Полная версия
Сила позитивных моментов. Избавьтесь от стресса, выгорания и тревожности при помощи медитации всего за одну минуту в день
Когда мне было 20, я начал страдать от хронической боли. Я с головой погрузился в страдания, оградившись от реальности обезболивающими, добровольной изоляцией, видеоиграми и сном. Даже на доску вставать почти перестал, к тому же из-за артрита сильно болели позвоночник и бедра, так что в любом случае получалось бы у меня все хуже и хуже. Мне стало физически тяжело даже просто выходить на улицу, что уж говорить о любимом хобби. Мое тело словно оцепенело от боли, горя и злости. В конце концов я перестал заниматься серфингом и целый год избегал поездок вдоль побережья, пытаясь справиться с утратой.
Сейчас мне 35. За последнее десятилетие я много изучал, практиковал и преподавал осознанность и йогу. В прошлом году мне заменили оба бедра, и я смог вернуться в воду. С новыми ограничениями былая прыть выступать и побеждать поумерилась. Желание оседлать высокую волну во что бы то ни стало сменилось спокойствием: я замедлился и старался сосредоточиться на текущем моменте, наслаждаться самим процессом.
Да, я не могу больше исполнять крутые маневры с прыжками, но, боже мой, как же это прекрасно – видеть блики солнечных лучей, играющих на поверхности океана! Вот бы и раньше хотя бы время от времени ощущать, сколь велико блаженство – скользить по гребню набегающей волны, гонимой энергией, что рождена в глубинах за тысячу миль отсюда! Обращаясь к «сознанию начинающего», я могу ощутить безмерный трепет, ведь море – неиссякаемый его источник, и в такие моменты последнее, о чем я вспоминаю, это боль.
Способность исцелять разум и тело – лишь одна из суперсил благоговейного трепета. В следующей главе мы рассмотрим и другие причины столь пристального внимания к этой эмоции.
Глава 3
Секрет благоговейного трепета
На пике удовольствия и границе страха находится малоизученная эмоция – благоговейный трепет… Мимолетные и редкие переживания этого ощущения могут навсегда изменить ход жизни глубочайшим образом. Однако в области исследований эмоций о трепете почти ничего не говорится.
Дачер Келтнер и Джонатан Хайдт«Приближаясь к благоговению – моральной, духовной и эстетической эмоции»В последнее время благоговение привлекает много внимания. Ему посвящены книги, семинары, статьи в крупных газетах, выступления на конференции TED, подкасты, презентации на YouTube, и в журналах о нем пишут все чаще и чаще. Некоторые компании даже используют слово «трепет» в собственной рекламе. А разработчики и архитекторы задумываются, как задействовать это ощущение в работе – от проектирования цифровых устройств до организации эффектных музейных пространств. Но так было не всегда.
Глубокое и всестороннее понимание благоговения доходило до нас долго. Главным образом потому, что социальные психологи традиционно не рассматривали это чувство как нечто существенное для развития человека. Они не думали, что у трепета может быть практическое применение. Исследовательница Мишель Шиота из Аризонского университета сравнила восприятие трепета перед предметом роскоши: «Благоговение часто воспринимают как модный аксессуар от Gucci. Здорово, если вы можете себе его позволить, однако вряд ли в нем обязательно нуждаются все без исключения». По крайней мере, так люди привыкли думать.
Множество исследователей, включая Шиоту, подтверждают, что благоговейный трепет – это скорее необходимость, чем потакание своим желаниям. В последние годы появилось множество научных изысканий, посвященных благоговению, и полученные результаты свидетельствуют, что значение этой эмоции огромно. По словам ведущего исследователя трепета Дачера Келтнера, «оптимистичный настрой в отношении трепета имеет множество причин».
Теперь мы знаем: благоговение может помочь нам открыть для себя новый смысл – понять, что нам нравится, повысить уровень удовлетворенности жизнью и переосмыслить (или лучше понять) болезненные переживания. Например, Кирк Шнайдер, психолог-гуманист и автор нескольких книг о трепете, использует эту эмоцию в своей психотерапевтической практике, чтобы помочь клиентам справиться со сложными чувствами. «Я пытаюсь помочь людям принять свою боль и трудности сейчас, чтобы в дальнейшем они смогли сделать шаг вперед и выйти за границы текущей ситуации, и тогда эта боль уже не будет представлять собой такую угрозу. Для меня это – словно переход от парализующего ужаса к нарастающей интриге и любопытству… К подлинному удивлению и даже очарованию тем, что открыл им этот опыт».
Польза трепета для здоровья, о которой мы говорили в главах 1 и 2, от облегчения симптомов депрессии и тревожности до улучшения общего самочувствия побуждает таких врачей, как Майкл, назначать благоговение пациентам как лекарство. А Джейк в своей терапевтической практике использует трепет как эффективное средство для повышения уровня самооценки пациентов и улучшения их взаимоотношений с другими людьми.
Благоговейный трепет стоит того, чтобы его изучать, – не только из-за мимолетного чувства восторга, которое он дарит, но и из-за долговременной пользы, которую приносит. Есть много объяснений, почему нам необходимо испытывать это чувство. В дополнение ко всему, о чем мы говорили ранее, исследователи выяснили, что трепет:
● подогревает любопытство;
● заряжает энергией (особенно если эту эмоцию вызвала окружающая вас природа);
● может утихомирить беспокойный разум;
● успокаивает нервную систему;
● уменьшает воспаление;
● делает нас менее материалистичными и более щедрыми;
● повышает духовность, поскольку мы ощущаем себя частью чего-то большего, чем мы сами;
● делает нас менее эгоцентричными;
● сглаживает устоявшиеся категоричные убеждения, делая нас более открытыми и менее жесткими;
● помогает быть здесь и сейчас и развивать терпение;
● заставляет быть более дружелюбными и скромными, и мы гораздо острее чувствуем, что связаны с другими людьми;
● повышает удовлетворенность жизнью.
Все эти преимущества ценны сами по себе. А в комплексе способны сделать нас лучше, интереснее и достичь того, к чему стремится большинство, но неизменно ставит в тупик: благоговение помогает укрепить отношения и почувствовать радость, даже восторг оттого, что мы живем на этой земле.
Почему же ученые так долго не брались за научное исследование трепета?
Секрет благоговейного трепета
Наука о благоговении молода – ей всего четверть века. Несмотря на давний интерес к человеческому потенциалу и позитивной психологии, когда дело доходит до эмоций, психологи склонны более внимательно относиться к так называемым негативным аспектам человеческого поведения. На протяжении десятилетий исследователи чаще всего склонялись к изучению реакций и инстинктов выживания («бей или беги»), полагая, что более глубокое понимание эмоций, возникающих в момент переживания негативного опыта (страх, злость, гнев), будет иметь гораздо большую пользу.
Этот перекос стал исчезать к концу 1990-х годов, когда научное сообщество разглядело ценность роли положительных эмоций в нашей эволюции. И, как вы вскоре обнаружите, роль эта весьма существенна.
Прошло еще несколько лет, прежде чем ученые обратили пристальное внимание на величайшую из положительных эмоций – благоговейный трепет. Не сказать, чтобы они намеренно оставляли его на десерт. Скорее долго не могли ответить на вопрос: как вообще возможно вызывать нечто настолько сложное, как трепет?
Например, в отличие от очень одномерных эмоций счастья и страха, благоговейный трепет может быть как положительным, так и отрицательным ощущением. Испытываем мы эйфорию или ужас, полностью зависит от контекста, в котором возникает эмоция: восторгаемся ли мы чем-то, что ценим или находим удивительным, или же страшимся чего-то невообразимо могущественного.
ДВУЛИКИЙ ТРЕПЕТ
Под «трепетом» принято понимать две разные эмоции, которые исторически носили одно и то же название. И все же разница между ними существенная. Чувство, вызванное нависшей над человеком угрозой, и ощущение перед лицом чего-то позитивного, удивительного или необычного возникают в разных частях мозга.
В ходе исследования, в котором использовались внушающие благоговейный трепет видеоролики и нейровизуализация (функциональная МРТ) с целью выявить, какие области мозга активируются во время переживания трепета от страха и от счастья, ученые обнаружили соответствующие различия. Когда человек чувствует угрозу, левая средняя височная извилина тесно взаимодействует с миндалевидным телом, которое обрабатывает подобные негативные переживания. При положительном настроении эта же извилина активно включается в работу с передней и задней поясной корой головного мозга (обе являются частью системы вознаграждения) и супрамаргинальной извилиной (участвует в выражении восхищения и сострадания).
Единственное сходство между трепетом от страха и трепетом от восторга заключается в степени, в которой они могут воздействовать на нас, и в том, насколько трудно их бывает описать. Оба ощущения очень интенсивны, однако мы сосредоточимся на том из них, которое представляет для нас наибольший интерес.
Значение и контекст использования слова «благоговение» менялся на протяжении многих веков. В древности эту эмоцию описывали как негативную. Одним из первых языков, в котором появилось слово, описывающее ощущение трепета, был, вероятно, древнескандинавский. В то время и много лет спустя под благоговейным трепетом понимали ужас, связанный с нахождением в присутствии божественного существа. Кроме того, испытывать трепет человек должен был перед лицом «Божьего гнева» («побойся Бога»): если мы не будем вести себя должным образом, праведно, нас постигнет кара небесная. Библия использует еврейское слово yirah, которое переводится как «благоговейный трепет, вызывающий либо страх, либо радость и удивление, побуждая нас быть “ошеломленными и изумляющимися” Богу (Исаия 29:9) или удивляться Божьим чудесам». Или «Да убоится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной!» (Псалтирь 33:8).
К эпохе Просвещения определение слова «благоговение» смягчилось, по крайней мере в английском языке[8]. В 1700-х годах трепетом принято было обозначать переживания, не обязательно связанные с религией, а скорее с необычным в привычном или прекрасном: звуках грома или музыки, исполняемой симфоническим оркестром. Такое определение основано на идее, что эти переживания были чудесными. Сегодня значение благоговения в значительной степени изменилось по сравнению с его древними истоками. Хотя благоговейный трепет все еще может описывать ужас, он чаще используется для обозначения удивительно позитивных, захватывающих дух ощущений.
Помимо определения благоговения, исследователи столкнулись с другой проблемой: как вообще его изучать? Если благоговейный трепет ассоциируется с присутствием кого-то или чего-то экстраординарного, должны ли исследователи перенести научную лабораторию и наблюдаемых участников в одно из семи чудес света? Кроме того, чувство трепета довольно кратковременно и его трудно уловить. А как измерить? Исследователи в конечном счете справились с этими проблемами (как мы узнали из главы 1). Хотя изначально именно в силу указанных причин благоговейный трепет долго не решались сделать предметом научных изысканий. Но о нем не забыли.
Свежий взгляд на трепет
Однажды в конце 1980-х годов, сидя на террасе с видом на Сан-Франциско, Дачер Келтнер, молодой аспирант Калифорнийского университета в Сан-Франциско, беседовал со своим профессором психологии Полом Экманом. Келтнер поинтересовался у наставника, что ему следует изучать. Экман, чей взгляд был прикован к раскинувшимся перед ним захватывающим видам города, залива и бесконечного океана, вдруг восхищенно сказал: «Мурашки по коже». Эти слова, словно семечко, упавшее в плодородную почву, остались в душе у Келтнера.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Поллан М. Мир иной. Что психоделика может рассказать о сознании, смерти, страстях, депрессии и трансцендентности. М.: АСТ, 2020. 496 с.
2
Лишение человека сна – известная форма пыток, применяемая во многих странах, включая США. То, что мы закрываем глаза на подобные условия работы в медицинской сфере и многих промышленных отраслях, может иметь ужасающие последствия, учитывая возможные риски для психического и физического здоровья специалистов, которые трудятся в этих областях. Даже «Книга рекордов Гиннесса» удалила запись о человеке, который бодрствовал дольше всех.
3
33 % взрослых респондентов опасались дискриминации, направленной лично на них; 59 % назвали дискриминацию и насилие со стороны полиции в целом, вне зависимости от субъекта агрессивного поведения, основным фактором стресса.
4
Иногда непреднамеренную подготовку почвы для опиоидного кризиса приписывают трем факторам: 1) призыв Американского общества по борьбе с болью к больницам и клиникам добавить оценку боли в качестве «пятого жизненно важного показателя» наряду с температурой тела, пульсом, артериальным давлением и дыханием; 2) исследование, в котором говорилось, что люди, кому назначали опиоиды для лечения хронической боли, не становились зависимыми от прописанных препаратов, и 3) интенсивный маркетинг опиоидных обезболивающих фармацевтическими компаниями.
5
Спондилодезом называют хирургическое вмешательство, являющееся разновидностью артродеза. Цель операции – обездвиживание одного или нескольких позвоночно-двигательных сегментов за счет установки специальных конструкций, которые надежно фиксируют между собой подлежащие сращению позвонки.
6
Болезненным поведением называют процесс, в течение которого все силы организма уходят на борьбу с инфекцией, а не на пищеварение и другие важные процессы. – Прим. ред.
7
Гудолл Д., Абрамс Д. Надежное будущее. Руководство по выживанию в трудные времена. М.: АСТ, 2023. 256 с.
8
В голландском языке слова, обозначающие благоговение, ontzag и vrees, по-прежнему обозначают «страх, благоговение или ужас», что затрудняет исследователям в Нидерландах изучение положительных эффектов благоговения.