Полная версия
Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь. Книга третья
Йешуа вновь поцеловал дитя, отпуская к матери.
– Такие, заново рождённые, это дети Небес. Не по возрасту своему, но по духу. В их сердцах рождается и живёт любовь, которая простирается на окружающих. На всех без исключения. И эти дети могут оказаться в трудных обстоятельствах. Однако милосердие, оказанное им, никогда не останется без награды своей. Потому как, кто одного, подобного дитю, принимает ради имени моего, тот меня принимает. А который меня принимает, не меня принимает, но пославшего меня.
Заботьтесь о тех, кого мир обходит стороной и вам зачтётся. Поскольку каждый верующий – это дитя Небес, нуждающийся в заботе и защите.
А кто введёт во искушение одного из малых сих, который уверует в меня, тому было бы полезнее повесить жернов ослиный вокруг шеи его и бросить в глубину морскую.
При этих словах, ученики издали возгласы изумления и испуга. Потому что каменный жернов, приводимый в движение ослом, весил несколько десятков килограмм. Более того, их привело в ужас само утопление. Такую форму казни осуществляли язычники, в том числе и римляне, но иудеи никогда. У них это считалось символом полного разрушения и уничтожения.
– Ввести во искушение, означает лишить верующего чистоты помыслов и развратить разум его. Более того, один обольщает другого, тот третьего и так грех ширится всё более и более. Тому в пример Хавва, которую соблазнил Сатана, и она сразу же увлекла за собою в грех Адама. Потому будьте постоянно на стороже. Чтобы ваши слова и действия не стали камнем преткновения для людей. Помните, что можно совратить с пути истины, даже не сказав и слова, только подавая дурной пример нечестивой жизнью своею.
Горе миру от этих соблазнов, ибо соблазны придут неизбежно. Но горе человеку, через которого соблазны приходят.
Мир полон искушений и это неизбежно, потому что в него вошёл грех. Он приносит несчастья и влияние его губительно. Как для тела, так и более всего, для души человеческой. Но погибать от этого нет никакой необходимости. Соблазны могут не зависеть от вас, но устоять против них вполне в вашей воле. И если человек ввергает себя в искушение, то должен винить прежде всего себя и свою беспечность. Лучше строже отнестись к себе, чем положить камень преткновения чаду Небесному. Ведь человеку придётся держать ответ не только за свои дела, но и за последствия своих деяний.
Если же рука твоя или нога твоя вводит во искушение тебя, отсеки их и отринь от себя. Лучше тебе войти в жизнь увечному или хромому нежели обе руки или обе ноги иметь, но быть вверженному в огонь вечный.
И если глаз твой вводит во искушение тебя, извлеки его и брось от себя. Лучше тебе одноглазым войти в Царствие Небесное, нежели оба глаза иметь, но быть вверженным в геенну огненную. Где червь её не умирает и пламя не угасает.
Оттого что угождение телу, ведёт в конечном итоге к потере души. Поймите, я не призываю вас буквально калечить плоть свою. Это бессмысленно. Ведь увечье не очистит вашего разума, который ввергает человека в греховность. Я призываю вас отринуть побуждения, толкающие человека на греховные поступки. Отриньте дела беззаконные, избрание путей нечестивых и желаний порочных. Мыслью своею отсекая то, что вводит тебя в соблазн. Лишь только задумав совершить греховное, представь себя калекою, без руки, ноги или глаза. Лучше умертвить страсть и пагубу в самом её зародыше, пока они ещё не завладели тобою, чем ввергать потом всего себя в муки ада.
Поймите, возмездие после физической смерти – это действительность. Все, кто сердечно не покается в содеянном и не изменят свой образ жизни, будут ввержены в геенну огненную. И это не то место за Йерушалаймом, а то место, где мучаются души, от осознания того, что лишены благого света Отца Небесного и ввержены во тьму внешнюю. Словно червь, угрызения совести, день и ночь поедают душу грешную. А пламя этих мук невыразимых, не угасает ни на мгновение. Осуждённые грешники рады бы покаяться, но за чертою нет покаяния. Рады бы умереть, но физически они уже умерли. И так они будут пребывать до самого судного дня. Ибо исправить уже ничего невозможно.
Потому смотрите, не относитесь с презрением ни к одному из малых сих. Ибо говорю вам, что ангелы их в Небесах всегда видят облик Отца моего в Поднебесье.
Не нужно приводить в смущение, своими насмешками над их слабостями. Не пренебрегайте ими как людьми ничего не стоящими. Помните, что у них есть ангелы, которые защищают их пред ликом Отца Небесного. И Он, благоволит к смиренным.
“Ибо так говорит Возвышенный и Превознесенный, Существующий вечно и Святой – имя Его. В месте высоком и священном обитаю Я, но с тем, кто сокрушён и смирен духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердце сокрушённых”.
“И на этого смотреть буду: на смиренного, и сокрушённого духом, и дрожащего над словом Моим”.
А чтобы вы в полноте усвоили, расскажу вам притчу одну.
Как вам кажется? Если будет у некоего человека сотня овец и заблудится одна из них, не оставит ли он девяносто девять на холмах, и не пойдёт ли искать которая заблудилась? И если сможет найти её, то истинно говорю вам, что радуется по ней более, нежели по девяносто девяти, которые не терялись.
Как вы знаете, отары овец всегда кочуют от одного пастбища до другого. При переходах, одна из них может с лёгкостью отбиться, забравшись на скалистый уступ за молодой травкой, без возможности слезть обратно. Она так и будет блеять одна, пока не упадёт или пока не достанется хищнику. Овцы сами виновны в том, что оказываются в таких губительных ситуациях.
Как обычно при такой отаре находятся два-три пастуха. И один из них, оставив товарищей своих, идёт искать потерявшуюся. Оттого что есть правило. Если беглянку невозможно доставить живой, то нужно принести её шкуру или кости, чтобы доказать её гибель. Потому как овцы принадлежат обычно общине и хозяину овцы нужны доказательства. Потому-то пастух не ждёт, когда беглянка сама придёт, а рискуя своим здоровьем, и днём и ночью ищет пропавшее. А найдя же её, ликует и радуется, бережно возлагая на плечи свои, неся обратно. И радуется не потому, что эта овца какая-то особенная или дорогая, но даже о самой молодой и слабой. Ведь она была в нужде и опасности, ей грозила неминуемая гибель, однако была спасена и возвращена домой.
Также и нет воли Отца моего, который в Поднебесье, чтобы погиб кто среди этих малых сих.
Он полон любви и сострадания ко всем заблудившимся и заблуждающимся грешникам. Человек не может забыть и простить оскорблений, обид и презрения к такому же человеку, как и он сам. Злоба и ненависть берут над ним верх. Потому грех возрастает и ширится. И в том повинен сам человек. Но Отец желает, чтобы даже самый закоренелый грешник осознал всё, и сердечно раскаявшись, полностью изменился, как бы родившись заново. Давая ему для этого время. Потому и вы не должны относиться с презрением к людям.
Затем, внимательно оглядев учеников своих, на сколько они понимают слова его, продолжил.
– Придёт время и собрание людей, уверовавших в Сына Человеческого, разрастётся и умножится. Потому хочу дать вам наставление.
Если брат твой, совершит проступок против тебя, привлеки его к ответственности, обличи между тобою и им одним.
Как Отец Небесный относится к человеку с любовью и всепрощением, так и человек должен относиться к другим людям. Ибо человек это образ и подобие Элохим.
“Не враждуй на брата твоего в сердце твоём. Ты увещевай ближнего твоего, и не понесёшь за него греха”.
Не вынашивай в душе своей обиды и не дай ей разрастись в злобу, разгораясь подобно пожару. Не сплетничай за спиною его и не жди, когда он к тебе явится, а сам поспешествуй.
Помните, обличение должно быть не в духе укора или попрекания, но напротив, в духе смирения и кротости. Поскольку недостаточность благоразумия, приводит порою к необратимым последствиям.
“Золотое кольцо и ожерелье из чистого золота – мудрый обличитель для внимательного уха”.
Цель обличения, простить друг друга, исправляя свершённый проступок.
Если он к тебе прислушается, то брат твой извлечёт пользу для себя. И эта распря, послужит к обновлению вашей дружбы.
Если же не прислушается, пригласи с собою ещё одного или двоих. Так, что при речи двух свидетелей или трёх постанавливается всякое дело.
Возможно, тот, кто обидел, не станет прислушиваться к твоим доводам, закрыв для этого разум свой. И никакие твои увещевания и кроткие наставления не достигнут цели своей. Тогда следует привести с собою не заинтересованных лиц. Как того требует Писание:
“Да не выступает один свидетель против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь проступке, во всяком вообще грехе, которым он согрешит. По словам двух свидетелей или по словам трёх свидетелей да будет постановлено дело”.
Пусть они выступят посредниками среди вас. Взгляд со стороны поможет более мудро рассудить ваши действия и деяния. И тогда, всколыхнувшаяся совесть и стыд помогут прийти к покаянию.
Если же не послушает их, расскажи всему собранию и сии свидетели подтвердят, что попытка примирения была предпринята, но он сам отказался её принять.
Помните, человека нельзя подвергать суду общины, пока не будут использованы все способы уладить это дело без огласки. Только тогда пусть всё собрание рассмотрит все обстоятельства, вынося всеобщее решение, кто повинен, призывая того к покаянию.
Если же и собрания не послушает, то будет он тебе, подобно как язычник и мытарь.
Тот, кто упорствует в своём прегрешении, не должен более находиться в собрании. Ведь его упрямство в нежелании покаяться может пагубно отразиться на моральном поведении всего сообщества.
Отец Небесный может попустить, чтобы согрешивший увяз в своём пороке ещё более прежнего, прежде чем до него наконец-то дойдёт осознание своего падения. И тогда, он с искренним сердцем сможет покаяться. Потому, упорствующего, надлежит полностью отстранить от сообщества, но ни в коей мере не относиться к нему как к врагу. Собрание должно беседовать с таковым в частном порядке, как с язычником или мытарем. Вновь и вновь объясняя постулаты веры своей. С кротостью и любовью, а не с заносчивостью и самовозвышением. Поскольку язычники не знают истины, а мытари, сами себя отделили от своего народа.
Целью такого наказания является привести согрешившего к покаянию, а не к полному отторжению. И как только он сердечно раскается в содеянном и примирится, то нужно вновь принять его в ряды свои с любовью и всепрощением.
Запомните, первое обличение должно быть тайным, второе со свидетелем и лишь только третье публичное.
“Не устоят нечестивые на суде и грешники – в общине праведников.
Ибо знает Йегова путь праведников, а путь нечестивых сгинет”.
Истинно говорю вам, если многое свяжете на земле, то будет связано и на Небесах. И если многое развяжите на земле, будет развязано и на Небесах.
Что запретите, то будет запрещено, что разрешите, то будет разрешено. Но помните, что с этим нужно быть крайне осторожным. Ибо как полное запрещение может привести к огромному вреду, так и полное разрешение может иметь свои пагубные последствия. Потому, всегда и во всём полагайтесь на законы благой вести. И не отступайте от них ни на йоту.
Потому вновь говорю вам. Что если двое придут к согласию с вами на этой земле о всяком каком-либо деле, и если попросят, то получат они от Отца моего, который в Поднебесье. Потому что Отец даёт не возможность избежать трудностей и затруднений, но силы преодолеть их.
Ибо где двое или трое собраны во имя моё, там я есть, беспристрастно посреди них.
Помните, что примирение и прощение кающегося грешника в содеянном, угодно Отцу моему.
– Адон, – возвысил свой голос Пётр. – А сколько же раз дозволено согрешить против меня брату моему и прощать его? Ведь он может причинять мне обиды ежедневно. Может быть его стоит прощать до семи раз? По разу за день?
– Не говорю тебе до семи раз, но до семи раз по семьдесят.
И оглядев изумлённые лица учеников, продолжил.
– Не стоит исчислять количество, ибо нет в том нужды. Ведь если будет так, как ты говоришь, то по завершении, ты сможешь отвергнуть брата своего, потому как тот достиг предела отпущенного ему.
“Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам”.
Прощение – это истоки любви, которое идёт прямо от сердца, полного доверия. Потому как доверие исключает всяческую обиду и вражду.
Сколько раз царь Саул преследовал Давида и пытался убить того, но Давид не таил на него ненависти. Оттого и возвышен был над народом Исраэйля.
Человек обязан прощать, потому что сам нуждается в прощении, ибо согрешает против Отца Небесного ежечасно. И Он, по великой милости своей и любви, постоянно прощает человека. Потому, уподобьтесь Ему в добродетели своей.
По этому поводу поведаю вам притчу одну.
Царство Небесное подобно человеческому царю, который пожелал учинить расчет, исчислив среди слуг своих. И приступив к расчётам, был приведён к нему один должник десяти тысяч талантов. Однако не имеющего, что вернуть. – Вздох изумления прокатился по рядам учеников. Потому что десять тысяч талантов была невообразимой суммой. (В пересчёте на стоимость серебра, сейчас это составило бы приблизительно 11 миллиардов рублей, а сотня динариев всего 22 тысячи рублей.)
И вот, повелел государь вывести на продажу и жену и детей и все, сколько имел, и продать. Тогда, упав ниц, слуга благоговейно молил его, говоря: «Будь терпеливым надо мною и всё возвращу тебе». И умилосердившись, государь отпустил на свободу того слугу и долг ему простил. Выйдя же, тот нашёл одного сослуживца, который задолжал ему сотню динариев и схватив его стал душить, говоря: «Возвратишь ли, что должен?» Тогда, упав ниц, этот сослуживец умолял его, говоря: «Будь терпеливым надо мною и возвращу тебе». Но он не согласился, и вернувшись, вверг его в темницу, покуда не оплатит тот задолженность свою.
И вот узнав, товарищи его, стали весьма опечаленными, и придя все вместе, разъяснили государю о случившемся. Тогда призвал его государь, говоря. «Ты негодный слуга, весь долг тот, я простил тебе, потому что умолил меня. Не надлежало ли и тебе, умилосердиться сослуживцу твоему, как и я тебе умилосердился?» И рассердился государь, предав его истязателю, доколе не возвратит всю задолженность.
Так и Отец мой Небесный сотворит вам, если только не простите всякому брату своему от всего сердца вашего.
Ведь всякий совершаемый грех – это долг человека перед Отцом Небесным, – продолжил Йешуа. – Но человек беспечен, и не беспокоится об этом, пока не придёт время расчёта. Тогда возопиёт он, вспоминая слова пророка:
“С чем встречу Йегову, преклонюсь перед Элохим Всевышним? Встречу ли Его жертвами всесожжения, тельцами однолетними?
Угодны ли Йегове тысячи овнов и десятки тысяч потоков елея? Отдам ли я первенца своего за преступление своё?
Плод чрева своего – за грех души своей? Сказано тебе, человек, что добро и что Йегова требует от тебя: только вершить правосудие, и любить милосердие, и скромно ходить пред Элохим твоим”.
Ведь никакие богатства земные не в состоянии оплатить долги греха. Человеку не стоит заблуждаться, что он по своей праведности сможет самостоятельно очиститься от преступлений своих пред Элохим, ибо это не во власти человека.
Многие разумеют свой грех, но не многие постигают его последствия. И это печалит, потому что тот, кто не осознаёт своего греха, тот не раскаивается в нём и как результат этого, не получает и прощения.
И только по беспредельной милости своей и состраданию, Отец прощает человека. Потому и человек должен быть таким же милосердным и сострадательным ко всем людям.
Человек слаб, потому прощайте брата своего всегда и постоянно, с чистым сердцем, а не только внешне. Не проявляйте бесчувственности и жестокости. Иначе будете преданы истязателю рода человеческого – Сатане. И будете мучимы и духовно и физически, пока сердечно не раскаетесь во грехах своих и полностью не исправите жизнь свою. А ежели не уразумеете этого и не исправитесь, то будете истязаемы и после смерти вашей, до судного дня.
Ко многому человек привыкает и на многое закрывает глаза свои, но торопитесь, ибо за чертою нет покаяния, а человек не знает часа своего.
“Человек не выкупит брата своего, не может он дать Элохим выкупа за себя.
И дорог выкуп за душу их, и не будет такого вовек,
Чтобы жил он вечно, чтобы не увидел могилы”.
Ежечасно чувствуйте грехи свои, оттого сподручнее будет их прощать другим.
– Равви, – повинно обратился Иоанн. – Мы видели человека именем твоим изгоняющего бесов и запретили ему. Потому что не следует за нами.
– Не препятствуйте ему, – улыбнулся Йешуа. – Потому что никто, который вызывает силу именем моим, не может вскоре злословить меня. Ведь кто не против нас, тот есть за нас.
– Но равви, – произнёс Матфей. – Он же не ходит с нами и не получал от тебя право это делать?
– Проявляйте терпимость и понимание, – посмотрел на него Йешуа. – Не стоит торопиться и осуждать того, кто приносит благо. Даже если он делает это по-своему. Если для таких деяний в нём есть вера в меня, значит он на вашей стороне. И эта вера не позволит ему злословить того, чьим именем он вершит дела сии. Дозволяйте вершить благо, даже если это свершается не так, как вам думается и хочется. Лучше так, чем отказаться от этого вообще.
Ибо кто бы ни подал вам пить чаши воды во имя Машиаха, истинно говорю вам, что не потеряет сей вознаграждение своё.
Не творите непосильного, но вершите праведно, что в силах ваших. Каждое проявление милосердия и блага не останется незамеченным и без награды своей.
Ибо всякий, жертвенным огнём осолится. Помните строки Писания, обращённые к Аарону?
“Всякие воздаяния святынь, которые возносят сыны Исраэйля Йегове, отдаю Я тебе и сынам твоим, и дочерям твоим с тобою уставом вечным. Это завет соли вечный пред Йеговой для тебя и для потомства твоего с тобою”.
А так же:
“И всякое приношение твоё хлебное соли солью, и не устрани соли завета Элохим твоего от дара твоего: при всякой жертве твоей приноси соль”.
Соль благородна. Ведь недаром язычники говорят, что это продукт самой чистоты. Солнца и моря. Она не только изменяет вкус, но и предохраняет от порчи. Потому-то она и ценна. Её ни с чем не спутаешь, даже во мраке ночи.
Если же соль станет утрачивать солёность свою, как её осолить? Она уже ни на что не годна. Её остаётся только выбросить вон.
Однако для иудеев соль имеет особое значение, потому как соль завета это договор заключённый Отцом моим с Исраэйлем. Такой же особый, неизменный и не подверженный тлению.
Потому говорю вам. Будьте всегда неизменными в вере своей, сберегайте чистоту души и не утрачивайте особый вкус благой вести.
Имейте в самих себе соль и живите в мире между друг другом.
Перикопа 45
Ерхомаи еис еортэ
Следование на праздникШло время, и приближался праздник Иудейский – Суккот, праздник Кущей.
Это был один из трёх великих праздников, когда мужчины должны были посетить Храм в Йерушалайме. Этот весёлый праздник продолжался восемь дней. Иудеи должны были построить небольшие шалаши (кущи) и жить там в течение всего праздника. В воспоминание о том, что их предки жили сорок лет в таких вот шалашах, после выхода из Египта.
Правильно построенная куща должна давать много тени, но в то же время ночью, через неё должны быть видны звёзды. В память того, что облако славы защищало людей днём от палящего солнца в Синайской пустыне и освещало стан, огненным столбом, по ночам.
***
– Шалом алэйхэм! – раздались весёлые голоса входящих в дом иудеев.
– Алэйхэм шалом! – тутже отозвались изнутри.
– Мир тебе брат наш, – радостно обняли вошедшие Йешуа.
– Мир вам, – с удовольствием обнял своих сводных братьев тот. – Что привело вас сюда?
– Мы собираемся идти в Йерушалайм, – произнёс Йосеф. – Разве можно пропустить такой весёлый праздник?
– Когда весь город и его окрестности покрываются бесчисленными, праздничными шалашами, – поддержал его Йехуда.
– Это же празднование не только сбора урожая фруктов, оливок и винограда, но и главное – восхваление благодати избавления и исхода, – вставил Шимон.
– Явленные нашему народу милости никогда не должны забываться, – подтвердил Йаков.
– Ну разве это не восхитительно? – вновь вклинился смеющийся Йехуда. – Все веселятся, поют, танцуют, ходят друг к другу в гости, а по ночам спят в самостоятельно собранных шалашах.
– При этом мужчины каждый день читают благословения, держа в руках веточки лулава и этрога, – посмотрел на него Йосеф.
– Потому что это не просто растения, – поднял палец к верху Шимон. – А всё делается во исполнение закона. Ибо в каждой куще должны находиться веточки этрога, лулава, мирты и ивы, связанные вместе.
– Потому как они символизируют людей, – решил блеснуть своими познаниями перед братьями Йаков. – Плодом великолепного дерева является этрог. Он обладает восхитительным запахом и изумительным вкусом. Символизируя собою людей знающих Тору и соблюдающих все её постановления.
Побегом финиковой пальмы служит лулав. Плоды которого сладки, но не имеют запаха. И символизируют людей не очень хорошо знающих Тору, но прилежно исполняющих её заповеди.
Ветвь древа густолиственного это адас (мирт). Имеет замечательный аромат, но несъедобен. Он уподоблен людям, которые отлично знают Тору, но сами не исполняют заповедей её.
И наконец арава – ветвь речной ивы. Она не имеет запаха и не несъедобна. Представляет собою людей не только не исполняющих заповедей, но и вообще не знающих Торы.
– Но они всегда находятся в одной связке, – вклинился Шимон, показывая, что и он хорошо знает предания. – Потому как А-Шем сказал: «Нельзя отвергать никого. И потому, пусть они будут связаны друг с другом, дополняя один другого».
– А в конце праздника, из источника Шилоах, будет совершено возлияние на жертвенник Храма. Чтобы испросить благословений на обильные дожди в этом году, – добавил Йехуда.
Видя, как поблекло сияние глаз Йешуа, а взор стал набираться печали, Йосеф произнёс:
– Мы хорошо знаем жителей Галилеи. Их горячность и легкомыслие. Мы наслышаны, что раньше ты собирал толпы народа, но теперь многие последователи отошли от тебя. И ты сейчас находишься в кругу избранных учеников.
В Галилее, тобою довольно много было совершено чудесных исцелений, не настала ли пора проявить это в столице и её окрестностях? Выйди отсюда и удались в Иудею, чтобы и другие последователи видели деяния твои, которые совершаешь.
Найти последователей в Иудее конечно сложнее. Потому, для укрепления их веры и нужны будут чудеса явленные здесь. Ведь многие говорят, что ты великий пророк.
– Хотя для нас, ты по-прежнему остаёшься всё тем же Йешу, – подмигнул Йехуда.
– Скрываясь в этой глуши, – продолжил Йосеф, строго посмотрев на Йехуду. – Вдали от Йерушалайма, ты многого не достигнешь. Потому что ни один, в затоении свершающий, но при этом нечто думающий в дерзновении своём, не сможет ничего добиться. Посему, если действовать, то яви себя миру. Ведь на праздник соберутся тысячи иудеев с разных мест, а не только с Галилеи. Ты только подумай. Не только простые люди, но и начальствующие смогут поверить в тебя.
– А брат прав, – согласно кивнул Шимон. – Галилея пройдена, нужно искать славы в Иудеи и Йерушалайме. Ты тратишь своё дарование там, где нет высокого руководства. Поскольку только они смогут его по достоинству оценить. Слухи это одно, а явление чудес перед ними, это совсем другая видимость.
Йехуда Искариот, с огромным вниманием слушал речи братьев своего учителя.
– Вы не понимаете ни меня, ни моих целей, – печально возразил Йешуа. – Я не приемлю славы человеческой. Самомнение и самовосхваление губительны. Потому что заставляют человека думать только о себе, относясь с пренебрежением к остальным. Я же, живу согласно с волей Отца моего Небесного. И потому говорю вам. Срок мой ещё не настал. Однако ваше время всегда действительно. Вы вольны поступать так, как посчитаете нужным. Ведь человеку предоставлена свобода его воли. Не может мир ненавидеть вас, меня же ненавидит. Потому что я свидетельствую о нём, что дела его лукавы.
Вы хорошие люди, – Йешуа обвёл взглядом братьев. – Но вы принадлежите этому миру. Вы следуете по его стезе, даже не помышляя о другом. Потому как это другое затронет ваше благополучие. Мир любит своих приверженцев, никогда не отпуская их так просто. Но мир лежит во тьме, потому что отступил от Творца своего, и дела мира злы и лукавы.
Я же, обнажаю раны его, вычищаю от скверны и изливаю елей исцеления. Но мир не желает исцеления, предпочитая оставаться в коросте порока. Беспокойство и раздражение, возникающее от стыда и страха, заполняют его. И вместо того, чтобы покаянно припасть к своему милосердному Творцу, человек напротив, только увеличивает свой грех.