Полная версия
Богословие апостола Павла. Критический взгляд на Павловы послания. Том I
(23) потому что все согрешили и лишены славы Божией,
Действительно, нет безгрешных адамитов, так или иначе согрешают все, а согрешая, лишаются славы Божией.
(24) получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
Здесь, как и везде, богословие Павла совершенно отчетливо различает Бога и Иисуса Христа. Оправдание мы получаем от Бога «по благодати Его», благодаря искупительной жертве Иисуса. Не Бог Иисус, отличный от Бога Отца является жертвой (жертвенным Агнцем), а Человек Иисус.
Однако, не следует вульгаризировать эти слова и, обольщаясь, грешить направо и налево, будучи уверенным, что все мои грехи искуплены Христом.
«…оправдание даром», – основной лейтмотив убеждений Павла, однако, мы уже видели выше (2:13), и будем прослеживать ниже непоследовательность этого утверждения, поэтому его нельзя утрировать.
(25) Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
Бог (один и единственный Бог) предложил в жертву умилостивления Иисуса, так как никто иной не был пригоден для этого из-за порочности (испорченности); ведь Богу угодна только чистая и беспорочная жертва (Исх. 12:5). И от Своего народа Он требовал, чтобы в жертву приносили животных без порока (Исх. 29:1,38; Лев. 1:3,10; 4:3,23,28,32). Беззаветным послушанием Богу Отцу, даже до крестных страданий, Человек Иисус умилостивил Бога кровью Своей. Но милость эта распространяется только на уверовавших в Него («через веру»). Однако, Бог прощает только прежние (но не будущие) грехи.
Здесь Синодальный перевод: «для показания правды Его», – не верен. Другие переводы, в том числе и подстрочный перевод А. Винокурова, гласят: «…для показания праведности Его», то есть, этой безупречной жертвой Христа Бог показал Его праведность.
(26) во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
Долготерпение Божие вполне естественно, ведь и добрый, любящий отец терпит безрассудные поступки своих малых детей в надежде, что, повзрослев, они образумятся. Тем более Отец Небесный, знающий о неизлечимой болезни детей (о их духовном повреждении), теперь, в настоящее время, с приходом обещанного Спасителя, Он показывает, что праведность Его (Бога) неизменна и непреходяща; и обнаруживается она в том, что Он (Бог) оправдывает верующих в Иисуса, прощая им грехи, соделанные прежде.
(27) Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.
Если бы человек был способен сам исправлять свою природу, испорченную грехом, то он мог бы похвалиться этой способностью, но в том то и дело, что без Божьего содействия сам человек не способен исправить свое испорченное естество. Ему может казаться, что только своими благими намерениями и усилиями, он становится лучше, но это обманчивое самообольщение, ибо сам себя наполнить Святым Духом и поправить свою духовную порчу человек не способен, – это делает Бог.
Человек – слабое и во многом немощное существо, и ему нечем хвалиться, но апостол здесь представляет законы бытия так, что вера исключает всякую необходимость исполнять законы. Такое утрирование неправомерно. Вера – великая вещь, но мы должны знать и помнить, что вера без дел мертва (Иак. 2:20).
(28) Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
Без соответствующих оговорок мы не можем согласиться с этим утверждением, ибо, и здравый смысл, и апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва, и «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?» (Иак. 2:21—22) – вот это верно! По Павлу же получается, что независимо от дел (добрых или злых), только уверовав во Христа и став христианином, приняв крещение, можно спастись.
Но здесь мы вынуждены заметить, что Павел не последователен в своих утверждениях, ибо прежде он говорил: «…не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут», и «Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:13,16).
(29—30) Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
Бог един для всех людей независимо от расовой, национальной и религиозной принадлежности. Вера порождает праведность, а праведность утверждает закон, что он истинен. Вообще закон всегда остается незыблемым, ибо он от Бога и является фундаментом, на котором основана вера, и строятся дела.
(31) Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Не случайно апостол задал вопрос, ибо чувствовал (или понимал) свое предвзятое отношение к вере, нивелируя закон. Но свой утвердительный ответ, на поставленный вопрос, он не подкрепил никакими, даже мало-мальски приемлемыми доводами, показывающими, каким образом он утверждает закон.
Глава 4
(1) Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
Апостол имеет в виду духовное приобретение посредством дел плоти. Далее он стремится показать, что только вера, а не дела имеет цену в очах Божиих. Но с такой интерпретацией веры и дел никак нельзя согласиться, ибо вера и дела взаимосвязаны, и отделять одно от другого нельзя никоим образом.
(2) Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
Но перед кем же Авраам имеет похвалу за свое оправдание делами, если не перед Богом? А вот Иаков, продолжая речь о вере и делах, об этом пишет в своем послании так: «И исполнилось слово Писания: „веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим“. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2:23—24).
(3) Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
Здесь ап. Павел явно фальсифицирует смысл священных слов Писания, Вера является основой, на которой строятся жизнь и дела человека. соответствующие его вере. Если человек верит, что Бога нет, то он живет, как вздумается, нарушая духовные нормы. Авраам же поверил Богу еще тогда, когда он не был Авраамом, а был Аврамом: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). На этой бескомпромиссной вере Аврама Богу, была построена вся его праведная жизнь. Но, говоря, что вера Богу вменилась Аврааму в праведность, апостол умолчал о том, в чем выразилась эта вера Авраама, а она выразилась в безупречном послушании Богу. Авраам был готов принести в жертву Богу даже своего единственного законно рожденного сына Исаака, через которого Бог обещал размножить семя Авраама. Об этом, кстати, сказал ап. Иаков (Иак. 2:21). Итак, прощение грехов осуществляется не просто так (за красивые глаза), и не за голую веру, но через праведную жизнь, а праведная жизнь возможна только в послушании Богу, – делами угождая Ему. Мы выше видели, что, приведя ту же цитату о вере Авраама, ап. Иаков сказал: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?».
Действительно, Авраам безукоризненно верил Богу и беспрекословно был послушен Ему, творя дела угодные Богу, но официальный закон был дан не ему, а его потомкам через четыреста лет, поэтому оправдание законом на него не распространялось. То есть Авраам, несмотря на то что творил дела угодные Богу, не имея закона, не мог сказать: «Господи, я исполнил закон Твой, и потому достоин Твоей похвалы», зато он мог сказать: «Я исполнил все Твои требования, – разве я недостоин Твоей похвалы?».
Надо сказать, не лукавя пред Богом, пред апостолом и перед людьми, что Павел, безоглядно увлеченный верой во Христа, и стремясь обратить в такую же веру язычников, нередко злоупотребляет утрированием веры.
(4) Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
Воздаяние потому и называется воздаянием, что дается человеку по делам его. То, что дается не по делам, а по милости дающего, называется не воздаянием, а даром или подарком.
(5) А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
Категорически не согласен с таким утверждением! Получается так, что можно творить бесчинства и беззакония, веруя, что Бог оправдает тебя нечестивого, блудного и скверного, и примет тебя как праведника только за одну твою веру. Нигде и ни у кого в Св. Писании нечестивец не оправдывается, но только у ап. Павла.
(6—8) Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
И здесь ап. Павел явно искажает смысл сказанного Давидом: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» (Пс. 31:1—2), ибо далее пророк говорит, что Господь покрывает беззакония и прощает грехи не за голую веру, а за покаяние: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: „исповедаю Господу преступления мои“, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5). Сам пророк признаёт, что пока не было покаяния, он испытывал на себе тяжесть руки Господней: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя» (Пс. 31:3—4). А ведь Давид имел великую веру, однако Бог не прощал ему грех, пока он не каялся. Таким образом 5 стих Павла является голословным утверждением, не подкрепленным убедительными аргументами. Именно такие утверждения апостола стали основанием для протестантских убеждений в том, что для спасения достаточно только Христовой жертвы и веры в Иисуса Христа. Именно из-за таких высказываний Павла он неоднозначен, противоречив и превратно толкуется.
(9—10) Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
Блажен человек, которому Бог отпускает грехи его, но при чем же здесь обрезание или необрезание? И почему говорится только об Аврааме, ведь и до Авраама были верующие в Бога и Богу, и жили праведно, в соответствии со своей верой. Очевидно, этим уточнением: обрезание – необрезание, Павел хотел убедить необрезанных язычников, что и они могут получить от Бога прощение грехов и блаженство праведника, если уверуют во Христа.
(11) И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
Здесь Павел явно искажает суть обряда обрезания. Обрезание было завещано не только Аврааму, но и всему его племени: «Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным». (Быт. 17:13). То есть обрезание – это знак на теле, отличающий авраамита (монотеиста) от язычника, как таинство крещения отличает христианина от нехристианина. Совершенно очевидно, что само по себе обрезание не делает человека праведным, если он нечестивый; как и обряд крещения не делает человека святым, но это лишь залог будущей святости, живущих по вере во Христа и подражая Ему. Не следует обманываться, – одной веры для праведности мало – это непреложный закон бытия. Такие откровенные искажения истины, проделываемые ап. Павлом, к сожалению, не единичны.
(12) и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Все эти словесные кульбиты вокруг веры, обрезание, необрезание – апостол Павел проделывает ради того, чтобы привлечь язычников к вере во Христа. Но, все-таки, духовным отцом (каковым позиционирует Авраама Павел), и для обрезанных, и для необрезанных христиан является не Авраам, а Сам Христос, в Котором Бог Отец, являющийся истинным духовным Отцом всех, имеющих Его Дух.
(13) Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностью веры.
Вера действительно является началом и основанием праведности (праведной, Богу угодной жизни); без веры в Бога и Богу не может быть полноценно праведной жизни. Если человек и живет «без» Бога по видимости благочестиво, то это благочестие нередко оказывается ущербным. Вера утверждает человека в благочестивой жизни и усовершенствует его праведность. Однако, одной веры мало, необходимо жить по вере, чтобы стать праведником, ибо и среди верующих встречаются люди далекие от дел праведных. А что касается закона, то он здесь ни при чем; закон, как и вера, регламентирует дела, не более того. Авраам же признан праведником пред Богом задолго до официально прописанного закона, ибо закон был написан в сердце его, по словам самого же Павла: «…когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2:14—15). Здесь же Павел склоняет к самодостаточности веры, и вновь свидетельствует о непоследовательности и противоречивости его суждений.
(14) Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
И вновь софистика и фальсификация сути явлений. Нельзя веру обособлять от дел. Закон может быть, а может и не быть; закон для всех одинаков, а вот вера и дела, сугубо индивидуальны и не отделимы друг от друга. Человек – не животное, и потому даже отсутствие писанного закона не освобождает человека от наказания за преступления. Даже гражданские законы утверждают, что незнание закона не освобождает от ответственности. Допотопные люди не имели писанного закона, однако, праведники, как Енох и пророк Илия, вознеслись на небо живыми, за свою веру и праведность; и такие, как Ной, были спасаемы Богом; а грешники были поглощены водами Потопа. Слова: «…где нет закона, нет и преступления», – могут быть справедливы лишь по отношению к животным, но не для человека, ибо закон насаждается Богом в сердце каждого человека от времен Адама. Ведь не случайно, перед Потопом, Бог сократил срок жизни человеческой, сказав: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт.6:3).
Звание апостола Господня атрофирует здравый смысл читателей и толкователей посланий Павла, ибо его слова воспринимаются как непререкаемая, абсолютная истина. По этой причине экзегеты стараются доказать его правоту и силятся обыграть его предвзятые утверждения. Так, например, Священник Даниил Сысоев пишет: «Если через закон люди становятся наследниками обещаний Божиих, то опустошена и абсолютно не нужна вера. Просто формально выполни закон. Поймал папуаса, заставил выполнить закон „от а до я“, и он получит награду. Вера не нужна, что, собственно, часто сейчас и предлагают. В таком случае обещания, данные Богом, это пустышка. Ничего хорошего Он не обещал. Бог просто обманул в обещаниях, если спасение через закон»28 (курсив наш – А.В.). Какой абсурд! Какое откровенно вульгарное извращение Божественных установлений ради желания угодить апостолу. Для чего же Бог дал закон? Наверно для того, чтобы люди исполняли этот закон, ибо исполнение его положений угодно Богу. Ведь и сам Павел говорит: «…потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13). Но исполнить закон «от а до я» мы не можем заставить не только папуаса, но и самих себя, ибо исполнение закона возможно только с Божьей помощью. А Божью помощь можно получить только благодаря вере в Бога и Богу, благодаря любви к Нему. Неужели священник этого не знал? Бог обещает помиловать тех, кто исполняет Его заповеди (законы), а священник говорит, что если люди спасаются через закон, то обещания, данные Богом, это пустышка. Ничего хорошего Он не обещал. Бог просто обманул в обещаниях, если спасение через закон. Очевидно священник, благосклонно приняв утверждения ап. Павла, ни во что ставит Бога, давшего законы людям.
(16) Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
Амброзиастер уточняет: «Не может быть „непреложным“ обетование для любого семени, то есть для всякого человека из любого народа, если оно не по вере. Ведь начало обетования исходит от веры, а не от закона, поскольку находящиеся под законом виновны. Обетование не может быть дано виновным, а потому люди прежде должны быть очищены верой».29 В этом толковании мы прослеживаем искажение истины, ибо перепутаны причинно-следственные связи. Автор поставил обетование в зависимости от веры: «Ведь начало обетования исходит от веры». На самом деле сначала Бог пообещал Авраму, что потомство его будет весьма многочисленным, и только потом Аврам поверил Богу, что обетование Его будет непреложным. То есть не по вере было дано обетование, и не по милости к грешнику, а по любви и предведению Бога. У Амброзиастера обнаруживается и незнание Бога как Личности. Автор толкования пишет: «Не может быть „непреложным“ обетование для любого семени, то есть для всякого человека из любого народа, если оно не по вере». Но это не так, ибо Бог знает любого человека до его рождения, знал его до сотворения мира и потому дает Свои обетования кому хочет и когда хочет, независимо от того, верит или не верит человек. И далее Амброзиастер пишет: «Обетование не может быть дано виновным, а потому люди прежде должны быть очищены верой». Во-первых, не своей верой очищается человек, а Богом, и не будем забывать истину, реченную апостолом Иаковом, что вера без дел мертва (Иак. 2:20). Во-вторых, Бог всегда давал обетования не только святым людям, но и обычным, которые должны были стать святыми, или должны были породить святых, например, обетование жене Маноя от племени Данова (Суд. 13:5), или обетование царю Давиду через пророка Нафана (7:4—16), а ведь и сам Давид, и сын его Соломон согрешали пред Господом, да еще как согрешали!.. Но обетования Божии при этом были непреложны. И автору этой книги были даны обетования Божии, когда он еще не знал Бога и грешил, но ныне несомненно верит Богу и Его обетованиям.
Апостол Павел превозносит веру так, что милость Божия становится в зависимости от веры: «Итак по вере, чтобы было по милости». Но милость Божия распространяется на всех (и на неверующих), и не зависит от мнения даже самого ап. Павла, «…ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45).
(17—18) (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее. Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
Павел утверждает, что Авраам «поверил… через что сделался отцом многих народов». Увы, не через веру, и не по вере своей, ибо поверил после обетования. Авраам стал отцом многих народов по желанию Божьему, по Его всеведению и промыслу. Если Бог хочет что-то совершить, то даже неверие человека не является для него препятствием. Вспомним обетование Божие Аврааму о рождении Сына от Сарры и неверие ее (Быт. 18:9—15), однако обетование исполнилось. Вспомним и неверие Захарии Ангелу Божию, за что уста его были заключены, и он не мог говорить (Лк. 1:20), но обетование Божие исполнилось. Ведь сам Павел признает, что Бог называет несуществующее, как существующее, зачем же апостол плетет узлы вокруг веры – явления обретаемого и преходящего? Чтобы привлечь язычников? Но для этого не надо лукавить, надо просто говорить Духом Святым.
(19—22) И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность.
Ах, если бы только по вере, независимо от дел (дел нечестивых и ничегонеделания) люди становились праведниками… Но, к сожалению, это невозможно, ибо «…и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). И Бог Отец не безрассудный в Своей бесконечной любви, поэтому миловать верующих в Него бесов, и развращать нечестивцев и бездельников – не будет.
(23—25) А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
Прежде всего отметим богословский аспект 24 стиха, где сказано о том, что Бог воскресил Иисуса Христа из мертвых, а не Он Сам Себя воскресил, как утверждает тринитарное учение.
Апостол утверждает, что и нам христианам Бог веру вменит в праведность. Но вновь приходится напоминать, что и язычники, живущие по- совести, согласно закону Божию, написанному в их сердцах (Рим. 2:14—15) будут оправданы Богом, а христиане, имеющие веру и знание закона, но не исполняющие закон – погибнут. Ведь сам Павел сказал: «Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (Рим. 2:11—12). Видите? – вновь Павел непоследователен в своих утверждениях.
Глава 5
(1) Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
В который раз приходится повторять, – не можем мы оправдаться перед Богом и перед Христом одной только верой, так как вера без дел мертва (Иак. 2:20). Не верою, но делами через веру оправдывается человек. Почему через веру? Потому что вера побуждает к доброделанию и стимулирует благочестивую жизнь. Через Иисуса Христа людям открывается лишь перспектива мира с Богом, так же как таинство крещения является лишь залогом нашей будущей жизни в мире с Богом.
Почему не просто мир с Богом, а через Иисуса Христа? Потому что во Христе Тот же Самый единый Бог, но Сам Иисус Богом не является. Если бы Иисус, как Личность, был Богом, то апостол сказал бы: «Имеем мир с Богом Иисусом», – при этом он не назвал бы Иисуса Христом (Помазанником), ибо Бог не может быть Помазанником, так как Сам помазывает.
(2) через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
Через Иисуса Христа посредством веры христиане получают доступ к благодати, исходящей от Бога. Пребывая в этой благодати, Павел стоит (трудится) и хвалится своей надеждой на то, что обретет в свое время и славу Божию. Этими словами он, несомненно, желает привлечь к вере язычников.