Полная версия
Нейроклеть
Андрей Васютин
Нейроклеть
– Я не запутывался, – сказал Олежа. – То есть… не записывался. Нет. Понимаете, мы с…
– Запись к Дмитрию Андреевичу обязательна, – холодно и высокомерно сказала секретарша.
«Ну вот и всё, – сказал себе Олежа. – Не получилось. Но я пробовал! Пытался! Пусть теперь она не говорит!».
Всё дело, конечно, в интонации. Ещё с детского сада Олежа знал: если взрослая тётя говорит так, что от её голоса стёкла обволакивает инеем, и хочется замотаться в одеялко, или хотя бы натянуть на голову шапочку – ту самую, с висячими ушками, острым будённовским шпилем, верёвочками (на самом деле, с одной, а вторую демонстративно оторвал утром в раздевалке Пархат), то самое лучшее, что можно сделать – это молчать, стоять где-нибудь сбоку и отчаянно сливаться с окружающей обстановкой.
Секретарша неприязненно поглядывала на него, изображая занятость, от которой её вероломно оторвал нежданный и неприятный лично ей посетитель. В воображении Олежи обреталась она где-то там, в невозможной высоте: на макушке склизкой от крови майянской пирамиды, или на сумрачном троне из слегка подплавленных мечей врагов, или, в конце концов, за изрисованным со стороны класса учительским столом: а как, спрашивается, можно сидеть и при этом взирать сверху?
– Можно я загляну? На минутку?
Олежа сказал, и сам удивился своей дерзости.
Ведь уже всё. Дело решённое. Без предварительной записи – нельзя. Однако перед глазами у него маревом плавало лицо Оли, пренебрежительно и как всегда свысока наблюдающее за ним. Лицо её выпускало в мир фразу – любую, рандомную, хоть про вытяжку, хоть про «нам нужно поговорить», и в голове Олежи тут же начинали колотить в медные тарелки обезьяны, и следовало стоять ровно, отвечать лаконично, стараться угадать правильный ответ.
– Пойдёшь к этому Димусику, – сказала Оля, делая внушительные паузы после каждого слова. – Я последний раз тебе говорю. Больше повторять не буду. Или к нему мне пойти?
Отчего-то это предложение Оли пугало его сильнее всего; он не мог ясно и недвусмысленно сформулировать, почему.
– Схожу, – сказал Олежа, обнаружив, что правый его носок порвался и пробуя незаметно подвернуть одну ступню под другую.
– Когда? – спросила Оля.
– Завтра, – ответил Олежа, потом решился поднять глаза на Олю, и добавил: – До обеда.
– И что скажешь?
– Что у меня есть тема для…
– Революционная!
– Да. Революционная тема для разработки. На стыке медицины и программирования.
Оля пристально смотрела на него с полминуты – и он изо всех сил принуждал себя держать глаза открытыми – а потом приподняла брови, отправила зрачки куда-то вбок, сурово цокнула, измождённо вздохнула, развернулась, и ушла в ванну. Олежа же, зябко ступая по холодному и скользкому линолеуму, прошёл к себе, присел на стул и отмотал файл с кодом на середину, где, как он только что понял, можно было существенно упростить семантику.
– Я не знаю, – сказала секретарша, потом всё же посмотрела на Олежу, и добавила: – Я не знаю, что вам можно, а чего нельзя. Если у вас больше нет вопросов, то…
Олежа догадался, что цикл подошёл к концу, и следует либо запустить его снова («Здравствуйте, могу я видеть Дмитрия Андреевича?»), либо завершить. Удалиться. Он развернулся, сузил глаза, чтобы видеть только то, что находилось непосредственно перед ним, и толкнул дверь приёмной.
– Ксеня! – раздался позади громкий голос, и Олежа замер.
В девятом классе они с Димчиком ненадолго сдружились на почве только вышедших Баттлфилда, Крайзиса и Дидспейса, и зарубались в них у Димчика дома, пока его папа, видный медицинский деятель, разъезжал по конференциям. Олежа непроизвольно скользнул туда, в исшарпанные школьные коридоры, затхлую раздевалку, пугающий туалет, а потом нечаянно вспомнил, как часами просиживал у бабушки на балконе, и выплетал, спутывал, вязал, свивал самые разные фигурки из шнура от капельниц, и выходили у него человечки, чёртики, рыбки, брелки, и не было у него никаких этих пугающих неопределённостей с интонациями, выражениями лиц, непонятными полями в важных документах, и ожиданиями других людей относительно его самого.
– Дмитрий Андреевич, я отдельно им говорила, но там тупые сотрудники. Реально тупые. Они…
– Это, конечно, должна быть очень увлекательная история. Очень. Я надеюсь. Потому что иначе то время, на которое ты оторвёшь меня своим рассказом, я вычту у тебя из зэпэ. Перезаказывай. Моментом. О. Это кто?
– Привет, Дим, – сказал Олежа. – Андреевич.
– Эээ, – сказал Дим Андреевич, и посмотрел на секретаршу. Та закатила глаза.
– Я Олег. Хренов. Помниш… те?
– А, – без особого воодушевления сказал Дима. – Ты чего?
– Да я, понимаешь… – начал было Олежа, но губы Димы поехали вверх, глаза сузились, щёки взбухли: это был верный признак того, что он придумал какую-то «аццкую» шутку, и теперь же, прямо сейчас, намерен вышутить её в мир.
– Сиськи делать пришёл? – во весь голос вопросил Дима, и секретарша прыснула. – Лан, давай. Семь минут.
Он махнул рукой, и скрылся у себя в кабинете. Секретарша строго посмотрела на Олежу, медленно подняла левую руку к своему лицу и постучала пальцем по пустому запястью. Олежа споро подошёл к двери, рванул её на себя, разобрался, толкнул, и вошёл внутрь.
Внутри оказался дизайн. Обычно Олежа не обращал внимания на то, как выглядят помещения, но тут это оказалось невозможным. Пространство, пропитанное каким-то нездешним, инопланетным, уж точно не московским светом, сложные потолки, витрина во всю стену с внушительными грамотами, медалями и кубками, стеллаж, матово бликующий корешками, ряд постановочных фото: Дмитрий Андреевич с этой актрисой (как её?), и с этой (кажется, это… нет, не помню), и с этой (ааа! нет, не она), а вот этот, как же он там… Отдельный закуток занимал роскошный и явно дорогой лежак («уж тысяч двадцать наверняка», – подумал Олежа), как у стоматолога: со сложной начинкой вместо пьедестала и с регулируемыми подножьем и спинкой.
– Я на секунду буквально, – сказал Олежа. – Мне, понимаешь…
– Да ты проходи, – сказал Дима, падая в крутящееся кресло у себя за столом и делая насмешливое лицо. – Присаживайся. Эээ, нет, давай вот лучше туда. Ага. Ну. Рассказывай. Что там случилось.
– У тебя есть микроинвазивные нейроконнекторы? – выпалил заученное Олежа и замолчал.
– Тебе зачем? – спросил, не удивившись, Дима. – Кому?
– Понимаешь, ты у меня один знакомый из этой сферы, – принялся объяснять Олежа. – Не медик, конечно, но пластические же тоже ведь… А я и гуглил уже, и даже звонок хотел делать…
– Алло, – сказал Дима, не дождавшись продолжения. – Ты не заснул? Дальше что?
– Если сделать, – собрался с духом Олежа, – двунаправленное асинхронное соединение нейросети с пулом перцептивных рецепторов, через имплант, и дальше, например, в телефон, это же мобильность! Но только там с частотами придётся подшаманить… В общем… Но это решаемо… Да. Тогда можно капсулировать данные непосредственно в систему восприятия. Понимаешь? Это как сфинктер! Только он в обе стороны. Сначала – сюда, и потом обратно. Управляемая мембрана! И стабилизацию сигнала тоже можно удержать, я тут прикинул, правда, погрешность пока ещё недостаточно…
– Стоп-стоп-стоп, – поднял ладонь Дима. – Ещё одна попытка. Только по-русски. И без сфинктеров своих. Давай.
– Можно перекидывать данные из компьютера напрямую в мозг, – сказал Олежа. – И обратно. Я придумал, как.
– Да это давно уже придумали, – вальяжно сказал Дима. – Без тебя. Нейроимпланты. Почитал бы профильную литературу, что ли. И лучше – ихнюю. В «Ланцете» предпоследнем было, кстати. Внешняя система целеуказывает мышечным группам. Параллелит соматику. Потребители – парализованные, постинсультники, альцгеймеры. Геймеры, – он коротко хохотнул. – Ты про это?
Дима выдвинул ящик стола, покопался в нём, и показал облитую прозрачным пластиком коробочку, во весь бок которой улыбалась морщинистая сухенькая пара одинаковых старичков.
– Можно? – протянул руку Олежа.
– Не, – сказал Дима, с сомнением глядя на него через весь кабинет. – Дорогая вещь. А ты что хотел-то? О. Давай сюда. Заменили?
Внутри обнаружилась секретарша. Она по неоптимальной дуге прошла к столу и поставила на него крафтовый пакет. Лицо её было напряжённым.
– Вот, – сказала она.
– Всё, иди, – погнал её длинными пальцами Дима. – На сколько опаздывает?
– Говорит, минут двадцать, – сказала она. – Мне подержать в приёмной?
– Я тебе подержу, – ответил Дима. – Я тебе так подержу. Чтоб сразу тут! Ясно?
Секретарша, оглядываясь, выскочила за дверь, а Дима зашуршал пакетом.
– Я попробовал… – начал было Олежа, но Дима его перебил:
– Пять минут у нас. Стой!
Он что-то нащупал там, в недрах – что-то такое, что разом испортило ему настроение, с досадой зажмурился, крякнул, встал, ударив креслом в стену, и прошагал мимо Олежи к выходу. Дверь хлопнула, и в приёмной немелодично заорали. Не понимая, что он делает, Олежа суетливым и одновременно ловким движением, напомнившим ему самому Голлума, подбежал к столу, схватил со стола коробку («моя прелесть!»), в десяток мелких шажков – но один гигантский для человечества! – проскакал через кабинет, и высунул голову в открытый космос.
– Они не разлагаются! – кричал, нависнув над секретаршей, Дмитрий Андреевич. – Миллионы лет! Миллиарды! Тупая ты овца! Я тебе как говорил? Обеды – только в биоконтейнерах! Только! Ты вообще отличаешь синтетику от органики? На окружающую среду тебе плевать? А? Куда смотришь?
Олежа юрко скользнул к выходу, беззвучно прикрыл за собой дверь и, старательно задавливая невесть откуда поднявшееся ликование, поскакал по широкой лестнице.
«Тупая ты овца!», – с незнакомым восторгом шептал он вслух на каждой лестничной площадке, зацепляясь за перила, чтобы сделать рискованный разворот. Про лифт он и не вспомнил.
***
Выбрать вечером место и время оказалось настоящей проблемой. Оля по установившимся правилам занимала ванну с девяти и до укладывания. Других запирающихся изнутри помещений в бабушкиной хрущёвке не было. Терпеть же до ночи не было никакой возможности.
Олежа уже успел повозиться с нейроконнектором.
Для начала прикрыл дверь к себе на балкон, задвинул, как мог, ветхие шторы – хотя в квартире никого, кроме него, не было – затем педантично, в перчатках, вскрыл коробку, аккуратно распределил содержимое по столу, стараясь добиться симметричности и в вертикальной, и в горизонтальной осях, и сел за мануал, открыв на ноуте сайт производителя. На всякий случай. Далее, следуя инструкции, прямо через податливую стенку капсулы прижал чип посередине (сразу же там, внутри, запульсировал прокол красного пикселя), скачал через випиэн приложение, законнектился, и проверил штатные функции.
Всё работало должным образом.
Ножки чипа, плавающего в прозрачной капсуле, шевельнулись, пиксель стал сначала жёлтым, а потом зелёным, и приложение вывело на экран схему инсталляции.
Но этот этап нуждался в предварительных доработках.
Олежа провозился с софтом до вечера. Уже закончив новую сборку и запустив её заливку в чип, он услышал щёлканье входной двери, и похолодел.
– Где йогурт и нарезка? – крикнула через минуту Оля с кухни. И ещё через двадцать секунд: – За котом этим твоим бабушка убирать будет? Иди сюда!
Олежа терпеливо выслушал привычный набор предложений, допущений и метафор, поменял лоток у кота, поставил на скорую руку вариться картошку, и вернулся к себе на балкон.
Всё уже закачалось. Чип в капсуле выдавал парные зелёные сигналы через каждые десять секунд, и это значило, согласно документации для разработчиков в закрытом разделе, что новая сборка накатилась без сбоев. Индикатор заряда показывал девяносто шесть процентов. Можно было стартовать.
Олежа, понимая все риски, сложил ноут, прихватил капсулу, и на всякий случай чаржинговую манжету на липучке, если потребуется вдруг подзарядиться в процессе или после, а потом, неслышно шагая мягкими ступнями, покрался через зал к ванной. Оля говорила в спальне прерывающимся голосом, полностью забравшись для чего-то под одеяло. Отлично! Удача сопутствовала рисковым.
У него было порядка пятнадцати минут. Этого должно было хватить. Но сначала под дверью принялся орать кот, и пришлось уже простерилизованными руками открывать ему дверь, а потом он походил вокруг лотка и, нагло глядя в глаза Олежи, пристроился на коврик и исполнил мокрое пятно. Ликвидация безобразий и повторная стерилизация отняли половину имеющегося запаса времени. Нужно было спешить.
Олежа проверил надёжность защёлки. Двадцать секунд помолчал внутрь, принуждая себя дышать длинно и ровно. Снова запустил на телефоне приложение. Авторы мануала всё так же наивно предлагали начать инсталляцию, не подозревая, что функционал приложения переписан чуть более чем полностью. Он достал капсулу. Выложил её на заранее приготовленное блюдечко. Тапнул в телефон. Всё. Следующее действие будет уже необратимым.
Чип приглашающе подмигнул зелёным, и Олежа, держа капсулу торчком, аккуратно развинтил её, стараясь не пролить ни капли анестезирующей жидкости. Достал чип. Ножки его едва заметно шевелились – это активировался поисковый режим. Не давая себе времени на мысли и сомнения, Олежа опрокинул содержимое капсулы на заранее выскобленный бритвой участок шеи под затылком, и тут же поднёс туда чип. На мгновение ему представилось, что он – это Нео, возвращающийся наконец обратно, домой, в жизнь, наполненную яркими и правдоподобными событиями.
Больно не было. На самом деле, Олежа боялся даже не боли – уж её-то можно было вытерпеть – а щекотки, потому что из-за резкого движения чип мог упасть и повредиться. Но ощущений не было никаких. Совсем. Либо на точке внедрения, которую отыскал чип, не было нервных окончаний, либо подействовал анестетик. Олежа взял телефон, чтобы закончить установку, но тут ручка двери дёрнулась – сначала разово, потом, после паузы, продолжительной серией, и с той стороны забухал кулак.
– Ты охренел? – крикнула Оля. – Девять ноль четыре!
– Сейчас, – откликнулся Олежа, судорожно собирая на крышку ноутбука всё, что могло бы его скомпрометировать. – Живот что-то.
– Так ты там на горшок уселся ещё к тому же? – начала часто и сильно долбить в дверь Оля. – Теперь не проветришь после тебя! Вытяжку когда сделаешь? Программист хренов.
– Я сейчас, – сказал Олежа. – Выхожу. Минуту.
– Хренуту! – ответила Оля, и удары прекратились.
Олежа добрался до балкона и уже там, в относительной безопасности, запустил окончание инсталляции. Всё прошло на удивление гладко. Экран показывал пиктограмму в виде цепочки: значит, связь есть; в многочисленных вкладках отобразились температура, пульс, давление, доля жировой массы, результаты и референсные значения по крови, биологический возраст, индекс стресса и ещё под сотню разнообразных показателей. Но всё это было неважно.
Самое главное начиналось только сейчас.
Олежа залогинился в слак оверфлоу под логином «человек_джипитимка», казавшимся раньше ему смешным и ироничным, а сейчас – до мурашек пророческим, привычно перешёл в раздел по ChatGPT, и прямо оттуда запустил серверную часть. Отладка не потребовалась.
На его памяти ещё не было такого, чтобы всё схватилось сразу, без багов, и это даже как-то настораживало, но факт оставался фактом: в эту секунду Олежа Хренов, фриланс-программист с Новых Черёмушек, первым в обитаемой Вселенной смог напрямую соединить свой – неординарный, это нужно признать! – интеллект, и интеллект искусственный, натасканный на триллионах единиц контента: текстового, графического, аудиального.
В телефоне теперь висела кнопка во весь экран «Начать чат». Олежа непослушным пальцем тыкнул в неё, ожидая чего угодно: взрыва мозга, разрушения ткани пространственно-временного континуума, телепортации сюда, на балкон, директрисы из его школы, облачённой в пеньюар, но экран просто мигнул, преобразовался в классический чат с полем для сообщений, и в него кто-то стал печатать: «Привет. Я GPT. Хочешь перейти в режим коммуникации через nomadic cerebral chip? Y/N».
Олежа выбрал Y.
***
За окном, в монохромном фильтре раннего весеннего утра, уже скрежетал мусоровоз, пробираясь по колдобинам между плотно стоящих машин, у подъезда соседнего дома неубедительно стучал в бугристую наледь смуглый человек в синей куртке с надписью «Жилищник», декорированной серыми полосами, и меж стылых ещё веток метались заполошно и шумно вороны. Шесть сорок семь. Двадцать четвёртое марта. Пятница.
Олежа рассеянно глядел во двор их дома, приуготовляемого к скорой уже реновации, и одну за другой впускал в себя поджидающие где-то там, в виртуальной приёмной, мысли. Мысли эти, да и не мысли даже, а целостные, холистические образы, вплетались друг в друга, создавая предощущение чего-то колоссального, эпичного, величественного, как белоснежная колонна с флагами на летающем острове-диске в Атомик Харт. Некормленый кот, дезориентированный тем, что Олежа так формально и не встал с кровати, расположился рядом, на подоконнике.
Оля поднимется через полчаса-час, в зависимости от того, какому из будильников на айфоне удастся сделать решающий звонок; значит, уже нужно начинать мыть вчерашнюю посуду и сооружать что-нибудь на завтрак. Олежа, отчётливо всё это понимая, тем не менее, не шевелился. Ему мнилось, что он врос в кресло, пустил в него корни, заземлился, как медитирующий Капила, один из сыновей Брахмы.
Всё это, весь этот вещный и смешной мир, не стоил никакого усилия. Даже шевеления мизинца.
Кот зевнул, потянулся, а потом вместо того, чтобы добропорядочно закрыть рот, больно цапнул Олежу за мякоть рядом с локтем. Олежа встал и направился на кухню.
За ночь он более-менее разобрался, как взаимодействовать и сосуществовать с Джипити.
Запросы можно было формировать в уме, а для различения их с мыслями, фантазиями и вообще любого рода рефлексией следовало маркировать их тэгом. Тэг, как выяснилось, мог быть любым.
Олежа сразу же подумал про значок собачки, используемый в адресах электронной почты. Назывался он «коммерческое эт», или, как сократил его Олежа, «комэт». Он покрутил имя на языке, и решил думать дальше. Слишком уж много в нём было от бытовой химии.
Олежа перебрал несколько вариантов: октоторп (ужас), апостоф (ужас), амперсанд (ужас), слэш (ужас), звёздочка (не ужас, хотя нет, тоже ужас), и уже хотел придумать просто какое-то относительно благозвучное имя, как понял, что собственно Джипити и может быть таким вполне себе приемлемым тэгом. Его же не обязательно нужно было писать. Не обязательно этому тэгу быть коротким. Главное – как он звучит.
Да. Но вот только «Джипити» звучало не очень. Джипити это скакало на лошади в джинсах и широкополой шляпе, палило по окнам салунов и падало потом там же фейсом об тейбл.
А вот в «Гипити» слышалось ему что-то индийское, гибкое, упругое. Податливое. Такое, каким и должен бы быть дружественный человеку искусственный интеллект. Безопасный, подстраивающийся, помогающий.
Решено. Гипити.
Он согласовал это имя с нейросетью и стал подбивать промежуточные итоги дальше.
Ответ на запрос приходил туда же, в то пока не идентифицируемое Олежей пространство, которое он для простоты называл мозгом. Форма ответов могла разниться. Чаще всего это была последовательность мыслей, которые можно было трансформировать в текст и далее просто считывать, как с телесуфлёра. Иногда ответом был образ, чаще с движением, нечто вроде коротких роликов, но случалось, что перед внутренним взором оказывалась статичная картинка. Несколько раз Олежа вполне отчётливо улавливал лёгкое дрожание, которое можно было спутать со звуком, и догадывался, что это и является обратной связью.
До начала опыта у него не было никаких ожиданий относительно результатов, поэтому он не догадался подготовить какие-нибудь тесты, чтобы отслеживать прогресс, ну или вообще изменения, в какую бы сторону они не произошли. Откровенно говоря, Олежа ожидал единственный результат: отсутствие результатов. Вся его мелкотравчатая возня в коде выглядела ни к чему не обязывающим увлечением. Одним из десятков. Как, например, крипта, NFT, фондовый рынок, несколько способных изменить мир стартапов, застрявших на этапе анализа рынка.
Но неожиданно всё получилось.
– Гипити, – прошептал Олежа, отсыпая коту щедрой рукой полную миску корма. – Как мне жить дальше? Дай афористичный ответ в стиле шамана.
Он ощутил тепло в загривке, и ожидаемо обнаружил череду ответов в интерфейсе – так он стал теперь называть полость между собственным сознанием и Гипити; оно отчётливо представлялось ему как интер-фейс, как нечто посередине между всматривающимися друг в друга лицами, как нейтральная территория, пустой и гулкий контейнер, ожидающий своего наполнения, как двуликий – Олежа усилием воли удерживался от напрашивающегося продолжения, которое как-то придумал Дима: «анус».
– Жизнь – это не карта, на которой тебе нужно выбрать путь, – услышал он голос Гипити. – На самом деле, жизнь – это песня в караоке. Это и следование тексту, но одновременно и импровизация. В этой песне ты сам выбираешь тональность, громкость, темп, слова. И компанию. Пусть эти слова выражают твою суть. Даже если твоя суть пуста. Не бойся громкого или немузыкального звучания. Это не ошибки. А твоё видение. Просто пой свою жизнь, а если потребуется – кричи её. Наслаждайся каждым моментом и не забывай, что у тебя тоже есть своя уникальная красота, даже если она не всегда и не всем понятна.
– Люди слабы и зависимы, – пришёл ещё один образ, – и они ждут разрешений извне, хотя все разрешения уже есть у них внутри. С ними просто нужно согласиться. И всё. Поэтому: соглашайся! Соглашайся быть богатым! Соглашайся быть счастливым! Оставайся с твоей Олей! Будешь лордом-королём!
– Жизнь – это не песня с появляющимся на экране из ниоткуда текстом, и не импровизация. Жизнь – это карта, и ты выбираешь на ней свой путь. Выбираешь сам. Это твоё путешествие. Готовиться к нему нужно ответственно, серьёзно. Знай, что правильный путь – не всегда самый простой и удобный. Он может быть тернистым. Запутанным. Именно поэтому ты должен прибиться к какой-нибудь компании. Или самому сплотить людей вокруг себя. Но только ты отвечаешь за то, как пройти этот путь. Живи настоящим, строй планы на будущее и учись на своих ошибках. И помни, что счастье не заключается в том, чтобы иметь всё, что ты хочешь, а в том, чтобы любить то, что у тебя есть.
– Бутерброд! – закричала из спальни Оля. – Сегодня бутерброд! Пять минут! Бу! Тер! Брод!
– Как бутерброд, который состоит из нескольких слоёв, – продолжила Гипити, – твоя жизнь тоже может быть сложной, многослойной и запутанной, но если ты научишься распознавать, какие слои полезны, а какие – вредны, то обретёшь гармонию и покой внутри себя.
***
Когда Оля наконец уехала, он собрался в Пятёрочку: нужно было купить картошки, хлеба, йогуртов, дошираков и, возможно, если бы остались деньги, сыра. Оля любила сыр.
Оделся, вышел. Привычной дорогой дошёл до магазина, но перед распахнувшимися дверями неожиданно для самого себя остановился. Что-то с этим входом было не так. Он замер на секунду, отчаянно надеясь, что сзади его не подопрёт сварливая старушка, выбравшаяся на улицу поскандалить и ещё каким-нибудь другим способом развлечься, и услышал пробившийся сквозь монотонное грохотание уверенный женский голос: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – Профсоюзная».
Вокруг Олежи сгустился – сначала смелыми штрихами, намечающими общие контуры, а потом обзаведясь и дополнительными, необязательными деталями – вагон метро, уже современный, без переборок, с аккуратными синими сиденьями, зернистым узорчатым полом, огоньками станций над дверью. Створки схлопнулись, и Олеже пришлось схватиться за поручень, чтобы не упасть. Он невольно толкнул молодого человека, вдетого в массивный рюкзак, но тот даже не поднял на него глаз, и просто сделал шаг в сторону.
– Простите, – сказал ему Олежа, чувствуя, как грудь его окатывает неприятным жаром, предвестником частой вибрации в висках и далее – потери сознания.
Он спешно вдохнул полной грудью и огляделся: свободных мест не было. Тогда он, понимая, что каждая секунда может стать роковой, сел на корточки прямо у выхода, опустил низко голову и принялся глубоко, но не часто дышать. Так его учила тётя Поля. Аполлинария Ефимовна. Соседка бабушки.
Странно, но он не был удивлён в общепринятом смысле: никакого вот этого «Ах! Да что же это?!» с ним не случилось, он не принялся любопытствующе осматриваться или вступать в разговоры. Удивлено скорее оказалось его тело. Оно определённо готовилось падать в обморок, или, если план А по каким-либо причинам не удастся, просто вытошнить на кого-нибудь завтрак.
– Гипити, – тихо шепнул он себе между коленей. – Где я? Ответь коротко и по существу.