Полная версия
Чайный канон: интерпретации китайской чайной церемонии
Что касается стандарта веса единицы измерения «Чуань» (穿) «чайного блина», то стоит отметить, что хотя Лу Юй привел только два очень разных примера стандарта веса в Цзяндуне, Сычуани и Чунцине, этих примеров достаточно, чтобы продемонстрировать тот факт, что единица измерения «чайного блина» в период династии Тан совпадала с формой и размером чайного блина, и не существовало единого стандарта, в лучшем случае, это было просто разнообразие местных стандартов.
Раздел 4 Приспособление для хранения «чайного блина»
Монолитный каркас «Юй»41 изготавливается из дерева, четыре стенки которого сплетены из бамбуковых щеп, а затем на него приклеивается слой бумаги, посередине находится промежуточный слой, на нем располагается крышка, внизу находится основание, в боковой поверхности нижнего слоя открыта дверца, а в середине находится емкость для разжигания огня от древесного угля. Огонь от древесного угля покрывается горячей золой, необходимым условием является поддержание медленного нагревания на малом огне. Во время весеннего дождливого сезона в Цзяннани сохраняли именно такую температуру огня.
По словам Лу Юя, так называемый монолитный каркас «Юй» на самом деле является искусно проектированной прожарочной печью. Каркас этой прожарочной печи деревянный, и посередине находится промежуточный слой, разделяющий прожарочную печь на верхний и нижний слои. Верхний слой используется для хранения «чайного блина», а нижний слой используется для размещения жаровни от древесного угля, а сбоку нижнего слоя находится небольшая дверца, через которую можно легко добавить древесный уголь для поддержания огня. Четыре стороны конструкции и верхняя часть крышки сделаны из бамбуковых щеп, а снаружи оклеены бумагой. Проектирование данной конструкции носит научный характер. Существует три самых главных преимущества:
Во-первых, может способствовать сохранению зеленого цвета чайных листьев. Кислород в конструкции образует углекислый газ после сжигания древесного угля, что может эффективно замедлить процесс окисления качественных компонентов чая, таким образом, может сыграть ключевую роль в сохранении зеленого цвета чайных листьев.
Во-вторых, может способствовать поддержанию свежести. Кислород в коробке образует углекислый газ после сжигания древесного угля, что может эффективно замедлить окисление качественных компонентов чая, таким образом может сыграть роль в поддержании свежести.
В-третьих, способствует поддержанию качества чая. Согласно опыту, изысканные ароматы чая должны медленно формироваться в условиях низкой температуры и длительного процесса завяливания, ни в коем случае не следует спешить.
Первый том «Чайного канона»
Глава 3 Производство
Раздел 1 Сбор чая
Чай обычно собирают в период между февралем, мартом и апрелем. Длинные чайные побеги42, нежные, как весенние побеги бамбука, обычно вырастают в желтоземе, содержащем щебни43. Когда новые побеги чая вырастают до четырех или пяти дюймов в длину, они все еще молодые и нежные, как бобовые ростки, которые только что пробились из почвы наружу, тогда их следует собирать, пока утренняя роса еще не высохла на чайных листьях.
Чайные листья с короткими чайными побегами обычно вырастают в зарослях кустарников или в густой траве. На одной ветке часто вырастает три, четыре или пять молодых побегов, в таком случае следует выбирать для сбора наиболее хорошо развитые молодые побеги44.
День сбора чая также очень важен. Не следует собирать чайные листья в дождливые дни, и не следует собирать в солнечные облачные дни. Чай собирается только в солнечные дни.
Молодые побеги чайного дерева
В данном разделе содержится следующая информация:
Во-первых, в период династии Тан чай собирали только весной, сезон сбора был похож на нынешний. Лу Юй говорил, что период «февраль, март и апрель» относится к традиционному китайскому лунному календарю, который совпадает с периодом между мартом, апрелем и маем по нынешнему Григорианскому календарю. Но данный период представляет собой только период для сбора чая весной в бассейне реки Янцзы. Что касается региона Линнань, то сбор весеннего чая начинается уже в первый месяц лунного календаря.
Во-вторых, что касается выражения «чайные побеги, нежные, как весенние побеги бамбука», то согласно описанию Лу Юя, по-моему мнению, для получения таких высококачественных молодых листьев необходимо выполнить по крайней мере два условия: во-первых, почва должна быть плодородной. В древние времена горная почва полагалась на естественное плодородие, и не было условий для искусственного удобрения, поэтому только почва с высоким содержанием органических веществ считалась плодородной. Во-вторых, необходим богатый растительный покров, то есть, согласно произведению Лу Юя «Чайный канон • Происхождение» чайные деревья должны расти на солнечной стороне крутых скал с цветущей лесной растительностью для того, чтобы молодые побеги были нежными и сохраняли зеленый цвет.
В-третьих, в период династии Тан уже была мысль о том, что молодые чайные побеги следует собирать периодически. Специалисты в данной области знают, что чайное дерево является растением, которое характеризуется проявлением апикального доминирования. Когда весной прорастают молодые побеги, побеги на верхушке всегда появляются первыми и доминируют в росте, поэтому после сбора побегов на верхушке такое доминирование передается побегам, находящимся сразу под ними, и так далее. Метод Лу Юя полностью воплощает научную концепцию периодического сбора чая. Что касается правил сбора молодых листьев, то Лу Юй полностью не упомянул относительно этого, но среди таких правил можно выделить два: во-первых, не рекомендуется собирать слишком мелкие листья, иначе Лу Юй не упомянул бы тот факт, что следует «выбирать для сбора наиболее хорошо развитые побеги». Во-вторых, нужны только молодые и нежные чайные листья, однако, что касается обработки «чайных блинов», то степень свежести чайных листьев и длина чайных побегов не столь важны.
В-четвертых, собирать чай следует в солнечные дни. Собирать чай даже «в солнечные дни с переменной облачностью» запрещается по трем основным причинам: ① В зависимости от условий места обработки, согласно содержанию
«Чайный канон • Приспособления, второй раздел», можно заметить, что оборудование для обработки «чайных блинов» в период династии Тан находилось под открытым небом, и процесс по производству и обработке «чайных блинов» также осуществлялся под открытом небом, поэтому необходимым условием было проводить обработку в солнечный день. ② Предварительная сушка чайных листьев также должна была осуществляться в солнечные дни. Необходимо раскладывать чайные листья после «фиксации зелени» паром для того, чтобы они просохли. Причем после придания чайным листьям формы «чайного блина» благодаря использованию пресс-формы, чай раскладывали и просушивали. Для осуществления данных процедур важными условиями являлись солнечный день, сушка и солнечный свет. ③ В солнечный день с переменной облачностью трудно гарантировать, что целый день будет солнечным. Это связано с тем, что погода весной переменчивая, в солнечные дни бывает облачно, что может свидетельствовать о том, что скоро пойдет дождь, и воздух станет душным и влажным, что плохо скажется на просушке «чайных блинов».
Раздел 2 Технологический процесс приготовления «чайных блинов»
Молодые чайные листья перепариваются в решетке для варки на пару, затем размельчаются с использованием песта и ступки, придают форму с помощью пресс-формы, просушивают, затем пронизывают «чайные блины», наконец, хранение чая в монолитном каркасе «Юй».
Несмотря на то, что по содержанию данный раздел меньше, однако на самом деле это лишь обобщенное изложение процесса приготовления «чайных блинов». Соответствующее содержание было представлено в «Чайном каноне• Происхождение» и «Чайном каноне• Приспособления". Если сбор чая также включен, обработка «чайных блинов» состоит в общей сложности из семи процедур, а именно: сбор чая – "фиксация зелени"– измельчение чайных листьев – придание формы "блина" – сушка – пронизывание «чайных блинов» – хранение.
Раздел 3 Оценка качества «чайных блинов»
Формы «чайных блинов» сильно варьируются. Вообще говоря: складки на поверхности блина похожи на складки на кожаных сапогах, которые носят северные варварские племена национального меньшинства в древнем Китае; некоторые складки похожи на подгрудок у бизона45; некоторые похожи на плывущие облака, кружащие в горах46; некоторые похожи на рябь на водной поверхности при слабом ветре; некоторые гладкие и нежные, как мелкозем после просеивания гончаром, а затем осаждения водой; а некоторые похожи на мелкозем, который был осажден после омывания свежевспаханной земли сильными дождями. «Чайные блины» с вышеперечисленными разновидностями складок относятся к элитным сортам чая. Однако встречаются также «чайные блины», стебли молодых побегов которых очень твердые и тяжело поддаются распариванию из-за входящего в их состав грубого и старого сырья, поэтому форма блина похожа на молодые и несросшиеся перья; другие похожи на вялые и увядшие листья лотоса, поврежденные заморозками47. Вышеперечисленные виды относятся к чаю, в состав которого входит грубое и старое сырье.
Фрагмент «Картины ручной тележки» Янь Либэня (на картинке северные варварские племена национального меньшинства в древнем Китае и кожаные сапоги)
Бизон, относится к виду парнокопытных млекопитающих из трибы быков семейства полорогих
Для производства «чайного блина» требуется проведение в общей сложности семи процедур, начиная от сбора чайных листьев и заканчивая хранением чая. Приготовленные «чайные блины» подразделяются на восемь классов в зависимости от формы, начиная с формы складок, которые похожи на складки на кожаных сапогах, которые носят северные варварские племена национального меньшинства в древнем Китае и заканчивая схожестью с увядшими листьями лотоса, поврежденными заморозками.
При оценке качества «чайных блинов» некоторые считают, что если «чайный блин» блестит, при этом он черного цвета с плоской поверхностью, то такой чай хороший, однако это самый плохой метод оценки.
Те, кто считает, что если «чайный блин» имеет складки, желтый цвет и неровную48 поверхность, то это хороший чай, такой методом также характеризуется низкой степенью оценивания.
Если вы всесторонне оцениваете качество чая, то в таком случае вас можно считать мастером по оценке качества чая.
Вышеперечисленные разновидности чая на самом деле схожи с обычными травами и деревьями. Технология оценки качества чая49 также зависит от накопления опыта из поколения в поколение и из уст в уста50.
I.Разделение Лу Юем «чайных блинов» на различные классы и характеристика их формы
II.Оценка качества «чайных блинов» должна быть всесторонней
Для оценки качества «чайных блинов» Лу Юй раскритиковал только два примера:
Во-первых, «чайный блин» с хорошим блеском, черным цветом, плоской поверхностью считается хорошим чаем, но Лу Юй считает, что это самый низкий уровень технологии оценки, который также перенимается и на оценку требований к форме «чайных блинов». Например, из-за влажности блина чайный сироп, выдавленный с поверхности, также начнет блестеть, а «чайные блины», приготовленные ночь спустя, также почернеют. «Чайный блин» после повторной автоклавации, конечно, будет более гладким. Как можно просто оценивать поверхность? Поэтому на самом деле это результат непонимания природы чая.
Во-вторых, считается, что «чайный блин», имеющий сморщенную и неровную поверхность, желтый цвет – это хороший чай. Лу Юй считает, что эта точка зрения тоже односторонняя, но немного лучше первой точки зрения, по крайней мере, тот, кто её предложил, немного разбирается в чае. Поскольку складки на поверхности «чайного блина» свидетельствуют об его изготовлении из молодых и нежных листьев и содержании достаточного количества чайного сиропа, а поверхность «чайных блинов», изготовленных из увядшего и старого сырья, смять невозможно, даже при желании. Цвет поверхности «чайного блина» желтый, хотя он не так хорош, как черный, по крайней мере, это свидетельствует о том, что он был изготовлен в тот же день, а не спустя ночь. Хотя «чайные блины» с неплоской поверхностью не так хорошо продаются, как «чайные блины» с плоской поверхностью, по крайней мере, это свидетельствует о том, что такие «чайные блины» не подвергались многократной автоклавации и не являются подделкой.
Так какая должна быть степень оценки для тех, кто действительно хорошо разбирается в оценке качества чая? По этому поводу Лу Юй считает, что необходимо не только всесторонне оценить преимущества чая, но и уметь всесторонне отметить все его недостатки.
Таким образом, Лу Юй сделал вывод о том, что в принципе чай схож с другими травами и деревьями. Это означает то, что нелегко быть настоящим мастером в какой-либо области знаний. Технология оценки качества чая основана на опыте, накопленном из поколения в поколение и передаваемом из уст в уста.
Второй том «Чайного канона»
Глава 4 Чайная утварь
Раздел 1 Перечень двадцати четырех инструментов для приготовления чая
Двадцать четыре инструмента для приготовления чая в период династии Тан:
1. Настольная плитка на треножнике; 2.Бамбуковая корзина для хранения древесного угля – «Цзюй» (筥)51; 3. Железный инструмент, используемый для дробления древесного угля – кочерга «Таньчжуа» (炭檛)52; 4. Каменные щипцы для зажима древесного угля – «Хоцзя» (火); 5. Маленький котел, используемый для кипячения воды и приготовления чая – «Фу» (鍑); 6. Полка, на которую ставили маленький котел – «Цзяочуан»; 7.Зажим для чайных листьев – «Цзя» (夹); 8. Бумажный мешок, используемый для хранения чайных блинов – «Чжинан» (纸囊); 9. «Каменная ступка», используемая для размельчения чайных листьев; 10. Мелкое сито для просеивания чайной крошки и ящик для хранения чайной крошки – «Лохэ»; 11.Измерительный инструмент (прибор) – «Цзэ» (则) ; 12. Бачок, используемый для хранения сырой воды емкостью около 10 литров – «Шуйфан» (水方); 13. Фильтр, используемый для фильтрации воды, используемой для приготовления чая – «Лушуйнан» (漉水囊); 14. «Черпак из тыквы-горлянки», изготовляемый из разрезанной тыквы и предназначенный для зачерпывания воды; 15. Палочки длиной в один чи из бамбука и дерева – бамбуковый зажим; 16.Сосуд, используемый для хранения соли при приготовлении чая – Цогуй (鹾簋)53; 17. «Чаша», используемая для удержания пены, которая появляется после закипания воды при заваривании чая; 18. Чашка, используемая для дегустации заваренного чая – Шуюй (熟盂); 19. Утварь, используемая для хранения чашки для чая – корзина Бэнь (畚); 20. Щетка для мытья чайной утвари – «Чжа» (札);21.Таз для мытья чайной утвари – «Дифан» (涤方); 22. Сосуд для спитого чая – Цзыфан (滓方); 23.Тряпка, используемая для протирания посуды – «полотенце»«Цзинь» (巾); 24.Полка (подставка) для чайной утвари – «Цзюйле» (具列). Поскольку все вышеперечисленные принадлежности могут храниться в одной корзине, то корзина, используемая для хранения двадцати четырех принадлежностей, называется «Дулань» (都 篮).
В данном разделе перечислены двадцать четыре принадлежности «Цзюй» ( 具) для приготовления чая в период династии Тан, которые Лу Юй назвал «Ци» (器).
В древние времена существовала четкая разница между определениями таких понятий, как «Ци» (器) и «Цзюй» (具). Согласно мнению, изложенному в «Книга Чжоу. Сокровищница сведений», то только хорошо проектируемые и изысканные предметы можно назвать «Ци» (器).
Более того, «Ци» (器) часто ассоциируется с такими словами, как мораль, воспитание и др. В книге «Чжоу И» (также называется «И Цзин») говорится о том, что «сверхъестественный» духовный мир называется «Дао», а «естественный» материальный мир называется «Ци» (器). Очевидно, что «Дао» и «Ци» (器) являются важными категориями древнекитайской философии.
Период династии Тан был периодом культурного процветания в истории Китая. В данный период было не только популярно «в статьях объяснять высший истинный путь «Дао», «в поэзии отражать волю», но и стремиться к «применению» «Ци» (器) «для передачи «Дао»». Поэтому Лу Юй придал особое значение также и инструментам для приготовления чая «Цзюй» (具). В «Чайном каноне» описанию инструментов для приготовления чая не только посвящена одна глава, но Лу Юй также называет данные инструменты «Ци» (器). Цель состоит в том, чтобы выразить невидимое «Дао» через видимые инструменты «Ци» (器).
Поэтому с позиции данного аспекта «Чайный канон» является классическим произведением чайного дао!
Раздел 2 Конструкция настольной плитки на треножнике
Внешняя сторона настольной плитки на треножнике изготавливалась из меди или железа. Ее форма была схожа с древним треножником. Толщина стенки плитки составляла три сантиметра, ширина края плитки – девять сантиметров, а ширина внутренней стенки – шесть сантиметров. Настольная плитки на треножнике имела три ножки, и на ножках был отчеканен двадцать один китайский иероглиф.
На заплечике в середине треножника были встроены три маленьких окошка, а также небольшое окошко у основания плитки, которое служило для вентиляции и пропускания золы. На одном из окошек было выгравировано имя «Игун»54, который хорошо готовил суп в период династии Шан, на другом из окошек – иероглиф, обозначающий «суп» «Гэн» (羹), а также иероглиф «Лу» ( 陆), который входит в состав имени Лу Юя; также было окошко, на котором были выгравированы иероглифы «Ши» (氏) для выражения фамилии и иероглиф «чай» (茶). Вместе составляли выражение «Суп Игуна, чай Лу55» со значением «Суп Игуна, чайный дао Лу Юя».
Фитиль печи помещался в заплечик. Над фитилем располагались три выпуклые решетки. На одной из решеток был изображен длиннохвостый фазан, символизирующий огонь, соответствующий одному из восьми триграмм Иицзина «Ли» (离)56; на второй решетке был изображен тигр, символизирующий ветер, поэтому соответствует одной из восьми триграмм Иицзина «Сюнь» (巽)57; на третьей решетке была изображена рыба, символизирующая воду, поэтому соответствует триграмме «Кан» (坎)58. Энергия ветра разжигает огонь, а на огне можно кипятить воду, поэтому именно эти три явления и образы, выражающие триграммы, были выбраны в качестве украшений.
В качестве декоративного узора на корпусе печи целесообразно было выбрать узоры в виде цветов лотоса, извилистых дендритов, ряби, геометрических фигур и т. п. Фитиль печи мог изготавливаться из железа или керамической плитки. Под настольной плиткой на треножнике располагалась трехногая железистая прослойка, которая использовалась для сбора золы, а также она служила основанием печи и называлась «Хуэйчэн» (灰承).
Схема настольной плитки на треножнике «Пояснительная схема из «Чайного канона» Цю Цзипина
В «Чайном каноне» настольной плитке на треножнике придается основное значение как инструменту для выражения невидимого «Дао». Благодаря тщательному проектированию формы настольной плитки на треножнике выражается жизненное стремление Лу Юя к духу чайного дао. Ключевые моменты:
I.Установить «треножник», чтобы хранить стремления в своем сердце.
В древние времена «треножник» изначально выполнял функцию кухонной посуды для приготовления пищи, но позже стал символом страны и власти. С тех пор «треножник» также имеет значение «славный и благородный».
«Игун», которого упоминал Лу Юй, был легендартным основателем династии Шан – И Инь в период Шан Тан. Он был первым китайским поваром, который изобрел суп и напитки, а также был главным министром, который помогал императору. В книге «Исторических записях» (Ши Цзи) также говорится о том, что он когда-то носил треножник и использовал «суп» как метафору для описания политических взглядов и убеждений императора. Очевидно, Лу Юй намеренно придал настольной печи форму треножника, а также написал на ней шесть иероглифов со значением: «Суп Игуна, чай Лу Юя», что отражает очень ясное намерение, а именно намерение подражать историческим аллюзиям Игуна, котрый носил треножник для того, чтобы помочь императору править миром, и решил реализовать амбиции по моральному воспитанию народа. Поэтому «чай Лу» здесь также следует понимать как «чайный дао Лу Юя».
II.Уважение к трем цифрам: «три, шесть, девять»
Что касается размера настольной печи на треножнике, то Лу Юй упомянул только тот факт, что стенка печи имела толщину три сантиметра, расстояние от края печи составляло девять сантиметров в ширину, а внутренняя стенка имела ширину шесть сантиметров, за исключением ее собственной толщины. Здесь, по моему мнению, Лу Юй придает большое значение необычным цифрам «три, шесть и девять», поскольку все эти три цифры почитаются даосами и буддистами. Таким образом, чайная церемония охватывает вот такой широкий спектр.
III.Текст триграммы отражает следование чайному дао Лу Юя
Ли (离), Сюнь (巽) и Кан (坎), вычеканные на настольной плитке на треножнике, являются тремя из восьми триграмм Иицзина. Кан (坎) символизирует воду, Ли (离) символизирует огонь, а Сюнь (巽) символизирует ветер. Лу Юй использовал эти три «триграммы» для того, чтобы показать, что настольная плитка на самом деле всего лишь воображаемый образ. Что должно быть глубже, так это подразумеваемое под этим образом «дао», то есть чайный дао Лу Юя. Лу Юй хотел выразить то, что люди, которые проявляют желание изучать и практиковать чайный дао, должны, как и вода, не бояться неровной дороги и непрерывно бурно течь; должны наблюдать за современной тенденцией и работать, учитывая современную обстановку, как и ветер; как и огонь, должны освещать четыре стороны нравственности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Указывает на территории современной восточной части провинции Сычуань, западной части провинции Хубэй и города Чунцин.
2
Вид крупнолистного падуба, также известный как китайская камелия, семейство падубов, имеет большие листья и горький вкус. По смыслу Лу Юя камелия здесь не является чайным деревом.
3
Растение из семейства мареновых с ланцентовидными, похожими на чайные листья, с конусовидной верхушкой и 8-15 прожилками.
4
Имеется ввиду белые цветы шиповника иглистого, растения семейства розоцветных
5
Пальмовое дерево, плоды которого на первый взгляд очень похожи на плоды чая.
6
Грецкий орех – дерево семейства ореховых, имеет хорошо развитые и глубокие корни.
7
Древние люди имели не только «имя», но определенное написание имени –«иероглиф». Лу Юй почитал чай, как совершенного человека, обладающего высокими моральными качествами, поэтому он считал, что чай должен обозначаться определенным
иероглифом.
8
Имя также называется исконным именем, которое дают родители после рождения, но обычно служит для обозначения имени людей старшего поколения или названия себя этим именем для выражения скромности.
9
Оригинальное название «чай» впервые упоминается в период династии Тан в книге «Произношение и значение иероглифа Кайюань», Лу Юй изменил название «Ту» (荼) на «Ча» (茶)в «Чайном каноне». Однако это иногда вызывает некоторые проблемы. Вследствие этого, под предпосылкой, что исходный текст «Чайный канон» остается неизменным, в тексте перевода в комментариях и толкованиях основных положений упоминается исходное название «Ту» (荼). В аналогичных ситуациях принцип действий такой же.
10
Цзя: Чайный лист.
11
Шэ: с произношением shè, древний сычуаньский диалект.
12
«Мин» с произношением míng. «Мин» означают росток горьких и сорных трав.