Полная версия
Возвращаясь к жизни. Провидение бога в истории России
6. Необходимость консолидации общества
Рассмотрим внешние и внутренние причины принятия христианства в 392 году. Также рассмотрим внешние и внутренние проблемы того времени. Далее разберем внешние и внутренние причины продления провидения восстановления еще на 400 лет.
К концу IV века римское общество чрезвычайно разобщено. Вспыхивали восстания в регионах. Внутри Рима власть сменялась насильственным путем. В гражданских войнах участвовали германские племена. Патриотизм сводился к нулю. Хозяйственная деятельность держалась на слугах и рабах. К привлечению обороны границ привлекаются наемники из регионов и соседних стран. Сами граждане Рима не хотели воевать за страну. Процветала сексуальная распущенность. Институт семьи разрушался. Коррупция процветала.
Римское право и законы находились на высоком уровне. Но мы видим, что законы и права граждан без нравственной основы губят страну. Сейчас похожая ситуация происходит в Западных странах. Права людей внутри страны на высоком уровне, но общество деградирует нравственно.
Императоры стали искать путь к объединению общества; улучшить административное управление; поднять нравственный уровень. Они увидели, что лучший способ для этого – принятие христианства. Это было делом не одной личности (Феодосия). К такому исходу подталкивала ситуация. От политической элиты требовался решительный шаг.
В Новом Завете есть революционная фраза: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе».
Императоры надеялись, что благодаря христианству они смогут сплотить и упорядочить общество. Нужно лишь принять новую религию, начиная с администрации. Христианство еще тем притягивало, что в нем воспринималась высшая власть от Бога.
Это подтверждают слова апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению». Приведем также фразу апостола Петра: «Ради Господа подчиняйтесь всякой власти, установленной людьми, будь то императору как высшей власти, или наместникам, назначенным им, чтобы наказывать делающих зло и поощрять делающих добро».
Правители преследовали и меркантильные интересы. В политической борьбе они надеялись обрести поддержку общества. К 392 году более половины населения Рима приняло Христа.
Причинами принятия христианства послужило также основание, заложенное Константином и жизнь многих праведников; свидетельства апостолов, составление христианских текстов. Вера императора Феодосия и его общение с епископом Амвросием в конце IV века.
7. Проблемы после принятия христианства
В период преследований христиан спасала вера. К ним являлся Иисус и Святой Дух. Вы представляете, что значит пережить духовное возрождение? За лидерами христианства тянулись люди. И вот, христианство объявлено государственной религией. Христиане могут не скрывать веру. Открывались церкви, епископам жертвовали деньги. Прихожане тем самым желали спасти душу. Кто-то отказывался от материальных благ и продолжал вести аскетический образ жизни. Но большинство христианских руководителей стали пользоваться всеми благами.
В результате, страх смерти сменился на искушение властью, авторитетом (медными трубами) и богатством. Духовный уровень раннего христианства угас.
Императоры принимали христианство, но продолжали вести безнравственный образ жизни. Чиновники принимали христианство, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Священники предавались соблазнам. Языческие обычаи приняли новую форму: христианскую. Почитали больше святых, забывая при этом Бога. Один из основных моментов, благодаря которым христианские лидеры сохраняли авторитет – это обет безбрачия.
Второе. Само христианство было разобщенным. На территории империи существовали многочисленные христианские течения. Феодосий созвал второй вселенский собор в 382 году. Основная цель его была: утвердить единые христианские догматы; а тех, кто с этим не согласен – объявить еретиками. Христианство приняли в том смысле, что принята одна из ветвей новой религии. Одновременно с принятием этой ветви начинается борьба с еретиками. Нужен ли такой подход Богу? Это примерно, как одного из десяти братьев принимают, а остальных девять – отвергают.
Тогда какой подход Ему нужен? Небесному Отцу важно, чтобы соблюдали суть, а не форму. Если взять Россию, то в ней много традиционных религий и новых движений. Между ними имеется более-менее мирное существование, так как духовный уровень людей более высокий. Также —потому, что власть не занимает откровенно какую-то религиозную позицию. К такому уровню общество шло веками.
Сейчас в нашей стране Бог развивает провидение об объединении религий. Это связано с тем, что их суть – одна.
Третье. Происходит раскол империи. (Пока еще неформальный). В 395 году империя разделилась на Западную и Восточную. Восточной Империей правит старший сын Феодосия (Флавий Аркадий), Западной частью правит младший сын (Флавий Гонорий Август). В будущем происходит разделение на католическую и православную церковь. К этому вопросу мы еще вернемся.
Четвертое. Происходят вторжения извне. В 378 году произошло поражение римлян при Адрианополе (Территория Болгарии). Победили племена готов. В 408 году войско вестготов во главе с Алларихом впервые осадило Рим. Вестготы получили богатый выкуп от императора. В 409 году Алларих вновь осадил столицу и заставил сенат избрать нового императора. В 410 году Рим снова осажден вестготами. На этот раз столица разграблена. От Западной Римской Империи отделяются различные провинции. Язычество вновь приобретает силу. В 455 году Рим захвачен германскими племенами, сожжен и разграблен. 476 год стал датой падения Западной Римской империи. Убили последнего императора.
Таким образом, Основание веры, созданное первыми христианами оказалось разрушено. В Римском обществе обнажилось огромное количество проблем. Положение христиан было похоже на положение израильтян, когда они достигли Ханаана. Молодое поколение потеряло традиции, когда зашло в Землю Обетованную.
Посмотрим на нашу жизнь. Сейчас популярны книги, вроде: «Почему у „порядочных“ родителей вырастают трудные дети». Это свидетельствует о том, что родителям не удалось передать традиции детям. Причины две. 1. У «порядочных» родителей не сформированы доверительные отношения мужа и жены. (Все идет от отношений супругов. Мы говорили об этом ранее). 2. В погоне за интересной работой (где чувствуешь ценность) своим детям остаётся мало внимания. Ситуация восстановится, когда мы разрешим эти два момента.
8. Период правления судей и период правления при патриархах
Патриархами мы называем лидеров церкви в период с 392 по 800 год. Это могла быть официальная и неофициальная позиция. При феодальной разобщенности церковь имела единый центр. В то же время главы родов ограничились своей территорией.
Цель данного периода состоит в том, чтобы разрешить вышеперечисленные ситуации: объединить общество; поднять духовный и нравственный уровень людей; укрепить институт семьи; подтвердить ценность чистоты до брака и верности в браке.
Можно догадываться, за какую трудную, практически непосильную задачу взялся Бог. За 400 лет общество полное хаоса, неразберихи, внутренних противоречий, безнравственного образа жизни – превратить в общество, способное принять мессию.
Действительно, с момента падения Западной Римской империи формируется новое христианское общество. Идеи христианства распространяются среди германских народов. Пророком того времени можно считать Блаженного Августина (354 – 430 г. г.). Августин находился на положении, сходном с положением Моисея.
Моисей пришел вывести Израильтян, когда кончался 400 летний период рабства в Египте. Он хотел обновить веру и войти с ними в Ханаан. Августин проповедовал, когда подошел к концу 400 летний период преследований христиан в Римской Империи. Он хотел ввести новое поколение в «духовный» град. В своем труде «О граде Божием», он показал идеал христианского государства. Святой вдохновил современников обновить веру.
Среди прочего, в труде «О граде Божием» говорится, что германские племена не разоряли христианских церквей и храмов. Варвары относились к христианским святыням лучше, чем сами римляне. В его труде также подчеркивается жестокое отношение римлян к своим побежденным.
Итак, в провидении Бога начинается новый 400 летний период, который можно назвать: «Период христианских церквей при патриархах». Выделим две внутренние причины такого периода.
Первая. Требовалось восстановить искуплением ситуации 400 летнего «Периода Судий», перед становлением единого Божьего (Израильского) царства. Тот период закончился поражением. Люди не смогли очистить веру. Поддавались языческим обычаям.
Вторая. Следовало разрешить спорные моменты христианства. Очистить веру. Достичь духовного обновления к 800 году нашей эры.
9. Провидение в христианской среде 392 – 800 года нашей эры
Бог позволил германским племенам принять христианство, следуя формуле: «вино новое нужно вливать в мехи новые». Германцы – это новое поколение, выросшее в пустыне. Римских христиан можно сравнить с первым поколением, выросшем в Египте. У германских племен и «молодых» римских христиан стояла задача: не попасть под влияние язычества. Сохранить веру.
С принятием Христа новыми племенами обнаружилась проблема: наложение языческих обычаев на новую религию. Ранее племена поклонялись силам природы: богам солнца, воды, земли, леса, ветра, дождя, войны. Совершали ритуалы, чтобы вызвать милость у богов. Сейчас эти боги были заменены святыми. То есть поклонялись не единому Богу, а святому солнца, дождя, воинств и так далее. Это уводило людей от Господа и порождало различные толкования.
Другой момент: Празднования христианских праздников сделали так, чтобы они по времени совпадали с языческими праздниками. Для удобства обращения населения в христианство. Произошло заимствование языческих традиций.
Зададимся вопросом. Нарушало это волю Бога или нет? Чем языческий праздник отличается от христианского? Языческий праздник – это праздник, направленный на служение различным «богам». Христианский праздник соединяет нас с одним Богом-творцом и Иисусом.
В нашей стране есть замечательный праздник: «масленица». Раньше он был языческим. Потом стал православным. В православии это неделя, где мы примиряемся с ближним и готовимся к великому посту. То есть главное, чтобы праздник помогал соединиться с Богом и примириться с людьми. В этом смысле можно сказать, что «масленица» восстановлена. Стала праздником, который приближает нас к Господу.
Рассмотрим другой праздник: Новый Год. Его празднуют с 31 декабря на 1 января. Он совпадает с двумя христианскими праздниками. 25 декабря (католическое рождество) и 7 января (православное рождество). Если человек в это время помнит о Боге, примиряется с ближним, делает добрые дела, то Новый Год восстанавливается.
Традиция оставлять подарки под елочкой, ставить статуэтки дедушки с внучкой, пришла из язычества. Германцы поклонялись деревьям и приносили жертвы. Существовала также легенда, что в конце декабря в дома заходит Крампус. Это существо забирает детей или наказывает, если они плохо себя вели. В будущем, в Новому Году добавилось доброе существо (святой Николай). То есть, если ребенок себя хорошо ведет, то придет Николай, если плохо – Крампус. Так язычество переплелось с христианством.
Люди стали поклоняться святым покровителям. Cвятой Власий (Епископ Севастийский) считался покровителем скота, животных и природы. В язычестве есть соответствующий бог Волос. Святая Анна считается покровительницей матерей и моряков. В язычестве есть соответствующая богиня Гольда. Святой Георгий (Победоносец) считается покровителем войн. В язычестве есть соответствующий бог Один.
Святые мученики стали примером, как можно служить Богу; сохранять веру в самых трудных ситуациях. У германских народов была задача, не поклоняться этим святым, а брать с них пример. Чувствует ли Бог радость от того, что люди обращаются вместо него к какому-либо святому (а перед этим – к бывшему языческому богу) – нет. От этого приходит только разочарование.
Тогда чувствует ли Небесный Отец радость, когда человек служит Ему в трудных обстоятельствах; а также ищет примеры святых? Да. Естественно. Святые помогают людям из духовного мира. Если у людей схожая миссия служения. Когда человек молится перед иконой Господу – Господь станет рядом. Если же человек заменяет иконой Бога – это уводит в сторону.
В схеме 4 представлены такие ситуации.
Церковь шла на уступки перед языческими обычаями германцев и римлян. Администрация стремилась как можно быстрее христианизовать общество. Для этого к каждому языческому празднику и языческому богу добавили свой христианский праздник и святого мученика.
В результате люди стали уходить от Господа. Продолжали ценить форму больше, чем содержание. Бытовало представление, что у покровителей надо что-то просить. Среди служителей имелась другая крайность: спасать свою душу. Люди верили в апокалипсис; что только те спасутся, кто принял Христа.
В политическом плане рабовладельческий строй Римской Империи сменился на феодальный. То есть рабство осталось на уровне семей, но оно перестало быть основой экономики. Этот процесс этот шел постепенно. Новый строй основан на правилах: Господин-слуга. Старая империя разбилась на множество княжеств. Они являлось самодостаточными. Воевали друг с другом. Это напоминало ситуацию, когда евреи вошли в Ханаан и поделили территорию на 12 феодальных княжеств (период судий).
10. Вселенские соборы
Скажем несколько слов о Вселенских соборах. С момента распятия Иисуса семь раз созывалось высшее духовенство разных областей Римской Империи, (и бывшей Римской Империи) во главе с императором. Мы здесь не будем упоминать первый апостольский собор 50 года. Он собран без императора. У него было цели поддержать политическую власть.
Укажем года создания соборов и председательствующих на них императоров. 325 г. (Константин Великий), 381 г. (Феодосий I), 431 г. (Феодосий II), 451 г. (Маркиан), 553 г. (Юстиниан I), 680 г. (Константин Погонат), 692 г. (продолжение 5—6 собора. Юстиниан II), 787 г. (императрица Ирина).
С какой целью созывались соборы? 1) Выработать общие догматы церкви, угодные императору. 2) Осудить «ересь» и начать борьбу с еретиками. 3) Убрать оппонентов во власти (политических и духовных). 4) Исключением в какой-то степени можно назвать Вселенский собор при императрице Ирине. На нем поддержана власть императрицы, но осуждено иконоборчество. Преследование иконописцев заменилось на преследование осуждающих иконописание.
Поговорим о соборе 787 года. Проблема очень серьезная между иконоборцами и разрешающими писать иконы. Хотя седьмой собор одобрил иконописание, это было принято не всеми священнослужителями. Борьба продолжалась. Только на следующем соборе (843 года) уже окончательно разрешили иконописание.
Нужны ли Богу такие соборы? Для этого зададимся другим вопросом: в чем заключается идеал Бога для человека? Какие принципы в первую очередь нужно соблюдать?
Бог создал человека и дал ему свободу выбора. Только так он может достичь совершенства. У разных детей Бога могут быть разные взгляды. Каждый отражает уникальный аспект Творца. Невозможно привести всех верующих к одной форме. Идеал Бога не в том, чтобы создать одну формальную религию с одинаковыми ритуалами. Творцу нужно наше сердце. Все люди равны перед Богом, так как все его дети. Вера в Небесного Отца предполагает свободу.
Эти соборы показали, насколько трудно создать основание для мессии в то время. Почему на них не обсуждали вопросы, например, как важно сохранять целомудрие до брака и верность в браке? Как укрепить институт семьи? Подтвердить идею о том, что крепкая семья – это один муж и одна жена (а не многоженство). Как помочь простым людям изучать жития святых, чтобы тем самым развивалось их сердце. Как улучшить образование. Можно ли бороться с пьянством?
Цель соборов: «одна власть, следовательно, одни духовные догматы». Это лишало людей свободы выбора и уводило от Бога. Происходило подстраивание церкви под власть императора. В то время, как миссия церкви, – помогать императору следовать нравственным законам. Планомерное лишение свободы совести лишало возможность принять мессию в обществе.
Только последний собор (в 800 летнем периоде) 787 года и 843 способствовал развитию изначальной природы человека. Так как разрешил иконопись. Человек приходит к Богу через творчество и красоту. Давайте спросим Небесного Отца, как Он относится к тому, что его изображают на картинах? Или как относится Иисус к этому? Родители только рады, если дети пытаются их нарисовать. Иконописание помогает соединиться с Творцом.
Идея, что Бога нельзя изображать – причиняет Ему боль. В исламе нет икон, но там выделяют строки из Корана. Их помещают в красивую рамочку. Эти картины можно тоже назвать иконой. Мусульмане таким способом отражают Небесного Отца. Только в христианстве рисуется человек, а в исламе – пишется текст.
Интересно, что этот собор завершает 800 летний период (искупления) и подготовки к созданию основания для мессии. Здесь начинается новый период, когда возможно пришествие ГВП.
11. Карл Великий. 800 год
Бог продолжает работать. Он готовит Основание веры и Субстанциальное основание. На территориях развалившейся Римской империи Он выделяет династию Меровингов, а с середины VIII века – династию Каролингов. В результате, в 800 году нашей эры появился император первой христианской империи: Карл Великий. (Византийскую империю рассмотрим позже)
Мы уже говорили, что Бог не мог послать мессию раньше по двум причинам. 1. Требовалось восстановить нравственную ситуацию. Поднять уровень веры людей. 2. Требовалось заплатить искупление за аналогичный период истории с другой нацией (период судий). Тогда избранной нацией считались израильтяне.
К 800 году избранная нация обрела свою страну: Христианское королевство (или Франкскую империю). Империя объединяла земли Франции, Италии и Германии. Во главе нее стал император: Карл Великий. Новая молодая империя. С главой государства – христианином. Карл Великий считался образованным человеком. Он открывал библиотеки, развивал образование, строил церкви, обращался к эллинистическому наследию. Король завоевывал новые территории, чтобы обратить местных жителей в христианство. Его вдохновило произведение Священного Августина «О граде божием». Он стремился построить такой «град». Папа, Лев III, помазал его на царство. Римскую империю в 392 году мы можем только условно назвать христианской империей, так как она претерпевала процесс разложения.
Период феодальной раздробленности (392 – 800 годы), или период христианских церквей при патриархах, был похож на период удельной раздробленности на Руси. В отсутствие единого правителя церковь объединяла общество. Священнослужители считались интеллектуальной элитой. Ощущалось духовное (христианское) единство. Сама церковь имела четкую структуру во главе с папой (На Руси – во главе с митрополитом).
Далее приведу цитату из Божественного принципа: «Поэтому в этот период папе и королю следовало осуществить идеал христианского государства, выступая в совершенном единстве, основой которого должна была стать Божья воля. Иными словами, воздвигнутое на духовном основании для Мессии духовное царство во главе с папой и земное королевство, которым правил король, должны были объединиться, воплотив идеал христианства.
Если бы это произошло в то время, религия, политика и экономика смогли бы прийти к гармонии, что обеспечило бы создание основания для принятия Мессии Второго пришествия».
Насколько это получилось, мы рассмотрим позже. Сейчас же хотел разобрать две темы: 1. С какой целью Небесный Отец развивает ислам. 2. Роль Византийской империи в провидении. После этого мы перейдем к Истории России. У Владимира Святого была такая же миссия, как у Карла Великого.
12. Роль мусульман в провидении
12.1 Представление об идеале
Ислам начал распространяться на территории Аравийского полуострова с 610 года. Благодаря пророку Мухаммеду. В 622 году пророк стал правителем города Медины. В последующее 8 лет он распространял ислам по аравийскому полуострову. В результате, к 630 году ислам стал общеарабской религией. После вознесения Мухаммеда (632 год) последователи распространили новое учение по территории Северной Африки, Азии и Европы (Пиренейский полуостров).
Феномен быстрого распространения ислама связан с провиденциальными причинами. В Коране 25 раз говорится о возвращении Иисуса. Приведем одну из фраз: «Скоро, очень скоро сын Марьям сойдет к вам как судья справедливый. „…“ И это будет так, что один земной поклон станет предпочтительней земного мира и всего, что есть в нем» (Коран)
Другой пример: «Посланник Аллаха заметил: «Что будет с вами, когда Сын Марии явится к вам и захочет быть Имамом среди вас? Что станете вы делать, когда Сын Марии явится и поведет вас?» (Хадис Муслима)
С точки зрения Бога в арабском халифате должны произойти те же процессы подготовки к приходу мессии, что в христианстве. С учетом национальных особенностей.
Зададим ряд вопросов. Зачем Богу понадобилось создавать новую религию, конкурирующую с христианством? Почему эта религия быстро разрослась по территории Северной Африки и Ближнего Востока? Почему Бог создал новую религию, вместо того, чтобы позволить христианской культуре развиться на этих землях? Какой аспект Творца воплощает ислам? Чем он сходен с христианством и чем отличается?
Сразу поясним: мы не собираемся показывать, что какая-то религия лучше, какая-то хуже. Все религии, утверждающие высокий нравственный стандарт и помогающие соединиться с Богом, идут от Бога. Также, мы не будем показывать сходств и отличий в обрядах. Нас интересует содержание.
Чтобы ответить на эти вопросы, перейдем к первопричине. Творец создал людей как своих детей. Он хочет делить с ними любовь и радость. Небесный Отец дал людям свободу (и нравственные предостережения). Только в этом случае человек может развиваться и стать Ему подобным.
Человек будет счастлив, если приносит радость Богу. Это возможно через осуществление трех благословений. Совершенная личность, крепкая семья, вклад в общество. Это три сложных этапа в развитии личности. Проходя их мы больше и больше повторяем природу Отца.
Совершенство личности предполагает нашу тренировку над душой и телом. Мы учимся любить. Поступать в соответствии с волей Бога. Крепкая семья еще больше повторяет Его природу. Соединяет разные аспекты Творца. Благодаря супружеской любви, рождению детей, разрешению конфликтов, мы лучше чувствуем сердце Господа. Он —сам родитель. Небесный Отец хочет испытывать радость от супружеских отношений мужа и жены. Третье благословение – это строительство Царства Небесного на земле (наш вклад в общество).
Во время жизни на земле человек проходит этапы юности, зрелости и старости. После положенного срока мы переходим в безграничный духовный мир, где живем вечно (душа человека). Построив Царство Небесное на Земле – люди переходят в Царство Небесное на небе. В духовном мире мы чувствуем себя свободными настолько, насколько научились любить (заботиться о других). Несвобода происходит от неразвитости сердца.
Описывая идеал, мы опираемся на здравый смысл и логику.
К сожалению, после появления первых людей, архангелом Люцифером и людьми была совершена ошибка. После чего Бог начинает процесс восстановления. Цель восстановления и цель творения одинакова – достичь изначального идеала. Только восстановление предполагает следование законам искупления и растянуто во времени.
Один из моментов восстановления – это ответственность за свои поступки. Как представители рода и нации, мы отвечаем за поступки своих предшественников. Восстановление прошлых ситуаций предполагает процесс искупления. То есть в повторяющихся моментах нужно поступить уже не против Божьей воли, а согласно Его воле.
В процессе восстановления предполагается, что новый человек поможет разрешению прошлых ошибок, осуществит три благословения, создаст условия возвращения детей Отцу. Таким образом, будет создано Царство Небесное на земле. В начале истории Царство Небесное было создать легче. С накоплением ошибок оно создается сложнее.
Противоречит ли такой идеал исламу? Нет. Потому что это позиция родителя.
Процесс восстановления предполагает работу Бога и работу людей. Не ждите, что идеальный мир наступит сам собой. Нам нужно трудиться. Царство Небесное предполагает, в первую очередь, укрепление института семьи и разрешение проблем половой распущенности. Как мы уже говорили: все мировые проблемы выходят из семьи. Поэтому утверждение крепкого мира происходит благодаря семьям. Проблемы не исчезнут. Но они станут быстро разрешаться. Это похоже на семью. Проблемы решатся быстрее, если супруги расположены друг к другу.