Полная версия
Истории пестрых народов Урала и Зауралья. В поисках связующих нитей. 140-летию П. П. Бажова посвящается
Время как будто повернулось назад. Океаны и атмосфера начали стремительно возвращаться в первобытное состояние. Как в давно прошедшие времена, возросло количество углекислого газа и метана, начала повышаться температура Земли.
Может быть, мы и в правду, люди – выродки-мутанты, которым суждено убить породившую нас живую природу?
Или нет? Читайте далее!!!
И в XXI веке Урал и Зауралье в обыденном сознании даже местных жителей, которые в силу одной географической близости должны были бы изжить данные «предрассудки», воспринимается краем земли, «терра инкогнито», темой запретной для жизни. Поэтому-то именно здесь, на границе человеческого и природного пространства рождаются, и по сию пору живут сюжеты народной мифологии. Ящеры, черти, змеи, полозы Сознание конструирует эти геокультурные образы именно на пересечении географических, исторических, этнографических компонентов, и активно представляет не только в фольклоре, но и в литературном тексте.
Например, в одном из известных произведений древне-русской литературы XII века «Повесть о Савве Грудцине» главный герой – житель Соли Камской заключает договор с дьяволом. С одной стороны, Савва употребляется чернокнижнику Фаусту, жившему в первой половине XVI века в Германии. С другой, оседлав беса, и за ночь перелетев в нём за две тысячи вёрст за Волгу, Савва на пару столетий предвосхищает путешествие купца Вакулы из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Можно, конечно, смеяться и упрекать в дремучести и необразованности наших предков, но подсознание русского человека до сих пор мифозилирует Урал и Зауралье. Только нашему современнику, в силу его представлений об окружающем мире, это совершенно не очевидно в век Интернета. Дивиться этому нашему видению предстоит уже, возможно, нашим потомкам.
1.1. Тайна Мансийской змеи-анаконды (полоза)
На территории Свердловской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа сохранились предания о реликтовом животном. Манси называли его ялпын уй, русские именовали полозом, а марийцы – шем кишке. Это животное было осторожно, порой агрессивно по отношению к людям, обладало чертами, которые могут показаться нам, представителям современного общества, лишь порождением больного воображения. Между тем животное существовало. А может, существует, и по сей день?
Летом 2017-го года, собирая информацию о культуре марийцев Свердловской области, Артуру Артееву довелось услышать историю об интересном животном – шем кишке, «черной змее». Её рассказал Геннадий Петров из деревни Артемейково Ачитского района, пишет источник: sunhome.ru.
Эта змея, как явствует из названия, черного цвета. Длина шем кишке примерно два метра, толщина намного больше, чем у обычной змеи. Живёт она в лесу, около водоемов – рек и озер. Ночует на дереве, после чего на нём находят следы от отростков на теле змеи, которые помогают ей фиксировать свое положение в столь необычном месте. Такое местонахождение объясняется стремлением шем кишке обезопасить себя от собственного потомства, которое столь прожорливо, что может съесть свою родительницу. Кстати, у змей поедать себе подобных – не редкость, например, у анаконд (и гадюк, мне пришлось видеть это в детстве, примеч. – Е. М.).
Встреча с шем кишке в лесу – к беде. Тем более, что змея имеет обыкновение нападать и убивать. Зато найти сброшенную шем кишке кожу в виде чулка – к добру. В сказках марийцев есть истории об «огромной, толстой, как бревно», змее, которая лежит в глубокой норе. Она владеет тайными знаниями, является царицей змей и иногда помогает человеку. Всё это интересно, но только с точки зрения фольклора, народной фантазии.
Однако у исследователя (вогулов) манси Валерия Чернецова есть описание подобной змеи, которое он сделал в тридцатые годы XX века со слов охотников манси. Называют её охотники ялпин уй, «священный зверь», и напоминает она, по их мнению, ящерицу. Длина её до 7–8 саженей (до 16 метров), толщиной в руку, красно бурого цвета с зигзагообразным рисунком. Живет в воде и близ неё, спит не на земле, а только на дереве. После её ночевок на дереве остаются следы от чешуи. Услышать эту змею можно весной. Звуки, издаваемые животным, похожи на крик утки или на капание воды: «неч, неч», живёт на Оби, в верховьях Сосьвы, в районе Руссуя и Нильтанг пауля.
Подобных рептилий было в то время так много, что погибшие змеи хранились у охотников в Нильтанг пауле в бочках. Тем не менее, манси считали, что ялпин уй не умирает, а превращается в камень аммонит.
По сообщениям других исследователей 1980-х годов прошлого века, в озере Тур ват живёт существо метров 6 длины. В ясные, солнечные дни он всплывает на поверхность озера и тогда «блестит как серебро». Тур ват – священное озеро местных манси, а рядом с озером есть молебная гора Ялпын нер. В июне вогулы обычно проводили там свои языческие богослужения. Просили священное животное оберегать их землю.
Исследователи религии манси И.Н. Гемуев и А.М. Сагалаев пишут, что в глубоководном озере Ялпын тур (Ханты-Мансийский автономный округ) в середине 1940-х годов прошлого века манси (вогулы) видели ялпын уя. Правда, ему приписывают образ то крокодила, то огромной щуки. И опять прослеживается тесная связь священного животного со священными местами.
В двухстах километрах от Ивделя по реке Лусум (Лозьва) живут манси, которые хранят предания о том, что когда-то в реке жил похожий на змею с рогами речной людоед. И по сей день, в тех местах манси поклоняются Хул хуринг ойке – Старику, подобному рыбе, хозяину местных людей, рыбы – зверя.
В 1886 году мещанин Иван Шешин из села Никито-Ивдельского (ныне город Ивдель) в своих заметках «О кочевом племени вогулов на севере Верхотурского уезда» писал: «По рекам есть у них (манси) такие священные места, через которые они никогда не ездят в лодках, не заденут даже шестом дна, а обходят эти места берегом, перетаскивая лодки на себе». Не потому ли манси не задевали шестом дно, что опасались грозного ялпын уя, а плавание в местах его обитания было чревато для человека гибелью?
В конце своих заметок Шешин упоминает о зубе мамонта и «окаменелости змеи», которые хранятся у него. Что это за змея, автор не уточняет. Если названные останки принадлежат ялпын ую, можно предположить, что подобная змея жила на мансийском Урале с давних времен.
О существовании в наши дни ялпын уя некоторые опытные манси охотники не сомневаются.
Русскому населению Урала и Зауралья тоже известна огромная змея, которую они называли полозом. И об этом сохранились архивные материалы.
О чем сообщают архивы. В архиве Свердловской области Артуру Артееву попали в руки интересные краеведческие документы. Один из них – доклад К. Ошуркова Уральскому обществу любителей естествознания (УОЛЕ) от 19 февраля 1927 года, из которого стоит привести некоторые выдержки: «Ещё в бытность мою в Екатеринбургской гимназии, мы, маленькие гимназисты, всегда внимательно слушали рассказы о прошлом и настоящем Урала, нашего уважаемого учителя Онисима Егоровича Клера (председатель УОЛЕ, примеч. – Е. М.), рассказавшего также о существовании в уральских лесах больших змей, которых местное население зовёт «полозами», и в наличии которых он, Клер, не сомневается, так как совместно с известным зоологом Сабанеевым (Сабанеев Л.П., исследователь животного мира Среднего Урала, примеч. – Е. М.) получил о том подтверждающие данные».
«В 1960-х или 1970-х годах некто горный инженер Л.А. Лебединский, проезжая на тройке, где-то на Северном Урале увидел пересекающую дорогу огромную змею. Тройка остановилась и стала пятиться. Лебединский вернулся в соседнюю вогульскую деревню и просил вогулов совместно с ним начать преследование змеи. Вогулы отказались: по-видимому, у них змея считалась священной. После долгих расспросов Лебединскому, однако, удалось выяснить местонахождение змеи, и он её убил, выстрелив дробью в голову. Экземпляр оказался до 8 сажен (16 м.) длины и толщиной с доброе 4-х вершковое (17,8 см.) бревно. Шкура этого полоза будто бы Лебединским была отправлена в Англию».
Приблизительно в 1890-х годах Клеру было донесено, что в юго-восточном районе Екатеринбургского уезда появился огромный полоз. Клер выехал по адресу, и оказалось, что змею видели две женщины. Причём одна из них, будучи беременной, во время бегства напоролась в лесу на сук и вскоре умерла от преждевременного выкидыша. В район местонахождения змеи выехали из города охотники. Змею не нашли и отправились обратно, расположились станом около деревни Бобровка в 28 км от города. Клер пишет: «И вот, во время мирных охотничьих разговоров, и завтрака, раздалось свистящее шипение. Охотники увидели приподнятую над сосёнками с краю елани белую голову полоза, который, по-видимому, сам решил познакомиться с охотниками». (Урал, диалект – поляна в лесу).
Злые языки говорили, что от неожиданного появления уральского удава один из охотников залез от страха под телегу, другой, помня, что змеи не любят лошадиного пота, надел на себя хомут, а третий хотя и остался на месте, но его настроение было сильно испорчено случившейся с ним медвежьей болезнью. Полоз от стана ушёл, оставив характерный для большой змеи след на смятой траве и хвое от брюшных чешуек.
Я неоднократно слышал от местных крестьян о следе, оставленном проходившим полозом. Такой след видел по росе на пашне рано утром крестьянин Белоярской волости деревни Боярки Матвей Боярских. След зигзагообразно спускался с пашен в реку Пышму».
В любой уральской деревушке можно получить кое-какие сведения о «полозе» и «полозках». Существует мнение, что встреча с полозом опасна для человека. Полоз, как и шем кишке, стремительно бросается на человека и бьёт, как говорят, «хоботом»: очевидно, хвостом.
Молодой телеграфист почтовой станции Бычков рассказал Клеру слышанную им историю о гибели рабочего от полоза.
«Дело было так: двое заводских рабочих приехали в страдное время на свои покосы, находящиеся в глухом месте в горах Урала. Один остался распрягать лошадь, другой отправился, зачем-то в гору, в лес. Вдруг послышался отчаянный крик, и оставшийся крестьянин увидел бегущего с горы товарища, за которым быстро катился свернутый колесом ком, скоро догнавший бегущего – тот упал. Ком, развернувшись, оказался большой змеей, которая быстро уползла в чащу леса. Упавший рабочий умер – то ли от удара хвоста полоза, то ли просто от разрыва сердца».
Между прочим, от полоза, по словам местных жителей, хотел рабочий, возможно, спастись, меняя при беге направление.
Крестьяне деревни Мартяновой бывшего Кунгурского уезда в двух верстах от деревни, недалеко от дороги, в течение нескольких лет видели небольшого «полозка» толщиною в оглоблю. Он никого не трогал и жил около ямы. После крестьяне завалили яму хворостом и зажгли. Больше «полозка» уже никто не видел.
Среди уральцев существует поверье, что следует остерегаться убивать полоза, так как другой полоз найдет и умертвит убийцу!
Интересный случай наблюдения за полозом сообщил уже упомянутый телеграфист Бычков. Его дядя однажды случайно увидел, как «полоз» проглотил рябчика. По его словам, рябчик сам подлетел к лежащему с поднятой головой полозу. Это случай гипноза птицы, что характерно для змей.
Быть может, недалек тот день, когда в распоряжение специалистов будет предоставлен для изучения, пока ещё оспариваемый coluber trabalis (в переводе с латинского языка «огромная, бревноподобная змея»), как назвал уральского удава посетивший эти места знаменитый ученый Паллас. В одной уральской степной деревне Палласом была найдена висящая в избе у крестьянина шкура или выползок огромного экземпляра змеи. Владелец шкуры, несмотря на просьбу Палласа, её ему не продал. Ошурков также пишет о том, что в 1925 году рабочие Нижнеисетского завода пытались поймать сетями большую змею, золотистого цвета, с большим пятном на лбу. Змея перепрыгнула через сеть и ушла.
Не менее интересное письмо написано помощника лесничего Каслинского лесничества Н.Ф. Кузнецова от 12 апреля 1927 года: «Рабочий Каслинского завода Свиридов Павел Иванович, 60 лет, занимаясь в Каслинской даче поисками полезных ископаемых, в конце августа месяца 1926 года в урочище Булдымское болото в ясный солнечный день заметил змею необыкновенных размеров, которая располагалась на каменистом холме.
Увидев за свою жизнь первый раз змею таких размеров, он от этой встречи пришёл в ужас и поспешил поскорее покинуть это место». Величина этой змеи, как он говорил, по длине аршин 6 (четыре метра) и по толщине около головы вершка три (13,3 см.). По цвету же точно определить, серая она или чёрная, Свиридову не удалось.
Свиридов пишет: «Весной 1924 года, будучи с группой рабочих в числе 54 человек на тушении лесного пожара в районе озера Сунгуль в Каслинской даче, мы после ликвидации указанного пожара пришли на берег Сунгуля с целью после работы вымыться. Увидели следующую картину: по самой середине озера плыло какое-то животное, и над поверхностью воды была видна лишь его голова. При движении от него отходили бурные волны. Все рабочие пришли к заключению, что плывущее животное – не что иное, как полоз».
Далее автор письма сообщает, что находящиеся на озере рыбаки, завидя движущееся по озеру животное, поспешили причалить к берегам.
Краеведы пишут. В статье «Великий полоз» Борис Казаков пишет: «В 1889 году купец Ушаков рассказал в очерке о светло-серой змее с жёлтыми пятнами на брюхе и боках, которую не раз видели, в том числе переплывающей реку Исеть в трёх верстах от села Бобровского, с зайцем во рту, что свидетельствовало о силе этого животного. Длина её была до 6,5 метра».
Одни посчитают все это забавным, другие стародавним и давно минувшим преданием. Быть может, это и так. Хотя есть данные, что летом 2001 года в окрестностях г. Тавды видели крупную черную змею с необычными пятнами на теле. Что это – испуг, перед обычной гадюкой? Фантазии местных жителей? Новые загадки?
Любовь Белоусова (Мясникова) пишет: «Михаил, такую гадюку, примерно метра 1,5 длиной, я встретила в конце апреля 2016 года в Александровском участковом лесничестве Таборинского района, всяких видела, но такую впервые, так как в лесу бываю часто по работе (см. рис. 1.9)».
Рис. 1.9. Гадюка черная пятнистая. Фото автора: Любови Белоусовой (Мясниковой), (с. Таборы), 24 апреля 2016 г.
Людмила Лыта (Шпиляк) пишет мне из г. Тавды: «Начиталась про змей в твоей рукописи, сейчас в лес страшно идти, в этом 2019 году летом уже двух гадюк видела в черничнике, уползли от меня. Я в лесу разговариваю, чтобы отпугивать их. Из того черничника сразу ушла, и что интересно, оба раза встречала в тех местах змей, где много черники!»
Я много видел змей в Уральских лесах различной окраски. Помню, собирал грибы, хотел срезать красноголовик, а в траве была гадюка, но руки не тронула, зашипела и уползла, оставляя след, но мне не по себе стало – побледнел.
Мансийская «анаконда». «Похожа на анаконду?» – спросил редактор, когда А. Артеев рассказывал ему о своих изысканиях. А ведь точно – анаконда. Так же прекрасно плавает, забирается на деревья и нападает с них. Только уральская какая-то, морозостойкая. Но и это не новость. Альфред Брем в своем капитальном труде «Жизнь животных» приводит случай, когда сбежавший из зверинца южноамериканский удав спокойно жил и зимовал в одной из рек Западной Европы. И хотя сам натуралист скептически относился к слухам о кровожадности таких крупных змей, как анаконды, удавы или питоны, утверждая, что они «не в состоянии проглотить человека, быка или лошадь», но другие авторы говорят, что могут.
Альфред Брем пишет: «Анаконда достигает длины чуть более восьми метров, прекрасно плавает, может очень долго оставаться под водой и подолгу лежит на дне, отдыхая». Вот и попробуй такую диковинку спугнуть шестом, плывя на лодке по её угодьям
По словам очевидцев, которые приводит тот же автор, другая крупная змея – удав обыкновенный – способна при нападении или защите наносить могучие удары хвостом. Как здесь не вспомнить подобное утверждение из доклада Ошуркова?
А вот об иероглифовом питоне информаторы сообщили Брему следующее: «Когда это чудовище, подобно большому бревну, ползёт, извиваясь в высокой траве и кустарниках, то уже издали можно заметить след, прокладываемый его огромным телом».
Почему же ялпын уй больше похож именно на анаконду, а не на питона, к примеру, который прекрасно плавает в отличие от того же удава? Дело в том, что анаконда непосредственно связана с водой, живёт там и охотится. Как и ялпын уй, анаконда достигает 16–20 метров длины, а при подобных гигантских размерах трудно жить вне воды. Обе эти змеи для охоты и отдыха забираются на деревья.
Сказы и очевидцы.Историк XVIII века Герард Миллер (см. ниже) в своём сочинении «Описание Сибирского царства» пишет об аринцах – народе, жившем, в период путешествия Миллера, по Енисею. Аринцы одного поселения погибли из-за массового нашествия больших змей, среди которых «одна была необычайной величины, с большой головой и с телом, блестящим, как золото». (Г.Ф. Миллер. Описание Сибирского царства. М., 1998, стр. 25–26).
Примечательно, что один из жителей спасся, протянув вокруг своей юрты аркан из лошадиного волоса (как здесь не вспомнить рассказ Ошуркова об охотнике, надевшем на себя лошадиный хомут, чтобы спастись от ялпын уя) и насыпал около юрты золы.
В свою очередь Павел Петрович Бажов в трёх своих сказах: «Про Великого Полоза», «Змеиный след», «У старого рудника» много рассказывает об ялпын уе. В первом из названных сказов даётся описание гигантской змеи: «И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса. Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло это чудо к Рябиновке (река), а из земли все кольца выходят да выходят. Ровно им и конца нет».
В сказе «У старого рудника» Бажов упоминает об ареале огромного полоза: «Не знаю, как по Северному Уралу, но по Среднему и Южному этого фантастического змея чаще зовут Полозом, Великим Полозом, вероятно, потому, что здесь издавна идёт разговор, частично поддерживаемый натуралистами прошлого, о существовании особо крупного вида змеи – полоза».
Русский писатель делает акцент на то, что рассказы о Полозе, его образ были привычны с детства. Из чего можно вывести, что в 1880—1890-х годах XIX века встречи с ялпын уя, были не редкость. Тем более, как утверждает писатель-уралец, образ гигантской змеи среди русского населения Урала «пришёл не от древней символики и не от морализаторских разговоров, а от внешних окружающих впечатлений».
Как записал Бажов, русские, живущие на Урале, огромного Полоза считали хозяином всех змей и золота, который «одним облегчал доступ к золоту, указывал места и даже «подводил золото», других отгонял, пугал или даже убивал».
На родине Бажова, у города Полевской, встречи с необычными крупными змеями происходили и в наши дни. Вот как описал встречу с необычным животным близ речки Полевой житель Полевского Владимир Николаевич Суренков: «Событие, о котором рассказываю, произошло в шестидесятых годах, мне было лет четырнадцать. Вот тогда-то и увидел то, чего так до пятидесяти пяти лет более не видел. На большущем камне плитняке, невесть откуда взявшемся у подножия горы, лежала и грелась змея. Змея лежала шаньгой, свернувшись спиралью, а на теле лежала голова и смотрела на меня, уставилась не мигая. Первое, меня поразили её глаза. Глаза были большие, выразительные, человеческие. Цвет тела, плохо помню, неяркий, серый, с большими пятнами, чуть более тёмными. Она стала, это я запомнил, как фотоаппарат, не отрываясь взглядом от меня, раскручивать спираль, и поползла от меня, почти переливаясь, как вода, за каменную грань, в траву. Змея была примерно метр семьдесят в длину. Змей видел всевозможных расцветок и размеров, но такой ни ранее, ни до сих пор больше не видел».
Конечно, можно выдвинуть версию, что этой змеей был желтобрюхий (каспийский) полоз (Coluber caspius) – крупнейшая змея Европы, достигающая 2,5 метра. К тому же каспийские полозы бывают серого цвета. Но зоологи утверждают, что максимальный ареал этой змеи – Волго-Уральское междуречье.
Кто же ты, ялпын уй? Был или нет гигантский полоз – вопрос спорный. Тем более, что прямых материальных свидетельств его существования нет. А наука любит факты, которые невозможно опровергнуть.
Конечно, вопрос можно решить так: нет доказательств – нет проблемы. И тогда, как никогда, становятся актуальными слова из доклада К.М. Ошуркова: «Академия наук не поверила Клеру и Сабанееву о наличии в Уральских лесах больших змей, и таким образом, до сих пор никто не решался, не рискуя потерять репутацию, поднять вопрос о существовании на Урале полоза». Ну, а если набраться смелости и сопоставить все приведенные выше факты? И при этом принять во внимание, что информаторы не связаны друг с другом.
Кто же такой ялпын уй? Плод вымысла испуганных охотников? Воплощенные страхи подвыпивших крестьян? Или животное, которое выжило, несмотря на природные катаклизмы?
Из анализа упомянутых здесь встреч людей с ялпын уем можно сделать некоторые обобщения:
1) Размеры змеи варьируются: толщина по диаметру от 6 до 18 см; длина от 1,70 м до 16 м (по отдельным данным до нескольких десятков метров). Размеры ялпын уя, скорее всего, зависят от возраста, мест обитания и пищи. Не исключено, что полозов было несколько видов. Исходя из размеров и следа, похожего на отпечаток бревна на траве или песке, ялпын уй обладал солидным весом.
2) Полоз имеет светло серый (на солнце золотистый, стальной) или черный цвета. Голова крупная, «как у сома», с пятном на лбу. На теле зигзагообразный рисунок либо желтые и даже красные пятна. Не исключено, что на черепе у одного из видов ялпын уя были наросты «в виде рожек». Глаза навыкате до трех сантиметров в диаметре.
3) Можно предположить, что ареал этой змеи до XVII века (время упоминания о существовании крокодилов в Псковской летописи за 1582 год, и в записках путешественников Герберштейна, Горсея) простирался от европейской части России до Дальнего Востока.
С XIX века ялпын уя встречали на территории Пермской (близ города Кунгур), Свердловской, Челябинской областей, Ханты-Мансийском округе. В XIX веке к северу от Челябинска регистрировалось большое количество встреч с гигантским полозом. Это объясняется тем, что на севере этой области много озёр и болот, особенно в бассейне реки Теча, где, как правило, и происходили встречи. Но с увеличением населения, ростом промышленности, с ухудшением экологической обстановки этого района полоз, возможно, полностью исчез из тех мест.
4) Обитал ялпын уй в болотах, пресноводных озёрах, реках, окруженных лесами. В глубоких норах (ямах) вне водоема змея отдыхала, и, быть может, зимовала, так как об обнаружении ялпын уя в зимний период данных нет. Скорее всего, великий полоз ночевал на деревьях. В случае большой концентрации на определенной территории подобных ему змей, или из-за другой опасности ялпын уй, при случае, питался себе подобными змеями.
5) Охотился ялпын уй на дичь, млекопитающих, в том числе на домашних животных. Нападал на человека, убивал его, как правило, охраняя тем самым свою территорию и, быть может, свое потомство. Можно предположить, что питался и рыбой, как современный водяной уж.
6) Подобно современным рептилиям, ялпын уй любил греться на камнях в лучах солнца. Лежал, свернувшись для удобства в кольца. В результате этого больших размеров тело его походило на горку. Скорее всего, ялпын уй не являлся теплокровным животным.
7) Змея хорошо плавала по поверхности воды. Скорее всего, зигзагообразно, по-змеиному. Отсюда большие волны при её перемещении по воде. Неплохо поднималась по деревьям. Для этой цели на её теле были отростки, мешающие соскальзыванию.
8) Полоз обладал способностью гипнотизировать свои жертвы. Это приводило к потере жертвой, пространственных ориентиров. Полоз также убивал своих противников ударом хвоста. Зафиксированы случаи его нападения с дерева. Не исключено, что душил жертвы подобно анаконде. С горы преследовал жертву, свернувшись шаром.
Конечно, читатель помнит повесть Михаила Булгакова «Роковые яйца», написанную, кстати, в середине 1920-х годов под впечатлением встреч очевидцев с загадочным гадом в Крыму. Думается, право каждого – решать, сказка или действительность, рассказанное выше. При этом не нужно забывать, что самое невероятное и необъяснимое порой становится простым и обыденным. (Источник: E-NEWS.COM.UA).
1.2. По тайным местам Уральских гор
Рис. 1.10. Маньпупунёр – Малая гора идолов. Фото, Интернет.
Маньпупунёр – уральский остров Пасхи. Это – одно из несомненных чудес природы Северного Урала (см. рис. 1.10). На языке манси название означает Малая гора идолов. Эти семь тридцатиметровых каменных фигур выветривания возносятся над плоским горным плато. Некоторые из них расширяются кверху. Находится геологический феномен на территории Печоро-Илычского заповедника. В древности манси и коми обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им. При этом подниматься на Маньпупунёр не позволялось. О столбах слагались легенды. По одной из них каменные столбы были семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь уничтожить вогульский народ, но окаменели от страха, увидев Ялпингнёр – священную гору вогулов.