения.

То, что существовало во вселенной раньше, сокрыто и трансцендентно. Предсуществование невозможно описать никакими словами. Говорить о нем и представлять его можно лишь через отрицательные термины. Каббалисты называют его отрицательным существованием, называя в этом предсуществовании Бога как Аин (

), «нет» или «ничто» (рис. 4). Из чистой отрицательности возникло Аин-соф (
), «без предела», или «беспредельное». И наконец, возник Аин-соф-аур (
), «нет предела свету», или «беспредельный свет» (книга Бытия 1:3).


Рис. 4. Вуали отрицательного существования


Положительное существование началось тогда, когда беспредельный свет сфокусировался в одной точке, называемой венец. Когда из Кетер, венца, выделилась вселенная, проявился Бог и стал (в некоторой степени) познаваемым. Бог остается вездесущим и бесконечным, но проявленного Бога можно описать положительными терминами.

Четыре мира

Четыре мира олицетворяют четыре стадии творения, или четыре фундаментальные состояния бытия.[125] Каждому из четырех миров соответствует буква из Тетраграмматона и стихия. Герметическая традиция дополнила эти соответствия картами Таро и придворными картами.

Каббалисты объясняют четыре мира двумя способами. По одной версии, четыре мира – это четыре отдельных Древа жизни. Орден Золотой Зари присвоил каждому из них полноценную «шкалу» цветовых символов.[126] По другой версии, эти четыре мира – определенные сефиры на едином Древе.

Ацилут (

), «приближенность» – первый мир, ближайший к Богу. Ацилут – это мир архетипов, в котором зарождается идея – точка вдохновения. Ацилут – это йуд (
) в Тетраграмматоне, отец, соответствует стихии Огня. В Таро это масть жезлов и четыре рыцаря (или принца) придворных карт. На Древе жизни Ацилут ассоциируется с сефирой Хокма и божественными именами Бога.

Берия (

), «творение» – второй мир. Берия задает движение идее, зародившейся в сефире Хокма. Эмоциональная привязанность задает идее импульс. Берия – это хэй (
) в Тетраграмматоне, мать, стихия Воды. В Таро это масть кубков и четыре королевы. На Древе жизни Берия связана с сефирой Бина и архангелами.

Йецира (

), «формирование» – третий мир. Йецира – это мир формирования, в котором идея постепенно становится реальностью. Йецира – это вав (
) в Тетраграмматоне, сын, стихия Воздуха. В Таро это масть мечей и четыре короля. Йецира – самый большой из миров, охватывающий все сефиры от Хесед до Йесод. В центре него находится Тиферет. Йецира соответствует ангелам.

Асия (

), «делание» или «действие» – последний мир, физический. В Асии идея становится проявленным существованием: Шехина дает рождение изначально задуманному. Асия – это последняя буква хэй (
) в Тетраграмматоне, дочь, стихия Земли. В таро Асия соответствует масти пентаклей и четырем валетам (или принцессам). Асия связана с Малкут и интеллектом.

Четырехуровневый процесс творения можно объяснить на простом примере. Ацилут – это момент пробуждения, когда на ум приходит одна мысль – кофе. В это мгновение у вас появилась идея того, что нужно проявить, а именно чашку кофе. Ничто не удерживает вас от проявления этой чашки кофе. Йецира – это процесс варки кофе: постепенно ваш кофе приобретает форму и задействует все ваши органы восприятия. Ваше утро уже происходит, вы уже проснулись, и день уже приобретает форму. Наконец полностью проявленный кофе изливается из Йесод в сосуд Асии. Четырехуровневый процесс творения завершен, и ваша идея реализована. Теперь вы можете выпить настоящий кофе.

Части души

В «Библии» на иврите для обозначения души используется пять разных слов. По мнению каббалистов, каждое слово означает отдельную часть человеческого существа. «Бахир» упоминает пять названий души: нефеш, руах, нешама, хайя и йехида. А в книге «Зоар» названы только три: нефеш, руах и нешама. Каббала Лурии восстановила другие два: хайя и йехида.

В герметической каббале четыре из пяти аспектов души соответствуют четырем мирам. Соответственно, человеческое рождение повторяет четырехуровневый процесс, с помощью которого Бог создал вселенную.

Йехида (

) означает «индивидуальность», или «единственность». Эта часть души не соотносится с частями мира, она божественна, она – тождество Бога и человека, которое было до создания человека. Эта часть души соотносится с Адамом Кадмоном (см. далее).

Хайя (

), «жизнь», соотносится с Ацилут, Хокма, Огнем и йуд. Это жизненная сила, искра жизни. «Это и есть неразбавленная Жизненная Сила в своем истинном обличье».[127]

Нешама

), «дух», соотносится с Берия, Бина, Водой и хэй. Это интуиция, «та часть нас, которая поднимается над процессом мышления и вибрирует в величайшей гармонии с абсолютною реальностью».[128] Это «высший человек» в И-Цзин или суперэго Фрейда.

Руах (

), «дыхание» или «ум», соответствует Йецира, нижним семи сефирам от Хесед до Йесод и вав. Здесь душа проявляет интеллект и рассудок. Это эго и «низший человек» в И-Цзин.

Нефеш (

), «душа», соответствует Асия и Малкут. Это рождение души в материальном теле. Это основные инстинкты, животная часть души, где действиями управляют выживание и нужда. Это id (лат. «оно»).

Адам Кадмон

По мнению Платона, человек – это маленькая модель вселенной, микрокосм. В Библии сказано, что человек сделан по образу Бога. На схеме Древа жизни платоновская и библейская темы переплетаются друг с другом. Она олицетворяет одновременно макрокосмическую вселенную, Творца вселенной и микрокосмического человека.

Адам Кадмон (

), «первоначальный человек» – это наделенная человеческими качествами версия Древа жизни и сефирот. Это архетипический человек, совершенная личность. Адам Кадмон – это Адам до его изгнания из Эдемского сада. Некоторые каббалисты считают его пятым миром и сопоставляют с Йехида (наивысшей частью души).

Адам Кадмон воплощает Древо жизни. Верховная триада – голова. Хесед и Гебура – правая и левая руки. Тиферет – тело, или ствол. Нецах и Ход – правая и левая ноги. Йесод – фаллос, гениталии Адама, а Малкут – его стопы.

Зритель видит Адама Кадмона со спины, а не в фас. Как сказал Бог Моисею: «…ты увидишь меня сзади, а лицо мое ты не увидишь» (Исход 33:23).[129] Его правая рука – это Столп милосердия, а левая рука – Столп строгости. Этот момент привел к большой путанице в герметической каббале. Правая рука Бога – это всегда мужская сторона, а левая рука – всегда женская сторона.

Самый простой способ постичь Древо жизни – потренироваться его рисовать. Изображение основано на геометрии, так что вам понадобятся только циркуль и линейка. С помощью одной линии и трех с половиной окружностей вы определите расположение сефирот (см. текстовую вставку). Регулярно рисуя Древо жизни, вы запомните все его детали. А подписывая на рисунке соответствия, вы постепенно выучите систему каббалистического символизма.

Некоторые основы практической каббалы

Два ответвления каббалы дополняют и уравновешивают друг друга. Для теоретической каббалы необходим более вдумчивый, кабинетный подход, а практическая каббала требует активности, это практикум. Теоретическая каббала строит предположения о десяти сефиротах, а практическая каббала работает с двадцатью двумя буквами иврита.

Алфавит

Изучать каббалу, конечно же, можно, не зная иврита. О теоретической каббале опубликовано много книг на английском языке, которых интересующимся хватит на много лет чтения. Но для практической каббалы требуется знать хотя бы ивритский алфавит.

Как нарисовать Древо жизни

Шаг 1. С помощью линейки начертите длинную вертикальную линию. Это Срединный столп (рис. 5).

Рис. 5. Как нарисовать Древо жизни (шаги 1–3)`

Шаг 2. Верхняя точка этой линии это Кетер.

Шаг 3. Установите циркуль так, чтобы его радиус равнялся одной четвертой длины линии. Поместите иглу циркуля в точку Кетер. Начертите полукруг под Кетер. Точка пересечения полукруга с линией – это Даат.

Шаг 4. Поместите иглу циркуля в точку Даат. Проведите окружность вокруг Даат. Точки пересечения окружности с полукругом – это Хокма и Бина. Точки пересечения с линией – Кетер и Тиферет (рис. 6).

Рис. 6. Как нарисовать Древо жизни (шаг 4)

Шаг 5. Поместите иглу циркуля в точку Тиферет. Начертите окружность вокруг Тиферет. Точки пересечения этой окружности с предыдущей – это Хесед и Гебура. Точки пересечения этой окружности с линией – Даат и Йесод (рис. 7).

Рис. 7. Как нарисовать Древо жизни (шаг 5)

Шаг 6. Поместите иглу циркуля в точку Йесод. Начертите окружность вокруг Йесод. Точки пересечения с предыдущей окружностью – это Нецах и Ход. Точки пересечения этой окружности с линией – Тиферет и Малкут (рис. 8).

Рис. 8. Как нарисовать Древо жизни (шаг 6)

Шаг 7. Поменяйте настройки циркуля так, чтобы его радиус был равен одной четвертой расстояния между Тиферет и Йесод. Нарисуйте десять небольших окружностей вокруг фокальных точек сефирот (рис. 9).

Рис. 9. Как нарисовать Древо жизни (шаг 1)

Шаг 8. С помощью линейки соедините фокальные точки сефирот, чтобы изобразить оставшиеся непрорисованные пути (рис. 10).

Рис. 10. Как нарисовать Древо жизни (шаг 8)

Шаг 9 (опциональный). Измерьте линейкой половину радиуса окружности сефиры. Расширьте пути на полученное таким образом значение (рис. 11). (Технически ширина путей должна равняться 30° круга сефиры, или одной двенадцатой окружности, но если круги очень маленькие, то разница между 2πr ÷ 12 и r ÷ 2 заметна не будет.)

Рис. 11. Как нарисовать Древо жизни (шаг 9)

Шаг 10: (опциональный). Добавьте на пути и сефироты полезную информацию или закрасьте соответствующими цветами.

На первый взгляд, ивритский алфавит может показаться диковинным (табл. 1). Записывается справа налево, в нем содержатся только согласные буквы, некоторые из которых сложны для произнесения. Глубокое знакомство с ивритским алфавитом не входит в задачи этой книги. На многие вопросы можно найти ответы на первых страницах любого учебника иврита.[130]


Таблица 1

Алфавит иврита



Проще всего выучить ивритский алфавит путем его написания. Начинающим следует тренироваться в начертании «квадратным шрифтом» до тех пор, пока буквы не станут легко узнаваемы. Для ашурского шрифта потребуются каллиграфическая ручка или кисть. Существует множество книг и вебсайтов с подробными инструкциями о том, как писать ивритские буквы. Записывая каббалистические термины на иврите, можно составить собственный словарь уже знакомых каббалистических терминов. Некоторым будут полезны детские игрушки и игры, предназначенные для изучения алфавита.

Каббалисты считают иврит священным языком. Это язык Библии, язык, которым Бог сотворил вселенную. Буквы ивритского алфавита – это инструменты для творчества, хранилища божественной силы. Каббалисты работают с буквами, чтобы получить мистические озарения и даже чтобы добиться магических эффектов.

Методы и способы применения практической каббалы

Фундаментальный посыл каббалы в том, что каждое слово Библии «содержит верховные истины и величайшие тайны».[131] Даже если буквальное значение выглядит несущественным или скучным, оно все же имеет смысл. Поэтому каббалисты ищут глубинные истины, сокрытые под поверхностным значением текста. Библию они воспринимают как божественный код, который следует расшифровать благочестивому. Для обнаружения скрытой библейской мудрости каббалисты используют традиционные методы или практики, основные среди которых – нотарикон, гематрия и темура. Применение этих практик и есть практическая каббала.

Критики неустанно возражают, что любой, освоивший практическую каббалу, сможет выжать из текста что угодно. И действительно, каббалисты порой довольно свободно используют эти методы[132]. Однако еврейские каббалисты относятся к таким играм серьезно: открытия должны соответствовать установленным правилам толкования.[133] Поскольку воля Бога бесконечна, каббалисты утверждают, что в Библии таятся бесконечные драгоценности.

По своей сути практическая каббала – это медитация на сакральные слова. Ее методы – это кремень и огниво, чтобы разжечь искру интуиции. Также у каббалистов имеются практические приемы, с помощью которых можно углубить свое понимание традиционных молитв и обычаев. Практическая каббала позволяет им скрывать тайные знания, особенно при изготовлении амулетов. Порой для составления слов силы или магических имен каббалисты используют нотарикон, гематрию и темуру. Герметические каббалисты часто прибегают к ним. Некоторые авторы избегают любой практической каббалы, считая ее опоганенной магическими практиками.[134]

В целях предоставления сбалансированного обзора, мы выбрали несколько (преимущественно иудейских) примеров практической каббалы. Они показывают, как каббала обогащает иудейскую традицию – магически и не только. Также приведем несколько примеров церемониальной магии.

Нотарикон

Нотарикон (

), «аббревиация» – это всевозможное использование акронимов. В повседневном языке евреи применяют нотарикон для сокращения имен на иврите. Например, Ари (
), «лев», означает раввин Ицхак Ашкенази, то есть почтенный каббалист Ицхак Лурия.

Воспринимая слова как акронимы, каббалисты ищут в них более глубокое значение. Например, слово хэн (

), «благодать», они считают акронимом для хокма нистара, «скрытая мудрость». Встретив в каком-либо писании слово «благодать», каббалист расценит его как намек на скрытую мудрость. И наоборот, они воспринимают скрытую мудрость каббалы как путь к божественной благодати.

Аналогичным образом амен (

) традиционно означает Эль мелех нээман, «Бог – это преданный король», и подтверждает веру в Бога в конце каждой молитвы.[135]

Также каббалисты создают акронимы, чтобы сокращать слова, предложения и даже целые псалмы. Эта форма нотарикона часто используется в традиционных иудейских амулетах, что позволяет как сэкономить место, так и сокрыть тайны. Например, букву

можно увидеть на мезузах, она означает шаддай (
), «всемогущий». Дальше еврейский фольклор интерпретирует слово шаддай (
) как «защитник дверей Израиля»
(
).[136] Сокращение
встречается также на защитных амулетах.[137]

Другой пример часто встречающегося на ивритских амулетах нотарикона: аргаман (

), «лиловый». Это кажущееся случайным слово призывает следующих архангелов: Ауриэль, Рафаэль, Габриэль, Михаэль и Нуриэль.[138]

Обычно каббалисты составляют акронимы, используя первые буквы слов. Иногда используют последние буквы в словах. Например, на многих амулетах встречается Цамархад (

), другое имя архангела Метатрона. Оно олицетворяет книгу Бытия 1:1–5 и составлено из последней буквы каждой строфы.[139]

На страницу:
6 из 8