bannerbanner
Лошадь как искусство. Часть 3
Лошадь как искусство. Часть 3

Полная версия

Лошадь как искусство. Часть 3

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 10

Но легко сказать «дать свободу», а сделать намного сложнее, особенно если нет практики. Мозг находится в мире, а мир находится в мозгу. Изначальные установки задаются вроде бы случайно, но они формируют информационную среду, которая начинает вести отбор по мозгу. Вот и получается, что мозг зацикливается как бы сам на себя. Тот, кто привык давить и добиваться, считает, что езда на свободной лошади обеспечивается просто качественным обучением на железе. Я видел множество таких конников среди спортсменов самого высшего уровня. Такому человеку трудно понять, каким образом можно изначально научить лошадь хотеть слушать всадника без средств подавления. Тюремщик не способен построить райский сад, он может построить только тюрьму. Но «Путь в тысячу ли начинается с одного шага» – все нужно практиковать, в том числе и то, что написано в данной книге.



Однако как именно это делать, и является ключевым вопросом. Относительно недавно были проведены исследования, в ходе которых животных учили нажимать на педаль. Хитрость эксперимента заключалась в том, что одних учили нажимать напрямую и получать угощение, а других, проходя через несколько этапов. Во втором случае оказалось задействовано гораздо больше нейронов, и связи в мозге были совершенно другими. Но самое интересное открылось потом: крысы, обученные нажимать педаль в несколько этапов, гораздо быстрее находили верный путь в лабиринте. Их мышление стало другим. То есть, даже совершая одно и тоже действие, но с разными целями и разным отношением, мозг запускает в работу совершенно разные группы нейронов. Допустим, ребенок учится играть на скрипке, но в первом случае получает удовольствие, признание и т.д., а во втором его так «задалбывают» упражнениями, что отношение к классической музыке будет принципиально разным. В первом случае, даже уставший, ребенок будет продолжать учиться и стараться стать признанным музыкантом, наслаждаясь своими сверхусилиями и самой музыкой, а во втором случае, при возможности, больше никогда не возьмет скрипку в руки, и не будет слушать музыку для удовольствия. Аналогию с лошадью вы можете провести сами. То есть важно, чему на самом деле вы учите, и тогда сам собой приходит ответ как. Лучше сразу учить правильным движениям, восприятию, сложности картины мира, потому что потом вам придется не корректировать, а заново создавать связи.


– — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — —

Юлия Худякова: Само словосочетание «дать свободу» для большинства людей является либо чем-то эфемерным, либо они даже боятся думать в эту сторону. Потеря контроля над крупным животным, которое в разы сильнее человека просто сковывает. Это как, когда лошадь понесет, расслабиться и влиться в движение с лошадью, чтобы затем повлиять на нее, большинство же сначала скукоживаются в позу эмбриона и… лошадь несет еще больше от этого напряжения. Чтобы в реальной жизни и с реальной лошадью человек дал лошади свободу необходимо понимание всех процессов и этапов. Это не означает, что все дружно должны снять уздечки и играть со свободными лошадьми, это не означает, что можно отпустить повод и позволить лошади идти топтать огороды, бежать в сторону табуна, драться с другими лошадьми и творить, что захочет лошадь. Человек боится именно того, что, если он перестанет контролировать лошадь, она просто перестанет обращать на него внимание и, раз ей предоставили «свободу» просто будет делать, что ей вздумается. Зачем такая свобода? Нет очевидной пользы – для большинства людей. Поэтому свобода для них – это или загадка, или несбыточная мечта или просто хаос. Тем не менее, такое понятие, как «свобода выбора» для лошади – всегда красной нитью проходит через философию моей школы. Но к этому нужно подвести людей. Свобода выбора – это создание условий таких, чтобы лошадь захотела сделать правильный выбор! В этом и искусство! И безопасность! 100% гарантия безопасности! Потому что если лошадь САМА делает выбор в вашу пользу, то она не нуждается ни в каких ограничениях контроля, вы оба просто наслаждаетесь этим выбором. Как же создать такие условия свободного выбора? Именно для этого необходимо прочитать первые две части книги Алексея, именно для этого важно понимать, что бороться с законами природы бесполезно, лучше использовать их с пользой!


К примеру – возьмем естественную потребность лошади в движении. Зачем бороться с горячим конем, который застоялся и всего пугается от избытка энергии, козлит, свечит, несет, когда можно обеспечить ему хороший выгул? И так шаг за шагом, мы изучаем потребности и особенности мышления, поведения лошади. Ведь очень логична связь: если лошадь сопротивляется человеку, значит ей дискомфортно либо психологически (например, не понятно, человек воспринимается ниже по иерархии, поэтому нет доверия его выбору), либо физиологически (суставы еще растут, мышцы еще не разработаны и т.д.) Какой смысл бороться и заставлять лошадь, если можно построить условия психологического и физиологического комфорта, при этом лошадь станет партнером, потому что ее слышат и понимают! Если же не давать свободы выбора, не уметь создавать условия этого выбора, то опять-таки очень логично, что все психологические и физиологические проблемы лошади, даже если человек ее заставит что-то делать – приведут к болезням, потому что это всё напряжение! Будут работать не те мышцы (а мышцы сопротивления), будут строиться отрицательные нейронный связи (ассоциации), отсутствие мотивации, лошадь будет тупо терпеть (выученная беспомощность, раз ее не слышат) и, скорее всего, издеваться над «слабаками», которые заставить не могут. Что самое интересное, никакие железки во рту не сделают эту лошадь безопасной, здоровой и послушной… Поэтому надо разбираться – КАК создавать условия свободного выбора и ЗАЧЕМ. Как только это станет очевидно и понятно по шагам, страх у человека уйдет и это будет первый шаг к шедевральным отношениям с лошадью…

– — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — —


Очень важный вопрос «зачем» ведет к тому, «как» устроен ваш мир, «что» он из себя представляет. Реальность объективна, но восприятие субъективно. Тем более интерпретация! Конфигурация и химия нейронов определяют восприятие не только у отдельных личностей, но и у целых групп и народов. У разных групп совершенно разное устройства мозга в силу формирования его антропогенной средой, то есть культурой. Отсюда невероятно сильно различаются когнитивные процессы, ценности и критерии в отношении восприятия, запоминания, внимания, категорий пространства и времени, морали, причинности, вероятности и т. п. Это принципиально важно, поэтому я так подробно рассказывал о наших предках во второй части и о мировоззрении Запада и Востока в первой. На самом деле, имеет смысл говорить о двух типах мышления рамках скорее исторических, чем географических.


Как мы узнали из первой части, существует мышление Востока и Запада, но они разделяются не географически, а структурно. Для современного Запада характерно мышление больше индивидуалистическое, конструкторское, предметное. Мышление Востока, напротив, ближе к коллективистскому, центристскому, морально-этическому. Разумеется, в истории человечества все это было переплетено и перемешано, но временами начинал преобладать какой-либо способ мышления, что способствовало отбору в разных культурах на основе разных парадигм.


Соответственно, люди, занимавшиеся охотой и жившие небольшими коллективами – больше индивидуалисты, а земледельцы – больше коллективисты. Образ жизни крестьянина – это коллективизм, даже конформизм, поскольку нужно договариваться с членами общины о совместных работах, делать как все, одновременно обрабатывать все поля и не выделяться. Именно на этой основе возникают империи, поскольку все империи, всегда опираются именно на простое и массовое производство и, не сильно вдающееся в интеллектуальные тонкости, население. Даже первые городские жители средневековой Европы происходили из крестьян, отправившихся подработать каким-нибудь ремеслом в город, поэтому первые артели мастеров обладали еще крестьянским мышлением: нельзя работать сверхурочно или делать то, что не одобрено артелью, нельзя производить продукцию лучше или больше, чем в других артелях. Однако горожане много общаются с другими людьми, у них появляются деньги, а главное – идеи, привезенные из других мест. Все ереси рождаются в городах! Многочисленное население, независимость, смешение разных идеей повышают индивидуализм и, как следствие, критическое мышление и желание разложить все по полочкам. А вскоре на первый план выходит конкуренция, мануфактуры, образованность и любопытство – желание узнать, как там в других местах?


1600-1640-е годы, на которые пришлись самые глобальные изменения, совпали в Европе с началом малого ледникового периода. Крестьяне не просто так подались в города. Популярное до этого времени крепостничество, на фоне неурожаев и сильного голода, оказалось крайне неэффективным, что спровоцировало войны, бунты и смену власти. В Англии сельское хозяйство пришло в особенно сильный упадок, поэтому лендлорды стали выгонять крестьян-арендаторов земли, огораживать территории и разводить овец, которых можно стричь, а шерсть дорого продавать, поскольку холодно, и спрос на теплую одежду высок. С тех пор все популярнее становятся шерстяные английские костюмы: неброские и практичные. Чтобы пасти овец, нужно очень мало работников, поэтому в обиход даже вошло выражение, что «овцы съели людей», поскольку тотальная безработица заставила многих бывших крестьян становиться разбойниками или бродягами. Бродяг били кнутами, сажали в тюрьмы, но работы не давали, создавая ситуацию выученной беспомощности.


Похолодание и рост овцеводства гнали обедневших крестьян в города. Те, кто смог найти работу, резко изменили подход к ведению бизнеса, отменив старые артельные правила «не выделяться». При высокой конкуренции цены ниже, а количество, качество и разнообразие товаров помогают держаться на плаву. Этому, несомненно, способствуют развитие технологий и промышленности. В Голландии также отказались от пахоты, заменив ее выращиванием льна или других культур для тканей на продажу и выпасом скота. Голландия – страна маленькая, расположенная на почвах, не слишком подходящих для земледелия, поэтому там рост промышленности и технической грамотности стал заметен еще больше. Самое выгодное положение оказалось у Франции, имевшей вековые и очень серьезные связи с Италией (в отношении языка, религии и университетского образования), которые просто так не разорвать, но одновременно окруженной странами с бурно развивающейся промышленностью, от которых нельзя отставать. Технический перевес в военном деле мог крайне негативно сказаться на независимости территорий.



Огромный вклад в изменение Европы также внесла Эпоха великих географических открытий! В старой Европе все было знакомо и понятно, даже во времена Ренессанса. Европа – мир очень урегулированный, зато в колониях активным и не испорченным моралью гражданам можно делать все, что угодно. Разумеется, это привело к двойным стандартам: католические священники оказались такими же людьми, со слабостями и проблемами, что поставило вопрос о доверии к Церкви, ставшим основой Реформации. Неурожаи способствовали и разрыву связей с Италией, что не могло не сказаться и на религии. Немцы, голландцы и англичане находились далеко от Рима, и влияние феодалов там было сильнее, чем Пап. В этих странах впервые стали появляться священники из общины, говорившие не на непонятной латыни, а на родном языке. К тому же пастор – он же свой, честный, чистый… Единственная проблема, что чума уносит всех, независимо от благодеяний. И раз бог все видит, значит у него свои критерии отбора, не форма поклонения, не индульгенции и даже не добрые дела. Так возникает самокопание: что во мне не так? Что же угодно Богу? А самокопание неизбежно приводит к роли личности и ее ощущению себя как отдельного человека, а не части коллектива. Появляются портреты и картины Рембранта, Веласкеса показывающие ярких людей, с их чаяниями, недостатками и особенностями, и даже божества становятся не символами, а почти что людьми. Это приводит к еще одной мысли: дворяне – это не «голубая кровь», не богоподобные существа, а такие же как мы, причем они не умеют считать деньги, и удачливый буржуа может легко стать богаче многих аристократов. Получается, что то, о чем нам говорила церковь не совсем правда? Со сцены уходят церковные сюжеты, и вместо них появляется театр Шекспира.


В Средневековье театры не развивались, потому что личность не ценилась, и на первом месте стояла идеология правящих классов, то есть спектакли иллюстрировали священные тексты, служили для развлечения аристократов или удовлетворяли нехитрые потребности низкого сословия. Однако теперь появляются гораздо более интересные произведения, с течением времени все больше рассказывающие об интересных людях и поднимающие глубокие проблемы психики и общества.


В то же время усиливается противостояние личности и власти. На самом деле это различие между старыми конформистскими порядками и индивидуалистическим мышлением. В конформистских сообществах очень сильная ориентация на принуждение. Принуждение вызывает отторжение, поэтому производительность низкая, разнообразие товаров и услуг небольшое, стоимость труда невысока, и выжить самостоятельно крайне непросто. А вот в индивидуалистских сообществах, при высокой производительности, много разнообразных товаров и услуг, и рабочих рук часто не хватает. Поэтому в производство идут женщины, требующие равных прав и оплаты, и выжить в одиночку становится намного легче. Поэтому происходит разрыв с сельской общиной, традициями, что заменяется встречей с людьми из других мест, пониманием, насколько все индивидуальны, и, соответственно, авторитет конформистских идей резко падает.


Оказывается, что официальные лозунги о единстве, общих интересах, приоритете государства над личностью, по факту, являются соблюдением интересов мошенников и демагогов – самых хитрых приматов, пользующихся доверием других. Разумеется, идеи «за веру, царя и отечество» больше не работают. Теперь война – это уже не героизм и красивые доспехи, а нечто противоестественное, где бесславно может погибнуть любой. С ростом индивидуализма повышается ценность человека, а вместе с ней и жизни, развивается гуманизм. И интеллектуальный индивидуалист считает, что ни одна пядь земли не стоит пролитой за нее крови. То есть идеи, сплачивающие общество больше не работают. Однако и новые идеи, особенно отвергаемые менее интеллектуальным большинством, все еще не считаются приемлемыми.


Метания от глубокой религиозной философии до атеизма – совершенно нормальное дело для тех, кто уже не доверяет старым порядкам, но не определился с новыми. В одиночестве оставаться страшно, а явных критериев «божественной любви» больше нет. Что делать? Ответ подсказала чума, спровоцировавшая возвышение таких людей, как Козимо Медичи. Деньги! Материально подтверждение успеха. Если дела идут хорошо, ты всем нравишься, значит и бог за тебя. Тем более, что иметь много ресурсов – это биологическая программа. В ситуациях, когда религия больше не спасала, единственно стабильным стал казаться разум, о котором писали Томас Гоббс и Джон Локк. Все познать и упорядочить – вот предпосылки эпохи Просвещения, то есть аналитического мышления.


Чтобы осознать, насколько катастрофична смена парадигмы, приведу пример ломки сознания жителей России во времена Петра I, что отразилось, в том числе, и в одежде. Древнерусское аграрное общество было абсолютно конформистским: женщины, как и знать, носили одежды, напоминающие кокон, то есть максимально скрывающие фигуру. Таким образом высшее сословие подчеркивало, что оно не занимается физическим трудом, а женщины всячески маскировали признаки своего пола, дабы не вносить сумятицу в коллективные умы – закрывали тело и волосы, избегали макияжа и т. д. Да и «достойные занятия» для девушек включали рукоделие в светлице, помощь по дому и т. д. Но в петровскую эпоху мир перевернулся! Девушка должна была платьями подчеркнуть, даже гипертрофировать фигуру, оголить грудь и плечи, сделать высокую прическу и открыть шею, использовать макияж, посещать собрания с чужими (!) мужчинами, говорить с ними и даже прикасаться!!! Но это еще цветочки. Мир конформистов рухнул, когда на государственные посты начали отбирать не по рождению, а по талантам! Если раньше боярский сын изначально получал гарантированный доход и место в обществе, то теперь занимать престижный пост мог умный простолюдин, то есть сословия перестали иметь значение. Заговоры, бунты, принудительное бритье бород и публичные наказания особенно рьяных консерваторов… А ведь Петр I всего лишь хотел, чтобы его государство не стало героем анекдота: «Запад все время пытался поставить Россию на колени… но она упорно продолжала ползти».

«…а нюх как у собаки, а глаз, как у орла!»

На самом деле мы, люди, жуткие конформисты. Самые конформистские из всех приматов. Как говорил Фрэнсис Бэкон: «Всякий, кто любит одиночество, либо – дикий зверь, либо – Господь Бог». И если зоологи утверждают, что «одна шимпанзе – это не шимпанзе», то один человек даже человеком не станет. Биологически склонность к объединению проявляется уже на уровне клеток, из которых состоят многоклеточные организмы. Ну, а строение и функционирование клетки определяется генами. Ген – штука крайне эгоистичная, и его задача – выжить. Однако выживать можно не только индивидуально, но и создавая свои копии, поэтому любая жизнь стремится к размножению. В отличие от искусства, в биологии хорошая копия ничем не хуже оригинала, поэтому существует две стратегии выживания: индивидуалистическая и групповая. Если выживание в групповой стратегии выгоднее, чем в индивидуальной, клетки или животные, добровольно объединяются, и каждый получает шанс на выживание, пусть даже в потомках, и пусть даже за меньший, но гарантированный выигрыш. Ключевое слово здесь «добровольно». В природе один вид часто живет за счет другого, но либо открыто охотится, либо ведет себя как паразит, а от паразитов желательно избавляться. Тактику принудительного захвата и подчинения, с переориентированием под себя, используют, главным образом, раковые опухоли, и все прекрасно знают, к чему ведут такие патологии. Так что, прежде чем требовать что-то от лошади подумайте, не являетесь ли вы раковой опухолью.


– — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — —

Юлия Худякова: Именно поэтому большинство людей предпочитают сливаться с толпой, делая как все, как принято, как сказали авторитетные личности или те, которые в первой строчке поиска или у всех на слуху: «Все-равно мне не быть и не создать шедевра, лучше не буду выскочкой»… А я призываю к свободе самовыражения! Дай шанс и Восхищайся! Ведь большинство из нас из-за рамок правил «как принято» даже не дают шанса развить глубину ни в отношениях с лошадью, ни в своей собственной Жизни…

– — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — —


Добровольное объединение неизбежно ведет к эмпатии – стремлению понимать других, их способ мышления, поведение и ценности. В корейском языке даже есть слово, означающее «понимание того, что думают другие, без слов» и это крайне важный навык для конформиста. И чем больше человек знает и понимает, чем выше уровень его собственных потребностей, тем выше уровень эмпатии. Как вы уже поняли, эмпатия, в первую очередь, характерна для центристов. Именно из них получаются лучшие практические психологи, имеющие большой жизненный опыт и, зачастую, несколько образований в самых разных областях. Психология может использовать научные знания, но это скорее искусство, основанное на очень высоком уровне эмпатии. В животном мире это куда более ценная вещь, чем вкусняшка!


Выражаться она может по-разному. Американский писатель и специалист по взаимоотношениям Гэри Чепмен в своей книге «Пять языков любви» определил пять способов сообщить другому о своей симпатии:

– слова

– совместное времяпрепровождение

– забота

– подарки

– прикосновения


Очевидно, что слова животные понимают, но, в первую очередь, обращают внимание на интонации. В нашем мире мало кто умеет произнести слова похвалы так искренне, чтобы лошадь, действительно, оценила этот жест.


Совместно проводить время так, чтобы лошади понравилось – это мы умеем еще меньше! Здесь важен и зрительный контакт, и внимание, и поддержание интереса. Существование в моменте… Для этого вам надо стать лошадью!


Мы очень много говорим о любви к лошади, но реально ведем себя совершенно иначе. Хотя язык заботы как раз для тех, кто предпочитает словам действия. У человека это выливается в совершенно бесполезные, с точки зрения лошади, попоны, новые недоуздки, седла, щетки, кондиционеры и т. п. Некоторые из этих вещей, конечно, имеют отношение к заботе, но только для человека. А вот если вы будете проявлять заботу так, чтобы ваше воздействие амуницией было, действительно, аккуратным, понятным и оберегающим, тогда лошадь начнет вас понимать.


Раз уж мы коснулись физического воздействия, то проявление симпатии таким способом является для лошади одним из самых естественных и понятных. Навсегда забудьте про сильное похлопывание по шее! Реальный язык физического контакта – это и «обнимашки сверху», когда вы сидите верхом, и приятные прикосновения, дружеские почесывания, ободряющие или покровительственные родительские поглаживания, выражающие ваши эмоции не менее явно, чем речь актера на сцене. Они должны внушать уверенность, дарить тепло и комфорт.


Ну и самое простое и понятное – подарки. В том числе вкусная и редкая еда – «валюта». Вы отдаете часть своего ресурса, и дело тут как раз в символике, а не в номинальной ценности или количестве. И если вы используете угощение не как самоцель, а как символ дружбы.


Есть лошади, для которых пища не имеет значения. Конечно, при желании, можно сформировать такое поведение, но важно понимать сильные и слабые стороны такого подхода. Слабость в том, что можно поставить вкусняшки во главу угла, и получить очень дурно воспитанную лошадь. А можно выстроить в четкую систему, и получить умное, активное и расположенное к занятиям существо. Потому что истинная сила пищевого подкрепления в комплексе воздействий: в момент поощрения вы гладите лошадь, чешете там, где ей нравится, расслабляетесь, используете приятную интонацию и т. д. Именно так работает выражение эмпатии.


Высокий уровень эмпатии говорит окружающим, что у вас все в порядке с ресурсами, уважением, что ваш эмоциональный интеллект очень высок. Так возникает определенная положительная репутация, а прослыть в обществе великодушным и благородным человеком – это приятно, потому что щедрость, как хвост павлина или талант художника является демонстрацией избытка ресурсов.


Репутация – вещь крайне важная, хотя и довольно условная, например, как деньги. В современном мире мы все меняем на деньги, хотя по сути, это просто бумажки или цифры на счете. Но мы верим в честность обмена, в их действенность! Их репутацию мы обмениваем на реальные вещи. В работе с лошадью важны не положительное или отрицательное подкрепление, а репутация, которую вы можете формировать с их помощью: ускорять, тормозить, направлять в какую-либо сторону. Это катализатор процессов, но не более. Можно обойтись и без вкусняшек или отрицательных воздействий, но этот путь труднее и дольше, для этого нужно стать лошадью! Мы, живя в среде мегаполисов, часто сильно недооцениваем важность репутации, но еще в XIX веке ни один торговец или производитель не мог бы осуществлять свой бизнес, не будь у него положительного образа в глазах окружающих. Имея таковую при взаимодействии с лошадью, вы не просто получаете от нее положительные эмоции и желание сотрудничать, но и «очищаете карму», переходя на более высокий уровень осознанности.


Эмпатия предполагает щедрость, а за щедростью следует альтруизм – стремление ставить потребности окружающих выше собственных. Это кажется нерациональным, но на самом деле, если смотреть на коллектив как опытный земледелец, улучшающий состояние почвы, дающей ему плоды, а не выжигающий лес ради разового обильного урожая, альтруизм предельно рационален. Грубо насаждать свою волю для высокоразвитого существа недостойно, его интеллект намного более изощрен: с помощью альтруизма он не только формирует положительное отношение к себе, но и «вгоняет в долги» тех, к кому был благосклонен. Потому что, по сути, альтруизм – это вклад в надежде на будущие хорошие отношения. Альтруизм, мораль – непременные рациональные атрибуты группы, улучшающие психологическую атмосферу.

На страницу:
4 из 10