bannerbanner
Лошадь как искусство. Часть 3
Лошадь как искусство. Часть 3

Полная версия

Лошадь как искусство. Часть 3

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 10

– — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — —


Свобода – первый шаг на пути к искусству. Вы наверняка видели, как зачастую лошади в леваде целый день ходят вдоль забора или часами стоят у входа. Они хотят не домой, а на свободу! Им нечем заняться в леваде, а реализация возможна только за пределом. Когда вы стоите на скале, глядя на море, и вдруг ловите себя на мысли «А не шагнуть ли за горизонт!», знайте, что это ваша программа свободы подталкивает вас прыгнуть навстречу новым возможностям. Как высказывался английский поэт и мыслитель Джон Мильтон еще в XVII веке: «Свобода – вот кормилица всех великих талантов: она, подобно наитию свыше, очистила и просветила наши души; она сняла оковы с нашего разума, расширила его и высоко подняла над самим собой. Дайте мне свободу знать, свободу выражать свои мысли, а самое главное – свободу судить по своей совести».



Свобода слова – величайшее достижение Западной цивилизации, дающее возможность говорить о чем угодно, исследовать и докапываться до сути, до самых глубинных смыслов. Впервые в истории человек смог говорить правду и открыто обсуждать все вопросы и проблемы, не оглядываясь на мнение правителей, традиций, общества и т.д., что позволило сделать открытия и создать ту самую медицину, науку и гуманистическую цивилизацию. Свобода слова позволила не ориентироваться на чувства, которые она может затронуть, а оперировать фактами. «Чувства мимолетны. Смыслы истинны. Действуйте, исходя из смыслов, а не руководства чувств», – говорили мастера дзен. А Конфуций утверждал, что без свободы слова смыслы теряются. Чувства – вещь весьма субъективная и недоказуемая, и принцип «политкорректности» сходен с тоталитаризмом в том, что исключает возможность сколь какого-либо содержательного высказывания, поскольку вместо правды вынужден ориентироваться на чувства тех, кто ничего не смыслит в его области. У инков, например, существовал официальный статус «глупый человек», и это никого не оскорбляло, потому что это факт. Зато государство знало, как использовать такого человека, и что на ответственные должности его назначать нельзя. А статус «низкий человек» рассматривался как болезнь, что, опять же, приносило пользу обществу, и на такое звание тоже никто не думал оскорбляться. «Низкий человек» – это категория не роста, а мотивации поступков. Конфуций говорил: «Человек духовный и возвышенный понимает, что хорошо; человек низкий понимает, что выгодно». Эта книга должна помочь нам разобраться в сути того, что хорошо, а что просто удобно и выгодно.


Некоторые люди боятся свободы не только других, но и своей собственной. Тем более лошадей! Свободе препятствует тревожность, при которой люди пытаются загнать себя в рамки традиций, правил, уставов и т. д. Однако еще И.П.Павлов показал, что если ограничения свободы излишни, то тормозятся все нервные процессы, обучение не происходит, а управление возможно только примитивными болевыми средствами. С моей точки зрения превращать живой сложный организм в простое механическое устройство – это убожество. Лучше просто купить мотоцикл.


Разные психотипы по-разному реагируют на ограничение свободы. Холерик обычно начинает возмущаться и быстро переходит к сражению, меланхолик впадает в депрессию, флегматик перестает что-либо делать, руководствуясь лозунгом «Отстаньте от меня!», и только сангвиник продолжает надеяться на лучшее и утешает себя присказкой «Все, что не убивает…». Больше всего ограничения ненавидят гении, умеющие мыслить широко и нуждающиеся в свободе поиска и самовыражения. Им претят рамки, структуры, формальности, и лучше всего гении работают в условиях «бирюзового» взаимодействия, то есть когда они понимают возвышенность своей миссии, с ними предельно честны и предоставляют максимум самостоятельности. Даже если это приводит к ошибкам, ибо только свободный может быть креативным. Он не готов менять свою свободу ни на материальное поощрение, ни на стабильность!


Правда, те же программы свободы могут работать и в обратную сторону, вступая в сговор с программами экономии энергии, то есть лени. Например, когда ваш тренер или психотерапевт заставляет писать, думать и работать над собой. Вот тут уж: «Спасибо, не надо, давайте что-нибудь попроще». Или кооперация с программами тревожности может заставлять человека носить маски не только на карнавалах, но и в жизни или уходить в мир алкоголя, видеоигр или фантазий. Последнее, кстати, бывает весьма полезно.

Тут мы можем заметить некий парадокс: с одной стороны, свобода – это отсутствие ограничений, но с другой препятствия стимулируют творчество. Тут, как всегда, работает Правило Златовласки. Достижение абсолютной свободы в принципе невозможно, поскольку всегда существуют различные препятствия, и с ростом возможностей, препятствия растут в геометрической прогрессии. Только это препятствия должны быть специфическими, точечными, а не тотальными. Только в этом случае запускается то, что в Теории Игр называется «игра с ненулевой суммой», увеличивающей разнообразие. Это прекрасно видно в эволюции, которая, при увеличении числа видов, начинает идти с большим ускорением. Но тоже самое мы можем сказать и о работе с лошадью: при увеличении степеней свободы и выборе, лошадь сама натыкается на различные препятствия, увеличивая свой интеллектуальный потенциал, а человек лишь помогает ей сориентироваться в сложном мире… создавая мир еще более разнообразный. И это в корне отлично от вымученных шаблонных движений дрессировки, под жестким контролем амуниции. У истинных мастеров лошадь слушает не команды извне, заставляющие подчиняться, а свои внутренние состояния, открывающие суть многих вещей.


Нас редко учат видеть суть вещей, поэтому зачастую наши действия ведут не к тому, что мы ожидали, что многих заставляет «исправлять» изначально неверно поставленную задачу. На чем ставится реальный акцент, то и развивается. Менстримовое мышление всегда шаблонно, то есть в принципе не способно быть высококачественным, тоже касается и работы с лошадью. Агрессивность противоположна изяществу, а если зайти с точки зрения физиологии, то акцент исключительно на силе или выносливости будет препятствовать созданию гармонично развитой мускулатуры…


Кстати о мускулатуре, поскольку мы ездим верхом, и для лошади это атлетическая нагрузка. Долгие и однообразные упражнения не наращивают мышцы, а изнашивают. Мало того, вместо правильного движения и распределения нагрузки, лошадь начинает компенсировать, перенося нагрузку на более привычные мышцы и искажая ход работы суставов, позвоночника и мышечных цепочек. Все это неизбежно приводит к травмам, зажатости, отсутствию желаемых результатов и т. п.



Разберем простой пример о сгибании на вольту, не так важно, делается оно под седлом или на корде. Сгибание в зоне ребер у лошади крайне ограничено, а для некоторых почти невозможно, и путь к нему крайне непрост. Поэтому всегда есть то, что человеку сделать «удобнее». Только «удобнее» не означает «хорошо» – это имитация, но не естественный ход процесса. Легче всего направить лошадь, например, влево, согнув ей шею поводом в эту сторону. Но если она не будет сама желать держать внимание на этой стороне, не захочет стремиться туда, если вы не объясните ей, что остистые отростки позвонков должны находиться вертикально, а место сгибания в определенной зоне, то лошадь будет формально подчиняться, но внутренне стараться убежать от неприятного воздействия. Это бегство и есть истинный ход процесса, который заставит ее отворачиваться от источника неприятностей, как отворачивается ребенок, которому пихают в рот ненавистную кашу. В результате каша оказывается везде, кроме как в ребенке. Здесь происходит тоже самое. Лошадь изгибается наружу, напрягая те мышцы, которые она должна расслаблять, от чего происходит искажение работы суставов, перенапряжения в постуральной мускулатуре и т. д. Всадник своим весом и неверным положением тела только усугубляет ситуацию. Это ведет не к улучшению, а к ухудшению, как здоровья, так и взаимопонимания.


Видели, наверное, таких лошадей, которые не любят бегать в какую-то сторону. Увеличение объема тренировки не помогает, и не может помочь, потому что задача изначально поставлена неверно. Лошадь либо отворачивается, либо просто сгибает шею в нужную сторону, увеличивая напряжение, либо заносит корпус, имитируя правильную работу, но продолжая делать все неправильно, а человек упорно не замечает своих ошибок. В подобной ситуации нужно делать все наоборот, и помочь в этом может такая замечательная вещь, как гимнастирование лошади или Тренинг Выпрямления.


Ни одна лошадь не рождается с необходимыми мышцами, чтобы нести всадника на спине, она должна развивать их силу и подвижность. Но многие ли всадники понимают, что при верховой езде лошадь должна принимать вес человека только на мышцы, чтобы грудная клетка не опускалась между плечами? Это вопрос к любителям ранней заездки лошадей и долгого нахождения на спине. А то, что для мягкого и правильного галопа требуется сил втрое больше, чем на шагу и принципиально другая работа мышечных цепочек? Что к этому движению, несмотря на его простоту, нужно готовить? А то, что правильно развитые мышцы помогают лошади оставаться стабильной при воздействии центробежной силы на вольту? Иначе она будет «выворачиваться» в противоположную сторону, срезать движение или заносить ноги. А то, что связки и суставы приспосабливаются намного дольше, чем мышцы, и вывести их из строя намного легче? Для всего этого требуются регулярные упражнения, не превышающие порог утомления, сохраняющие лошадь расслабленной и обеспечивающие качественное восстановление, что совсем не похоже на привычные тренировки в спорте.



Straightness training был создан Марайкой де Йонг на основе упражнений Высшей школы. Сейчас ее последователи улучшили это направление, исключив опасные упражнения, но оставив неизменной суть метода. Тренинг выпрямления – вещь неспешная и вдумчивая, удерживающая концентрацию на движении и на балансе лошади на протяжении всего занятия. Даже человек не может долго концентрироваться на одном, что уж говорить о лошади, особенно если мышцы не подготовлены! Первые занятия длятся всего несколько минут. Мне это напоминает тренинг опытных бодибилдеров, которые не стремятся к большим весам или тренировкам по часам. Главное – ощутить правильное движение, прочувствовать траекторию и распределение нагрузки. Вы контролируете не вес, а ведете диалог со своим телом. Стремление же взять большой вес или ориентация «я выдержу, я смогу» – это тренировка Эго.


Давайте проведем еще одну аналогию из конного мира – ковку лошадей. В чем здесь неприятная правда? В том, что реальная цель – не здоровье лошади, а уничтожение чувствительности к агрессивному влиянию грунта. И обеспечение финансового благополучия коваля, который будет расписывать все преимущества данного подхода просто потому, что он стоит дорого, а он не знает или не хочет лечить по-настоящему. Протез, знаете ли, вещь прекрасная, и может быть даже высокотехнологичная, но это не повод отрезать настоящий орган и заменять его искусственным. Впрочем, качественная маскировка проблемы обычно снимает вопрос о необходимости понимания многих вещей, связанных с функционированием копыта. На данном фото можно четко увидеть разницу между копытом, расчищенным с учетом его физиологических и физических характеристик, что напоминает копыто мустанга. сточенное естественным образом, и формой подковы, которая разрушает весь смысл данного органа.



И тут возникает вопрос об истинной мотивации коневладельца: хочет он просто обеспечить свои «хочу», а от проблем просто отмахнуться, или же человеком движут потребности более высокого порядка? Даже до данного вопроса доходит не каждый. В первом случае цель выжать из животного все до конца, ставить новокаиновые блокады на травмированные мышцы и суставы, использовать шпрунты, резинки, шпоры, жесткое железо и т. д. Во втором вы развиваете ее не только физически, но и психически, интеллектуально, по сути, развиваетесь вместе. Вы не спешите, понимая, что есть «слабые звенья», которые нужно усилить, а результат становится естественным следствием процесса.


Для примера давайте рассмотрим то, что нам ближе и понятнее – ходьбу человека. У ребенка подготовка начинается задолго до того, как он встал на ноги. Первым запускается… вращение головы, движение конечностями и только затем попытки перевернуться со спины на грудь и обратно. Это ориентация в пространстве, работа с силой тяжести и начальная координация. Затем идет обучение поднимать голову, лежа на животе. Такое движение прокачивает постуральную мускулатуру спины, без которой правильная ходьба невозможна, а также обучает ребенка фиксировать внимание на предмете, концентрироваться. Если в это время ребенка пеленать, таскать на руках и не давать двигаться, ему будет трудно не только осуществлять правильное движение, но и учиться! Автоматического навыка держать позвоночник нет, а любая концентрация внимания стоит гигантских энергетических затрат. И часто дети становятся двоечниками в школе не из-за отсутствия умственных способностей, а просто потому, что усидчивость обходится им гораздо дороже, чем отличникам! А еще нужно научиться тормозить ненужные движения, запоминать правильную работу мышечных цепочек, даже дышать, тратя на это огромное количество времени, но без этого о правильных движениях нечего и думать. И только после формирования автоматизированных навыков следуют попытки ползать, садиться, встать на четвереньки и т.д.,



А теперь давайте перенесем все это на лошадь! Лошадь в амуниции подобна туго спеленатому ребенку, у которого не развивается нормальная координация. Ходить и бегать она умеет почти сразу, но когда вы просите от нее какое-то незнакомое движение, начинать надо с базовой подготовки, которая вроде бы совсем не похожа на конечный результат.


Постуральная мускулатура запускает в работу «мышечные поезда», и именно она должна формироваться первой, создавая не просто каркас вокруг позвоночника, а активизируя цепочки, способные аккумулировать энергию и вырабатывать максимум при минимальных травматических рисках. Через игры и упражнения на свободе и в руках, вы запускаете эти цепочки, которые учат лошадь координации, основам сбора, движению по прямой, концентрации внимания. И только потом подключаете «мелкую моторику» – работу с отдельными частями тела – головой, корпусом, передними и задними ногами и т. п.


Даже такая банальная вещь, как остановка, требует долгой и тщательной подготовки. Если тормозить лошадь поводом «от головы», она упрется в трензель и будет тормозить передними норами, закидывая голову назад. Это не даст возможности развить затылочную зону и гребень, связанный с постуральной мускулатурой, и запустит в работу совсем не те мышечные цепочки, что приведет к привычке двигаться неправильно. Не случайно вестерне или классической выездке тормозят седалищем, побуждая лошадь остановиться, в первую очередь, за счет подведения крупа и торможения задними ногами… с которых и начинается сбор. Тренинге Выпрямления как раз готовит мышечные цепочки, мозжечок и центр равновесия к движению, а психику к концентрации внимания.


Естественного сбора лошадь достигает в процессе эмоционального накала – это инстинктивное движение, но если вы пытаетесь вызвать его с помощью ухода от болевых средств, тем более игнорируя естественную последовательность, ничего не получится. К сбору лошадь нужно долго готовить окольными путями и вспомогательными упражнениями. Она должна хотеть нести вас, выталкивая спиной вверх, а не убегать от боли. Путь прямого движения к цели не только самый примитивный, но и самый нерезультативный. Вы получите что угодно, но не то, к чему стоит стремиться.


Только так ваш Колосс будет не на глиняных ногах: физически лошадь готова, концентрация внимания на человеке и движениях, нет необходимости контролировать лошадь поводом, шенкелем, шпорами и т. д. Теперь, опираясь на тонкие ощущения тела, эмоции и движение, вы ведете с ней постоянный диалог. Ведь эмоции лошади – это река. Невозможно управлять бурной рекой, но можно, как опытный лоцман, овладеть искусством плавать по ней, используя свое интуитивное чутье, а также знания о течениях и мелях. Вести диалог с рекой.


Когда вы просто общаетесь, вы перестаете нервничать и думать о выполнении, и начинаете замечать множество нюансов. Когда вы расслаблены, все превращается в шутку и удовольствие, нет ничего серьезного, ничто не имеет значения. Это тот самый дзен. Лошадь тоже не напрягается, стараясь уловить ваши сигналы, которые становятся четче и понятнее, как расслабленные движения танцора. В этом нестремлении к результату все происходит легко, аристократично и красиво. А главное приятно для обоих. И только пока лошадь чувствует удовольствие от контакта, пока происходит нужное движение или действие, нужные ощущения, вы занимаетесь. Как только это начинает уходить, прекращайте. «Заканчивайте на хорошем» вовсе не значит «добейся, чтобы лошадь сделала хорошо»! Это выражение относится к тому, что нужно успеть закончить до того, как начинается плохое. С лошадью не нужно идти через «не могу» и делать потому, что положено заниматься определенное время или сделать определенное количество упражнений. Не нужно прикладывать усилий для управления. Нужно понимание сути и учет огромного количества мелочей. Нет ничего важнее мелочей. Именно они оказывают влияние и на формирование и лошади, и человеческой культуры или развитие цивилизаций.


– — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — —

Юлия Худякова: Интересно, что действительно, ничего не имеет значения, но, в тоже время внутри диалога значение имеет всё… Мы оказываемся словно внутри своей собственной Вселенной и «пусть весь мир подождет»…

– — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — —

Чеширский кот Эрвина Шрёдингера



Нам придется снова обратиться к работе мозга, ибо без нее не понять некоторые физиологические предпосылки, которые и приведут нас к искусству взаимодействия с лошадью.


Начнем с того, что существует сознание, и в целом его роль заключается в том, чтобы остановить действие, которое инициируется бессознательными процессами. Помните, что мозг принимает решение за несколько секунд до того, как оно дойдет до сознания? Принять новое решение за это время сознание не успеет, а вот наложить вето – вполне реально! Правда и здесь стоит понимать, что «вето» можно наложить, только если вы имеете критерии и установки, которые запустят процесс. Допустим, формально наложить вето на удар другого человека сознание способно, но интеллигент сделает это мгновенно, и не задумываясь, а гопник даже не подумает, что неплохо бы остановиться и найти другое решение. В данном случае имеющаяся в подсознании информация кардинально влияет на сознание. И получается, что мы можем влиять на подсознание с помощью примеров благородства, вдохновения от поведения героев произведений, персонажей или учителей, тем самым повышая и наш уровень осознанности. Чем выше уровень осознанности, тем лучше понимание, что управляет поведением, и тем мощнее вето, распространяемое на большее количество самых глубинных потребностей.


Зачем это нужно? Потому что никакие поступки не исчезают бесследно! Зло творится неосознанно, инициируемое как раз страхом, жадностью, желанием власти и т. д. Зло сотворить легко, для этого не нужно мыслить. И сотворенное зло не исчезает, не вуалируется добром, оно остается навсегда. И, кроме того, в нашем обществе очень легкое отношение к свершению зла, особенно по отношению к животным, потому что мы не берем на себя ответственность за свои поступки, маскируя их «благими намерениями». Ведь нам с детства говорят, что мы «вершина эволюции», а животные созданы для удовлетворения потребностей человека. Удивительно, что постоянно думая о будущем, мы не умеем смотреть в будущее!


Когда мы совершаем какой-либо поступок, мы не просто тренируем синаптические связи, а настраиваем выброс определенных нейромедиаторов, меняя саму химию работы нейрона! Постоянные действия, как мы помним, оказывают влияние даже на ядерную ДНК, а малоосознаваемые действия запоминаются проще и лучше, поскольку в данный момент требуют меньше энергии. Когда кто-то совершает зло, в первый раз организм сопротивляется, но во второй раз совершить его становится легче, потом еще легче, а вскоре человек начинает думать, что только так и надо, оправдывая свои действия «благом», «просто бизнесом» или «силой обстоятельств». Сознание нам нужно как раз для того, чтобы мы не делали глупости автоматически.


Ориентация нейронов приводит к той шизоидности, когда садист мнит себя великим учителем, а маньяк-убийца спасителем человечества. «Добейся, заставь, покажи характер» запускает ту же пагубную цепочку, не только для человека, но и для лошади: «сопротивляйся, не доверяй, убегай». И это крайне плохо, потому что ставит блок на мышлении лошади в ключе сотрудничества и раскрытия потенциала.


Однако нейроны можно натренировать и на восприятие сложности, красоты, понимания сути, даже на желание мыслить. Наука учит сомневаться и искать проверяемые ответы, а искусство должно облагораживать, создавая тот самый вектор мышления, который и вывел наших предков из примитивного состояния. По сути, нейрон – это очень узкий анализатор спектра, но благодаря тысячам связей с другими нейронами, он может включаться в разные нейросети и использоваться для разных задач. Таким образом, чем больше вы знаете, чем разнообразнее эти знания, тем больше нейронов вы можете подключить к решению проблем, повысив качество мышления. Мышление категориями высокого искусства не просто дополняет и усложняет картину мира, оно создает вектор развития. Ведь «шипики» – отростки аксонов, растут не абы как, а целенаправленно призывая определенные клетки с помощью работы факторов роста. Это и есть проявление самоорганизации сложных систем.


Самоорганизующиеся системы – это основа жизни. В мире постоянно происходит бесчисленное количество химических реакций, и так было, видимо, на протяжении миллиардов лет по всей Вселенной. Но, похоже, было достаточно возникновения одной системы такого типа, чтобы она запустила процесс, повторяя и усложняя сама себя, копируя и поглощая энергию других таких же систем. Тоже самое с лошадью. Вам достаточно один раз почувствовать взаимодействие, получить ощущение единства, и вы начинаете его искать.


Почему я настолько упираю на работу с лошадью на свободе, в руках, на разнообразие, трюки, игры? Потому что это создает ту самую сложность, аналогичную появлению мысли в, казалось бы, простой биологической машине, которой является мозг. Это еще одна привлекательная черта искусства: вы не обязаны с лошадью каждый раз делать что-то по программе, стремиться к результату, победе. Вы может менять взаимодействия, исходя из своих идей и состояний. Можно просто погулять, поговорить, поиграть, освоить новое направление – и это идеальный подход. Только при разнообразии возникают эмерджентные свойства – главный принцип мироздания. Об этом говорит буддийский коан: «Если две ладони производят хлопок, то каким же будет хлопок одной ладонью?» Новые свойства возникают только в системе, обладающей всеми необходимыми компонентами.


И тогда новые связи начинают формировать новые потребности. Пирамида Маслоу в теории правильная, но автор описывал ее на основании очень небольшого количества клиентов, среди которых были, в основном, выдающиеся люди вроде Альберта Эйнштейна или Элеоноры Рузвельт. На практике же большинство людей не стремится подняться выше четвертой ступени, хотя, если смотреть как раз на людей выдающихся, их духовные потребности могут превалировать даже над первой ступенью. Поднятие на уровень выше четвертого запускает метасознание, и тогда человек становится способен двигать границу между сознательным и бессознательным, которая становится все более подвижна и проницаема. И тогда вы начинаете понимать, что часто сила – это не способность навязать свое мнение, а умение остановиться, признать ошибки и изменить направление своих действий, предоставив лошади свободу выбора.

На страницу:
3 из 10