bannerbanner
Христианство, Ислам и негроидная раса. Том I. С введением достопочтенного Сэмюэля Льюиса
Христианство, Ислам и негроидная раса. Том I. С введением достопочтенного Сэмюэля Льюиса

Полная версия

Христианство, Ислам и негроидная раса. Том I. С введением достопочтенного Сэмюэля Льюиса

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Говоря о процессе евангелизации. Представлял ли сэр Уильям Хантер глубокое воздействие на разум думающих людей среди тех рас которые не прошли этап евангелизации, ярко высказывая в конце своей доступной лекции «Религии в Индии» крайние тезисы, выступив несколько недель назад перед «Сообществом Искусств»?

«Выступая как Англичанин – заявляет Уильям Хантер – я заявляю о моей убежденности что Анклав Английского Просвещения является наивысшей формой современного выражения националистической жизни нашей расы по всему миру. Я считаю это духовным дополнением английской интуиции для «колониального расширения и имперского права»11.

Подозревает ли он вообще, что китайские, японские и африканские критики «Английского Миссионерского Анклава» приписывают энергию и пыл, выраженные к неспокойному стремлению из-за иностранного имущества – «для колониального расширения и имперского права»?

Я убежден что это совершенно невозможно для Христианства проникнуть на этот континент с помощью нынешних методов в качестве основного покровительства. Рискну предположить что для того, чтобы произошло стремительное преобразование Магометанства, Христианство должно отказаться от горькой враждебности и изучать Ислам – не со вторых рук, но настолько насколько возможно из его первоисточника – с большой симпатией и либеральностью. Так идейная часть которая олицетворяет агентство по печатной деятельности, стремительно расширятся в самые удаленные уголки Земли так как всё уже сказано или сделано для этого, в том числе и в христианских странах. Исламские печатные издания будут докладывать о иностранной разведке своим людям. Когда Миссионерские Общества, в своих официальных публикациях, осуждают Мухаммеда как лжепророка, во всё еще наблюдающихся непристойных концепциях средневековья, они не могут надеется что их агенты будут внедрены без, говоря как минимум, подозрения в страны исламского толка.

Это показательное отношение Ислама и Христианства на африканском континенте. В виду прошлого и настоящего положения Ислама, христиане лишены оснований для особого торжества. Измаил занимает свою собственную позицию перед Исааком. Крест попал под влияние Полумесяца той самой местности на которой был впервые освящен. Голос муэдзина слышен на равнинах Шарона и в холмистой стране Иудеи; на берегах Иордана и вдоль рек Абана и Фарпар; в Вифлееме, Хевроне и Назарете. На одних из врат «Святого Города» есть мусульманское выражение: «Нет иного Бога кроме Аллаха и Мухаммед посланник Господний»12. Если в тех странах Ислам потерял свою продуктивную и завоевательную мощь в качестве доминирующей силы, Христианство не вернуло свое древнее влияние вовсе. Разведка представленная в качестве христианских миссионеров в Турецкой Империи не показывает что Магометанство становится слабее в его центре. Как возражение на эти нападения сделанные в сторону Ислама в недавней или нынешней полемике в Англии и Америке, высшие чины турецкой власти предлагают ввести в действие закон ограничивающий или ликвидирующий привилегии ранее используемые христианскими миссионерами во влиятельных кругах и в рамках практики по учебной этике. Доктор Вашбурн, президент Колледжа Роберта в Константинополе, совсем недавно представил в Независимом Нью-Йоркском издании «New York Independent» за 9 февраля, перевод важного послания написанное Шейхом Аль – Ислам, представляя официальное заявление о Магометанской Доктрине предписания недавних и ожидаемых обращений в Ислам13.

В Индии же обнаруживаем немного иной вектор. Ведь как и для Индии, Сэр Уильям Хантер недавно сказал нам о новом импульсе пробудившимся среди Магометан той страны.

«Строго религиозный характер» говорит он «их раннего учения дает интенсивную сплочённость Исламу в Индии которая может быть продуктивной ещё и для великих политических итогов»14.

В Центральной Африке, аравийская религия показывает исконную жизнеспособность и экспансивную мощь, продолжением своих операций благодаря местным органам власти и простым методам; пока Христианство пытается сопротивляться этой дорогостоящей миссионерской системе и экзотическими учреждениям в качестве различных сект и сложной эклектике. Ежедневный опыт, особенно когда мы противопоставляем результаты двух систем, убеждает внимательного и усидчивого студента вопросом что эффективный миссионер среди коренных жителей внутренней Африки, будь то язычник или магометанин, должен начинать со слов: «Серебра и золота нет у меня», и продолжая речь с «Встань, я и ведь сам, такой же человек». И это становиться всё более и более очевидно, что анклав который нуждается так много и так часто в иностранной помощи и контроле – таких как наличие аппарата чужой подготовки и руководящих учреждений – являются плохо приспособленными для конкуренции с интенсивной и космополитической системой Аравии, чьи представители есть коренные жители и стоят на своих собственных ногах, таким образом не нуждаются в чьей либо помощи, реализуют методы, которые, находящиеся под вдохновением Корана, утверждают что «все расы равны».

Западная Африка,20 марта, 1888 год.

Биографическое вступление достопочтенного Сэмюля Льюиса

Возможность которая была неожиданно предоставлена мне по написанию краткого биографического вступления по работе Доктора Блайдена «Христианство, Ислам и Негроидная Раса», не будет, я полагаю, ошибочно пониматься если прежде всего, я осмелюсь выразить надежду что отношение выраженное в томе по великому вопросу прогресса негроидной расы может обеспечить ему большой тираж наряду с благосклонным учением всех заинтересованных о положении в Африке. И я сомневаюсь что тщательное рассмотрение содержимого в конечном итоге приведет, если не к принятию совершенно новых методов, то по крайне мере к обширному видоизменению тех, более старых методов, которые были, до настоящего времени, рассмотрены как самые благоприятные для цивилизации Чёрного Континента.

Будучи негром, чистой африканской крови, я верю что в идеях которые лежат в основе и глубоко проникнуты этим томом, и которые приводят, благодаря различным но сходящимся воедино курсам, к основному выводу что цель филантропов должна быть не в том что бы исказить или уничтожить любые особенности которые являются самыми отличительными для негроидной расы, а гарантировать им, настолько насколько это возможно, их обычное и естественное развитие. Доктор Блайден всего лишь даёт красноречивую экспрессию, акцент на чувства описывая стремления каждого просвещенного члена своей расы. Иностранное влияние может, более того должно, в течении какого-то времени сделать что-то намного большее для Африки, но как минимум, благодаря признанию фундаментального факта что когда всё сказано и сделано европейцами и американцами что они могут ещё и сказать и сделать, то в свою очередь сам африканец должен всегда оставаться доминирующим носителем инструментария по развитию своей собственной страны15. Он и есть тот, кто может быть лучше всего подготовлен, чтобы использовать многочисленные ресурсы Африки, не только для своего собственного блага, но и для пользы всей человеческой расы.

Какие же могут быть определённые средства являющимися лучше всего адаптированными для конца, мне нужно выяснять это не здесь, равно как Магометанство и Христианство, которые из-за нынешних условий в Африке вероятно являются самыми важными факторами для их развития. Многие просветлённые африканцы склонны думать о мотивах которые достаточно объяснены в этом томе, что Ислам это, на данный момент, то что способно сделать больше для языческих негров в отличии от их сильного конкурента. Но те кто, такие же как я, верят в окончательный триумф, во всей Западной Африке, христианской веры, несмотря на это будут рады усвоить, что Доктор Блайден ни в коей мере не приписывает распространение Магометанства в Африке к их сенсуализму. В качестве объяснения, сразу же, недостойные великой религии и нападения на чёрную расу, объяснится одним из пониманий которое гласит о том что, некоторые европейские путешественники в пределах недавнего времени, более компетентны обманывать несчастных людей, нежели посвящать их в философское исследование нрава и их истории, будучи не пристыженными к атрибуции стремительного распространения и широкого влияния. Факты и аргументы собранные в томе Доктора Блайдена, по этому важному предмету, я убеждён, воздастся учением христианскому проповеднику без потерь, чем христианскому государственному деятелю.

Эдвард Уилмот Блайден родился на Датском острове святого Томаса, в Вест-Индии, будучи по происхождению чистейшей крови негроидной расы. Вдохновленный в ранней молодости любовью к отечеству и стремлением к труду в улучшении родной почвы, он отправился в США в семнадцатилетнем возрасте, преследуя намерения конкретного обучения, приспособить себя для работы в Африке. Влиятельные друзья постарались обеспечить его допуском в некоторые учебные заведения, для дальнейшего там обучения, но предрассудки против его расы были настолько сильны в то время что попытка оказалась тщетной. Ему посоветовали сразу поступить в Либерию, где анклав иностранных миссий Пресвитерианской церкви в Соединённых Штатах основали высшее учебное заведение под руководством Преподобного Дэвида А. Уилсона, М.А, дипломированного выпускника Принстонского Колледжа, ныне Доктор Уилсон Миссуриевский. После нескольких месяцев пребывания в Либерии, молодой Блайден поступил в новое учебное заведение, среди её первых учеников. Благодаря усердию и упорству, он поднялся до должности директора школы. После пребывания на этом посту в течении трёх лет, к удовлетворению всех заинтересованных сторон, был в 1862 году выбран на должность профессора, в недавнем времени в созданном колледже Либерии. В 1864 году он был назначен, президентом Либерии, на должность государственного секретаря, и смог в течении двух лет, сочетать обязанности этой должности с образовательной деятельностью. В 1869 году он совершил путешествие на Восток, с визитом в Египет и Сирию, намереваясь главным образом изучить арабский язык, в целях внесения его в учебный план либерийского колледжа.

В 1871 году Блайден покинул должность профессора, после недолгого визита в Европу, провёл два года в Сьерра-Леоне, в течении которых был отправлен губернатором колонии, которая была потом под руководством, поочередно, Сэра Артура Кеннеди и Сэра Джона Поупа Хэнеси, в две дипломатические миссии к влиятельным вождям внутренних районов континента. Его доклад по одной из этих экспедиций был подробно опубликован в работах «Королевского Географического Общества».

В 1877 году он был назначен уполномоченным министром Республики Либерия судом Св. Джеймса, и был одобрен её Величеством в Осборне 30 июля 1878 года, будучи представленным Маркизом Солсберийским, позже государственным секретарём по иностранным делам. Вскоре после этого он был выбран почётным членом «Атенайского Клуба». В 1880 году был избран членом совета «Американской Филологической Ассоциации». В 1882 году он был поставлен в качестве почётного члена-корреспондента «Бенгальского Общества Науки и Литературы». В 1884 году был выбран вице-президентом «Американского Колонизационного Общества». Почётные степени Магистра гуманитарных наук: Доктора Богословия и Доктора Юридических наук были даны ему различными американскими высшими учебными заведениями В 1885 году он был выдвинут от Республиканской партии Либерии в качестве кандидата на пост президента республики.

Доктор Блайден, на протяжении своих трудов, связывался – с помощью эпистолярной лирики или же персонально – с некоторыми из самых замечательных литераторов тех дней. Среди которых можно упомянуть: Лорд Брум, Мистер Гладстоун, Дин Стэнли, Чарльз Дикенс, Чарльз Самнер.

Он кажется, со своих ранних лет, пришёл к основной идее доминирующего кредо, о неграх на его земле, которое всё это время направляло и руководствовало им в его усилиях. Он верит, что его взгляды истинны, и он единственный постепенно разрабатывающий конкретный способ, благодаря которому его идеи возможно принесут родину всем остальным.

Последующие статьи, хоть и написанные в другие времена, появятся в определённом ключе общей риторики, если читать их внимательно, и будут скомпонованы вместе как общая идея автор. Они не всего лишь мнение внимательного эксперта и прилежного ученика, а являются толкованием цели, патриотической воли приверженца своей расы.

Многие мысли являются новаторскими, и они например, будут прочитаны с пользой для всех, кто заинтересован в решении великих проблем которые охватывают деятельность африканской цивилизации и истинного развития человечества.

Сэмюэль ЛьюисФритаун, Сьера-Леоне14-е октября 1886 г.

Магометанство и Негроидная раса

Для студентов общедоступной литературы в Европе и США, за последние несколько лет включительно, Восток – самый востребованный регион в рамках религии и политики, в литературе и учении, хоть и узнаваем данный регион только из-за известных имён. Восточный мир обнаружен как неизгладимое сырье на вооружение студентам в практических достижениях. Для студентов Восточный мир предоставил поле настолько маленькой перспективы, что молодой ум едва ли покинул пределы отдалённого обзора, что казалось для него бескрайней и не годной территорией. Но благодаря необходимости торговой деятельности, благотворному рвению и научному толчку, Восток ежедневно становиться «ярче видимым и лучше понимаемым», не только из-за его внешней жизни, но и благодаря тем особенным аспектам, в религии и форме правления, войне и политике, отличающие Восточные от Западных рас. Это недавно было сформулировано высокопоставленными властями следующим образом:

«Хорошее знание языков, взглядов, истории и памятников Восточных наций больше не излишество, а необходимость».

Так, поездки, за последние десять лет, Восточных Правителей в Европу – Султана из Турции, Хедива из Египта, Шаха из Персии, и Сеида из Занзибара – стимулировали в обыденном понимании к более оживлённому любопытству по поводу характера, условия, и влияния Магометанских стран.

Отходя от заезженных маршрутов в Римскую и Греческую Античность, по соображениям, в основном, материального характера, и отклоняясь к тропам которые, ранее, были протоптаны, только такими увлеченными пионерами как Сэр Уильям Джонс, студент из Запада обнаруживает более редкую и ценную награду чем он предполагал. И даже те, у кого нет возможности ознакомиться с восточными языками, находят достаточно в переводах – несоответствие и неудовлетворённость, как зачастую бывает – для вдохновения своих стремлений не только в качестве обогащения своего знакомства с восточными предметами, но и чтобы передать собранные по крупицам знания другим.

К более позднему классу принадлежит Мистер Р. Боусворт Смит, автор работы предшествующей нашей16. Он даёт нам информацию о начальном этапе что, «единственный опыт, который он рискнул потребовать от себя» в качестве писаря о Исламе, «это симпатический интерес к этому предмету и проявляющиеся в его работе», какой она являлась, «стала основной производной из изучения книг на европейских языках».

Мистер Боусворт Смит, который получил образование в одном из английских университетов, существующий всего 12 лет, привел нас к заключению каким образом может быть и как именно может быть классифицирован этот, относительно молодой человек, в свете самых ранних и примерных результатов своей деятельности, из-за возросшей активности в изучении востока где Доктор Бирч рассказывал нам что это «знаменует под собой прогресс цивилизации». И если он открывает истину, делая выводы на основании исследований Арман-Пьера Коссен де Персеваля, Алоиса Шпренгера, Уильяма Мьюра и Дойча, он может, без скромности, считать себя выше других; потому что мы очень сильно ошибаемся если считаем что его книга не является важной отправной точкой на пути к более терпимому – если не благожелательному – мнению среди востребованных читателей основополагающей веры Восточного мира.

Труды только что упомянутых деятелей были разработаны не для популярности, но написаны ученными для ученных, поддерживающие или вовсе развенчивая теории, по большей части всего лишь, имеющие литературную или историческую важность. Мистер Боусворт Смит принес своей работой не только тщательную оценку касательно литературных и исторических вопросов, но искреннее уважение и откровенное внимание «для более глубоких проблем человеческой души», сохраняя впечатление и полезные взгляды, который он стремится передать своим читателям.

Имеется в виду «что Магометане могут многое почерпнуть от Христиан, и остаться Магометанами; а Христианам нужно кое-чему по крайней мере научиться у Магометан, что сделает их не меньше но больше Христианами чем они были до этого»17.

Мистер Боусворт Смит продолжает обсуждение этого важного предмета, в качестве самоотверженного труда, приступив к выполнению которого, с определенной степенью искренности, ясности, католицизма, и силой аргументации, делают его работу не только исключительно поучительной, но невероятно интересной как свидетельство о тенденции и направлении культивирующей мысли в Англии. Он вошёл в душу исламского образа жизни, но из-за предшествующих трудов Лэйна, Шпренгера, Дойча и Вэила будут поразительны для западного учёного и англичанина в частности, последующие его тезисы.

Например лекция Дина Стэнли по тому же предмету, не смотря на ясность, благодаря широте взгляда, великодушной справедливости и гениальности духа, настолько достойно отличаема от всех писаний этих учёных и христианских богословов, является фрагментарной – обязательно ограниченной в своей области, из-за природы и объёма работы. Мистер Боусворт Смит, далее, должен быть вознаграждён похвалой не только за наличие полных, честных и широко исследуемых практических черт Ислама, но и за предоставленный ясный, беспристрастный и точно выраженный вердикт, влияние – либо признано, либо нет – должно быть прочувствовано во всех отношениях литературного мира. Работы таких авторов как Мараччи, Придо и Уайта в будущем невозможны в полемико-религиозной литературе. Некультурный человек, тем не менее любопытен его нраву, в будущем будет искушён настолько насколько возможно, или как минимум поддастся соблазну по предмету любой религиозной системы к жёсткому, суровому испытанию подобно «прокрустово ложе»18.

И по мере того как в рядах Ислама возникают деятели которые будут подниматься среди его кругов вдохновлённых западным учением, они принимают участие не только в качестве защитников веры, но как и интерпретаторы между восточным и западным миром. И недавно случившиеся события преподнесли некий сюрприз в виде комментария что магометанский писатель должен издавать доступную работу на английском языке «побуждая европейских и христианских мыслителей на их собственную тематическую область размышлений»19. После появления эссе Саида Ахмед-хана, ещё одна работа появилась на английском языке, написанная молодым Мухаммедом, в которой он кратко, умеренно и талантливо, обсудил различные предметы по отношению Ислама который обычно атакуют20.

Но не только за недавний период, как писатель Британского Периодического Издания кажется как бы намекает что Магометане самостоятельно воспользовались силой пера, что бы защитить свою веру. Всегда были и есть сейчас, среди них способные полемисты которые все неизвестны Западу. Например, праздная работа доктора Пфандера, Мизан-аль-Хака, атакует Магометанскую систему, которая была рецензирована на арабском языке Магометанским учёным, Рахмат Аллахом, в мудром и колком ответе, которым он показывает грандиозные знания европейской литературы. И мы так и не увидели попыток ответа на критику работы Рахмат Аллаха. Мы видели копию этой книги в руках западноафриканских магометан в Сьерра-Лионе, читающих и комментирующих количество его единоверцев.

Мы рады отметить что книга Мистера Боусворта Смита была переиздана в США, и что доступная статья на немецком языке о Исламе была перевыпущена в том же томе в качестве дополнения. Они являются подходящими спутниками – par nobile fratrum21. Путешественник, размышляет о визите в магометанские страны, или теологически желая получить ясное представление о религиозной системе, которая формирует судьбу миллионов этой расы, может нести сейчас в своём кармане полный справочник магометанской литературы. Если мы исключим очень значимую статью о «Историческом изложении Корана», написанную в 1832 году, юным обозревателем Мистером Джозефом Эдисоном Александрийским, из Принстона, и доступный «Обзор Корана», Профессором Драпером из университета в Нью-Йорке, в его «Истории интеллектуального развития Европы», американская образованная среда всё ещё, насколько мы осведомлены, не выпустили ничего в этой литературной ветви.

Доля интересной работы представленной сейчас перед нами, которую мы предлагаем более детально рассмотреть, это первая часть лекции которая относиться к отличительным особенностям и влиянию Ислама на Западную и Центральную Африку. Так, Дин Стэнли утверждает:

«Не может быть забыто что Магометанство – единственная высшая религия которая до сих пор прогрессирует на обширном континенте Африки. Независимо от возможной будущей удачи Африканского Христианства, не может быть никаких сомнений, что они будут очень долго подвержены влиянию благодаря их отношениям с самой фанатичной и прозелитической долей Исламского мира и их обращенных неофитов негроидной расы»22.

Если это мнение верно, следовательно Христианский мир не может быть безразличен касаемо обсуждения предмета настолько полного значимости и влияния одной ветви филантропических интересов в которых Христианская Церковь, более чем когда-либо сейчас, вливает свою самую пылкую жизнь23.

Три направления влияния всегда пронизывали негроидною землю; первое, от Египта, через Нубию, в Борну и Хаусу; второе, из Абиссинии в Йоруба и Ашанти; третье, с Варваринских государств пересекая пустыню к Томбукту (Тимбукту). Благодаря первым двум, Египет и Аравия обменивали свою продукцию на сырьевые материалы Судана. Благодаря третьему же, Средиземноморские порты, через Великую Пустыню, имея Томбукту в качестве центра, стали исходной точкой для благосостояния Нигритии24. Даже во времена Геродота, появляется связь между регионами Чада и Средиземноморьем, и ценная продукция собранная в различных центрах благодаря кочующему трафику который до сих пор процветает внутри, разделённый большим количеством караванов, нашли свой путь в качестве финикийских кораблей, в различные страны Европы и Леванта25.

Центральная Африка никогда не была коммерчески отрезана от Европейских и Азиатских деловых связей. Но этого не было до девятого века Христианской эры когда какие-либо знания об истинном Боге начали проникать в Негролэнд26. Акбах (Укба Ибн Нафи), выдающемуся Мусульманскому генералу, принадлежит честь или бесчестье подчинения Северной Африки Исламу. Он начал марш из Дамаска во главе десятитысячной армии последователей-энтузиастов, и за короткое время расширил завоёванную территорию, вдоль берегов Северной Африки, продвигаясь к самому краю Атлантики, чьи клубы дыма были лишь в незначительном поражении его стремительного успеха на Западе27. Но его активность, которая не могла продолжаться на Западе, повернулась на Север и на Юг. И весь последующий ход событий на Юге пересёк огромные пустоши Сахары, проникнув в Судан, и установил центр своего влияния в Томбукту.

Менее чем за век с того момента, несколько крупных негритянских племён поддались влиянию Ислама, и он стремительно сформировал идеи, поведение и историю тех племён, что когда в средние века Ибн Батута, арабский путешественник, посещая те регионы, обнаружил, что Ислам занял твёрдую позицию среди нескольких влиятельных людей и овладел их жизнью и привычками среди всей их бытовой и религиозной «бытовой» политики. Среди похвальных качеств, которые привлекли его внимание в аспекте полученного результата религиозного обращения, он упоминает их преданность к учению Корана, и рассказывает следующие иллюстрированные случаи, которые мы вычитываем в французской версии представленной перед нами:

«Они с большим рвением изучали возвышенный Коран. В случае, если их дети демонстрировали пренебрежение, то им устанавливали кандалы у ног и не снимали их, чтобы они знали, как рассказывать Коран по памяти. В праздник, я стал свидетелем того как молодой человек вошел к судье и увидел своих детей прикованными. «Разве вы не отпустите их?» спросил молодой родитель, обращаясь к судье. Он ответил: «Я сделаю это, как только они выучат Коран наизусть». В другой день, я прошел мимо молодого Негра, с хорошей фигурой, превосходно одетым. Он тащил за собой тяжелую цепь на ногах. Я обратился к моему спутнику: «Что сделал этот парень? Он, что, кого-то убил?» Молодой Негр услышал мои слова и засмеялся. Мне объяснили: «Его приковали только для того, чтобы заставить выучить Коран наизусть»28.

На страницу:
2 из 4