Полная версия
Миссия выполнима. Технология счастливой жизни
Помните – подлинное счастье может быть достигнуто, только если ваша жизнь посвящена значимым целям и наполнена смыслом. Два фактора особенно сильно способствуют этому – тесные социальные связи и любимое дело, которое является реализацией вашей миссии.
Так что живите со смыслом, ведь в конечном счете мы живем ради него. Благодаря присутствию в нашей жизни смысла мы чувствуем себя счастливыми.
Итоги. Что такое счастье?
На протяжении всего этого раздела мы пытались найти ответ на этот волнующий вопрос, и для меня как автора поиск был по-настоящему вдохновляющим. Мне доставило огромное удовольствие писать о счастье. Даже само по себе размышление о природе счастья уже приносило глубокое удовлетворение.
Я постарался рассказать все, что знаю об этом явлении во всех его аспектах, основываясь на личном опыте и мыслях великих. Разумеется, в будущем течение жизни может заставить меня пересмотреть некоторые нынешние взгляды, но не думаю, что кардинально.
И все же – что же такое счастье? Счастье – это основа нашего бытия, тот допинг или вознаграждение, ради которого мы живем и стремимся к чему-то, это то, для чего мы предназначены.
Счастье – самый главный мотиватор жизни. Внутренне оно понятно любому человеку, поскольку каждый без исключения понимает, что такое счастье, и хочет быть счастливым.
Счастье, по сути, – гимн нашей жизни. Того, кто нашел свое счастье, можно считать человеком, познавшим смысл бытия.
Итак, смыслом всей нашей жизни является достижение счастья за счет выполнения нашей миссии. Бесцельная и бессмысленная жизнь не может быть счастливой.
Надеюсь, мои знания, полученные в результате многолетних исследований и самостоятельных размышлений, помогут каждому из читателей продолжить собственные поиски счастья и изменить жизнь к лучшему!
Раздел второй
Миссия и точка опоры
Что такое вера и для чего она нам нужна?
До того как мы углубимся в теории и гипотезы, нам нужно начать с такого фундаментального понятия, как вера. Вера – это то, что делает любую теорию или гипотезу вашей. Это то, что связывает, позволяет любой теории или гипотезе впитаться, проникнуть в вас. Без веры любая теория или гипотеза останется для вас просто набором любопытных умозаключений, которые не окажут никакого влияния на вашу жизнь.
На первый взгляд, вопрос о том, что такое вера, вроде бы всем понятен и очевиден. Но когда начинаешь копаться глубже и задавать уточняющие вопросы, большинство людей вдруг заходят в тупик. Появляется много противоречивых, нелогичных, общих или, наоборот, слишком узких объяснений. Чтобы двигаться дальше, нам нужно четко определиться, что же такое вера и как она нам помогает или мешает жить.
Вера – это ощущение, возникающее в ответ на то, что мы считаем истиной.
Таким образом, истина является источником веры. Вера – это продукт истины.
Если я вам скажу, что огонь обжигает и причиняет боль, то вы согласитесь, потому что вы много раз сами убеждались в этом и у вас внутри есть подтверждение сказанному мной. То есть у вас есть твердая убежденность в истинности моих слов. Ваша твердая убежденность в том, что я сказал, вызывает у вас веру в мои слова. Вы доверяете мне.
Если я расскажу вам историю, которая очень похожа на вашу, расскажу те эмоции, которые я при этом испытал, то это вызовет у вас ответные эмоции и ощущение истинности моих слов, потому что вы прочувствуете те же самые эмоции. Вы начнете доверять мне. Как вы видите, мы верим в то, что, по нашему мнению, является истиной.
Истина – это наше суждение относительно того, соответствуют ли наши чувства и представления объективной реальности или нет. Истина – это калибровочный инструмент, камертон, который сверяет наши чувства, ощущения и логику с существующей реальностью.
Чтобы легче было понять, давайте рассмотрим то, как мы судим о реальности. Прежде всего, посмотрите со стороны на себя и весь мир, вашу реальность. Что вас связывает, и как вы судите о ней?
С реальностью нас связывают наши органы чувств. С их помощью мы можем видеть реальность вокруг нас, слышать ее, осязать и обонять. Именно они передают нам всю информацию о мире. Полученная информация вызывает эмоции, и мы понимаем, что для нас хорошо, близко, приятно и т. д.
С помощью логического мышления и его способности делать умозаключения, эмоциональный отклик превращается в наши выводы и суждения о реальности.
А как мы поймем, соответствуют ли наши суждения реальности или нет? Мы понимаем это на основе трех типов доказательств: близких, похожих или приятных эмоций и чувств; фактов и объектов реального мира, которые подтверждаются нашими органами чувств; нашими рассуждениями по определенным логическим правилам, которые лучше всего объясняют нам то, что мы не можем подтвердить нашими органами чувств.
Для того чтобы считать что-либо истинным или ложным, нам нужны либо эмоции, благодаря которым мы чувствуем приятность или близость чего-либо, либо факты, которые мы можем увидеть, услышать, понюхать, потрогать, либо логическое обоснование.
Следовательно, можно выстроить следующую цепочку. Вера – это ощущение, возникающее в ответ на то, что мы считаем истиной. Истиной мы считаем только то, что мы эмоционально считаем близким, похожим или приятным, либо то, что сами можем увидеть, услышать, понюхать, потрогать, либо то, что логически обосновано.
Мы рассмотрели пример того, как эмоции заставляют принять нас что-то за истину. Как я говорил, для того чтобы эмоционально что-либо признать истиной, нам нужно, чтобы наши эмоции были похожими или приятными либо мы чувствовали близость.
Вспомните пример, где я рассказал вам о том, как рассказчик может своей историей вызвать у вас похожие эмоции, чтобы вы начали ему доверять. Когда рассказчик хвалит вас, говорит вам приятные вещи, вы тоже невольно начинаете ему доверять. Недаром про такую ситуацию говорят: «Он втерся в доверие», сказал то, что вы хотели бы услышать. Вы невольно начинаете считать истиной то, что говорит вам собеседник, и верить ему.
С органами чувств тоже все понятно. Вы не можете не верить своим органам чувств. Как вы можете не верить тому, что вы видите, слышите или чувствуете?
А вот третий тип доказательств в виде логических рассуждений нам нужно разобрать немного подробнее. Дело в том, что если органы чувств дают нам прямой контакт с реальностью, то в случае с логическими рассуждениями и доказательствами мы целиком опираемся только на наши суждения и умозаключения.
Этот тип доказательств истины сугубо ментальный, поэтому он вызывает определенные сложности у многих людей. В каждом из нас от природы сидит внутреннее понимание логики, которое формируется в нас с рождения благодаря тому, что мы постоянно наблюдаем причинно-следственные явления.
Представьте, вы куда-то сильно спешите. На улице гололед. Вы падаете и больно ударяетесь о землю. В голове автоматически складывается причинно-следственная связь: зимой бывает гололед, лед скользкий, на нем можно упасть. А если спешить, то шанс упасть резко возрастает. Падать на лед очень больно, потому что он твердый. На основании этой логической цепочки у вас автоматически возникает логическое умозаключение: «Я упал, потому что спешил во время гололеда. Значит, во время гололеда спешить нельзя, нужно ходить очень осторожно».
На таком уровне в каждом из нас есть понимание причинно-следственной связи и логики. Мы все умеем делать суждения и выводить умозаключения. Трудность наступает тогда, когда мы начинаем думать или рассуждать об абстрактных вещах, которые мы не можем увидеть, пощупать и представить.
Например, вы обиделись на человека за то, что он не отметил вас прилюдно или холодно поздоровался, несмотря на то что в прошлый раз вы ему сделали что-то хорошее. Или вы впали в депрессию, вам все лень, вы постоянно прокрастинируете. Вроде то, что вы должны сделать, очень важно, но у вас нет ни сил, ни желания. Почему?
Это достаточно абстрактные ситуации. И разобраться в них для многих людей очень непросто. Именно для того, чтобы разбираться в таких ситуациях, когда вы не можете напрямую увидеть или прочувствовать причинно-следственную связь, вам на помощь приходит третий тип доказательства истины – логика, или логические рассуждения.
Любое предположение требует подтверждения или доказательства. Доказательства считаются истинными, только если они выстроены по определенным логическим законам.
Какие это законы?
Последовательность. Все утверждения должны быть последовательны, одно должно вытекать из другого. Если утверждения будут непоследовательны, хаотичны, то вы инстинктивно поймете, что там нет истины.
Логичность. Все аргументы должны быть выстроены правильно, в соответствии с логикой и ее законами. Мы здесь не будем рассматривать законы логики, но кратко скажу, что каждый человек интуитивно чувствует их нарушение.
Непротиворечивость. Ни один аргумент или утверждение не должны противоречить предыдущим.
Полнота. Вся совокупность утверждений и аргументов должны создавать законченную картину.
Аристотель еще в IV веке до нашей эры вывел, что существует три метода убеждения. Он утверждал, что человека можно убедить через его: пафос (эмоции, истории), логос (логику, аналитику), этос (доказательства, достоверность). Как мы видим, ничего с тех времен в натуре человека не изменилось. Люди остаются теми же самыми, хотя времена и технологии меняются.
Давайте вспомним еще раз, что такое вера? Вера – это ощущение, возникающее в ответ на то, что мы считаем истиной. Вера нужна человеку, чтобы ориентироваться в этом мире, чтобы выбирать те суждения и умозаключения, которые будут вшиты или встроены в его картину мира. Картина мира является своеобразной картой местности для человека в этом мире. От того, какая у человека картина мира, зависит, насколько он будет эффективен в жизни. Получается, вера – это выбор человеком определенной картины мира.
Мы достаточно полно рассмотрели вопрос веры. Сейчас вы имеете правильное понимание, что такое вера, как и откуда она появляется и в чем ее суть. Дальше мы рассмотрим различные теории и гипотезы и разберемся, какая из них даст нам наиболее эффективную картину мира, которую нам стоит взять себе на вооружение.
Теория Большого взрыва
То, как зародилось все сущее, как возник окружающий нас мир и жизнь, – вопросы, волновавшие человечество на всем пути его существования. Одна из основных атеистических научных концепций называется теорией Большого взрыва.
Теория Большого взрыва – научная гипотеза, которая объясняет возникновение и развитие нашей Вселенной. Она утверждает, что Вселенная появилась около 13,8 миллиарда лет назад из очень маленькой, бесконечно плотной и горячей точки, называемой сингулярностью, которая в последующем взорвалась, быстро расширилась и охладилась. По мере расширения Вселенной субатомные частицы объединились в атомы, а гравитация стянула материю воедино, образовав звезды и галактики.
Теория Большого взрыва широко признана учеными как наилучшее объяснение происхождения и эволюции Вселенной. Она подтверждается широким спектром научных данных, включая наблюдения за космическим микроволновым фоновым излучением, исследования крупномасштабной структуры Вселенной и ее квантового уровня.
Помимо описания происхождения Вселенной, теория Большого взрыва также предсказывает, что Вселенная будет расширяться вечно. На концепции Большого взрыва основаны и другие теории, например связанные с происхождением и существованием темной материи и темной энергии.
Эти теории, разделяемые большинством современных ученых, выглядят очень даже достоверно и доказательно. Но ни одна из них не в состоянии ответить на такие насущные вопросы, как:
■ Что было до возникновения исходной точки?
■ Откуда она вообще появилась?
■ И почему она вдруг появилась?
■ Что было вокруг этой точки?
■ Каков был размер этой точки?
■ Сколько было таких точек?
■ Если она была одна, то почему не было других?
■ По какой причине вообще произошел Большой взрыв?
■ Куда именно расширяется Вселенная?
■ Где проходит граница Вселенной?
■ Что находится за границами Вселенной?
■ Где сейчас расположен эпицентр взрыва?
Ну и еще миллион других вопросов.
Проблема теории Большого взрыва в том, что она не дает нам никакой точки опоры. Она объясняет нам лишь некий отрезок пути между точками «А» и «Б». Но что было до точки «А» или что будет после точки «Б»?
Проблема этой теории даже не в доказательствах как таковых – очевидно, что в какой-то момент ученым все равно придется оперировать недоказуемыми вещами. Эта научная концепция не дает нам полной картины, она неполна и недостаточна для того, чтобы мы получили твердую уверенность в ее постулатах.
Вместо ответов на наши вопросы теория Большого взрыва порождает еще больше вопросов, создает дополнительную неопределенность там, где необходима хоть какая-то ясность. Не получив однозначного объяснения, мы не можем использовать эту теорию как точку опоры, как нечто надежное, вызывающее уверенность.
Судите сами. Вселенная обширна – ее радиус составляет порядка 46 миллиардов световых лет. В одной лишь видимой нам части она содержит не менее 200 миллиардов галактик и примерно 1025 планет. Во Вселенной, возникшей 13,8 миллиарда лет назад, существует около 1091 частиц. Все эти числа, хоть и большие, все же конечные. Как конечен и объем информации о Вселенной, доступный нам.
Но что находится за пределами этих данных? В конечном итоге наука так никогда и не даст ответов на самые главные вопросы нашей жизни. Как произошла наша Вселенная? Какова будет финальная стадия ее истории? В чем смысл всего сущего? И наконец – для чего мы живем?
Следовательно, теория Большого взрыва – всего лишь объяснение того, что произошло ПОСЛЕ СОТВОРЕНИЯ МИРА, и того, КУДА ВСЕ ДВИЖЕТСЯ СЕЙЧАС. Более того, она НИКОГДА не даст ответов, которые бы мы смогли использовать в качестве точки опоры. Точки опоры, необходимой для построения счастливой жизни.
Теория эволюции
Одним из краеугольных камней современной науки является эволюционная теория – учение о развитии живой природы. Что она собой представляет?
Эволюция – это процесс изменения живых организмов в течение многих поколений. Ее основным фактором является естественный отбор, в результате которого в популяции увеличивается численность особей с высокой степенью адаптации к условиям окружающей среды, в то время как численность особей с низкой адаптивностью уменьшается. Этот процесс может происходить в результате как мутаций, так и изменения частоты генов в популяции.
Эволюция происходит постепенно, на очень больших отрезках времени, на протяжении жизни многих поколений. Ее результатом является появление новых видов и форм жизни. Видообразование обусловлено естественным отбором генетических вариаций, которые полезны для выживания и размножения в конкретной окружающей среде.
Важно осознавать, что эволюция – это, прежде всего, процесс приспособления к меняющейся среде. Она не является прогрессом или переходом от низших форм жизни к высшим и не обязательно приводит к усложнению организмов. Некоторые виды эволюционируют, упрощаясь и сокращая свой геном, – все зависит только от условий окружающей среды.
Теория эволюции путем естественного отбора была впервые предложена в XIX веке и на сегодняшний день является одной из наиболее широко признанных научных теорий. Свое начало учение об эволюции берет с работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов»[3] (On the Origin of Species), в которой ученый детально объяснил концепцию естественного отбора. В частности, он предположил, что эволюционное развитие может привести к образованию новых видов от общего предка. Это может произойти в процессе генетической изоляции, когда популяции физически разделяются и больше не скрещиваются между собой. Поскольку эти популяции продолжают развиваться независимо друг от друга, они в конечном итоге становятся генетически различными и считаются отдельными видами.
Теория эволюции подтверждается широким спектром доказательств из различных областей науки, включая палеонтологию, сравнительную анатомию, биохимию и молекулярную биологию. Она является фундаментальной концепцией биологических наук и имеет важные последствия для понимания разнообразия жизни на Земле и процессов, которые формировали ее с течением времени.
Теория эволюции основана на следующих принципах: у каждого вида рождается больше потомства, чем может выжить; разные организмы наследуют неодинаковые признаки; удачные сочетания признаков увеличивают вероятность оставить потомство и создают новые стратегии выживания.
Со временем концепция Дарвина была дополнена, доработана, появились различные ответвления от нее. Но при этом актуальные сегодня направления эволюционных изучений в основном не ставят своей целью ответ на вопрос о непосредственном происхождении жизни. Они скорее демонстрируют, как жизнь развивается на основе естественного отбора. Ученые объясняют, как действует эволюция живой материи, но не то, откуда она взялась. Их работа в основном начинается с того момента, когда жизнь уже появилась.
В отношении зарождения жизни современной наукой всерьез рассматриваются всего две гипотезы: панспермия (занос простых форм жизни и их компонентов из космоса) и абиогенез (происхождение живой материи из неживой).
Если придерживаться первой гипотезы, панспермии, то возникает вопрос: а как появилась жизнь в космосе? Многие ученые-эволюционисты, придерживающиеся атеистических взглядов, допускают, что жизнь на нашу планету могли занести инопланетные существа. Но, опять-таки, откуда тогда произошла инопланетная жизнь?
Вторая гипотеза, абиогенез, утверждает, что жизнь появилась из неживой материи. В этом случае вопрос о происхождении жизни находится в ведении скорее химии, чем биологии. Но пока даже близко нет ни одного доказательства возможности осуществления такого на практике, не говоря уже о происхождении сознания.
Как вы видите, ни одна из гипотез не дает нам полной картины и понимания истоков жизни – откуда все это взялось, чем закончится и какой в этом смысл.
Креационизм
После рассмотрения научных, атеистических взглядов на этот мир пора перейти к рассмотрению религиозной концепции – креационизма.
Креационизм (от лат. creatio – «творение») – это религиозная и философская концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), Земля, а также Вселенная в целом созданы Творцом (Богом, или Аллахом).
Для человека, стремящегося к счастью и эффективности, преимущество теории креационизма перед теориями Большого взрыва и эволюции заключается в пяти основополагающих формулировках.
У всего в этом мире есть причина, и конечной причиной является Создатель, или Всевышний. Доказательство этому мы видим каждый день в обыденном физическом мире, построенном на причинно-следственных связях. У всего есть причина, и нет ни одного явления, у которого ее не было бы. С этим согласны как ученые, так и теологи.
Ключевое различие заключается в том, что ученые считают: все события являются объективными и происходят сами по себе, без участия или существования какого-либо создателя. Они говорят – мы не знаем конечной причины, но мы ищем и верим, что когда-нибудь сможем все объяснить, хотя и осознаем, что это невозможно в принципе.
Верующие же считают, что раз у всего в этом мире есть причина, то кто-то (или что-то) должен был стоять у истоков создания Вселенной и всего мира. Мы считаем, что в конечном итоге все создал Бог, или Аллах, чью сущность нам не суждено постичь. Он выше нашего осознания, исходя из чего верующие принимают мир таким, какой он есть.
Таким образом, креационизм дает нам объяснение конечной причины происхождения Вселенной и жизни на Земле. Что до науки, то для нее имеют значение только близлежащие причины. Конечной причины она объяснить не может и не сможет никогда.
У всего есть смысл. Креационизм утверждает – поскольку в конечном итоге есть Создатель, то у него есть замысел. А раз у него есть замысел, то у всего, что он создал, имеется смысл или предназначение. Например, верующие считают, что уникальные физические и психологические особенности, такие как отпечатки пальцев, сетчатка глаз, характер, темперамент и т. д., даны нам по причине того, что у каждого из нас разное предназначение.
А наука, считающая, что Создателя нет, утверждает обратное – во всем, что существует, смысл отсутствует или, по крайней мере, он еще не изучен. Мы разные, потому что это последствия естественного отбора, а все мы – результат эволюции. Также ученые считают, что все живет лишь для того, чтобы выживать и адаптироваться к окружающей среде. То есть смысл жизни в выживании и адаптации. Таким образом, наука считает, что наше предназначение – всего лишь бесконечная адаптация под изменяющиеся условия.
Познаваемое конечно, а непознаваемое бесконечно. Мы все знаем, что мир бесконечен. Это аксиома, не требующая доказательств. Ее принимают как ученые, так и верующие. Следовательно, всегда будет существовать бесконечное поле неведомого, того, что познать невозможного, – иначе бы это поле уже не было бесконечным.
Человек никогда не познает всего, что есть в этом мире. Поскольку непознанное бесконечно, то для его изучения необходимо, чтобы процесс познания тоже был бесконечным. К сожалению, жизнь человека коротка и конечна.
В современном мире только для того, чтобы узнать уже изученное к настоящему моменту в какой-то узкой отрасли, требуется потратить не менее двух третей жизни. А уж чтобы прочесть о том, что изучено человечеством за время его существования, понадобилось бы несколько жизней, если бы такое было возможно. А ведь человечество лишь малая часть этого мира.
Хотя ученые осознают, что никогда не познают всего, они все равно продолжают попытки это сделать. Возможно, это неплохо с точки зрения всего человечества (например, науки и технологий). Но конкретному индивиду необходимо понять и принять свои ограничения и уже исходя из этого планировать и строить свою жизнь. Ведь в конечном итоге это позволит прожить ее счастливо, не растрачивая себя попусту.
Креационизм объясняет, как относиться к тому, что неизвестно и непознаваемо. Наука не знает, как относиться к непознанному и неизвестному. Потому что у науки нет «теории всего». Она лишь выработала рекомендации относительно того, что уже изучено.
Креационизм же объясняет, как мы должны относиться к непознанному, исходя из той картины мира, которая объясняет все. Преимущество креационизма в том, что в нем имеются ответы практически на все вопросы нашей жизни.
Давайте еще раз рассмотрим, в чем же практическая ценность вышеуказанных пяти положений креационизма.
Первое утверждение является аксиомой. Причинно-следственные связи существуют объективно, и для нас не составляет труда в это поверить.
Второе утверждение логически проистекает из первого. Оно приводит нас к самому главному выбору нашей жизни, предлагающему два варианта: либо все в мире имеет смысл, либо смысла во всем этом нет или мы пока о нем не знаем, что, по сути, одно и то же.
Исходя из наших ощущений и понимания всего сущего, мы делаем выбор в пользу той или иной картины мира – это и есть не что иное, как вера. Стоит отметить, что креационизм предпочтительнее для счастья одного конкретного человека, а наука – для человечества в целом.
Третье утверждение берет за основу еще одну аксиому. Ее суть заключается в том, что мир бесконечен. А раз мир бесконечен, то изучить его до конца невозможно.
Это положение позволяет трезво и рассудительно относиться к науке и ее достижениям, не делая ее фетишем. Оно же помогает рационально подходить ко всем необъяснимым явлениям и чудесам, которых в нашей жизни встречается немало.
Для счастливой жизни здесь и сейчас нам нужно иметь законченную картину мира, которая может объяснить все явления, включая как научно доказанные, так и необъяснимые. Это необходимо, поскольку страхи и беспокойство разрушают наше счастье и не дают нам ощущения контроля над своей жизнью.
Четвертое утверждение позволяет принять те ограничения, которые у нас есть, и удовлетвориться существующей картиной мира. Это также необходимо для построения своего счастья.
Пятое утверждение говорит нам, как относиться к непознаваемому и неизвестному на основе картины мира, построенной на вере во Всевышнего.