bannerbanner
Стоп-сигнал. Гештальт-терапия невротических страхов.
Стоп-сигнал. Гештальт-терапия невротических страхов.

Полная версия

Стоп-сигнал. Гештальт-терапия невротических страхов.

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

 Клиент бессознательно ищет в психотерапевте ролевую модель отстаивания собственных границ, поэтому неосознанно он начинает делать со своим психотерапевтом то, что другие делают с ним (проявлять пренебрежение, обесценивать, критиковать, заставлять сомневаться в себе, подрывать веру в эффективность работы). И чаще подобные действия не носят сознательного характера, они как бы «случаются», постепенно разрушая рабочие отношения. Клиент может начать опаздывать, переносить и отменять встречи, болтать как будто бы ни о чем, игнорировать некоторые вопросы, раздражаться на низкий рабочий темп. В таких случаях бывает очень полезно совершить челночное связывание этих действий клиента с его собственным ранее пережитым опытом отношений с другими людьми, которые научили его не верить в собственные силы с помощью подобных действий по отношению к нему самому в его личной истории. Психологические травмы наносят нам системы, где нами пренебрегают и нас «расчеловечивают», опираясь на узаконенное насилие. Важно понять, что любой специалист может ошибаться, способность признавать свои ошибки, возвращаясь к здравому смыслу—это показатель живости и защиты от «бронзовения».

 Невротический симптом – это всегда способ коммуникации, при помощи которого лишь частично осознаваемые конфликтующие части нашей личности пытаются достучаться до сознания. Задачей гештальт-терапии является восстановление целостности поведения и переживания. Мы исходим из того, что невротические страхи формируются на основе отвергнутых нами форм реакции, которые продолжают проигрываться в воображении. Если мы правильно прочитываем сигнальное сообщение нашего симптома, он становится ненужным и это подтверждается ослаблением симптоматики. Если же симптом «прочитан» не точно или поспешно, и его послание не услышано, он продолжает устойчиво возвращаться. Поспешная интерпретация закрывает способность точнее расшифровывать сигналы телесной чувствительности, не позволяя обнаружить в себе скрытую сторону конфликта.

Бой с собственной тенью

 Невроз – это заболевание, созданное нашим воображением. А что же заставляет наше воображение так истово писать многочисленные сценарии возможных фильмов-ужасов, которые вероятно никогда не будут сняты из-за недостатка финансирования? Внутренним сценаристом является наша теневая часть. Согласно утверждению Фрейда (1926) «…фобии имеют характер проекции, которая замещает внутреннюю, инстинктивную опасность внешней, воспринимаемой опасностью», таким образом внутренние побуждения проецируются на внешнюю среду, которая из-за этого становится «заминированной» нашими собственными фантазиями.

 С позиции гештальт-терапии наша личность – это система поляризованных выборов, сделанных когда-то под влиянием ситуации, когда этот выбор реакции был наилучшим из возможного. Приспосабливаясь к ситуации, мы пытаемся подобрать подходящую форму для собственной личности. Помните сюжет, когда человек пытается выйти на свет через узкую пещеру. Он скрючивается, пригибается, протискивается, потому что только так он может пройти к желаемому, к свету, к морю. А представьте, что будет, если он там застрянет? Когда его вытащат спустя несколько суток, ему довольно сложно будет разогнуться. Жизнь ставит нас в подобные ситуации, когда мы вынуждены занять подобную «психическую позу», Но так как проблемные ситуации могут длиться годами, наша поза становится фиксированной, и мы забываем, что умеем ходить прямо.

 Страх часто содержит в себе побуждения отторгнутой полярности. Например, человек, боящийся открытого конфликта, вежливый, предупредительный, сглаживающий острые углы останавливает свой гнев и раздражение, когда они действительно необходимы. Его может останавливать фантазия о возможной разрушительной силе собственного гнева и грядущих эмоциональных последствиях (сожаление, раскаяние, чувство вины). Чем больше человек подавляет собственное раздражение, тем более небезопасным кажется ему его окружение. Отторгнутые части собственной личности проецируются вовне. Такая проекция в психологии носит название дополнительной. На принципе исследования отторгнутой полярности строится методика психодиагностики, метод портретных выборов Сонди. Автор разработал методику на коллекции портретов сорока восьми человек, страдавших разного рода психическими расстройствами. Если мы принимаем в себе эти черты, мы выбираем портрет носителя этой психологической особенности как понравившийся, если мы отвергаем эти склонности в себе, мы откладываем портреты носителей этих черт, автоматически оценивая их как неприятных и отталкивающих. Таким образом, то, к чему мы чувствуем отвращение, в какой-то форме связано с нашим способом функционирования. С позиции ранней психоаналитической теории влечений, отторгаемые и вытесняемые характеристики «запруживают» наше подсознательное функционирование. С позиций Карла Густава Юнга мы отождествляемся с социально одобряемым образом себя—Персоной, а вытесненные импульсы формируют нашу Тень. Свойства нашей собственной Тени мы начинаем проецировать на другого и внешние объекты. Тогда объект становится пугающим, потому что он наделен именно теми качествами, с которыми мы не хотим встречаться. Он также содержит в себе качества собственных процессов, которые мы в себе не принимаем (например, собственную агрессию, отвращение, скользкость, демонстративность, нетерпимость).

 Например, чего боится человек, избегающий лифтов? У каждого человека в основе лежит индивидуальная фабула, однако есть и общие черты. Людям, испытывающим избыточное напряжение, вызванное необходимостью подавлять собственные импульсы, часто кажется, что стены лифта или маленькой каморки давят на них и могут раздавить, то есть на стены проецируется собственное внутреннее давление. В истории их жизни часто обнаруживается опыт психологической стесненности (невозможность выражения реакции, ограниченность ресурсов, длительное объективно безвыходное положение). Возникает риск, что привычный рисунок поведения снова будет востребован, пробуждая пугающие ассоциации. И тогда гештальт-терапевт может предложить исследовать эту фантазию, связывая ее с теми ощущениями, которые сопровождают фантазию о сдавливании.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4