Полная версия
Тайная доктрина. Космогенезис и Антропогенезис
44
Под Центром подразумевается здесь центр энергии, или же космический фокус. Когда так называемое творение, или образование планеты закончено тою Силою, которая определяется оккультистами Жизнью, а Наукою энергией, то процесс происходит изнутри наружу, ибо каждый атом, как сказано, заключает в себе творческую энергию Божественного Дыхания. И тогда, как после абсолютной Пралайи, когда предшествующий материал заключается лишь в Едином Элементе, а Дыхание находится «везде», последнее действует извне вовнутрь. После Малой Пралайи, когда все остается in status quo – в охлажденном состоянии, так сказать, подобно луне – тогда при первом трепете Манвантары планета или планеты начинают воскресать к жизни изнутри наружу.
45
Среди эволюционных циклов идей любопытно отметить, как древняя мысль отражается в современных теориях. Не читал ли Герберт Спенсер древних индусских философов, когда он писал некоторые страницы в своих «Первых Принципах» (стр. 82)? Или же это самостоятельный проблеск внутреннего озарения, заставивший его наполовину правильно и наполовину неправильно сказать: «движение, так же как и материя, будучи определенными в количестве (?), то казалось бы, что изменение и распределение материи под воздействием движения, достигая предела в каком бы то ни было направлении (?), в силу нерушимого движения, требует затем обратного распределения. Очевидно, всемирно существующие силы притяжения и отталкивания, требующие, как мы это видели, ритма во всех малых изменениях на протяжении всей Вселенной, так же как и ритма всей совокупности ее изменений, производят поочередно или неизмеримый период, в течение которого силы притяжения, будучи преобладающими, производят всемирное концентрирование, или затем неизмеримый период, на протяжении которого преобладают силы отталкивающие, производящие всемирное разложение, т. е. сменные эры эволюции и разложения».
46
Каковы бы ни были воззрения физической науки на эту тему, но Оккультная наука учила на протяжении веков, что Акаша (грубейшим аспектом которой является Эфир), Пятый Всемирный Космический Принцип – которому соответствует и от которого происходит человеческий Манас – космически есть светящаяся, холодная, прозрачная пластическая материя, творческая в своей физической природе, соотносительная в ее грубейших аспектах и частях и неизменная в своих высших принципах. В творческих условиях она называется Суб-Корнем; в соединении с лученосным теплом она вызывает «мертвые миры к жизни». В ее высших аспектах она есть Всемирная Душа, в своих низших – является Разрушителем.
47
Hypoth., 1675.
48
«Первое» неизбежно предполагает нечто, что есть «перво-выявленное», «первое во времени, пространстве и по степени», и потому конечное и условное. «Первое» не может быть Абсолютом, ибо оно есть проявление. Потому Восточный Оккультизм называет Абсолютное Все – Единой Беспричинной Причиной, Бескорним Корнем и ограничивает «Перво-Причину» Логосом, в смысле, данном этому термину Великим Платоном.
49
См. в «Theosophist’e», Февраль 1887 г., четыре талантливые лекции на Бхагават-Гиту, прочитанные Т. Субба Роу.
50
В христианский теологии называемые Архангелами, Серафимами и т. д.
51
«Странник» есть наименование, данное нашей Монаде (Двое в одном) на протяжении ее цикла воплощений. Она есть единственный вечный Принцип в нас, неделимая часть всего целого – Всемирного Духа, от которого она исходит и которым поглощается при конце цикла. Когда говорится, что она исходит от единого духа, то приходится употреблять это неуклюжее и неточное выражение из-за недостатка надлежащих слов в английском языке. Ведантисты называют ее Сутратма (Душа-Нить), но их объяснение слегка отличается от объяснений оккультистов. Но объяснение этой разницы предоставляется самим ведантистам.
52
Не физические организмы, еще менее их психические принципы, остаются в status quo, на протяжении великой Космической или даже Солнечной Пралайи, но только их «акашные или астральные «фотографии». Но на протяжении малых Пралай, захваченные «Ночью», планеты остаются нетронутыми, хотя и мертвыми, именно подобно огромному животному, захваченному и врезанному в полярных льдах и в силу этого оставшемуся без изменений в течение веков.
53
Таким образом, Герберт Спенсер, который подобно Шопенгауэру и фон Гартманну отражает лишь один аспект древних эзотерических философов и вследствие этого высаживает своих читателей на открытый, мрачный берег агностического отчаяния – благоговейно формулирует великую тайну: «То, что пребывает неизменным в количестве, но вечно изменчивым в форме, в этих ощутимых видимостях, которые Вселенная являет нам, есть неведомая и непостигаемая Мощь, которую мы вынуждены признать не имеющей пределов в пространстве и без начала и конца во времени». Это есть лишь смелая Теология, – ни в коем случае не наука или философия, которая ищет измерить Бесконечность и разоблачить Неизмеримое и Неведомое.
54
Пространство.
55
Во Второй Книге Вишну Пураны, гл. VIII, сказано: «Под Бессмертием понимается существование до конца Кальпы»; переводчик г. Уильсон указывает в примечании: «Согласно Ведам, это все, что следует понимать под бессмертием (или вечностью) богов; они погибают в конце всемирного разложения (или Пралайи)». Но Эзотерическая философия говорит: «Они не погибают, но вновь поглощаются».
56
Небесные Существа.
57
И, следовательно, проявить его.
58
Нирвана. На китайском языке Не-пань. Неиббан на бурмийском. Мокша в Индии.
59
Нидана и Майя. Двенадцать Нидан (по-тибетски Тен-дель-чуг-ньи) суть главные причины существования, следствия, порожденные сцеплением заложенных причин.
60
См. – «Буддизм», Васильева, стр. 97—128.
61
Термин «Колесо» есть символическое выражение мира или шара, свидетельствующий, что древние знали, что наша Земля была вращающимся шаром, а не неподвижным квадратом, как учили некоторые христианские отцы. «Великое Колесо» есть законченный период нашего Цикла Бытия или Махакальпа, т. е. полный оборот нашей особой цепи семи Глобусов или Сфер от начала до конца. «Малые Колеса» означают Круги, которых также Семь.
62
Абсолютное Совершенство, Паранирвана; по-тибетски Ионг-Дуп (yon°s-grub).
63
См. Джунгарский, «Мани Камбум», Книга 100 000 наставлений; также «Буддизм», Васильева, стр. 327 и 357 и т. д.
64
Проще говоря: необходимо приобрести истинное Самосознание, чтоб понять Самврити или «начало обольщения». Парамартха есть синоним термина Свасамведана или «размышление, которое анализирует самое себя». Есть разница в толковании смысла Парамартха между последователями школ Иогачарья и Мадьямика, хотя ничто из них не объясняет настоящего, истинного смысла этого выражения.
65
В Индии это называется «Глазом Шивы», но за пределами великой горной Цепи, в Эзотерической фразеологии, оно известно как «Открытый Глаз Дангмы». Дангма означает очищенная душа, тот, кто стал Дживанмукту, высочайшим Адептом, или, вернее, Махатмою. Его «Открытый глаз» есть внутренний духовный глаз ясновидца; и способность, которая проявляется через него, не есть ясновидение, как оно обычно понимается, т. е. сила ви´дения на расстоянии, но скорее способность духовной интуиции, через которую получается непосредственное и достоверное знание. Эта способность тесно связана с «Третьим Глазом», которым мифологические традиции наделяют некоторые человеческие расы.
66
Вишну Пурана, I, 21.
67
Тем не менее лицо, претендующее на авторитет, именно сэр Монье Уилльямс, проф. Санскрита (Boden endowment) в Оксфорде, только что отверг этот факт. Вот что он сообщил своей аудитории 4 июня 1883 г. в своем ежегодном докладе Институту Виктории в Великобритании: «Первоначально Буддизм высказался против всякого аскетизма отшельничества… для достижения высочайшей вершины Знания. Это учение не имело ни оккультной, ни эзотерической системы доктрины… скрытой от обыкновенных людей…» (!!) Далее… «Когда Готама Будда начал свою деятельность, то позднейшая и низшая форма Иоги, по-видимому, была малоизвестна». И затем, противореча себе, сведущий лектор сообщает своей аудитории: «…мы узнаем из Лалита-Вистара, что различные виды телесного истязания, самоизнурения и воздержания были обычными явлениями во дни Готамы». Но докладчик, кажется, совершенно не осведомлен, что этот вид истязания и самоизнурения и есть именно низшая форма Иоги, так называемая Хатха-Иога, которая была «малоизвестна» и, все же, так «обычна» во времена Готамы.
68
Утверждается даже, что все шесть Даршана, или Школ Философии, обнаруживают следы влияния Будды, будучи заимствованы или из Буддизма, или из учений Греции! (См. труды Вебера, Макса Мюллера и т. д.) Но мы вспоминаем, что Кольбрук, «высший авторитет» в подобных вопросах, давно решил этот вопрос, доказав, что «и в этом случае индусы были учителями, но не учениками».
69
Душа как основа всего, Anima Mundi.
70
Абсолютное Бытие и сознание, которое есть Абсолютное Не-Бытие и Бессознание.
71
Парамартхасатья есть само-сознание, Свасамведана, или самоанализирующее размышление. Парама, «превыше всего», и артха – понимание; сатья означает абсолютное, истинное бытие, или esse. По-тибетски Парамартхасатья есть Don-dam-pei-bden-pa. Противоположением этой абсолютной реальности, или действительности, является Самвритисатья – лишь относительная истина – Самврити, означает «лживое представление», зарождение Иллюзии, Майи. По-тибетски Kun-rdzob-bden-pa – Иллюзия, создающая видимость.
72
«Афоризмы Бодхисаттв».
73
Арьясанга был Адептом дохристианской эры и основателем буддийской эзотерической школы, хотя Ксома-де-Керез помещает его, по своим соображениям, в седьмой век после Р. Хр. Был еще другой Арьясанга, живший во время первых столетий нашей эры, и весьма вероятно, что венгерский ученый смешивает их.
74
Ваю Пурана.
75
Вишну Пурана, пр. Уильсона, I, 20.
76
Я подразумеваю здесь конечное самосознание. Ибо как может Абсолют достичь этого иначе, нежели просто как аспект, высшим из известных нам аспектов которого является человеческое сознание?
77
См. Schwegler. «Handbook of the History of Philosophy» – перев. Стерлинга, стр. 28.
78
Ваджрапани, или Ваджрадхара, означает Держатель Алмаза; по-тибетски Дордже-семпа. Семпа означает душу; ее качество адаманта относится к ее нерушимости в последующих мирах. Объяснение, касающееся Анупадака, данное в Кала-Чакре, в первом отделе Rgyud Канджура, наполовину эзотерично. Оно ввело в заблуждение многих востоковедов относительно Дхиани-Будд и их земных соответствий Мануши-Будд. На истинное значение их будет дан намек в следующем томе и еще полнее пояснено в надлежащем месте.
79
Цитируя Гегеля, который вместе с Шеллингом почти воспринял пантеистическое представление периодических Аватаров (особых воплощений Мирового-Духа в человеке, как это явно в случае всех великих религиозных реформаторов): «Сущность человека есть дух… и только освободившись от своего конечного состояния и отдавшись чистому самосознанию, может он достичь истины. Человек-Христос, как человек, в котором выявилось Единство Бого-человека (тождественность индивидуальности с космическим Сознанием, как это учат ведантисты и некоторые адвайтисты), явил своею смертью и историей вообще вечную историю Духа – историю, которую каждый человек должен совершить в себе самом, чтобы существовать, как Дух». «Philosophy of History», Sibree, англ. перев., стр. 340.
80
Коганическом, Дхиани-Буддическом.
81
Рупа.
82
Арупа.
83
«Матерь Богов», «Адити», или Космическое пространство. В Зохаре она именуется Сефира, Матерь Сефиротов, и Шекинах в ее предвечной форме, in abscondito.
84
Следовательно, Не-Бытие есть Абсолютное Бытие в Эзотерической философии. В догмах последней даже Ади-Будда (Первичная или Первозданная Мудрость) во время своего проявления является в одном смысле Иллюзией, Майей, ибо все боги, включая Браму, должны умереть при конце Века Брамы; Абстракция, называемая Парабраманом, назовем ли мы ее Эйн-Софом или, вместе с Гербертом Спенсером, Неизвестным – лишь она одна является Единою Абсолютною Реальностью. Единое Существование «Не имеющее Второго» есть Адвайта, все же остальное Майа, – так учит философия Адвайты.
85
Движение.
86
Вильсон, I, IV.
87
Матерь-Логос.
88
Термин не поэтический, но все же весьма изобразительный.
89
Gross, «The Heathen Religion», стр. 195.
90
«Precepts for Yoga».
91
Ведантист философии Висиштадвайты сказал бы, что, хотя и будучи единой независимой Реальностью, Парабраман неделим в своей Троице; что Он троичен – «Парабраман, Чит и Ачит», последние два – зависимые Реальности, не могущие существовать отдельно; или, яснее говоря, Парабраман есть Сущность – неизменная, вечная и непознаваемая – Чит (Атма) и Ачит (Анатма) и его свойства, как форма и цвет, являются свойствами каждого предмета. Оба они являются одеянием или телом, или, скорее, аспектом (шарира) Парабрамана. Но оккультист найдет много что сказать против этого утверждения, так же как и ведантист Адвайты.
92
Сыновей.
93
При издании рукописи Е.П. Бл., видимо, вкралась ошибка. Свабхавата является производным от Свабхава, а не от Субхава (?), как указано в тексте. Ясно, что имелась в виду свабхава, так как говорится о двух составных частях слова «свабхавата». По-китайски свабхава – цзы-син.
94
Одновременно.
95
Движется.
96
Периодический.
97
Уильсон, Вишну Пурана, I, 40.
98
Треугольник.
99
Четверица.
100
Хиранья-гарбха.
101
Три Ипостаси Брамы или Вишну, три Аваста.
102
Правильно, что число, но ни в коем случае не движение. В Оккультизме именно Движение порождает Логоса.
103
«Четырнадцать драгоценных предметов». Рассказ или аллегория, находимая в Шатапатха Брахмана и других трудах. Японская Сокровенная Наука буддийских мистиков Ямабуши имеет «семь драгоценных предметов». О них мы скажем в дальнейшем.
104
«Подлинный термин, означающий Понимание, есть Саттва, который Шанкара передает как Антакарана – «Утонченное, говорит он, жертвами и другими очищающими действиями». В Катха, на стр. 148, Саттва переводится им как означающее Буддхи – обычное употребление этого слова».(Бхагават-Гита и т. д., переведенная Кашинатх Тримбак Телангом; изданная Максом Мюллером, стр. 193). Какое бы значение ни приписывали различные школы этому термину, Саттва есть наименование, даваемое учениками Оккультизма, школы Арьясанги, двуначальной Монаде или Атма-Буддхи; и Атма-Буддхи на этом плане соответствует Парабраману и Мулапракрити на высшем плане.
105
Амрита.
106
Cory’s «Ancient Fragments», стр. 314.
107
О Розенкранце.
108
1, 2.
109
Еванг. от Иоанна, 1, 4.
110
Лану – ученик, Чела, изучающий практический Эзотеризм.
111
«Кого ты знаешь ныне, как Гуань-Ши-Инь». – Коммент.
112
Эка – Один; Чатур – Четыре, Три – Три и Сапта – Семь.
113
«Тридаша» или Тридцать; три, помноженное на десять, намек на численность Ведических Божеств, в круглых числах, или более точно 33 – сокровенное число. Они суть Двенадцать Адитьи, восемь Васу, Одиннадцать Рудр и Два Ашвина – сыны-близнецы Солнца и Неба. Это коренное число индусского Пантеона, который насчитывает 33 crores или триста тридцать миллионов богов и богинь.
114
Звезды.
115
Верхнее Пространство.
116
Элемент.
117
София – «Мудрость» гностиков, «Матерь» Огдоада (в некотором смысле Адити с ее восемью сынами) в древних системах является Святым Духом и Творцом всего сущего. «Отец» гораздо позднейшее измышление. Самый ранний проявленный Логос всюду был Женского начала – Матерью семи планетных сил.
118
См. «Chinese Buddhism» Иосифа Эдкинса, дающего всегда точные факты, хотя заключения его очень часто ошибочны.
119
Книга «Sarparajni».
120
Под термином «Бог-Отец» здесь, несомненно, подразумевается седьмой принцип в Человеке и Космосе. Этот принцип неотделим в своей Сущности и природе от Космического принципа. В одном смысле он Логос греков и Авалокитешвара эзотерических «буддистов».
121
Издание Фитцэдуарда Холла в «Bibliotheca Indica», стр. 16.
122
«Анугита», гл. XXVI, перев. К. Т. Теланга, стр. 333.
123
См. Mariette’s «Abydos», II, 63 и III, 413–414. № 1, 122.
124
Книга Дзиан, III.
125
Од есть чистый Свет, дающий жизнь или магнетический флюид. Об, посланник смерти, которым пользуются колдуны, есть губительный, вредоносный флюид. Аур – синтез обоих, Астральный Свет. Могут ли объяснить филологи, почему Од, термин, употребляемый Рейхенбахом для определения жизненного флюида, есть также тибетское слово, означающее свет, ясность, лучезарность? Также оно означает «небо» в оккультном значении. Откуда корень этого слова? Но Акаша, точно говоря, не есть эфир, но гораздо выше его, как это будет пояснено.
126
Это опять тождественно доктрине Фихте и германским пантеистам. Первый почитает Иисуса как великого Учителя, утверждавшего единство духа человека с Богом-Духом или Всемирным Принципом (доктрина Адвайты). В Западной Метафизике трудно найти какое-либо представление, которое не было бы уже предвосхищено Восточной Философией. От Канта до Герберта Спенсера все есть лишь более или менее искаженный отзвук Двайты, Адвайты и Ведантических Доктрин вообще.
127
Сравни Dowson’s «Dictionary of Hindi Mythology», стр. 57.
128
Дело не в том, каков будет род птицы – лебедь, гусь или пеликан, ибо это водяная птица, подобно Духу, носящаяся или движущаяся над водами и затем выявляющаяся из этих вод, чтобы дать рождение другим существам. Истинное значение символа восемнадцатой степени розенкрейцеров означает именно это, хотя позднее оно было опоэтизировано в материнское чувство пеликана, разрывающего грудь, чтобы накормить своею кровью своих семь птенцов.
129
Причина, почему Моисей запрещает употреблять в пищу пеликана и лебедя (Второзаконие, XIV, 16, 17), помещая обоих среди нечистых птиц, и разрешает «саранчу, жуков и стрекоз всякого рода» (Левит, XI, 22), чисто физиологическая и имеет отношение к мистической символике только в том, что слово «нечистое», так же как и всякое другое, не должно быть понято буквально, ибо оно эзотерично, как и все остальное, и может также означать «священный», как и обратное. Это очень показательное замаскирование в связи с некоторыми предрассудками – так, например, среди русского народа, который не употребляет в пищу голубей не потому, что они нечистые, а потому, что по Писанию Святой Дух явился в виде голубя.
130
Хаос.
131
Не средневековые алхимики, а Маги и Огнепоклонники, от которых розенкрейцеры или философы per ignm, наследники теургистов, заимствовали все их идеи об Огне как о мистическом божественном элементе.
132
«Разоблаченная Изида», I, 146.
133
Пара дает силу запредельную, извне.
134
Пуруша.
135
Пракрити.
136
1, 1. 7.
137
Ткань.
138
Огня.
139
Корень Материи.
140
Элементы с их соответствующими Силами или Разумами.
141
Ткань.
142
«Популярная астрономия», стр. 507–508.
143
«American Journal of Science», Июль, 1870.
144
Winchell. «World-Life», стр. 83–85.
145
Атомы.
146
Вселенная.
147
Предвечный Свет.
148
Это сказано ввиду факта, что пламя огня неистощимо и что огни всей Вселенной могли бы быть зажжены от одного мимолетного огня, без уменьшения его пламени.
149
Глава VIII, стр. 80, перев. Теланга.
150
«Второзаконие», IV, 24.
151
Послание к фессал, 1, 7–8.
152
Деяния Ап., II, 3.
153
Откровение, XIX, 11, 13.
154
Перев. Теланга, «Священные книги Востока», VIII, 278.
155
Дхиан-Коганы.
156
Не имеющие форм.
157
Имеющие Тела.
158
Питрисы.
159
Четыре, представленное в оккультном исчислении Тетрактисом, Священным или Совершенным Квадратом, есть Священное Число всех мистиков всех народов и рас. Оно имеет то же значение в Браманизме, Буддизме, в Каббале, в египетской, халдейской и других системах чисел.
160
В Каббале те же числа, т. е. 1065 есть значение Иеговы, ибо числовое значение трех букв, составляющих его имя – Jod, Vau и дважды Нё – соответствуют 10 (י) 6 (ל) и 5 (ה); или же трижды семь – 21. «Десять есть Матерь Души, ибо Жизнь и Свет в нем соединены», – говорит Гермес. «Ибо число 1 произошло от Духа, а число десять от Матери (Хаоса, Женского Начала). Единица создала десять, и десять Единство» («Книга Ключей»). Посредством Темура, анаграмматического метода Каббалы и знания 1065 (21), можно овладеть всемирною наукою о Космосе и его тайнах (Раввин Иогель). Числа 10, 6 и 5 считаются раввинами наиболее священными.
161
Американский каббалист открыл сейчас тождественное число для Элохима. Оно перешло к еврейству от халдеев. См. «Hedrew Metrology» в «The Masonic Review», Июль, 1885, McMillan Lodge N. 141.
162
То же выражение мы находим в Египте. Mout означает в одном смысле «Матерь» и указывает на характер, приписываемый ей, в Триаде этой страны. Она была одновременно матерью и женою Аммона. Одним из главных титулов бога был: «Муж своей Матери». Богиня Mout, или Mut, призывается как «Наша Владычица», «Царица Небес» и «Земли», разделяя эти титулы с другими богинями-матерями: Изидою, Хатор и т. д. (Масперо).
163
Искры.
164
Превращение Oeaohoo. Буквальное значение этого слова, среди восточных оккультистов Севера, есть спиральный ветер, вихрь, но в данном случае этот термин взят для определения беспрестанного и вечного Космического движения или, вернее, Силы, которая движет им; Сила, которая молчаливо принимается как Божество, но никогда не произносится. Это вечная Карана, вечно-действующая Причина.
165
1, 15. Анугита составляет часть Ашвамедха Парван в Махабхарате. Переводчик Бхагават-Гиты, изданной Максом Мюллером, рассматривает это как продолжение Бхагават-Гиты. Подлинник ее есть одна из древнейших Упанишад.
166
Это доказывает, что современные метафизики в придачу со всеми прошлыми и настоящими представителями ее, как Гегель, Берклей, Шопенгауэр, Гартманн, Герберт Спенсер, и даже современные гило-идеалисты не более нежели слабые копиисты седой древности.