bannerbanner
Архетипы в русских сказках. Какая детская травма у Кощея. Как прошла сепарация Колобка. Почему премудрость не спасла Царевну-лягушку от абьюзера
Архетипы в русских сказках. Какая детская травма у Кощея. Как прошла сепарация Колобка. Почему премудрость не спасла Царевну-лягушку от абьюзера

Полная версия

Архетипы в русских сказках. Какая детская травма у Кощея. Как прошла сепарация Колобка. Почему премудрость не спасла Царевну-лягушку от абьюзера

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Е. В. Журек, А. О. Нестерова, М. С. Иванова

Архетипы в русских сказках. Какая детская травма у Кощея. Как прошла сепарация Колобка. Почему премудрость не спасла Царевну-лягушку от абьюзера

© ООО «Издательство АСТ», 2024

Благодарность

Сказок в книге много, но они не родные сестрички: мамы у них разные. Над созданием текстов работала команда креативных психологов! Я, Елена Журек, практикующий психолог, преподаватель Московского института психоанализа. И мои коллеги, Мария Иванова и Анастасия Нестерова, психологи авторской программы «Восхождение».

Бесконечная благодарность Марии и Анастасии за поддержку, креатив, профессиональные разборы сказок и главное, развеселую атмосферу, в которой тексты рождались легко и непринужденно.



https://elenazhurek.ru/


Зачин

Ну вот зачем вы открыли эту книгу! Может, лучше не надо?.. То, что узнаете, уже не развидите!

Предупреждение: книга содержит секретные досье, разоблачающие сказочных героев. Да-да, тех самых, с которыми вы провели свое детство.

С кем дружили и с кого пример брали. Чего больше – вреда или пользы привнесли русские сказки в нашу уже взрослую жизнь?

Давайте разберемся!

Заветы бабушек по воспитанию

«Волк и семеро козлят» и «У страха глаза велики» или сказки про родительский контроль

Немало родителей задаются вопросом: как уберечь своих чад неразумных от опасностей этого мира? Как научить их отличать хороших людей от плохих, правду от лжи? Как защитить и при этом не напугать так, чтоб от каждой тени шарахались?

И конечно, на эту тему есть немало добрых сказок. Например, «Волк и семеро козлят».

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.

Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

– Козлятушки, ребятушки!Отопритеся, отворитеся!Ваша мать пришла – молока принесла;Бежит молоко по вымечку,Из вымечка по копытечку,Из копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.


Понятный и простой посыл: слушай маму, малыш, не открывай дверь всяким волкам. Мама Коза – хорошая, Волк – плохой. Умный и послушный Козленок – живой Козленок, глупый и непослушный – рожки да ножки. Вроде бы все просто на первый взгляд – но так ли это?

В сказке Мама Коза сделала все, чтобы научить своих детушек не открывать двери злодеям. И пароль специальный придумала, и велела только ее голос слушать. И ведь они ее послушались! Сделали все по инструкции, хриплому голосу Волка не поверили. А он, злодей такой, все равно нашел способ полностью подделать мамин чек-лист и проникнуть в дом! Ну как так-то?


Однажды волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

– Вы, детушки!Вы, козлятушки!Отопритеся,Отворитеся,Ваша мать пришла,Молока принесла.Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:

– Слышим, слышим – да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тоненьким голосом и не так причитает.

Вот и в реальной жизни у родителей от тревоги за деточек тихо волосы на голове шевелятся и шерсть на загривке дыбом встает.

Ну как их защитить?!

И если у детей мир черно-белый и простой: есть хорошее, есть плохое, маму надо слушать, то взрослые знают о мире чуточку больше, он не всегда такой, каким кажется на первый взгляд. И злодеи часто внешне милее и добрее, чем сама доброта.

И вот, зная обо всем этом многообразии разных опасностей внешнего мира, как объяснить это детям?

Проще научить боятся всего – на всякий случай.

Так родители заботливо транслируют свою тревогу еще неокрепшему доверчивому ребенку.

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть. Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

– Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, – дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

– Козлятушки, ребятушки!Отопритеся, отворитеся!Ваша мать пришла – молока принесла;Бежит молоко по вымечку,Из вымечка по копытечку,Из копытечка во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.

На эту ему есть еще одна хорошая сказочка – «У страха глаза велики». По сюжету компания из Бабки, Внучки, Курочки и Мышки идут за водой. По дороге проходят яблоньку, где отдыхает спокойно Заяц. Конечно яблоко падает – Заяц с перепугу выскакивает под ноги водоносов. С визгами разбежались все. И каждый в злополучном яблоке увидел свое: Заяц был уверен, что за ним охотники гнались, за Бабкой – медведь, за Внучкой – волк, за Курочкой – лиса, за Мышкой – кошка.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали.

Бабка охает:

– Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

– Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

– Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

– Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»


К чему я речь веду? К тому, что тревога у каждого о своем. И если она в душе сильна, то и внешнего события особо яркого не надо, чтобы внутренние картинки уже начали раззадоривать воображение ужастиками. А уж как она может быть заразительна!

И вот такие перепуганные родители пытаются познакомить свое чадушко с миром. Пусть малыш поисследует. Отпустят его? Да нет, конечно! К себе поближе привязать, в интернеты злые не пущать, а была б воля, так вообще – камеру на лоб приклеить, чтоб всегда под приглядом был. Зато в безопасности.

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

А что деточка на это?

Послушный малыш родителям верит безоглядно, сидит боится, далеко не отползает. Даже, когда уже лоб 40-летний… «Мир исследовать? Ну его нафиг – он злой и страшный». И своих детей этому научит.

А ежели у детушки силушки в жилушках много, да придури молодецкой – бунтанет рано или поздно, отвоевывая свою свободу. Сделает все то, чего родители так боялись: влезет в самую грязную лужу, найдет самого зубастого Волчару, да еще и похвастается – «Смотрите, как могу!» – тоже способ преодолеть страхи…

И как же быть родителям?

Задача родителя не в том, чтобы спрятать своего дитятку от жизни (хотя конечно временами о-о-очень хочется), а привить навыки, которые помогут ему во взрослой жизни справиться со сложными ситуациями. Вопрос в том, как найти для себя тот самый заветный баланс между защитой ребятенка и его самостоятельностью.

Давайте присмотримся к сказке «Волк и семеро козлят» повнимательнее. Тут есть две истории: Мамы Козы, и как она справляется со своими непростыми родительскими чувствами, и Козлят, и как они справляются (не очень) со своей самостоятельностью.

Что и как делает Мама Коза? Она, с одной стороны, предостерегает Козлят о Волке, защищает их, с другой – уходит из дома, предоставляя возможность самостоятельности. Как родитель, Коза сделала все, что в ее силах – подготовила, от опасностей предостерегла, всему научила. А дальше начинается самая сложная для любого родителя история: когда ребенок получает свой опыт, и конечно, косячит!

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку – начала горевать, горько плакать:

– Ох вы, детушки мои, козлятушки!На что отпиралися-отворялися,Злому волку доставалися?

И когда зло свершилось, что делает Коза? Она горюет вместе с Козленком. Очень важно в моменте не спускать на облажавшееся, и без того напуганное чадо, все свои сложные чувства (горечь, страх, злость, бессилие и много чего еще), не орать на козленыша благим матом: «Я же говорила!». Но при этом позволить себе эти чувства проживать – Коза горюет вместе с Козленком. Тем самым и поддерживая его, и справляясь со своим сложным состоянием.

При этом Коза не идет сражаться с Волком. Он сильнее.

И как в жизни бывает, для ребенка родитель всемогущий – может решить все проблемы, но любой взрослый знает это чувство, когда, как ни старайся, есть обстоятельства сильнее тебя. Так и Коза прекрасно понимает, что сама она с Волком справиться не в состоянии. Но она не остается сидеть в бессилии и слезы по лицу размазывать.

Она ведет злодея к костру – отправляется искать правды, призывать его к ответу.

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

– Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:

– Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да прыг к матери!

И стали они жить-поживать по-прежнему.


В старину традиция прыгать через костер несла важный сакральный смысл – это как предстать перед высшим духовным судом – его невозможно обмануть.

Какова в этой сказке история Козленка? Чему сказка учит малыша? Просто слушаться маму?

Так и в жизни бывает: когда подростки, сепарируясь, ищут свой путь, получают свой опыт – и, конечно, находят приключений на свою голову. Но, почему-то одни детки из всех хороших с виду людей вокруг выберут того самого злодея, а другие пройдут мимо. В одной и той же ситуации кто-то покорно последует за толпой, желая понравиться, и влипнет, а кто-то почует неладное и вовремя тихо сольется.

Так в чем же разница?

В том самом маленьком Козленке – внутреннем голосе, чутье или интуиции. В умении слышать СЕБЯ, а не стайку друзей или даже маму.

Очень важно ребенку не только рассказать, что и как в мире бывает, но и научить думать своей головой, слышать тот самый еле заметный, но такой важный внутренний голос. И не только слышать его, но и делать так, как он советует. Вспомним маленького Козленка, который говорил остальным своим братишкам, что по маминой инструкции то вроде все верно, но шкуркой чую, что-то тут не так…

И вот это еле заметное «шкуркой чую»: как часто каждый из нас гнал от себя это чувство? Глупо как-то, нелогично, что люди скажут. Да даже самые разумные родительские советы могут иногда идти вразрез с этим чутьем…

А если научить ребенка свою чуйку слушать, свою голову включать и верить СЕБЕ, то и неприятности как-то мимо пройдут, и родитель будет уверен в своем чаде, и тревога станет сильно ниже.

Ни одна самая подробная инструкция не сможет предусмотреть все, а чуйку не обманешь!

«Гуси-лебеди» или повесть о беспризорниках. Браток и его решала

Перед нами прекрасная семья: подрастающая дочь и малыш-сынок, свой дом и хозяйство. Хорошо, ладно-складно! Но недолго.

Совсем скоро мы узнаем, что родители оставляют детей одних. И на ком же теперь ответственность за здоровье и заботу о детях? Правильно, на старшей дочери. Звучит и выглядит логично. Если не задумываться о том, что старшая не значит взрослая – она все еще ребенок. И теперь этому ребенку предписали исполнять роль родителя и для себя, и для брата.

А бонусом прилетел и запрет играть, радоваться и получать удовольствие, то есть жить свою жизнь:

– Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

А коли есть запрет, то будет и катастрофа – таковы сказочные законы. Запреты и в реальной жизни весьма спорная практика. Особенно те, что обслуживают завышенные требования и накладывают ответственность не по плечу.

Сказка «Гуси-лебеди» – это тема сиблингов в психологии.

Сиблинги – братья и сестры, растущие в одной семье.

Очередность появления ребенка в семье имеет большое значение. В этой сказке главная героиня старшая сестра – первый ребенок в семье.

Примерный спектр чувств, которые посещают ребенка, когда он из единственного становится старшим – это предательство, досада, злость, даже может возникнуть чувство брошенности и бесконечная, изматывающая, не оставляющая его ни на день с рождения младшенького ревность.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу