Полная версия
Мистика в космосе культуры
88
Griaule, M., Dieterlen, G. Un Systeme Soudanais de Sirius //Journal de la Societe des Africanistes. T. XX. Fascicule 1, 1950. P. 273—294.
89
Griaule, M. Masques Dogons. P.,1938.
90
Впервые астрономы получили научные сведения о том, что Сириус является бинарной системой, в 1844 г., а в 1862 г. английский астроном Алван Кларк увидел ее в телескоп.
91
Griaule, Marcel and Dieterlen, Germaine. Le renard pale: Le mythe cosmogonique. Paris: Institute d’Etnologie, 1965. (Griaule M., Dieterlen G. The Pale Fox. Trans. from the French by Stephen C. Infantino. Continuum Foundation (USA), 1965.)
92
Dieterlen G. Essai sur la religion Bambara. P.,1951, p.1.
93
Котляр Е. С. Миф и сказка Африки. / Отв. ред Е.М.Мелетинский. М.: Наука. 1975. С.124.
94
Котляр, Миф, с.15.
95
Котляр, Миф, с.15.
96
Нужно иметь в виду поправку на особенности бытового календаря догонов, а на самом деле у них четыре календарные системы.
97
Dieterlen G. Les Ceremonies Soixantenaires du Sigui chez les Dogon// Africa. Journal of the International African Institute. Vol. XLI, No.1.
98
Темпл Р. Мистерия Сириуса. Они пришли из космоса 5000 лет назад. М.: ЭКСМО, 2005. С.346.
99
Guerrier, Eric. La cosmogonie des Dogon. L’arche du Nommo. P., 1975.
100
Котляр, Миф, с.46—47.
101
Яркий пример, подтверждающий нашу мысль о том, что современные исследователи культуры Африки зачастую поверхностно воспринимают наследие древних племен, мы находим в работе известного французского путешественника и знатока древнейших наскальных рисунков в Сахаре – Анри Лота. Путешествуя по суданской саванне, в непосредственной близости от Бандиагары, он интересовался не догонами, а племенами- скотоводами фульбе (сраженный поразительной красотой женщин племени) и их древними росписями Тассили. (Кстати, именно из-за вражды с фульбе догоны были вынуждены переселиться из Судана. А Лот мог ими не заинтересоваться еще потому, что он изучал кочевых скотоводов, а догоны – земледельцы.) На выставке копий древних росписей Лот встретился с Жерменой Дитерлен, сотрудницей М. Гриоля, которая также интересовалась племенем фульбе. Они обсуждали древние изображения быков. И только благодаря спутнику Дитерлен, воспитанному в племени фульбе-бороро, Анри Лот выяснил, что на росписи изображен обряд лотори, посвященный быкам, и впервые услышал фольклорный миф о том, что быки вышли когда-то из воды к семье пастуха и стали домашними животными. Но для нас совершенно очевидно, что быки, далеко не водные животные, в народных представлениях символизируют древнейших прапредков – водных гигантов, память о которых сохранилась в жреческих мифах догонов. Но Дитерлен почему-то Лоту об этом не рассказала… – Лот А. К другим Тассили. Новые открытия в Сахаре. Ленинград: Ивкусство, 1984. С. 115—116. При этом необходимо подчеркнуть, что именно А. Лот одним из первых выдвинул смелое предположение о палеоконтактах: на древних рисунках он выделил «круглоголовых» существ, которых считал древними пришельцами. Именно экспедиция Лота обнаружила в глубокой пещере гигантскую фреску (6 метров), на которой, по мнению Лота, был изображен «Великий Марсианский Бог».
102
Скрэнтон Л. Тайные знания догонов об истоках человечества. М.: Рипол Классик, 2009.
103
Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб. Азбука-Классика; Петербургское востоковедение, 2003. С. 25.
104
Исследователь догонских мифов Владимир Рябцев заметил, что имя бога Тиштрйя, олицетворявшего у древних иранцев Сириус, происходит от индоевропейского термина, означавшего «три звезды»..
105
Богораз-Тан В. Чукчи. Религия. Ч.2. Авториз. пер. с англ. Л.. 1939. С. 17.
106
Богораз-Тан, Чукчи, с.23.
107
Богораз-Тан, Чукчи, с.24.
108
Guerrier, Eric. La cosmogonie des Dogon. L’arche du Nommo. P., 1975. Эта книга была замечена и высоко оценена учеными, отмечавшими общий высокий научный уровень работы, добротность использованного материала и убедительность аналогий меду знаниями догонов и современными представлениями о Вселенной. Примечательно, что Геррье не сразу оценил информацию Гриоля, но только тогда, когда увидел по телевизору, как американский астронавт Олдрин оставляет свой знаменитый след на поверхности Луны (сопровождаемый неумирающим слоганом: «Один маленький шаг человека и огромный скачок для всего человечества»). Геррье вдруг вспомнил описанное в догонском мифе прибытие ковчега Номмо на Землю и след его медной сандалии на поверхности нашей планеты!
109
Котляр, Миф, с.119.
110
Здесь невольно напрашивается аналогия с мнением известного ученого-генетика, одного из первооткрывателей строения ДНК и Нобелевского лауреата, Фрэнсиса Крика, который считал, что человечество – это специальная космическая «тара» для хранения РНК в целях реализации непостижимых нам будущих вселенских программ… – См.: Крик Ф.. Жизнь как она есть: ее зарождение и сущность. М., 2002.
111
Гуили Р. Э. Энциклопедия магии и алхимии. СПб.: Азбука, 2013. С.317. (Не могу не отметить примечательный для нашего исследования штрих: фамилия автора Энциклопедии близка по звучанию к термину «гилея», означающему как «влажные тропические леса в Южной Америке», так и «лесной массив в Скифии в античные времена». А для историков русской философии и культуры это напоминание о литературно-художественном объединении русского авангарда начала ХХ в.)
112
Цит. по: Гуили, Энциклопедия, с.318.
113
См.: Кравченко, Симфония, с.134.
114
Кравченко, Симфония, с.134.
115
Здесь мы обратим внимание, что Р.Э.Гуили, как и подавляющее большинство историков религии, магии и мистицизма, не рассматривает древнейшие истоки магии в первобытную эпоху и в реликтовых племенах (хотя функции и элементы магии она характеризует вслед за культур- антропологом Брониславом Малиновским, который свои представления о магии выстраивал на основе исследования реликтовых племен на Тробриандовых островах в Меланезии). Историю магии Гуили ограничивает только западной традицией, начиная отсчет от древнеегипетской магии.
116
Бойс, Зороастрийцы, с.18—19.
117
Бонгард- Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М.: Мысль, 1983.
118
Йеттмар К. Религии Гнндукуша. М.: Наука, 1986. С. 48.
119
Бойс, Зороастрийцы, с.24. :
120
Бойс, Зороастрийцы, с.24—25. («Ясна» – главная зороастрийская религиозная служба. См.: Бойс, Зороастрийцы, с.336)
121
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. С.34.
122
Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III- начало I тыс. до н.э.) СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2002. С.240.
123
Отметим, например, чрезвычайно краткие посещения Э. Тейлором Кубы, Мексики и Северной Америки
124
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика- Пресс, 1994. С.65.
125
Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957 С.12—13.
126
Леви-Брюль, Сверхъестественное, сс.34 и 29.
127
Леви-Брюль, Сверхъестественное, с.29.
128
Эмоции базовые – это «автоматическая», бессознательная реакция организма в виде перераспределения энергии на действие рефлекса и инстинкта; это фиксация в биологическом теле человека, как особом сгустке энергии, или определенном микрополе, результатов взаимодействия с другими микро- и макро- полями самых разнообразных видов энергии. П. Экман выделил следующие базовые эмоции: страх (опасение), гнев, отвращение, печаль, радость и удивление. – Кравченко, Симфония, с.370.
129
Леви-Брюль, Сверхъестественное, с. 29.
130
Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб: Искусство- СПБ, 2004. С.135.
131
«Ци» в китайской философии понимается как фундаментальная, континуальная, динамическая, пространственно-временная, духовно-материальная и витально- энергетическая субстанция, которая лежит в основе устройства Вселенной. – См.: Кобзев А. И. Ци – пневма // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. М.: Вост. лит., 2006. Т.1. Философия. С. 549—551. (Еще о параллелях в понятиях «ци» и «энергия» см. далее, в подразделе «Кратко об особенностях магии в древних цивилизациях»)
132
«Прана» (санскр. «prana» – дыхание, жизнь) – дыхание, жизненная энергия, в индуизме – концепция жизненной силы. См.: /Лысенко В. Г./ Прана // Большая российская энциклопедия. В 35 т. Т.27. 2015. С. 385—386..
133
Как отмечал Л.Н.Гумилев, пассионарный взрыв приводит к формированию нового этноса, а значит, как мы показали в монографии «Симфония», – нового культурного поля, с новыми взаимоотношениями членов этноса и их новым пониманием окружающей природной среды. Даже если племя не переместилось в другую местность, то в фазе пассионарного подъема, с увеличением численности этноса и повышением его активности, начинается его территориальная экспансия, происходит смешение с другими этносами, вплоть до завершения акматической фазы.
134
gesta – деяния
135
Элиаде, Священное, с.63.
136
Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Академический проект, 2015. С.69.
137
Мелетинский, Поэтика мифа, с.179.
138
Малиновский, Магия, с.33. – Мы вряд ли согласимся с мнением о «классичности» меланезийской магии, полагая таковой, скорее, магию африканскую. Если опять вернуться к концепции африканского происхождения предков современных людей, то, по мнению антропологов, кенийский Homo ergaster жил в местности Нариокотоме 1,6 млн. лет тому назад; кениантроп плосколицый жил на озере Туркана 3,5 млн. лет тому назад; примерно того де возраста и знаменитые останки афарского австралопитека (женского рода) «Люси», а наиболее «близкий» наш родственник Australopitecus garhi жил в области Бури в Эфиопии 2,5 млн. лет тому назад. Расселение племен из Африки происходило всего лишь максимум к 1,8 млн. лет тому назад (знаменитый Homo erectus, найденный в районе Дманиси под Тбилиси – 1,7 млн. лет тому назад); в районы Азии – 1,5 млн.– 500 тыс. лет тому назад, а на острова Тихого Океана – примерно 30 тыс. лет тому назад!
139
Малиновский, Магия, с.33.
140
Harrison J.E. Ancient Art and Ritual. L., 1935. Р. 30.
141
Harrison, Ancient Art, р.36—37.
142
Кравченко, Симфония, с.61—189 (параграф «Эмоции культуры»).
143
Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. С.211.
144
Эверетт, Не спи, с.141.
145
Тайлор, Первобытная культура, с.212—213.
146
Богораз-Тан, Чукчи, с.6.
147
Эверетт, Не спи, с.138.
148
Богораз-Тан, Чукчи, с.8.
149
Котляр, Миф, с.119.
150
В славянских языках слово «диво» переводится как «чудо»; см. в предыдущем параграфе – А.Ф.Лосев: «Миф – это чудо».
151
Слово о полку Игореве. М.-Л.: Наука, 1950. С. 12 и 20. (Дословный перевод Д.С.Лихачева).
152
Виклади давньослов#'#янських легенд, або мiфологiя, укладена А.Ф.Головацьким. Киiв, 1991. (пер. с издания: Львов, 1860). С.40.
153
Богораз-Тан В. О так называемом языке духов (шаманском) у различных ветвей эскимосского племени// Известия Академии наук. Серия VI, т. ХIII, 1919. С., 489—495. Переиздание: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. СПб., 1995. С.97- 104.
154
Znamenski, Andrei. Shamanizm in Siberia: Russian Records of Siberian Spirituality. Dordrech and Boston: Kluwer/Springer, 2003.
155
Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев. София, 2000. С. 461.
156
Мне довелось участвовать в первом Международном научном симпозиуме «Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты» (20—26 июня 1996 г., г. Улан-Удэ, озеро Байкал), на котором присутствовали ведущие современные исследователи шаманизма из многих стран мира, а также современные шаманы Прибайкалья, Забайкалья, Тывы, Западной Сибири, Монголии, ….
157
Кенин- Лопсан М. Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Новосибирск: Изд-во «Наука. Сибирское отделение», 1987. С. 11.
158
Кон Ф. Я. Экспедиция в Сойотию // Кон Ф. Я. Собр. соч. М., 1934. Т. 3. С. 73.
159
Подробнее о «шаманской болезни» и измененных состояниях сознания шаманов см.: Уолш Р. Дух шаманизма. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996; Halifax, Joan. Shaman: The Wounded Healer. London: Thames&Hudson, 1982.
160
Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы н нижнего Амура). М.: Наука, 1991. С. 132.
161
См.: Смоляк, Шаман, с.132 и далее.
162
Thomson G. Studies in Ancient Greek Society. L., 1949. Vol. l. Р. 440.
163
См.: Kravchenko, Victoria V. Ethno-Cultural Transformations of Magic: From Primitive «Core» to Modern Synthetic Forms and Practises // Clin Schizophr Relat Psychoses 15S:3, 2021.
164
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1982. Т.2. С.232—233; 572—573.
165
Мартыненко Н. П. Легендарный первопредок китайской нации и первый правитель: к вопросу о первоистоках концепта Хуан-Ди //Politbook, 2015, №4. С.155.
166
Мифы народов мира, т.2., с.605—606.
167
Мартыненко, Легендарный первопредок, с.159.
168
Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2005. С.54.
169
Торчинов, Пути философии, с.54.
170
Торчинов, Пути философии, с.54.
171
Торчинов, Пути философии, с.58.
172
Торчинов, Пути философии, с.60.
173
См.: Мифы народов мира, т.2, с.195.
174
Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. С.187.
175
Dasgupta S. Yoga Philosophy in Relation to other Systems of Indian Thoughr. Calcutta, 1930. P.51.
176
Елизаренкова Т. Я. Об Атхарваведе // Атхарваведа: Избранное. Пер., комм. и вст. ст. Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1989. С. 3—4.
177
Белоусов А. В. Вновь о магии у Плиния Старшего // Homo omnium horarum. Сб. ст. в честь 70-л. А.В.Подосинова. /под ред А.В.Белоусова и Е. В. Илюшечкиной. М.: Ун-т Д. Пожарского, 2020. С.71.
178
Белоусов, Вновь о магии, с.83.
179
См.: Белоусов, Вновь о магии, с.76.
180
Белоусов, Вновь о магии, с.78.
181
Белоусов, Вновь о магии, с.76.
182
Белоусов, Вновь о магии, с.83.
183
Белоусов, Вновь о магии, с.79—80.
184
Белоусов, Вновь о магии, с.80. В приведенной цитате Белоусова лучше бы не использовать термин «оккультная», имеющий вполне конкретный культурно-исторический смысл, который мы будем рассматривать далее.
185
Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. СПб.: Алетейя, 2000. С.237.
186
Приходько Е. В. Двойное сокровище. М.: Прогресс- Традиция, 1999. С.27.
187
Платон Пир (188 С). (пер. С.А.Жебелева) // Платон. Полн. собр творений Платона в 15 т. Т.V. Пер. под ред С.А.Жебелева, А.П.Карсавина, Э.Л.Радлова. Петербург: Academia, 1922. С.32.
188
А. В. Петров отмечал: «Магия как явление, общее практически для всех известных нам форм культуры, присутствовала и в античной – греческой и римской – цивилизации с самых древнейших времен. Однако с конца периода классики античная магия начинает превращаться в уникальное явление, перерастая рамки греческой и римской культур и становясь средиземноморским явлением. Она объединяет в себе в разных пропорциях наряду с традиционными греко-римскими формами магии элементы магии египетской, еврейской и вавилонской. В общих чертах этот процесс, видимо, закончился к началу новой эры.» – Петров А. В. Феномен теургии: Философия и магия в античности. СПб.: Изд-во РХГИ; Издат. Дом СПбГУ, 2003. С.5.
189
Петров: «Впервые магия получает позитивную философскую интерпретацию, обосновывается теоретически и обозначается как теургия на рубеже III и IV. вв. н.э. в трактате философа-неоплатоника Ямвлиха „О мистериях египтян“. С этого времени начинается эволюция магического искусства как целостной дисциплины, содержащей как эмпирическую, так и теоретическую часть. Эта дисциплина разрабатывается представителями интеллектуальной элиты – философами, принадлежащими к наиболее влиятельному в ту эпоху философскому направлению, а именно к платонизму». – Петров, Феномен теургии, с.4.
190
Петров, Феномен теургии, с.5.
191
Петров А. В.К истории религиозно-философской мысли поздней античности (учение Прокла о магических именах) // Вестник СПбГУ, сер. 2, 1995, вып. 4, с. 15.
192
Петров, К истории, с. 16.
193
Петров, К истории, с.16
194
Петров, К истории, с.20—24.
195
Петров, Феномен теургии, с.6.
196
Современный исследователь А. Платов отмечает по поводу «меряченья»: «Интереснейший феномен, всегда ассоциировавшийся с северным шаманизмом и северной магией… Очень своеобразное психопатологическое состояние, в котором человек независимо от собственного желания либо копирует действия и слова окружающих, либо подчиняется любым приказам извне – вне зависимости от того, от кого они исходят: от человека или, как верят некоторые северные народы Евразии, от духов Полярной звезды. В ряже случаев может принимать массовый характер, становясь своего рода «психической заразой»…». – Платов Антон. Арктическая истерия: между шаманом и берсерком. М.: ООО «Сам полиграфист», 2012. С.3.
197
Плотин. 1—6 Эннеады. В.6 тт., 7 кн. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2019; Псевдо- Дионисий Ареопагит. О небесной Иерархии. М.: РМ, 1994.
198
Митрохин Л. Н. Религия // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001 Т. III. С.436—442..
199
Здесь мы используем терминологию практического психолога Н.И.Козлова: «Верования – некритически усвоенные и не подвергаемые критике вербально сформулированные представления о себе, людях и мире». – Козлов Н. И. Психологос. Энциклопедия практической психологии. М.:ЭКСМО, 2015. С.54. Подробнее о верованиях и вере см. следующий параграф..
200
См.: Сухарева О. А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М.: Наука, 1975. С.12—13.
201
В монографии «Симфония» понятие «эгрегор» рассматривается как «…сформированные и накопленные на всех фазах этноса энергетические отпечатки всех переживаний и чувств людей определенного этноса. По аналогии с человеческой душой, они сохраняются в общем энергетическом поле и отражаются в памяти, жизнедеятельности, эмоциональном интеллекте и этническом сознании членов этноса до конца его существования, воплощаясь в материальных и духовных памятниках этнической культуры». Кравченко В. В. Симфония, с.369..
202
См.: Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета. Пер. с фр. Е. Миллер. М.: Дягилевъ Центр, ЦДЛ, 1991.
203
Елизаренкова Т. Я. Об Атхарваведе, с.3.
204
Бадж Э. А. Египетская религия. Египетская магия / Пер. с англ. – М.: Новый Акрополь,1996. С. 11—12.
205
Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. Ленинград: Наука, 1990.С.22.
206
Гумилев, География этноса, с.22.
207
Гумилев, География этноса, с.22. (конкретные примеры превращения консорций в конвиксии: консорции землепроходцев породили конвиксии стойких сибиряков. Некоторые консорции раскольников эпохи никсоновских реформ XVII (среди раскольников были боярыня Морозова, священники, казаки, крестьяне и купцы) – бежали от репрессий властей на побережье Белого моря и превратились в конвиксию так называемых «поморов». Даже не бежавшие из городов старообрадяцы сохраняли свои обряды, обычаи, одежду и уже в XVIII в., при Петре I, образовали конвиксию, которая в XIX в. превратилась в субэтнос. А в ХХ в. она постепенно «рассасывается»)..
208
Суперэтнос, по Л.Н.Гумилеву, это «этническая система, состоящая из этносов и противопоставляющая себя всем подробным целостностям; высший таксон этнической иерархии». Суперэтнос предстает «как идейно-религиозная и культурная целостность». Его единство «манифестируется в наличии общей ментальности, консолидирующей зачастую весьма разнообразные этносы». – Гумилев, Этносфера, с.522.
209
Химера – это «форма контакта несовместимых этносов разных суперэнических систем, при которой исчезает их своеобразие». В химере отмечается «бессистемное сочетание несовместимых между собой поведенческих черт», отсутствие единой ментальности и антисистемные идеологии, потеря у членов химеры адаптивных навыков к кормящему ландшафту и т. д. – Гумилев, Этносфера, с.532.
210
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С.32.
211
Ясперс, Смысл, с.33.
212
Кравченко В. В. К. Ясперс как историк философии // Философия и психопатология: научное наследие К. Ясперса. М.: РГСУ, 2006. С.425.
213
Здесь не можем не заметить, что, с определенной точки зрения, у нашей этно- энергетической концепции обнаруживаются древнейшие истоки…
214
Skilton, A. (Sthiramati) A Concise History of Buddhism. Birmingham: Windhorse Publications, 2004. P.64—65.
215
Мы используем определения профессионального практического психолога Н.И.Козлова: «Верования – некритически усвоенные и не подвергаемые критике вербально сформулированные представления о себе, людях и мире». – Козлов, Психологос, с.54
216
Козлов: «Проблемные верования о мире обычно называются предрассудками». – Козлов, Психологос, с.55.
217
Кравченко, Симфония, с.119—126 (Гл.2, параграф «Эмоции и переживания»).
218
Пассионарность представляется непосредственным фактором религиозности, например, в статье: Коптелова Т. И. Методология изучения религиозного сознания в теории этногенеза Л.Н.Гумилева // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т.16, вып.4. На с.171 автор статьи отмечает: «Каждой фазе этногенеза соответствует свой уровень пассионарности, определяющий степень религиозности общества, под которой подразумевается вера в сверхъестественное, коллективная устремленность к духовным идеалам: добру, истине, красоте, справедливости». – Понятно, что мы не можем согласиться с этим утверждением сразу по нескольким пунктам.