bannerbanner
Виват, Романовы! Часть IV
Виват, Романовы! Часть IV

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 7

Елизавета Алексеевна. И это говорит мне человек, который только что съел банку варенья?

Александр. Если хочешь, можем пообниматься. А там посмотрим, как пойдёт…

Елизавета Алексеевна. Давай.


Ложатся на кровать. Обнимаются.

Минуту спустя.


Елизавета Алексеевна (садится). Ой. Мне что-то нехорошо… (Шёпотом.) Кажется, я выпила слишком много шампанского… Меня тошнит!

Александр (с укором). И ты, конечно, не взяла с собой свой тазик? Я бы на твоём месте всегда носил его с собой.


Елизавета Алексеевна вскакивает. Прижимает руку ко рту. Бежит к балкону.


Александр (довольно). Ура! Надеюсь, там внизу кто-то проходил…

Голос Елизаветы Алексеевны. «Ура»? Ты издеваешься?!

Александр. Конечно! Теперь ты больше не совершенство. (Помолчав.) В качестве утешения могу сообщить тебе, что со мной такое было. Причём меня стошнило из окна комнаты моего отца. А его в своё время – из окна замка Марии-Антуанетты. Наверное, каждый должен через это пройти.


Елизавета Алексеевна, бледная, возвращается с балкона. Садится на кровать.


Александр (обнимая её за плечи). Если тебе плохо, можешь тут со мной спать. Но не вздумай больше лезть ко мне целоваться.


========== СЕЗОН 4 Сцены 15–16–17–18 ==========


Сцена 15


Москва. Утро. Малый Николаевский дворец Московского Кремля.

Роды великой княгини Александры Фёдоровны.

Гостиная. Александр и Николай сидят в гостиной.


Николай (взволнованно). Я так взволнован… Это просто невозможно описать! Я стану отцом!

Александр. Да, ты прямо-таки огорошил меня этой новостью неделю назад… Вроде бы только что женился…

Николай. Мы говорили тебе, но ты пребывал… (Смущённо.) Где-то в своих мыслях. Мы не хотели лишний раз тебя беспокоить.

Александр. А я-то думал, что Александра Фёдоровна настолько оценила русскую кухню, но из тактичности не задавал вопросов… (Вздохнув.) Да, когда-то я тоже сидел в похожей гостиной и думал, что могу стать отцом. Странное было чувство.

Николай (смущённо). Можно вопрос? Если, по словам семейного медикуса, ты не можешь иметь детей, то тогда… откуда взялись дочери Елизаветы Алексеевны?


Пауза.


Александр (вздыхая). Я знал, что кто-то задаст мне этот вопрос. Ну… тогда я ещё не знал, что не могу… И, как говорится, кто меньше знает, тот… не бесплоден!

Николай. То есть это были твои дети?

Александр. Да.

Николай. Не понимаю, но как же…

Александр. Ты ещё молод. С годами поймёшь. (Задумчиво.) Хотя лучше не надо.

Николай. Хорошо. Закроем эту тему.

Александр (довольно). Какой ты понятливый!

Николай. Тогда у меня другой вопрос. Я не сомневаюсь, что ты не имеешь отношения к гибели отца. Я знаю тебя. Но почему ты не наказал убийц? Почему ты не расправился с ними, когда стал императором? Я бы всех их повесил!

Александр (недовольно). Может, лучше поговорим о моём бесплодии?

Николай. Можешь не отвечать. Ты не обязан.

Александр. Но я отвечу. Я бы на твоём месте тоже об этом спросил. Думаю, пора и нам с тобой объясниться. Я пришёл к выводу, что всё надо делать в своё время, но вряд ли, если бы я объяснил тебе это лет десять назад, ты бы меня понял.

Николай. Потому что я был ещё слишком юн?

Александр. Нет, потому что десять лет назад я и сам был ещё слишком незрелым. Итак. Почему я не наказал заговорщиков? Начну с простого. Во-первых, я не знал непосредственных участников. Кроме графа Палена… но после, спустя несколько лет, у меня появился их список.


Достаёт из нагрудного кармана сложенный пожелтевший лист бумаги.


Александр. Вот. Видишь зачёркнутые имена? Это те, кто уже умер… Я его ношу с собой везде.

Николай. И ты убил их?!

Александр. Нет, не я. Они просто умерли… кто где. Некоторых Константин убил на Кавказе. Кого-то убивать не пришлось. Сам спился или покончил с собой. А вообще… там многие погибли ещё во время покушения… кхм.


Николай недоумённо смотрит на него.


Александр. Во-вторых. Официальной причиной смерти был апоплексический удар. Чтобы наказать заговорщиков, надо было признать публично факт убийства и начинать расследование. И тогда пересажать вообще половину города… это был бы международный скандал. И самое ужасное, что моё имя было в этих списках. Мне дали понять, что если я попробую что-то сделать, то в лучшем случае отправлюсь за своим отцом, в худшем – буду объявлен организатором убийства. Матушка бы этого не пережила.

Николай (взволнованно). Тебя шантажировали… я так и думал!

Александр. Но вообще и это не главное. Главное, что на тот момент у меня не было ни реальной власти, ни сил… а главное, у меня не было смелости… и я не чувствовал себя вправе казнить других, потому что считал себя ответственным за то, что допустил это. Вот и всё.


Молчание. Николай взволнованно рвёт на кусочки платяную салфетку.


Александр. Ну, а сам себя арестовать и казнить я не мог. Сам понимаешь, по крайней мере, официально. Вот. Теперь ты знаешь, что я из себя представляю. Мне прямо легче стало…


Николай открывает рот, чтобы что-то сказать. Двери гостиной открываются. Появляются Марьфёдорна и Елизавета Алексеевна.


Марьфёдорна (радостно). Родился мальчик!


Перекрутка.


Покои Александры Фёдоровны. Александра Фёдоровна лежит в кровати. Вокруг неё бегают врачи и акушеры. Марьфёдорна держит на руках младенца. Передаёт его Николаю.


Николай (удивлённо). Ух ты! У меня сын!


Передаёт ребёнка Александру. Александр осторожно берёт ребёнка. Заглядывает в кулёк.


Младенец (улыбается). Здравствуйте! Рад вас видеть, господа!


Александр вздрагивает. Трясёт головой.


Елизавета Алексеевна (удивлённо). Саша, он вам улыбается!

Александр. О нет, по-моему, он улыбается вам…


Протягивает ребёнка Елизавете Алексеевне. Младенец радостно гулит и тянет ручки.


Александр. Его с ранних лет тянет к совершенству! Это прекрасно!

Марьфёдорна. Нужно выбрать ему достойное имя…

Николай (задумывается). Я назову его… Александром.

Александр. Что? Не-е-ет… не надо! Ну зачем? Это плохое имя! Я думал, что после нашего разговора ты назовёшь его Павлом…

Николай. Нет. Вдруг ему когда-то будет суждено править? Павел Второй – это будет выглядеть странно. Пусть император Павел останется единственным.

Александр (кивая). И неповторимым.


Сцена 16


Вечер. Спальня Елизаветы Алексеевны.

Александр лежит в постели, в очках, с маской на лице. Читает книгу. Заходит Елизавета Алексеевна.


Елизавета Алексеевна. Хм. И что вы здесь делаете?

Александр (откладывая книгу). Я? Я тут сплю. Я – Елизавета Алексеевна. (Приспуская очки.) Что, не похож? Вот книга.


Елизавета Алексеевна улыбается. Снимает халат, забирается в кровать. Александр снимает очки.


Александр (вздохнув). Ладно. Хотите близости?

Елизавета Алексеевна (смотрит на него). Нет, спасибо.

Александр. Вы на меня за что-то дуетесь?

Елизавета Алексеевна. Нет. Просто нет желания. Впрочем, посмотрите на себя в зеркало.

Александр. Ах, это… это я смою.

Елизавета Алексеевна (с подозрением). Не пойму… вы хотите близости?

Александр. Я – нет. Но вы точно не хотите?

Елизавета Алексеевна. Определённо.

Александр (с облегчением). Ну слава богу! А то мне-то это вообще не нужно, но я подумал: а вдруг вам нужно? Хочу, чтобы вам было хорошо. Вы, главное, поставьте меня в известность заранее. Если вдруг захотите. За неделю хотя бы. А лучше за месяц. Вот… (Протягивает ей папку.) Можно даже заранее вписать. Можем запланировать. Я подготовлюсь.

Елизавета Алексеевна. Вы опять валяете дурака… (Вздыхая.) Не буду я заниматься такими глупостями!

Александр. Ну как хотите. Спокойной ночи тогда!


Целует её в щеку, переворачивается на бок.


Елизавета Алексеевна. Саша, подождите…

Александр. Что, передумали?

Елизавета Алексеевна. Маску смойте. Вы всё постельное бельё мне испачкаете.


Сцена 17


Москва. Торжественный ужин Марьфёдорны по случаю крестин Александра Николаевича. Большой зал Малого Кремлёвского дворца.

Накрыт огромный стол. По углам стоят вазы с цветами. Музыканты играют на музыкальных инструментах. В центре стола сидит Николай. Справа от него – Марьфёдорна, слева – Александра Фёдоровна. Рядом стоит нянечка с младенцем на руках. Далее – Константин, Михаил, Анна, Нелидова, дамы и господа.

Открываются двери. Входит Александр под руку с Елизаветой Алексеевной.


Марьфёдорна (недовольно). Ну наконец-то! Елизавета Алексеевна, как всегда, привлекает к себе внимание своим опозданием. А ведь она даже не ест!

Елизавета Алексеевна (смущённо Александру). Кажется, все ждали нас.

Александр. Ну… не торопиться – была твоя идея.


В зал, запыхавшись, забегает слуга. Держит в руках накидку.


Слуга (тяжело дыша). Ваше Величество! Вы в кладовке забыли!


Протягивает Елизавете Алексеевне накидку. Елизавета Алексеевна краснеет.


Перекрутка.


Большой зал Малого дворца. Разгар вечера. Александра Фёдоровна стоит с младенцем на руках. Вокруг неё стоят Николай, Марьфёдорна, Константин, Александр. Все умиляются. Александра Фёдоровна передаёт младенца Марьфёдорне. Марьфёдорна передаёт Николаю. Николай передаёт Александру.


Александр (тихо). Слушай, только не надо мне сочувствовать!

Николай. С чего ты взял?

Александр. Ты всё время отдаёшь мне своего ребёнка, потому что знаешь, что у меня не может быть детей. (Улыбается.) Смотри… а то ведь я его и правда заберу.


Отдаёт Елизавете Алексеевне. Елизавета Алексеевна передаёт ребёнка Анне Павловне. Анна Павловна отдаёт Михаилу Павловичу. Михаил Павлович умиляется и уносит ребёнка.


Александра Фёдоровна (шёпотом). Ох, Елизавета Алексеевна, у вас платье не до конца застёгнуто, так надо?

Константин. И на шее засос. И ещё… кхм… ниже шеи.

Елизавета Алексеевна (с ехидной улыбкой). Правда? Спасибо! Вам, наверное, интересно, откуда он? Иначе бы вы не делали этого замечания. Так я скажу. Мы с вашим братом только что делали вот то самое… в кладовке!


Уходит.


Александра Фёдоровна (в ужасе). Она ведь пошутила, да? В противном случае, я была бы вынуждена подумать, что она сумасшедшая… говорить ТАКОЕ!

Константин (качая головой). Ну вот, вы тоже это замечаете? Я всё время ей это говорю… (Задумчиво.) Она сказала «с братом». Я надеюсь, с тем, который император, а не с тем, который только что спрятал младенца в цветочный горшок.


Перекрутка.


Александр и Елизавета Алексеевна танцуют.


Александр. Вот что меня возмущает. С одной стороны, вы требуете равенства мнений и прав, с другой стороны хотите оставить себе все привилегии! То есть получается, что мне быть мужчиной всё равно менее выгодно!

Елизавета Алексеевна. Вам некуда деваться. Я не буду вести вас в танце.


Перекрутка.


Александра Фёдоровна сидит рядом с Марьфёдорной.


Александра Фёдоровна. Ах, mаman, не могу не заметить, что Елизавета Алексеевна и Александр Павлович удивительно гармонично смотрятся вместе! Я знаю их не так много, но мне кажется, они подходят друг другу во всём! Даже в некоторых странностях…

Марьфёдорна. Не могу не согласиться с этим, дитя моё! Разница между ними лишь в том, что Саша – ангел, а она – нет. Но она наконец-то начала под него подстраиваться.


Сцена 18


Поздний вечер. Малый зал Малого дворца.

Полумрак. Возле разожжённого камина сидят Марьфёдорна, Константин, Александр, Михаил Павлович и Анна Павловна. Елизавета Алексеевна в уголке укачивает младенца. Екатерина Нелидова играет в шахматы с Николаем. На коленях у Константина сидит Фру-Фру.


Михаил. А сколько лет вообще этой собаке? Я сколько себя помню, она всё время где-то тут…

Константин. Это Фру-Фру Вторая. Это дочь Фру-Фру. Её матушка скончалась пять лет назад. Точнее, как скончалась… она просто однажды исчезла. И я подумал: хорошо бы, если б и с людьми так было. То есть они не умирали в муках, доставляя страдания и себе, и другим, а просто исчезали, когда приходит время.

Александр (задумчиво). Какая глубокая мысль.

Константин. Миша, если я умру раньше Фру-Фру Второй, я завещаю её тебе. Как завещал мне Фру-Фру Первую отец. По наследству собаки в нашей семье переходят к младшим братьям.

Михаил. Я согласен… но если уж мы заговорили о наследстве, то меня беспокоит один вопрос. (Смотрит на братьев.) Я тоже облысею к сорока годам?

Марьфёдорна (осуждающе). Михаил, ну как можно такое говорить своим братьям! Это нехорошо.

Михаил. А что? Я честно спросил! От собаки я бы ещё мог отказаться, а от лысины – нет…

Константин. И правда, матушка, а в каком возрасте начал лысеть отец?

Марьфёдорна. Господи, ну откуда я знаю! Он же всегда носил парик! С самого детства!

Александр. И что? Я вот практически не носил его. И всё равно облысел. Думаю, с этим ничего нельзя сделать.

Михаил. Матушка, но вы ведь не облысели от того, что носили парик?

Марьфёдорна (с возмущением). Что за тему для разговора вы выбрали, молодые люди, ей-богу!


Перекрутка.


Глубокая ночь. Всё та же гостиная. В кресле у догорающего камина сидит Марьфёдорна.

Заходит Александр.


Александр (удивлённо). Матушка, вы не спите?

Марьфёдорна. Да вот… никак не уснуть.


Александр садится напротив. Смотрит на камин.


Александр. Можно тут с вами посидеть?

Марьфёдорна. Отчего же нельзя, Саша? Сиди, конечно. Давно мы не сидели вдвоём.

Александр. Сегодня был прекрасный вечер. Даже Елизавета Алексеевна выразила своё восхищение. Она сказала, что он напомнил ей екатерининские времена.

Марьфёдорна (задумчиво). Да, я всегда мечтала походить на свою свекровь. Хоть было нам от неё много горя, я переняла у неё многое. Правда, поняла не всё…


Александр молчит.

Марьфёдорна. Мы вот посмеялись сегодня. Это хорошо. А всё же нелегко, когда ты всё время чего-то не понимаешь. Или кого-то. Но я старалась. Может быть, слишком старалась. И перестаралась…

Александр (взволнованно). Матушка, я знаю, что вам было тяжело. Хоть вы никогда ни на что не жалуетесь… А вот скажите… А вы отцу изменяли?


Марьфёдорна вздрагивает. Удивлённо смотрит на Александра.


Александр. Только честно. Теперь ведь можно. Мне – можно. Я далёк от образцовой семейной жизни.

Марьфёдорна (тихо). Почему ты об этом спросил? Откуда у тебя такая… информация?

Александр. Интуиция. То есть я не в смысле, что его все обманывают по жизни… я в другом смысле.

Марьфёдорна (вздыхая). Ну… теперь-то уж что… Да. Один раз. Но в своё оправдание, которого у меня нет, я скажу, что он не разговаривал со мной перед этим почти целый год. И даже не писал. Я вообще-то в порыве отчаянья собиралась отравиться, но… Екатерина Ивановна меня отговорила.

Александр. А отец знал?

Марьфёдорна. Думаю, он догадывался. Но наверняка не знал. Мы никогда это не обсуждали. Я хотела ему признаться, но и тут Екатерина Ивановна меня удержала. Сказала, что если я не хочу стать виновницей массового кровопролития и одного самоубийства, то лучше молчать.

Александр. Я вас нисколько не осуждаю.

Марьфёдорна. Хуже всего то, что я и сама себя не осуждаю. Хотя очень старалась.

Александр (с любопытством). А с кем изменили? Я его знаю?

Марьфедорна (зевая). Ну хватит! Спать пора…


Встаёт и идёт к двери.


Александр (вдогонку). Матушка, но ведь все мои братья и сёстры – мои братья и сёстры?

Марьфёдорна. Конечно!


Уходит.


Александр. Просто я уже ничему не удивляюсь…

Марьфёдорна (заглядывая в дверь). Только никому не говори! И особенно Елизавете Алексеевне!


========== СЕЗОН 4 Сцена 19 ==========


Дополнительно действующие лица:


Граф Никита Иванович Панин – русский дипломат и государственный деятель, наставник великого князя Павла Петровича, глава русской внешней политики в первой половине правления Екатерины II. Автор одного из первых в России конституционных проектов.


Семён Андреевич Порошин – русский публицист, мемуарист, писатель, один из воспитателей цесаревича Павла Петровича


Густав III – король Швеции


Сцена 19


Михайловский замок.

Тайная комната Михайловского замка. Александр стучит в дверь.


Голос Павла из-за двери. Входи. Открыто.


Александр заходит в комнату. Павел сидит в кресле, закрыв лицо руками. Александр замирает в нерешительности.


Александр. Отец, что-то случилось? Или вы просто… грустите?


Павел молча показывает ему на письмо на столе. Александр берёт письмо.


Текст письма:


«Павлушка, возвращаю тебе твои реликвии. Мне они более ни к чему. Знай, что я всегда преданно любил тебя более всего на свете. Саша».


Александр переводит взгляд на стол. На столе лежит Орден Чёрного Орла и инкрустированная драгоценными камнями шпага.


Павел (тихо). Куракин умер.


Александр роняет письмо. Быстро поднимает. Садится рядом.


Павел. У меня не было никого ближе него… я только теперь это понял. Я не помню, успел ли я сказать ему, как много он для меня значит?

Александр. Я уверен, он всегда это знал.


Павел плачет, закрыв лицо руками. Александр обнимает его.


Перекрутка.


Час спустя. Павел сидит за столом. На столе расставлены блюда с пирогами. Заходит Александр. Ставит на стол ещё один пирог.


Александр. А вот этот я сам готовил. С жареной картошкой.

Павел. Спасибо, Саша. Но сейчас мне совсем не хочется пирогов.

Александр. А чего хотите? Как мне вас отвлечь? И самому отвлечься заодно… Ведь дядя Саша был мне как отец… (Быстро.) В смысле, второй после вас. Запасной.

Павел. Давай просто поговорим о нём.


Александр садится рядом.


Александр. Когда он умер?

Павел. Вчера.

Александр. Но письмо датировано неделю назад.

Павел. Ну ты же знаешь, что у нас, у масонов, это всё по расписанию. Умер вчера, а письмо прислал и вещи заранее. Подготовился.

Александр. Действительно. Я забыл… Нужно будет заняться перевозом его тела в Россию из-за границы.

Павел. Знаешь, я никогда не мог понять… почему он так привязан ко мне? В смысле, что ему с меня? Деньги? Так я сам долгое время у него занимал. Рассчитывал на повышение по службе по моему воцарению? Так он мог этого вообще не дождаться. Никаких гарантий. Одни издержки. Характер у меня, сам знаешь… не сахар. И зачем я ему сдался?

Александр (отводя глаза). Ну вот так он, стало быть, был к вам привязан… да.

Павел. Я всегда говорил, что умру раньше него. Теперь мне даже как-то неловко.


Перекрутка.


1763 год.

Царское село. Покои маленького, но великого князя Павла Петровича. Маленький Павел сидит за столом, пишет. Заходит граф Панин. Ведёт за руку мальчика.


Панин. Вот, Ваше Высочество… извольте познакомиться. Мой племянник, Александр Борисович. Будет теперь вам напарником по учению и играм.


Уходит. Павел поднимает голову. Смотрит на Куракина. Маленький Куракин смотрит на Павла.


Маленький Павел (серьёзно). Здравствуйте. У вас ко мне какое-то дело?


Маленький Куракин пожимает плечами.


Маленький Павел. Отлично. Тогда зачем вы тут изволите стоять?

Маленький Куракин. Дядя Никита Иванович сказал, что нам надо стать друзьями, потому что я такой же, как вы.

Маленький Павел. Такой же, как я?


Слезает со скамьи, подходит Куракину.


Маленький Павел. Сколько вам лет?

Маленький Куракин. Почти одиннадцать.

Павел (презрительно). Вы выглядите младше. Так знайте! Мне не нужны друзья. И таких, как я, более нет. Вы знаете, кто я?

Куракин. Ага. Вы – великий князь Павел Петрович.

Павел (с гордостью). Я наследник престола! Если вы знаете ещё одного такого, как я, можете идти и дружить с ним. А я занят!


Возвращается за стол. Куракин подходит к столу и садится рядом. Подпирает щеку рукой. Смотрит на Павла.


Куракин. А чем?

Перекрутка.


Комната воспитателя Семёна Порошина. Маленький Павел тянет за руку Семёна Порошина.


Павел (капризно). Уберите его! Я не хочу, чтобы он был в моих комнатах!!!

Порошин. Но почему, Ваше Высочество? Чем вам Александр Борисович не угодил?

Павел (упрямо). Он маленький и глупый! Он меня не слушается!

Порошин. Ну-ну, вам надо больше общаться с такими же, как вы… с другими детьми.

Павел (капризно). Не хочу! Не хочу! Ненавижу детей! Они все глупые!


Начинает реветь.


Порошин (строго). Ваше Высочество, как не стыдно! Вы знаете, со мной этот номер не пройдёт. Упрекаете князя Куракина, что он маленький, а сами хнычете, как малое дитя, если вам что не по нраву! Нехорошо.

Павел (перестаёт реветь). И что мне с ним делать?

Порошин. Поиграйте.

Павел. Во что? Он ничего не знает.

Порошин (кладёт руки ему на плечи). Вот вам задача: придумайте, во что, и его научите. Если он глупее вас, стало быть, вы должны ему покровительствовать… ведь вы должны заботиться о своих подданных.

На страницу:
5 из 7