Полная версия
Йога для женщин. Полное иллюстрированное руководство
Гита С. Айенгар
Йога для женщин. Полное иллюстрированное руководство
Права на перевод получены соглашением с Allied Publishers Pvt. Ltd.
© 1983, 1997, 2013, 2019 by Allied Publishers Private Limited
© Федотова Е., перевод на русский язык, 1992
© ООО «Издательство АСТ», 2024
Предисловие
Б. К. С. Айенгар
Я пребывал в нерешительности, когда и издатель и автор настаивали на том, чтобы я написал предисловие к этой книге. Во-первых, потому что автор, г-жа Гита С. Айенгар, моя дочь и, во-вторых, – моя ученица. Ее дочерняя почтительность побуждала искать благословения у родителя и, более того, у своего наставника. Замечу также, что директор издательства – мой друг и тоже мой ученик. Мне ничего не оставалось, кроме как согласиться написать предисловие к этой книге, чтобы не разорвать наши дружеские узы. Хотя я преисполнен радости оттого, что моя дочь отважилась написать книгу об учении и практиках йоги на благо своих сестер, тем не менее я должен дать ее работе беспристрастную оценку, которую она действительно заслуживает, дабы сказанное мною не было неверно истолковано и не звучало лишь как хвалебная ода произведению моей дочери. Йога, несомненно, это само мое дыхание. Моя жизнь и все мое существо пропитаны ее искусством, наукой и философией.
Несмотря на то что Гита наблюдала за моей практикой и преподаванием йоги, сама она не проявляла ни склонности, ни желания заниматься ею. Интерес к йоге возник у нее, когда она заболела нефритом. Ее болезнь оказалась почти смертельной, так как медикаментозное лечение не приносило ей облегчения. Я чувствовал себя беспомощным родителем, у которого не хватает денег для оплаты бесконечного списка лекарств. Тогда я поставил дочь перед выбором: или заниматься йогой, единственной панацеей от ее недуга, или жить в ожидании, пока болезнь не возьмет верх. Несмотря на юный возраст – Гите было всего 10 лет, – она приняла мой ультиматум и настроилась на занятия йогой. Со временем Гита обрела уверенность в себе и посвятила жизнь практике йоги. С тех пор она прошла суровую школу обучения и овладела трудным мастерством йоги. Преданная ученица, она усердно и внимательно занималась днем и ночью, а с 1961 года обучает других. Эта книга является результатом ее обучения и опыта.
Йоге принадлежит особое место в поиске самореализации и через нее – Богоосознания. Наше тело – это вместилище ума, интеллекта и души. Для того чтобы организм смог выпутаться из клубка заболеваний, избавиться от эмоциональных расстройств, успокоить взбудораженный интеллект, надо достигнуть уровня полного самопознания, свободного от предрассудков и двойственности. Только тогда организм практикующего становится достойным обиталищем для очищенного сознания. Об этом и рассказывает данная книга.
Йоге принадлежит особое место в поиске самореализации и через нее – Богоосознания.
Овладев тонкой техникой этого искусства, Гита представила его людям, особо подчеркивая огромное значение йоги в жизни женщины. В книге описаны разнообразные асаны с пояснением их физического и лечебного воздействия, пранаяма с ее бандхами и дхьяна – медитация. Их выполнение поможет практикующим вести спокойную, приносящую удовлетворение жизнь. Очень немногие женщины достигли в йоге мастерства. В развитии этого искусства Гите принадлежит особое место: она получила признание и за свои знания, и за мастерское исполнение. Она вдохновляет других следовать ее примеру.
Вклад Гиты в йогу для девушек и женщин заключается в ясности разъяснения техники выполнения грациозных и вместе с тем сложных движений. Асаны, включающие тонкие движения, и пранаяма, регулирующая поток энергии, ритмично воздействуют на анатомические, физиологические, психические и духовные функции человеческого организма. Автор наставляет обучающихся благодаря своему знанию Аюрведы в сочетании с йогой. Она дает практические шаги, ведущие к продвижению от чисто физического плана к более высокому уровню сознания. Даже с материальной точки зрения книга полезна – она поможет женщинам, страдающим от высокой физической и эмоциональной нагрузки, вынужденным зарабатывать себе на жизнь. Это могут быть перегруженные работой домохозяйки или матери, которые должны ухаживать за детьми после возвращения из офиса или с завода. В век экономической нестабильности и быстрых социальных и культурных перемен женщинам отведена очень трудная и активная роль. Постоянное напряжение и стрессы угрожают физическому и душевному здоровью женщины, что, безусловно, сказывается на детях, а роль матери в жизни ребенка исключительно важна. Душевный покой и здоровье возможно обрести без помощи лекарств и тонизирующих средств, но посредством занятий йогой. Это является залогом здоровья, спокойствия нервов, бодрости ума и в конечном счете духовного покоя.
Автор сгруппировал асаны по некоторым общим признакам, например простые позы стоя, наклоны вперед, скручивания, прогибы назад, приемы правильного дыхания при выполнении асан; приводится также воздействие асан, оказываемое на тело, нервы и ум. Это вводит читателя шаг за шагом в практику йоги. Почти все иллюстрации в книге – ее собственные.
Автор объясняет также, как можно практиковать йогу без учителя. В разделе «Йога Курунта» («Самообучение йоге») она при помощи иллюстраций показывает различные способы правильного выполнения асан, чтобы помочь женщинам, которые не могут посещать занятия. Необходимые для этого приспособления очень просты: веревка, стена в качестве опоры и низкий табурет или скамья.
Интересно также отметить, что автор включила около 20 изображений своей сестры, г-жи Ваниты Шридхаран. Снимки сделаны на поздней стадии беременности, чтобы внушить женщинам доверие к возможности практиковать йогу даже во время беременности. Она включила и снимки нескольких сложных асан, чтобы показать: женщины могут выполнять их без каких-либо вредных последствий.
По общему мнению, йога не предназначена для женщин[1]. Это ложное представление, недооценивающее моральную, интеллектуальную и духовную миссию, выполнять которую женщины предназначены наравне с мужчинами. Автор показала, что женщины могут осилить йогу точно так же, как и другие науки и предметы, к примеру историю, право, философию, естествознание, инженерное дело, медицину и т. д., изучаемые в университетах. В наши дни множество женщин равны мужчинам или превосходят их в любой отрасли. Все больше женщин вырываются вперед и стремятся достичь новых высот, чтобы обогатить йогу – наше древнее наследие.
Я искренне надеюсь, что эта книга будет хорошо принята всеми, особенно женщинами, она написана для них.
Вступление
Гита С. Айенгар
Когда г-н П. X. Патвардхан из «Ориент Лонгман» опубликовал на языке маратхи «Йога дипику» – книгу моего отца, Шри Б. К. С. Айенгара «Прояснение йоги», он очень настаивал, чтобы я написала на маратхи книгу о йоге для женщин.
Я долго колебалась, но он продолжал настаивать. Я чувствовала, что у меня нет ни интеллектуальных способностей, ни мужества для того, чтобы написать книгу, особенно о йоге, специально предназначенную отвечать запросам женщин; но здесь внезапно в меня вселила бодрость моя мать – Амма, как я обычно ее называла. «Ты должна написать эту книгу, – сказала она, – но не для того, чтобы выставлять напоказ свои интеллектуальные достижения. Бог дал йогу как неоценимый дар для женщин, и ты обязана поведать об этом миру». Высказывания моей матери, подтвержденные ее жизненным опытом, были для меня более ценными, чем мои знания, полученные из книг.
Моя мать была праведной женщиной и вела жизнь, основанную на высоких нравственных идеалах. Мать не читала нам нравоучений, но ее джняна (знание), бхакти (преданность), карма (чувство долга) и йога выражались в ее поступках в повседневной жизни. Она была образцом для всех нас, воплощением истинной женственности. Именно моя мать дала побудительный толчок для написания этой книги.
С чувством смирения я написала несколько глав и отдала их г-ну Патвардхану на рецензию. Он одобрил стиль и изложение и рекомендовал мне продолжать работу.
У меня ушло несколько лет на то, чтобы завершить книгу. Когда она была написана, г-н Патвардхан предложил мне подготовить английский перевод с оригинала на маратхи, чтобы книга принесла пользу женщинам во всем мире. Это предложение оказалось для меня слишком неожиданным, чтобы сразу ответить «да», так как у меня есть трудности с английским языком. В конце концов мне пришлось воспользоваться услугами переводчика, с тем чтобы правильно передавать мои мысли и опыт на этом языке.
Я обратилась к моему другу г-ну П. Р. Шинде с просьбой перевести книгу, однако он не сразу согласился. Я пыталась привлечь других, но никто, кроме него, не мог выполнить эту работу. И все-таки г-н Шинде пошел мне навстречу и перевел книгу. Он сделал это весьма успешно, сохранив все нюансы оригинала, за что я глубоко ему благодарна. Я также благодарна г-ну Патвардхану, без настояний которого эта книга не увидела бы свет.
Прежде чем отважиться писать эту книгу, я задумалась над экономическим и социальным положением женщин наших дней и прошлых столетий. Социальная и политическая обстановка, статус и экономические условия жизни женщин в прошлом давали им возможность вести простую жизнь; они не знали тех трудностей, которые обременяют современных женщин независимо от их общественного положения. Текущая экономическая ситуация заставляет женщин упорно работать, чтобы создать стабильные жизненные условия и избежать тревог в настоящем и будущем. Теперь на женщину возложена двойная задача – преодоление финансовых трудностей и сохранение гармонии в семье. Ей необходимо сохранять абсолютное здоровье и гармонию, чтобы противостоять стрессам и напряженности жизни. Йога может принести женщине нужное облегчение, если она в течение дня выделит немного времени на практику.
Редко бывает, чтобы ученик нашел гуру и отца в одном лице. В этом отношении я считаю себя вдвойне счастливой. Анна – мой отец – это мой гуру. Он никогда не пытался навязывать мне своих мнений или мыслей, так же как и йога садхану. Йогу я выбрала по своему желанию. Правда, йоге я училась у него. Обучая меня йоге, отец обращался со мной не как со своей дочерью, а как с ученицей. Я знаю, что он очень требовательный учитель. Он сторонник строгой дисциплины и контроля, но стиль его обращения с учениками – мягкое убеждение, а не строгий выговор. Он рассчитывает на дисциплину и глубокое внимание своих учеников. Разве йога-садхана не есть величайшая из дисциплин?
Йога учит спокойно воспринимать как счастье, так и печаль.
Факт, что жизнь представляет собой смесь счастья и печали, является непреложным. Так и должно быть, иначе жизнь не имела бы смысла и лишилась бы своей сути. Йога учит спокойно воспринимать как счастье, так и печаль. Итак, я переполнена радостью, представляя моим читателям свою книгу «Йога для женщин», и в то же время эта радость окрашена печалью оттого, что моей матери нет больше на свете, дабы разделить со мной мою радость, так как именно она своими наставлениями и личным примером вела меня к более высоким горизонтам. Я никогда не смогу выразить переполняющую меня благодарность отцу и матери, ставшими моими гуру, разве что всегда и со всей искренностью буду следовать по пути йоги, как они меня учили.
Эта книга, написанная на основе моего многолетнего опыта и наблюдений, создана с одной лишь целью: привлечь внимание к специфическим проблемам, с которыми сталкиваются женщины. Однако она адресована и ужчинам, так как йога полезна в равной мере как мужчинам, так и женщинам. В этой книге дано описание простых приемов йоги для женщин, и я ада поделиться своим опытом с моими сестрами.
Я глубоко признательна г-ну Мохану Уэллингу, взявшему на себя тяжелый труд в подготовке фото и предоставившему в мое распоряжение свою студию.
Я благодарна мисс Раманбен Моти, нарисовавшей анатомические схемы для книги.
Мой брат Прашант и сестра г-жа Ванита Шридхаран оказали мне огромную помощь в подготовке рукописи; кроме того, Ванита добровольно предложила сниматься для книги в разных йогасанах во время своей беременности. Это ценные снимки, которые показывают, что женщины даже в этот период своей жизни могут заниматься йогой.
Я в долгу перед г-жой Сильвой Мехта за помощь в редактировании рукописи и перед г-жой Рао за печатание последнего машинописного текста.
Я благодарна моему отцу, Шри Б. К. С. Айенгару, и г-ну Джорджу Аллену и фирме «Унуин лимитед» (Великобритания) за разрешение использовать ряд рекомендаций из книги моего отца «Прояснение йоги».
Я обязана фирме «Элайд паблишерз прайват лимитед» (Дели) за издание этой иллюстрированной книги и за то, что они представили ее широкой публике и главным образом моим сестрам на Востоке и Западе.
Поклонение гуру
Гуру есть Брахман, Гуру есть Вишну,Гуру – Господь Ачьюта, он Бог.Нет никого более великого, чем Гуру,во всех трех мирах. Гуру дарует Божественную Мудрость;он Духовный Наставники подобен Высшему Богу Самому.Тот, кто поклоняется Гуру с величайшейпреданностью, постигает джняну. Бог подобен Гуру; Гуру подобен Богу;между ними нет различий.Ему следует поклонятьсяс великой преданностью. Надо всегда слушаться Гуру,к нему одному устремляя свою преданность.Его надо созерцать как Бога и Атман.Часть первая
Теория
Глава I
Первые шаги в йоге
Поэты пишут стихи о беззаботном и радостном детстве, но для меня детство было кошмаром. В возрасте, когда дети тайком срывают еще не созревшие плоды манго и тамаринда, я была прикована к постели. Меня по очереди мучили хроническая лихорадка, головные боли, озноб, кашель и боли в животе. Я переболела тифом, желтухой и дифтерией. Ко всему этому, когда мне было 10 лет, я заболела нефритом (острым воспалением почек). Излишне говорить, что я не могла регулярно посещать школу. Я настолько ослабла, что не в силах была подняться даже на одну ступеньку.
Во время тяжелого приступа нефрита я четыре дня пролежала без сознания в больнице. Врачи почти не надеялись, что я выживу, и сообщили об этом моим родителям. Но божьей милостью я осталась жива, и через три недели меня выписали. Я с облегчением вздохнула при мысли, что избавилась от такого количества ежедневных уколов! Однако мне дали длинный список лекарств. Возвращение домой я восприняла с таким чувством, будто меня выпустили из тюрьмы. Я и не подозревала, какой переворот произойдет в моей жизни после выхода из больницы.
Когда я вернулась домой, мой отец отложил в сторону список лекарств и строго сказал: «С завтрашнего дня ты не будешь принимать никаких лекарств. Или ты займешься йогой, или готовься к смерти». И уже со следующего дня я начала практиковать асаны йоги.
Постепенно мое здоровье стало улучшаться. Обычно я раз в неделю ходила на осмотр к врачам. «Состояние улучшается, продолжай принимать лекарства», – говорили врачи, а я продолжала дома заниматься йогой! Но, должна признаться, делала это не очень регулярно.
Позднее, когда иностранные студенты приезжали учиться йоге у моего отца, я испытывала чувство стыда. Я говорила себе: если иностранцы тратят уйму денег, чтобы получить пользу от йоги под руководством моего отца, то все, что я могу сделать, – это относиться к йоге серьезно и заниматься систематически. Я решила, что узнаю все о йоге и стану учителем йоги, как и мой отец. В 1961 г. моя мечта осуществилась. Эта книга – результат моего опыта преподавания йоги. За эти годы я также провела много демонстраций йоги.
Эта книга – результат моего опыта преподавания йоги.
Жизнь индийской женщины подобна хождению по натянутому канату. Ее положение в обществе, проблемы, которые ей приходится решать из-за экономических трудностей и социального давления, бремя, возложенное на нее самой природой, – все это приводит к стрессам и сказывается на ее здоровье. Чем чаще я думала о моих сестрах-женщинах, тем больше убеждалась, что всему ответ – йога. Цель этой книги – показать, как при помощи йоги женщины могут достичь полноценной жизни.
Глава II
Четыре пути, ведущие к освобождению
В наш век стремительного развития науки человек достиг новых высот. Благодаря росту скорости средств передвижения мир как бы уменьшился. Всего за несколько часов можно перебраться с одного континента на другой. С наступлением космической эры человек высадился на Луну и теперь стремится добраться и до других планет.
В области медицины предприняты такие смелые эксперименты, как пересадка сердца, а выращивая детей в пробирке, человек поистине соревнуется с самим Создателем.
Благодаря прогрессу в создании механизмов ручной труд человека доведен до минимума. Технологический прогресс лишил человека его неотъемлемого естественного права – сна. Бессонница – проклятие нашей цивилизации. Обратите внимание, какое количество снотворных и транквилизаторов имеется в продаже. Сон, вызванный транквилизаторами, отличается от естественного сна. Естественный сон протекает при спокойном состоянии психики и всего организма; он восстанавливает наши силы, готовя нас к тому, чтобы мы могли справиться с проблемами наступающего дня. Значение сна хорошо описано Вагбхатой в следующих стихах:
От сна зависят счастье и печаль, полнота и худоба, мощь и слабость, сила и бессилие, знание и невежество, жизнь и смерть.
(«Вагбхатта Аштанга Хридая» I, 7.53)Здоровый, спокойный сон дарит жизнь. Сознание отключается на несколько часов, и наши энергетические «батареи» перезаряжаются для следующего дня. Нервная система отдыхает, и утром человек просыпается бодрым и свежим. Может ли жизнь быть счастливой и благополучно развиваться, если мы утратим естественную функцию сна?
Мудрецы и философы сравнивали жизнь с колесницей, которую тащат два коня – материальный и духовный, – бегущие в унисон. Любое расхождение в скорости приводит к неблагополучию. Беда нашего века состоит в том, что материальный конь колесницы бежит быстрее духовного.
Стих из «Иша Упанишады» удачно формулирует эту мысль:
Духовное знание и материальное знание – оба необходимы. Угнетение одного за счет другого приводит к упадку. Материальное знание помогает в решении повседневных проблем, в то время как духовное способствует самореализации.
(«Иша Упанишада», 11)Есть ли способ уравновешивания материального и духовного знаний, чтобы создать условия для гармоничной жизни?
Существуют четыре пути, ведущие к самореализации:
1) путь знания,
2) путь действия,
3) путь преданности,
4) путь йоги.
Хотя эти пути разные, они стремятся к одной цели.
Путь знания дает возможность отличать добро от зла, выбирать правильную линию поведения, видеть различие между Пракрити (природой) и Пурушей (индивидуальной душой), достичь самореализации и единения с Богом.
Идущий по пути действия считает служение человечеству служением Богу. Добрые дела и исполнение своего долга ведут к освобождению.
Посвятивший себя преданности видит присутствие Бога во всех одушевленных и неодушевленных предметах. Преданный (бхакта) полон любви ко всему живому и достигает освобождения с именем Бога на устах.
Следующий по пути йоги учится контролировать колебания ума, стабилизировать его, чтобы через постижение собственной сущности, которая является кристально чистой, постичь Высшее.
В «Бхагавад-гите» Кришна советует Арджуне:
Йог выше аскета, ученого и человека действия; будь же йогином, о Арджуна!
(«Бхагавад-гита» VI. 46)Путь йоги получил столь высокую оценку не потому, что остальные три пути менее значимы, а потому что йога достигает полноты, включая в себя остальные три пути – знания, преданности и действия.
Для любого достижения необходимо единство. Без преданности и любви адвайта (нераздельность универсального духа и индивидуальной души) невозможна. Адвайту нельзя достичь одним только знанием. Знание, преданность и действие настолько взаимосвязаны, что без одного из них ничего нельзя достичь. Нет преданности без знания, нет действия без преданности, нет йоги без этих трех путей. В этом смысле йога уникальна.
Учение Аюрведы делит человеческое тело на шесть главных частей: голова, грудная клетка, две руки и две ноги.
Голова – вместилище знания, в сердце обитает преданность, а руки и ноги предназначены для действия. Путь йоги объединяет все три части – тело, ум и душу, которые действуют в унисон. Поэтому йога является основой для всех других путей.
Объясняя превосходство искусства и учения йоги в «Йогабидже», бог Шива говорит, обращаясь к Парвати:
О Парвати, ученый, отшельник, праведник и тот, кто подчинил свои чувства контролю, даже Сам Бог, не могут достичь освобождения, если не будут заниматься йогой.
И далее бог Шива говорит:
Изучив все священные писания и науки и размышляя над ними снова и снова, приходишь к выводу, что искусство и наука йоги – единственное истинное и твердое учение.
(«Шива-Самхита» I. 17)Стих из «Атрисамхиты» подтверждает значение пути йоги: йога помогает достичь знания; йога учит, в чем состоит долг человека, йога дает искупление, поэтому столь важно изучать йогу.
В «Катха Упанишаде» Яма[2] наставляет Начикету, как усвоить это знание из учения йоги:
Начикета, усвоив это знание и учение йоги от Бога смерти, познав самость, освободился от всего нечистого и стал бессмертным. Пусть и другие следуют за ним и станут такими же.
(«Катха Упанишада» I. 18)Давайте же сейчас приступим к выяснению того, что такое йога.
Глава III
Путь йоги
Слово «йога» в обыденном представлении людей вызывает разные образы. Некоторые ассоциируют йогов с отшельниками в желтой одежде, с телом, посыпанным пеплом, бредущими от селения к селению с чашей в руке для подаяния, сидящими со скрещенными ногами на вершине горы или на берегу священной реки.
Карикатуры изображают йога, восседающего на ложе из гвоздей, выполняющего трюки на веревках или шагающего по воде. На других картинах он колдун, пьющий уксус или глотающий куски стекла. Давайте же разберемся, что такое йога на самом деле.
Определение йоги
Слово «йога» происходит от санскритского слова «йюдж», что означает «слияние», «присоединение» или «объединение». Йога – это единение души с вечной истиной, состояние чистого блаженства, возникающее от победы над двойственностями. Занятия йогой обостряют способность к различению и ведут к познанию истинной природы души, которую нельзя понять полностью одними лишь органами чувств или интеллектом. Изучение йоги позволяет достичь состояния чистого сознания и реализовать внутреннюю сущность.
Йога – это единение души с вечной истиной, состояние чистого блаженства, возникающее от победы над двойственностями.
Йога освобождает от повседневных забот и расстройств, болезней и колебаний ума. Йога дает спокойствие и способность владеть собой в пору противоречий повседневности. Это искусство познания себя и познания вечной истины. Йога – это изучение функций организма, ума и интеллекта в процессе достижения свободы. Это опыт самостоятельного обретения знания, а не результат книжных знаний, борьбы с логикой или теоретической аргументации.
Йога – это философия, образ жизни, в котором искусство объединяется со знанием.
Вот как Кришна наставлял Арджуну:
Только знание йоги дает возможность просвещенному, чей ум невозмутим, отличать добро от зла и умело управлять течением своей жизни.
(«Бхагавад-гита» II. 50)Йога учит:
• выполнять свой долг, не думая о награде;
• быть вовлеченным в события повседневности и при этом оставаться внутренне безучастным;
• поступать правильно и стать свободным от этой жизни.
Йога – это искусство?Жить – это искусство. Йога повышает качество жизни. Следовательно, йога – искусство. Она возвышает мысли и дает возможность успешно преодолевать трудности жизни и сохранять при этом самообладание; йога учит направлять усилия для достижения цели в жизни; воспитывает дружелюбие, способность к сосредоточению, почтительность, удовлетворенность судьбой, радость и готовность отказаться от несущественного; прививает хорошие привычки, чувство справедливости, умение вести праведную жизнь.
Йога – целенаправленное действие для достижения окончательного освобождения.
Йога – это наука?Наука йоги состоит в приобретении знания путем наблюдения и опыта. Это наука, занимающаяся телом и умом, причем нестабильность ума побеждается контролем над телом.