Полная версия
Философское измерение истории
Там же. С. 391.
81
Там же. С. 289.
82
Там же. С. 290.
83
Поппер в скобках замечает, что в Средние века «социальные изменения все же удалось задержать магическим заклинанием платоновеко-аристотелевского эссенциализма» (Там же. С. 247.). Из этого можно, как кажется, заключить, что Средневековье также следует отнести к закрытому обществу.
84
Там же. С. 29.
85
См.: Hayek F. A. Fatal Conceit. Chicago, 1989. Ch. l.
86
Хайек Ф. А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 121.
87
Хайек Ф. А. Указ. соч. С. 145.
88
Хайек Ф. А. Указ. соч. С. 143.
89
Там же. С. 110.
90
Хайек Ф. А. Указ. соч. С. 147.
91
См.: Там же. С. 110.
92
См.: Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 81.
93
Арон Р. Указ. соч. С. 87.
94
См.: Там же. С. 188–196.
95
Арон Р. Указ. соч. С. 194.
96
Арон Р. Указ. соч. С. 231.
97
Там же. С. 232.
98
Там же. С. 232–233.
99
Арон Р. Указ. соч. С. 275.3
100
Там же. С. 286.
101
Арон Р. Указ. соч. С. 286–287.
102
Там же. С. 287.
103
Там же. С. 290–291.
104
Там же. С. 296.
105
Арон Р. Указ. соч. С. 97.
106
Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 278.
107
Там же.
108
Там же. С. 279.
109
См.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 334.
110
Цит. по: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. С. 345.
111
Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. С. 283.
112
Бохеньский Ю. Сто суеверий. М., 1993. С. 135.
113
См.: Фрейд 3. Указ. соч. С. 258 и сл. Описание Фрейдом «психологической массы» основывается на работах по массовой психологии Г. Лебона и Дж. Макдугалла. Как и в случае армии, Фрейд сводит все особенности массовой души к эмоциональным связям. (См.: Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.)
114
Зиновьев А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М., 1994. С. 418.
115
См.: Там же. С. 419.
116
Там же.
117
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 27.
118
Кун Т. Указ. соч. С. 27–28.
119
См.: Кун Т. Указ. соч. Раздел пятый.
120
Фейерабенд П. Объяснение, редукция и эмпиризм // Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 118.
121
См.: Фейерабенд П. Против методологического принуждения. Очерк анархической теории познания // Избранные труды по методологии науки. Гл. 3.
122
Фейерабенд П. Объяснение, редукция и эмпиризм // Избранные труды по методологии науки. С. 111.
123
Там же. Указ. соч. С. 124.
124
См.: Кун Т. Указ. соч. С. 349, 393, 350.
125
Там же. С. 393.
126
Там же. С. 363.
127
Фейерабенд П. Объяснение, редукция и эмпиризм // Избранные труды по методологии науки. С. 113.
128
«Попытка структурировать историю, делить ее на ряд периодов всегда ведет к грубым упрощениям, однако эти упрощения могут служить стрелками, указывающими на существенные моменты» (Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 1. С. 60).
129
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Игры обмена. М., 1988. Т. 2. С. 563.
130
Там же. С. 564.
131
См.: Там же. С. 564, 567, 568, 587.
132
О различии между теоретическим и нетеоретическим, в частности дотеоретическим и практическим, мышлением см.: Husserl E. Die Krisis des europaischen Menschentums und die Philosophic // Gesammelte Werke. Haag, 1954. Bd. 16. Следуя теоретической установке, пишет Э. Гуссерль, человек начинает отличать представления о мире от реального мира и для него встает новый вопрос – вопрос об истине, не о житейской истине, косно держащейся традиции, но об истине, которая для всех, кто не ослеплен привязанностью к традиции, идентична и универсально значима, – об истине самой по себе. Таким образом, теоретическая установка философа с самого начала придает ему стойкую решимость посвятить всю свою дальнейшую жизнь, осмыслив ее как универсальную жизнь, делу теории, чтобы отныне строить теоретическое знание на теоретическом знании до бесконечности (Ibid. P. 335). К. Ясперс приурочивает появление теоретического мышления к духовной революции «осевого времени» (VIII–II вв. до н. э.). В этот период впервые разделяются как противоположности земля и небо, сущее и должное, повседневность и идеал. Стремясь к идеалу и осознавая свою беспомощность, человек обращается к внешней силе, но не к герою или местному божеству, у которого он искал избавления от мук в «доосевой» период, а к единому и всемогущему богу, стоящему вне мира и способному спасти человека лишь по своей доброй воле. «Человек как бы впервые побуждается к ясному, отчетливому мышлению, возникает рефлексия – почва, на которой впервые произрастает философское мышление» (Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1991. Вып. 1. С. 30).
133
См.: Gourvitch G. Determinismes sociauxet liberte humanaivie. Paris, 1963. P. 261. См. также: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVI1I вв. Т. 2. Игры обмена. С. 467.
134
Бродель Ф. Указ. соч. С. 467.
135
Там же. С. 468.
136
Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 61.
137
Там же. С. 62.
138
См.: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Т. 2. Игры обмена. С. 486. Слово «буржуа» получает широкое распространение лишь к концу XVI в. либо к концу XVII в. Всеобщим его употребление станет в XVIII в., а Французская революция обеспечит его успех и сделает его характерным ярлыком уже капиталистического общества.
139
Традиционалистские культуры Востока (арийская, индийская, китайская) и культура европейского средневековья создали свободные города, в которых существовали органы общественного самоуправления, прообразы частной собственности и правового самосознания, реализовались первые попытки поставить власть в зависимость от общества.
140
См.: Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории // Есть ли у России будущее? М., 1991.
141
См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.
142
Лебон Г. Психология социализма. СПб., 1995. С. 32.
143
Шафаревич И. Две дороги – к одному обрыву // Новый мир. 1989. № 7. С. 159.
144
Там же. С. 161.
145
Там же.
146
Речь будет идти преимущественно о европейских странах, но не по причине «европоцентризма», а потому, что в Европе, как правило, «все лучше видно, чем в иных местах» (Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв. Т. 2. Игры обмена. С. 463).
147
Иногда под «модернизацией» понимают процессы, происходившие в активно развивающихся капиталистических и социалистических странах после Второй мировой войны.
148
Тиллих П. История и Царство Божие // Философия истории. Антология. М., 1995. С. 235.
149
Левит К. О смысле истории // Философия истории. Антология. М., 1995. С. 263.
150
Левит К. Указ. соч.
151
Там же.
152
П. Тиллих связывает вопрос о смысле истории с вопросом о смысле бытия в целом: «Интерпретация истории предполагает нечто большее, чем разрешение проблем истории. Поскольку история есть всеохватывающее измерение жизни и поскольку историческое время – это время, в котором заключены все прочие временные измерения, ответ на вопрос о смысле истории содержит ответ на вопрос об универсальном смысле бытия» (Тиллих П. История и Царство Божие // Философия истории. Антология. С. 236–237).
153
См.: Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 52–53.
154
Левит К. О смысле истории // Философия истории. Антология. С. 266.
155
Гегель Г. В. Ф. Собрание сочинений. М., 1935. Т. VIII. С. 13.
156
Toynbee A. J. A Study of History. L., 1936. V. II. P. 178.
157
См.: Досон К. Христианский взгляд на историю // Философия истории. Антология. С. 259.
158
Ясперс К. Указ. соч. Вып. 2. С. 172.
159
Ясперс К. Указ. соч.
160
Там же. С. 172–173
161
Там же. С. 173–174.
162
Ясперс К. Указ. соч. С. 22–23.
163
Там же. С. 23.
164
Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. II. С. 311.
165
Там же. С. 320.
166
Там же.
167
См.: Поппер К. Указ. соч. С. 322.
168
Мюллер К. Смысловые толкования истории // Философия истории. Антология. С. 276–277.
169
См.: Мюллер К. Указ. соч. С. 276.
170
Тацит. Анналы. III, 18.
171
Вундт В. Социальные законы // Философия истории. Антология. С. 146.
172
Там же. С. 147.
173
Там же. С. 149.
174
Брейзиг К. Законы мировой истории // Философия истории. Антология. С. 153.
175
Там же. С. 155.
176
См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. II. С. 305.
177
См.: Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993. С. 165–166.
178
См.: Там же. С. 168.
179
См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. С. 34.
180
Поппер К. Указ. соч. С. 354.
181
Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 2. С. 150.
182
См.: Ясперс К. Указ. соч. С. 143. «…В конечном счете, – пишет Р. Арон, – уникальное и необратимое становление, по своему определению, не несет в себе закона, поскольку оно не воспроизводится – по крайней мере, возвращаясь к его началу, нельзя представить указания высшей власти, правила, которым подчиняется всеобщее движение» (Арон Р. Введение в философию истории. С. 83).
183
К. Манхейм предлагал термин principia media, напоминающий по своему смыслу термин «тенденция». Principia media – это «в конечном счете универсальные силы, действующие в конкретных условиях, они составляются из разнообразных факторов, наличествующих в данном месте и в данное время, и есть особая комбинация обстоятельств, которая может никогда больше не повториться» (Mannheim К. Man and Society in the Age of Reconstruction. N. Y., 1967. P. 178). «Неспециалист, осмысливающий социальную реальность, – писал Манхейм, – понимает события прежде всего благодаря бессознательному использованию таких principia media, которые суть частные принципы, действующие только в рамках определенной эпохи» (Ibid).
184
Тиллих П. История и Царство Божие // Философия истории. Антология. С. 239–240.
185
См.: Досон К. Христианский взгляд на историю // Философия истории. Антология. С. 259.
186
Там же.
187
Тиллих П. Указ. соч. С. 238.
188
Там же. С. 238–239.
189
См.: Там же. С. 240.
190
Франк С. Л. Крушение кумиров // Сочинения. М., 1990. С. 141.
191
Франк С. Л. Указ. соч. С. 142.
192
Бохеньский Ю. Сто суеверий. М., 1993. С. 120.
193
См.: Там же. С. 121.
194
Бохеньский Ю. Указ. соч. С. 123.
195
См.: Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 2. С. 165.