bannerbanner
Тайная доктрина. Космогенезис и Антропогенезис
Тайная доктрина. Космогенезис и Антропогенезис

Полная версия

Тайная доктрина. Космогенезис и Антропогенезис

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
19 из 19

167

Именно знание этого закона позволяет и помогает Архату совершать его Сиддхи, или разнообразные феномены, такие как дезинтеграция материи, перенесение предметов с одного места в другое и т. д.

168

Эти древние Комментарии присоединены к Станцам вместе с современными толкованиями, ибо Комментарии на своем языке символов обычно так же малодоступны пониманию, как и самые Станцы.

169

В полемическом научном труде «Современный Генезис» (стр. 48) священник W. B. Slaughter, критикуя астрономов, говорит: «Плачевно, что сторонники этой теории (небулы) не расширили свои рассуждения о начале вращения. Никто не удостоил дать нам разумную причину этого. Каким образом процесс охлаждения и сокращения массы сообщает ей вращательное движение?» (Приведено Уинчеллем в «World-Life», стр. 94). Конечно, нематериалистическая наука сможет когда-либо разрешить эту задачу. «Движение вечно в непроявленном и периодично в проявленном», говорит Оккультное Учение. «Когда тепло, вызванное сошествием Пламени в Предвечную Материю, заставляет двигаться ее частицы, то движение это становится вихрем». Капля жидкости принимает сферическую форму благодаря тому, что атомы ее вращаются вокруг себя, в их ультимативной, нерастворимой и нуменальной сущности; нерастворимой, во всяком случае, для физической науки. Этот вопрос обсужден полнее в дальнейшем.

170

х, неизвестное количество.

171

Что составляет Десять или совершенное число, прилагаемое к «Творцу», наименование, данное совокупности творцов, слитых монотеистами во Единого, так же как и «Элохим», Адам Кадмон или Сефира, Венец – все они являют андрогинный Синтез десяти Сефиротов, стоящих, как символ проявленной Вселенной, в популярной Каббале. Однако эзотерические каббалисты, следуя Восточным оккультистам, разделяют верхний треугольник Сефиротов (или Сефиру, Хокма и Бина) от остальных семи Сефиротов. Что же касается до Свабхават, то востоковеды объясняют этот термин как означающий всемирную пластическую материю, рассеянную в пространстве, намереваясь, может быть, отождествить ее с Эфиром науки. Но оккультисты отождествляют это с «Отцом-Матерью» на мистическом плане.

172

Арупа.

173

Бхаскара.

174

Беспредельный круг.

175

Субъективное, лишенное формы.

176

Это относится к Абстрактной Мысли и конкретному Гласу, или к их проявлению, следствию Причины. Адам Кадмон или Тетраграмматон есть Логос в Каббале. Потому эта триада соответствует в последней высочайшему Треугольнику – Кэтер, Хокма и Бина, последняя является мощью Женского Начала и в то же время Иеговою Мужского начала, как разделяющая природу Хокма или же Мужской Мудрости.

177

Тайная Доктрина учит, что Солнце есть центральная звезда, но не планета. И тем не менее древние знали и почитали семь великих богов, исключая Солнце и Землю. Кто был этот «Таинственный Бог», которого они выделяли так? Конечно, не Уран, только что открытый Гершелем в 1781 году; но не мог ли он быть известен под другим именем? – спрашивает Рагон. «Оккультные Науки открыли при помощи астрономических вычислений, что число планет должно быть семь и древние должны были ввести Солнце в скалу небесных гармоний и предоставить ему занимать незанятое место. Таким образом, каждый раз, что они замечали воздействие, не свойственное ни одной из шести планет, они приписывали его Солнцу… Ошибка кажется важной, но она не была таковой в практических следствиях, если астрологи заменяли Урана Солнцем, которое… есть центральная Звезда относительной неподвижности и вращающаяся лишь вокруг своей оси, и регулирующая время и измерение, и которая не может быть отстранена от ее истинных функций. («Maçonnerie Occulte», стр. 447). Наименование дней недели также неверно – «Воскресенье (Sunday) должно было бы быть Днем Урана (Urani dies)», – добавляет ученый писатель.

178

Планетная система.

179

«Солнце вращается вокруг своей оси в том же направлении, что и планеты в своих соответствующих орбитах», так учат нас астрономы.

180

См. «Анугита», перев. Теланга, X, 9; и «Айтарейя Брахмана», Гауг, стр. 1.

181

Оккультная Наука говорит, что субстанция кометной материи совершенно отлична от какого-либо химического или физического свойства, известного науке. Она однородна в ее первичном аспекте за пределами Солнечных Систем и совершенно дифференцируется после того, как она переступает пределы нашей земной сферы; будучи измененной атмосферами планет и уже сложною материей между-планетного вещества; она разнородна лишь в нашем проявленном мире.

182

Манас – Принцип Разума, или Человеческая Душа.

183

Буддхи – Божественная Душа.

184

См. «Correlation of Physical Forces», – 1843, стр. 81; и «Address to the British Association», – 1866.

185

Те же мысли встречаются в «The Fuel of the Sun» – W. Mattieu Williaim, также в «On the Conservation of Solar Energy» (Nature, XXV, 440–444. Март, 9, 1882 г.) д-ра С. William Siemens; и в «Обращении» д-ра Р. Мартин Дункан, Президента Геологического Общества в Лондоне, Май, 1877 г. См. также «World-Life» Alexander Winchell L. L. D., стр. 53 – et seq.

186

Когда мы говорим о Нептуне, то не как оккультисты, но как европейцы. Истинный восточный оккультист будет утверждать, что хотя есть еще много неоткрытых планет в нашей системе, но Нептун в действительности не принадлежит к ней, несмотря на его видимую связь с нашим Солнцем и воздействие последнего на него. Эта связь иллюзорна, воображаема, говорят они.

187

Слово, Глас и Дух.

188

Четверо «Бессмертных», упомянутые в Атхарве Веде как «Блюстители» или Охранители Четырех сторон Неба. (См. гл. 1, XXVI, 1–4 et seq.)

189

«Conflict between Religion and Science», стр. 132–133.

190

«Principles of Science», II, 455.

191

«Les Mysteres de l’Horoscope», Ely Star, стр. XI.

192

Псалтырь, с. IV, 4.

193

Нельзя терять из виду разницу между Строителями, Планетными Духами и Липиками. (См. 5 и 6-й стихи этих Комментариев.)

194

То есть он находится под влиянием их направляющей мысли.

195

Космические туманы.

196

Мир в образовании.

197

Атомы.

198

См. «Эзотерический Буддизм» А. П. Синнетта, 5-е изд. с примечаниями, стр. 171–172.

199

Первый и величайший реформатор Тибета, основавший секту Гелугпа – «Желтые Шапки». Он родился в 1355 г. после Р. Хр. в области Амдо и был Аватаром Амитабы, небесное имя Готамы Будды. (Прим. перевод. Цон-к’а-па родился в 1357 г. по Р. Хр., умер в 1419 г. Он считается воплощением Бодхисаттвы Манджушри.)

200

Прим. перев. Не в Китае, а в Японии.

201

Т. Субба Роу как бы отождествляет и называет его Логосом (см. Лекции о Бхагават-Гите в «Theosophist’e», т. IX).

202

Гельмгольц, Лекция о Фарадее, 1881.

203

Всем известно, что песок, рассыпанный на вибрирующей металлической пластинке, принимает очертания определенных фигур различного вида. Может ли наука дать исчерпывающее объяснение этому факту?

204

См. «The Masonic Cyclopoedia» – Маккензи; и «The Pythagorean Triangle» – («Треугольник Пифагора») – Oliwer’a.

205

Ормазд есть Логос «Первородный», также Солнце.

206

«Contra Apionm libri», 1, 25.

207

См. «Разоблаченную Изиду», т. II, 430–438.

208

См. «Hindu Classical Dictionary» – Dowson.

209

Минеральные Атомы.

210

Газообразные Облака.

211

См. Kabbalah Denudata, «De Anima», стр. 113.

212

Доктрина о вращении Земли вокруг своей оси преподавалась пифагорейцем Гисетом, кажется, за пять веков до Р. Хр. Также она утверждалась его учеником Экфантом и Гераклитом, учеником Платона. Неподвижность Солнца и орбитальное вращение Земли были указаны Аристархом Самосским в 281 г. до Р. Хр., как предположения, отвечающие фактам наблюдения. Гелиоцентрическая теория была также утверждена около 150 г. до Р. Хр. Селевком из Селевкии на Тигре. (Она преподавалась за 500 лет до Р. Хр. Пифагором. – Е. П. Б.) Также указывается, что Архимед в своем труде «Psammites» вводил Гелиоцентрическую теорию. Сфероидальность Земли определенно утверждалась Аристотелем, который приводил в доказательство этого форму тени Земли на Луне во время затмений (Aristoteles, De Coelo, lib. II, cap. XIV). Та же мысль защищалась Плинием (Nat. Hist., II, 65). Эти воззрения были как бы утеряны для знания более нежели на тысячу лет… (Winchell, «World-Life», 551–552).

213

О Вихревых Атомах.

214

Ор. cit. 567.

215

Сокращенная выдержка из «Principia Rerum Naturalium».

216

Липики.

217

То есть: Первый теперь является Вторым Миром.

218

Вселенная Мысли, лишенная формы.

219

Мир Теней Первичных Форм, или Умственный.

220

В Риг-Веде мы находим имена Браманаспати и Брихаспати чередующимися и эквивалентными друг другу. Также см. Брихадараньяка Упанишада: Брихаспати есть Божество, называемое Отцом Богов.

221

«Logic», II, 125.

222

Сделал уже первые три.

223

Воинства.

224

Четыре Аспекта суть тело, его жизнь или жизнеспособность, и «двойник» тела – триада, исчезающая со смертью личности, – и Кама-Рупа, разлагающаяся в Кама-Лока.

225

«On Amos», IV.

226

«Theol. Cir.», I, VII.

227

См. «Окультный Мир», стр. 89, 90.

228

Так, фраза: «Natura Elementorum obtinet revelationem Dei» (Clemens, Stromata, IV, 6) приложима как к тем, так и к другим или же ни к кому. Справься в «Zends», II, 228, и «De Iside» Плутарха, в сравнении Лайарда в «Académie des Inscriptions», 1854, vol. XV.

229

Исход, XXVI, XXVII.

230

«Antiquitates», I, VIII, гл. XXII.

231

«Chinese Buddhism», стр. 216.

232

«Человек заменяет здесь «Дракона». Сравни Духов офитов. Ангелы, признанные Римско-католическою церковью и соответствующие этим «Лицам», у офитов именовались: Дракон – Рафаил; Лев – Михаил; Бык – Уриэль; и Орел – Гавриил. Эти Четверо сотрудничают с Четырьмя Евангелистами и, следовательно, предсуществовали Евангелиям.

233

Иезекиил, I.

234

Евреи, за исключением каббалистов, не имея наименований для Востока, Запада, Юга и Севера, выражали это представление словами: впереди, позади, направо и налево, и очень часто смешивали термины экзотерически, делая, таким образом, сокрытия в Библии еще более трудными для толкования. Добавьте к этому еще факт, что из сорока семи переводчиков Библии времени короля Якова лишь трое понимали еврейский язык, и из них двое умерли прежде, нежели был переведен Псалтырь («Royal Masonic Cyclopaedia»); легко представить себе, насколько можно положиться на английский перевод Библии. В этом труде мы следуем римско-католическому толкованию.

235

Вертикальная линия или цифра 1.

236

Круг.

237

Также для тех, кто, и т. д.

238

Мир, лишенный Форм, и Мир Форм.

239

«Theosophist», Февр., 1877, стр. 303.

240

Эти добровольные воплощения называются в нашей Доктрине Нирманакая – переживающие духовные принципы человека.

241

Сукшма Шарира – иллюзорное тело, как бы «тело сновидений», в которое облачены низшие Дхиани небесной Иерархии.

242

Сравни это эзотерическое положение с доктриной гностиков, находимой в «Pistis-Sophia» (Знание-Мудрость), в трактате которой Софиа (Ашамот) представлена как потерявшаяся в водах Хаоса (Материи) на ее пути к Высочайшему Свету; и Христос, освобождающий и помогающий ей на праведном Пути. Заметьте, что «Христос» у гностиков означал Безличный принцип, Атмана Вселенной и Атму каждой человеческой души, но не Иисуса. Хотя в старых коптских манускриптах в Британском музее «Христос» заменен «Иисусом» и другими терминами.

243

Catechism of the Visishtahadvaita Philosophy – N. Bhâshyacharya, члена Теос. Общ., недавно умершего пандита Библиотеки Адиара.

244

«Träume eines Geistersehers», приведенные С. С. Massey в его предисловии к «Spiritismum» фон Гартманна.

245

Книга Мертвых, Поль Пьерре, гл. XVII, стр. 61.

246

См. также другие данные по поводу этого особого выражения – День «Приди к Нам»; напр. «Погребальные Обряды Египтян», соч. виконта де Руже.

247

Хаос.

248

Наша Вселенная.

249

«The Theosophist», Февр., 1887, стр. 305.

250

Ор. cit., стр. 306.

251

Называют Мадхья то, начало и конец чего неизвестны; «Пара» же означает «бесконечный». Все эти выражения относятся к Бесконечности и к делению времени.

252

Ор. cit., стр. 307.

253

От санскритского Лайа, точка материи, где всякая дифференциация прекратилась.

254

«Пять лет Теософии», статья «Личный и Безличный Бог», стр. 200.

255

Элементы (стихии).

256

Дробь.

257

Presidential Address before the Royal Society of Chemists, Март, 1888.

258

Стр. 242.

259

Миры.

260

Период в 311 040 000 000 000 лет по Браманическим исчислениям.

261

См. «The Scientific Arena», ежемесячник, посвященный текущим философским учениям и их влияниям на религиозную мысль нашего века, за Июль, Август и Сентябрь, 1886, Нью-Йорк, издатель А. Уильфорд Холл, д-р философии.

262

Это именно и есть, кажется нам, наименование, примененное J. W. Keely из Филадельфии, к тому, что он также называл «Эфирными Центрами». Он был изобретателем знаменитого «двигателя», долженствовавшего, как надеялись его поклонники, революционировать двигательные силы мира.

263

Луна мертва только что касается ее внутренних принципов, т. е. психически и духовно, как бы нелепо ни казалось это утверждение. Физически она как бы полупарализованное тело. Оккультисты правильно определяют ее как «Матерь Безумная», Великий Небесный Лунатик.

264

Тем не менее Оккультисты, вполне доверяя своим точным рекордам, астрономическим и математическим, исчисляют век человечества и утверждают, что человечество (уже разделенное на два поля) существовало в этом Круге именно 18 618 727 лет, как это отмечено в браминских учениях и в некоторых индусских календарях.

265

Комментарии на Станцы перенесены на страницу 172.

266

«Esoteric Buddhism» и «Man: Fragments of Forgotten History».

267

В Сокровенных Книгах перечислено гораздо больше планет, нежели в современных астрономических трудах.

268

Стр. 48.

269

См. «Esoteric Buddhish» – «The Constitution of Man», and the «Planetary Chain».

270

Winchell, «World-Life».

271

Стр. 113. (Пятое издание).

272

Стр. 185–186.

273

Коша означает буквально «оболочка». Оболочка каждого принципа.

274

Жизнь.

275

Астральное тело, или Линга Шарира.

276

Стхула Упадхи, или основа принципа.

277

Буддхи.

278

См. Диаграмму II.

279

Выдержки из Писем Учителя на разные темы.

280

В этом труде мы лишь мимоходом затрагиваем другие небесные тела.

281

«Esoteric Buddhism», стр. 136.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
19 из 19