Полная версия
Не фига себе! Размышления о жизни
И тут я услышал крупнокалиберную стрельбу. Увидел танки… После первого десятка выстрелов, в помещениях левого крыла здания начались пожары. Языки пламени вырывались из разбитых окон. От огня и гари стена Белого становилась черной…
У меня возникло неистовое желание, любопытство оказаться около этих танков… Я не руководствовался в этот момент каким-либо политическими соображениями… Мне было просто интересно оказаться около этих танков…
Я быстро спустился с моста и минут через десять уже стоял между танками. Три справа, два слева…
Я огляделся. Никого рядом не было. Только танки…
Я устремил свой взор в сторону Белого Дома. Танки мерно, не спеша, расстреливали Белый Дом, российский парламент. В голове мелькнул вопрос:
«Какого чёрта они это делают? Расстреливают законодателей… » И тут же в голове пришёл ответ – Ясно! Генерал Грачёв решил облегчить штурм спецназа. Все защитники, естественно, будут находиться уже только в правом крыле. Спецназу при захвате не нужно будет раздваиваться, вести борьбу и с правой и с левой стороной одновременно. Их «работа» упрощается в два раза. По времени захват будет продолжаться уже в два раза быстрее и без больших потерь…
Логика Грачева понятна…
Но в целом – размышлял я – приказ Грачева стрелять из танков является близоруким, бездарным, ужасным… Грачев руководствовался только днём сегодняшним, не учитывая будущее. А в будущем весь мир увидит почерневший Белый Дом. И ужаснётся: «Как мог Ельцин, к которому мы лояльно и даже с любовью относились, позволить Грачёву расстреливать танками законодателей?! Мир разочаруется в Ельцине. И даже проклянет его…
Но это Грачева не тревожило.
«Ельцин – продолжал я думать – конечно, ни письменно, ни устно не отдавал приказ Грачеву атаковать танками. Он считал Грачева лучшим министром обороны в мире. И полностью ему доверил операцию по захвату Белого Дома. Ближе всего – не вмешивался особо в этот «процесс». Грачев же, видя это, проявил свою «стратегию» по полной программе. »
Вот такие мысли веером, секунд в десять, пронеслись у меня в голове.
А на одиннадцатой мимо моего уха просвистела пуля…
«Это же стреляет снайпер!! – мелькнуло в голове – Из окна Белого Дома! Я один посреди танков. И он, естественно, принял меня за организатора, который по рации корректирует эту стрельбу… И у снайпера появилось желание шлёпнуть меня. Первая пуля прошла мимо… Но он уже пристрелялся к моей голове!! Второй выстрел будет точным!!! Мне осталось жить не более трёх секунд!!!
Я молнией метнулся влево.
В этот момент рядом взвизгнула пуля.
Снайпер опоздал на одну секунду…
Соколов Анатолий Александрович,
г.Москва, 17 января 2021г.
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ
Кто не слышал о поэте Николае Рубцове?
Таких, наверное, нет… Истинно народный поэт. О нём хотят знать ВСЁ, все подробности его личной и поэтической жизни… Любые его жизненные «мелочи» желают вкушать любители его поэзии. Жадно хватаются за ещё неизвестные «детали» его сложной, несчастливой путины… Одну из этих «деталей» я представлю почитателям его творчества.
Все фанаты Н. Рубцова видели на обложках и страницах книг с его стихами и книг о нём различные фото. Эти фотографии перепечатывали сотни раз газеты, журналы… На них Рубцов либо на фоне берез, либо елей с хлопьями снега, либо вовсе без фона….
Самой удачной, объемной, великолепной является фотография Рубцова (без фона) на обложке книги известного питерского писателя, биографа Николая Коняева! Уникальный труд – описание жизни Рубцова в мельчайших деталях. Любой шаг, любое дыхание поэта запечатлены в книге скрупулёзно и основательно. Тяжелейший труд. Тысячи встреч с людьми, знающими в какой-либо мере Рубцова… За этот титанический труд Николаю Коняеву надо поставить памятник. Он его заслужил!
Итак – рассмотрим это фото.
Мы видим Рубцова хитро улыбающимся и удовлетворённым. Лицо спокойное, ухоженное. Лицо ангела (и название книги – «Ангел Родины»). Его глаза наполнены не наигранным счастьем. На голове поэта, ровно посаженная, шляпа. Шляпа непростая, дорогая… Сшитая фирменно из прочного, немнущегося материала…. Очень модная для того времени шляпа. В таких дорогих шляпах по Вологде простые жители не расхаживали. Эти шляпы можно было видеть на головах высокопоставленных чиновников вологодчины, партийных деятелей, разъезжающих по городу на дорогих, недоступных простому люду, машинах….
На шее Рубцова очень модный (для того времени) зимне-осенний шарфик. Невооружённым глазом видно – изготовлен из качественной, дорогой шерсти…
Своё внимание переведём на пальто, в которое был облачён поэт. Бросается в глаза невероятно качественная ткань. Ткань плотная, немнущаяся. Стопроцентная шерсть. Пальто добросовестно сшито лучшими умельцами – портными вологодчины. В основном такие пальто не для простого люда, не имеющего в карманах толстых кошельков… Плечики пальто Рубцова достаточно объемные. Создают более мужественный, статный облик поэта. Эти плечики удачно скрадывают худобу плеч Рубцова.
Короче – с обложки книги на нас смотрит
ПИСАНЫЙ КРАСАВЕЦ. АНГЕЛ РУБЦОВ!
… Рубцову в издательстве пообещали книгу. При этом в письме предупредили, чтобы он срочно прислал своё фото. Поэт нервно помял это письмо в руках и крепко задумался. Всё-таки – непростое фото, а для будущей книги! Это не шуточки… Надо отобразить себя на фото достойно…
Он зашёл в молодёжную газету «Вологодский комсомолец». С этой газетой он сотрудничал. И получал за это мизерные деньги. Но не серчал, понимал…
Постучав, он открыл дверь комнаты, в которой работала фотокорреспондентом девушка Нюша. Она Рубцова хорошо знала, была осведомлена о его превратностях жизни.
– Я к тебе – бросил поэт.
– И зачем я тебе понадобилась? – саркастично спросила она.
– В издательстве требуют фото для книжки. Я хочу, чтобы ты чикнула меня. Я знаю – ты хороший фотограф. Помоги мне.
– Чикнуть я тебя могу… Каким же образом тебя чикнуть? В таком виде, в котором ты сейчас находишься, чикать тебе бесполезно. Эту фотографию в издательстве не примут, выкинут на помойку.
– Да ты что, охренела? Вид как вид…
– Это ты привык к своему виду. А ведь на тебя жалко смотреть. Задрипанный, рассхристанный вид. Затрапезный… В своём засаленном рванье, небритый… Сбоку клоки волос. Ты очень неухожен…
– Неужели я так срамно выгляжу? – грустно произнёс поэт.
– Очень!
– Жизнь такая…
– Значит так – Нюша строго на Рубцова посмотрела – поначалу идём в парикмахерскую. Там тебя побреют, сделают нормальную причёску.
Но у меня на эту прическу и денег нет… – развёл руками Рубцов.
– Не беспокойся. Я оплачу.
– Хорошо, пошли…
После парикмахерской девушка-фотограф приказным тоном сказала:
– Сейчас идём в центральный универмаг.
– И что мы там будем делать? У меня же нет денег на покупку одежды – растерянно произнёс Рубцов.
– Покупать не потребуется. Идём…
Они двинулись в сторону недавно выстроенного торгового центра.
В магазине было светло и уютно. Нюша потащила Рубцова на третий этаж.
– На третьем этаже мужская одежда. У меня там знакомая – продавщица Зинка. Она нам поможет.
Поднялись на этаж.
У Рубцова слегка закружилась голова от увиденного.
– Не хрена себе – выдавил он – живут же люди. Покупают это. Счастливчики…. А я по пять лет в одной одёжке хожу. Привык.
Нюша поздоровалась с подругой.
– Зинуля, надо минут на пять приодеть этого товарища.
– Приодеть на пять минут? – удивленно вытаращилась Зинуля. – Как это понять? Купить что-то хотите?
– У него нет денег на одежду. У него на всё нет денег. Нужна пристойная фотография для его будущей книги.
– Он что, писатель? – недоверчиво спросила продавщица.
– Не похож?
– Не похож… хоть тресни… На бомжа смахивает.
– При его жизни будешь похожим на бомжа. Он же сирота, бездомный…
– Ё-моё… – прижала свои ладони к щекам Зинуля – Никогда бы не подумала, что писатели так выглядят…
– Не писатель. Поэт!
– Да один же хрен…
Рубцов не выдержал, вспылил:
– Какого хрена вы меня мусолите? Одевайте меня побыстрее. Ваши слова мне тошно слышать! Хернёй здесь занимаемся…
Продавщица приблизила своё лицо к уху Нюши и прошептала:
– Я боюсь, нет ли на нём живности?
– Не волнуйся – тихо произнесла Нюша – бездомный, но не до такой степени, чтобы живность…
– Что вы там шепчетесь? – нервно бросил поэт.
– Да так, о своём – ответила Зинуля.
– Где у тебя одежда подешевле? – громко спросила продавщицу Нюша.
– Вот этот ряд, слева. Тут пальто недорогие, нормальные… И попрошу все делать быстро. Если об этом узнает администрация – я могу вылететь с работы. Быстро одевай и фотографируй.
Рубцов вздулся:
– А какого чёрта мне одевать на себя дешёвое пальто! Я буду приятнее чувствовать в дорогом. Какая вам разница, одену я дешевое или дорогое!
– Ты, Николай, совсем обалдел – Нюша обратилась к Зинуле – Слушай, а может действительно одеть его в дорогое… На каких-то пять минут. Чикну и тут же с него снимем…
– Это дорогие пальто. Для богатых….
– Ну и хрен с ними, с богатыми. Я хочу хоть раз в жизни почувствовать себя полноценным человеком. В этом дорогом пальто….
– Нет, кошмар какой-то…. – Зинуля огляделась – Если заметят такое – мне хана… Выгонят с треском.
Не бойся. Я тебя защищу – Нюша похлопала по плечу продавщицу – Я всё-таки работаю в известной газете.
А Рубцов уже ощупывал рукав дорогого пальто.
– Что ты щупаешь?
– Выбираю ткань…
– На пять минут же. Зачем тебе ткань?
– Вам-то какая разница… Мне хочется одеть на себя пальто из добротной, плотной ткани.
– Да тебе надо было становиться не поэтом, а портным. Ткань он щупает… Какой у тебя размер?
– Сорок восьмой.
– Вот сорок восьмой. Ткань плотная, высшего качества. Одевай – стала тормошить поэта Зинуля.
– Цвет мне не нравится. Коричневый…. Цвет воров. А я не вор. Нахрена мне такой цвет.
– Николаша, ты совсем обалдел. Какая разница! Ведь фото будет не цветное…
– Ну и что…. Серый цвет мне больше нравится. А вот висит серый! А он с плечиками?
– Ты, Николай, совсем… Какая разница, с плечиками или без плечиков.
– С плечиками я буду на фото солиднее выглядеть – глубокомысленно произнёс поэт.
– Вот там, справа, висит с плечиками. Как раз сорок восьмой.
Рубцов одел это пальто. Зашёл в примерочную. Посмотрел на себя в зеркало.
– Вот в этом пальто я себе очень нравлюсь – удовлетворённо произнёс поэт – А шарфик у вас найдётся?
– Вот шарфик. Дорогой… Изумительная расцветка.
Рубцов накинул на шею шарф.
– Класс! – он был в восторге.
– Твою лысую голову нужно накрыть головным убором. – суетилась Нюша. – Какой убор, говори быстрей. Кепку, шляпу?
– Шляпу… – протянул Рубцов.
– Дорогую? – ехидно зыркнула Зинаида.
– Дорогую. К дорогому пальто нужна дорогая шляпа.
– Вот тебе такая шляпа. Наш секретарь обкома в такой ходит… – Зинуля одела её на голову поэта, аккуратно поправила – Тоже серая, под цвет пальто… – она хихикнула.
– Полный ажур – произнёс удовлетворённо Рубцов – В этом одеянии я чувствую себя счастливым. В первый раз в своей жизни. Хоть на пять минут счастливый….
– Выходи из примерки! – приказным тоном произнесла Нюша – Буду тебя увековечивать.
Вышли из примерочной.
Рубцов вдруг неожиданно стукнул кулаком по своей голове.
– А на каком фоне будем фоткаться?
– Тебе ещё фон нужен? – протянула Зинуля – Мы фонами не торгуем…
– Нет, мне нужен фон… Фото будет неполноценным без фона.
– Нет, от тебя, Никола, можно офонареть – Нюша огляделась – Выбирай фон сам, какой хочешь.
Рубцов взглянул на Зинулю:
– Я бы фоткнулся на вашем фоне. Вы очень смазливо выглядите.
– Не закидывай удочку. Я замужем. У меня двое детей.
– Я пошутил… Вот бы на фоне какой-нибудь берёзки – мечтательно произнёс поэт.
– Берёзку захотел… У нас в магазине берёзок не выращивают….
– А может рядом с магазином есть какая-нибудь природа, берёзка…
– Эту природу, когда строили торговый центр, срезали бульдозером.
– Жалко. Могли бы оставить….
– Ну, они не знали, что сюда придёт поэт Рубцов. Если бы знали, то оставили бы в качестве фона.
– Не ёрничайте….
______________________________
Соколов Анатолий Алексеевич
А В А Н Т Ю Р А
В руках у меня прекрасно изданный том Николая Рубцова….
Выдающийся, неожиданный, непредсказуемый поэт…. В стихах и в личной жизни. Поэт, которого справедливо приближают к Сергею Есенину. По мастерству, по отношению к России… Минусы и плюсы творчества и личной жизни Н.Рубцова в какой-то мере сливаются с плюсами и минусами С.Есенина. Параллели существуют… Гениальны оба. Почти в равной степени. Разница лишь в том, что по моему глубокому убеждению Есенин был солнечным поэтом. Рубцов же сумеречным…
Кто я и кто Рубцов! Две большие разницы. Он гений, я – так себе… Тем не менее я сильно повлиял (непроизвольно) на его судьбу. Особенно на его последний период жизни…
Один отрезок времени я и Рубцов жили в Вологде. В этот период он уже был известен. Имел книжки. Я же был простым стихотворцем.
В это время Рубцов начал быстро сползать в алкогольную яму – запил…. Запойные периоды бывают, к сожалению, почти у всех поэтов… (у Есенина и т.д.) После запоев многие выкарабкиваются, многие – нет. В этот период Рубцов находился в шатком положении. На просьбу руководителей вологодской писательской организации самостоятельно пойти на лечение в психоневрологическую больницу Вологды, он отвечал отказом. Не хотел ложиться. Считал – всё пройдёт, рассосётся само собой. Но не рассасывалось…. На книжки, которые у него нечасто выходили, много не разживёшься… Все небольшие гонорары от публикаций он предпочитал оставлять в Москве, в ЦДЛ… Отводил там, что называется, душу…. С друзьями, знакомыми…. Приезжал обратно в Вологду с пустыми карманами… А выпить хотелось… Он попал в сильную зависимость от алкоголя.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.