Полная версия
Саша изредка наблюдал за ним, стараясь не отрываться от происходящего на экране телевизора и следить за процессами в игре. В соседней комнате раздавался смех дяди Серёжи с характерной хрипотцой (он много курил). На кухне хлопотала мать. Димка на диване издавал странные звуки, неустанно теребя пакет.
– Давай, давай… – повторял Костя, увлечённый игрой.
– Слушай, – отвлёк его Саша. – А что у него там, в пакете?
– Где, у кого? У Димки-то?
– Да.
Костя улыбнулся.
– Сам спроси у него. Только не смейся, а то он обидится.
– Хорошо.
Саша обернулся. Дима что-то рассматривал на стене, играя мимикой.
– Дима, – мальчик словно его не слышал. – Дима-а-а! – протянул Саша.
Димка застыл и медленно повернулся в его сторону. Он сделал это с таким напряжением и вниманием, что Сашке стало не по себе, и он проиграл в игре.
– Блин! – выругался Костя. – Саня, ну соберись!
– Дима, а что у тебя в пакете?
Дима посмотрел на него, не отрывая глаз, которые казались огромными в линзах очков. Его губа немного отвисала, и по ней струились слюни, губы постоянно блестели, язык бегал по рту вдоль кривых зубов. Мальчик не переставал теребить пакет.
– Кло-кло! – выкрикнул Дима. – Кло-кло!
Эта фраза была похожа на нечто среднее между кудахтаньем и хрипом. Всё тело ребёнка при этом вздрагивало, а слюни ещё обильнее летели прямо на диван.
– Кло-кло? Что за «кло-кло»?! – свёл брови Саша.
– Кло-кло! Кло-кло! – повторил несколько раз мальчик и отвернулся к стенке, рассмеявшись и продолжив уже что-то лепетать и корчиться, теребя пакет.
– Что за «кло-кло»? – спросил Саша у Кости, который продолжал играть.
– Игрушка. Бабушка подарила ему её, когда он был совсем маленький. Он с ней никак не расстаётся. Всё «клокает»! Он редко достаёт игрушку из пакета и постоянно прячет. К пакету никого не подпускает, но я и не лезу. Родители тоже. Давай играть!
– Игрушка.
– Да, игрушка, давай заново! – Костя перезапустил игру.
Летние дни летели быстро. Саша стал частым гостем у Ивановых. Приставка, настольный теннис, походы по магазинам, поездки на речку на старой «Волге» дяди Серёжи (который, кстати, сдружился с Сашкиным отцом) … Они оба оказались заядлыми рыбаками и сразу же нашли общий круг интересов. Сашина мама, Ольга, и тётя Саша поладили не так успешно – сказывался подозрительный характер последней. Его мог выносить только отставной военный с «параллельным» отношением ко многим вещам. Как говорил сам дядя Серёжа: «Саша, нормальный мужик с тобой бы давно повесился – хорошо, что армия сделала из меня не такого!». Ольга, сама по себе женщина мягкая, была сторонницей гибкого подхода в отношении с людьми, но к тёте Саше найти подход так и не смогла. Поэтому женщины просто смирились с тем, что их мужья подружились, и просто стали делать вид, что так же бурно общаются, хотя на самом деле вели в основном нейтральные беседы, когда выезжали на совместные шашлыки и походы в лес за грибами.
Особенно заполнилась всем поездка на рыбалку в Карелию. Для ребят это было целое событие: папы взяли их с собой! Димку оставили дома, так как ни он, ни тётя Саша не переносили долгих поездок на машине, а ехать нужно было часов двенадцать. Ольга же отправила мужа одного, поскольку тоже была не в восторге от диких условий. Не хотела отпускать и Сашку, но они с отцом уговорили её, к тому же дядя Серёжа брал с собой Костю. Дорога действительно была не из лёгких, тем более на старой «Волге». Но это того стоило.
Последняя неделя августа перед школой, как и всё лето, выдалась солнечной. Красота северных прозрачных рек, большой улов, копчёная рыба, грибы и ягоды. Всего этого ребята наелись сполна! А «фирменная» уха от дяди Серёжи, с лаврушкой, могла сразить наповал любого гурмана!
Ребятам выдали удочки, пока отцы промышляли «нормальным» уловом – на сеть. Костя оказался более опытным в деле рыбалки, Сашка же просто любил наблюдать. Вечером – костёр и армейские байки дяди Серёжи, чистое звёздное небо Карелии…
Компанию им через пару дней составили студенты из Питера. Весёлые ребята, хорошо пели под гитару, но очень уж оказались шумными. Степан – Сашин папа – сказал, что всё это от неумения пить. Рыбакам пришлось сменить место выше по реке, забравшись подальше в лес. Там было больше комаров и больше рыбы. Когда же поутру в лагере нашли медвежьи следы, было решено возвращаться домой с полным багажником улова, а ребята – с полными головами впечатлений. Вскоре к числу последних прибавилась неожиданная поломка старой «Волги» где-то за Петрозаводском. Мужики полдня пытались поймать того, кто возьмёт их на буксир, но без денег это оказалось не так уж и легко. Наконец, один местный согласился за пару пакетов копчёной рыбы дотащить их до ближайшей СТО. А там пол-улова пришлось отдать за ремонт. Но всё равно спасибо местным умельцам, что вообще согласились! Домой вернулись с опозданием.
Оставалось несколько дней до школы. Костя пригласил Сашку, как обычно, «на приставку», так как скоро начнётся учёба и строгая тётя Саша спрячет «Денди» подальше на шкаф до следующих, осенних, каникул. У них в семье был такой закон: учёба на первом месте, а игры только на каникулах. Но сегодня на пути к беззаботному времяпровождению у ребят встало ещё одно «препятствие»: приехала мама тёти Саши. Бабушка всегда приезжала к первому сентября, чтобы навестить внуков. Димке уже исполнилось семь, и его определяли в спецшколу, Костя переходил в пятый класс. Это очень сильно «обрадовало» последнего, поскольку бабушка, когда приезжала, всегда требовала к себе внимания.
Дело в том, что она была очень старой. Костя сказал, что ей, наверное, «около ста лет». Естественно, это была шутка. Но тётя Саша была очень поздним ребёнком. Странность старушки была видна невооружённым глазом. Одевалась она, мягко сказать, старомодно: носила расшитый деревенский сарафан, платок, была вся обвешана бусами и непонятными подвесками. Это немного обескураживало всех, кто видел пожилую женщину, особенно в большом городе. Однако – – её саму это мало волновало – старушка была очень консервативной, постоянно твердила о каких-то принципах и не только. Дядя Серёжа не при жене называл её «старой ведьмой». И, если честно, был недалёк от истины.
Баба Настя была из вепсов – есть такой древний финно-угорский народ. И хотя отец у неё был православный русский крестьянин, мать-вепска успела передать дочке то, что передала ей по наследству её мать. Баба Настя во всём, в каждом своем движении или поступке прослеживала те или иные ритуалы. Заходила в дом – кланялась и что-то бормотала, заходила в комнату – и снова что-то бормотала, а также причитала и делала жесты руками перед едой. Всех это, естественно, немного смущало, особенно поначалу, но в дальнейшем все, включая детей, привыкли. Пару раз принципиальная тётя Саша пыталась ругаться с матерью, но старушка была не менее принципиальна, чем её дочь. На все уговоры последней «оставить предрассудки в прошлом» старушка отвечала отказом, приговаривая: «так предки жили, так и я живу». Какое-то время тётя Саша ещё бушевала, а потом смирилась, оставив мать в покое со своими светскими замашками школьного учителя.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.