bannerbanner
«Хвала Богу и жертва живая…» Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского
«Хвала Богу и жертва живая…» Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского

Полная версия

«Хвала Богу и жертва живая…» Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Вечером 9 мая, в день святителя Николая Чудотворца, было чтение в Братском доме. Сначала были объяснены ректором семинарии архимандритом Фаддеем 9-я и 10-я главы Евангелия от Иоанна с обычными указаниями на соответствующие ветхозаветные пророчества, которые на сей раз особенно необходимы были для понимания бесед Господа. Народа было значительно менее, чем в предыдущие воскресные дни, хотя всё же и для такого количества, какое было, продолжать чтения еще далеко не напрасный труд. На внимание слушателей нельзя было жаловаться…»

Открывая вечером 14 сентября 1903 года религиозно-нравственные чтения в Братском доме, архимандрит Фаддей с подчеркнутой откровенностью сказал: «Очень может быть, что некоторые будут недовольны недостатком красноречия, новости, разнообразия и учености нашего слова, – им мы скажем ныне, что мы призваны „благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова“ (1 Кop. 1: 17). Недостаток нашего красноречия и учености пусть будет извинен ради любви, с какой мы предлагаем собирающимся здесь свое простое, но искреннее, от души исходящее слово”».

Впрочем, настоящее отношение общества к церковной школе в то время было близко к враждебному. «Ныне слово „церковность“ вызывает во многих представление о чем-то тяжелом, мрачном, скучном, обязательном не для всех, а разве для иночествующих, – писал архимандрит Фаддей. – Между церковностью и так называемым светским настроением провели люди как бы непроходимую почти грань; между школой церковной и светской, в частности, многие стараются установить самую существенную разницу, доводящую до прямой вражды между той и другой».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Архимандрит Антоний (Храповицкий; 1863–1936). В 1881 году окончил 5-ю санкт-петербургскую гимназию, в 1885-м – Санкт-Петербургскую духовную академию, в том же году принял монашеский постриг и был рукоположен в сан иеромонаха. В 1890 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, в 1891-м – ректором Московской духовной академии, в 1895-м – ректором Казанской духовной академии. В 1897 году хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В 1900 году он был назначен епископом Уфимским и Мензелинским, в 1902-м – епископом Волынским и Житомирским. В 1906 году был возведен в сан архиепископа. В 1912 году он был назначен членом Святейшего Синода. В 1914 году назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским. На Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917–1918 года был избран кандидатом на Патриарший престол. В 1917 году был возведен в сан митрополита и назначен на Харьковскую кафедру, в 1918-м – митрополитом Киевским и Галицким. В 1920 году эмигрировал. До 1936 года митрополит Антоний возглавлял Русскую Православную Церковь заграницей.

2

Схиигумен Герман (Гомзин; 1844–1923), преподобный, местночтимый святой Владимирской митрополии, устроитель Смоленской Зосимовой пустыни.

3

«Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая: Да возвратятся абие стыдящееся глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже: и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищь есмь и убог, Боже, помози ми: помощник мой и избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни».

4

Это был первый визит отца Иоанна Кронштадтского в Нижний Новгород – 25 июня 1894 года. В местной газете так писали об этом: «Когда мы подъезжали к „Отважному“, отец Иоанн сидел на верхнем мостике парохода и читал Евангелие. Одет он был очень просто – в суконной рясе и соломенной шляпе. На вид отец Иоанн довольно бодр, но кажется утомленным. Палуба „Отважного“ имела совершенно оригинальный вид. У рубки I класса, задняя стена которой покрыта полотном, стоит аналой, на нем лежат крест и святое Евангелие. На стене рубки находятся 5–6 икон, перед которыми горит лампада. Здесь, как объяснили нам, отец Иоанн служит во время пути молебны и всенощные бдения».

5

Священноисповедник Агафангел (Преображенский; 1854–1928), митрополит Ярославский; память 3/16 октября.

6

Архимандрит Арсений (Стадницкий; 1862–1936). В 1880 году окончил Кишиневскую духовную семинарию, в 1885-м – Киевскую духовную академию. В 1895 году он был назначен инспектором Новгородской духовной семинарии и пострижен в монашество, в 1896 году рукоположен в сан иеромонаха и назначен ректором Новгородской духовной семинарии. В 1897 году назначен инспектором Московской духовной академии, в 1898-м – ректором академии. В 1899 году хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. В 1903 году назначен на кафедру в Псков. С 1905 года состоял членом Учебного комитета при Святейшем Синоде, с 1906-го – присутствующим в Святейшем Синоде и председателем Учебного комитета. В 1907 году назначен архиепископом Новгородским и Старорусским и возведен в сан архиепископа. На Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917–1918 года был избран кандидатом на Патриарший престол. В 1917 году возведен в сан митрополита. В 1925–1926 годах находился в ссылке в городе Полторацке (Ашхабаде), в 1926–1936 годах – в городе Ташкенте. С 1927 года – постоянный член Временного Патриаршего Синода при заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). В 1933 году назначен митрополитом Ташкентским и Туркестанским.

7

Речь идет о «Библейской истории» профессора Санкт-Петербургской духовной академии Александра Павловича Лопухина, многотомном издании энциклопедического характера.

8

Имеется в виду архимандрит Тихон (Василевский; 1867–1926). В 1903 году он был хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. В 1914 году возведен в сан архиепископа. В 1922 году он стал сотрудничать с ОГПУ и перешел в обновленчество; через год был возведен обновленцами в сан митрополита. Тот идол, которому поклонялся архимандрит Тихон, был избран им задолго до начала гонений на Церковь, и гонения лишь обнаружили это. И потому вполне понятно, почему он стал «гонителем» иеромонаха Фаддея.

9

Священномученик Андроник (Никольский; 1870–1918), архиепископ Пермский; память 7/20 июня.

10

Фаддей (евр.) – хвала.

11

17/30 марта – память преподобного Алексия, человека Божия; об этом дне говорили: «Придет Алексей, человек Божий, – побежит с гор вода!»

12

Василий Иванович Лебедев, треть века прослуживший в духовных учебных заведениях и всюду оставивший о себе самую добрую память.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5