bannerbanner
Посылки. Диатрибы с эпитомами
Посылки. Диатрибы с эпитомами

Полная версия

Посылки. Диатрибы с эпитомами

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 6

Посылки

Диатрибы с эпитомами


Sergey Stoletov

© Sergey Stoletov, 2023


ISBN 978-5-0060-7115-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ ДИАТРИБЫ С ЭПИТОМАМИ

НРАВСТВЕННЫЕ ПОСЫЛКИ С ВЫДЕРЖКАМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ

МОРАЛИЗУЮЩИЕ ПОСЫЛКИ, содержащие 230 назидательных стихотворений, дополненных учеными рассуждениями и примерами


Трезвому и Благоразумному читателю посвящается!

Не получишь отсюда ни вреда, ни докукиИ пусть успешному продвижению книги способствует любопытство, ведь из своего столетия я воззвал к потомкам


Ведь когда-то привычные слова теперь ученая редкость. Так же как имена прославленных когда-то людей нынче некоторым образом лишь забытые слова. Все переходчивое, все быстро становится баснословием, а вскоре и полным забвением. И это о тех, кто некоторым образом великолепно просиял, а кто не таков, тот, чуть испустив дух, уже незнаем и неведом вовсе

В УСТАХ НОСЯ АЛМАЗ ЖИВОГО СЛОВА,

А В ГОЛОВЕ ЛУЧ ВЕЧНЫХ ИСТИН, МЫСЛЬ!…

Едина мысль вечного слова…


Вступление

ЭПИТОМА

Книга «слов» проникнутых патриотическими идеями и содержащая оценку современных событий и раздумий о судьбе своей страны.


«…..Сладок медовый сот и хорош сахар, но книжный разум лучше их обоих, – он есть сокровище истинное и богатство вечной жизни»

/ Кирилл Туровский наиболее рьяный «мудроборец» из монахов Печерского монастыря./

ДИАТРИБАЯ книга посылка,И вышла я к Вам,Чтоб добрым и честным,Учить Вас делам!Всем сказать Правду,Я спешу, не боюсь,Ведь только тогда,Истиной! Нарекусь.

«За слово не судят»

ПРОЛОГ

Древний завет «познайте себя» нам дан небесами

Вот, заруби на носу, сохрани и в уме и на сердце. /Ювенал/


ЭПИТОМА

Свои записки ныне пишут все,

И тот, кто славно жил и умер славно,

И тот, кто кончил жизнь на колесе;

И каждый лжет, хоть часто слишком явно,

Чтоб выставить себя во всей красе.

Увы! – дела их, чувства мненья,

Ни модный слог, ни модный фронтиспис

Их не спасет от плесени и крыс:

Но хоть пути предшественников склизки.

Я решил издать свои записки.

Упаковал все это в книжку,

Дополнил мудрыми мыслями,

Читать, иль нет,

Решайте сами!

И как пчела, что в соты меда наносит,

Так и я по книгам многим,

слов сладость собирал и смыслов,

Как в меха качая мысли.

И в стихах только то, закрепил, что жадное ухо

Выхватило из молвы, мне заменявшей глаза.


Как же много званных и как мало избранных!

Св. Иоанн Златоуст

Книга 1

СЛОВО КАК ИСТОЧНИК МЫСЛИ

Забыли мы, что посеяно,Только слово средь земных тревог,И в Евангелии от ИоаннаСказано, что слово это Бог.Мы ему поставили пределомСкудные пределы естества,И, как пчелы, в улье опустелом,Дурно пахнут мертвые слова./Н. Гумилев «О слове»/

Умей одевать, свои мысли в красивые слова.

№1 Слово |Logos|

ЭПИТОМА

Слово- величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные- может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость либо усилить жалость.


Страждет душа- по воле слов.


Если бы во всем все имели о прошедших делах воспоминание, о настоящих понимание, и о будущих предвиденье, то одни и те же слова одним и тем же образом нас бы не обманывали /Горгий/


«Тем могуществом, которым обладает на войне железо, в жизни общественной обладает слово». /Деметрий Фалерский/


Я не пользовался словами, не засвидетельствованными у древних.

Художник слова посылает Вам живое слово, ведь произносимое слово – есть вестник мысли.


ДИАТРИБА

Читая за книжкой книжку,Я набросал свою мыслишку,Кому-то будет невдомек,Кому-то будет не докуки,Но, изнываешь, коль от скуки,И немножечко учен,Пробегись глазами,Пока приходит сон,Ведь чтиво не отменит,Твоих серьезных дел,А «Слово» направляет,Человечества удел.

№2 ФОРМИРУЙ


ЭПИТОМА

Знание сущего называется теорией, знание того, как нужно поступать – практикой, знание смысла речей, есть диалектика.

Платон-мудрец так написал однажды: «Со словом в лад верши поступок каждый». И если точным словом говорить, то слово с делом всегда должны дружить.


ДИАТРИБА

Формируй обдуманную речьЧто поставишь на первое место,О чем скажешь в последнюю очередь.Отсюда вся и доходчивость,А не из слов пустых винегрет.Который, толи поймут, толи нет.

№3 ЦЕНИ ВЕСОМОСТЬ СВОИХ СЛОВ


ЭПИТОМА

Нет, не умеете вы, красавицы, сдерживать речи:

Вот как вредна красота, вот как опасен язык!


В словах любого человека таится добрый или дурной дух. Пока мы их слушаем, мы этот дух в себя впитываем.


Как обхожденье и вид у достойной с блудницей различны,

Так отличается и друг от шута вероломного будет,

Чаще ты взвешивай, что и кому говоришь обо всяком.

От любопытного прочь убегай,

Ибо он и болтун ведь,

Жадно открытые уши, не держат, доверенной тайны;

Выпустил только из уст – и летит невозвратное слово.

/Гораций Флакк/


ЭПИТОМА

Ценя весомость своих слов,Ты уважаешь тем отцов.По делу говори всегдаА то, что тайна, то нельзя.Ведь клятву таинства храня,Ты как мужчина, как герой,С тобой не страшно даже в бой.Должна быть проба у словцаПорадуешь тогда отца!

№4 Личное мнение


ЭПИТОМА

Мы вынуждены отвернуться от нашего столетия, если хотим работать в соответствии с нашими убеждениями. Ибо на сегодня в ходу сплошное пустословие и злословие во всем, а это и есть ржавчины моральной едкость.

Диоген, – А, что самое прекрасное у людей? Свобода слова, отвечал мудрец.

Суждена ли мне долгая старость,

Или на черных крылах смерть летает уже надо мною,

Нищ ли, богат ли я, в Риме ли я, иль изгнанником стану,

Жизнь во всех ее красках всегда я описывать буду.

С гнусных душ совлекая блестящую кожу притворства.

/Гораций Флакк /


ЭПИТОМА

Личное мнение всегда стоит дорого.

Личности нет, когда мнения нет.

Личное мнение дорастет, до Народного

Если в том личном корысти то нет.

А о народе, о русском забота.

И если хотел сказать кто-то,

То говори, не бойся и не молчи,

Ведь саморазрушительно личное мнение,

Заткнутое где-то глубоко внутри,

Что душу губит от моральной цинги.

P\S Люди которые имеют возможность высказаться, живут дольше.

№5 Мысль


ЭПИТОМА

Мысли – это ветры, попадающие в спинной мозг и производящие смятение во всем теле. И чем свежее ветер, тем светлее мысли.

Слово представляет собой звук мысли и орудие слова есть голос. Сладость изречения находится в наших чувствах, а сила доводов в нашем остроумии.

«Пришла в голову благая мысль, – исполнил ее, – зашел в лавку, купил два апельсина и крендель.


«Власть человека в руках божьих, и на голову писца возложил господь свой почет»

/ из Экклезиаста/


ДИАТРИБА


Мысли собирая в голове,

Записывай, в книжку, на листе,

Как рыбу рыбак хранит в садке,

Так ты фиксируй,

чтоб удержать в уме.

Идею ту, что послана из вне.


Паламед изобрел грамоту не только для того, чтобы писать, но и для того, чтобы соображать, о чем писать не надо.

№6 СЛЫШАТЕЛЬ


ДИАТРИБА

В Риме воспитан я был, и мне довелось научиться.

Сколько наделал вреда ахейцам Ахилл, рассердившись.

Дали развития мне еще больше благие Афины, —

Так, что способен я стал отличать, от кривого прямое.

/Гораций Флакк/


ЭПИТОМА

Поймешь, если начнешь ты слушать,Учителя мне говорят.По мне так лучше научится слышать,Чутко, четко, просто слышать,Как набат меня зовет.А не слушать беспробудно,Бесконечно, чтоб не слушать.Как нам кто-то вечно врет.Улыбаясь себе в рот!

№7 О Книгах


ЭПИТОМА

Какой ужасный яд современная литература, особенно для молодых людей из народа. Во-первых, они набивают себе память неясной, самоуверенной болтовней тех писателей, которые пишут для современности, во-вторых, вредна эта болтовня тем, что, наполняя головы, – не оставляет в них места, ни досуга для того, чтобы познакомиться со старыми, выдержавшими проверку не только десяти, ста, тысячи лет писателями. /Л.Н.Толстой/


Никто не читает старые добрые книги, все больше новые политические газеты.


ДИАТРИБА


О книгах я хотел сказать,

Их надо нежно сберегать.

Из них ты сможешь познавать,

О чем писали все умы,

О чем молчали так попы,

Что восхвалял всегда народ?!

Что за правду с Богом, да хоть в гроб!

№8 ИСТОЧНИК


ЭПИТОМА

Вода есть самая прекрасная из стихий, которая еще и приносит много пользы; она очищает от нечистоты, не только от нечистоты телесной, но – если воспримет с себя благость Духа – и от нечистоты душевной.

/Василий Великий.4-я Беседа на Шестоднев/


Праздность лишает сил, истощает ленивое тело,

В толще стоячей воды быстро заводится гниль.

(Овидий из письма с Понта Котте Максиму)


Внутри каждого из нас находится тот колодец, который оросит и дом наш и дома соседей наших. Зачем вожделеешь, когда внутри себя имеешь все блага, если только будешь благоразумен.


Веселое, зеленое дерево перед кабаком, говорит о винах, что хранятся в его винном погребе.


О спокойствие душевное! Как мало людей тебя знает! Да и истинный источник памяти от нас скрыт совершенно.

Внутрь гляди, внутри источник блага, и он всегда может пробиться, если будешь всегда его откапывать. Чужому неведению, не рабствуя.


ДИАТРИБА

Остерегайтесь застоявшейся воды,

Она в себя болезни собирает.

И избегайте Бахуса дары,

Они на время разума лишают.

Источник должен быть у всех у Вас,

Откуда черпать, просто наслажденье.

Откуда нужно, только чаще пить,

Чтоб век здоровым по миру ходить!

№9 Писанное Слово


ЭПИТОМА

Слово, есть естественное орудие нашей мысли.

И право то, чего буду лишен при жизни толпою ревнивой,

После кончины моей вдвое воздаст мне мой труд.

После кончины всегда значительней древняя слава:

Громче гремя на устах, имя идет с похорон.

/Секст Проперций/


Не надейтесь найти во мне ни боязнь души, ни слабость мыслей. Против того и другого я посылаю свое слово. Но слово не всегда суть деяния, а размышления не могут считаться преступлением.

О цензуре: писания Кассия Севера были приговорены к сожжению видя их горящими его друг Либаний сказал: Теперь и меня сжечь надлежит, ибо я знаю их наизусть.


ДИАТРИБА

Слово, что писано, не улетучится,

Из него всегда, что-то получиться,

Слово же произнесенное, улетучиться,

И с пылью с былинками там очутится,

Где ветер гоняет песчинки-слова,

Полна-преполна ими наша земля!


ЭПИЛОГ

В культурном, цивилизованном государстве народ должен иметь право говорить, писать и опубликовывать свои мнения; следовательно, свобода слова и печати никогда не должна быть затрудняема. Это в далеком средневековье в темных, бастильских темницах томились несчастные узники совести, дерзнувшие осуждать хищность министров и их распутство. В современном мире это не допустимо. Но когда краснела власть!?

Книга 2

Мораль

Первоначальная форма посылок, при которой одно стихотворение требовало, порождало и оправдывало другое


Живите так, чтобы в будущем смогли дать отчет Богу, честному люду и своим потомкам


ДИАТРИБА №1

Испробуйте, не подойдет ли Вам жизнь достойного человека.


Судите по себе людей,

Тогда все станут, подобрей,

А фейс соседа твоего

Будет не рожа, а лицо

ДИАТРИБА №2

Цените преданных друзей,

Ведь нет же ценности важней,

Ты с другом вместе погрусти,

Его печальку раздели,

В свой радостный момент тогда,

Тот не забудет про тебя.

№3 ХВАЛИТЕ

ЭПИТОМА

Простодушным девушкам, больше пристало держать в руках иголку, чем рассказывать сказки.

Весьма похвально и крайне необходимо, чтобы женщина, какого бы звания и положения она ни была, в своих делах соблюдала благоразумие, без которого ничему не придашь должного ладу. И целомудрие, без которого не создашь семейного очага, такого нужного для любого мужчины.


ДИАТРИБА

Хвалите преданность подруг

Ведь радуя хвалою слух

Они прокладывать начнут

К целомудрию свой путь!

Что в женской доле, поважней

И «побрякушек» и камней.

№4. ЛЮБИТЕ


ЭПИТОМА

Дети искренни без стеснения и не стыдятся правды. Взрослые же из боязни показаться отсталыми готовы предать самое дорогое, готовы хвалить отталкивающее и поддакивать непонятному.

Нежный возраст нужно щадить: ведь еще не заполнило детского мозга, Зрелое гнусное зло. /по Ювеналу/

Детей любите особенно, ибо они безгрешны, как ангелы и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших и как некое нам свыше указание. Горе оскорбившему младенца.

/из изречений русского инока Зосимы, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский/


ДИАТРИБА

Любите маленьких детей,

Самых искренних людей,

Ведь поглощая благодать,

Они, взрослея, захотят,

Все своим детям передать,

Так вечно будет жить любовь,

Ах, Боже правый, вот восторг!

№5. (А) Против воли лишается истины любая разумная душа


ДИАТРИБА

Ищите истины глоток

Ведь познавая ее в срок

Не смогут поглумиться

Ни цыганки, ни девицы,

Ни власть, ни златопийцы!

№5 (В) Я только правды ищу, она никогда никому не вредила; себе тот вредит, кто коснеет во лжи и неведении


ДИАТРИБА

Смотрите истине в глаза

Ведь сколько не хвали осла

Он лошадью не станет

Сломает только сани

И сколько не кричи, пошел!

Стоит. Мычит. Ведь он осел!

№6. СТРЕМИТЕСЬ


ДИАТРИБА

Стремитесь обогнать мечту.

И верьте лишь в свою звезду.

Звезду пленительного счастья,

Что сохраняет от несчастья

И бережет как мать дитя,

Во, что не верить, ну нельзя!

№7. ОСТЕРЕГАЙСЯ


ЭПИТОМА

Смотри к нелюдям, не относись так, же как люди к людям.

Множество прескверных людей; более того боги всячески о них пекутся; а ты который вот – вот прекратишься, зарекаешься – это ты, из скверных один.


ДИАТРИБА

Остерегаясь подлецов

Не забывай про их отцов.

Манеру подающих,

Привычку прививающих.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

№8


ЭПИТОМА

«Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской

Сызнова ныне времен зачинается строй величавый» /Буколики, Вергилий/

ДИАТРИБА

А собирая виноградТы девушкам доверь помятьВино будет послаще,А терпкость с временем дойдет,Боится время даже тотКто выбит был из камня.Ведь время- это длинный путьВедущий в вечность,Куда-то в неизвестность,Галактике в промежность.А может, кто нас кружит?И водит по витку?

№9. ПРОЯВЛЯЙ


ДИАТРИБА

Проявляй свою натуру,

Но, то не значит переть сдуру.

Интеллектом удивляй,

И культуру проявляй.

Хоть какое в моде мыло,

Культура, для мужчины мило!


№10. ОСТЕРЕГАЙСЯ

Остерегайся краснобаев

Словоохотливых слюнтяев!

Кто много, сладко говорит,

Тот не знает слова «стыд»!

И хвалит только, то пальто,

Что выгодно лишь для него!


Где я не точен добавьте,

Где я ошибся, исправьте,

Но я еду дальше извольте,

А если ты слушатель – стойте

И слушай правдивый рассказ,

Подтвердит его, даже ТАСС.

ДИАТРИБА №11

О ДОБРОДЕТЕЛИ хотел я сказать,

Без нее ни как, она нам как мать

Она находится в нашей крови,

Хоть наружу меня всего выверни.

Она где – то глубоко в нас, внутри,

Греет теплым огнем доброты!

Только ей готов я служить.

Без нее, увы, мне не жить!


ЭПИТОМА к Дружбе

Нынче в обычай вошло дружбу по пользе ценить.

«Выгода – прежде, а честь – потом», толпа рассуждает;

Счастье, сменяясь бедой, дружбу сменяет враждой.

Дружба, которая прежде божественным чтилась почетом,

Нынче пошла с торгов, словно продажная тварь.

Обыкновенно бывает любим лишь тот, кто удачлив, —

А прогреми только гром- все от беды наутек. Овидий

Нет никого жестче неверных друзей.


«Как монету, так и друга следует испытывать ранее, чем в нем будет нужда, чтобы узнать его не после того, как мы пострадали, а иметь опыт в распознании льстеца, дабы не подвергнуться неприятностям. Иначе мы оказываемся в положении тех кто, испробовав, наконец, яд, понимает, что он смертелен». /Плутарх/

Нет ничего опаснее, чем коварный враг, но нет ничего ядовитее, чем притворный друг.

«Верный друг познается на неверном деле».

Тот не нищ, у кого есть хорошие друзья. /Пророк Исайя/

А, что прошло под знаком дружбы, разглашению не подлежит.

Эпитома к детям

Ребенок-это совместная победа женщины и мужчины над собственным исчезновением.

Весь последовательный ряд людей есть не что иное как один человек пребывающий вечно.

(Паскаль.)

Ужель душа людская не в детях? /Еврипид/


Глаза ребенка так блестят,

Как будто в будущем гостят,

Слова ребенка так свежи,

Как будто в мире нету лжи.

(Е. Евтушенко)

Эпитома к ИСТИНЕ

Говорят, что кузнечики пьют только росу, а роса, по —гречески, падающая сверху, совершенно не содержащая в себе пыли, есть как бы беспримесная и чистейшая слеза спокойного воздуха, так же и учение И. Христа совершенно непричастно к земле и все в своем полном составе духовно. Но, увы! Как мало в мире кузнечиков, хотя всюду полно ослов, которые по природе своей любят мутную воду и не пьют, как говорит Аристотель, прежде чем не замутят воду.

Эпитома к Диатрибе №7 о мерзавцах

Похвально не нравится дурным. Злословят ли они или негодуют, ты упорно продолжай идти по пути добра и не придавай никакого значения и призирай их, как болотных лягушек.

И избегая вырождений,

Нельзя с мерзавцами дружить.

Эпитома к Диатрибе №8 О времени и природе

Чем более ты останавливаешь природу, тем более возбуждаешь ее.

№11

ЛЬСТИЦЫ


ЭПИТОМА

Любящий пить гнилую мирских советов воду есть лицемер и чужд он царствия божия.

«Лицемер! Омой прежде внутренность стакана».

Льстецы клевещут, а клевета есть внесение разлада между друзьями с помощью слова.

«Лучше достаться воронам, чем попасть к льстецам, те пожирают мертвых, а эти живых». Как ржавчина съедает железо, так завистников – их же собственный нрав. /Антисфен/

На страницу:
1 из 6