Полная версия
Азбука спасения. Том 43
АНГЕЛ. И они не исключены из общего удела смертных. И царь не освобождается от креста, но проводит жизнь свою среди многих скорбей и забот. Смотри не на венец; но на бурю печалей, которые рождает венец; взирай не на багряницу, а на душу, обремененную мрачными заботами. Не так плотно прилегает венец к голове царя, как заботы объемлют душу его. Взирай не на множество телохранителей, а на множество скорбей. Не столь многими заботами исполнен дом бедного, сколь многие кресты повседневно ожидают царей (Св. Иоанн Златоуст, 66 сл. К Антиох.).
СТАВРОФИЛА. Вижу, что и те не без крестов коих мы менее всего считаем причастными им.
АНГЕЛ. Брань и непрестающее искушение житие человеку на земли (Иов.7:1) и как избыток, так и скудость бывают причиною греха. Богач возносится гордынею, а нищий впадает в ропот: от того и от другого возникает великий крест. Горе, горе благополучию мирскому, то от страха бедствий, то от помрачения радости. Горе среди бед, и от того, и от другого, а еще от желания благополучия (Бл. Августин. Исповедь. Кн.10). И если самое благополучие не без горя, и терпение не без труда; то без всякого сомнения «не искушение ли житие человеку на земли».
СТАВРОФИЛА. Поистине, в сей искусительной жизни много соблазнов и падений; но грешники считают оные не бедствиями, а забавами и приятным развлечением.
АНГЕЛ. Так думают теперь, но в той жизни иначе об этом будут судить. Не грешников ли это вопль: Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали (Прем.5:7)? Ибо иго Христово благо, и бремя Его легко (Мф.11:30); и несущие его обрящут покой душам своим. Иго же грешников, как кусок свинца (Зах.5:7), как бремя тяжкое отягощает их: они служат иным богам день и ночь, которые не дают им милости (Иерем.16:13). Все, в чем согрешает человек, всякое беззаконное дело, днем и ночью совершаемое, составляет область демонов, кои никогда не дают грешникам покоя, и непрестанно принуждают его прилагать грехи ко грехам, и беззакония присовокуплять к беззакониям (Бл. Иероним. Толков. на 16 гл. Иеремии).
Посмотри, как это многотрудное томление грешников изображено в сильном Самсоне. Побежденный ласкательством жены, он был острижен и предан в руки иноплеменников, лишен зрения, ввержен в темницу, и как осел принужден был вращать жернова (Суд. 16). Так должен страдать всякий, кто угождает Далиле, т. е. плоти своей, и соизволяет ее воле; ибо он лишается духовной крепости, предается в плен врагам своим, – миру, плоти и диаволу, которые мучительски господствуют над ним, подобно жестоким властелинам. Сверх того, он лишается света и разума, и делается подобным бессловесному, вращающему мельничные жернова. Рассмотри жизнь грешника, и всячески представится тебе в нем сие подобие животного.
Как у оного бывают завязаны очи телесные, так у грешника очи душевный покрыты нечистотою его жизни, и он непрестанно вращается около предметов греховных наслаждений. В тяжких оковах похотей, ослепленный тьмою заблуждения, связанный нечистотою совести и испытывая в себе самом тесноту и тягость, он вращает, как жернов, камень сердца своего, ожесточенного закоснелостью в грехах, и из плодов растленной души своей готовит хлеб в угоду врагам своим. И какое томление причиняет ему эта постыдная работа! Как праведно вопиет Бог чрез пророка: удалите злые деяния ваши (Ис.1:16). По каким неудобным путям ходят грешники! Путь их темен и скользок (Пс.34:6): они не знают, обо что споткнутся (Притч.4:19). Златом оскверняются невоздержные, о камень претыкаются сребролюбцы, от крутых подъемов на высоту изнемогают горделивые, тернием уязвляются гневливые, тьмою ослепляются завистливые, по неровности пути от всех отстают ленивые. Одним словом: разрушение и пагуба на путях их (Рим.3:16).
СТАВРОФИЛА. Вижу очень ясно, что грешников ждет не один крест; однако они кажутся ведущими жизнь покойную и безмятежную, в полной беззаботности о грозящих бедах.
АНГЕЛ. Ты правду сказала, что они кажутся ведущими жизнь безмятежную; но это только так кажется, а на самом деле не так. Их терзает совесть за грехопадения, и этот червь, беспрестанно их угрызающий, никогда не дает им покоя.
СТАВРОФИЛА. Величайшее мучение – неспокойная совесть, непрестанно бичующая и терзающая душу.
АНГЕЛ. Да, это так. Между всеми страданиями души человеческой нет большего страдания, как обремененная грехами совесть. Ибо если в душе человека нет язвы, и если не осквернена у него совесть, то хотя он и потерпит скорбь отвне, он находит убежище в совести, и там обретает Бога. Если же за умножение беззаконий в совести своей не найдет он успокоения, потому что нет в ней Бога: то, что тогда сотворит человек? Куда прибегнет он, когда начнут посещать его скорби? Уйдет ли с поля во град, из многолюдства в дом свой, и в самое уединенное место, скорбь за ним следует повсюду. Больше ему уже некуда обратиться, как только во внутреннюю клеть свою; но если и там смущение, дым неправды, пламень беззакония, то он и там не может успокоиться.
Куда он не побежит, везде находит своего мучителя, ибо от самого себя куда может скрыться? Куда ни пойдет, всюду влечет за собою самого себя, и куда таковым ни повлечет себя, везде мучит себя (Бл. Августин. Толков. на 45 пс.). Какое сердце снесет эти мучения, которые уже суть предвозвестники и начатки вечных мук? Как у древних Римлян каждый осужденный на крестную казнь должен был нести свой крест, на котором ожидала его мучительная смерть: так и на грешников Господь возложил крест собственной их совести, чтобы чрез него они уже здесь испытывали казнь, прежде нежели подвергнутся вечной казни. Сочтешь ли теперь, Ставрофила, блаженными тех, кои окружены богатством, могуществом и наслаждениями? Поистине они далеки от блаженства, ибо мучитель, т. е. совесть их повседневно уязвляет и терзает их сердце, и незаметно влечет их к вечной смерти.
Глава 12
Сластолюбцы, сребролюбцы, славолюбцы и царедворцы имеют свой крест
Выслушав слово Ангела, Ставрофила воззвала к Господу: «жалостен этот крест нераскаянных грешников! Умилосердись, милостивый Господи, не попусти мне испытать сей крест».
АНГЕЛ. Не на одних только нераскаянных грешников, но и на всех вообще возлагаются свои кресты. Ибо на земле никого нет и не будет без страданий; во всяком состоянии человеческой жизни есть то, чего не испытавшие не знают, а испытавшие страшатся. Хочешь ли слышать достовернейшого свидетеля сей истины? Царь Соломон, испытавши всякое благополучие и все наслаждения и радости жизни сей, так наконец о них сказал: Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа! (Еккл.1:14). Во всем есть нечто такое, что причиняет человеку скорбь и страдание.
СТАВРОФИЛА. Это выше моего разумения. Признаюсь, я с трудом постигаю это; и потому прошу тебя, продолжай объяснять мне сию истину.
АНГЕЛ. Внимай! Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин.2:16), ибо миролюбцы ищут или плотских наслаждений, или богатства, или чести и славы. Телесные же наслаждения содержат в себе более горечи, нежели сладости, как о сем некто и из мирских мудрецов справедливо сказал: «нет язвы пагубнее плотской страсти: чем сильнее она, тем более помрачает свет душевный».
СТАВРОФИЛА. И зачем же люди называют все это наслаждением, если в сем мало сладости, а много горечи?
АНГЕЛ. Так велико заблуждение людей, что они называют наслаждением то, в чем нет никакой сладости. Не так быстрое течение рек подмывает берега, как телесные наслаждения разрушают самое основание человеческого здоровья. Войди во врачебницу: там узнаешь, какие причины всех болезней. Врачи говорят, что умеренное употребление простой пищи есть мать здравия, а пресыщение различными снедями производит многие болезни, иногда и неисцельные: болезни ног, тяжесть головы, головокружение, страдание и трясение рук, и многие другие недуги.
Вот непременные следствия пресыщения! И не одни телесные недуги рождаются от плотоугодия, но и душевные: златолюбие, сластолюбие, печаль, уныние, и прочие неразумные страсти оттуда имеют начало. И ничем не лучше бессловесных животных бывают люди, угождающие чреву (Св. Иоанн Златоуст, бес. 54 и 55 к Антиох.). Не говорю уже о сладострастии, которое губит лучший возраст жизни, и порабощенных оному подвергает бесчестию, и равно вредит душе и телу. Известно, что блудник грешит против собственного тела (1Кор.6:18).
СТАВРОФИЛА. Приятно мне узнавать, сколько страданий от наслаждений и страстей, дабы мне чрез это, как надеюсь, возненавидеть наслаждения.
АНГЕЛ. Благоразумно сделаешь. Ибо что прочного в них? Поистине горьки эти сладости мира, которых люди ищут с великими заботами, а, достигши оных, мучатся раскаянием, и которые вкушающим их причиняют несносные телесные страдания. Всякое телесное наслаждение имеет свойство уязвлять того, кто предается ему. Оно подобно пчеле, которая, доставляя сладкий мед, острым жалом уязвляет человека. Таковы мучения страдальцев плоти и мира!
СТАВРОФИЛА. Желаю знать, есть ли и в богатстве такой же крест и страдание?
АНГЕЛ. Не сомневайся в этом. Богатство преимущественно названо в Евангелии тернием (Мф.13:22). Ибо как терние уязвляет и причиняет боль, так и богатство снискивается многими трудами, и хранится с большим страхом, а потеря оного соединена с великим страданием. Отсюда жалкое мученичество богатого, душу которого постоянно снедают заботы. Пес ли залает, сребролюбец думает, что пришел вор; зашелестит ли мышь, сердце его забьется от страха. Он подозревает и малого отрока; на возрастных чад своих смотрит как на врагов, подозревая, что они уже ждут наследства (Василий Великий).
Смотри, какие страдания переносят сребролюбцы. Во время плавания по морю они претерпевают жестокие бури, и так как в них пылает огнь любостяжания, то они не страшатся никакого холода, носятся по воле ветров, возносятся и низвергаются волнами. Испытывая великие опасности, которые приближают их к смерти, сребролюбцы по справедливости могут вопиять к злату: «тебе ради умерщвляемся весь день». Даже и ночью не имеют покоя; ибо забота о прибыли прогоняет самый сон, так что они поистине могут говорить: кто нас разлучит от любви к злата? ни скорбь, ни теснота, ни гонение (Бл. Августин, Сл.50).
СТАВРОФИЛА. Мучение сребролюбца похоже на истинное мученичество, но в том далеко отстоит от него, что не только остается без воздаяния, но, как думаю, сопряжено и с великою пагубою для души.
АНГЕЛ. Поистине это так. Ибо желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть диавола (1Тим.6:9). Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лук.18:25). Посмотри, как страдания и мучения сребролюбивого имеют некоторое подобие адских мучений. Окруженные сокровищами, они часто истаивают от глада, снедаются заботами, мучатся желанием, и собирая богатство как бы в разодранный мех, сокрушаются ежедневным и тщетным трудом.
СТАВРОФИЛА. Не напрасно же возвещено в Евангелии страшное горе богатым (Лук.6:24 и далее), если и в нынешнем, и в будущем веке таково состояние их.
АНГЕЛ. Теперь скажу тебе и о тех, которые предают себя в рабство славе и почестям мирским, и у которых также свой крест, свои мучения. Ибо, желая достигнуть почестей и достоинств, они не ленятся и не стыдятся претерпевать все, что отягчает их душу и тело, и переносить всякое уничижение, лишь бы приобрести желаемое. О горе! Сколько трудов и печали для снискания чести и достоинств! Честолюбивый, чтобы властвовать над другими, прежде сам делается рабом, и унижается пред людьми, чтобы достигнуть чести. Труден путь к высоким достоинствам. Честолюбие часто делает насилие самой природе. Если же кто не получает желаемой чести, как он томится и страдает! Аман пришел в великий гнев от того, что Мардохей, сидя при вратах царских, не встал и не поклонился ему. Он забыл и милости царские и все почести и богатство свое: Но всего этого не довольно для меня, говорил он, доколе я вижу Мардохея Иудеянина сидящим у ворот царских (Есф.5:13).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.