Полная версия
Истории пестрых народов Урала и Зауралья. В поисках связующих нитей. 140-летию П. П. Бажова посвящается
Реальная история возникновения камней не менее интересная: около 200 миллионов лет назад на их месте возвышались величественные горы. Это был период вулканической активности и землетрясений. По пустотам горных пород снизу поступала расплавленная магма. Она застывала, образуя продолговатое тело внутри горы. В составе мансийских болванов – кварц-серицитовые и кварц хлоритовые сланцы. Устойчивости их в вертикальном положении объясняется тем, что блоки не выветренных пород сильно окварцевались, поэтому столбы затвердели и остались стоять. Тысячелетия спустя дождь, снег, ветер, перепады температур разрушили горы, и в первую очередь – слабые породы. Они были снесены водой и ветром, а твердые сланцы сохранились до наших дней. Процесс эрозии не закончился и сейчас: дожди, ветра и врастающий в щели между камнями мох продолжают начатое когда-то разрушение.
Высота столбов Манпупунёр колеблется от 30 до 42 метров. Они имеют на редкость причудливыми очертаниями. В зависимости от точки обзора напоминают то женщину в длинном платье, то старика, то ненца в шубе из оленьих шкур. Впечатляет местность зимой, когда останцы совершенно белые, будто кто-то изваял их из горного хрусталя.
Каменные «идолы» по сей день влекут к себе людей, верящих в сверхъестественное Маньпупунёра. Эти места принято считать средоточием силы. Немногие живущие ныне потомки манси утверждают, что в этих местах всегда водилось много медведей, больше, чем где бы то ни было. Якобы свирепые хозяева тайги стерегут тайну каменных болванов. Современные путешественники рассказывают, что когда поднимается ветер, среди столбов слышен гул – голоса переговаривающихся друг с другом каменных истуканов.
В 2008 году скалы включили в список – Семи чудес России, после чего туристы потянулись сюда толпами. Организованы даже вертолетные туры. Местные жители ворчат и не безосновательно, что такой поток людей наносит урон здешней нетронутой природе. «Все горные дороги изуродованы джипами, квадроциклами. Шарма никакого, одно расстройство!», – говорят ценители дикой природы.
Тем не менее, увидеть своими глазами «уральский остров Пасхи» стоит. Для пеших туристов есть два варианта маршрута – со стороны республики Коми и со стороны Свердловской области. Второй путь в разы сложнее, так что те, кто уже бывал на Манпупунёр, советуют выбрать первый. В Коми нужно на поезде добраться до райцентра Троице-Печорск. Затем на автотранспорте – до поселка Якша, где можно договориться о заброске вверх по Илычу на моторной лодке – это почти 200 километров. После этого предстоит пройти пешком ещё 38 километров.
Знатоки говорят, что добраться до места можно и на внедорожнике, но нужно ехать колонной из «заточенных» на сложные трассы машин и иметь большой опыт передвижения по каменистой местности.
Рис. 1.11. Страж Холатчахля (горы Мертвецов). Фото автора: Павлова Ильи. Интернет.
1.3. Холат-Сяхыл – Гора Мертвецов
Гора Холатчахль (см. рис. 1.11) (или Холат-Сяхыл) на границе Свердловской, Тюменской областей и республики Коми как магнит притягивает туристов и съёмочные группы телеканалов. Между ней и соседней безымянной высотой находится печально известный перевал Дятлова. Здесь, в горах Северного Урала, в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года, при невыясненных до сих пор обстоятельствах погибла группа из девяти туристов под руководством опытного старшего товарища Игоря Дятлова, именем которого впоследствии назвали перевал.
Название Холатчахль переводится с мансийского языка, как «гора Мертвецов». Об этом плохом и гиблом месте рассказано столько, что, пожалуй, любой Тунгусский метеорит позавидует. Здесь, по разным данным, при странных обстоятельствах погибло около 30 человек.
В легендах о Холатчахль говорится, о мире мёртвых, которые находили покой в здешних лесах, покрывающих гору. Будто бы живым запрещено подниматься на вершину, и любого ослушавшегося ждёт погибель. Долгое время гора была непокорённой отчасти именно из-за легенд, отчасти сложного восхождения. Но туристы добрались и в эту непроходимую чащу, и загадок только прибавилось. Особенно, после гибели группы Дятлова. Почти все обстоятельства смерти студентов, вызывают вопросы и по сей день, но более других смущал исследователей тот факт, что на одежде ребят была обнаружена радиация.
Свердловский журналист Анатолий Гущин, более 20 лет занимающийся изучением событий тех лет, так объясняет этот факт: «Уровень радиации, который обнаружили на одежде некоторых студентов, был невысок: лишь в два раза выше нормы. Но в горах уровень радиации всегда выше, чем на равнине. Кроме того, не так далеко – Новая Земля, возможно, радиация оттуда. Там, как известно, шли испытания ядерного оружия. До сих пор на острове жить нельзя из-за этого».
Бывший выпускник УПИ, председатель фонда имени Дятлова Юрий Кунцевич в целом с Гущиным солидарен: «Никакой палатки на склоне горы не было. Какой смысл её там ставить? До леса всего полтора километра. Лагерь туристов был в границе леса. Просто они стали свидетелями и одновременно жертвами испытаний нового оружия. Возможно, нейтронной бомбы, которая убивает всё живое, но оставляет в сохранности природные и техногенные объекты. Нейтронные лучи поражают по прямой, туристов частично защитили складки местности. Но они пострадали Дальнейшие события – инсценировка естественной гибели в экстремальных условиях».
Кстати, в 2013 году пермские туристы обнаружили магнитную аномалию в этих местах. «В какой-то момент я заметил, что стрелка показывает на одну и ту же точку, но не на север. Чтобы окончательно не потеряться в пространстве, стали ориентироваться по спутниковому навигатору. Стрелка компаса вновь пришла в движение лишь тогда, когда мы достаточно далеко отошли от этого места», – рассказал доцент географического факультета ПГНИУ Андрей Королев. Глава туристической группы объяснил явление просто: «Залежи железной руды в горах Урала влияют на стрелку компаса!»
Холатчахль манит туристов, но мало кто завершает начатое восхождение, и поднимается на гору: маршрут очень сложный, хоженых троп здесь нет. Однако смельчаки всё же находятся. Чтобы войти в их число, нужно поездом или автобусом добраться из Екатеринбурга до Ивделя. Схема маршрута: Екатеринбург – Ивдель – посёлок Полуночное – посёлок Ушма – река Ауспия – перевал Дятлова – Отортен – перевал Дятлова – река Ауспия – п. Ушма – п. Полуночное – Ивдель – Екатеринбург. Транспорт в Ушму ходит или по заказу, или случайный, регулярного движения нет. Дорога в ужасном состоянии. До Ауспии можно и не суметь доехать на машине, и тогда придётся идти пешком. Вдоль реки до перевала Дятлова идти два дня. А на всё экстремальное путешествие придётся потратить не менее восьми дней. В общем, без должной подготовки затею лучше не начинать.
1.4. Конжаковский камень (Конжак)
Этот горный массив находится близ поселка Кытлым на Северном Урале, и считается высшей точкой Свердловской области. Высота -1569 метров (см. рис. 1.12). Вместе с речкой Конжаковкой, приток реки Лобвы, гора упоминается ещё в источниках XVIII века. Начальник Североуральской экспедиции Русского географического общества, побывавший на вершине 3 июля 1853 года, писал: «Гора получила название по имени вогула Конжакова, который у подножья её имел свою юрту и занимался на ней охотой».
Местные ландшафты поражают своей суровой красотой. Леса на склонах сменяются тундрой, альпийские луга – нагромождением валунов. Погода здесь переменчивая – дождь может пойти в любой момент, а снега не тают иногда всё лето. Может потому и сложилось представление о Конжаке, как о месте загадочном и даже жутком.
Существует легенда, что где-то в районе Конжака по берегам речушек живут, скрывающиеся от людских глаз отшельники. На перевале между Трапецией и Северным Иовом туристы замечали снующие туда-сюда зелёные огоньки. В самом Иовском провале люди испытывают необъяснимую тревогу, во время ночёвок им снятся кошмары. Доподлинно же известно лишь об одной аномалии здешних мест – о магнитной породе, из которой сложена гора, влияет на стрелку компаса, и вполне может сбить туристов с пути.
Подъём на вершину Конжаковского камня хотя и довольно тяжелый, но всё же под силу любому путешественнику, даже не опытному. Дорога вверх по ощущениям невероятно долгая: кажется, что вот уже вершина, но открываются всё новые и новые подъёмы. Зато завершивших восхождение ожидает поистине царская награда: с вершины и склонов Конжака открываются потрясающие панорамы – бескрайние леса, вековые кедры, зубцы гор и скал. Пейзажи так и просятся на картину.
Рис. 1.12. На вершине Конжаковского камня. Фото, Интернет.
Попасть на Конжак просто. Нужно ехать из Екатеринбурга по Серовской трассе, повернуть перед Серовом на Североуральск, затем свернуть в Карпинск. Проехав через него, попадаете на грунтовку до Кытлыма. От Карпинска до начала маршрута на Конжак – 50 километров. На гору поднимаются туристы пешком, по так называемой «марафонке», трассе горного марафона «Конжак». Она начинается от автомобильной дороги Карпинск – Кытлым, не доезжая 5 километров до посёлка Кытлым.
Рис. 1.13. «Денежкин Камень». Северный Урал. Фото, Викепедия.
1.5. Заповедник «Денежкин Камень»
Охраняемая территория площадью порядка 80 тыс. га, расположенная к северу от горного участка реки Сосьвы, и граничащая с ней по левому берегу (см. рис. 1.13). Заповедник был организован в 1946 году. Большую часть его составляют горно-таёжные леса с преобладанием хвойных пород (пихта, ель, сосна, кедр). Также здесь находятся горный комплекс Денежкин Камень, восточные склоны Главного Уральского Хребта, хребта Хоза-Тумп. Помимо Сосьвы, в заповеднике берут начало и другие реки бассейна реки Тавды: Тальтия, Шегультан, Ивдель. Походы туристам в это место запрещён!
Глава II
Завоевание югорских княжеств. Сибирская Троя
Рис. 2.1. Карта и фрагмент Югорской Земли. Гравюра (начало XIX века). Аист из издания «Положения о Югорской земле». Размер листа: 51,5 х 71,5 см. Россия. Автор карты С. Фролов, Интернет.
Современная Югра имеет не 500-летнюю историю, как утверждают большинство современные ученые, а более древнюю.
Югорская Земля – историческое название в XII–XVII веков Северного Урала и побережья Северного Ледовитого океана от Югорского Шара до устья реки Таз, населённых хантыйскими, и, отчасти, мансийскими племенами. Мелкие племенные княжества. Новгородская колония в XII–XV веках. Во второй половине XV века постепенно земли были включены в Русское государство (см. рис. 2.1).
Официальная история донесла немало, зачастую противоречащих друг другу сведений, о существовании и развитии многочисленных югорских княжеств, которые располагались в бассейне реки Обь, начиная от устья реки Иртыш, в которую впадает Тавда и её притоки: Пелым, Сосьва, Лозьва (см. ниже).
Наиболее теперь уже известные (см. рис. 2.2) Югорские княжества – Пелымское, Кондинское, Сосьвинское, Ляпинское, Куноватское, Казымское, Табарское, Кодское, Эмдерское, Обдорское, Белогорское, а также княжество Нимнюяна и княжество Бардака.
Рис. 2.2. Карта средневековых Югорских хантыйских и мансийских княжеств, в центре «Сибирская Троя» – Эмдер, входивший в состав Кодского княжества. Фото, Интернет.
Андрей Красильников в 2014 году пишет: «Но стоит ли говорить о том, что современная трактовка древней истории и истории Средних веков при ближайшем рассмотрении преподносит немало сюрпризов? Примером этому может служить история Пелымского и сопредельных с ним княжеств, существовавших на Западно-Сибирской низменности в бассейнах рек Пелым, Тавда и Конда».
Общепринятая трактовка Пелымского княжества в «Славянской Энциклопедии» под редакцией В.В. Богуславского и Е.И. Куксиной звучит следующим образом: «Пелымское княжество – объединение племён манси, существовавшее с середины XV века до конца XVI века (до присоединения к Русскому государству) на реках Пелым, Сосьва и Лозьва, включавшее в себя также племенные объединения манси на реке Конда (Кондинское княжество) и на реке Тавда (Тавдинское княжество, или княжество Табары), известное русским под названием Пелымского государства. Возглавлялось родовой аристократией (князцами)».
Эта трактовка, по всей видимости, берёт свое начало от БСЭ, где описание Пелымского княжества имеет более чем сходные черты: «Пелым, объединение племён манси, существовавшее с середины 15 в. до конца 16 в. (до присоединения к Русскому государству) на реках Пелым, Сосьве и Лозьве, включавшее в себя также племенные объединения манси по реке Конде (Кондинское княжество) и на реке Тавде (Княжество Табары). В русских источниках называлось Пелымским государством или Пелымским княжеством. Возглавлялось родовой аристократией («князцами»)».
Но оставим ненадолго этот вопрос, а рассмотрим общепринятую историю покорения Сибири. Большая часть источников описывает покорение Сибири как тяжелый и трудный поход казачьих отрядов в пустующие земли, населённые немногочисленными язычниками, ведущими общинно-родовой уклад жизни. Причём начало покорения и освоения Сибири почему-то приписывают атаману Ермаку, который начал свой легендарный поход осенью 1581 года (см. ниже).
На самом деле попытки покорения Сибири начались намного раньше. Первыми попытались захватить неизвестные территории новгородцы. Но их попытки в основном носили провальный характер: все посланные из Новгорода дружины, как правило, терпели тяжелейшие поражения с многочисленными людскими потерями.
Новгородских князей интересовали земли, расположенные за Уральскими горами, или Каменным Поясом. Ведь эти земли в то время были настоящим кладезем драгоценной пушнины, неисчислимых богатств, и так называемого закамского серебра, которые так и манили новгородских князей.
Надо сказать, что новгородские князья последовательно и регулярно пытались завоевать территорию Югры. Так, только по сохранившимся данным, в период с 1032 по 1264 гг. были совершены следующие, наиболее крупные походы новгородцев.
1032 г. – поход новгородской рати под предводительством Нормана Улебы в «Каменные ворота» (Югра). Поход закончился неудачно.
1096 г. – упоминание в «Повести временных лет» о «Земле Югорской».
1114 г. – поход новгородцев на Самоядь и Югру (Ипатьевская летопись).
1167 г. – новгородцы совершили очередной поход на Югру.
1187 г. – Югра начинает выплачивать дань Новгороду. Но, по всей видимости, размеры дани совершенно не устраивали новгородских князей, и поэтому вскоре был предпринят массированный поход, который закончился осадой Югорского городка.
1193 г. – осада Югорского городка. Поход большого отряда новгородцев под руководством воеводы Ядрея на Югру. И, несмотря на громадную по тем временам численность новгородского войска, сама осада продолжалась пять недель, и в итоге новгородское войско понесло большие потери. В результате атак угров (югров) большая часть войска была истреблена, живыми вернулось не более 80 человек.
1264 г. – Югра входит в состав Великого Новгорода. Это присоединение было осуществлено лишь на бумаге. Фактически грабительские набеги новгородцев продолжались.
1323 г. – поход новгородской рати на Югру. На обратной дороге отряд новгородцев был ограблен и перебит устюжанами.
Интересный факт, но слово «запад» на мансийском языке звучит как «хон-топал-ма», а переводится как «место, где живут наши враги».
Впрочем, несмотря на многочисленные попытки, закрепиться в Зауралье новгородцы не могут: им жестко противостоят тамошние княжества ханты и манси. В 1329 году новгородские отряды опять терпят поражение в очередном военном походе на Югру, а в 1357 году на Югре была полностью перебита дружина Самсона Колыванова. В 1364 году новгородцы вновь предпринимают масштабный поход по реке Обь – известный поход Степана Ляпы и Абакумовича.
Последний крупный поход новгородцев состоялся в 1425 году. Итоги похода были печальны: войско, насчитывающее около 3000 воинов, было полностью уничтожено.
1456 г. – подписан Яжлбицкий мирный договор Москвы и Великого Новгорода. Причём по договору территория Западной Сибири была присоединена к Московскому княжеству. Но в реальности никакого присоединения не было: московские правители не оказывали на Югру никакого реального влияния и таким образом лишь заявили о своих претензиях на эти территории.
Рис. 2.3. Иван III Васильевич. Гравюра из «Космографии» А. Теве, 1575 год. Фото, Википедия.
Об этом говорит и тот факт, что в 1496 году местными князьями было подписано соглашение о выплате ясака Сибирскому ханству, которое воевало с Московией.
После этого московские войска неоднократно совершали практически безрезультатные набеги. Исключением стал поход целого отряда воевод под руководством князя С.М. Курбского, предпринятый в 1499 году. Целью похода было уничтожение Ляпинского княжества, столицей которого был город Кунаутнаш, а численность московского войска составляла более 4000 воинов. Интересным является и то обстоятельство, что Кунаутнаш был расположен на месте современного села Ломбовож и состоял из нескольких укреплённых поселений.
Рис. 2.4. Хан Кучум. Фото, Википедия.
Рис. 2.5. Отыр – древний вогульский воин. Изображение с сайта permhistory.ru, Интернет.
Примечательным является тот факт, что поход войска С.М. Курбского длился более года, при этом московские отряды взяли штурмом 42 укреплённых селения, пленив при этом 58 местных князей и 1009 знатных людей. После этого похода московский князь Иван III включил в свой титул слова «Князь Кондинский и Обдорский».
Энциклопедическая справка
Иван III Васильевич (также Иван Великий; 22 января 1440 – 27 октября 1505) – великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси (см. рис. 2.3). «Иоанн, Божьей милостью государь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Пермский, Югорский и Болгарский и иных». Сын московского великого князя Василия II Тёмного.
Результатом правления Ивана Васильевича стало объединение значительной части русских земель вокруг Москвы. И превращение в центр Московского единого Русского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны от ордынской зависимости. Принят Судебник – свод законов государства; проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения; воздвигнут нынешний кирпичный Московский Кремль и московский Успенский собор.
А о количестве городов в югорской местности можно судить по данным Посольского приказа конца XVII века: несмотря на большое количество уже разорённых в ходе завоевания городов и поселений, ясаком было обложено 94 города!
Однако даже эти завоевания носили довольно поверхностный характер: местные югорские князья соглашались платить совершенно необременительную для них дань. Так, к примеру, сибирский князь Кучум (см. рис. 2.4) в 1571 году платил лишь 1000 соболей в год, что, по сути, являлось совершенно необременительной подачкой московским правителям. Ведь даже в наши дни местные таежные охотники в одиночку добывают от 80 до 100 соболей за сезон.
Энциклопедическая справка
В 1563 году, после длительной и кровопролитной войны, на обширных территориях, лежащих между великой сибирской рекой Иртышом и его притоком Тоболом, установил свою власть хан Кучум – прямой наследник рода Чингисхана и продолжатель его захватнической политики. Войско хана, состоявшее из казахов, ногайцев и узбеков, наводило ужас на жителей земель, к которым обращал он свои алчные взоры. Начало захвата сибирских земель Хан Кучум, биография которого вмещает в себя, наряду с историческими фактами, эпизоды, порождённые легендами, во множестве сложенными об этой, по-своему яркой и своеобразной личности, навсегда остался в истории Сибири. Однако о его ранних годах мало что известно. Скупые записи летописных сводов сообщают лишь о том, что родился он в 1510–1520 году на берегу Аральского моря, в улусе, носившем название Алты-аул. Летопись «О взятии Сибирской земли», составленная Саввой Есиповым (см. ниже) в конце XVI века, уточняет, что был он по национальности каракалпаком.
XVI век также известен, как век правления совета югорских князей. В состав совета входили князья Бегбелий, Кихек, Аблегирим, Тагай, Печенег, Кошук, Алберган и Патлик.
Рис. 2.6. Конный угорский (югорский) воин. Изображение с сайта history. novosibdom.ru, Интернет.
В 1594 году состоялась победа москвичей над Кондинским княжеством, а Пелымское княжество было покорено лишь в XVII веке. Причем после покорения Пелыма в 1611, 1630 и 1654 годах состоялись три достаточно крупных и кровопролитных восстания.
Но кто оказывал столь ожесточенное сопротивление новгородским и впоследствии московским войскам? Ведь Югра – это территория Кондинского, Пелымского, в котором было и небольшое Табаринское, Ляпинского и Сосьвинского княжеств, которые, по современным источникам, начали своё существование лишь в середине XV века, то есть с середины 1400-х годов.
А исторические хроники свидетельствуют об обратном: уже в XI веке профессиональным новгородским дружинам противостояли хорошо обученные войска (см. рис. 2.5 и 2.6).
Причём местные поселения имели укреплённые городки. Иначе, чем объяснить столь продолжительную, пятинедельную осаду Югорского городка? (См. рис. 2.7).
Рис. 2.7. Реконструкция Югорского городища. Изображение с сайта history. novosibdom.ru, Интернет.
По всей видимости, речь идёт о прямой фальсификации истории. Так, все современные учебники истории замалчивают о существовании величайшей империи – Великой Тартарии, на территории которой, судя по сохранившимся многочисленным картам (см. рис. 2.1), и находились все югорские княжества.
Так, академик А.Т. Фоменко в своем труде «Новая Хронология» убедительно доказывает существование этой великой империи. Причём границы Великой Тартарии вплоть до XVII века простирались до Уральских гор. И в уничтожении Великой Тартарии, по версии А.Т. Фоменко, решающую роль сыграла Россия, которая в то время называлась Московия, или Московия Европейская.
А на некоторых европейских картах вплоть до XVII века на территории Западной Сибири упоминаются названия «Скифия» и «Сарматия». К тому же Северный Ледовитый океан в средние века назывался не иначе как Скифским океаном.
Кроме всего прочего, есть достаточно авторитетные письменные свидетельства.
Так, основатель первой Римской академии Юлий Помпоний Лэт, живший в XV веке, так упоминает о уграх (юграх): «Угры приходили вместе с готами в Рим и участвовали в разгроме его королем вестготов Алларихом в 410 году. На обратном пути часть их осела в Паннонии и образовала могущественное Венгерское государство, часть вернулась на родину к Ледовитому океану и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняется как божествам».
Матвей Мехоявский в своём «Трактате о двух Сарматиях», изданном в Кракове в 1517 году, свидетельствует: «За областью, называемой Вятка, по дороге в Скифию, стоит большой идол Золотая Баба. Золотая старуха. Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему, и никто, проходя поблизости и гоня и преследуя зверя на охоте, не минует идола с пустыми руками, без приношений». (См. далее про Золотую Бабу).
Несомненно, что такой поход был под силу только воинам развитого государства или княжества. И многочисленные археологические находки, сделанные на территориях Кондинского и Пелымского княжеств, прямо говорят не допотопной племенной культуре «таежных народов», а о высокоразвитом обществе, имеющем непосредственную связь с великими скифами.
Матвей Мехоявский так описывает происхождение угров (югров): «Югры вышли из Югры, самой северной и холодной скифской земли у северного океана. Югра – самая северная страна и вовсе не имеет высочайших и недоступных гор, ни таких, как Альпы в Италии, ни таких, как сарматские горы. Следовательно, неверно говорят некоторые историки, что гугны (гунны) вышли из своей области – из величайших и недоступных гор. В Югре, впрочем, есть горы, покрытые густым лесом, но это пологие и легкодоступные горы средней величины и высоты, скалистые и утесисты».