Полная версия
Дакия в огне. Часть вторая. Дакийский самодержец
Старуха в досаде крякнула и немного подумав, произнесла:
– А может князя нам того…
– Что того?
– Может… мо-о-ожет нам его… отравить? У меня есть для этого зелье, и оно действует постепенно… Никто и не заподозрит тебя в его отравлении, красавчик.
– О-отравить его?
– Ну, да.
– Нет, не стоит…– не согласился с ведьмой Хвалимир. – Это мало что даст.
– Почему?
– У Драговита уже подрос щенок. Мы только расчистим дорогу его старшему отпрыску… Воиславу. А он тоже уже стал… ого-го! Настоящий волчара! И за него будут стоять и Богумил, и Ратибор, и почти все старшие дружинники. В этом я теперь нисколько не сомневаюсь. Тут надо поступить похитрее… Как-то по-другому…
Старая ведьма и Хвалимир надолго замолчали. И оба задумались.
Наконец, Хвалимир первым произнёс:
– Что-то в горле пересохло… У тебя что-нибудь найдётся? Дай горло чем-нибудь смочить?
Семаргала велела внучке принести кваса.
Та подчинилась, слезла с печи и принесла и поставила на стол кувшин.
Старейшина рода Дулёб сам себе налил квас в кубок и с жадностью, буквально тремя глотками его выпил.
– Я, кажется, знаю, что можно сделать, красавчик! – произнесла вдруг старуха.
– Ну-у… – выжидающе уставился на неё Хвалимир.
– Нам помогут сарматы!
– Са-а-арматы?!
– Да! Надо заручится их поддержкой, – ответила старейшине старая ведьма.
Тут самое время кое-что объяснить.
В чём всё-таки заключалась глубокая размолвка, возникшая уже давным-давно между князем Драговитом и старейшиной рода Дулёб Хвалимиром? И почему они друг друга не то что не переносили, а, в конце концов, уже и возненавидели?
Княжеская власть у венедов, а затем и у карпов в последние несколько десятилетий неуклонно усиливалась, и теперь она была даже не выборной, а передавалась по наследству, от отца к старшему сыну. И это очень не нравилось некоторым старейшинам. Ведь они не привыкли быть послушными и беспрекословно подчиняться кому-либо ещё.
Вот недовольных и собирал вокруг себя Хвалимир. Поэтому-то его размолвка с князем и не была случайной. Хвалимир создавал князю и всем, кто его поддерживал, оппозицию.
То есть, Хвалимир и те старейшины, которые заняли его сторону, надеялись ограничить княжескую власть и желали вернуться к стародавним обычаям. К тем, при которых даже верховными богами у праславян являлись не нынешний Перун Громовержец, а Сварог (иначе его ещё называли Родом) и Велес, а это были самые древние боги праславян.
Получается, что Хвалимир, и те, кто стоял за него горой, тянули карпов назад, в прошлое.
Глава вторая
А теперь обратимся к сарматам.
Почему у старой ведьмы Семаргалы и старейшины рода Дулёб речь зашла именно о них? Да потому, что слава о сарматах гремела на всю Европу.
Сарматы тогда считались самым воинственным народом.
Так у них каждый юноша, достигнув семнадцати лет и пройдя обязательный обряд инициации, то есть обряд перехода уже во взрослую жизнь, не сомневался, что счастье обретёт лишь только тогда, когда не обессилившим и больным старцем, а ещё молодым и полным сил мужчиной испустит дух в каком-нибудь ожесточённом сражении. Это были не только кочевники, это были и прирождённые воины. Причём, каждый сармат таковым являлся. И даже воинами являлись их жёны и сёстры.
Сарматы в начале нашей эры занимали огромную территорию, простиравшуюся от дельты Данувия (Дуная) и до засушливых берегов Аральского моря. В более раннюю эпоху древние авторы (в частности, тот же грек Геродот) их называли несколько иначе – савроматами. И они распадались на несколько крупных племенных союзов.
Западные сарматы делились на роксоланов и язигов. Последние вообще пройдя через северные области Дакийского царства, проникли далеко на Запад, и заняли междуречье Среднего Данувия и Тиссии, став непосредственно граничить уже с Римской империей.
В конгломерат восточных сарматов входили племенные союзы аланов, аорсов, сираков, уругов и саков.
Чем же сарматы отличались от скифов?
***
Ну прежде всего замечу, что скифы и сарматы были очень похожи. Они говорили по сути на одном языке и у них было много общего в обычаях и быте. Только у сарматов эти обычаи считались более архаичными, что ли.
А ещё скифы и сарматы являлись давними соседями.
Примерно до IV века до новой эры скифы занимали широкую степную полосу к северу от Понта Эвксинского (Чёрного моря) и до Танаиса (Дона). Ну а к востоку от Танаиса кочевали уже сарматы.
В период нашествия персидского царя Дария I в Скифию, сарматы выступили в качестве союзников своих западных соседей. Сарматские отряды воевали на стороне скифов, а скифские женщины, старики и дети находили убежище в сарматских стойбищах. По существу, сарматы обеспечивали тылы скифам, пока те заманивали в глубь своих степей многотысячную персидскую армию.
После того, как Дарий I, ничего не добившись, вынужден был повернуть назад, мощь скифов усилилась и они стали совершать нападения на земли, лежавшие к западу от Скифских владений. А это были земли фракийских, паннонских и восточно-кельтских племён. И вскоре это привело к столкновению скифов с Македонией. Ну а Македония в то время между прочим представляла из себя крепкий орешек, и разгрызть этот орешек было ой как нелегко! Потому что правили ею тогда талантливые и очень воинственные правители. Это были не кто-нибудь, а Александр Великий и его преемники, полководцы-диадохи, сумевшие пройти до края Земли и покорить всю Азию и Северо-Западную Индию.
После ряда войн, причём не всегда удачно складывавшихся, скифы понесли тяжёлые потери, и соответственно мощь их ослабела. И этим сразу же воспользовались восточные соседи и родственники скифов. Сарматы как будто очнулись от вековой спячки и начали экспансию на Запад, за Танаис.
В конце концов, сарматы загнали соседей скифов в Крым и заняли все остальные принадлежавшие ранее им степи.
Это произошло примерно за три века до описываемых событий.
***
Огненный шар солнца находился в зените. И если сейчас на солнце посмотреть прямо, то оно сразу же ослепляло.
Было совершенно тихо. Ни одного дуновения ветерка. Только в траве потрескивали многочисленные кузнечики. Но вот на горизонте появилось что-то подозрительное…
Тагасий выехал на самую вершину холма, приставил ладонь к переносице и устремил взгляд в даль. Со стороны Пирита (так тогда назывался Прут) поднялось облачко пыли. Кто-то явно направлялся в их сторону. Но кто это мог быть?
Тагасию было лет двадцать, и он являлся сыном Фарзона, Верховного вождя западного сарматского союза племён – воинственных роксоланов. Тагасий со своими людьми возвращался с охоты. Он третий день гонялся за матёрыми секачами и так увлёкся их преследованием, что углубился далеко на север и достиг пределов роксоланских владений. И теперь уже он надумал возвращаться с добычей в ставку.
К Тагасию обратился его друг и телохранитель, тоже молодой человек примерно тех же лет, и тоже из племени роксоланов, которого звали Скилом. Юноша-телохранитель был физически очень сильным и таким же, как Тагасий, светловолосым (а ещё бросалось в глаза, что у него был деформированный и удлинённый в лобной части череп, как, кстати, и у самого Тагасия, и у Верховного вождя Фарзона; так обычно выглядели многие мужчины сарматы), но юноша-телохранитель, поверх кожаной куртки, облачён был ещё и в чешуйчатый панцирь, и сжимал в руке длинное сарматское копьё. Следует отметить и такую для всех роксоланов характерную особенность: они в подавляющем своём большинстве были светловолосыми (и не случайно их поэтому древние авторы прозвали «светлыми аланами»).
Скил поинтересовался:
– Это всадники… Но не наши. Чьи тогда они? И что им надо у нас?
– Не знаю, не знаю…– произнёс Тагасий. – Как ты думаешь, сколько их, Скил?
Скил прищурился и после некоторой заминки произнёс:
– Всё-таки ещё трудно разобрать. Далеко они…
– Ну, всё же?
– Судя по поднятой ими пыли… я, думаю… ду-умаю, что их больше чем нас.
Тагасий похлопал по шеи своего скакуна и заметил:
– Ну, всё равно, кто бы это не был, однако давайте-ка встретим этих гостей подобающе!
– Как скажешь, – не стал возражать сыну Верховного вождя роксоланов его телохранитель.
Тагасий велел сопровождавшим его роксоланам на всякий случай приготовить оружие, прежде всего луки, и достать из саадаков (колчанов) по стреле, и ждать дальнейших указаний. Вскоре можно было уже разобрать, что всадников было с два десятка.
Вот они остановились и от них отделился один.
Тот, который был крайним.
Этот всадник приблизился на сотню шагов и стало уже ясно, кто это были.
Это оказались совсем не даки, не бастарны пиквины или те же костобоки, а это были карпы.
На всаднике была одежда не сарматского и не дакийского покроя, и ещё был характерный для карпской родовой знати головной убор, чем-то похожий на скифский войлочный остроконечный колпак (у карпов, как и у всех праславян, разве что кроме более отдалённых венедов, до сих пор было популярно всё скифское, сюда можно было включить многие элементы одежды, ювелирные изделия, конскую упряжь и даже оружие).
Карп на ломанном сарматском прокричал:
– Мы не воевать! Мы есть послы! Не трогайте нас! Мы хотим направиться в ставку Верховного вождя Фарзона!
– От кого вы? – в свою очередь выкрикнул Тагасий. – Вы от князя Драговита?
– Нет-нет! Мы от старейшины рода Дулёб…
– А-а-а… Вы, получается, от старейшины Хвалимира? От соседа нашего…
– От него!
Тагасий жестом дал понять, что карпов роксоланы пропустят и проведут до самой своей ставки.
***
Ставка Верховного вождя роксоланов располагалась в том месте, где расширявшийся Борисфен (так назывался тогда Днепр) впадал в Понт Эвксинский. Ставка устроена была на высоком берегу, на самой вершине крутого холма, и дополнительно её окружали ров, вал и двойной частокол, причём первый ряд его был устроен под значительным наклоном (так делали только язиги и роксоланы).
Внутри, за двойным частоколом, находилось около двенадцати сотен шатров и в центре возвышался самый большой, в котором располагался сам Верховный вождь всех западных сарматов.
Фарзону доложили, что от соседних карпов прибыло посольство. Но роксоланский вождь не сразу принял его. Он решил поначалу переговорить с Эмилием Павлом, римским купцом и по совместительству послом, отправленным к роксоланам наместником Вифинии по поручению самого императора Рима Марка Ульпия Траяна.
Эмилий Павел опередил карпов всего-то на пару дней.
Его три триремы со спущенными парусами сейчас качались на волнах неподалеку от ставки и который день рабы разгружали привезённый из империи товар – вино, оливковое масло, зерно и ювелирные изделия, и этим всем римляне снабжали западных сарматов.
Фарзон восседал на переносном бронзовом троне, когда-то принадлежавшем одному из скифских правителей, и пил из золотой чаши вино, когда к нему вошёл римский купец и по совместительству посол. Он поклонился Верховному вождю и, подогнув под себя по-скифски ноги, разместился на дорогом персидском ковре.
Фарзон и Эмилий Павел давно друг друга знали, и поэтому Верховный вождь западных сарматов сразу же перешёл к делу:
– Ты доставил мне всё, что я тебе заказывал? – спросил Фарзон.
Верховный вождь западных сарматов говорил сейчас на греческом. Ведь матерью Фарзона была гречанка, и поэтому он свободно мог изъясняться на языке эллинов.
– Доставил всё! Включая и ювелирные изделия. То, что ты и хотел. А оплата будет, как всегда? – уточнился римлянин.
Эмилий Павел тоже неплохо знал греческий, так как пол жизни провёл не в Италии, а на Востоке империи. Сейчас его дом находился на южном берегу Понта Эвксинского, на Боспоре, а точнее в Халкедоне, который располагался напротив Византия.
– Да! Оплата будет та же.
– Хм-м… Опять рабы?
– Они в ставке. И уже приготовлены.
– А может хотя бы часть оплаты, Фарзрн, сделаешь конями?
– Не обижайся, Павел, но коней не могу отдать. Будут рабы и на этот раз.
– Ну, надеюсь, на этот раз они мне понравятся…
– Понравятся, разумеется. Даже и не сомневайся. Думаю, ты никого не забракуешь, как в прошлый раз…Между прочим, там много молодых девок, которым всего-то тринадцать-пятнадцать лет. И все они девственницы. Я запретил их трогать. Ну и среди них много вполне пригожих. Можешь убедиться лично, у них нежнейшая кожа и толстые-претолстые косы. Эти девицы сумеют развлечь в постели любого, – ответил римлянину Верховный вождь роксоланов.
– А пленники откуда? – переспросил Эмилий Павел.
– Из разных мест, – уклончиво ответил Фарзон. – Даже есть такие, которые попали к нам из далека, с Рипейских гор (Уральские горы), и с берегов Даика, реки дахов (нынешняя река Урал). Да, кстати… Этим утром ко мне в ставку заявились ещё послы… И от кого бы ты думал? – произнёс Фарзон как бы мимо ходом, и при этом хитрый роксолан кинул испытующий взгляд на римлянина.
– От дакийского царя? – предположил Эмилий Павел.
Фарзон покачал головой:
– О, не-е-ет! От Децебала посольство уже у меня побывало. Раннее…
– Во-от, как?! И когда же? Что Децебал от тебя хотел? – не сдержался и проявил повышенный интерес римлянин. – Царь даков запросил у тебя, наверное, помощь, Фарзон?
Фарзон подтвердил это, но только лёгким кивком головы.
И тут же Верховный вождь роксоланов предложил римлянину вина.
Эмилий Павел не отказался, однако попросил его разбавить водой, так как он не привык пить его по-варварски.
Рабы принесли разбавленное вино и налили его в круглую серебряную чашу. Римлянин отпил вино и выжидающе уставился на Верховного вождя, а тот, посчитав что достаточно уже затянул с ответом, и добился желаемого результата, наконец-то, произнёс:
– Ты прав, римлянин! Даки побывали у меня совсем недавно. И появлялись они не случайно в моей ставке. Они действительно попросили, чтобы я им пришёл на помощь и выделил несколько тысяч воинов…
– И как ты им ответил, Великий вождь?
– Я им в их просьбе… не отказал…
– Хм… – Эмилий Павел невольно нахмурился. – Это что же, получается, ты… Ты будешь дакам помогать?! Против Рима?
– Успокойся, Павел! Совсем нет…
– Я не понял тогда тебя… – Эмилий Павел был сбит с толку.
Ну а Фарзон, продолжая по-хитрому улыбаться, в том же тоне продолжил:
– На самом деле я ничего определённого Децебалу не пообещал. А ограничился только словами.
– И как ты тогда в действительности поступишь, Фарзон?
– Как поступлю?
– Ну, да, – голосом своим Эмилий Павел выдал себя с головой. Он сейчас не на шутку взволновался.
– Я ещё подумаю… – деланно равнодушно пожал плечами Верховный вождь роксоланов.
Фарзон уже давно являлся не порывистым юнцом, а умудрённым жизненным опытом правителем воинственного кочевого народа, и он прекрасно понимал, что раньше времени нет необходимости раскрывать все свои планы. А ещё он понимал с кем сейчас имел дело, и с кем разговаривает. Он знал, кто перед ним находился.
То есть, Верховному вождю роксоланов давно уже было известно, что Эмилий Павел являлся не только купцом, но также был и римским разведчиком, выполнявшим самые деликатные поручения самого Траяна.
Фарзон на некоторое время отключился от беседы с Эмилием Павлом. Он сейчас невольно вспомнил Нижнюю Мёзию, долину у Адамклиси. И как он там во главе роксоланов встретился с двумя римскими легионами, которыми командовал наместник Нижней Мёзии.
Это было в декабре.
Где-то четыре года назад.
***
Тогда стоял сильный мороз. Данувий стянуло льдом. Роксоланская конница воспользовалась этим и перешла по льду на правый, римский берег. И вот после этого… Да-а-а у-уж, это были не самые приятные воспоминания.
В сражении у Адамклиси Верховный вождь роксоланов потерял двух сыновей. И по началу ему казалось, что он такое горе никогда не забудет и будет мстить за их гибель. Мстить до последнего своего вздоха. Однако постепенно боль от их утраты притупилась.
Немного подумав, Верховный вождь западных сарматов нахмурился, как-то натянуто улыбнулся, и тут же прикрыл рукой глаза, которые из-за нахлынувших воспоминаний увлажнились. Затем, когда он немного пришёл в себя и глаза у него подсохли, он стряхнул с лица замороченное выражение и продолжил:
– Ещё многое будет зависеть и от того, с чем ко мне пожаловали другие мои соседи…
– Ты кого имеешь ввиду? – поинтересовался Павел.
– Я имею ввиду уже карпов. Посольство от них заявилось только что. Хотя знаешь, что, Павел, ты не переживай, – неожиданно решил поставить все точки над «I» Фарзон, – я не слишком сгораю желанием сориться с вашим нынешним императором. И знаешь почему?
– Объясни, уважаемый Фарзон?
– А потому… что, хотя у меня и есть причины не любить вас, римлян, я честно в этом признаюсь, но с вами выгоднее дружить. И в отличии от прежнего вашего правителя, Домициана, к нынешнему я отношусь совсем по-другому.
– И как же ты к нему относишься?..
– Я нынешнего повелителя Рима уважаю.
– Уважаешь?!
– Да! Клянусь Священным огнём и Матерью-прародительницей! Потому что он – не такое развращённое и изнеженное чудовище, каковым являлся Домициан. А он – настоящий воин! Искусный и храбрый! И знаешь, ещё что… Я уже наслышан, что даки напали первыми на Рим. Так что я, наверное, не буду помогать Децебалу. Пусть уж царь Дакии без меня выкручивается, – Фарзон не добро улыбнулся. – Я предоставлю ему самому выбираться из той трясины, в которую он по своей глупости умудрился угодить…
Глава третья
А теперь давайте-ка оставим ставку роксоланов, располагавшуюся на высоком правом берегу Борисфена…
Для чего?
А мы мысленно перенесёмся через северное побережье Понта Эвксинского, переправимся через многорукавную дельту Данувия, где и сейчас отдыхают сотни тысяч перелётных птиц, и отправимся уже к дакам.
Справедливости ради зададимся вопросом: а что мы об этих даках знаем?
Так вот, в основном об этом народе нам известно из упоминаний о нём, оставленных древнегреческими и римскими авторами. Но те узнали о даках достаточно поздно.
И произошло это примерно в конце VI века до новой эры.
***
Тогда племена даков уже занимали обширную территорию к северу от Данувия, в среднем его течении, и ещё междуречье Пирета и Данастрия, а также отроги лесистых Карпских гор (то есть Карпаты).
К югу от даков и вплоть до Балканского хребта обитали родственные им геты, и вместе с даками они составляли группу северофракийских племён.
Даки и геты говорили на одном наречии и были очень близки к друг другу.
Согласно преданиям, у даков раньше было иное имя, а вот более позднее, по которому они нам известны, заполучили они от дахов.
Даки переняли у представителей этого племени и родовой тотем, которым являлся волк. И после этого на знамёнах дакийских воинов стал изображаться не только огнедышащий и с развивающимся хвостом дракон, но и голова свободолюбивого хищника.
Ну а откуда тогда появились уже эти дахи?
***
А они пришли в Восточную Европу из далека.
Дахи прикочевали из засушливых степей Центральной Азии. А ещё точнее – они прибыли из Приаралья. Между прочим, сильнейшее племя дахов (оно называлось парнами) основало могущественную Парфянскую державу, на протяжении нескольких веков являвшуюся главным соперником Рима.
Пришельцы были малочисленны и быстро растворились в массе более многочисленного местного населения, но так как дахи составили верхушку общества, то их имя перешло и на всех фракийцев, проживавших к северу от Данувия. Только вот название пришельцев зазвучало несколько изменено.
Территория позднейшей Дакии уже в начале I тысячелетия до новой эры была сравнительно развитой. Этому способствовали благоприятный и вполне мягкий климат, позволявший собирать изобильные урожаи пшеницы и ячменя, и наличие разнообразных полезных ископаемых, включая месторождения свинца, серебра, железных руд и так ценившихся в древности каменной соли и золота.
В иные годы золота намывали в Дакии даже больше, чем в Лидии или в той же Нубии.
Но всё равно, ранние государственные образования на этой территории возникли гораздо позже, чем у одрисов и прочих южных фракийцев, и произошло это не ранее VI века до новой эры.
***
По началу это были скорее ещё не полноценные государства, а племенные союзы или по-другому сказать, племенные княжества. Однако их владетели уже заимели свои замки и обзавелись своими дружинами.
На первом этапе объединителями северных фракийцев выступали не даки, а родственные им геты. Назову в качестве показательных примеров наиболее предприимчивых вождей гетов. И прежде всего это оказались в III веке до новой эры Дромихет, и спустя примерно век Орол. Однако у них так и не получилось на прочной основе объединить все гето-дакийские племена. Так что только ещё век спустя возникновению собственно Дакийского царства способствовало правление уже следующего князя, которого при рождении нарекли Буребистой.
Вот кто стал главным героем гето-даков!
Его деяния северные фракийцы никогда не забывали. И он при жизни уже стал для них настоящей легендой.
***
Отцом Буребисты был один из мелких владетелей гетов по имени Даписк.
О Даписке мы толком ничего не знаем. Могу только сказать про него то, что он мало что совершил примечательного и очень рано ушёл из жизни, так как истово поклонялся Вакху и поэтому беспробудно пил.
После ухода отца в царство теней его место занял несовершеннолетний Буребиста.
Этому по сути тогда ещё мальчонке пришлось о-ох как не сладко. И от того он быстро повзрослел. Но правильно говорят, что беды слабого ломают, а сильного закаляют. И потому, этот прежде времени возмужавший юноша, испытавший много опасностей и переживший не один заговор против себя, спустя несколько лет в итоге утвердился в Сармизегетусе и одел на голову диадему. А затем Буребиста подчинил себе все прежде разрозненные и враждовавшие между собой племенные княжества и провозглашён был царём.
Первым по-настоящему обще дакийским.
И произошло это между 82 и 70 годами до новой эры.
Так у даков появилась своя полноценная и мощная держава. Между прочим, самая сильная в Восточной Европе, которая простёрлась от Понта Эвксинского и до верховьев Вистулы (нынешней Вислы).
***
Для объединения даков и гетов, Буребиста потратил более двенадцати лет.
Он действовал чрезвычайно напористо и не останавливался ни перед чем. В этом деле он использовал не только волевые черты характера и воинские способности, но и политическую мудрость и изощрённость, а ещё он привлёк на свою сторону религию.
Да, да, и её!
Он воспользовался только что зародившимся новым религиозным течением, а вернее культом, объявлявшим главным и единственным богом Замолксиса, поклонение которому в это самое время стал проповедовать некий жрец, звавшийся Декенеем.
Буребиста познакомился с ним и сумел привлечь его на свою сторону.
Новое верование объявили главенствующим на территории Дакиийского царства.
Вот об этом проповеднике я сейчас и расскажу…
***
Род Декенея был не простым, а восходил к верховным жрецам гетов.
Однако Декенею мало было узнать религиозные воззрения сородичей, он рос крайне любознательным мальчуганом, который как губка впитывал всевозможные знания. Но когда он всё что мог на родине постиг, то подался на чужбину, в далёкую Грецию, которая тогда уже прославилась своими школами, и где преподавали знаменитые учёные и натурфилософы.
В Греции Декеней познакомился с учением Пифагора, а потом, после нескольких лет пребывания в Афинах, отправился морем в Египет.
В Египте Декеней тоже провёл не один год, и тоже почерпнул там много древних знаний. Для этого он даже выучил древнеегипетскую письменность и подружился с некоторыми египетскими жрецами.
И вот, набравшись знаний за морем, в Греции и Египте, Декеней вернулся на родину и стал проповедовать новое учение.
В чём же заключалась суть его?
А в том, что он объявил всех древних богов выдуманными и недействительными, включая и особо почитавшегося фракийцами покровителя виноградной лозы Диониса (у римлян тот звался Вакхом), и стал утверждать, что миром может править только один бог, и зовут его Замолксисом.
Ну а кем же был этот самый Замолксис?
О нём тоже необходимо рассказать… И вы сейчас поймёте, почему?
***
Происхождение Замолксиса для бога было очень необычным… Потому что он, по-видимому, был всё же не мифической фигурой, а реальным человеком. И я по этому поводу всё подробно постараюсь объяснить…
У даков бытовало предание, что первым их царём являлся некто Замолксис.
И что именно этот Замолксис основал их царство.
Произошло это в VI веке до новой эры. Вот его то Декеней и объявил не обычным человеком, а всемогущим богом, покровителем всех даков.