Полная версия
Движение Black Lives Matter (BLM) в США
Егор Холмогоров
Движение Black Lives Matter (BLM) в США
Введение
Движение Black Lives Matter (Черные жизни важны), или, сокращенно – BLM, стало важным фактором американской и мировой политики на рубеже 2010-2020-х годов, оказав значительное влияние как на положение дел в США, так и на мировую ситуацию.
Достаточно сказать, что без BLM-протестов летом 2020 года, скорее всего не произошло бы избрания президентом США Джо Байдена. Это избрание, в свою очередь, привело к значительному обострению геополитического кризиса вокруг Украины, приобретшего с началом Специальной Военной Операции России 24 февраля 2022 года характер глобального геополитического, дипломатического и военного противостояния. Протесты BLM и поражение Дональда Трампа на президентских выборах 2020 обострили и внутриполитическое противостояние в США, поставив страну на грань политического раскола. Всё больше американцев опасается новой гражданской войны.
Наконец, движение BLM может рассматриваться как часть более общего исторического процесса, который Н.М. Травкина и В.С. Васильев небезосновательно именуют «деамериканизацией США»1. В известном смысле можно говорить и об еще более общем процессе – девестернизации Запада. В рамках этого процесса в современных западных обществах не только утрачивают свое господство прежде создавшие их расы и этносы, происходит отказ от фундаментальных ценностных установок, зачастую рассматриваемых как фундамент западной мировой гегемонии – социо-культурная ориентация на труд, достижительность, меритократия. Все эти установки в рамках «критической расовой теории», которая стала идеологическим фундаментом BLM, рассматриваются как проявления системного расизма и потому подлежат «отмене».
Таким образом, феномен BLM далеко выходит за рамки конкретно-исторических процессов в США в первой трети XXI века и может считаться одним из симптомов значимого всемирно-исторического поворота.
Объектом исследования являются общественно-политические и идеологические процессы в Соединенных Штатах Америки, включая их влияние на остальной мир, в том числе Россию.
Предметом исследования является общественно-политическое движение Black Lives Matter (BLM) в Соединенных Штатах Америки – его предпосылки, развитие и влияние.
Несмотря на молодость темы в отечественной историографии уже началась её разработка. А.А. Шумаков проследил происхождение движения BLM от предшествующих движений за права чернокожих, начиная с 1960-х годов2. И.Ю. Храмов исследовал личность Джорджа Флойда с гибели которого начались BLM-протесты3. А.В. Резникова и А.В. Внуковская рассмотрели лозунг «Черные жизни важны» как специфический язык вражды4. А.И. Жданов, использовав методы клиометрии, показал, что ведущую роль в возникновении очагов протестов в США сыграл фактор бедности, в то время как расовый фактор лишь усиливал тенденцию к возникновению этих протестов5.
И.В. Бондарев сделал предметом своего исследования влияние BLM на президентскую гонку в США6.
Определенное число исследований посвящено влиянию BLM на смежные области общественной жизни – спорт, политику памяти, кинематограф7.
Наконец, в отечественной историографии появились работы, в которых рассматриваются фундаментальные социально-философские проблемы, связанные с BLM, критической расовой теорией и культурой отмены. В работе Н.М. Травкиной и В.С. Васильева ставится вопрос о роли этих явлений в процессах деамериканизации американского общества8. Напротив А.В. Лукин рассматривает «теорию всеобщего расизма» как новый инструмент американского глобального доминирования, в рамках которого гегемон, якобы успешно преодолевший расизм, будет навязывать остальному миру свои жандармские услуги по установлению большей расовой толерантности9.
Наиболее масштабный и содержательный анализ происходящего в идеологии и политике современных США дан в работах И.В. Жежко-Браун10. Социолог уже долгие десятилетия проживает в США и находится вне российского научного процесса, зато внутри политического процесса американского. Большой интерес представляет её исследование движения социальных организаторов ACORN, созданного общественным деятелем Солом Алински. Задачей движения был «взлом» американской капиталистической системы через атаку на неё организованных бедняков, требующих исполнения социальных обязательств. Тесно связаны с ACORN и Хилари Клинтон и Барак Обама. Без учета фактора ACORN понимание событий в США последних десятилетий, в частности быстрой экспансии движения BLM, попросту невозможно.
Происходящие в современных США процессы охарактеризованы И.В. Жежко-Браун как «революция меньшинств», проанализирована идеология «Проекта 1619», дан анализ смены политических элит под влиянием BLM. Исследовательница подчеркивает, что протесты BLM являются не просто революцией – это часть, составной этап более масштабной и тихой революции, идущей в США уже несколько десятилетий, сопровождающейся формированием новой элиты, нового политического класса «меньшинств», оснащенного новой идеологией. BLM – лишь верхушечная и шумовая часть этого процесса.
Особенностью отечественной историографии в изучении BLM является ярко выраженная критическая направленность. Лишь отдельные исследователи разделяют базовые ценности BLM и считают это движение реально выступающим за социальную и расовую справедливость11. Подавляющее большинство российских исследователей рассматривает BLM как черно-расистское движение, которое подрывает правопорядок в США и используется как искусственный инструмент в политической борьбе. Признавая важность для США расовой проблемы, которая имеет характер, несопоставимый с большинством других стран мира, отечественные исследователи, как правило, отмечают, что BLM-беспорядки никак не ведут к разрешению расовых противоречий, лишь углубляя политический и ценностный раскол американского общества. Отечественные исследователи справедливо указывают на параллельное возрастание напряженности как движения BLM, так и трампистского движения «Make America Great Again» (MAGA), что сделает столкновение этих движений важным фактором в президентской кампании 2024 года12.
Вместе с тем в отечественной историографии пока что недостаточно прослежен целый ряд важнейших тем, связанных с движением BLM, прежде всего с его истоками. Лишь в публицистике, обычно в ироническом ключе, прослеживался параллелизм между BLM и осуществлявшимися при поддержке США «цветными революциями» в Восточной Европе, Закавказье, Средней Азии и арабском мире. Недостаточное внимание уделяется идеологической связи между BLM и ее теоретической основой – критической расовой теорией, без учета которой невозможно понять логику и контекст действий протестующих.
Ввиду того, что речь идет об актуально происходящих политических процессах, документальные источники по которым недоступны и не будут доступны еще долгое время, основой источниковой базы исследования выступают сообщения российских и мировых СМИ – новостные сообщения, аналитика, данные соцопросов, заявления политических фигурантов.
Глава 1. Идеологические предпосылки движения Black Lives Matter (BLM)
1.1. Расовая проблема в США
Возникновение движения Black Lives Matter (BLM) связано со специфической расовой и социокультурной ситуацией, сложившейся в США по окончании гражданской войны 1861-1865 гг. в результате освобождения рабов. В результате прокламации президента Линкольна от 22 сентября 1862 г. изменился юридический статус более 3,5 миллионов чернокожих. Возник вопрос об их дальнейшем положении.
Сам Линкольн выступал за вывоз афроамериканцев назад на африканский континент, где еще в 1822 г. американскими противниками рабства было основано государство Либерия, предназначенное стать мостом для чернокожих американцев назад в Африку. Однако реализации этого плана мешали многие обстоятельства. Афроамериканцы были потомками угнанных в рабство представителей самых разных африканских племен, у них почти не осталось прежних этнических традиций, не говоря уж о реальных общинных структурах или языке. Хозяйственно-культурная адаптация афроамериканцев так же была завязана на капиталистическую экономику Соединенных Штатов. С другой стороны, южные штаты не могли обойтись без труда чернокожих, однако их белое население категорически отрицало возможность действительного равноправия бывших рабов.
Фактически в США сформировались две этническо-расовые общины: белое большинство и значительное черное меньшинство, имевшее районы компактного проживания как на юге страны, так и, во все возраставшей степени, на севере в районах крупных мегаполисов, превратившихся с годами в гетто13.
Попытки северян, сторонников республиканской партии, «янки» превратить равноправие чернокожих в инструмент своего политического контроля над южными штатами в конечном счете провалились14. Капитулировав в военном и политическом плане, южане продолжили борьбу в форме тайного движения, имевшего во многом парамасонский характер, – «Ку-Клукс-Клан»15. Это движение осуществляло террор как против прибывших с севера активистов-республиканцев, так и против чернокожих – политически активных или замеченных в преступлениях против белых. Целью «клана» провозглашалась защита жизни, безопасности и собственности белого населения южных штатов.
«Ку-Клукс-Клан» именовал себя «Невидимой империей» и имел законспирированную централизованную иерархию. Он объявлялся «Невидимой империей», которую «великий магистр», при котором состоял совет из 10 «гениев». Рядовые члены клана именовались «вампирами». Великим магистром был генерал Н. Б. Форрест официально отрицавший свою принадлежность к организации. Тем не менее он сообщал в прессе, что в штате Теннесси численность членов «Ку-клукс-клана» превышает 40 тысяч. По некоторым данным в клане состояло до 2 млн. человек. С 1865 по 1870 клановцы по данным Конгресса США совершили 15 тыс. убийств16.
Главной политической целью «клановцев» было сопротивление мероприятиям по «реконструкции» Юга, проводившимся после гражданской войны по инициативе Конгресса и ставшим особенно интенсивными после вступления в 1869 году в должность президента США генерала Улисса Гранта. Ответом Гранта стали жесткие мероприятия, включая принятие в 1871 г. закона о «Ку-Клукс-Клане»17. В 1871 г. первый «Ку-Клукс-Клан» был распущен его лидером Генералом Форестом, так как было объявлено, что он достиг большей части своих целей.
В ходе «Компромисса Тилдена-Хейса» в 1877 г. республиканский истеблишмент пошел на масштабные уступки обмен на отказ демократической партии, представлявшей в этот период интересы южан, добиваться признания победы на президентских выборах в США своего кандидата Сэмуэля Тилдена, набравшего большинство голосов. В результате этого компромисса южные штаты получили полуавтономное положение, в частности федеральное правительство отказалось от вмешательства в их расовую политику – на Юге начал формироваться режим расовой сегрегации. При этом в 1884 г. президентом США всё-таки был избран демократ Гровер Кливленд. «Кливленда обвиняли в том, что он вернул флаги Конфедерации, которые являлись боевыми трофеями армии Союза, южным штатам, и в том, что он выгнал из своей администрации 40% республиканцев-ветеранов Гражданской войны»18.
Режим сегрегации отсчитывает свое начало от закона Луизианы 1890 года, ограничивавшего права черных при поездках на железной дороге. В следующее десятилетие во всех штатах т.н. «Монолитного Юга» были приняты законы, ограничивавшие гражданские, политические и бытовые права чернокожего населения. Появились даже «закатные города», в которых пребывание чернокожих и цветных после заката было запрещено. Ограничивалась и служба черных в вооруженных силах США, что объяснялось их склонностью к дезертирству по расовым мотивам, проявившейся в ходе кампании 1899 г. на Филиппинах. Между Первой и Второй мировыми войнами ВМС США стали зоной, полностью зачищенной от чернокожих, им не без сопротивления разрешили служить лишь стюардами и уборщиками столовых.
«Афроамериканские деятели Юга практически не проявляли открытой негативной реакции в ответ на узаконивание практики расовой сегрегации в регионе. – отмечает Д.Н. Воробьев, – Причиной тому был не только страх, но и политика, проводимая общепризнанным афроамериканским лидером Б. Т. Вашингтоном, являвшегося директором популярного технического училища для «цветных» в городке Таскиги, штат Алабама. В своей знаменитой речи, произнесенной на международной выставке в Атланте в 1895 г., Вашингтон, осознавая, что белое сообщество Юга не было готово признать равенство двух рас, предложил межрасовый компромисс: в обмен на принятие чернокожим населением, пусть и на время, сегрегации и частичного лишения гражданских и политических прав, власти южных властей должны были содействовать образовательному и экономическому развитию афроамериканцев»19.
К середине ХХ столетия США, претендовавшие на роль ведущей демократической страны мира, оставались обществом с достаточно жесткой расовой сегрегацией, в котором в достаточно конфликтном режиме сосуществовали белая и черная общины. Единство и порядок обеспечивались прежде всего абсолютным доминированием белого большинства – угрожавшая белым криминальная активность чернокожих жестоко и, зачастую, даже без правовых формальностей подавлялась20. Характерным стало дело четырнадцатилетнего Джорджа Стинни, который был казнен в Южной Каролине 16 июня 1944 г. по обвинению в убийстве двух белых девочек. В 2014 г. приговор был отменен, однако невиновность или виновность Стинни так и не были в полной мере доказаны21.
1.2. Движение за гражданские права
В 1950-60-е годы в положении афроамериканцев начали происходить значительные перемены. Началось движение за гражданские права, возглавляемое Мартином Лютером Кингом22. Борьба вокруг сегрегации в автобусах в Монтгомери (штат Алабама). Борьба вокруг школ Литтл-Рока (Арканзас). Характерно, что в этих и многих других случаях на стороне противников десегрегации выступало федеральное правительство, возглавляемое республиканцами. На защиту интересов чернокожих пускалась в ход армия США. Не исключено, что помимо собственно восстановления расовой справедливости республиканцы могли стремиться к подрыву влияния «южных демократов», контролировавших южные штаты.
Однако конечными выгодополучателями кампании за гражданские права стали северные либералы из демократической партии братья Кеннеди и Линдон Джонсон. В ходе политической борьбы 1960-70-х годов произошел своего рода «обмен оружием». Чернокожие начали массово голосовать за демократов как за либеральную антирасистскую силу. Белые «Южные демократы» во главе с губернатором Алабамы Джорджем Уоллесом начали раскалывать демпартию, что привело к её поражению на президентских выборах 1968, а затем начали дрейф в сторону республиканской партии. В конечном счете «демократический» Юг стал республиканским, мало того – оплотом республиканцев.
Движение черных за гражданские права во главе с Мартином Лютором Кингом с самого начала находилось под плотной опекой Уолтера Рейтера, могущественного профсоюзного босса, лидера UAW – Объединенного профсоюза работников автомобильной промышленности. Фактически именно Рейтер организационно стоял за активностью Кинга, был спонсором и организатором Марша на Вашингтон и других акций за права чернокожих. Целью Рейтера было превращение США в социал-демократическое государство. И движение чернокожих было лишь частью его более общего замысла.
Рейтер считался лицом, диктующим, по сути, политику президентам-демократам, Джону Кеннеди и особенно Линдону Джонсону. «Я не могу представить ничего более пагубного для этой нации, чем то, что любой президент обязан своим избранием и, следовательно, является пленником такого политического босса, как Уолтер Рейтер» – заявлял в 1960 г. вице-президент и республиканский кандидат в президенты Ричард Никсон23. А консервативный политик, кандидат от республиканцев на президентских выборах 1964 года Барри Голдуотер заявил, что Рейтер «был более опасен для нашей страны, чем Спутник или что-либо, что могла бы сделать Советская Россия»24.
Движение за гражданские права чернокожих во главе с Мартином Лютером Кингом было, таким образом, важным инструментом в политической борьбе в Вашингтоне в 1950-60-е годы, выступая в качестве своего рода тарана для американских либералов при революционном изменении ими политической повестки. При этом «афроамериканская мечта» самого Мартина Лютера Кинга состояла именно в интеграции двух сообществ, черного и белого, прежде всего за счет принятия черных в состав белого сообщества, признания их равноправия. Ю.М. Чантуридзе справедливо подчеркивает, что борьба за гражданские права чернокожих, в понимании Мартина Лютера Кинга, это «борьба за должное отношение к афроамериканцам в обществе: за избавление от сегрегации и дискриминации, уравнивание афроамериканцев и белых американцев в правах и признание их неотъемлемой частью популяции США»25.
1.3. Малкольм Икс и формирование черного расизма
Однако рядом с интегрированным в американский политикум движением Мартина Лютера Кинга существовал совершенно иной тип политической активности, – ориентация на сегрегацию, но со стороны черных, черный расизм, репатриация из Соединенных Штатов в Африку.
Именно на этом пути настаивало сформировавшееся в 1930-е годы движение «Нация Ислама»26. Оно объединяло значительное число чернокожих, действуя в духе радикальных американских пост-протестантских сект, таких как мормоны, «Свидетели Иеговы» или «Христианская наука». Для таких сект характерна установка на маргинализацию своих членов, вывод их из общества при помощи достаточно странных религиозных правил, обрядности, учения и даже мифологии. Спецификой «Нации Ислама» было то, что она обращалась исключительно к чернокожему населению, а основой её мифологии было не Христианство, а Ислам. При этом от ортодоксального ислама учение «Нации» было чрезвычайно далеко, в частности потому, что основатель секты Уоллес Фарад Мухаммед, исчезнувший в никуда, провозглашен был воплощением Аллаха.
Лидер секты, Элайджа Мухаммед, построил «Нацию Ислама» на доктрине черного расизма в основу которой была положена специфическая мифология, представляющая собой настоящую теорию заговора, а в чем-то одну из версий космической фантастики27. Согласно этой мифологии изначально люди были черными, разделены на 13 кланов и находились на высочайшем уровне научно-технического развития. В ходе войны кланов Земля была взорвана, а отколовшийся от нее кусок стал Луной, большинство черных кланов погибло. Ученый Якуб собрал своих последователей и в результате генетических экспериментов вывел первых белых людей, евреев, от которых произошли остальные белые. Белые являются сущими дьяволами (буквально использовался именно этот термин), которые используют обман и насилие, чтобы присвоить достижения черных и угнетать их.
В рамках подобной мифологии никакое сосуществование и равноправие двух расовых общин, конечно, представлялись невозможными. Задачей черных «Нация Ислама» провозглашала выселение из США, для чего требовалось создать транзитное государство на американском Юге. Средством воздействия на белых считалось, в частности, уклонение от воинской службы, за призыв к каковому Элайджа Мухаммад был осужден в годы Второй мировой войны.
В тот же период, когда возросла активность движения за гражданские права, возросла и активность «Нации Ислама», получившей энергичного вожака и оратора в лице Малкольма Литтла, взявшего псевдоним «Малкольм Икс». Молодой чернокожий уголовник принял в тюрьме основные доктрины «Нации Ислама» и превратился в их талантливого и яростного пропагандиста, настоящую «звезду рок-н-ролла» в черном движении28.
Малкольм Икс стал своеобразным антипода Мартина Лютера Кинга. А.А. Шумаков произвел сопоставление программ двух черных вождей29.
Мартин Лютер Кинг: Интеграция темнокожих в белый социум. Преобразование американского общества. Интернационализм. Пацифизм. Ориентация на черный средний класс. Ссылки на «отцов-основателей» и на просвещенческую парадигму американского общества. Ненасильственное сопротивление. Социальная революция черных.
Малкольм Икс: Полное отделение темнокожих от белых. Невозможность справедливого преобразования американского общества в силу «хищнической природы белого человека». Черный национализм. Пропаганда «самообороны» любыми методами и насильственного сопротивления. Ориентация на черные низы. Полное отрицание «расистского» законодательства и истории США как «истории рабства, дискриминации и угнетения», которое началось с прибытия пилигримов на «Мэйфлауэре». Национально-освободительная «чёрная революция» как часть всемирной черной революции, «которая уже вытеснила белое превосходство из Африки, Азии, и выметает его из Латинской Америки, и также сейчас проявляет себя здесь, среди черных масс в этой стране»30.
Дальнейшая эволюция взглядов Малкольма Икс шла именно по линии встраивания черного движения в Америке в глобальную черную антиколониальную революцию стран Третьего Мира. Он начал активно посещать Ближний Восток, встречался с Г.А. Насером, Ахмедом Бен Беллой, Кваме Нкрумой, принял вместо сектантского учения «Нации Ислама» аутентичный суннитский ислам, с почетом был принят в Саудовской Аравии. Малкольм Икс начал налаживать взаимоотношения и с Мартином Лютером Кингом. У черной Америки появился мощный политический лидер, способный влиять на внутриамериканские политические процессы в интересах стран Третьего Мира.
Вряд ли в этой связи может рассматриваться как случайность убийство Малкольма Икс 21 февраля 1965 г., списанное на лидеров «Нации Ислама» – Элайджу Мухаммеда и Луиса Фаррахана, проклявших «отступника». Малкольм Икс начал рассматриваться властями США как опасная уже в международном политическом масштабе фигура. Если в составе «Нации Ислама» он выполнял функцию радикального «спойлера» движения за гражданские права (создание ультрарадикальных организаций-спойлеров – норма для спецслужб всех стран мира и вряд ли ФБР при Герберте Гувере пренебрегло такой возможностью), то став коммуникатором с Третьим Миром Малкольм Икс приобрел крайне опасную в условиях геополитической турбулентности самостоятельность. Поэтому высказываемые сейчас в США гипотезы о причастности ФБР к гибели Малкольма Икс не удивляют31.
Так или иначе, косвенным результатом убийства Малкольма Икс стало то, что в сознании американского общества запечатлелись прежде всего его проповеди и выступления периода членства в «Нации Ислама» – черный расизм, сегрегационизм, установка на насильственный протест, а главное – рассмотрение всей социальной системы и исторического пути США как системно бело-расистских и в принципе не поддающихся перестройке.
Эти идеи Малькольма Икс инициировали позднейшие радикальные черные движения, а также сыграли большую роль в оформлении «критической расовой теории», ставшей теоретическим фундаментом BLM.
1.4. Стокли Кармайкл и «Черные пантеры»
Продолжателем идей Малкольма Икс стал Стокли Кармайкл (Кваме Туре), первоначально последователь Мартина Лютера Кинга. Кармайкл предпринял значительные усилия по политизации черного движения, в частности соорганизации черных избирателей. Именно при Кармайкле в качестве символа черных избирателей в округе Лондес (Алабама) был впервые использован символ черной пантеры.
В 1966 г., Стокли Кармайкл сформулировал лозунг и доктрину «Black Power» (власть черных). Он сделал это опираясь на идеи Малкольма Икс и алжирского теоретика революционного черного расизма Франца Фанона32. Словосочетание «Black Power» в английском языке двусмысленно – оно означает и «власть» и «державу» в смысле «великой державы», «мощного государства». Оно предполагало не столько власть черных над белыми, сколько политическую консолидацию чернокожих и формирование из них сильного самоуправляющегося политического субъекта, «державы», который сможет на равных разговаривать с белой общиной, Черной Державы. «Власть черных» подразумевала дезинтеграцию черного и белого сообществ. Под влиянием Кармайкла белых членов начали исключать из черных организаций борцов за гражданские права. Новый идеолог провозгласил отказ от интеграции в американское общество – не получение свободы как у белых, а свобода черных и власть черных – таков был новый принцип.
«Некоторые были расстроены, потому что мы сказали, что интеграция не имела значения и что на самом деле это была уловка, коварная уловка для поддержания превосходства белых. Теперь мы утверждаем, что в течение последних шести лет эта страна кормила нас «наркотиком интеграции», и что некоторые негры шли по улице мечты, говоря о том, чтобы сидеть рядом с белыми людьми; и что это не решает нашу проблему. Когда мы поехали в Миссисипи, мы не пошли сидеть рядом с Россом Барнеттом и Джимом Кларком [известные расисты – Е.Х.]; мы пошли убрать их с нашего пути; и что люди должны это понимать; что мы никогда не боролись за право на интеграцию, мы боролись против превосходства белых. Итак, чтобы понять превосходство белых, мы должны отбросить ошибочное представление о том, что белые люди могут дать кому угодно свою свободу. Ни один человек не может дать никому свою свободу. Человек рождается свободным. Вы можете поработить человека после того, как он родился свободным, и это фактически то, что делает эта страна. Это порабощает чернокожих людей после их рождения, так что единственное, что могут сделать белые люди, – это перестать отказывать чернокожим людям в их свободе; то есть они должны прекратить отрицать свободу. Но они никогда никому этого не отдают»33.