Полная версия
Генералы голливудских карьеров. Книга 2, серия Ru KinoStarz®
Краткое содержание фильма. В царской России юношу Степана, служившего при дворе, за лёгкое оскорбление великой княгини Татьяны, тогда ещё совсем молодой девушки, отправляют на каторгу в Сибирь. Через восемь лет, выйдя на свободу, Степан присоединяется к большевикам в борьбе за свержение царской власти. Когда царская семья, в том числе и Татьяна, попадают под арест, жизненные пути их снова пересекаются. Степан, чтобы отомстить Татьяне, теперь уже красивой барышне, готов расстрелять её вместе с остальными членами императорской семьи и обслугой. Но Ивану – наставнику и воспитателю при семье Николая II – с трудом, но получается уговорить Степана сбежать с девушкой в Америку. Красота Татьяны увлекает Степана, и за океаном он делает ей предложение. Татьяна, никогда не любившая Степана из-за его бедняцкого происхождения, соглашается. Но жизнь в Америке уничтожает ненависть Степана ко всему империалистическому, он яростно влюбляется в свою жену, а Татьяна становится более лояльной к Степану. Работая продавщицей в магазине, она нашла утешение в рассказах соседским детям разных историй из жизни. И вот однажды она, рассказывая им о приключениях некой принцессы, завершает повествование появлением на лестнице в платье, в котором она была на придворной церемонии во время ареста большевиками. Вошедший Степан видит свою супругу в её царственном наряде и, осознав неравенство в происхождении, даёт ей обещание, что вернет её в её королевство [прим. автора: отсюда и название и рассказа, и фильма]. Он на время оставлет беременную жену и возвращается в ставшую Советской Россию. Установив контакт с некими дипломатическими агентами, жаждущими добыть сведения, подтверждающие или опровергающие казнь царской семьи, Степан переправляет троих мужчин через Атлантику. Цель – чтобы те увидели его жену, которая, как он утверждает, является настоящей великой княгиней Татьяной. И вот гости ждут у входа в комнату Татьяны, которая, как было договорено, должна была появиться в придворном платье. Однако Татьяна, став к этому моменту матерью, выходит к гостям с младенцем на руках и заявляет, что отказывается от каких-либо претензий на царское происхождение, к большому удивлению своего мужа и его гостей.
Уже на 3-й день после премьеры нашёлся журналист, выступивший в популярной газете с критическими размышлениями. Но из его заметки можно почерпнуть важное – актёрский состав назван компетентным, а русская тема в США в те годы действительно в тренде.
Из первых уст. Заметка в газете «Нью-Йорк Таймс» (the New-York Times) от 10.08.1926 г.: «Фильмы, рассказывающие о падении Романовых, неизменно оказываются безобидными, и кинокартина „В её королевстве“, демонстрирующаяся в „Марк Стрэнде“ и имеющая решающее преимущество в виде очаровательного присутствия Коринн Гриффит, не является ярким исключением. Во всяком случае, эта новая русская байка более неуместна, чем ее предшественники, несмотря на отличные декорации и довольно компетентный актёрский состав. […] Генерал-майор Михаил Плешков играет придворного камергера. Русских офицеров и представителей суда изображают генерал-майор Лодыженский, генерал-майор Иконников, генерал-майор Богомолец, лейтенант Джордж Благой, лейтенант Джин Вальский, Фёдор Шаляпин-младший и Джордж Дэвис. Режиссура Свенда Гаде оставляет желать лучшего».23
Но история «зашла» зрителям. Во-первых, первоисточник для сценария – одноимённый рассказ («Into Her Kingdom»), который впервые был опубликован в журнале Red Book Magazine24, – от женщины, поэтому история получилась очень мелодраматичной. Во-вторых, американка Рут Митчелл (Ruth Comfort Mitchell) придумала свой рассказ, базируясь на «ультрагорячей» в те годы теме: Европу и Америку будоражили слухи о казни последнего русского императора Николая II и его семьи и чудесном спасении отдельных её членов. Интерес подогревали, с одной стороны, советские власти, хранившие перед миром молчание по акту экзекуции, а, с другой, появлявшиеся то тут, то там (в том числе и в Голливуде) разные псевдо-Романовы (подробнее – в томе 2 книги Олега Лубского «С „Оскаром“ и рядом»).
Реальность регулярности и популярности кинопоказов фильма «В её королевство» (1926) подтверждает и реклама, которая еженедельно в период двух месяцев (03.07.-28.08.1926г.) публиковалась в массовом обзорном издании «Новости кино» (Motion Picture News).
«ПОСЛЕДНИЙ ПРИКАЗ» (1928)
• полнометражная чёрно-белая немая современно-историческая мелодрама «Последний приказ» («The Last Command», 1928), режиссёр – Йозеф фон Штернберг, продакшн-компания и дистрибьютор – Paramount Pictures;
⚑ русское участие в фильме: Николай Сусанин, Михаил Висаров (в главных ролях/ролях второго плана), Александр Иконников, Николай Коблянский, Сэм Савицкий (в эпизодических ролях), Джон Бахманн (супервайзер), Николай Коблянский (исторический консультант), Фёдор Лодыженский (военный консультант, неофициально).
Фильм «Последний приказ» (1928), общемировая премьера которого состоялась 21 января 1928 года, – про судьбу русского офицера-аристократа в раннем Голливуде.
Что газетные критики, что серьёзные киноведы безусловно великого немого фильма Джозефа фон Штернберга – буквально соревновались в применении определений «социально падший», «утративший положение», «жалкий статист» и т. п. для описания арки главного героя, для амплитуды эмоций добавляя в концовках «бывший главнокомандующий царской армии».
Во-первых, они не знали истины: «бывших» среди кадровых военных обычно не бывает. А во-вторых, про саму ложность стёба над сложностями иммиграционной адаптации для страны, чья экономическая мощь построена силами эмигрантов со всего мира, в том числе и из Российской империи, сказано в начале главы.
Фабула фильма. В 1928-м году в Голливуде русский эмигрант режиссёр Лев Андреев просматривает на кастинге предложенные ему фотографии актёров. Дойдя до фото некоего Сергея Александровича, он отбирает его на роль русского генерала Долгорукого. Сергей Александрович приходит по вызову ассистента режиссёра на студию. Пока он примеряет генеральский мундир, другой актёр замечает тремор его головы. Сергей Александрович извиняется и объясняет – эти подёргивания последствием пережитых им когда-то потрясений. Действие фильма переносится территориально и во времени – на 10 лет назад, в разгар революционных событий и начало Гражданской войны в России. И довольно скоро зритель выясняет, что Сергей Александрович и Лев Андреев знакомы. Первый – это на самом деле великий князь Сергей Александрович, двоюродный брат Николая II и командующий всеми его армиями, а второй – артист-революционер, присланный большевиками на фронт для раскачивания моральных устоев русских войск. Более того, оказывается, во время стычки великий князь лично «лепит» Льву Андрееву пощечину и отдаёт приказ посадить того в тюрьму.
Насколько сам фон Штернберг вмешивался в сценарий, каково истинное происхождение первоисточника для написания сценария к его фильму – это остаётся спорными вопросами. Наиболее достоверная версия – в главе ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ЛОДЫЖЕНСКИЙ.
На главную роль русского персонажа в этом фильме был приглашён актёр немецко-швейцарского происхождения, и это может показаться обидным. Если же исходить из реальности, в голливудской кастинг-обойме не было на тот момент русской кинозвезды такого масштаба и фактуры как Яннингс.
Версия. То, что Эмиль Яннингс был командирован в 1927-м году в Голливуд потому, что немецкий медиа холдинг UFA предоставил ему как своему ведущему актёру право сделать несколько фильмов в Голливуде – красивая легенда, но оторванная от правдивых схем принятия решений в киноиндустрии. С более приземлённой знакомьтесь в томе 2 двухтомника Олега Лубского «С „Оскаром“ и рядом».
Работоспособность Эмиля Яннингса в течение менее чем 2-летней командировки в Голливуд оказалась поразительна. 6 полнометражных фильмов и каждый с приличным съемочным периодом. «Последний приказ» (1928), например, снимали 5 недель.
И из этой обоймы в двух ему дали роли русских персонажей, а последний фильм снимал режиссёр русского происхождения, который в этот 1929-й год стал триумфатором «Оскара» как и Яннингс. Так последний продолжил традицию сниматься у русских режиссёров, как он это часто делал ещё в Германии, снимаясь там у Дмитрия Буховецкого. Поэтому Яннингс, можно сказать, был выбран на роль генерала Долгорукого вполне обоснованно.
И всё же, в фильме по сюжету на модную в те годы русскую тему всё равно нашлось много места для настоящих русских, в том числе и русских офицеров, включая настоящих русских генералов. Поэтому в кинокартине «Последний приказ» (1928) наряду с гражданскими голливудскими актёрами (Николаем Сусаниным и Михаилом Висаровым), актёрами и консультантами с военным прошлым, на съёмочную площадку вышли и самые что ни на есть два настоящих генерал-майора: Савицкий и Иконников.
Дистрибьютор фильма не смог добиться коммерческого успеха с ним в кинотеатрах США и мира.
Однако, «Последний приказ» (1928), помимо награды Яннингсу, был ещё номинирован на кинопремию «Оскар» – в категории «Лучший сценарий, оригинальная история».
Версия. Если достоверно доказать, что Лайош Биро (Lajos Biró), кому досталась эта номинация, написал свой сценарий по цепочке воспоминаний (см. главу ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ЛОДЫЖЕНСКИЙ), то как минимум, пришлось бы поменять категорию номинации на «Лучший сценарий, адаптация», а Фёдора Лодыженского – включить в состав номинантов «Оскара».
В конце 2006-го года фильм «Последний приказ» (1928) в составе 25-ти отобранных был включён Библиотекой Конгресса США в Национальный реестр фильмов (the National Film Registry) как «культурно, исторически или эстетически значимый».
В изданной в 2010-м году книге один из самых авторитетных современных американских кинокритиков Леонард Малтин (Leonard Maltin) наградил «Последний приказ» (1928) максимальной оценкой по своей шкале, назвав фильм «увлекательной историей, пронизанной острым восприятием жизни и работы в Голливуде»25.
«ПАТРИОТ» (1928)
• полнометражная чёрно-белая полузвуковая историческая биографическая драма «Патриот» («The Patriot», 1928), режиссёр – Эрнст Любич (Ernst Lubitsch), продакшн-компания и дистрибьютор – Paramount Pictures;
⚑ русское участие в фильме: Вера Воронина (одна из двух женских ролей), Сэм Савицкий, Николай Коблянский и Александр Иконников (в ролях второго плана), Николай Коблянский (консультант), Дмитрий Мережковский (автор одного из двух первоисточников для сценария – пьесы «Павел I»).
Хотя ставший американской звездой Эмиль Яннингс и сыграл в этом фильме русского императора Павла I, и сюжет фильма, премьера которого состоялась 01 сентября 1928 года, строился вокруг этого персонажа, название фильма относилось к его оппоненту, другой исторической персоне, – русскому генералу Палену.
Справка. Пётр Алексеевич Пален 17.07 (28.07).1745, Каудминде, герцогство Курляндия и Семигалия26 – 13.02 (25.02).1826, Митау27, Курляндская губерния, РИ), по происхождению – курляндско-немецких кровей, высокоприближённый Павла I, участник русско-турецкой и русско-шведской войн, правитель Рижского наместничества (1792—1795), 1-й генерал-губернатор Курляндии (1795), генерал от кавалерии в Русской императорской армии (1798), граф (1799), военный губернатор Петербурга (1798—1801).
Русского генерала Палена сыграл американский актёр Льюис Стоун (Lewis Stone). За исполнение этой роли он получит свою единственную оскаровскую номинацию, а сам фильм станет в 1930-м триумфатором Оскаровской кинопремии (её в тот год раздавали 2-й раз в истории): одна премия (в категории «Лучший сценарий») и четыре номинации, включая категорию «Лучшая кинокартина».
Из любопытного. Пьеса «Павел I» из-под пера будущего 10-кратного номинанта на Нобелевскую премию, изданная в 1908-м году отдельной книгой, была запрещена цензурой Российской империи и изъята из продажи.
Сюжет. Фильм отсылает нас в Российскую империю XVIII века в палаты императора Павла I в дни заговора против него. Правитель доверяет немногим, среди таких и Пален. Пален же в личной драме мечется между желанием защитить императора и планами сместить его. Несправедливо выпоротый самим императором придворный по имени Стефан присоединяется к заговору. О заговоре прознаёт и предупреждает отца наследный князь, но испытывающий к нему неприязнь отец помещает сына под арест за донос. В это время Пален, зная о любовнице императора Лопухиной (в исполнении Веры Ворониной) использует эту мужскую слабость и уговаривает свою любовницу, княгиню Остерман, заманить Павла I в спальню… В финальных сценах в спальне участвуют Павел I, Пален, Остерман и Стефан. Двое первых погибают. Последние слова Палена на руках у княгини: «Я был плохим другом и любовником, но я был патриотом».
Трое в прошлом русских офицеров – Александр Иконников, Сэм Савицкий и Николай Коблянский – сыграли важные роли в этой высокобюджетной костюмированной исторической драме, в прямом и переносном смысле. Добавив фильму исторической достоверности в кадре своей игрой, а режиссёру и цехам художественной постановки, декораций и костюмов – своими ценными консультациями, в совокупности помогли фильму подняться до оскаровских высот.
В американском полнометражном документальном фильме «Эти удивительные тени» («These Amazing Shadows», 2011), который через приглашённых в кадр авторитетных интервьюеров рассказывает об истории и значении Национального реестра фильмов (the National Film Registry), фильм «Патриот» (1928) преподносится в составе сокровищницы американского кино.
И это не смотря на то, что является единственным утерянным фильмом из состава всех номинированных в категории «Лучший фильм» за все годы существования «Оскара».
В США до наших дней дошли лишь некоторые отрывки и 3-минутный трейлер (хранится в Архиве кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе или UCLA). Полной копии фильма в архивах мира пока не найдено. Единственная катушка (бобина с киноплёнкой) сохранилась в Португальском киноархиве.
Генеральские дети
Среди русских офицеров, попавших через эмиграцию в европейское кино или прорвавшися в Голливуд, нет оскаровских номинантов или лауреатов. Зато найдётся много других, кому они помогли в сумасшедшей интриганской призовой киногонке преуспеть, начиная с самого первого «Оскара».
И ещё русские офицеры внесли в мировое и голливудское кино вклад потомственный, некоторые начали с себя целые кино- и ТВ-династии.
Яркие примеры – самые громкие на весь мир имена детей, внуков и внучек:
• Ирина Баронова – родная дочь Михаила Баронова;
• Виктория Теннант – родная внучка Михаила Баронова;
• Ирра Петина – родная дочь генерал-майора Степана Ивановича Петина;
• Илеана Леонидов – родная дочь контр-адмирала Сергея Петровича Писаревского.
Из любопытного. Американские высшие военные чины оставили свой след породнённости, в качестве яркого примера: Виктория Фёдорова – родная дочь контр-адмирала ВМС США Джексона Тейта (Jackson Rogers Tate).
А ещё говорят, что на детях выдающихся людей природа отдыхает…
Генеральские достижения в кино и на ТВ
Офицеры и рядовые, генералы и адмиралы Русской императорской армии и флота, не согласившиеся с незаконным приходом новой власти к власти в России (прошу прощения за напросившуюся здесь тавтологию), оставили существенный коллективный след в истории Голливуда и общемирового кино.
Если не знали, то теперь вы должны знать – была такая эпоха, когда в Голливуде взяли моду на них.
Этот след невозможно замести песками голливудских карьеров. Время не может отобрать у них прямого или косвенного участия в достижениях киноиндустрии по целым направлениям: в звуке, в цвете28, в продвижении русской темы и истории на небосклоне Голливуда, в первых «Оскарах», в формировании фильмографий ВСЕХ голливудских мейджоров того времени.
Такие были времена, они в них попали и повели себя достойно, в соответствии со своими воинскими званиями, и в этом смысле они все были генералами.
Младший лейтенант
Баронов
Он по праву значится в числе первооткрывателей цветного американского телевидения.
И, конечно же, он ещё и родоначальник знатной зарубежной творческой династии русского происхождения.
Михаил Баронов, титульный фотоколлаж
Американский, французский и румынский художник-график, сценограф, художник-постановщик, русский младший лейтенант Михаил Баронов родился 4 ноября 1893 года в г. Смоленске, Смоленская губерния, Российская империя (ныне г. Смоленск – административный центр Смоленской области в составе Российской Федерации, далее РФ).
⚙ Версия. Альтернативный год его рождения – 1892-й.
Творческих псевдонимов не имел.
Полное имя при рождении:
• Михаил Фёдорович Баронов.
Имя и фамилия на латинице (встречающиеся варианты написания):
• Mikhail Baronov, Michael Baronoff, Second Lieutenant Baronov.
Устойчивый никнейм29:
• «Миша» («Misha»).
Про родителей и семью
Родом Михаил Баронов из состоятельной русской семьи.
Родители Михаила Баронова:
• отец – Фёдор Петрович Баронов (08.02.1862 -?), высокопоставленный банковский служащий;
• мать – Варвара Антоновна Баронова (в девичестве Рединская,? -?).
Михаил Баронов – один из 5-ти детей своих родителей:
• старший брат – Константин Фёдорович Баронов (21.10. (11.11.) 1890, Смоленск, РИ – 12.07.1943, Тбилиси, СССР), русский царский, затем советский военачальник, генерал-майор (1940);
• брат – Сергей Фёдорович Баронов;
• сестра – Вера Фёдоровна Баронова;
• брат – Николай Фёдорович Баронов.
Супруга Михаила Баронова:
• Лидия Александровна Баронова (в девичестве Вишнякова).
Ребенок у Михаила и Лидии Бароновых был единственный:
• дочь – Ирина Баронова, известная балерина и актриса.
Творческая династия, начавшаяся с Михаила Баронова, получила продолжение дальше:
• внучка Виктория Теннант – известная британская и американская актриса театра, кино и ТВ;
• одна из правнучек – Сюзан Баронофф (Susan Maria Baronoff) – известный американский телевизионный продюсер.
Про военное и гражданское образование, военную службу и воинские звания
Михаил Баронов окончил Морской корпус в Санкт-Петербурге. В июле 1914-го года был произведён в мичманы.
Публичные сведения про академическое обучение Михаила Баронова мастерству графики, живописи и сценографии отсутствуют.
Михаил Баронов – участник 1-й мировой и Гражданской войн.
Достоверные сведения про военную часть биографии Михаила Баронова требуется добыть.
Про эмиграцию
В 1920-м (1921-м) году из крымского Севастополя эмигрировал в Румынию – в Кишинев, затем в Бухарест.
В эмиграции в Румынии вместе с семьёй прожил 7 лет.
В 1928-м Михаил Баронов переехал с женой и дочерью во Францию, в Париж.
Работал иллюстратором в агентстве Havas, рисовал для журналов «Вог» (Vogue) и «Харперс Базар» (Harper’s Bazaar).
В 1936-м году Михаил Баронов эмигрировал с семьёй через океан, в США, где жил в Нью-Йорке.
Артистическая карьера. Начало
Впервые занялся Михаил Баронов живописью и гравюрой, будучи в Румынии, рисовал афиши и торговую рекламу.
К сценическому творчеству приобщился уже после эмиграции из Европы через океан в США – занялся сценографией для сцены и нового экранного искусства.
Михаил Баронов сотрудничал с American Ballet Theatre, с хореографами Леонидом Мясиным, Джорджем Баланчиным и Юрием Шаблевским, работал с Марком Шагалом над театральными задниками в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке.
В частности, оформил балеты: «Петрушка» Игоря Стравинского (декорации по эскизам А. Н. Бенуа), «Ода славе» на музыку Фредерика Шопена (1940), «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» (декорации по эскизам Леона Бакста, 1949) на музыку П. И. Чайковского.
Карьера в кино и на ТВ. Саммари
Дебют на экране, вернее, по ту сторону экрана, свершился у Михаила Баронова в Нью-Йорке, в конце 1940-х годов, когда он смог устроиться на работу на американский федеральный телеканал CBS.
Профессиональная активность Михаила Баронова в ТВ-индустрии уложилась в период:
• 5 лет (1948—1952).
К работе над экранными видами искусства Михаил Баронов пришёл в позднем возрасте – когда ему было уже за 50. И этот период оказался для него, увы, последним в творческой биографии.
Последняя должность в его трудовой биографии – статусная: главный художник по декорациям и костюмам телекомпании CBS30.
Пожалуй, самой знаковой работой, даже где-то эпохальной, стало участие Михаила Баронова в первом цветном телеэфире в США. Об этом – в отдельной подглавке далее.
В большом кино Михаил Баронов никогда не работал.
А на телевидении самым популярным у зрителей проектом, в котором поучаствовал Михаил Баронов, стал американский научно-фантастический сериал:
• «Том Корбетт, космический курсант» («Tom Corbett, Space Cadet», 1950—1955), Михаил Баронов – художник по декорациям в первых трёх сезонах (выведен из состава продакшена по факту смерти), продакшн-компания – Rockhill Productions, дистрибьютор – телеканал CBS.
На фоне общего всплеска интереса к инопланетянам сериал быстро завоевал популярность у зрителей, так что несколько его сезонов демонстрировались одновременно и/или попеременно на всех федеральных телеканалах США того времени: NBC, ABC, CBS и DuMont Television Network (1946—1956, эта телесеть – один из пионеров коммерческого вещания в Северной Америке).
Русские в первоцвете на ТВ в США
Михаил Баронов для первого общефедерального цветного телевизионного эфира в США создал декорации и костюмы к балетной постановке Джорджа Баланчина. Финансировал эту балетную постановку известнейший американский импресарио русского происхождения Сол Юрок.
Трансляция первой цветной передачи по американскому телевидению началась в 16:30 25 июня 1951 года федеральной телерадиовещательной сетью CBS, которая объявила тем самым регулярное цветное телевещание.
Об этом телеэфире в подробностях – в кинобиографии Михаила Баронова в КиноБлоге на DMSD, как только будет получено официальное разрешение на публикацию архивных данных из США.
Последний путь
Михаил Баронов умер в возрасте 59 лет.
Случилось это печальное событие 04 мая 1952 года в г. Си-Клифф, штат Нью-Йорк, США.
К слову сказать, Михаил Баронов умер рано. Но его старший брат, оставшийся в своё время в Советской России, умер в ещё более раннем возрасте (см. выше).
☞ Справка. Сегодня Си-Клифф – это деревня, по-прежнему расположенная на населённом острове Лонг-Айленд. Подробнее – в главе ФЁДОР ЛОДЫЖЕНСКИЙ.
Публичные сведения о захоронении или кремации Михаила Баронова отсутствуют.
P.S. Участник сражения с инопланетянами
Весной 1998-го телекомпания CBS массово выпустила на VHS видеокассетах полнометражный документальный фильм «Меркурианское вторжение» («The Mercurian Invasion», 1998), состоявший из большого количества архивных эпизодов своего ставшего культовым телесериала «Том Корбетт, космический курсант» (1950—1955). Михаил Баронов в составе продакшена указан художником-постановщиком.
Так декорации, созданные Михаилом Бароновым в середине XX века про век 24-й (время действия сериала), попали и в наши времена.
Космические приключения группы кадетов, обучавшихся на охранников Солнца, на их тренировочном звездолёте «Поларис» («Polaris») и сегодня можно официально купить в онлайн-магазинах, если кому надо для коллекции. И можно будет посмотреть, если у вас дома найдётся кассетный («ВэХаЭс») видеомагнитофон.
Полезные линки
Михаил Баронов – в реестре RU КиноСтарз® мировые кинозвезды российского (русского) происхождения
Младший лейтенант Баронов – кинобиография в КиноБлоге на DMSD
Фильмография младшего лейтенанта Баронова на портале инфопартнера КиноБлога – на IMDb
⚑ Фильмография тут неполная и требует дополнения.
Майор
Благой