bannerbanner
Азбука спасения. Том 43
Азбука спасения. Том 43

Полная версия

Азбука спасения. Том 43

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 9

Чем более размышляла об этом Ставрофила, тем более сердце её наполнялось этою святою истиною, и она уже не столько заботилась о том, чтобы выйти из леса, сколько о том, чтобы найти путь к вечной жизни. Итак, обратившись к Господу и воздыхая из глубины сердца, она возгласила:

«Господи мой, Владыко жизни моей! Се раба Твоя пред Тобою! Сколько уже лет протекло жизни моей, и кто знает, с пользою ли протекли они? На этом общем поприще, где шествуют все смертные, и я уже не мало прошла, а ко спасению ли лежит путь мой, или к погибели, не знаю. Что если вместо пути спасительного я избрала путь суеты? Ибо сказано в Святом Писании: Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти (Притч.16:25); Я заблудился, как овца потерянная, шествуя не туда, куда бы следовало, а куда все мы влечемся заблуждениями нашими; взыщи рабу Твою (Пс.118:176), Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим (Иерем.10:23). Потому молю Тебя, Господи: и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (Пс.138:24)».


Глава 2


Крест верный путь к небу, и всем должно идти по сему пути


Не мог не внять теплой и усердной молитве Ставрофилы Тот, Кто, близ… всем призывающим Его… во истину (Пс.144:18), и наиболее к тем, которые ищут Его с сокрушенным сердцем. Желая утешить рабу свою, Господь послал к ней Ангела Своего, который явился ей в виде малого отрока, озаренного светом. Удивленная сим внезапным ангельским явлением, Ставрофила ничего не могла проговорить.

Ангел же кротко сказал ей: «Не бойся, отроковица! Я послан к тебе от Того, Кто есть вечная премудрость, путь, истина и жизнь (Ин.14:6). Я для того и явился теперь, чтобы удовлетворить твоему желанию, ибо услышана молитва твоя. Исходя от сокрушенного и искреннего сердца, она, как фимиам благовонный, взошла пред лицом Господнем. Ты и не могла пожелать ничего лучше того, чего пожелала. Об этом Сам Бог говорит через Пророка Иеремию: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим (Иерем.6:16). А потому я ныне по молитве твоей и послан к тебе от Того, Кто, приклонив небеса, снисшел на землю. Послан для того, чтобы научить тебя пути спасения, которого желает душа твоя».

Слыша это, Ставрофила исполнилась великой радости и от удивления воззвала: Господи! что есть человек, что Ты помнишь его (Пс.8:5)? И откуда это мне, что пришел Ангел Господа моего ко мне?

АНГЕЛ. Что я пришел к тебе, это не по твоему достоинству, а по благоволению Божию: ибо веселится Господь о спасении сынов и дщерей человеческих (Притч.8:31).

СТАВРОФИЛА. Благодарю Тебя, премилосердный Господи, что Ты не отверг молитвы нищей, но призрел на смирение рабы Твоей, послав Ангела Своего для вразумления моего. Умоляю Тебя, Господи, да будет со мною отныне по глаголу Твоему. Научи рабу Твою путям правды и стезям истины.

АНГЕЛ. Внемли же, дщерь Господня, приклони ухо твое, дабы уразуметь тебе глаголы живота вечного. Когда всякая плоть осквернила путь свой и уклонилась от стези истины, тогда Сын Божий снисшел с неба, чтобы показать людям путь новый и живой (Евр.10:19) чрез завесу плоти Своей, т. е. житием во плоти. Ибо как прежде преступление плоти заключило путь к небу и положило к нему преграду: так вочеловечившийся Сын Божий через завесу плоти Своей, принятой им на Себя вас ради человека и вашего ради спасения, осветил для вас путь новый, на который Сам первый вступил и первый прошел его, даровав власть идти по нему и всем верным последователям Своим.

СТАВРОФИЛА. Не совсем понимаю, какой этот новый животворящий путь, вводящий в жизнь вечную.

АНГЕЛ. Этот путь не иной есть, как путь креста. Не слыхала ли ты сказанного Господом в Евангелии: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф.10:38)? Он многократно возвещал это людям, чтобы всякий знал, и никто не мог отзываться неведением. А чтобы кто не подумал, что сказанное Господом Иисусом Христом относилось к одним Апостолам и ученикам Его, Евангелист Лука показывает ясно, что Господь говорил это ко всем, так приводя слова его: Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лук.9:23). Евангелист же Марк сказал о сем еще яснее. Изложив беседу Христа Господа с учениками о страдании Его, он прибавляет: И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк.8:34).

Всем, Ставрофила, всем, без исключения, Спаситель мира указал этот путь, ибо этот путь жизни, путь славы, путь ко граду жизни, путь к царствию. Без креста нет спасения для души, нет надежды на жизнь блаженную. Кроме святого крестного пути нет другого пути к жизни и к истинному внутреннему миру. Иди куда угодно, ищи чего хочешь, кроме пути святого креста, ты не найдешь ни высочайшего пути горе, ни безопаснейшего долу. В кресте спасение, в кресте жизнь, в кресте защита от врагов; крест – источник вечной сладости, сила разума; в кресте веселие духовное, в кресте полнота добродетелей, в кресте совершенство святости. Ставрофила была в страхе и удивлении, слыша, что Ангел предлагает ей один только крест, и потому сказала: жестоко есть слово сие (Ин.6:60). Оно как оружие прошло мое сердце, ибо крест есть название казни. Тяжело слышать даже слово – крест, так как оно напоминает о муках и страданиях. Потому-то от слов твоих я и объята страхом.

АНГЕЛ. Ужели ты устрашилась и одного воспоминания о кресте? Если одно название креста навело на тебя страх, то ты слишком малодушна, Ставрофила. Смотри, как ты противоречишь своему имени. Ведь Ставрофила значит «крестолюбица». Или ты не знаешь, что на этой многоплачевной земле не время веселия и радости, а время трудов и скорбей. Разве кто проходил когда-либо путь добродетели без скорбей и искушений? Тебе известно, что посланный к людям от Бога Отца Сын Единородный есть учитель истины и наставник правды. Его Отец небесный почтил этим наименованием на горе Фаворе, сказав: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф.17:5). И Сам он о Себе говорил ученикам Своим: Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то (Ин.13:13). И Апостол учит, что в Котором окрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол.2:3). Но, живя на земле, чем Он более поучал, как не пути крестному? Не ясно ли говорил Он: и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником (Лук.14:27).

Слушая эти слова Ангела, Ставрофила воззвала к Господу: Христе Иисусе, учителю благий! прости меня неопытную ученицу в училище Твоем: поистине я забыла так часто слышанное мною в церкви учение Твое.

АНГЕЛ. Слышать только сие учение недостаточно. Ты должна слышанное помнить и исполнять на деле. Все течение жизни сей есть время, данное тебе Богом для того, чтобы научиться крестоношению: а по смерти время испытания. Тогда Христос Господь, учитель и судья, от всякого потребует отчета в проповеданном Им учении, и кто окажется неискусным на пути крестном, отвержен будет Сыном Божиим, как недостойный ученик Его училища. Ибо когда Он придет судить людей, явится на небесах знамение креста: и это знамение на последнем испытании будет знаком, по которому праведный судья избранных Своих узнает, и украшенных печатию смерти Своей милосердный мздовоздаятель призовет к наградам жизни вечной, говоря: придите благословение Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34). Тогда все с покорностью несшие в земной жизни крест свой, сораспинаясь Христу понесением скорбей, придут к Судии с великим дерзновением.

Ибо кто ныне с благим произволением слушает слово о кресте и следует оному, тому не будет тогда повода бояться вечных мук. Если и ты – ученица Христова, ходи тесным и тернистым путем. Не считай этого тяжким и не малодушествуй. Без креста и скорби не может пройти жизнь сия. Итак, пораженная внезапным страхом, Ставрофила, не убегай от спасительного пути, начало которого всегда бывает прискорбно. Если же кто с постоянством и с верою будет продолжать начатый подвиг, то потом уже с доброхотным сердцем, любовью и неизреченною радостью будет проходить путем заповедей Господних.

Убежденная сими словами Ангела, Ставрофила воззвала к Богу: за словеса уст Твоих, Господи, отселе сохраню пути жестоки (Пс.16:4). С благою надеждою вступлю на тесный путь креста, только будь ты, Боже мой, помощником и защитником моим.

АНГЕЛ. Дерзай, отроковица! Не оставит, не презрит тебя Господь. Он заповедал людям нести крест, и Сам дал вам образ крестоношения, и если бы не предварял вас Сам на пути сем, то не повелел бы следовать за Ним. Дерзай! Он пребудет с тобой во всякой тесноте и скорби сердечной.


Глава 3


Что есть крест и как он многообразен


Вразумленная словами Ангела, Ставрофила, желая еще более быть наставленною, сказала: «вот, я решился говорить» к Ангелу Господа моего, я, прах и пепел (Быт.18:27). Скажи мне, умоляю тебя, служитель Божий, что означают слова: «да возьмет крест свой»? Всякий ли из нас должен носить древо крестное, или распинаться на древе подобно Господу Иисусу Христу?

АНГЕЛ. Ты говоришь как одна из безумных (Иов.2:10), не разумея Писания. Ибо крест христианина не есть только видимое знамение креста, но решимость проводить жизнь добродетельную. Вся жизнь человека христианина, если она сообразна с учением Евангельским, есть крест и страдание. Были подобно тебе, Ставрофила, некоторые усердные, но не вполне искусные монахи, имевшие ревность Божию не по разуму. Принявши просто и буквально слова Господни: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф.10:38), они поделали себе деревянные кресты, и всегда нося их на плечах своих, не назиданием послужили для людей, а возбудили этим общий смех. Их справедливо обличал Авва Серен, как людей, следовавших не духу животворящему, а убивающей букве писания (пр. Кассиан Римлянин Собесед. 8, гл. 3.).

Крест, который Бог повелевает носить, состоит не только в том, чтобы быть пригвожденным к древу, но и в том, чтобы чрез все течение жизни поучаться и упражняться во всех добродетелях. Ибо все ли ученики, ходившие во след Христа Господа, были распяты? Все ли девы, которые, по слову Апокалипсиса, последуют Агнцу (Откр.14:4), распинались на крестах? Разве распят был Апостол Павел, сказавший: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал.6:14) (Блажен. Августина, беседа 32 о святости)? Принятие креста ничто другое означает, как умерщвление плотских похотей, отвержение навыков злых, отчуждение от мирской суеты, и удаление от всякого греха.

СТАВРОФИЛА. Светом истины ты просвещаешь тьму неведения моего. Но и еще осмеливаюсь вопросить тебя: неужели не получили никакой душевной пользы те, которые в простоте сердца носили деревянные кресты?

АНГЕЛ. Напротив, получили, если только в них была такая святая простота, что они считали это исполнением заповеди Господней. Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло (Мф.6:22). Если намерение, главная основа дел, благое, то и все происходящее от него будет добро. Но, повторяю, как и прежде говорил: заповедуя носить крест, Господь повелевает не древо носить, но претерпевать скорби. Нести крест – значит переносить все, что заставляет скорбеть, что причиняет страдание; нести крест – значит терпеть в мире все, что мир не нанесет за имя Христово. Взять крест свой означает готовность к смерти за Христа, умертвите земные члены ваши (Кол.3:5), расположение духа с неустрашимостью встречать всякую опасность за имя Христово, не привязанность к настоящей жизни (Василия Вел. Правила пространно изложенные, вопрос 6.). Итак, если желаешь идти во след Спасителя твоего, то и угрозы, и ласкательства, и прещения обрати для себя в крест, претерпи, понеси и не изнемогай (Блажен. Августина, беседа 47).

Ставрофила молчала, слагая в сердце своем глаголы премудрого наставника.

Ангел продолжал: хочешь ли, дщерь Господня, совершеннее познать, как разнообразен может быть крест, который Бог повелевает нести? Иди по сей стезе за мною. Я покажу тебе обширную крестохранительницу, из коей Отец небесный избранным своим подает кресты, как Ему благоугодно.

Желая узнать различные виды крестов, Ставрофила с усердием последовала за Ангелом. Скоро они достигли горы, со всех сторон усаженной крестами, как бы высокими деревьями. Вот, сказал Ангел, собрание крестов, приготовленное для спасения рода человеческого. Смотря на этот высокий холм, украшенный крестами, ты, конечно, узнаешь на первом месте крест Господа Иисуса Христа: на нем терновый венец, а по сторонам копье и трость с губою. Первое место прилично занимать честному древу, высочайшему паче всех кедров, на котором пригвожден был Господь, жизнь мира, и победил смерть.

СТАВРОФИЛА. Познаю орудие нашего спасения, знамение победы над силою дьявола и начало его гибели. Но объясни, молю тебя, чей это другой крест, не много отличающийся от креста Господня, только обращенный книзу.

АНГЕЛ. Христова Апостола Петра. Он также пострадал на кресте, но не захотел, подобно учителю своему, быть распятым на кресте, обыкновенно поставленном, а просил, чтобы пригвоздили его ногами вверх, как бы совершая течение от земли на небо (Св. Златоуста Сл. на Апост. Петр и Пав. 16).

СТАВРОФИЛА. Желаю знать, какие прочие виды крестов?

АНГЕЛ. Смотри! Вот этот крест, на котором распят был св. Апостол Андрей Первозванный, А там различные виды крестов, употреблявшихся для казни у древних и новых народов.

СТАВРОФИЛА. Сердечно желаю знать, что означают кресты с различными надписями и изображениями, которые без сомнения имеют таинственное значение.

АНГЕЛ. Они означают различные роды страданий, которым подвергается или тело человека, или душа, или то и другое вместе. Вот этот крест, на котором ты видишь сердце, пронзенное мечом, означает крест внутренний, тяжко сокрушающий душу. Этот крест преблагословленной Матери Божией. И Тебе Самой, – как предрек Симеон, – оружие пройдет душу (Лук.2:35). Подобный крест нес и Апостол, который сказал: великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему, т.е. о том, что сродники его пребывали в иудействе, не веруя Христу (Рим.9:2). Этот крест может называться крестом сострадания. Ибо кто сострадает ближнему в нужде его, тот в душе своей носит крест. Ко внутреннему кресту относятся также печаль; заботы, туга сердца, болезнования, сокрушения, недоумения, уныние и иное тому подобное. Самый тяжелый внутренний крест – это скорбь души, томимой упреками совести, как свидетельствует о сем сказавший: Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою: яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися (Пс.87:2,4).

СТАВРОФИЛА. Так! Величайшим для себя бедствием признает душа то, когда почитает прогневанным Отца милосердия и Бога всякие утехи. Но желала бы я знать значение и прочих крестов.

Ангел, указывая на крест с мечами, копьями, бичами, оковами и цепями, сказал: этот крест знаменует различные страдания мучеников Христовых. Смотри, сколько понесли они мук, дабы с дерзновением получить мздовоздаянне. Они испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча (Евр.11:36,37). И чего не потерпели в мире эти люди, которых не был достоин весь мир? Вот крест болезней, который, как известно, не только полезен, но иногда и необходим. Израильтяне в благополучии не вспоминали о Боге, но, когда умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому (Пс.15:4). Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу (Пс.77:34).

Во многих телесные болезни возбудили трезвение ума: ибо недуг лют отнимает сон (Сир.31:2), и соделывает душу бодрою. А потому болезнь считай не за иное что, как за полезное вразумление, чтобы человек, возненавидев все телесное и скоропреходящее, предал всего себя Отцу небесному (Св. Григор. Назианз. посл. I.). Вот крест, у которого, как ты видишь, привязаны посох и сума, это крест нищеты. Нищета или бедность бывает также руководительницею к добродетели, если только разумно переносят её. Кто не знает, что приобретение богатства сопряжено с тяжкими и зловредными заботами, сбережение его со страхом и боязнью, а утрата с великою скорбью? Когда человек любит богатство, оно оскверняет его; когда оно умножается, то отягощает, а когда умаляется, сокрушает.

СТАВРОФИЛА. А что такое означает вот этот крест, который при одре?

АНГЕЛ. Он означает скорбь при потере родителей, сродников и друзей. И этот крест должно нести благодушно. И хотя тяжело лишиться любимых, однако роптать не должно; ибо восхищает их Тот же всеблагий Бог, Который и даровал их. А многим и не полезно иметь друзей, особенно когда они живые отвращали их от Бога.

Потом Ангел, видя, что Ставрофила с любопытством обратила взор на крест с изображением безумного, сказал ей: ты удивляешься этому необычайному изображению и не понимаешь, что это такое? Это тяжкий крест посмеяний, уничижений и поруганий. Истинно терпящие этот крест не стыдятся и не устрашаются ради Христа носить имя безумных. Ничто так сильно не смущает человеческой души, как мысль быть поруганным. Многие желают служить Богу, но вместе с тем желают славы и ублажений человеческих. Многие любят смирение без уничижений, желая стяжать оное без утраты мирской чести, и получить благодать терпения без поношений и укоризн (пр. Кассиан Римлянин Собесед. 4, гл. 12).

Но истинные рабы Божий, жизнь которых мир считает безумием, с терпением переносят от него уничижения, клеветы безрассудные, укоризны и осуждения. Обильна жатва тружеников этих, и столько же получают пользы истинно терпящие уничижение, сколько получают вреда издевающиеся над ними. Таковых то, которых презирает мир, избирает Бог; так как чрез уничижение человек скорее приходит к познанию самого себя. Итак, благоразумно Св. Апостол научает работать Богу в чести и бесчестии, среди порицаний и похвал (2Кор.6:8). Собрание же многих крестов, вместе связанных, означает множество различных скорбей, попускаемых или посылаемых от Бога одному человеку к его спасению.


Глава 4


Иисус Христос понес все виды креста


Удивилась Ставрофила, слыша, что иногда на одного человека налагается много различных крестов.

И одного из показанных тобою мне крестов, – сказала она Ангелу, – достаточно для того, чтобы подавить и сильнейшего мужа. Кто же может понести много крестов вместе?

АНГЕЛ. Что это ты говоришь? Разве тебе никогда не приходило на мысль о рабе Божием Иове? Сколько перенес он страданий: сколько вдруг послано ему было крестов! Стада его волов, ослиц и верблюдов увели пленившие, и побили рабов его: огонь спал с неба и пожег его овец и пастухов. Еще когда сыны и дочери его пировали вместе, внезапно подул сильный ветер, и поколебал со всех сторон храмину; храмина пала и задавила детей его. Сам он с головы до ног был поражен лютым гноем, и сидя вне града, на гноище черенком очищал гной свой. К довершению скорбей собственная жена его и друзья, пришедшие навестить его в печали, ожесточали его бедствие своими укоризнами. При всем этом остался непреклонен дух святого мужа: он говорил: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов.2:10, 1:21).

СТАВРОФИЛА. Велико терпение Иова. Но кто может сравниться с ним? Кто так укрепит мою душу, чтобы никакие напасти не поколебали меня?

АНГЕЛ. Другого лучшего средства нет к укреплению и утверждению в терпении, как взирать на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр.12:2). Он и страдал для того, чтобы оставить в Себе образ для подражания Своим последователям. Все кресты, все скорби на земле, которые Господь Иисус Христос повелевает вам нести, Он, Бог наш, Сам понес, чтобы никакое зло вас не устрашало. Если рассудишь, Ставрофила, то найдешь, что из виденных тобою крестов нет ни одного, которого бы Он прежде не понес.

СТАВРОФИЛА. Неужели Христос, Спаситель наш, все кресты претерпел?

АНГЕЛ. Да! Слушай. Я исчислю тебе вкратце разные виды крестов, понесенных Господом Иисусом Христом. С первых дней земной Своей жизни, от утробы рождшей Его Он возлюбил нищету: Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2Кор.8:9). Какое место избрал Он, Создатель мира, при рождении Своем? Вертеп был для него вместо дома, а ясли ложем; вместо багряницы были простые пелены, и вместо царской порфиры бедное рубище. В ученики Себе верховный учитель избрал самых ничтожных, по мнению мира, людей, таких же убогих, каков и Сам был. Он не имел места, где бы мог приклонить главу Свою, и потому говорил: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф.8:20). Он соболезновал немощам и падениям человеческим; а потому и плакал над погибшим Иерусалимом.

Также, когда Лазарь, друг Его, умер, Он возмутился духом, воскорбел и прослезился, так что и Иудеи говорили: смотри, как Он любил его (Ин.11:36). Он испил полную чашу бесчестия и поруганий: словам Его прекословили, наблюдали за Его делами, издевались над муками, ругались над самою смертью Его. Называли Господа винопийцею, другом мытарей и грешников, льстецом, имеющим в себе беса; самарянином, хульником, безумно присваивавшим Себе Божеское достоинство, и таким образом предвечную Божию премудрость вменили в буйство и безумие.

Не довольствуясь словесным уничижением, Иудеи самыми делами ругались над Ним: и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? (Лук.22:64). Как презренного похитителя царского достоинства, они венчали Его терновым венцом, вместо скипетра дали Ему трость, и вместо порфиры в посмеяние облекли Его червленою хламидою. Тебе известно, как велики были телесные страдания Господа Иисуса Христа: как Его связали, с великим неистовством влачили по стогнам и на раны готового немилосердно били, ударяли по ланитам, по уязвленной от тернового венца главе били тростью и подвергали Его другим многим и жестоким мучениям. И так исполнилось на Нем слово Псалмопевца: скорбь моя всегда предо мною (Пс.37:18). Потом, идя на распятие, Он Сам на раменах своих нес крест Свой, и был пригвожден ко кресту. Что же сказать тебе, Ставрофила, о крестных страданиях Агнца Божия? О сем Исайя сказал, что Он, муж скорбей и изведавший болезни, …Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис.53:3,4). Был Он напоен и горьким питием; помяни, по слову пророка, горесть и желчь Его (Плач.3:20); вспомни как исполнились на нем слова Псалмопевца: и в жажде моей напоили меня уксусом (Пс.68:22).

При таких невыразимых телесных страданиях Господь нес и внутренний крест. Готовясь на вольные страдания и смерть в вертограде Гефсиманском, Он уже начал скорбеть и тужить, глаголя: душа Моя скорбит смертельно (Мф.26:37,38). А потом на кресте, чтобы избавить род человеческий от клятвы и примирить с Отцом небесным, Он восхотел быть и как бы оставленным от Бога Отца. Какая, ты думаешь, скорбь томила душу Его, когда Он испускал предсмертный вопль: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф.27:46).

Какую тяжесть испытало сердце Богочеловека, когда Он все грехи, соделанные каждым человеком от начала мира, принимал на Себя, чтобы истребить их; когда Он, непорочный Агнец, не сделал никакого греха (1Пет.2:22), предавал Себя, как виновного, дабы за вас удовлетворить правде Отца Своего, как пророчествовал о сем Св. Давид: чего я не отнимал, то должен отдать (Пс.68:5). Он видел ясно, кем и какое благоутробному Отцу Его было сделано оскорбление. Он видел, какое зло – вечная погибель, которой через грех подвергся весь род Адамов: все это Он видел и знал несравненно яснее и вернее всех сотворенных существ. И этой одной скорби достаточно бы было пресечь жизнь Спасителя мира, если бы человеческое естество Его не было укрепляемо силою Божественною. И среди таких-то ужаснейших страданий Сын Божий за живот мира предал наконец дух Свой Богу Отцу, послушлив был Ему даже до смерти (Флп.2:8).

Теперь скажи, Ставрофила, какого креста еще не доставало Спасителю мира? А все это понес Он ради тебя, чтобы ты, помышляя о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников (Евр.12:3), не ослабевала душою, но взирая на страдания Христа твоего, возбуждалась Его примером, говоря так: если Он столько претерпел, что же мне должно? Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? (Лук. 23:31).

На страницу:
6 из 9