bannerbanner
Посылки. Диатрибы с эпитомами
Посылки. Диатрибы с эпитомами

Полная версия

Посылки. Диатрибы с эпитомами

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 6

Да будет слово явлено,

Простое и великое, как семечка-

С началом яблонь будущих внутри!

Обычно пророчествуют люди с обостренной нервной чувствительностью и сильным воображением.

Ты погряз, теперь нелегко снискать славу философа, да и положение ничуть не способствует этому.

Часто в тревоге вожди к оракулу шли за советом,

И без ответа толпой волочились от святилищ домой.

ДИАТРИБА №35

Иду от мертвых нор,Бегу из черных дыр,Я как ангел однокрыл,С рождением шагнув во мглу,Светить стараюсь в темноту!

ЭПИТОМА

Кто доверяет, волнам получит великую прибыль,

Любящий лагерь и бой кругом опояшется златом,

Льстец недостойный лежит на расписанном пурпуре пьяный,

Прелюбодей, соблазняя замужних, грешит за награду,

Лишь Красноречье одно в размытой дождями одежде

Голосом слабым зовет забытые всеми Искусства.

/Арбитр Петроний/

№36 Поговорка Стоиков

Твердой душою встречайте судьбы враждебной удары.

Кто не прошел, свой сложный путь,

Тот не познает жизни суть!

Будь мужественен и тверд,

Стойко перенося любые муки.

ДИАТРИБА №37 На Ивана Дурака

«И добро должно быть с кулаками, люди добрые сожмите кулаки»Ошибка русского фольклора отожествлять доброту с глупостью.Я то- добро, что с кулаками,Себя всего, правде распродав,Брожу, ищу я зло с клыками,Найдя, караю люто за обман.Ценю я то, что нашептали с детства,Люблю березы, рощи и поля,И хочется мне, спрятав когти,Похожим быть на Ваньку-дурочка,Мечтаю доверять,любому человеку,Не ведая предательства и страх,Утром запрягать карету,По Тверской девчонок в ней катать,Верить хочется,всему, что говориться,Познавать хочу,всю правду из газет,И если удается, мне влюбится,То счастливей Ваньки, просто нет,Но все время,Затемняя солнце,Над страной кружится воронье,И от немощи, страдания и боли,У Ванька звереет все нутро,Вот откуда все клыки и когти,Защищаться должен русский мужичек,И чем жестче,Поступать будет со злостью,Тем мудрее будет Ванька-дурачек.

ЭПИТОМА

Томаса Гоббса долго упрекали за следующий афоризм: Сильный ребенок – есть злой ребенок». Между тем он повторил лишь в других словах следующие прославленные стихи Корнеля:

«Кто может сделать все, чего желает, желает больше, чем должен».

И следующий стих Лафонтена: «Довод более сильного ребенка – всегда лучший довод»


Кто не слыхал о делах Геркулесовой мощи дубины,

Или о стрелах его, грозных для диких зверей?

Что из людей одному мне открылись Стигийские недра?

Дайте приют: я устал, здесь неприютна земля.


Мне говорят, качая головою;

«Ты подобрел бы…..

Ты какой-то злой….»

Я не уступаю ни черта!

Быть злым к неправде – это доброта,

И нету во мне робости былой,

И интересней жить, когда ты злой!

/Е.А.Евтушенко/

«Воздвигнуть против брани брань».

Ломоносов проклинал войну и верил, что зло будет искоренено.

№38 Философ без школы

Я не знаю, как мне быть,

Когда мне уже не жить,

Толь огонь собой кормить,

Толи землю уплотнить.


Но все ж одно я знаю твердо,

Что знаньем моим, мне много дано,

И куда б, не причалил мрачный Харон,

За все я отвешу низкий поклон.


(И куда б ни причалил в лодке нахал,

Я всем там скажу, что мало сказал.)


Я философ без школы,

Я знаний ловец,

И меня лишь одна,

Увела под венец.


Ей имя Афина, и ей я служу,

Не скажет благая,

что строй не держу,

Богиня гордится,

Я знаю, по снам,

А с чернью рядится,

Мне чистый срам,


Святая меня любит, во сне, наяву,

А люди? Что люди!

Как тени в бреду!

12.04.2018г. Москва

Эпитома

И старею в постоянном многоучении. /Солон/

Философствующий муж во всем оказывается недостаточно совершенным. Философ подобен многоборцу.

Скрываясь ныне в деревне,

С тем, чтоб народ не молить о пощаде у края арены.

Часто мне кто-то кричит в мои чистые, чуткие уши:

«Во- время, если умен, ты коня выпрягай, что стареет,

Так чтоб к концу не отстал он, бока раздувая, всем на смех».

Вот почему и стихи, и другие забавы я бросил;

Истина в чем и добро, я ищу, и тому весь отдался;

Мысли, сбирая, кладу я так, чтоб достать было близко.

Спросишь, пожалуй, кто мной руководит и школы, какой я:

Клятвы слова повторять за учителем не присужденный,

Всюду я гостем примчусь, куда б ни загнала погода.

То я, отдавшись делам, погружаюсь в житейские волны

Доблести истинный страж, ее непреклонный сопутник,

То незаметно опять к наставленьям скачусь философским,

Вещи себе подчинять, а не им подчиняться стараюсь.

Долгою кажется ночь тому, кто обманут любимой. /Гораций Флакк/

Диатриба №39 Я не вою по указке…

Ничего я не изведал,

Ничего я не постиг,

Только в истину я верил,

Да придумал этот стих.

Я не вою по указке разжигателей войны,

Да и льстить мне тем противно кто готовит кандалы,

Воспеваю я свободу, и больше живота щадя,

Завожу такую моду, быть добрей день ото дня!

Тоталитарщину и тиранию стремаюсь больше чем чуму,

Не чтоб урвать кусочек рая, я просто дерзких не люблю,

Не нравится когда «людишек» воспринимают за людей,

А хочется, чтоб самый подлый, вдохнул от Господа идей,

Везде твердят мне зубоскалы – ищи, работай и терпи,

Но с вами я терпеть не стану, поешь, поспи – то не терпи,

Терплю я шквал негодованья, и Этна, что во мне бурля,

Сожжет, мерзавцев не заметя, и тех, кто были им родня.


Ухожу я не с одной виною-

С мужеством и правдою в груди,

Честный перед тем, что за спиною,

Смелый перед тем, что впереди.

№40 Георгиевская лента

Кто просит всем сердцем, тот уже все имеет.

Ничего я не изведал,

Ничего я не постиг,

Только дедушек я помню,

Да придумал этот стих.


У меня нет ленты на жилете,

На камзоле, на жакете, на ремне,

У меня есть лента, что прошила,

Деда, в 41-ом (под Москвою), в ноябре,

Вот та лента, так со мной прижилась,

Что огнем горит всегда в душе!


Я не знаю, кто прошел парадом,

Телевизор – враку, вовсе не смотрю,

И пышной надписью,

Назад машине,

благодарность деду, не леплю,


Не обостряю к ветеранам я вниманья,

Лишь видя красный день календаря,

А выезжаю в глушь,

На братские могилы,

И там чиню кресты….

Войну кляня!


Там не нужен, дирежор мне,

В виде попа,

Чтобы господу мольбу свою послать,

Я так хвалю, дедов,

Ну а, за это,

Получаю Божью благодать!

Для Михаила 09.05.2018г.

Книга №3

НРАВСТВЕННОСТЬ И ВОПРОСЫ ЭТИКИ


Храните нравы в чистоте!

Диатриба №1


БЛАГОДЕТЕЛЬ

Лукавя нельзя оставаться добропорядочным.

Творя добро, слыть дурным царственно. /Марк Аврелий/

Все приходит в ветхость,В ненужность и забвенность,И разложившись для земли,Прахом снизойдем все мы,Остается благодетель,Что живет сама в себе,И кто к ней ближе подошел,Лишь тот останется живой,Не будет тот греметь костями,А будет молодеть с годами.

Диатриба №2

Философ


ЭПИТОМА

Науки строгой кто желает плод видеть,

Пускай к высоким мыслям обратит ум свой,

Суровым воздержаньем закалит нравы:

Тщеславно пусть не ищет он палат гордых

К пирам обжор не льнет, как блюдолиз жалкий. /Гай Люцилий/


Мне дела до зависти нет; хвастовство пред толпой мне противно.

Пусть кто истинно мудр, радостен будет в тиши.

Кто может быть счастлив, живя для толпы, ловя ее прищелкивания и рукоплескания? Толпа всегда крайне неблагодарна, привередлива, жестока, завистлива и груба, ибо она состоит в основе своей из всякого сброда, из болтунов и насильников. Тот же, кто водит с ней дружбу, гораздо более жалок.


Всех, нас как ни будь, зовут,

Кто-то Юра, кто-то шут,

Кто Никита, а кто плут,

Кого-то тянет на подруг,

У кого-то умный друг,

Кто-то отцвел, кто-то завял,

А я еще не начинал,

Паузу как в МХАТЕ у жизни взяв,

Я все созерцаю, тусовку предав,

Презирая веселье и кутежи,

С наукой дружу, а Бахус прости,

Я не паяц во время чумы,

Я знаний любитель и тишины!

Диатриба №3


Нравственность


ЭПИТОМА

Деньги сделались идолом всех и каждого, а чрезмерное богатство некоторых и совершенная бедность прочих всегда порождали нелепые мысли.


Жажда к деньгам изменила все. В прежние времена, когда царствовала нагая добродетель, цвели благородные искусства, и люди соревновались – кто из них принесет большую пользу будущим поколениям. Демокрит, этот второй Геркулес, выжимал соки разных трав и всю жизнь свою провозился с камнями да растениями, силясь открыть их живительную силу. Эвдокс состарился на горной вершине, следя за движением светил; Хрисипп трижды очищал душу чемерицей, дабы подвигнуть ее к новым исканиям. Лисипп умер от голода, не будучи в состоянии оторваться от работы над деталями одной статуи. А Мирон, скульптор столь великий, что, кажется, из меди мог души людей и животных изваять, не оставил наследников. Мы же, погрязшие в вине и разврате, не можем даже завещанного предками искусства изучить; нападая на старину, мы учимся и учим только пороку. Где диалектика? Где астрономия? Где вернейшая дорога к мудрости? Кто, спрашиваю я, ныне идет в храм и молится о постижении высот красноречия и глубин философии? И собственный наш разум мчит нас к гибели.

О времена, о нравыВсе денежные наркоманы,Грызутся все из-за бабла,Как кожу скинула змея,Так совесть слезла, вся твоя,И люди нравы отменив,Восхваляют, кто ленив,А самых наглых из вельмож,Превозносят за грабеж!

ДИАТРИБА №4

О ВРЕМЕНА, О НРАВЫ (в продолжение о нравственности)


ЭПИТОМА


В веке железном хвалы не Венере гремят, а наживе:

Смертных нажива влечет к бездне печали и зла.

Эта нажива несла доспехи бойцам одичалым,

С ней и убийство пришло, с нею – кровавая смерть.

/Альбий Тибулл/


Не вините мира. Не винен, сей мертвец.

Великое противостояние и антипатия, которое наблюдается всюду: между небом и землей, между днем и ночью, между сокрушаемым и вечным. Мысль или сердце есть тот дух, который властелин тела и господин в этом доме? Вот точное понятие человек. Человек – это вечная борьба и в первую очередь, это борьба с самим собой.


И в прочном металле бывает изъян,

И крепкий мужик давно уже пьян,

Беспробудство грызет изнутри,

И с вашим и с нашим, нам всем по пути,

Сохнет в людях надежда по чуть,

Веры осталось над Спасом всплакнуть,

А сука любовь скурвилась вовсе,

Выгоды ищут. А чувства?! Вы бросьте!

У милых подруг, только ветер в ушах,

Где добыть верных!? Не уж то все в прах.

О времена, о нравы; крикнет кто-то,

Да, всегда всем честным жилось плохо,

Ведь Человеком слыть среди людишек нелегко,

Сам Диоген с огнем, да днем искал его,

Недаром мудрый старец ценил то,

За что пред Богом будет не грешно,

Ведь Человеком быть-

Не значит им родиться,

Человеком стать —

Должны мы все стремиться.

ДИАТРИБА №5

К свету бреди (В подражании Публию Овидию Назону)


Жечь фимиам ни к чему, обращенья к богам бесполезны,

Не подобает устам нашим благие слова.


ЭПИТОМА

Если человек всерьез не знает, где добро, а где зло, то тогда лучше будет ему вовсе не молиться, а просто молчать, предоставив все Богу и судьбе. Такие люди либо весьма беспомощны в искании истины, либо вовсе ее не ищут. /Платон/

Все отупело в людях,Закоченела душа в беспросветье,Снятся всем тусклые, блеклые сны,Стремленья нет к благородству,Свершать благодетель на благо,Увесистым быть не тушой, а знаньем своим,Ну, что же мешает всем нам?Хотя и не ровня,Великим мы русским умам,Все же к свету брести,А не толпиться во тьме нам всем подобает!

ДИАТРИБА №6


Поэт-мыслитель

«Не хлебом единым жив будет человек, но и глаголом, исходящим из уст божьих»

«От твари познавай творца»


ЭПИТОМА

Поэты – это божественно – вдохновенно поющие племя, которое под воздействием муз касаются истинных событий и происшествий. /Платон/


Муза покажи как за стенами,

Короли с галерными рабами,

На одном и том же ложе спят,

Там где жадный взор ласкает мавра,

Театральные смолкают минотавры,

И тигры не хрипят. /Джордж Гордон Байрон/


Вечно надо всеми подлецами,

Жандармами, придворными, льстецами,

Которые бесчинствуют и лгут,

Звучит с неумолимостью набата:

«Есть Божий суд, наперсники разврата!»

И суд поэта- это божий суд. /Е.А.Евтушенко/


Издревле богов и царей любимцами были поэты;

«много стяжали наград хоры минувших времен.

Свято было величием и почитаемо всеми Имя народных певцов.

«Бог обитает в нас, мы движимы им, пламенеем».

«Священны поэты и любимцами вышних зовемся»

/Публий Овидий Назон «Искусство любви» «Фасты»/


С гнусных душ совлекая блестящую кожу притворства,

Выставляю их в полной наготе… / Квинт Гораций Флакк /

Сталин, иль кто -то, а нам все равно,Мы пишем правду, и нам хорошо!Еще при Нероне доблесть хвалив,Мы и сегодня прем на прорыв.С годами, веками не тускнет звезда,Немного печально, мельчают друзья,Охотясь за славой, деньгами, женой,Они забывают, кто я есть такой.А я ведь писатель, мыслитель, поэт,И лучше регалий для меня просто нет!С давних времен мы сбирались в домахДамам слагали, о славных делах,А чувства души расписать так могли,Что женщины нас как могли, берегли.Ведь сущую правду спешим мы сказать,Хоть пилят пилой, как пророков опять!

ДИАТРИБА №7

СВЕТ

Эпитома

Солнце – есть источник и начало всякого света, и именно оно пробудило к деятельности мировую душу, которая вечно мыслит себя саму и свои мысли, и это ее действие есть идея, идея создания мира. Ведь ум не может появиться без души.

Уметь сочетать в себе змеиную мудрость с голубиной простотой есть одна из основ православия.

Ангел божий тот, кто разрывает плоти оковы,

Кто чист от пороков, тот и есть ангел божий.

И повсюду где хромает природа, ее восполняют злокозненность и бесчестность.

Солнце – есть источник и начало всякого света, и именно оно пробудило к деятельности мировую душу, которая вечно мыслит себя саму и свои мысли, и это ее действие есть идея, идея создания мира. Ведь ум не может появиться без души.

Ангел божий тот, кто разрывает плоти оковы,

Кто чист от пороков, тот и есть ангел божий.

Не освещайте солнце лампой,Оно и так свето-опасно,А светите в темноту,Разгоняя неба мглу,И людскую дремоту,Как света лампы теплота,Тянет муху, комара,Так человека-мотылькаК себе влечет лишь доброта.

ДИАТРИБА №8

ИСТНА

ЭПИТОМА

Наука начинается лишь с того знания, благодаря которому мы постигаем истину, содержащуюся в каком либо утверждении. А порицать истину, – признак невежества и нечто постыдное, ибо знание есть сила. Scire Est Posse. (Томас Гоббс)


В воине силу крушат, иль множат – его побужденья,

В деле неправом из рук вышибает совесть копье.


Какая польза ангельский язык без доброй мысли!?

Судит всегда вечная дружба и правда.

«Нет ничего приятнее для слуха, чем истина»

/Платон/


Драгоценнейшее и величайшее благо называемое истиной ее нелегко найти, а найдя – трудно объяснить всем.

Да здравствует истина, и да сгинет обман!

Истина всегда найдет пристанище, хотя бы в себе самой….

/Сервантес, Происшествие в Лиссабоне/

Не закрывай глаза на истину,Она восславится воистину.И будет ярче всех светить.Ведь подлецам и подхалимам,А также гнусным всем кретинам.Собой Сократов не затмить!

ДИАТРИБА №9 «БРАТЬ»


ЭПИТОМА

Любовь к деньгам постыдна, ибо она характеризует человека, готового за соответствующую мзду идти на что угодно. Кроме того, чрезмерная любовь к деньгам, даже у состоятельных людей это признак нужды.


В озере стоя, не пьет и нависших плодов не срывает

Царь злополучный, Тантал, вечным желаньем томим.

Точно таков же богач, что, благом несметным владея,

Сам всухомятку сидит, голод в желудке варя.


Как гнилое дерево не склеивается с другим гнилым деревом, так и между негодными людьми не возникает дружбы.

Эх, если б не слово «брать»Не стали б люди лгать,Не знали б люди зла,Таща все со стола.Бесстыдство восхваляя,Позора, не стыдясь.Такая нынче масть,Деньгою запасаясь,Морали не страшась,Прочь скромность гнать из дома!Для мира то не ново,Но как всегда убого!

ДИАТРИБА №10

ЕДИНСТВО

Были бы братья, будет и братство,

Любовь нам братья наставница…..

/Ф.М.Достоевский/

Для каждого из нас важна,Безопасность лишь своя,Но если в целом посудить,Одному то сложно жить!Да и вместе веселей,Страну спасать от всех чертей!Цени ЕДИНСТВО каждый раз,В ЕДИНСТВЕ сила для всех нас. 02.10.2017 г.

ДИАТРИБА №11

СЧАСТЬЕ

Счастье – это продолжительная радость /Г.В.Лейбниц/

Не кручинься по нужде,Все богатство же на дне.Чтобы большим обладать,Нужно лучшего желать,И уметь ценить лишь то,За, то, что будет не грешно!

ДИАТРИБА №12

НАДЕЙСЯ

ЭПИТОМА

Справедливо же вредить врагам и несправедливо приносить им пользу?

Если да, то

Значит справедливо, вредить врагам, вводя их в заблуждения.

Не враги, ли граждане для того правительства, которое постоянно водит свое население за нос?

Надейся и не унывай,Хоть вместо Веры Благочестивой,Идет суеверье безнравственныхС гладкою кожей людей!Да мало нашей доблести боятся.В городе, где правят три государя,Сводник, куртизан и попадья!Что ж ты дух любостяжания и праздности,Губишь наши нравы, мы ж по глупости.Не со зла мы все, а по трусости.Позволяем такие вот гнусности.И еще народ, мы от тупости?Иль от жалкой и пошлой скупости?Ведем войну с самим собойТаща бюджет свой на убой!
На страницу:
3 из 6