bannerbanner
Азбука православного христианина последних времен (избранные слова современных святых отцов и отцов-подвижников)
Азбука православного христианина последних времен (избранные слова современных святых отцов и отцов-подвижников)

Полная версия

Азбука православного христианина последних времен (избранные слова современных святых отцов и отцов-подвижников)

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

(Игумен Никон Воробьев, 6)


Господь зрит на сердце человека. А мы кто, чтоб судить. Живи по Евангелию. Делай добро. Твори милостыню. Ничего не бойся – только Бога. Ходи прямо. Вот и путь христианский. Не прилепляйся к тленному. Богатство с собой не заберёшь. Будь мирна. Будь простой, покрывай всех любовью. А в простоте мудрость. Умудри тя Господь.


Еще спрашиваю Батюшку:

– Как не упускать очень малое время покаяния? Видеть главное?

– Каждый свой шаг сверять с Евангелием. Терпеть всё, что посылается, с радостью и благодарить.


О духовной жизни и о молитве он говорил: «То вы – как полноводная река, а то – как пересохший ручей, а нужно чтобы всё равномерно было, чтобы постоянно ручеёк журчал».


Смиряйтесь, терпите друг друга, за все испытания, которые посылает Господь, благодарите Его, не ропщите, кайтесь в своих грехах с сердечным сокрушением и творите милостыню – сердце сокрушенное Господь не уничижит.


Вы смотрите внимательно на свою жизнь. Потому что всё, что Господь давал, всё не просто так. Всё для того, чтобы вам в будущем пригодилось… Здесь и профессия, и способности. Всё для того, чтобы научится Богосозерцанию. Даже вспомнить старца Серафима (Вырицкого). Сколько он работал в торговле, постигал науку, как стяжать. А потом пригодилось в стяжании Духа Святаго…


Не старайтесь много знать. Старайтесь все точно исполнить, что говорят. Лучше не знать, чем знать и не исполнять. Кому много дано, с того много и спросится. Запомните пять слов: благодарение, послушание, терпение, самоукорение и смирение. Они вмещают в себя почти всё. Не ищите новых слов, их не будет. Все строится на этих пяти словах. Можно говорить очень много слов, но от этого путь спасения не поменяется. «Царство Небесное нудится» (Мф.11:12), старайтесь исполнять то, что вам говорят, чтобы приобрести капиталы, которые нам дадут Царство Небесное.

Что такое благодарность? Это Молитва «Слава Богу за все!». Она исполняет Волю Божию, потому что сказано: «Непрестанно молитесь. О всем благодарите» (1Фес.5:17-18). Это путь Святых Отцов – быть всегда всем довольным, за всё Бога благодарить, за всё Бога славить. «Слава Богу за всё, слава Богу за скорбь и за радость» – эти слова прогоняют уныние, печаль, отчаяние. Господь знает, что делает. Все послано Богом для спасения нашей души. Поэтому спасибо за всё, и Господь введёт вас в домик Терпения. А когда в домике, то никакой враг, ни зима, ни дождь не страшен. Не выходите из дома без надобности. Благодарение в сердце за всё – признак Живой Веры в Бога. Далее идёт послушание – это фундамент всего здания. Без послушания не воздвигнете здания спасения. Бо буде дом на песце своеволия. А своя воля заведет в неволю. Послушание отсекает свое желание и учит нас жить по Воле Божией. Терпение – «претерпевший до конца спасен будет» (Мф.10:22). Мы должны терпеть всё, что Господь посылает. Не спрашивайте почему. Так угодно Богу. Так нужно – просто и понятно. Это спасительная простота: «Господь терпел и нам велел», «За терпение Бог дает спасение». Самоукорение нам нужно для того, чтобы приобрести смирение. Когда человек привыкнет во всем укорять себя, он будет всегда спокоен, невозмутим. Я другого не заслуживаю, «по делам моим достойное приемлю». Здесь себя осудишь, там Господь тебя оправдает. Один закон: «я – ничтó, а не нéчто». А потом уже и смирение. Для смирения еще нужны поношения извне, кроме самоукорения: «Блаженны есте егда поносят вам» (Мф.5:11). Это уже Крест. А смирение – риза Божества. Господь – новый Адам, смиренный. Истинное Смирение – только на Кресте. Если не несешь Крест, то ложное смирение. Наша задача – стяжать смиренномудрие – Евангельский образ мыслей, чтобы Евангелие на сердце запечатлелось. Вот и всё. Все очень просто. Только простота эта дается недешево. Нужно не одну шишку набить, чтобы научится по Божьему жить. Ничего. «Просите, и дано будет вам. Ищите и обрящете. Толцыте и отверзется вам» (Мф.7:7).


Неисповедимы пути Господни. Книга Непостижимых Судеб Божиих под 7 печатями. Познать Тайны Божии, Законы Духовного Мира, закономерности, связи могут только чистые сердцем: «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят»(Мф.5:8). Достичь чистоты сердечной очень трудно. Для этого надо много страдать, быть все время на Кресте Терпения. Но для тех, кто достиг этого блаженного состояния безстрастия, открывается все величие Божие, Вся Премудрость Его. Одних Господь спасает и без добрых дел по своему Милосердию и Благости. Других проводит путем познания своих легчайших согрешений. Одни приходят к Господу чистые, как белые лилии. А другие – познав всю, грязь и нечистоту «стогн мира сего». И Господь принимает всех, и всех одинаково любит. И воздаяние всем одно, только покайтесь.

Был такой случай. Монаха соблазнила одна блудница. Дело уже почти дошло до греха, когда в окно влетело дышло от упряжки лошадей. Кто-то ненароком чуть не въехал в дом на лошадях. Дело всё расстроилось. Они расстались, каждый при своих интересах. Прошло несколько лет. На поклонение Святой Земле поехал монах. Когда кланялся очередной святыне, рядом с собой увидел инокиню. Лицо ее показалось ему знакомым. Давняя сцена из жизни пришла на память. Да, перед ним была бывшая блудница.

Вот так, родненькие. Господь ничего не вспомнит из твоих грехов, если истинно покаешься. У каждого свой путь к Господу. Но когда ты не болел такой болезнью, как можешь другому советовать, как ее лечить? Когда у тебя не было такой страсти, как можешь помочь ее врачевать у брата своего? Когда ты неискусен в духовной брани, кого ты можешь победить? Кого ты можешь вести к победе? А когда сам вставал и падал, падал и вставал, другим тоже можешь подать руку помощи. Наша жизнь – расчёска. Дай Бог, чтобы она была со всеми зубцами!

Часто мы видим, как приходят из халуг, распутий, гнушаемся ими, потому что мы – праведники, а они – грешники. А Господь дает им такое покаяние, что потом они оказываются впереди нас. Какой помидор слаще – с теплицы или с огорода? На вид из теплицы красивый, но укусишь – никакой. А огородный и дождь мочит, и солнце жжет, и ветер веет, а попробуешь – сразу ясно, что помидор. Хоть он бывает с подгнившим боком. Зато все равно сладкий. Так и человек, который вырос в тепличных условиях, что может знать, кому помочь? Да, не понять нам Божиих Судеб. «Судьбы Твоя бездна многа» (Пс.35:7).


Неужели вы думаете, что быть истинным христианином легко? Даже не думайте, что это легкий путь. Хочешь быть истинным – готовься каждый день на Крест восходить, на Голгофу. Кто истинен, у того дорога по Евангелию строго на Голгофу. Неся Крест терпения всего, что нам Господь по Промыслу Божиему посылает. А терпеть надо, ой как много! Себя, в первую очередь. Родных, потому что спасаемся через них. Своих, потому что они так могут достать, как никто. У них руки длинные, память короткая. Добавить еще исконного врага нашего спасения – дьявола. И мир – жестокий, холодный, расчётливый. Сотрут, сомнут в порошок, только хоть на йоту подвигнешься в левую сторону. Подвигнуться – легко, вернуться на золотую середину – очень тяжело. Не можешь потерпеть? А Господь как терпел? Такой Крест, как понёс наш Спаситель за нас, грешных, даже представить трудно. Он впитал в себя все наши маленькие кресты, все наши большие грехи. Крест Спасителя и внешне был очень тяжелым, неподъемным. Потому что сделан был из дерева, которое лежало в Овчей купели очень много времени. Оно, это древо Креста, было трехсоставное – кедр, кипарис и певка, мокрое и холодное. Господь нёс этот Крест, Он изнемогал под тяжестью его и падал. Но когда Крест взял Симон Кириней, то он был очень легкий и благоухал. И Симон без труда его понёс на Голгофу. Господь страдал человечеством, не Божеством. Страдания превосходили все силы, все возможности, все грани. Поэтому Господь и сказал со Креста: «Элои, Элои, лама савахфани. – Боже мой, Боже, почто мя оставил еси» (Мк.15:34). Затем все мученики за Христа были облечены Благодатью Духа Святаго, все пытки, издевательства они терпели Благодатью, она покрывала их. А Господь для того, чтобы нам послать Благодать Духа Святаго, все перетерпел именно человечеством. Нашему уму это непостижимо, тайну Креста можно постичь только чистым сердцем. В чистом сердце живет один Бог. А Бог есть Любовь. Если ты хочешь научиться истинно любить Бога, готовься к страданиям. Хочешь быть истинным? Готовься к тому, что твой путь на земле – кровавый, с терниями и заушениями. И тебя никто не пожалеет, а преподнесут уксус и желчь. Это путь всех истинных рабов Божиих, тех, что до конца и по Евангелию. Хочешь быть на «ты» с миром этим, хочешь чинов, званий, регалий? Забудь о Евангелии тогда. Потому что совместить Свет и тьму в душе нельзя. «Кто не собирает со Мной, тот расточает» (Мф.12:30), «Нельзя служить двум господам – Богу и мамоне» (Мф.6:24). Когда-то рано или поздно придется выбрать, где твое жилье – на Небе или на земле. «В мире скорби будете. Но дерзайте, Аз победих мир» (Ин.16:33). Не бойся. Господь все видит. Он никогда на даст искушения выше твоей силы. Если сильные страдания Господь посылает, то Он обязательно пошлет в той же степени и Благодать: 100% Искушений – 100% Благодать. Такой духовный закон. А когда в сердце Благодать, то ничего не страшно. Пусть хоть бомбы вокруг рвутся, а в сердце – тишина, мир и покой. Тебя поносят, ругают, а ты спокойно за них молишься. Не делаешь вид, что спокоен, а действительно в сердце – необъяснимое спокойствие, радость. Это Любовь Божия. Это сначала страшно собираться в дорогу, а потом уже идешь себе помаленьку, на Волю Божью полагаясь, и ничего не страшно. А что нет понимания между православными, что тебя свои не понимают, так должно быть. Господа распяли свои, Святых гнали тоже свои, именно православные. Существует православный чин Веры, попробуй, поверь по-другому, не по чину, тебя и закроют. Свои, заметь. Чтобы не высовывался. Чтобы серо-буро-малиновый был, как все. Не холодный, не горячий. Так себе, беспозвоночное какое-то. Сейчас стало модно так верить. По-простому никто верить не хочет. А именно простота веры – начало всему. Если человек не верит просто, без размышлений и рассуждений, он никогда не будет терпеть, смиряться, поститься. Поэтому у нас сейчас и призрак веры, а самой Веры нет. Потому что простоту потеряли. Ходит-бродит призрак по Европе. Истина приходит в рубище, Она – во вретище и пепле. … И куда же мы плывем? Придёт время, не за горами, когда за эти слова потянут за волосы пред Цари и владыки, скажут: «Это они виноваты во всем, вот эти длинноволосые! Это они нас так учили!». И продадут, и распнут. Свои же. Православные. В том-то и дело, что когда ты знаешь, что перед тобой враг, ты знаешь, как к нему относиться. А когда друг? Ты встречаешь его с объятиями, а он тебе нож в спину вонзает, чтобы никто не догадался, что это он убил.


Все в нашей жизни должно чередоваться – то Крест, то немощи; то добродетель, то страсть; то работа, то отдых. Нельзя человека заставить все время быть в одном положении – стоячем, на вытяжку, по «стойке смирно». Если на верблюда, даже если он очень сильный и выносливый, взвалить больше, чем он может понести, он упадет. И если не разгрузить, то он может никогда не встать. Нельзя на себя брать больше, чем ты можешь понести. Ты упадешь, а кто поднимать будет? Не много таких желающих. Втоптать в грязь все могут, а вытянуть, руку подать – никто. Заболеете, кому вы нужны будете тогда? Есть ревность по Послушанию, а есть ревность неразумная, это подвиг в ослушание. Да, у человека есть вера, но ему не хватает любви и ума. И тогда человек накладывает на себя подвиги в нарушении святого Послушания. Перед Господом это грех. Тот, кто познал себя, никогда так не поступит. Здоровые всем нужны, а больные – никому. Теперь в монастырях больные тоже не нужны, их на улицу выставляют. Здоровье – это неоценимый дар Божий, его нужно беречь так, как ничто в мире. Это – талант, который нам Господь дал не для того, чтобы мы так бездумно его расточали. Он дан для того, чтобы послужить Богу ты могла, ближнему, чтобы люди Господа славили, глядя на дела твои. Господь как дал, так и спрашивать будет, – кому много дано, с того много и спросится. А что ты Ему скажешь, что ты вернешь? Вот заберет завтра Господь душу, и чем ты оправдаешься? Той соей или картошкой? Все – тля, тля. Только Молитвой можно, а где она у вас? Ты человеку служишь, а не Богу; ты слушаешься человека, а не Бога. Все кельи, удобства, комфорты – до поры, до времени. Жить надо так, чтобы всегда быть готовой выйти из кельи и никогда не оглянуться. Мы все – странники на этой земле, «земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3:19). Нагим пришел в мир этот, нагим из него уйдешь. А земная жизнь – время нашего странствования по пустыне в поисках Земли Обетованной. Евреи искали 40 лет. За это время почти все умерли, только несколько человек ее достигли. 40 – священное число. Это число полусовершенства, это половина совершенства; это совершенство земное. А надо еще всеми силами стремиться к 80 – полноте земной и небесной, к Вечности. Если ты успеешь найти свой утерянный рай, Землю Обетования за время земной жизни, считай, что свою жизнь ты не зря прожил, свою миссию ты выполнил. А если нет? Ответишь за все перед Господом. Вам все сейчас дано с избытком – Евангелие, Священное Писание, Духовника Господь послал, время еще продлевает для спасения. Каждый оторванный листок календаря, каждый час, минута, секунда приближают нас к Вечности. Ничто нельзя вернуть назад. Но самое дорогое – это время, которое так бесцельно и безвозвратно уходит. Нельзя вернуть реки вспять, нельзя в одну реку войти дважды, нельзя вернуть вчерашний день. Разве что только в сердце прокрутится пленка немого кино, заставляя его кровоточить, или советовать. «Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть» (Еф.5:15-16). Это те хищницы и волчцы, которые крадут у нас то драгоценное время для спасения наших душ, используя его на земле, суетно – тленно. Так хитро, коварно приходят к нам в овечьей шкуре, подсовывая то одно, то второе. Каждый раз – дом, сад, огород, только бы еще покаяние, плачь, молитва. Сейчас не спасаемся, потому что не хотим по непониманию, нерадению. А тогда захотим хоть Слово Истины услышать одно – единственное, хоть глоток Живой Воды глотнуть, а не будет откуда – «яко оскуде преподобный» (Пс.11:2). Засыхает источник Живой Воды. Люди не видят этого, а он засыхает постепенно, невидимо. Можно, еще можно идти и пить, пока серебрится Живая Вода в нем, а они идут и пьют мертвую. «Уши имут и не услышат, очи имут и не увидят, ноздри имут и не обоняют, ниже есть Дух во устех их»(Пс.134:16-17).

Земная жизнь – юдоль плача. Один земной урок, а придется сдавать 20 экзаменов. И это будет самый нелицеприятный Суд, потому что никто не посмотрит на твою внешнюю одежку. Она спадет, и если не приобрели себе внутренней – не стяжали добродетелей, окажемся наги, бездерзновенные перед Господом. Ты не скажешь Ему: «Я хорошо трудилась в Крехаево, я хорошо читала на клиросе, я ходила в больницу». А Он Единый в одно мгновение покажет тебе всю твою жизнь, но увидишь ты ее будто со стороны, или сверху, но объемно. Тогда и вострепещешь, и восплачешь, и возрыдаешь. Да будет слишком поздно. Не надо себе памятников при жизни зарабатывать, они не стоят того. Нам бы Крест деревянный поставили, и чтобы нас положили под ним. Лежать под ним, чтобы потом подняться с Крестом навстречу Господу Иисусу.

А с памятника что? «Нарекоша имена своя на землях» (Пс.48:12).

Родненькие, «проходит образ мира сего» (1Кор.7:31). «Богатство аще течет, не прилагайте сердце» (Пс.61:11) ваше. Сгорит земля и все дела рук человеческих на ней. «Женяхуся, посягаху, куповаху, продаваху, саждаху, здаху» (Лк.17:27) так, как во дни Лотовы, так и сейчас. Во дни Ноевы мир погиб от воды, а мы погибнем от огня. Огонь – это скорби, это огненное искушение, в которых день – за год, а год – за день. У Господа своя мера времени, не наша. Перед Ним «тысяча лет, яко день вчерашний. И день, яко тысяча лет» (Пс.89:5). Он может тысячу лет ждать, пока человек обратится и пополнит число отпавших ангелов. А может прийти завтра судить. Бойтесь впасть в руки Бога Живаго, ходите перед Ним по струночке, каждую секунду перед лицом Божиим.

У вас должна быть сестра – Память Смертная, с которой все время вы должны разговаривать в сердце. И брать в путь Посох всегда надо – страх Божий. Им защищаться, ограждаться и утверждаться на пути, чтобы не подвигнуться ни одесную, ни ошуюю. Господь восходил в Иерусалим, проходя между Галилеей и Самарией. И наш путь – посередине, Царский, с Крестом. Путь добродетелей истинных – Простоты и Мудрости. Это – путь по лезвию бритвы; между Верой и неверием.

Молите Бога, чтобы продлил время, чтобы дал нам еще немножко пожить для Покаяния. В наше время Господь сокращал время. Раньше был Пост – 40 дней, а сейчас это – 4 дня. У Господа – время, у нас – только циферблат. Господь властен над временем, больше никто, Он Один – Сердцеведец, знает срок воздействия на человека. И будет соединение человека с Господом именно тогда, когда Господь благословит, а не когда человек хочет.

По попущению Божиему в руках беса сейчас время, поэтому никто ничего толком не успевает. Люди крутятся, как на чертовом колесе. И не могут ни остановиться, ни сойти с суетного круговорота. А кто все успевает, тому бес помогает. Для спасения – «се ныне время благоприятно, се ныне день спасения». Почему? Потому что Господь нам еще дает возможность милостыней покрыть множество грехов. Посылает через нищих нам спасение – бездомных, безродных. Это Ангелы на нашем пути. И именно в нынешнее время происходит разделение стада на овец и козлищ.

Исчерпайте себя для того, чтобы Господь удостоил стать одесную через Покаяние «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (Лк.23:42). Да, времени осталось совсем немного, не века, не дни. Отсчет уже идет на часы. А когда-то пойдет на минуты, секунды. Осталось нам время только на Молитву, больше ни на что. Мы все чувствуем, как время летит, поэтому вместе с ним стремглав летим, чтобы все успеть. По людям, по головам, по трупам, только бы не опоздать. А врагу только того и надо, чтобы смутить, чтобы человек потерял голову. «Торопитесь медленно», спешите неспеша. Ваше от вас никуда не денется. Куда вам надо успеть, если будет Воля Божия, вы всегда успеете. Ваше от вас никто не отнимет, если сами не отдадите. Не надо бояться, что не успеете, надо бояться, чтобы в суете не прошли мимо людей, которые ждали от вас милости и сострадания. Надо научиться по-Евангельски мыслить, а не думать, чтобы все успеть по-мирски.

Был такой случай. Настоятель в одном монастыре, муж благочестивый и украшенный всеми добродетелями, день и ночь молился Богу: «Господи! Я грешник, но надеюсь на Твои щедроты, надеюсь спастись по Твоей милости. Молюсь Тебе, Владыка! Не разлучи меня с моей братией и в будущем веке». Долго он так молился. Господь его услышал и открыл Свою Волю ему следующим образом. В соседней Обители наступал Праздник. Настоятель был позван на него со своей братией. Он совсем не хотел никуда уходить, но во сне услышал Глас Небесный: «иди, но сначала пошли учеников своих, а сам за ними следуй». Он так и сделал. Братия пошли вперед, на пути увидели раненого нищего. Спросили его: «Ты чем болеешь?» – «Я шел по своим делам, а на меня напал дикий зверь, всего истерзал и ушел. А я здесь лежу, потому что некому взять и отнести меня в поселок», – ответил нищий. – «Мы идем пешком и ничего не можем сделать для тебя», – и братия пошли дальше. Вскорости и настоятель пришел на это место. Увидел нищего страдальца, поговорил с ним. А потом спросил: «А что, не проходили здесь иноки незадолго до меня?» – «Чего ж, проходили. Они постояли надо мной, узнали мою беду и пошли дальше. Они сказали, что меня трудно нести на себе». – «А ты можешь потихоньку идти? Садись на мои плечи, с Божьей помощью донесу тебя», – сказал настоятель. И сколько ничей не пытался его уговорить, ничего не получалось. И вдруг он почувствовал, что никого на себе не несёт, не знал, что и думать. Когда услышал Глас свыше: «Ты всегда молишься за своих учеников, чтобы они вошли вместе с тобой в Царство Небесное. Между тем, их дела не такие, как твои. И так: понудь их, чтобы ходили по стопам твоим. Иначе они никогда не достигнут Царства Небесного. Я Праведный Судья и воздаю каждому по делам его».

…У нас все хотят быть очень умными, на кого не взгляни – Соломоны сплошные. Святые Отцы говорили, что в последние времена будет много разумных, да мало добрых сердцем. А я добавлю: а простых, детской простоты почти совсем не будет. Евангелие говорит: «Аще не обратитесь и не будете яко дети, не внидете в Царство Небесное».

Мы через Покаяние должны умалиться до состояния детей. У деток всегда все просто: поругались 5 минут, через 10 минут уже снова болтают. И нет никакой злопамятности у них. Похвалишь ребенка, он тебе никогда возноситься не будет. Пропустит сквозь уши и все. Побьешь, поругаешь, все равно бежит через 5 минут и не сердится, не злится. А с Любовью бежит. Захотелось что-то, прямо просит: «Мама, дай деньги на мороженое. Я очень хочу». А не придумывает что-то, типа: «Дай мне деньги на карандаш, только я сама его куплю». Детки открытые, естественные. Спроси у них что-то, они всегда правду скажут. Не думают о последствиях, что будет – угодят ответом кому-то, или нет. Не лавируют, так как мы: «Тридцать три корабля лавировали-лавировали да не вылавировали» Лавирование – это лукавство.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4