bannerbanner
Век серебра и стали
Век серебра и стали

Полная версия

Век серебра и стали

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

Загадывать она никогда не любила. Просто твердо решила: все, что ни делается, к лучшему. И нужно обязательно рассказать Алексасу. Или Виктору. Но последний не вызывал особого доверия – он ведь моментально сорвался бы с места, узнав такое. А Ане казалось, что в этом деле нужна выдержка, неспешность… не как в безудержном приключении, а скорее как в хорошей бульварной мелодраме. Ана тихонько рассмеялась – за спиной на мгновение возникли призрачно-зеленые крылья. Вспомнила, как зачитывалась теми самыми мелодрамами, когда была подростком. И нигде, главное, ни разу не упомянули, даже намека не дали на то, что можно вот так взять и в один прекрасный день превратиться в овеществленное ка.

Вскоре Ана отправилась в собор Вечного Осириса. Выскочила, конечно, из зеркала, и, если бы ее попросили описать, каково оно, измерение меж зеркал, которое кто-то зовет миром духов или богов, а кто-то – самим Дуатом, Ана… не смогла бы. Такое не выразить словами. Только неуловимыми ощущениями.

По собору Осириса носился Якуб и причитал:

– Боги, тут всё не так! Это надо переставлять, никакого стиля – у вас тут стены в иероглифах, пара витражей, и все! Самое привлекательное – под землей! Ну как же вы так… Боги, дайте мне сил!

Ана чуть попятилась – надеялась, что модист не успел ее за-метить. Тщетно: Якуб уже скользнул к ней. Да что у него, глаза на затылке?

– Вот! – вскрикнул он, обводя руками Ану. – Учитесь! Ни кожи ни рожи, а… – Он осекся, явно вспомнив вчерашний день. – Я хотел сказать, ничего такого, но эффектно! Волосы цвета северного сияния, призрачный хвост… ну, был вчера. И вишенка на торте… а можешь сделать крылышки за спиной? Как вчера?

– Я тут не фокусы показываю, а делом занимаюсь, – проворчала Ана. – В отличие, видимо, от некоторых.

– Ну-ну, фокусы – как раз то, что нам нужно. – Угловатое лицо Якуба просияло. – Скоро Пасха, людям нужно чудо. А значит, стоит устроить, как говорят во Франции, spectacle de magie! [19] Волшебство своими руками – без волшебства!

Ана заметила епископа, стоявшего в углу и мрачно наблюдавшего за происходящим. Тот будто пытался сам себя убедить, что все это просто слишком реалистичный дурной сон. Невероятным образом Якуб и это заметил.

– Ну что вы так хмуритесь! Я же понимаю, что такое мистерия и что она неспроста так называется. Но… это все пусть будет потом. Сначала – хотя бы маленькое шоу. Вспомните, как дело было в Древнем Риме: культ для народа, культ на глазах у всех! Публичность превыше всего.

– Мы не в Риме, – словно прочитав мысли Аны, напомнил епископ. Теперь он смотрел на витраж, где Исида оплакивала Осириса. – И не поклоняемся римским богам.

– Слушайте, – вздохнул Якуб. Потер переносицу и снова сомкнул руки, спрятал за спиной. Цаплей зашагал по залу. – Хотя бы в этом году давайте сделаем все иначе. Меня Его Императорское Величество, да будет он жив, здоров и могуч, попросил. Думаете, просто так? Поймите: сердце Анубиса, Пасха, гости…

– Интересно, почему именно Анубиса? – прошептала Ана достаточно громко, чтобы ее услышали. Попыталась хоть как-то разрядить обстановку – видела, что епископ потихоньку начинает увядать.

– Кто знает, – пожал плечами Якуб. – Людей я вижу насквозь, богов – отнюдь.

– Раз вам и Его Императорскому Величеству, да будет он жив, здоров и могуч, это кажется таким важным, – вздохнул епископ, наконец повернувшись к Якубу лицом и отойдя от витража, – да будет так. Гранд-губернатор, я так полагаю, не против?

– Если вообще в курсе, – добавила Ана и тут же прикусила язык.

К ее удивлению, Якуб рассмеялся.

– Думаю, более чем. Вы же знаете нашего гранд-губернатора! – Он поправил фрак и повернулся к ней. Приподнялся на носках, чтобы стать с Аной одного роста. – Ну, тогда, может, все-таки крылышки, а?



…Жаркие пески накрывают его с головой, обжигая щеки, утягивают на самое дно склизкими щупальцами бреда. И когда мир вокруг гаснет, бешеные песчаные бури дня оборачиваются ночными – черными, будто окроплёнными грешной кровью. Среди этого беззвездного неба он – лишь песчинка в безумии развратного хамсина [20]; он теряется, проваливается и вырывается вновь, успевая сделать лишь один сладкий глубокий вдох, наполнить легкие морозным воздухом, чтобы потом опять кануть туда, к небу из черного песка…

Ждет очередного вдоха – тщетно. И чернота словно становится еще чернее, хотя, кажется, цвета и так достигли апогея, и это небо из бурь и вихрей вдруг вспыхивает не звездами, а глазами – еле различимыми, мрачными грифельными силуэтами, и когда все тысячи глаз моргают и смотрят на него, он наконец слышит звуки: сначала отдаленные, как далекий подземный гогот медных барабанов, потом – всё четче, осознанней. Они складываются в слово, одно-единственное, но повторяемое бесконечно; слово, жужжанием пчелиного роя заполняющее все вокруг, заставляющее черноту колебаться.

Бэс… Бэс… Бэс… Бэс! Бэс!! Бэс!!!

Алексас очнулся, сделав спасительный вдох. Во рту пересохло так, что даже сглотнуть не получалось. Кое-как придя в себя, встал и, пошатываясь, добрел до маленькой раковины в уг-лу комнаты – порадовался про себя, что прогресс, храни его боги, не стоит на месте. Еще лет десять назад о водопроводе в доходных домах и мечтать не могли.

Прохладная вода отогнала сонный морок и смыла непонятно откуда взявшийся привкус песка на пересохших губах. Алексас выглянул в окно: живописных панорам он не ожидал, что уж там просить от однокомнатной квартиры с видом на двор с колодцами, отхожими местами, решеточками ле́дников на соседних стенах и совершенно не вписывающимися сюда кустами сирени. Дворы родного города вообще зачастую напоминали Алексасу осенний лес: когда после летнего солнца и затяжных дождей повылезали грибы, большая часть из которых – поганки и мухоморы.

Зеркала в комнате не было, так что волосы Алексас поправил, глядя в отражение оконного стекла. Собрался, оделся, вышел из квартиры и направился к черной лестнице. Преодолев комнаты, разделенные перегородками, за каждой из которых похрапывали жильцы – так однокомнатная квартира превращалась в пятикомнатную, – Алексас толкнул дубовую дверь и поспешил вниз. Прохладный сырой воздух будто лип к телу.

Спустившись в парадную, Алексас снял специальные калоши с уличной обуви – их носили, чтобы поддерживать чистоту в квартирах, – и поставил к остальным, ютившимся в углу. Оставалось последнее – преодолеть аптеку. И ладно бы просто преодолеть – куда денешься, когда каждый день приходится проходить через нее по пути на улицу.

В этот раз Алексасу нужны были лекарства. Он с удовольствием приобрел бы их в другом месте, да вот только Лука – невесть как – доставал препараты, о которых другие аптекари даже не слышали.

Покрутив в руках медальон-скарабей, Алексас глубоко вдохнул – попытался отогнать воспоминания о сне, до сих пор туманом обволакивающие задворки сознания.

Лука встретил его привычной неповторимой улыбкой – сладостно-добродушной и лицемерно-мерзкой одновременно.

– И стоит ли мне желать вам доброго утра? – Он поправил высокий хвост.

Алексас терпеть не мог эти мизансцены – они неизменно вели к спектаклю по одному и тому же сценарию, со вполне понятной моралью, даже задумываться не приходилось. Он, Алексас, увел Ану, а она, по всем логическим законам и знамениям судьбы, должна быть именно с Лукой. Спектакль, в лучших традициях, не имел ничего общего с действительностью. Исполнялся одним актером.

– Не стоит. Добрым оно и не было, – махнул рукой Алексас. – Я за лекарствами.

Он вытащил из кармана смятую бумажку с карандашными каракулями и протянул Луке. Тот нарочито медленно взял ее, прищурился, потом приторно-театрально попросил подождать секундочку и достал маленькие очки – старенькие, из тех, что использовали еще до явления богов. Поцокав несколько раз, Эринеев все так же неспешно убрал очки.

– И что же это с вами случилось? При таком букете лекарств я только гадать могу, какой у вас букет болезней! – Он потряс бумажкой с рецептом. – А вообще, желаю всего наилучшего на том свете. Я бы вам больше недели не дал, хотя с удовольствием дал бы и меньше.

– Тетушке, – вздохнул Алексас. – Это всё тетушке.

– Старой графине совсем поплохело? Хотя, как я помню, ей всегда было не особо хорошо, особенно когда дело касалось вас и анекдотов. – Лука сделал паузу, чтобы Алексас уж наверняка осмыслил услышанное. – За лекарством заходите после… – Он зашелестел блокнотом, перелистывая страницы. – После, после, после… послезавтра!

– Если раньше никак…

– Совсем никак! – Лука спрятал рецепт в карман. – Такая загруженность! Передавайте тетушке привет.

Боги, и на что он надеялся? Алексасу все порядком поднадоело, и он просто кивнул. Уже собирался уходить, как услышал шепот, брошенный в спину:

– И все равно все будет как должно. И она будет со мной.

Алексас остановился и, не поворачиваясь, ответил:

– Боги нас рассудят.

И только выйдя на улицу, позволил мысли, давно зудящей в голове, прозвучать отчетливо:

Если они могут что-нибудь рассудить. Если вообще – могут.

Пьянящая сирень и утренняя прохлада быстро развеяли послевкусие и сна, и разговора с Лукой. Алексас, щурясь от солнца, дождался омнибуса, в тесноте и тряске отправился к тетушке. Помня вчерашнее происшествие, он сидел как на иголках. Прогулялся бы пешком, как любил, но не успел бы, не ближний свет. Тетушка жила почти на отшибе города, в небольшом особняке, и до сих пор сокрушалась, что Алексас не может снять себе ну хотя бы пятикомнатную квартиру. Все живет в каком-то паршивом доходном доме, пользуясь черной лестницей!

Тетушка вообще часто сокрушалась, по поводу и без. Чаще, конечно, без.

Расплатившись с извозчиком и сойдя с омнибуса, Алексас уставился на особняк, розовый, как кукольный домик. Над окнами светлела лепнина – старомодные греческие нимфы и сатиры. Тетушка всегда старалась шагать в ногу со временем, так что пару египетских криосфинксов, сделанных на заказ, всё же установила, но у входа, по обе стороны от перил. Алексаса они встретили безучастными взглядами.

В холле немногословный лакей предложил сменить обувь на домашнюю. Алексас не сразу понял, чего от него хотят, – на-столько привык к калошам. Но тетушка придерживалась куда более барских привычек, чем жители доходных домов. Надо ведь, говорила она иногда, оправдывать титул: графини на улице не валяются и калоши не носят! Так что у входной двери всегда стояли мягкие тапочки – их заказывали прямо с Востока, за сумасшедшие деньги, как и любимые графиней шелковые халаты.

Лакей очень доходчиво повторил сказанное и, когда проблема решилась, повел Алексаса на второй этаж.

Внутри дом оставался кукольным – не ослеплял роскошью, но давал понять, что хозяева вполне себе смыслят в последних веяниях моды, губа у них не дура. Стены оживляли цветные пятна картин; золотистые виноградные лозы ползли по лестничным перилам, а люстры походили на гроздья горного хрусталя. Но это все – приятный фасад. Главное таилось в покоях старой графини.

Тетушка очень тщательно готовилась к смерти. Ушебти, ушебти, ушебти – на полках и на комодах, на полу и в изголовье кровати стояли сотни разноцветных, в основном лазуритовых статуэток. Подаренные на дни рождения, купленные или сделанные на заказ, они, будто муравьи, сбежавшиеся на сахар, заполонили всё. В сундуках кучами лежали заупокойные амулеты в таком количестве, что крышки не закрывались: бусины, ожерелья, спинки драгоценных скарабеев и золотые кресты-анкхи блестели в пламени свечей – тетушка любила легкую архаику, – превращая обычную спальню в сокровищницу Али-Бабы.

Прямо за кроватью, надежно прикрепленный к стене, висел бежевый саркофаг – подарок на восьмидесятилетие. Стенки его пестрели золотыми заклинаниями, иероглифами, цветными изображениями богов и похоронных процессий. Лицо этого внутреннего саркофага – самого маленького из всех, куда помещали покойника, – с точностью до морщинки повторяло тетушкины черты. Половина Санкт-Петербурга о таком могла только мечтать.

Тетушка готова была умереть – и с трепетом ждала этого момента. Загробная жизнь виделась ей в тех сладко-розовых красках, в каких ребенку грезится только-только открывшийся магазин шоколада господина Адольфа Си́у, где каждая конфета – что произведение искусства в красочной упаковке.

– Когда ты избавишься от этой жуткой терракотовой рубашки?! Это же не цвет, а издевательство над цветом!

Алексас к таким приветствиям уже привык, так что просто улыбнулся.

– И вам доброго утра, тетушка. Лекарства будут готовы… через несколько дней. Я принесу.

– О! Отлично, Алексас, отлично, деньги я тебе отдам. Тебе, кстати, не дать ли еще денег? Потому что твои паршивцы родители…

Ее бледное морщинистое лицо, обрамленное копной кудрявых – как у Алексаса – седых волос, вдруг исказилось до неузнаваемости, приобретя вид посмертной гипсовой маски: с прорезями вместо глаз и трещинами там, где секунду назад танцевали морщины.

– Нет. Пойдемте лучше завтракать. Только чепчик снимите.

Алексас терпеть не мог, когда тетушка предлагала ему деньги, вообще ненавидел зависеть от кого-либо, вот и жил в однокомнатной квартире, а не в особняке, вот и брил клиентов, а не тратил время на балах да охотах. Зато жил он на честно заработанные, его собственные деньги. Хотя иногда, думал он, может, не столь и честно заработанные: все-таки боги, казалось, благоволили ему. Все шло гладко, пусть и с сучками-задоринками, зато маленькими, незаметными. Да и лицензию на работу Алексас выбил буквально чудом – можно ли тогда вообще говорить о честном заработке?

О богах думать совершенно не хотелось.

– В мои годы я могу ходить по дому как хочу и в чем хочу! – фыркнула тетушка. – Серафим! Подай к столу еще одну тарелку!

– Еще одну? – удивился Алексас.

– Да-да, Алексас, сегодня ты не первый пришел меня навестить. Иди, догоню – я, как ты, наверное, думаешь, может, и выживаю из ума, но в спальном наряде в обеденном зале не появлюсь. Вот чепчик – другое дело!

Небольшой, гостей на десять, стол в обеденном зале уже был накрыт на двоих: серебряные графины, тарелки, подсвечники-сфинксы, подносы и приборы бликовали хитрым прищуром. Стояли тут и хрустальные бокалы, наполненные вином, – тетушка всегда придерживалась здорового образа жизни. Как она говорила, древние не были дураками, так что не просто так поделились секретом In vino veritas. То, что у фразы есть продолжение, старую графиню ничуть не смущало.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Имеется в виду период опиумных войн середины XIX века. В то время Китай старался огородить себя от внешнего влияния, однако Британская империя получила огромный контроль над его рынком, незаконно поставляя опиум. В Китае продажа опиума была запрещена указом императора.

2

Жан-Франсуа Шампольон – французский востоковед, расшифровавший древнеегипетские иероглифы. Считается основателем египтологии.

3

Первичная материя, первовещество. В алхимии – исходный материал для создания философского камня.

4

Ныне Грибоедовский канал.

5

Золотая середина (лат.).

6

Из ничего не выйдет ничего (лат.). Выражение используют, когда нужно сказать, что в работе важен только результат.

7

Причина причин (лат.).

8

Осуждают, потому что не понимают (лат.).

9

Все, что сказано на латыни, кажется мудростью (лат.).

10

Философский камень (лат.).

11

В России XIX века слово «кайф» звучало как «кейф».

12

Ушебти – статуэтки, которые в Древнем Египте помещались в гробницу. Мощные магические предметы, которые в загробной жизни становятся слугами усопшего и работают за него.

13

Перечисляются магические заупокойные тексты Древнего Египта.

14

Традиционно категорию «ка» описывают словами «теневой двойник». Более точное определение – воспоминание, или образ человека. Проще объяснить на примере: если чей-то родственник живет в далеком городе и человек, закрывая глаза, представляет себе этого родственника, то ему является ка (образ, воспоминание). Если тому же человеку снится его родственник – это тоже не он сам, лишь его ка.

15

Пограничная ситуация, ситуация на границе (франц.).

16

Британский археолог Джон Пендлбери в нашей действительности родился в 1904 году.

17

Мастаба – ранний вид гробницы Древнего Египта, усеченная пирамида с подземной погребальной камерой.

18

Любовь с первого взгляда (франц.).

19

Магический спектакль, магическое представление (франц.).

20

Сухой и жаркий пустынный ветер.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6