Полная версия
Азбука спасения. Том 41
Апостол Иоанн Богослов
Итак, Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его. Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею (Ин.4:46—54).
После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел.
Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу (Ин.5:1—16).
И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин.9:1—41).
Преподобный Иоанн Кронштадский
Я молился об нем Господу, чтобы Он исцелил его…
Некто, бывши смертельно болен воспалением желудка девять дней и не получивший ни малейшего облегчения от медицинских пособий, – лишь только причастился в девятый день поутру животворящих Таин, к вечеру стал здоров и встал с одра болезненного. Причастился он с твердою верою. Я молился об нем Господу, чтобы Он исцелил его. Господи! говорил я: исцели раба Твоего от болезни его. Достоин есть, ему же даси сия, любит бо священников Твоих и дары своя присылает им. – Молился и в церкви у престола Господня за литургией, во время молитвы: иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы… и пред самыми Тайнами. Я молился, между прочим, так: Господи! Животе наш! Как мне помыслить легко об исцелении, так Тебе исцелить легко всякую болезнь, как мне помыслить легко о воскресении из мертвых, так Тебе легко воскресить всякого мертвеца. Исцели убо раба Твоего Василия от лютой его болезни и не допусти ему умереть, да не предадутся рыданию жена и дети его, – и благопослушливый Владыка помиловал. А то был на волосок от смерти. Слава всемогуществу, благости и благопослушеству Твоему, Господи!
Младенцы Павел и Ольга по беспредельному милосердию Владыки и по молитве моего непотребства исцелились от одержавшего их духа немощи. У Павла-малютки немощь разрешилась сном, малютка Ольга получила спокойствие духа, и личико из темного сделалось ясным. Девять раз ходил я молиться с дерзновенным упованием, надеясь, что упование не посрамит, что толкущему отверзется, что хоть за неотступность даст мне Владыка просимое; что если неправедный судия удовлетворил наконец утруждавшую его женщину, то тем более Судия всех, праведнейший, удовлетворит мою грешную молитву о невинных детях, что Он призрит на труд мой, на ходьбу мою, на молитвенные слова и коленопреклонения мои, на дерзновение мое, на упование мое. Так и сделал Владыка: не посрамил меня грешника. Прихожу в десятый раз – младенцы здоровы. Поблагодарил Владыку и пребыструю Заступницу.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его об исцелении твоем.
Авва Нестерой
Причина духовных дарований… по преданию старцев, бывает троякая. Первою причиною исцелений бывает, во-первых, благодать, производящая чудеса и даруемая избранным и праведным мужам за их святость, как известно об апостолах и многих святых, что они творили знамения и чудеса властью Господа, Который говорил: болящыя исцеляйте, мертвыя воскрешайте, прокаженныя очищайте, бесы изгоняйте; туне приясте, туне дадите (Мф.10:8). Вторая причина – назидание Церкви, или вера тех, которые приносят больных для исцеления, или тех самых, которые желают получить исцеление. В сем случае сила исцелений исходит иногда и от недостойных, и от грешников, о которых Спаситель говорит в Евангелии: Мнози рекут Мне в он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и.… силы мнози сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отидите от Мене делающии беззаконие (Мф.7:22,23).
Напротив, недостаток веры в больных или в приносящих их препятствует обнаружиться силе исцелений и в тех, коим она сообщена. Так Евангелист говорит: и не можаше Иисус ту ни единыя силы сотворити за неверствие их (Мк.6:5,6). И Сам Господь говорит: мнози прокажени бяху при Елиссеи пророце во Израили: и ни един же от них очистися, токмо Нееман Сириянин (Лк.4:27). Исцеления третьего рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим. Чрез это увлекаются к подражанию его порокам, и открывается пространный путь к поношению и уничижению святости религии; да и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими.
≈
Имел некто в Египте сына расслабленного и принес его к келье аввы Макария и, оставив его плачущего у дверей, отошел поодаль. Старец, увидев отрока, спросил его: «Кто принес тебя сюда?» «Отец мой бросил меня и ушел», – ответил отрок. Старец говорит ему: «Встань, поищи его», – и, тотчас выздоровевши, отрок встал, нашел отца своего, и они пошли в дом свой, радуясь.
≈
Жил некий старец. Заболели у него ноги, так что он долгое время не мог двигаться. И когда он, хромая, вышел и стал готовить пищу, предстал ему Ангел и, коснувшись уст его, сказал: «Христос есть тебе истинная пища и питие» – и, исцелив его, удалился. Старец же взял пальмовые ветви и стал изготовлять перевязи для животных.
Как-то люди привели к нему хромого. Посадили его на осла, но как только ноги больного коснулись перевязи, сделанной святым, тотчас он исцелился. Тогда старец стал посылать свои перевязи на благословение больным, и они тотчас исцелялись от многих болезней.
≈
По кончине преподобного Афанасия игуменом лавры стал добродетельный инок Евстратий. У него невыносимо болели почки. Семь лет страдал он, искал исцеления у разных врачей, но затем, возложив все упование на Бога, стал молиться преподобному Афанасию. Однажды ночью явился ему святой и подал сосуд с каким-то питием. Евстратий сначала не решался выпить, но затем, убежденный преподобным, выпил все. Проснувшись, он почувствовал себя исцеленным.
≈
Один монах, страдавший много лет головной болью, искал помощи у врачей, но, не получив облегчения, пришел к преподобному Нифонту и стал умолять его о помощи. Преподобный ответил: «Я грешный человек, и Бог не послушает грешного». Но больной слезно просил его, и, тронутый страданием брата, блаженный Нифонт прочел над головой больного молитву. Будто какой-то вихрь вылетел из головы монаха, и он тут же исцелился.
≈
Один инок, болевший глазами, со слезами молился у гробницы преподобного Саввы Сторожевского и отер глаза покрывалом оной гробницы. – Другой инок при этом сказал с усмешкой: «Вместо исцеления ты только засоришь себе глаза песком». И тут же болевший глазами исцелился, а поносивший его брат ослеп… После слезной молитвы и покаяния и он получил исцеление.
≈
Через несколько дней после открытия мощей преподобного Иова игумен Досифей заболел «огнем презельным». Ночью благотворительница обители пани Домашевская услышала вдруг поразительное пение и увидела необыкновенный свет в храме. Думая, что идет служба, она послала служанку узнать, что там такое. Посланная, войдя в храм, увидела преподобного Иова и двух светлых юношей. С пятой обратился к ней, дал ей плат, омоченный миром, и велел позвать со смертного одра игумена Досифея. Придя к келье больного, служанка стала звать игумена от имени преподобного. Игумен сначала подумал, что это мечтание, но затем, осенив себя крестным знамением, впустил к себе девицу, взял плат и, помазав миром тело, встал с одра здоровым. Подойдя к храму, он увидел екклисиарха, который отпирал двери к богослужению. Екклисиарх был удивлен, увидев игумена здоровым. Досифей же сказал: «Спешу, исполняя веление блаженного Иова. Он с Ангелами в полунощи помолился об исцелении моем Пресвятой Деве». Войдя в храм, игумен припал к раке преподобного Иова и, воздав Богу благодарение, немедленно приступил к служению всенощного бдения.
≈
В одной из деревень Глинской пустыни тяжело заболел крестьянин и надолго лишил семью своей помощи. Жена страдальца в глубокой скорби часто припадала к иконам и просила помощи у Бога.
Однажды ночью в сонном видении увидела она старца Макария, который повелел ей идти в Глинскую пустынь и просить игумена отслужить молебен Богородице с крестным ходом. Утром женщина поспешила в пустынь. По ее просьбе в скитском храме стали служить молебен с акафистом о болящем. В конце молебна неожиданно входит сам болящий, который и рассказал изумленной жене, что во сне явился ему тот же старец Макарий и велел идти в пустынь. С большим трудом отправился он туда, но по дороге почувствовал облегчение и возвращение сил. На крестном ходе он уже сам нес икону Богородицы…
≈
Григорий Кальманович был болен раком. В 1827 году он с женой поехал к профессору в Москву. После тщательного осмотра профессор сказал его жене: «Вашему мужу жить осталось не более двух недель. Все лекарства бесполезны».
Возвращаясь из клиники по Никольской улице, мимо часовни великомученика Пантелеймона, Григорий неожиданно захотел зайти туда, и, несмотря на отговоры жены (они были евреи), он зашел в часовню и весь молебен провел на коленях в слезах, а затем, приложившись к иконе великомученика, объявил супруге, что он совершенно здоров. И когда профессор, после долгих уговоров, вновь осмотрел его, то с нескрываемым удивлением заявил: «Да, действительно, этот человек совершенно здоров». По возвращении домой Григорий принял крещение и сказал, что если потребовалось бы, то он готов положить жизнь свою за Христа.
КАЗНИ
Смерть – казнь. Поражая каждого человека, она доказывает, что каждый человек – преступник, поражая всех человеков без исключения, она доказывает, что карается человечество за преступление, общее всему человечеству. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.