bannerbanner
Олег Вещий – князь урманский. Кровная месть
Олег Вещий – князь урманский. Кровная месть

Полная версия

Олег Вещий – князь урманский. Кровная месть

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 6

– Слава урманскому князю Олегу! – закричали дружинники. – Слава! Слава! Слава!

Вперёд вышел волхв Велеслав:

– Сейчас дружинники перед Родными Богами принесут роту верности князю Олегу.

Дружинники стали на одно колено, вытащили мечи из ножен и, держа их на обеих руках, произнесли:

– Я! Лиман, Бор, Сфандр, Борак, Руваш, Эсфандар, Бодар, Ятрагор, Акроса, Вари, … (имена звучали одно за другим), пока бьётся моё сердце, буду верен урманскому князю Олегу! Если я нарушу сказанное, то пусть от меня отвернутся Родные Боги и покарает мой меч!

После клятвы дружинники встали с колена и вложили меч в ножны. Все стали расходиться, обсуждая увиденное. Никто не вышел к камню и не возразил против воли, высказанной новым урманским князем.

Через день после проведённого хурала, волхв Велеслав сказал Олегу:

– Мне уже несколько ночей сниться, что я захлёбываюсь в тёмном, бушующем море, яркое солнце слепит глаза с полуденной стороны117, а на берегу огромная змея жалит вековой дуб Перуна. Боги зовут меня в Таврику118, моя помощь там нужна.

– Мы пойдём с тобой, – сказал Олег.

– Нет, твое предназначение здесь, а моё – там. Я обещаю тебе, я вернусь. Верь мне! У меня уже всё собрано, нужно идти, – Велеслав обнял Олега, и они попрощались.

Волхв Велеслав покинул Урман, а русы принялись дальше вдоль рек осваивать близлежащую территорию. И вскорости в трёхстах пятидесяти верстах119 от крепости Урман была построена ещё одна новая крепость. На воротах был установлен двузубец «УрМан», а на вежах – трёхцветный червлёно-жёлто-белый стяг. Этой крепости и протекающей рядом реке также дали название Урман. [37]


Новый город Урман (Кикнурский район Кировской области России).

* * *

Чёрная грозовая туча заволокла всё небо. Крупные капли дождя ливнем обрушились на землю. Молния вспыхнула ярким светом и разлетелась стрелами-ручьями. Прокатился раскат грома. Следующая молния ударила в недавно построенную светлицу. Олег с дружинниками пытался погасить разгорающийся пожар, но молнии продолжали бить и поджигать строения крепости. Огонь разгорался всё сильней, и вскоре загорелись все хоромы, житницы, амбары, а затем и вся крепость. Из темноты стали выскакивать чёрные навьи тени. Одного за другим они похищали дружинников Олега, и вскоре посреди сгоревшего пепелища он остался один. Всё вокруг сгорело, Олег опустил руки. Сквозь пелену дождя он видел, как кое-где ещё дымятся руины крепости. На восьминогом коне подъехал Один:

– Хуже ещё – я это знаю – родичей ссоры.120 Братья начнут биться друг с другом, родичи близкие в распрях погибнут121, то будет близиться гибель для мира. Немедля с соседней роднёй своей совещайся, крепкие клятвы дайте друг другу и ряд уложите, чтобы всегда соблюдался. Не будет чертог твой разрушен и грады не станут полем для боя.

Один развернул Слейпнира и умчался прочь. Олег проснулся. Он уже привык к ночным видениям и стал понимать их. Соседней роднёй был брат отца – Абдуллах Шилки. Значит Один советовал заключить с ним договор о ненападении. Олег сомневался, поэтому решил переговорить со Светославой.

– Светослава, мы строим грады, но вокруг нас много недругов. Я воин, и удел воина – сеча, но я переживаю за тебя и за сестру. И я хочу быть уверенным, что на Урман не нападут с тыла, если дружина уедет на сечу. Поэтому я думаю, что надо ехать к моему стрыю, сархану Булгара, Абдуллаху Шилке. После смерти моего деда Асгора, ему не вручили «УрМан», нашу родовую инсигнию, потому что он принял веру Бохмита122. Хурал Русколани решил избрать каганом моего отца, ему и передали «УрМан». Абдуллах не согласился с таким решением и начал войну, чтобы решить спор по праву сильнейшего. Сейчас мой отец убит, но не в сечи с Шилкой, а от рук киевских русов и козар. Боги дают мне знак – заключить мир с Булгарией. И я думаю, как правильно поступить?

– Я тебе уже раньше рассказывала, что в Моравии брат пошёл на брата. И сеча их была беспощадной. Многие ушли в Мир Иной. Матери выплакали все глаза о своих сыновьях. Мой тебе совет – иди в Булгар, заключай ряд мира со своим родичем.

Олег обнял Светославу и пошёл готовить послов.

Через несколько дней ладья с русами под червлёно-жёлто-белым стягом направилась в Булгар к Абдуллаху Шилке. Вместе с собой Олег взял Акросу, Бодара, Бора, Борака, Вари, Руваша, Сфандра, Эсфандара, Ятрагора и ещё двадцать купцов. В Урмане остались дружинники во главе с воеводой Лиманом.

Восемь дней русы плыли по рекам Урме, Большой Кокшаге и Волге. На девятый день Олег вдалеке увидел силуэт башни-минарета соборной мечети. Минарет и мечеть находились на возвышенности. Построенные из белого известняка, они резко выделялись среди окружающих деревянных построек. Минарет представлял собой высокую, тонкую, круглую башню с площадкой – балконом, имевшим зубчатые стены и узкие окна, бойницы, которые позволяли лучнику занять выгодную позицию.

Ладья подплывала к Булгару. Крутые берега Волги, высокие деревянные стены, ров, заполненный водой, с кое-где видневшимися из воды заостренными деревянными кольями, мощные валы – всё это надёжно защищало Булгар. С востока и запада в город можно было попасть через мост и широкие ворота. Но сейчас мост через ров был поднят, а ворота закрыты. В центре ворот находился родовой знак Абдуллаха Шилки – «Балтавар», похожий на «УрМан», только со стрелами по обеим сторонам. [39]

Ладья урманских русов причалила. Олег, сопровождающие его дружинники и купцы вышли на берег. Подойдя к краю рва, наполненного водой, посыльный Олега крикнул охранникам:

– Сообщите сархану Абдуллаху Шилке, что к нему приехал его сыновец Аслег. Он приехал с миром!

Через некоторое время мост через ров опустился, ворота крепости открылись, и из них по двум сторонам стройным рядом вышли стражники с копьями и щитами в руках. Все они были одеты в чёрные шаровары, на плечах были длинные легкие чёрные плащи, на голове – чёрные тюрбаны. Следом за охраной вышел сам Абдуллах Шилки. Это был высокий крепкий сорокасемилетний мужчина с аккуратно стриженой тёмной с проседью бородой. Его одежды также были чёрными, но более дорогими, с золотыми застёжками и узорами. Из-под тюрбана на левое плечо свисал клок волос – айдар123.

Следом за сарханом охранник нёс зелёный стяг с золотым полумесяцем на верхнем конце древка. Затем шли двое сыновей Шилки – Ольм и Мумин, за ними ещё несколько знатных булгар.

– Здрав будь, сыновец, – Абдуллах Шилки обнял Олега.

– Здрав будь, стрый, – ответил Олег, обнимая в ответ своего родного дядю.

– Как ты уже вырос, стал настоящим воином. Проходи, будь моим гостем. Все проходите, – Абдуллах жестом руки пригласил всех в крепость.

Олег вместе с Абдуллахом Шилкой проследовал через ворота. За ними шла вся процессия, вначале булгары, потом русы, а затем стражники.

Внутри крепости Олег увидел многочисленные жилые юрты и хозяйственные постройки, ремесленные, косторезные, кожевенные, меднолитейные и кузнечные мастерские. Для прибывших гостей на ровной площадке булгары быстро собирали новые войлочные шатры. Абдуллах Шилки сказал Олегу, что он и его люди могут размещаться в любом из них. Самого Олега он пригласил во дворец.

Белокаменное прямоугольное здание дворца сархана располагалось рядом с соборной мечетью. Парные опорные квадратные столбы по углам обрамляли вход. Внутренние стены были сделаны из тонкого обожжённого кирпича, ширина которого равнялась длине. Пол выложен из мраморных плит и устлан узорчатыми коврами. По центру южной стены стоял трон, обтянутый цветным сукном с золотыми узорами. В верхней части трона находился золотой «Балтавар».

Абдуллах Шилки не сел на трон, а позвал Олега на низкие диваны, которые стояли слева и справа от трона. Он расспросил о здоровье самого Олега и сестры. Сказал, что он сожалеет о смерти отца, матери и брата Олега. Да, он вёл войну с Асдаром за право быть каганом всей страны, но смерти ему он не хотел, и если Олег решит идти войной на Хазарию, чтобы отомстить за отца и мать, он даст ему пять тысяч лучших булгарских воинов. Олег рассказал, что сменил имя, что взял в жёны Светославу и обосновался на новом месте, которое также назвал Урманом, а к Шилке прибыл, чтобы заключить договор дружбы и взаимной торговли. Абдуллах согласился с предложением Олега, сказав, что условия договора они обсудят позже, когда прибудут все его ханы.

Олег со своими людьми всё время пребывания в Булгаре прожили в специально поставленных для них юртах. Купцы продавали и покупали товары на рынке Ага-Базар124, дружинники свободно ходили по городу, посещали торговые места и ремесленные мастерские. Олег проводил время со своими двоюродными братьями, двадцатипятилетним Муминым и одиннадцатилетним Алмышем, а также с детьми Мумина, восьмилетним Хаддадом и шестилетней Сузбой.

На третий день приехал старший сын Абдуллаха Шилки – Ольм. Он был ханом двухтысячного войска. Его орда кочевала в верховье реки Волги. Вместе с Ольмом приехал его пятнадцатилетний сын Арпад. По меркам того времени, это был уже взрослый мужчина. Олег быстро нашёл общий язык со своим племянником, и они часто проводили время вместе, ездили на соколиную охоту на уток с сапсаном, которого привёз Олег.

После одной из таких охот Арпад рассказал Олегу придание, что после свадьбы с Абдуллахом Шилкой, Эмеше во сне увидела турула125, который оплодотворил её. Она сама рассказывала Арпаду, что в том сне вначале послышался шелест больших и сильных птичьих крыльев, а затем она увидела большого турула. Этот сокол сказал, что из её утробы потечёт широкая и быстрая река. Турул схватил Эмеше и поднял в небо. С высоты птичьего полёта она увидела, как эта река, устремится на запад, как станет всё шире и глубже, как превратится в бурлящий поток и перельётся через горные вершины, а затем затопит большую и красивую равнину. На этой равнине вырастет большое дерево, каждая ветка которого, каждый листок и каждый плод будут из золота. Турул опустил Эмеше на землю и сказал, что от сына, которого она родит после этой ночи, вырастут доблестные ханы, и род их умножится на той равнине, которую она видела. Через девять месяцев у Эмеше родился сын, которого назвали Ольмом. [40]

– Так родился мой отец! – гордо сказал Арпад.

На следующий день Ольм пригласил Олега к себе в юрту. Когда Олег зашёл, в юрте уже находились его двоюродные братья Мумин и Алмыш, а также племянник Арпад.

– Я собрал вас всех вместе, чтобы уложить между нами общий ряд, – начал говорить Ольм. – Наш отец не смог договориться со своими родными братьями, и они принесли вражду в род Асгора.

Ольм посмотрел на присутствующих, все молчали. Он продолжил:

– Я со своей ордой собираюсь объединиться с роднёй моей жены. Вместе мы пойдём в поисках новых земель. Я хочу вас заверить, что ни я, ни мои люди не будем претендовать на ваши земли, и хочу, чтобы вы и ваши люди также не претендовали на мои земли и пастбища. Такой ряд я хочу с вами заключить, чтобы не было больше вражды в роду Асгора. Я жду вашего решения. Согласны ли вы?

– Я согласен, – сказал Мумин и протянул руку ладонью вверх.

– Согласен, – Алмыш также протянул руку ладонью вверх.

– Я согласен, – сказал Олег, протягивая руку.

Ольм посмотрел на сына.

– Согласен, – Арпад протянул руку ладонью вверх.

Ольм поставил посредине крупную глиняную чашу с небольшим количеством вина:

– Мы, собравшиеся здесь, – затем каждый произнёс своё имя, – клянёмся, что, сколько бы ни жили мы либо наши дети и внуки, мы не будем проливать кровь из рода Асгора. Если кто-либо из нас, наших детей и внуков совершит вероломство против любого из нас либо наших детей и внуков или посеет распрю между родичами, то пусть прольется кровь виновного, как мы прольём свою кровь, давая эту клятву. Если кто-либо нападёт на любого из нас либо наших детей и внуков, и помощи попросит обороняющийся, да не откажем в помощи ни мы, ни наши дети и внуки. Если кто-либо из нас либо наших детей и внуков нарушит эту клятву, то да будет он изгнан навеки из рода, и каждый, кто его встретит, должен будет сразить того мечём своим.

– Клянусь! – сказал Ольм, сделал надрез на ладони и пролил несколько капель крови в чашу с вином.

– Клянусь! – Мумин сделал надрез и пролил свою кровь.

– Клянусь! Клянусь! Клянусь! – Алмыш, Олег и Арпад сделали то же самое.

Ольм погрузил в чашу меч, пять стрел, секиру и копьё. Затем он отпил из чаши и передал её Мумину. Он отпил и передал Алмышу. Тот отпил и передал Олегу. Олег отпил и передал Арпаду. Арпад допил всё, что осталось.

– Отныне меж нами, нашими детьми и внуками клятва до самой смерти, – сказал Ольм.

На шестой день в расположение урманских русов прибыл посыльный от сархана и сообщил, что все собрались и ожидают их во дворце. Русы оделись в праздничные одежды. Олег надел светлую рубаху-вышиванку без ворота, с длинными рукавами, широкие шаровары, собранные в сборку у колена, подпоясался ремнём и обул кожаные полусапоги. На грудь, поверх рубахи, повесил серебряную подвеску в виде «УрМана». Перед входом во дворец русов окучили дымом от сгоревшей полыни, обрызгали водой и осыпали дирхемами.

Абдуллах Шилки в чёрных праздничных одеждах сидел на троне, рядом сидела его жена, справа от них сидели его сыновья и внуки, за ними остальные ханы. Вошедшим русам предложили сесть с левой стороны от сархана.

Олег вышел на средину, прижал руку к сердцу и поприветствовал всем поклоном головы. Русы вынесли сундуки с подарками. Олег преподнёс жене Шилки благовония, ожерелья из множества разноцветных стеклянных и каменных бус, богатый халат, украшенный вышивками. Сундуки с подарками поставили перед троном Абдуллаха Шилки. Подарив подарки, Олег сказал:

– Мы одного рода. Мы как разные листья одного дерева. Листья держатся на дереве, пока питаются соком, который идёт от его корней. Сок этот – это кровь наших общих славных пращуров. Она течёт в наших телах. Если мы будем ссориться, и если между нами не будет согласия, то враги разделят нас, и станем мы для них лёгкой добычей. Но если мы будем жить дружно меж собою, то никакие недруги нас не одолеют. Я, Олег, сын Асдара, князь урманских русов, и прибывшие со мной русы желаем заключить с сарханом Абдуллахом и со всей Булгарией ряд мира и любви.

– Я, Абдуллах, сархан Булгарии, мои ханы и вся Булгария тоже хотим мира и любви, – сказал Абдуллах Шилки, – мы согласны заключить ряд.

Заключённый договор устанавливал мирные отношения Булгара и Урмана, определял порядок наказания за убийство, за умышленные побои, за воровство и грабежи, совершённые булгарами в Урмане или русами в Булгаре, регулировал правила ведения судебного процесса и наследования, а также создавал благоприятные условия торговли для булгар и урманских русов. По договору булгарским и урманским купцам было предоставлено право взаимной беспошлинной торговли.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Пояснения автора даны в конце книги.

2

Ларисии – воины из хазарской царской гвардии, личная охрана каган-бека.

3

Тенгри – небесный бог, верховное божество Неба.

4

Бог Род – в древнерусской мифологии главное единое божество Руси, создатель всего живого и сущего, отец первого поколения богов.

5

Родноверие (вера в Рода, в Родных Богов) – языческие обряды, верования и мировоззрение.

6

Гривна – обруч, который носится на шее.

7

Сархан – титул волжских булгарских царей («царь над ханами», «старший хан»), аналогичный титулу хакан у тюрок.

8

Великий князь – титул правителя, являющегося старейшим над князьями («князь над князьями», «старший князь»).

9

Тиун – в Древнерусском государстве название княжеского управляющего. Тиуны управляли отдельными городами, могли выполнять судебные функции.

10

Навьи – невидимые души мертвецов из Мира Нави.

11

«Старшая Эдда. Речи Высокого».

12

Полночь – север.

13

Кол-звезда – Полярная звезда в созвездии Малой Медведицы.

14

Макошь (Мокошь) – богиня судьбы и плодородия.

15

Мара (Морена, Марена) – богиня Мира Нави, богиня смерти.

16

Кирпич-сырец – кирпич, изготовленный из глинистого грунта с добавлением соломы.

17

Детинец – центральная часть древнерусского города, одно из названий внутренней городской крепости (цитадели).

18

Посад – территория за пределами городской крепостной стены.

19

Стяг – воинское знамя в Древней Руси в виде шеста с укреплённым на нём пучком конских волос, клином яркой ткани, фигуркой животного или другим предметом.

20

Хоромы – жилые деревянные строения Древней Руси; просторный дом, обычно состоявший из отдельных строений, объединённых сенями и переходами.

21

Гридница – в древнерусской архитектуре большое помещение в княжеском дворце для гридинов (дружинников). В гриднице одновременно могло разместиться до 400 человек.

22

Челядь – рабы. Челядин – раб-пленник.

23

Кыркын – рабыня-наложница, невольница, удовлетворяющая сексуальные потребности.

24

Светлица (светёлка) – комната жилища со многими окнами.

25

Стрый – дядя по отцу (брат отца).

26

Житница (амбар) – холодное складское строение, предназначенное для хранения жита (ржи).

27

Козары – хазары. Козария – Хазарский каганат.

28

Ирий – рай в древнерусской мифологии. [12]

29

Магура – в древнерусской мифологии дочь Перуна, птица-молния, богиня Ирия. Магура сопровождает погибших воинов в Ирий.

30

Перун – в древнерусской мифологии бог-громовержец, покровитель князя и дружины.

31

Онучи – обвертка на ногу под лапти. [14]

32

Велес – один из верховных богов в древнерусской мифологии. [15]

33

Зимовка – лесной домик (полуземлянка), сезонное жильё во время деятельности в лесу вне поселения.

34

Просо – пшено, крупа, получаемая из плодов культурных видов проса.

35

«Старшая Эдда. Речи Сигрдривы».

36

Здесь: опасные. Тяжкий – тяжёлый, опасный.

37

Сыновец – устаревшее слово, означает сын брата, племянник по брату.

38

Ряд – в Древней Руси договор, соглашение (имел юридическую силу).

39

Тудун – наместники кагана, правитель области в Хазарском каганате.

40

Задьничник – древнерусское слово, означает «наследник».

41

Пращур – далекий предок, родоначальник.

42

Граница Русколана проходит между устьем реки Осколец (правый приток Оскола) и верховьями реки Сейм (левый приток Десны).

43

Северяне – восточнославянский племенной союз, населявший в начале VIII—XI веков территорию современных Черниговской, Сумской, Брянской, Курской, Белгородской областей.

44

Конунг – верховный правитель.

45

«Старшая Эдда. Речи Высокого».

46

Весь – деревня, селение, село.

47

Осиянская Гора – городище расположенное рядом с пгт Донецкое Славянского района Донецкой области. [20]

48

Бек – хазарский титул, соответствует титулам князь, властитель, господин.

49

Хатун – женский титул, аналогичный мужскому титулу «хан». Приблизительно соответствует западным титулам «императрица», «царица», «королева». Большинство жён хазарского кагана были из дочерей правителей и народов, подвластных хазарам.

50

Тамга – родовой или личный (фамильный) знак у кочевых народов, переводится как печать, штамп. Хазарская тамга (Ψ) символично изображалась как стрела (I) и лук (Y).

51

Норманны («северные люди») – термин, использовавшийся по отношению к скандинавам.

52

Комоедица – народный праздник, связанный со встречей весны, отмечается 24 марта и посвящён пробуждению медведя.

53

Полба – вид пшеницы. К полбе относят как дикие, так и культурные её виды.

54

Аршин – 0,7112 метра, древнерусская мера длины. 3 аршина – это 2,16 метра.

55

Терем (чердак, вышка) – жилой верхний ярус древнерусского дома (хором, палат), расположенный над горницей и подклетом.

56

Крада – погребальный костёр.

57

Тризна – часть погребального обряда, состоящая из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного.

58

Твердыня – крепость.

59

Сварог – верховный бог, бог небесного огня, бог-кузнец.

60

Почайна – легендарная, практически исчезнувшая река в Киеве, правый приток Днепра.

61

Капище (святилище) – культовое место, на котором устанавливались капи (идолы) языческих богов, языческий храм.

62

Капь – это образ родного бога, через который русы общаются с богом, воздают ему славу и приносят требы.

63

Дождьбог – в древнерусской мифологии один из главных богов. [24]

64

Стрибог – в древнерусской мифологии бог ветра или воздуха.

65

Славия – один из центров Руси. Отождествляется с ильменскими словенами, с Великим Новгородом. [25]

66

«Старшая Эдда. Песнь о Хлёде».

67

«Старшая Эдда. Пророчество Грипира».

68

Мста – в древнерусской мифологии богиня мести, кары, войны, разрушений.

69

Длань – ладонь, рука.

70

Пясть – кисть руки или ладонь с пальцами (здесь – кулак).

71

Град Руса – городище Старая Русса. [27]

72

Сокачий – повар князя в Древней Руси.

73

Словен – легендарный князь, прародитель славян. Словен основал город Словенск, позднее названный Новгородом.

74

Вандал – легендарный князь (прозвище – Новгородский), сын Словена, один из правителей Словенска.

75

Духовник – в православной церкви обычно священник как совершитель таинства покаяния, священник, у которого исповедуются.

76

Пресвитер («старейшина, глава общины», «церковный староста», «священник») – древнейшее каноническое название второй степени священства в христианстве.

77

«Ветхий Завет» «Книга пророка Иеремии» 3:15.

78

«Ветхий Завет» «Второзаконие» («Пятая книга Моисея») 20:10—14.

79

Драккар – деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой.

80

Рагнарок (Рагнарёк) – в скандинавской мифологии гибель богов и всего мира, следующая за последней битвой между богами и чудовищами.

81

Мошна – старинный вид кошелька в виде небольшого мешочка с завязками.

82

Вече – народное собрание Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни.

На страницу:
5 из 6