Полная версия
Азбука спасения. Том 41
Апостол Павел
Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. Для меня нет бо́льшей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине (3Ин.1:2—4).
Преподобный Исаак Сирин
Истина есть ощущение по Богу, какое только вкушает в себе человек ощущением чувств духовного ума.
Святитель Иоанн Златоуст
Нет ничего светлее и сильнее истины…
Таково свойство истины, что она возвышается и тогда, как многие восстают против нее. Свидетельства (о вере) неверующих и врагов благочестия всегда имеют особенную важность; и это дело есть благоискусной Премудрости Божией, когда она и врагов истины делает свидетелями истины.
Сила Божественных истин есть источник, постоянно текущий, никогда не оскудевающий и не истощающийся. Нет ничего светлее и сильнее истины… Истина открыто предлагает себя всем желающим видеть красоту ее. Она не любит скрываться, не боится опасности, не трепещет наветов, не домогается славы народной, не подвержена ничему другому человеческому; она стоит выше всего, подвергаясь, конечно, тысячам наветов, но оставаясь необоримою; прибегающих к ней она охраняет, как крепкою стеною, величием своей силы, не терпит скрытных убежищ, но предлагает открыто всем все, что есть в ней.
Во всем нужна благонамеренность души; если коснется такой души истина, то удобно овладевает его, а если не овладевает, то это происходит не от слабости самой истины, а от неразумия души. Так и солнце, когда касается чистых глаз, то легко освещает, если же не доставляет света, то это знак не бессилия солнечного света, а болезни глаз.
Нет ничего… проще истины, если мы действуем не злонамеренно, но когда мы поступаем злонамеренно, тогда нет ничего ее труднее.
Таково свойство истины, что от того, чем люди думают подорвать ее, она становится сильнее, и просиявает чрез то, чем хотят затмить.
Держащийся истины, если никто не совращает его, не был бы крепким любителем истины, а когда многие совращают его, тогда он делается славным.
Кто ищет истины, в том должны соединиться все добродетели.
Хочешь воспринять луч, просвещающий твои очи? Соделай их чистыми, здравыми и зоркими. Господь показал тебе свет истинный, но если ты, убегая света, устремишься ко тьме, – какое тогда обретешь ты оправдание, какое прощение?
Кто ищет истины, тот не пристращается к земле, потому что все не истинное – от земли. Это видно из того, что все внешние (язычники) служат страстям, следуя собственным мудрованиям.
Препоясанный истиною, во-первых, никогда не почувствует изнеможения, во-вторых, хотя бы он и утомился, все же получит подкрепление в той же истине. В самом деле, скажи мне, заставит ли страдать его бедность? Нисколько. Мысль об истинном богатстве успокоит его, а бедность напомнит ему об истинной нищете (духовной).
Преподобный Ефрем Сирин
Блажен, кто всегда служит истине!
Кто пребывает в истине, тот подлинно и Богу всегда благоугоден, и всем людям полезен, в братстве прекрасен и во всяком деле правилен. Человек истинный не угождает лицам, не судит неправедным судом, не присвояет себе достоинства и чести, не презирает нищего и нуждающегося, в ответах не льстив, в суждении правилен, в деле рачителен, в общем составе братства почтен, не знает коварства, не любит лицемерия, всяким добрым делом украшен и водится только добродетелью. Итак, блажен, кто всегда служит истине!
Кто не озарил ума своего Божественным учением, тот далек умом от истины.
Истина да будет наставницею мне, поклоннику Твоему, Господи, она и вблизи, и вдали да содержит меня в целомудрии.
Преподобный Исидор Пелусиот
Кто вначале отпал от истины, тот, без сомнения, совратится с предположенного пути и придет к срамному концу.
Затемняющие истину искусственностью слов, по моему мнению, гораздо более жалки, нежели вовсе ее не постигающие. Последние не уловляют истины по медлительности мысли, и потому, может быть, достойны извинения. А первые по быстроте мысли уловляют истину, но злонамеренно делают ее неприметною и потому грешат непростительно.
Истине не делай насилия спорными речениями и не оскорбляй ее софистическим искусством, омрачая точное знание, но признавая, что все ниже истины, произноси о ней искренний и неподкупный приговор.
Премудро, что истинно, особливо, когда это просто и кратко, а ложь ужасна, хотя по видимому прикрашена силою речи и красными словами.
Более приятным и желательным почитаю быть побежденным, чтя истину, нежели, солгав, победить; потому что, когда храню истину, если почтут меня и побежденным, я победил, а когда одержу верх обманом, если почтут меня и победившим, я побежден.
Похвал достоин не тот, кто истину преодолевает искусством, но кто безыскусственно выражает ее. Посему, отложив в сторону силу в слове, держись истины и, ее имея в виду, сообразуй с нею жизнь свою. Ибо, хотя возможешь вводить в заблуждение людей (но и от них всего чаще будешь уличаем), однако же, не обманешь не дающегося в обман Судию.
Преподобный Иоанн Кронштадский
Истина – основа и многоразличие всего
Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки (Евр.13:8). Так и истина Божия, все, что читается в Евангелии, в церковных молитвах, канонах, акафистах, псалтири – одна и та же вечно, она и теперь та же, какою ты нашел ее в первый раз, или, когда молился усердным сердцем, чувствовал всю истину, сладость, мирность и животворность ее. Ты изменяешься и становишься к ней в разные отношения, а она одно и то же – вечное солнце, просвещающее, согревающее, оживотворяющее.
Истина – основа и многоразличие всего, что ни сотворено, и в твоих делах (внутренних и наружных) истина да будет основою всего, особенно – основою молитвы; пусть на истину, как на основу, нанизывается вся жизнь твоя, все дела твои, все мысли и желания твои.
Когда усумнишься в истине какого-нибудь лица или события, описываемого в Священном Писании, тогда вспомни, что все Свящ. Писание богодухновенно есть (2Тим.3:16), как говорит Апостол, значит истинно и в нем нет вымышленных лиц, басней и сказок, хотя есть притчи, а не собственное сказание, где всякий видит, что идет речь приточная. Все слово Божие есть единая истина, целостная, нераздельная, и если ты признаешь за ложь одно какое-нибудь сказание, изречение, слово, ты погрешишь против истины всего Священного Писания, а первоначальная истина его есть Сам Бог. Аз есм Истина (Ин.14:6), говорит Господь; слово Твое Истина есть (Ин.17:17), говорит Иисус Христос Богу Отцу. – Итак, все Священное Писание почитай истиною: как о чем говорится, так то и было, или бывает.
Если истина чего-либо открыта в божественном слове, исследована и объяснена богопросвещенным умом св. мужей, прославленных Богом, и познана сердцем в ее свете и животворности, тогда сомневаться в ней, недоумевать о ней есть тяжкий грех, есть диавольское кичение ума и сердца.
Зачем мнительность там, где она не должна быть, напр. при чтении и слышании Божия слова, церковных чтений и пений, на молитве и проч… Бог есть истина, этого довольно; Церковь есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15); диавол – ложь, клеветник, противник, – этого довольно. Знай одного Бога и Его истину; будь чужд диавола и его лжи, его мечтаний, нелепостей.
Духом и истиной покланяйтесь Богу (Ин.4:23). Истиной – например, ты говоришь: да святится имя Твое. Есть ли в тебе действительно желание, чтобы имя Божие святилось добрыми делами людей и твоими? Ты говоришь: да приидет Царствие Твое, – желаешь ли ты в самом деле наступления Царствия Божия, желаешь ли быть селением Духа Божия, а не селением греха, не охотнее ли ты желаешь жить во грехах? Говоришь: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, – не ищешь ли ты скорее своей воли, чем Божией? Ей, так! Говоришь: хлеб наш насущный даждь нам днесь, – не говоришь ли ты в сердце своем другое: мне не нужно просить у Тебя этого, я имею без прошения, пусть так взывают неимущие, или с жадностью ищем многого и не довольствуемся малым или тем, что Бог дал нам, не благодарим за то, что имеем, а надо благодарить.
Просишь в молитве Бога: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, – а сам не думаешь ли: я не Бог знает какой грешник, я, кажется, живу не хуже других, и нет мне нужды просить оставления долгов моих или грехов, – или, молясь, не имеешь ли ты какого неудовольствия, гнева и, таким образом, ты нагло лжешь в молитве к Богу. Говоришь: не введи нас во искушение, – а сам не натыкаешься ли, не устремляешься ли без искушений на всякие грехи? Говоришь: избави нас от лукавого, – а сам не живешь ли в содружестве с лукавым, или со злом всякого рода, которого начальник – диавол? Смотри же, чтобы язык твой не был в разногласии с сердцем, не лги же, смотри, Господу на молитве твоей. Это имей всегда в виду, как тогда, когда читаешь молитву Господню, так и тогда, когда читаешь другие молитвы. Наблюдай, согласно ли сердце твое с тем, что произносит язык.
Если истина чего-либо открыта в божественном слове, исследована и объяснена богопросвещенным умом святых мужей, прославленных Богом, и познана сердцем в ее свете и животворности, тогда сомневаться в ней, недоумевать о ней есть тяжкий грех, есть диавольское кичение ума и сердца.
Все, что есть в Церкви, начиная со Слова Божия до самой краткой молитвы, есть истина, что Церковь Божия есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15) как основанная на краеугольном камне – Христе, Который есть Истина, и одушевляемая и руководимая в веке Духом Святым, Который есть Дух истины.
Господь – Истина: все, что Он сказал, есть чистая истина и не допускает ни тени сомнения. Итак, есть надежда, что Бог придет опять судить живых и мертвых, что будет жизнь будущего века, блаженство праведных и мука грешных.
Истина учения, жизни и деяний Христа Спасителя засвидетельствована четырьмя свидетелями – евангелистами. Если двух свидетелей по закону достаточно для утверждения истины и устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово (Мф.18:16), то тем более – четырех! Поэтому горе не верующим Евангелию! В частности, истина воскресения Христова (основная в нашей вере, так как на ней утверждается истина всего прочего) засвидетельствована двенадцатью свидетелями. Поэтому сугубое горе не верующим воскресению Спасителя как Бога.
Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак.2:10), – это как в нравственном, так и в догматическом отношении. Кто всем истинам здраво учит, да погрешит в одной какой-либо, тот против всех виноват или против единой нераздельной в существе своем Истины, против Господа Иисуса Христа, рекшего: Я есмь истина (Ин.14:6). Почему? Потому что Бог есть простое, хотя и безконечное Существо. Мерзость пред Господом и один помысел неправедный (Притч.15:26). Погрешающий в истине догматов погрешает против Того, Кто сказал о Себе: Я есмь истина.
Душа наша есть, так сказать, отражение лица Божия, чем яснее, больше это отражение, тем она светлее, покойнее, чем меньше – тем темнее, беспокойнее. А как душа наша – сердце наше, то надобно, чтобы в нем отражалась через чувство, через благодарность всякая истина Божия, а отражения лжи, чтобы вовсе не было. Чувствуй любовь Божию в пречистых Тайнах, чувствуй истину всех молитв. Наше сердце – зеркало, истина, как предметы мира внешнего в обыкновенном зеркале, должна отражаться со всею точностью в нашем сердце.
Святитель Феофан Затворник
Истина о Христе ясна как день: ищи и обрящешь
Что значит ходить во истине (3Ин.1:3,4)? Значит, приняв истину в сердце, так держать себя в мыслях и чувствах, как требуется истиною. Таким образом, что Бог есть везде и все видит – это есть истина. Кто примет эту истину сердцем и станет держать себя – и внутренне и внешне – так, как бы пред ним был Сам Бог и все в нем видел, тот будет и ходить в этой истине. Что Бог все содержит, и что без Него мы ничего не можем успешно делать – это истина. Кто примет ее сердцем и станет во всем, что бы ни делал, обращаться в молитве за помощью к Богу, и принимать все, что с ним ни случилось бы, как от руки Господней, тот будет ходить в этой истине.
Что смерть каждый час может нас похитить, а по смерти тотчас и суд Божий, – это истина. Кто примет эту истину сердцем и станет так жить, тот будет ходить в этой истине. Так и относительно всякой другой истины.
Неверующий в Сына Божия уже осужден. За что же? За то, что, когда кругом свет, он остается во тьме, по любви к ней. Тьмолюбие, ненавидение света делает его кругом виноватым, даже без определения в чем истина, потому что у кого есть эта искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины. Пример в св. ап. Павле. Он был искренний истинолюбец, вседушно преданный тому, что считал истинным, без всяких интересов. Потому, как скоро указана была ему истина не в том, что он считал истинным, он в ту же минуту бросил это древнее, оказавшееся не истинным, и всем сердцем прилепился к новому, осязательно доказанному истинным. То же самое бывает со всяким искренним истинолюбцем. Истина о Христе ясна как день: ищи и обрящешь. Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю. Потому, если кто остается во тьме неверия, тот остается только по любви ко тьме, и за это уже осужден.
Лишение истины порождает в уме два зла – или мрак неведения, или растление зловерием. И то – худо, а это – еще хуже. Мрак, лишение света причиняет замирание и даже смерть, ибо ничто живое не может жить без света – вещественное без вещественного, духовное без духовного. Уму свет – истина, без нее он замирает, или заморенным бывает. Зло – великое, но о заморенном можно иметь надежду, что отойдет, очнется и оживет. Растленный же зловерием не подает такой надежды. Он поврежден внутреннейше и существенно, потому может быть возвращен к здравию только силою Божией, сотворившей естества, то есть только будучи перетворен особенною Божией благодатью.
Никодим Благовестник
Ходить в истине, означает следовать Христовым заповедям
Когда Фома спросил у своего божественного Учителя: Господи! не знаем, куда идешь, и как можем знать путь? Спаситель ответил: Я есмь Путь и Истина и Жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6). Слово путь означает земную жизнь человека по заповедям Божиим, т.е всегда в истине, которая суть дух и жизнь: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин.6:63).
«Храни совесть свою незапятнанною, чтобы она ни в чем не обличала тебя и ни за что не грызла, но была мирна и в отношении к Богу, и в отношении к тебе самому, и в отношении к ближним, и в отношении ко всем внешним вещам» (Преподобный Никодим Святогорец).
ИСТИННАЯ (ДУХОВНАЯ) МУДРОСТЬ
Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение (Лк.10:21).
Святой Иов Многострадальный
Как и где приобрести истинную премудрость?
Так! у серебра есть источная жила, и у золота место, где его плавят. Железо получается из земли, из камня выплавляется медь. Человек полагает предел тьме, и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной. Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою, спускаются вглубь, висят и зыблются вдали от людей. Земля, на которой вырастает хлеб, внутри изрыта как бы огнем. Камни ее – место сапфира, и в ней песчинки золота. Стези туда не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна; не попирали ее скимны, и не ходил по ней шакал. На гранит налагает он руку свою, с корнем опрокидывает горы. В скалах просекает каналы, и все драгоценное видит глаз его. Останавливает течение потоков, и сокровенное выносит на свет.
Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых. Бездна говорит: «не во мне она», и море говорит: «не у меня». Не дается она за золото, и не приобретается она за вес серебра. Не оценивается она золотом Офирским, ни драгоценным ониксом, ни сапфиром. Не равняется с нею золото и кристалл, и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота. А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов. Не равняется с нею топаз Ефиопский, чистым золотом не оценивается она.
Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего, и от птиц небесных утаена. Аваддон и смерть говорят: «ушами нашими слышали мы слух о ней». Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли, и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес, и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной: тогда Он видел ее и явил ее; приготовил ее и еще испытал ее, и сказал человеку: «вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов.28).
Апостол Павел
Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1Кор.3:18).
Святой Макарий Великий
Истинная мудрость… состоит не в красоте слов, но в силе, действующей Святым Крестом.
Кто ведет речь о духовном, не вкусив того сам, тот уподобляется человеку, который… говорит о меде, что он сладок, но не вкушал его сам и не знает силы его сладости.
Произносящие одни только слова мечтают и надмеваются своим умом.
Преподобный Симеон Новый Богослов
Об истинной мудрости
Всякий мнящийся быти мудрым, потому что прошел все науки и сведущ во внешней мудрости, никогда не сподобится проникнуть в тайны Божии и увидеть их, если прежде не смирится и не сделается в чувствах сердца своего буиим, вместе с самомнением отвергая и приобретенную ученость. Ибо кто так поступает и с неколеблющеюся верою последует мужам мудрым в божественных вещах, тот, будучи ими руководим, вместе с ними входит в град Бога живого, и, Духом Святым наставляемый и просвещаемый, видит и познает то, чего никто из других людей видеть и познать не может. Так делается он богонаученным.
Богонаученных ученики мудрых века сего людей почитают буиими, между тем как сами воистину суть буии и наострились только по внешней премудрости, объюродившей, которую, по божественному Апостолу, обуи Бог (1Кор.1:20), и богословный глас признал земною, душевною, бесовскою, исполненною рвения и зависти (Иак.3:15). Таковые, будучи вне божественного света, не могут видеть чудес, находящихся в нем, и тех, которые, водворяясь в сем свете, видят, что в нем, и поучают тому, почитают прельщенными, между тем как сами прельщены и никогда не вкушали божественных благ.
Святитель Василий Великий
Истинная же мудрость есть распознание того, что должно делать и чего не должно.
Преподобный Ефрем Сирин
Истинная мудрость делает все по Богу.
Святитель Иоанн Златоуст
Истинная мудрость есть вера.
Особенность мудрых состоит в том, чтобы обличать худо делающих; ничто так не обнаруживает дела мудрости, как то, чтобы жить с пользой для других.
НАСЛАЖДЕНИЕ ИСТИННОЕ
Поврежденный грехами человек прилепляется к земным удовольствиям, забывая, что истинное наслаждение его, истинная его жизнь есть Бог вечный… Преподобный Иоанн Кронштадский
Преподобный Исаак Сирин
Духовное наслаждение не есть пользование вещами, самостоятельно пребывающими вне души приемлющих. А иначе, сказанное: Царствие Божие внутрь вас есть (Лук.17:21), и: да приидет царствие Твое (Мф.6:10) будет уже означать, что внутрь себя прияли мы вещество чего-то чувственного в залог заключающегося в сем наслаждения. Ибо необходимо, чтобы самое стяжание было подобно залогу, и целое – части. И сказанное: как в зеркале (1Кор.13:12), хотя не указывает на самостоятельно пребывающее, однако же, означает приобретение подобия. А если истинно свидетельство истолковавших Писания, что само ощущение сие есть умное действие Святого Духа, то и оно уже есть часть оного целого.
Святитель Иоанн Златоуст
Не будем здесь предаваться наслаждению, чтобы там <в вечной жизни> вкусить истинного наслаждения, истинного удовольствия…
Преподобный Иоанн Кронштадский
Истинное наслаждение есть Бог вечный
Человек дорог у Господа, весь мир ему покорен, Сам Сын Божий сошел с небес на землю для спасения его от вечных мучений, для примирения его с Богом. Всякие плоды, разные плоти животных отданы ему в снедь, разные пития даны ему для услаждения его вкуса, – но не для пристрастия, не в единственное наслаждение. У христианина есть наслаждения великие, духовные, божественные; этим-то наслаждениям надо подчинять всегда плотские, умерять или совсем прекращать их, когда они препятствуют наслаждениям духовным.
Значит, не для опечаливания человека запрещаются пища и питие, не для стеснения его свободы, как говорят в свете, а для того, чтобы поставить ему истинное услаждение, прочное, вечное, и потому именно и запрещаются скоромные снеди и винные напитки (в пост), что человек-то очень дорог у Бога и дабы вместо Бога не прилепилось сердце его к тленному, которое его недостойно. А поврежденный грехами человек удобно прилепляется к земным удовольствиям, забывая, что истинное наслаждение его, истинная его жизнь есть Бог вечный, а не приятное раздражение плоти.
Преподобный Зосима (Верховский)
Об истинном наслаждении
Подумайте, из какого мы худого состояния и в какое высочайшее достоинство от Самого Бога призываемся! – Призываемся из тленного в нетленное; из смертного в бессмертное; из бесславного в пречудную и недоуменную славу и великолепие: из скорбной и многотрудной жизни в нескончаемую, вечно пребывающую радость, ни на мгновение ока не умаляющуюся, но присноцветущую с непостижимым услаждением, с вечным покоем и Божественным утешением! Переменившись из обветшалости в силу и молодость нестареемую, и приняв всех святых достоинство, честь и прославление, может быть благолепнее красоты ангельской удобрен и украшен будешь, ибо написано: Ангелы приникнути желают в славу святых. Растворится тебе свобода по всем Небесам, с дерзновением приступишь к самому престолу Божию!
Со всеми святыми будешь ликовать и красоваться и в раю Божием прохлаждаться. Не попустит тебе тамошнее неисповедимое блаженство твоему уму вспомнить землю, родившую тебя, потому что будешь от приснотекущей благодати Божия в непрестанном восторге, видя Самого Бога. Грехи твои к тому не помянутся, но как все праведные и преподобно пожившие сиять и блистать будешь; из грешника, преступника, ругателя, в Божие содружество вчинишься, и к тому уже пропастей адских и тартарской бездны и темниц, и мук геенских не убоишься.
О пречудная любовь Божия, которая изливается на нас Спасителем нашим, Господом нашим Иисусом Христом! С непотребными и мерзкими и много прогневляющими Его, желает быть с нами вечно в содружестве, да будем сообразны славе Его, да будем сыны Божии и богоподобны, сонаследники Господу нашему Иисусу Христу, сообщники и сожители Его и друзья Божии приискреннии, наслаждаясь всеми Небесными благами, а более всего, как в бесконечные веки будет простираться такое наше блаженство. И по таком откровении обетованных нам Небесных благ, хотим отнюдь себя, не утруждая и не исправляя в оное достигнуть! Но этому быть невозможно, чтобы грешный, о грехах своих по силе своей удовлетворения не принесший, к безгрешным и праведным во блаженство оных введен был и к ним сопричтен. Это беспрестанно в мыслях и в сердце обнося, постараемся, возлюбленные, всею душою постараемся, чтобы не лишиться нам этого ожидающего нас вечного блаженства. Сам Господь – помощник вседушно об этом пекущимся.