bannerbanner
Йога для женщин. Полное иллюстрированное руководство
Йога для женщин. Полное иллюстрированное руководство

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

При помощи практики йоги люди приобретают здоровье и силу тела и ума. Только когда достигнуто равновесие между телом и умом, можно достичь самореализации. Наука йоги учит, как достичь подобной гармонии, следуя искусной и стройной системе.

Йога – это философия?

Человеком управляют эмоции. Ум, как и тело, подвержен воздействию печали и радости, позора и славы, неудачи и успеха. Садхака[3], воспитывая в себе равнодушие к конфликтующим эмоциям, свободен от подобного дуализма. Йога – это философия, которая учит достижению внутреннего равновесия и сохранению самообладания как по отношению к радостям, так и к превратностям судьбы. Это философия, которая обращает человека от материального мира к духовному, к поиску истины – к исследованию природы бытия.

Определение Патанджали

Великий мудрец Патанджали определил йогу как «yogahcittavrtti nirodhah», что означает контроль над колебаниями ума, интеллекта и эго. Как волнующаяся поверхность реки дает расплывчатое отражение луны в воде, так и колеблющийся ум не может правильно отражать состояние души. Лишь ясный ум отражает душу. Для самореализации колебания ума должны быть устранены.

Великий мудрец Патанджали определил йогу как «yogahcittavrtti nirodhah», что означает контроль над колебаниями ума, интеллекта и эго.

Что такое читта?

Термин «читта», обозначающий сознание, или ум, применяется в йоге в расширенном смысле. Читта состоит из:

• ума (манас);

• интеллекта, или разума (буддхи);

• эго (ахамкара).

Сознание – это мост, соединяющий физическое с духовным. Направленное в сторону физического, оно рассеивается в погоне за удовольствиями. Направленное в сторону духовного, сознание достигает своей конечной цели. Между физическим и духовным началами существует своего рода натянутый канат (tug-or-war), когда каждая сторона как бы тянет сознание к себе. Исход зависит от того, какая гуна преобладает в том или ином состоянии – саттва, раджас или тамас.

Сознание – это мост, соединяющий физическое с духовным.

Для состояния, вызванного преобладанием саттвы, характерны просветленность сознания, спокойствие, самообладание и ясность.

Раджас-гуна делает человека активным, энергичным, напряженным и волевым. Будут преобладать такие качества, как амбициозность, твердость, смелость и гордость.

Тамас-гуна повергает человека в апатию, инертность и неведение.

Пять проявлений сознания

Читта, или вещество сознания, состоит, как сказано выше, из трех основных свойств, присущих саттве, раджасу и тамасу. Состояние психики и ее изменения зависят от того, какие гуны преобладают в данном случае. Существует пять следующих видоизменений сознания.

• Прамана – обоснованное знание, проверяемое восприятием пятью чувствами и умом; к прамане ведут три пути: пратьякша (непосредственное восприятие), анумана (умозаключение) и агама (откровения священных писаний).

• Випарьяя – неправильное видение или ошибочное знание, например когда в темноте змею принимают за веревку.

• Викальпа – это фантазия или результат игры воображения, внушенные словесными формулировками, не имеющие реальной основы; например бесплодная женщина, воображающая, что у нее ребенок.

• Нидра – состояние сна.

• Смрити – память.

Эти пять видоизменений, или вритти (vrttis), сознания отражают наш контакт с материальным миром и делают нас экстравертами. Другими словами, здесь преобладают свойства раджас- и тамас-гун. Когда преобладает саттва, сознание обращено внутрь и в человеке изобилуют доброта и чистота. Йога учит нас сдерживать эти пять вритти (vrttis) и вести духовную жизнь.

Контроль над колебаниями сознания

Патанджали предлагает двойной способ контроля над колебаниями сознания: abhyasa-vairagyabhyam tannirodhah. Это (I) изучение, или практика, и (II) отсутствие мирских желаний.

(I) abhyasa (абхьяса) – занятия, или практика

Поэт Вьяса сказал:

Знание недоступно тем, кто предается удовольствиям, и в удовольствиях отказано тем, кто учится.

В йоге нельзя ничего добиться без строгой практики. Без нее не достичь чистоты тела и ума, невозможно держать под контролем колебания сознания. Плоды материального мира не добыть без постоянных усилий, но для самопознания требуется в тысячу раз больше усилий. Дисциплинированная практика имеет моральную, физическую, умственную и духовную стороны. У Патанджали сказано:

Эта дисциплинированная практика должна быть продолжительной, непрерывной и выполняться с преданностью и уважением; только так можно подготовить основу, или почву.

(«Йога-сутры Патанджали» I, 14) (II) vairagya (вайрагья) – отсутствие мирских желаний

Совершенство не достигается ни ношением шафрановой одежды, ни в беседах; но оно, несомненно, достигается действием и постоянной практикой.

(«Хатха-йога прадипика» I, 66)

Ключ к успеху – в усердии. Вайрагья, или отсутствие мирских желаний, может быть достигнута контролем над чувствами, выполнением обязанностей без мыслей о вознаграждении и проявлением доброты и чистоты в поступках. Постоянная практика и отсутствие мирских стремлений взаимозависимы – они подобны крыльям орла. Но успешный полет возможен только при правильной координации движений крыльев.

Ключ к успеху – в усердии.

Аштанга-йога – восемь ступеней йоги

Правильная работа организма зависит от его частей. Потеря или заболевание одной из частей вредят здоровью всего организма. Та же закономерность относится к изучению йоги и ее разделов. Любая недостаточность в обучении или совершенствовании одной из восьми ступеней станет препятствием к самореализации.

Патанджали следующим образом определил восемь ступеней:

1. Яма – поведение по отношению к другим, или социальная дисциплина;

2. Нияма – отношение к самому себе, или личная дисциплина;

3. Асана – практика поз для физической дисциплины;

4. Пранаяма – контроль над дыханием для дисциплины ума;

5. Пратьяхара – отстранение, или дисциплина чувств;

6. Дхарана – сосредоточение;

7. Дхьяна – медитация;

8. Самадхи – самореализация.

Все восемь ступеней взаимозависимы и дополняют друг друга. Несмотря на кажущееся различие, они ведут к одной цели. Подобно тому как солнечные лучи преломляются, образуя спектр, йога делится на восемь взаимосвязанных компонентов.

Что касается людей, которых не привлекает духовный аспект йоги, то они могут обратиться к ней ради ее оздоровительного эффекта. Здоровье тела и ума важно для всех людей – и добивающихся успеха в мирской жизни, и стремящихся к самореализации. Йога дает равную возможность самовыражения как верующему, так и атеисту или агностику. И в самом деле, благодаря йоге многие атеисты или агностики стали верующими – двери йоги открыты для всех. Даже саньясины[4], отвернувшиеся от мира, могут извлечь пользу из йоги, так как здоровье и душевное равновесие необходимы всем. Каждому, кто стремится к физическому благополучию, душевному спокойствию или концентрации ума, йога дает то, чего он добивается, и приносит всем удовлетворение.

Йога дает равную возможность самовыражения как верующему, так и атеисту или агностику.

Великий Патанджали говорит:

«Изучение восьми ступеней йоги ведет к очищению тела, ума и интеллекта; пламя знания продолжает гореть, и пробуждается различение».

(«Йога-сутры Патанджали» II, 28).

Шаданга-йога – шестиступенчатая йога

В «Йога-сутрах» Патанджали йога описывается как система, состоящая из восьми ступеней. Однако в некоторых упанишадах йога представлена как состоящая из шести ступеней. В «Амританада Упанишаде» встречается следующая строфа:

Дисциплина чувств, медитация, контроль за дыханием, концентрация, логика и самореализация – вот шесть ветвей йоги.

(«Йога Упанишада», 6)

В «Йогачудамани Упанишаде» шесть ступеней йоги перечисляются следующим образом:

Асаны, контроль за дыханием, дисциплина чувств, концентрация, медитация, самореализация – вот шесть частей йоги.

(«Йога Упанишада», 2)

Однако эти тексты также подчеркивают, что для достижения самадхи стадии яма и нияма (социальная и личная дисциплина) считаются необходимыми предпосылками, а также асаны, такие как Падмасана и Свастикасана. Поэтому, хотя речь идет о шестиступенчатой йоге, или шаданге, обе дополнительные стадии подразумеваются как часть предмета, и между аштанга- и шаданга-йогой нет значительной разницы.

В чем же заключено главное различие между обеими системами?

Шаданга-йога предназначена для небольших групп, членов специальных школ и монастырей, обязанных придерживаться установленных в этих местах правил и поэтому не нуждающихся в особых предписаниях относительно ямы и ниямы. Патанджали вместе с тем излагает целую философскую систему для каждого в отдельности и не ограничивается какой-либо группой. Поэтому он приводит тщательно разработанные инструкции: какую следует вести жизнь и как достичь физического и душевного равновесия посредством определенных правил поведения, чтобы обрести духовное блаженство.

Согласно Патанджали, для достижения самореализации душа, интеллект, сознание и органы чувств должны действовать в унисон. Ищущему (the seeker) следует предпринять тройной поиск: бахиранга садхана (внешний поиск), антаранга садхана (внутренний поиск) и антаратма садхана (духовный поиск). Приведем схему, которая позволит читателю лучше понять, в чем состоит тройной поиск:



Прежде чем перейти к рассказу о восьми аспектах йоги, рассмотрим суть тройного поиска.

1. Бахиранга садхана – стремление к внешней чистоте

Тело – это храм души. Подобно тому как чистота храма вызывает чистые мысли, чистое тело ведет к чистому сознанию и является подходящим жилищем для Высшего Я.

В «Йогашика Упанишаде» значение чистоты тела обосновано следующим образом:

Тело – храм, а душа в нем подобна Шиве. Поэтому отбрось невежество и поклоняйся телу, считая его обиталищем Бога.

(«Йога Упанишада» I, 68)

Тело дано нам Богом в качестве капитала, чтобы использовать его для самореализации. Подобно тому как расчетливый делец использует свой капитал, чтобы получить прибыль, точно так же тело следует постоянно и упорно тренировать посредством ямы, ниямы, асан и пранаямы. Необходимо следить за поддержанием абсолютного здоровья и стабильности организма. Первый шаг к самореализации заключается в содержании тела в чистоте и здоровье. В этом и заключается бахиранга садхана – стремление к внешней чистоте.

2. Антаранга садхана – стремление к внутренней чистоте

После достижения внешней чистоты следующим шагом будет достижение чистоты ума. Чтобы этого достичь, надо разобраться, как работает ум. Для получения сведений из внешнего мира ум пользуется пятью органами чувств – носом, языком, глазами, ушами и кожей. Ум занят желаниями, а чувства следуют за умом, чтобы удовлетворить желания. Таким образом, ум одержим удовлетворением желаний. Процесс очищения оказывает большую помощь в контроле над умом и чувствами.

У ума есть шесть явных врагов: вожделение, гнев, жадность, искушение, гордость и ревность.

Чтобы победить этих врагов, стоящих на пути к самореализации, пранаяма (контроль над дыханием) и пратьяхара (дисциплина чувств) весьма существенны.

В «Хатха-йоге прадипике» о значении дыхания сказано так:

Нестабильное дыхание ведет к беспокойному уму (читте). Устойчивое, ровное дыхание ведет к стабильности ума. Оба идут рука об руку. Поэтому развивайте ровное и спокойное дыхание; тем самым ум контролируется и жизнь йога продлевается.

(«Хатха-йога прадипика» II, 2)

И далее:

Ум – властелин чувств, властелин ума – дыхание; дыханием управляет нервная система; спокойствие нервов и концентрация зависят только от ровного, плавного и ритмичного звучания вдоха и выдоха.

(«Хатха-йога прадипика» IV, 29)

Итак, внутренняя чистота достигается посредством контроля над чувствами и умом, в результате чего развивается способность к самоконтролю. После этого ученик созрел для следующей ступени.

3. Антаратма садхана – поиск души

На этой стадии ум (читта) достигает равновесия и концентрации и тем самым обращен в сторону души. Здесь ученик начинает воспитывать в себе последние три ступени аштанга-йоги: дхарану (концентрация), дхьяну (медитация) и самадхи (самореализация).

Ищущий живет в духе, он активен, но свободен от эго и низшей самости. В данном случае собственное существование не осознается, потому что достигнута «область», находящаяся за пределами чувственных удовольствий и знаний. Найдено вечное блаженство.

В «Катха Упанишаде» по этому поводу сказано:

В колеснице, названной телом, седоком является душа (атман), возничим – разум (буддхи), а вожжами – ум (манас). Чтобы прожить, победив чувства, необходимо достичь самореализации. Поэтому колесница (тело) должна быть крепкой, ибо тогда возничий (разум), пользуясь вожжами (умом), сумеет укротить коней (чувства).

(«Катха Упанишада» III, 3)

Теперь рассмотрим каждую из восьми ступеней йоги.

Яма – социальная дисциплина

Яма означает ограничение, или воздержание. Эти предписания йоги соответствуют библейским заповедям, в которых сформулирован запрет: «Не делай…»

Человек с древнейших времен живет в обществе. Он не может жить в изоляции. И как член общества он имеет определенные обязанности и привилегии. Он должен придерживаться некоторых правил, с тем чтобы обеспечить благополучие себе и другим.

Ненасилие, правдивость, бескорыстие (неворовство), умеренность в половой жизни и нестяжательство – вот заповеди Патанджали. Это великие универсальные нравственные заповеди, нарушение которых не оправдано происхождением (нарушившего их), местом, временем, ситуацией (случаем), т. е. они действительны во все времена. Выполнение этих заповедей ведет к очищению.

В текстах по йоге перечисляется несколько таких правил, считающихся фундаментальными.

«Йога Упанишада» определяет яму как ненасилие, правдивость, бескорыстие, умеренность в половой жизни, всепрощение (снисходительность), стабильность ума, благочестие (почтительность), сострадание, умеренность в пище и чистота. Этих правил десять.

«Хатха-йога прадипика» принимает те же этические принципы, которые перечислены в священных текстах йоги.

1. Ахимса – ненасилие

Насилие – это отсутствие любви. Без враждебности не может быть совершен акт насилия. Только любовь способна объединить общество и упрочить связи внутри его. В сердце йога нет ненависти, а лишь любовь ко всем. Насилие – результат страха, эгоизма, гнева и отсутствия уверенности. Ненасилие – это уважение к другим, это состояние ума.

Патанджали говорит, что любой, кто вступает в контакт с йогом, свободным от мыслей о насилии, вынужден отбросить всякое чувство вражды.

2. Сатья – правдивость

Говори правду – говори то, что приятно, но не говори неприятную правду или приятную ложь; так учит религиозная традиция, говорится в «Махабхарате».

Согласно «Даршана Упанишаде», истина – это опыт, приобретенный посредством пяти чувств. В «Йога-шастре» сказано: «Когда ум и интеллект согласны в своих суждениях, это и есть истина, это настоящее знание».

Ученик йоги должен следовать истине в мыслях, речах и действиях.

Солгавший более ядовит, чем змея. У языка нет костей, он может извиваться, как угодно, поэтому нуждается в контроле. Иначе не узнать, в какой момент он отклоняется от истины.

3. Астея – неворовство и неалчность

Подобно ветхозаветной заповеди «Не укради», астея – это принятие лишь того, что существенно для поддержания жизни. Все остальное – жадность.

Желать чужого имущества – даже в уме – такой же грех, как и воровство, Ученик, серьезно относящийся к йоге, не нуждается в богатстве, но, если оно к нему приходит, он его использует на благо других.

4. Брахмачарья – умеренность в сексе

Брахмачарья означает не пожизненное воздержание, но умеренность в сексе между супругами. Калидаса описывает в «Рагхувамше» идеального царя:

Те цари, которые вели свое происхождение от солнца, собирали богатства в целях милосердия и уступали зову пола только затем, чтобы родить сына.

(«Рагхувамша» I, 7)

Кама, или секс, несомненно, одна из пурушартх или целей жизни, а также движущая сила человеческого существования, но ее необходимо направить в правильное русло. Супруги должны быть верны друг другу, выполняя взаимные обязательства. Неумеренный секс ведет к пагубным последствиям.

Ничто не должно мешать чувствам сосредоточиваться на Брахмане, Всевышнем, иначе ученик сойдет с пути йоги.

Тело пребывает сильным и здоровым только тогда, когда манас (ум) и прана (дыхание) непоколебимы. Когда ум находится в уравновешенном состоянии, дыхание и жизненная энергия также приобретают устойчивость. Стабильность жизненной энергии придает силу и стабильность телу.

(«Йога-сутры Патанджали» IV, 28)

5. Апариграха – нестяжательство и неприятие подарков

Париграха – это стяжательство, алчность или накапливание имущества из жадности. Когда вирус стяжательства проникает в человека, приостановить эту болезнь невозможно. Несомненно, что некоторое количество денег необходимо для удовлетворения основных потребностей при экономической системе, основанной на товарно-денежных отношениях. Продукты, жилье, одежда оплачиваются деньгами. Но физическая необходимость – это не стяжательство. Болезнь стяжательства – это жадность, коренящаяся в психике. Даже вознося молитвы Богу, мы о многих вещах просим из эгоизма. Эти молитвы не из благодарности. Тот, кто не жаждет ненужных вещей и чрезмерных чувственных удовольствий, не задет душевной болезнью стяжательства.

Патанджали сказал, что тот, кто избавился от Я и Мое, способен видеть вещи в их истинной перспективе.

6. Кшама – всепрощение

Одно из качеств йога – умение прощать врагам, причинившим ему физические или душевные страдания; оно напоминает наставление Христа своим ученикам: если тебя ударили по одной щеке, подставь другую.

7. Дхрити – стабильность интеллекта

Стабильность интеллекта ведет к осознанию того, что «Я – Сущий».

8. Дая – сострадание

Быть сострадательным ко всем и проявлять это в мыслях, словах и действиях – неотъемлемая черта йога.

9. Арджава – прямота

Быть простым, прямым и справедливым – это арджава.

10. Митахара – умеренность в пище

Не поддаваться вкусовым соблазнам и есть только для поддержания тела, а не ради вкусовых ощущений, – это умеренность.

11. Шауча – чистота

Шауча – это внешнее и внутреннее очищение тела.

Нияма – индивидуальная дисциплина

Правила общения с самим собой включают в себя элементы физической и умственной дисциплины.

Чистота, удовлетворенность, рвение в практике, изучение самого себя и предание себя Богу – вот пять правил (ниямы), данных нам Патанджали («Йога-сутры Патанджали» II, 32).

Кроме того, в других текстах выделяются еще семь правил. Это вера, милосердие, скромность, здравый смысл, повторение священных имен, вера в священное писание и соблюдение обетов.

1. Шауча

Чистота имеет две стороны – внутреннюю и внешнюю. Она включает очищение пяти органов чувств и личную гигиену. Носить свою личную одежду, остерегаться заразных заболеваний – все это составляет личную гигиену. Употреблять простую и питательную пищу, а не ту, которая приятна лишь на вкус, тоже является несложным элементом внешней чистоты, без которой нельзя достичь внутренней, или чистоты ума.

2. Сантоша – удовлетворенность

Удовлетворенность – это состояние ума, имеющее существенное значение для благополучия и развития тела и психики. Недовольство ведет к жадности и зависти, которые ненасытны. Удовлетворенность порождает умиротворенность, которая приводит к чистому счастью.

3. Тапас – строгость к себе, аскетизм

Рвение в практике или строгость к себе (аскетизм) – это победа над всеми желаниями или чувственными удовольствиями путем практики очищения в мыслях, речах и действиях.

Поститься в благоприятные дни, испытывать братские чувства и смирение ко всем и контролировать свои чувства – это аскеза тела, или действия; отсутствие плохих мыслей или чувств по отношению к другим – это аскеза мысли; пользоваться речью, чтобы хвалить Бога, – аскеза в речах. Аскетизм очищает тело и ум и ведет к господству над собственными чувствами. Асаны йоги и контроль над дыханием ведут к очищению.

4. Свадхьяя – самопознание

Под самопознанием подразумевают выполнение определенных предписаний и сосредоточение всех телесных, душевных и умственных сил на самореализации. В состоянии ли бодрствования, дремоты или во сне следует неотступно сосредоточиваться на единении нашей внутренней сущности с Абсолютом.

5. Ишвара пранидхана – преданность или покорность Богу

Оставаться отрешенным и совершать все свои действия как подношение Богу – это истинная преданность. Освободившись от желаний, садхака достигает единения с Богом.

В добавление к сказанному выше «Хатха-йога прадипика» и «Йога Упанишада» приводят следующие ниямы.

6. Астикья – вера

Вера в существование Бога и в догматы Вед, Шастр и Пуран – это астикья. Вера объективна, а преданность – субъективна. В преданности заключена сила, поэтому вера должна поддерживаться преданностью.

7. Данам – милосердие, благотворительность

Приобретать богатство лишь дозволенными средствами и раздавать его с состраданием достойным – это истинное милосердие.

8. Сиддханта вакья шраванам – следование установленным доктринам

Придерживаться доктрин, устанавливающих существование Бога как реального, высшего и безграничного, – одна из обязанностей йогина.

9. Хри – скромность

Совершать предписанные Священными писаниями дела, при этом воспитывая в себе смирение и сохраняя чувство скромности при их выполнении, – это хри.

10. Мати – интеллектуальная убежденность, преданность

Последовательная вера в знания, почерпнутые из Вед и всех Священных писаний, и отбрасывание противоречащих им доктрин – это мати.

11. Джапа – повторение мантр

Джапа – это непрерывное устное или мысленное повторение мантр. Мантры произносятся с целью сосредоточения внимания на одной-единственной мысли. Это приводит к однонаправленности – экаграта.

12. Врата – соблюдение религиозных обрядов

Исполнение актов религиозного покаяния является проявлением физической и умственной дисциплины путем соблюдения враты.


Изложенные выше правила поведения применимы ко всем, следующим или не следующим по пути йоги. Они предписываются всеми религиями. Указанный ниже путь мы находим только в йоге.

Асаны – позы

Асаны – отличительная черта йоги. Они переносят практикующего с физического плана на духовный. Они – начало и основа Йога Видьи, науки йоги.

Бытует мнение, что в «Йога-сутрах» Патанджали не рассматривается физический аспект йоги и речь там идет исключительно о духовной садхане, а упоминание об асанах является лишь случайным совпадением. Считается также, что «Хатха-йога прадипика» касается только физической стороны, духовное же упоминается в ней как бы мимоходом. Обе эти точки зрения представляют собой ошибочное толкование философии йоги.

Первый раздел трактата «Хатха-йога прадипика» описывает яму и нияму такими, какими они приводятся в разных писаниях о йоге, не углубляясь в детали, так как их универсальная применимость общепризнана. Поэтому трактат начинается с третьей стадии, с асан, которые приводятся во всех деталях; постепенно описываются все ступени, которые ведут от привязанности к освобождению – это готовит ученика к стадии самадхи.

Овладение асаной, приходит тогда, когда прекращается усилие и наступает стабильность.

Под словом «асана» подразумевается удержание тела в определенной позе с бхаваной или мыслью, что Бог – внутри нас. Асана должна быть устойчивой (стхира), с тем чтобы не погасить божественную искру внутри нас. Асана-джая, или овладение асаной, приходит тогда, когда прекращается усилие и наступает стабильность. Стабильность приводит к состоянию сукхаты, или блаженства. В таком состоянии асана выполняется уже не физическим или физиологическим телом, а внутренней самостью – тело становится подвластным нам, двойственность исчезает и достигается единство тела, ума и души.

На страницу:
2 из 3