bannerbanner
Истории пестрых народов Урала и Зауралья. В поисках связующих нитей. 140-летию П. П. Бажова посвящается
Истории пестрых народов Урала и Зауралья. В поисках связующих нитей. 140-летию П. П. Бажова посвящается

Полная версия

Истории пестрых народов Урала и Зауралья. В поисках связующих нитей. 140-летию П. П. Бажова посвящается

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Название государство – «Югра» встречается уже в Лаврентьевской летописи под 1096 годом, и в новгородских грамотах 1264 и 1269 годов. Согласно этим документам, Югра – название страны и её обско-угорского населения к востоку от Печоры.

Ну, а югричи, согласно Толковому словарю Т.Ф. Ефремовой, – не что иное, как древнерусское название племён ханты и манси, населявших Югру. Хотя, это название носит собирательный характер: ведь манси и ханты относятся к самоедским племенам, но имеют совершенно различную с обскими уграми культуру.

Окончательно эта территория была присоединена к России лишь в эпоху Петра L Причём присоединение велось по методу кнута и пряника. В 1706 году Петр I предписал митрополиту Филофею и воеводе града Березовского позвать Ляпинского князя Шекшу и спросить у него, не пожелает ли он за царские милости принять веру христианскую. Безвыходное положение заставило Шекшу принять христианство в 1711 году.


Петр I вёл последовательную и крайне агрессивную политику. Так, своим именным указом сибирскому митрополиту от 6 декабря 1714 года Петр I снова предписал: «По сему указу, ехать тебе, богомольцу нашему, во всю землю Огульскую и Остяцкую и во все уезды, и в татары, и в тунгузы, и в якуты, и в волостях их, где найдешь кумиры и кумирницы и нечестивые их чтилища, и то по сему указу пожечь, а их вогуличей, остяков, татар и всех иноземцев Божиею помощью и своими трудами в христианскую веру приводить».

Примером этому могут служить находки из коллекции Петра I, сделанные бугровщиками на территории бассейна реки Обь (см. рис. 2.8).


Рис. 2.8. Бугровая золотая вещица с Приобья из коллекции Петра I. Фото с сайта russiasib.ru, Интернет.


Причём именно в эпоху Петра I, после покорения Сибири, и началось активное заселение местных земель приезжими из России. А в качестве приезжих, как известно, выступали регулярные войска, основывающие городки и остроги, и всякий люд, ищущий лёгкой наживы.

Именно они начали активнейшее разграбление скифских захоронений (бугров) и местных кладбищ, где в могилах также находилось значительное количество золотых и серебряных украшений. Во время Петра I появился даже род занятий – бугровщик, причём бугровщики собирались в достаточно большие, до 200–300 человек, артели, что не может не говорить о действительно промышленном масштабе разграбления присоединённых земель. При этом деятельность бугровщиков носила вполне законный характер: сдавая находки местным купцам и скупщикам, они получали весьма неплохую оплату. А скупленные золотые и серебряные изделия шли в государеву казну, в собственность купцов и на подарки царю.



Рис. 2.9. Доспехи и вооружение воинов Среднего Приобья в VIII–XI вв. Изображение с сайта archaeology.kiev.ua, Интернет.


Найденные при раскопках оружие и предметы обмундирования и защиты воинов также имеют непосредственное сходство с вооружением скифов (см. рис. 2.9).

Многочисленные укреплённые городки и оборонительные сооружения, возводимые по всем правилам воинского искусства, находившиеся на этой территории, также свидетельствуют о высокоразвитых княжествах, входивших в состав империи Великой Тартарии. Причём конец этой империи, по версии Фоменко и Носовского, наступил лишь в конце XVIII века, и непосредственно был связан с территориальными притязаниями России.

Примечательно, но целенаправленное уничтожение истории Великой Тартарии и всех документов, связанных с ней, началось с середины XVII века и продолжалось вплоть до середины XVIII века. Так что современная Югра имеет не 500-летнюю историю, как утверждают современные источники, а многовековую, уходящую своими корнями во времена скифов и сарматов.

(Прошу прочитать источник полностью: http://www. km.ru/science-tech/2014/01/22/novaya-khronologiya/730494-zavoevanie-yugorskikh-knyazhestv).

2.1. Савва Есипов – первый уральский географ


Рис. 2.10. Тобольский Кремль. Современный вид. Фото, Википедия.


Источник: 15 Февраль 2012 admin No comments

Дело было в XVII веке. Жил да был в то самое время в славном городе Тобольске дьяк Савва Есипов. А прославился он тем, что составил в 1636 году самое первое русское географическое описание Урала. Оно помещено им в летописи под названием «О Сибири и сибирском взятии», часто её называют «Есиповской летописью». Поскольку Урал считался частью Сибири, автор уделил ему внимание.

«Между государствами Российского и Сибирския земли облежит Камень превысочайший зело, яко досягший верхом холмов до облак, и в них, тако бо божьими судьбами устрояся, яко стена град утверждена… На этом Камне растут разные деревья: кедры и прочие; в них живет много зверей, одних люди употребляют в пищу, другие идут на изготовление одежды и на разные украшения: лисица, соболь, бобр, росомаха, белка и другие.

С этого Камня стекает много рек: одни текут в Российское царство, другие в Сибирскую землю. Удивительные эти реки: вода прорезала твердые скалы, реки эти большие и очень красивые, вода в них вкусная, и в реках много разной рыбы; в истоках этих рек леса из плодовых деревьев и очень большие пастбища для скота».

«Есиповская летопись» содержит, конечно, самые примитивные сведения о природе Урала и Зауралья, совершенно недостаточные для того, чтобы получить о них более или менее общее и верное представление. И, тем не менее, эта летопись дорога для нас, прежде всего потому, что это наиболее раннее описание такого рода. Савва Осипов не был ученым. Он лишь посильно и добросовестно исполнил свое дело.

Надо сказать, что до Саввы Есипова, летопись Сибири начал составлять митрополит Киприан, который жил в Тобольске (см. рис. 2.10). И собирал записки сибирской истории, отобрав от казаков – сотоварищей Ермака Тимофеевича завоевателя Сибири, первые письменные свидетельства, и все обстоятельствах их прихода в Сибирь, а особенно, где стычки и сражения происходили с племенами, и убитых казаков имена записал в Синодик Соборной Церкви.


Рис. 2.11.

Фрагмент летописи Саввы Есипова. Фото, Википедия.


«Сибирская летопись» Саввы Есипова была издана в С.-Пб в 1824 году. Она приоткрывает немного информации на нашу путаную-перепутанную, искромсанную, перевранную сто раз историю, в частности на походы Ермака (см. рис. 2.11).

Ведь Савва и Ермак жили практически в одно время. «В третье лето по Сибирском взятии прислал Карача Думчей царев послов своих Ермаку со товарищи, по люди оборонить его от Казачьей Орды…» Здесь описан эпизод, как был убит атаман Кольцо. Мы видим 3 силы: Ермак, Карачай и никому не знакомая Казачья Орда. При этом Карач защищает Ермака от этой самой Казачей Орды. Она кстати встречается во всех летописях, но почему-то абсолютно замалчивается фальшивой официальной историей.

Известно, что предков современных киргизов и казахов в XIX веке русские называли кайсахами. Сами они себя так не называли. Кайсах – это испорченное слово казак. До XIX века их называли казаками, Казачьей Ордой. Большая Казачья Орда получила подданство России в XIX веке.

2.2. Никифор Венюков – «Описание новыя земли, сиреч Сибирского царства»


Рис. 2.12.

Северный Урал. Фото автора: Влада Кочурина, Интернет.


Источник: 18 Февраль 2012 admin No comments

В 1685–1686 годах в составе русских посольств, направлявшихся в Зауралье и дальше в Китай, дважды пересёк Уральские горы Северного Урала (см. рис. 2.12) Никифор Венюков, после чего составил «Описание новыя земли, сиреч Сибирского царства».

«Атаман Ермак с товарищи своими поиде Уткою рекою, направо степью до Каменья Верхотурского, который Камень лежит от моря-океана поясом до моря Хвалынского и широк зело: и на том Камени великие озера, а в них всякая рыба, кроме осетров и стерлядей. Из того Камени на полдень к Московскому государству многия реки, Кама с товарищи (притоками) изъидоша и устьем падоша в великую реку Волгу, а иныя реки из того ж Камени устьем падоша в Хвалынское море (Аральское), яко то: Яик и иныя реки с товарищами, и Дарья река, которая пошла под Бухарою в великую Фиву с товарищи. А с Москвы водяным путем, стругами, Москвою, Окою, Волгою, Камою, Уткою реками до Камени Вепхотурского, который Камень – граница между Московским и Сибирским царств, 2000 поприщ (1400 км), и тот Камень Верхотурской через Утку реку, в вершине той реки в лесах страшных…

… Которые реки в сибирскую сторону с того же Камени пошли в Сибирь, в море-океан, яко то: Верхотурка река, Тобол река, Обдор река, Исеть река и иные великие реки с товарищи; а те все реки пали устьем в великую реку Обь; великая же река Обь устьем пала в море-океан, сибирским прозванием в Мангазейское море студеное (Карское)».

Глава III

Пелымское княжество

Одно из раннегосударственных образований таёжных угров (вогулов) в 1-й половине II-второго тысячалетия новой эры в бассейне реки Конда (см. рис. 3.1), левого притока Иртыша (территория в целом совпадает с современными границами Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югра).


Рис. 3.1. Река Конда. Фото автора: В.З. Филимонова, (г. Тюмень), 2019 г.


Наряду с Табарами (раннеполитическое образование, в ряде источников упоминается как Табаринская волость). (См. ниже). Кондинское княжество входило в состав вогульского Пелымского княжества, но при этом обладало определённой самостоятельностью. Заключение династических браков между княжескими династиями Пелымского и Кондинского княжеств позволяет использовать определение Пелымско-Кондинское княжество (см. рис. 3.2).


Рис. 3.2. Карта Пелыма из «Чертежной книги Сибири», составленной Семеном Ремезовым в 1701 году. Фото, Интернет.


До середины XV века новгородцы были фактически хозяевами на Северном Урале. Но в 1462 году Москве воцарился князь Иван III (см. выше), провозгласил лозунг дня «Москва – это третий Рим» и начал создавать империю. Для начала он вознамерился отобрать у Новгорода богатые северные земли.

Это сейчас земли на севере Свердловской области. На месте слияния рек Пелым и Тавда находилась столица – Пелым (см. рис. 3.3).


Рис. 3.3. Город Пелым на Тавде (По «Чертежной книги Сибири» Семена Ремезова, 1701 года). Фото, Интернет.


И сейчас на этом месте находится населенный пункт Пелым. Ещё до революции археологи откопали здесь остатки крепости – феодального замка пелымских властителей.

Энциклопедическая справка

Семен Ульянович Ремезов (1642 – после 1720) – тобольский дворянин, картограф, историк и этнограф Сибири (см. рис. 3.4).


Рис. 3.4. С.У. Ремезов (1642-после 1720) – тобольский картограф, историк и этнограф Сибири. Фото, Википедия.


Родился в Тобольске в семье потомственных сибирских служилых людей. (Его дед Моисей Меньшой был сослан из Москвы в Тобольск в 1619 году). Семен поступил на государеву службу в дети боярские в 1682. С 1682 по 1696 годы выполнял самые различные поручения по всей Сибири: собирал хлеб и оброк, следил за рыбной ловлей, совершал объезды и военные походы. С 1696 года, по распоряжению Сибирского приказа был привлечен к составлению чертежей сибирских земель. Кроме того, занимался проектированием и строительством Тобольского кремля. Центральное место в обширном письменном наследии Ремезова занимает «Ремезовская летопись» – единственная сибирская летопись, украшенная рисунками. Язык летописи характеризуется исследователями как народный, насыщенный терминологией приказов, ему присуща сжатость и простота. Центральными героями летописи являются казаки, олицетворяющие народные массы.

С сыновьями создал три замечательных сборника чертежей и рисунков: «Чертежную книгу Сибири» (1701 г.), «Хорографическую чертежную книгу» (1697–1711 гг.) и «Служебную чертежную книгу» (1702–1730 гг.). Наибольший интерес представляет рукописная «Чертежная книга Сибири». Это первый русский географический атлас из 23 чертежей большого формата, охватывающий все уезды Сибири. Атлас отличается обилием и детальностью сведений, и подводит итог, накопившемся к тому времени географическим материалом. Первое издание атласа с предисловием к нему самого Ремезова было издано Археографической комиссией в 1882 году в Санкт-Петербурге. В атласе Ремезова впервые представлен «Чертеж земли Иркутского города», дающий представление о Иркутском остроге и территории Прибайкалья в конце XVII века.

Памятник С.У. Ремезову, Г. Тобольск

В 1993 году в центре Софийской площади Тобольска был установлен памятник С.У. Ремезову (талантливый зодчий, картограф с мировым именем, летописец), выполненный известным российским скульптором О. Комовым (см. рис. 3.5).


Рис. 3.5. Памятник С.У. Ремезову, г. Тобольск. 1993 г. Скульптор Олег Комов. Фото, Интернет.


Ремезов С.У. – автор также «Краткой Сибирской (Кунгурской) летописи», изданной Археографической Комиссией в 1880 году в виде литографированного факсимиле со 154 рисунками. Она, помимо своего исторического значения, заслуживает внимания и как любопытный памятник культуры того времени. В 1849 г. её напечатал, вместе с другими летописями, Небольсин в своей книге: «Покорение Сибири». Летопись Ремезова начинается данными о Ермаке с 1577 года, описывает его поход, начало которого автор относит к 1579 г., когда умер Кучум; затем в ст. 135 говорит об установлении при архиепископе Нектарии церковного обычая – провозглашать вечную память Ермаку и его дружине; далее, с 136 ст. и до конца летопись излагает разные нравоучительные соображения по поводу великого события – завоевания Ермаком Сибири.

Один из самых выдающихся деятелей науки и культуры Сибири Семен Ремезов родился в 1642 году в семье стрелецкого сотника Ульяна Ремезова. В 1668 году начал государственную службу казаком в Ишимском острожке. В 1682 году за усердие в службе Ремезов получает звание «сына боярского» и переводится в Тобольск.

В 1697 году Семен Ульянович Ремезов получил задание составить проект и смету каменного кремля в г. Тобольске (см. рис. 2.10). Одна из наиболее сложных задач, стоявших перед ним, заключалась в том, чтобы объединить разнообразные строения, находящиеся на Троицком мысу в единую архитектурно-градостроительную и военно-оборонительную систему.

В 1698 году Семен Ремезов выехал в Москву, где знакомился с работами строительного мастерства наиболее значительных столичных архитекторов того времени. В мае 1700 года началось строительство первого кремлевского здания – Приказной палаты. Позднее был выстроен гостиный двор и Рентерея. В 1714 году вышел указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий во всех российских городах, кроме Санкт-Петербурга. Строительство Кремля было временно приостановлено. Однако, уже в 40-х годах XVIII века в Тобольске продолжилось возведение новых каменных построек.


Рис. 3.6. Карта из «Истории Сибирской» С.У. Ремезова. Народы и племена Урала в IX–XV вв. Фото, Интернет.


Семен Ремезов неоднократно составлял карты окрестности Тобольской губернии. В 1696 году Ремезову боярским указом было поручено составление чертежа всей Сибирской земли. Данная работа положила начало уникальным по своим масштабам, и характеру исследования, зафиксированным в географических атласах «Служебная книга» (1702 г.), а также в хронографическом труде «Летопись Сибирская Краткая Кунгурская» и иллюстрированной «Истории Сибирской» (см. рис. 3.6).

Иван III направил военный отряд во главе с воеводой Василием Скрябой в Югру в 1465 году и объявил Северный Урал московским владением (см. выше). А в 1478 году Новгород и вовсе потерял свою независимость, и все его владения перешли к Москве (см. карту на рис. 3.6).

Города Кондинского княжества упоминаются в «Былине про богаты-рей города Эмдера» (смотри ниже). В ней говорится о городках Кари-поспат урдат вош и Харда вош, в которых побывали эмдерские богатыри во время похода на Кодское княжество. Судя по описанию, первый городок располагался в низовьях реки на Болыпекондинском сору, а второй – в её среднем течении. С большой степенью вероятности, городок Харда вош может быть соотнесён с позднейшей столицей Кондинского княжества городком Картауж, который сохранял политическое значение даже в XVII веке.

Главным занятием вогулов-пелымчан была охота. Леса были очень богаты разным зверьем и птицей. За ценной пушниной сюда ехали не только их соседи – русские и татары, но даже каким-то образом забредали арабы.

Пелымские города были центрами оживленной торговли. Пелымцы меняли пушнину и выделанные кожи на ткани, оружие, изделия из драгоценных металлов, предметы роскоши и прочие товары. Кроме охоты важным делом была промысловая рыбалка и бортничество. В южных частях Пелымского княжества, основанным и названным русскими позднее Верхотурьем, вогулы занимались скотоводством и землепашеством.

Сведения о некоторых средневековых крепостях в бассейне реки Конда и местах их расположения содержатся в фольклоре южных хантов, а также в работах С.У. Ремезова и Г.Ф. Миллера (см. рис. 3.7).

Энциклопедическая справка

Герард Фридрих Миллер (Мюллер), или в русифицированном варианте Фёдор Иванович Миллер (нем. Gerhard Friedrich Müller; 7 (18) октября 1705, Херфорд, герцогство Вестфалия – II (22) октября 1783, Москва, Российская империя) – российский историограф немецкого происхождения. Действительный член Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге (адъюнкт по истории с 05.11.1725, профессор истории с 01.07.1730), вице-секретарь Академии (01.07.1728—01.06.1730), конференц-секретарь Академии (07.03.1754—21.02.1765), действительный статский советник (1783). Руководитель Академического отряда «Второй Камчатской экспедиции», организатор Московского главного архива. (Более подробно см. в Википедии).


Рис. 3.7. Герард Фридрих Миллер (1705–1783), историк и археограф. Фото, Википедия.


На карте С.У. Ремезова обозначено место расположения двух средневековых крепостей в среднем течении реки Конда, на реках Карта-уж и Ужинья («городище осыпно место вогулско пусто»), а в путевых заметках Миллера отмечено городище на холме, окружённом болотами на реке Вашёга, в нижнем течении Конды. (Г.Ф. Миллер связывал его с остатками бывшего остяцкого укрепления).

В русских письменных источниках пелымско-кондинские правители и так называемое государство Пелымское, впервые упоминаются в середине XV века в Вычегодско-Вымской и Пермской летописях. В 1455 году пелымский князь Асыка совершил набег на приуральские земли, вогулы убили епископа Пермского Питирима, приступившего к крещению местного населения. В 1481 году Асыка вновь напал на Приуралье, на этот раз с сыном Юмшаном.

Весной 1483 года русское правительство предприняло самый крупный поход против Асыки, который возглавили воеводы И.И. Салтык Травин и князь Ф.С. Курбский Чёрный. 29 июня около устья реки Пелым русские войска разбили вогулов под командованием князя

Юмшана, который, однако, сумел избежать плена.

В 1499–1500 годы был совершен лыжный (!) поход на Печору. Руководили Семен Курбский, Петр Ушатый и Василий Бражник. Две недели шли, «до Камене» воеводы. А Камень оказался настолько высок, что не видно вершин в облаках. И столь широк Камень, – «от моря до моря». Курбский рассказывал позднее, что он потратил семнадцать дней на восхождение на гору Столп, и все-таки не мог перейти через верхушку горы. Эта гора Камень простирается к океану до устьев рек Двины и Печоры.

Камень – так русские называли Уральские горы. В этом походе русские пересекли хребет около одной из самых высоких гор на Урале – Столп (Тельпосиз) 1617 м. Цель похода была принуждение к повиновению и оплате дани местного населения. На Камене убито было пятьдесят человек самоеди (ненцы) и захвачено двести оленей. Таким образом, концу XV века московиты изучили Северный Урал гораздо детальнее, чем новгородцы, выявив протяженность гор с Севера на Юг.

Пелымчане имели, естественно, тесные связи с татарами-ордынцами. И переняли у них административное деление на военный лад. Судя по русским письменным источникам, для обозначения социально значимых групп населения в Кондинском княжестве были заимствованы понятия «мурза» и «сотник». Титулы мурз носили представители младшей линии в семье князя Агая.

Надо сказать, что когда на Урал надвинулись Батыевы орды в 1240–1241 годах, пелымцы оказывали им отчаянное сопротивление. И позднее, соседствуя с могущественным Сибирским царством, не желали склонить головы. Когда в 1563 году хан Кучум зарезал прежнего правителя Едигера, объявил себя царём Сибирским, пелымский князь воспользовался замешательством в татарских правящих кругах, и объявил независимость и отказался выплачивать дань. Его примеру последовали и другие князцы. Семь лет потом Кучум усмирял непокорных хантов и манси. Чувствуя угрозу с запада от больше усиливавшегося Московского царства, Кучум, как изворотливый политик, умело направлял оружие пелымцев в выгодное для себя русло, то есть против русских. Получается, что пелымцы оказались между двух огней.

В Усть-Выми 31.12.1484 года был заключён мирный договор, однако в составе пелымской делегации не было князя Юмшана, опасавшегося за свою жизнь. Он прибыл в Московский Кремль на встречу к Великому князю Ивану III Васильевичу в сопровождении епископа Пермского Филофея только после получения охранной грамоты.

Достаточно тесные взаимоотношения установились у пелымско-кондинских правителей с Сибирским ханством; представители династий пелымско-кондинских князей были в значительной степени ориентированы на более сильных сибирских правителей и старались перенимать их образ жизни.

3.1. Строгановы и Пелымское княжество в XVI веке

Источник: по книге Льва Сонина «Древние государства Урала».

Богатства Северного Урала не давали спать спокойно московским царям. Войны велись жестокие и кровавые, и всё новые области присоединялись к крепнущему Московскому государству. Русская экспансия, начатая ещё Иваном III в XV веке, продолжилась и неотвратимо поглощала пелымские земли. Особенно это усилилось в середине XVI века, когда в Прикамье, а потом и по Чусовой обосновались предприимчивые купцы Строгановы.


Рис. 3.8. Портрет царя Ивана Грозного (1530–1584). Антрополог М.М. Герасимов. Фото, Интернет.


В 1558 году царь Иван IV Грозный (см. рис. 3.8) даровал Аникию Строганову огромные земли по рекам Каме и Чусовой.

Энциклопедическая справка

Родился Иван Грозный (Иван IV Васильевич) 25 августа 1530 года в подмосковном селе Коломенское в семье великого князя Василия III Рюриковича (см. рис. 3.9) и литовской княгини Елены Глинской. Он был старшим сыном у родителей, поэтому стал первым престолонаследником отца, которого должен был сменить по достижению совершеннолетия. Но номинальным царем всея Руси ему пришлось стать в 3-летнем возрасте, так как Василий III серьезно заболел и скоропостижно скончался. Через 5 лет у будущего царя умерла и мать, в результате чего в 8 лет он остался полным сиротой.


Рис. 3.9. Василий III Рюрикович, отец Ивана Грозного. Фото, Википедия


Детство юного монарха прошло в обстановке дворцовых переворотов, серьёзной борьбы за власть, интриг и насилия, что сформировало у Ивана Грозного жёсткий характер. Тогда, считая престолонаследника ничего непонимающим ребенком, попечители не обращали на него никакого внимания, беспощадно убивали его друзей и держали будущего царя в бедности, вплоть до лишения еды и одежды. Это воспитало в нём агрессию и жестокость, которая уже в юные годы проявлялась в желании мучить животных, а в будущем и весь русский народ.

На страницу:
4 из 5