Полная версия
Про алкоголь. Честно
По данным на 2009 г., сухой закон в различной степени строгости действовал в Албании, Алжире, Бангладеше, Бахрейне, Бенине, Брунее, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутане, Восточном Тиморе, Гамбии, Гане, Гвинее, Гвинее-Бисау, Джибути, Египте, Замбии, Западной Сахаре, Зимбабве, Индии (в Мумбаи и Ченнаи), Индонезии, Иордании, Ираке, Иране, Исландии, Йемене, Камбодже, Камеруне, Катаре, Кении, Китае, на Коморских островах, в Кот-д’Ивуаре, Кувейте, Лаосе, Лесото, Ливане, Ливии, на Маврикии, в Мавритании, на Мадагаскаре, в Малави, Малайзии, Мали, на Мальдивах, в Марокко, Мьянме, Непале, Нигере, Нигерии, Норвегии, Объединенных Арабских Эмиратах, Омане, Пакистане, Палестине, Папуа – Новой Гвинее, Руанде, Саудовской Аравии, Свазиленде, на Сейшельских островах, в Сенегале, Сингапуре, Сирии, Сомали, Судане, Сьерра-Леоне, Таиланде, Танзании, Того, Тунисе, Туркменистане, Турции, Уганде, Центральноафриканской Республике, Чаде, Швеции, Шри-Ланке, Экваториальной Гвинее, Эритрее, Эфиопии.
Прямой целью любого сухого закона является существенное снижение потребления алкоголя населением, косвенными целями (через снижение алкоголизации) – оздоровление нации, снижение смертности, увеличение рождаемости и продолжительности жизни, повышение производительности труда и т п. Все антиалкогольные кампании, конечно же, имели разные последствия и конечные результаты. Рассмотрим наиболее масштабные из них, проходившие в нашей стране.
После введения первого сухого закона в 1914 г. результаты не заставили себя долго ждать. В 1915 г. потребление алкоголя сократилось до 0,2 л на душу населения. Производительность труда повысилась на 9—13%, и это несмотря на большое количество призванных в армию. На 27—30% снизились прогулы, в разы сократился производственный травматизм. Число арестованных в пьяном виде в Петрограде во втором полугодии 1914 г. сократилось на 70%. Число вытрезвляющихся сократилось в 29 раз. Число самоубийств на почве алкоголизма в Петрограде упало на 50%. Подобные же результаты были получены еще по 9 губерниям России. Число денежных вкладов в сберкассы увеличилось; прирост составил 2,14 млрд руб. против 0,8 млрд руб. в прежние годы до запрета.
Позже, во время следующих кампаний (уже большевистских и советских), благодаря многим факторам, в том числе и трезвости народа, стало возможным снова собрать и объединить государство, организовать власть, провести восстановление экономики и народного хозяйства, индустриализацию, ликвидацию безграмотности и многое другое. А главное, за эти времена (в период царского и последующего сухих законов) было выращено поколение здоровой нации, которое в будущем совершало великие дела.
Неоднозначную оценку имеет кампания 1985—1987 гг. В целом более 50% россиян отнеслись к ней позитивно. За этот период наблюдался рост продолжительности жизни и рождаемости: детей рождалось на 500 тыс. в год больше, чем за предыдущие 20—30 лет, при этом ослабленных малышей родилось на 8% меньше. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 2,6 года: с 62,4 лет в 1984 г. до 65 лет в 1986 г., и достигла максимального показателя за всю историю. Значительно сократилась смертность: в 1985—1987 гг. умирало в год на 200 тыс. человек меньше, чем в 1984 г. Существенно сократилась преступность (примерно на 70%), уменьшилось количество прогулов на работе. Интересно, что потребление молока и безалкогольных напитков заметно возросло за этот период.
Но поспешность введения ограничительных мер без должной предварительной воспитательной работы, перекосы и перегибы в реальном исполнении, не до конца продуманная политика и экономические взаимосвязи привели к дискредитации самого сухого закона и трезвого образа жизни, к ослаблению экономики (в некоторой степени). Антиалкогольную кампанию пришлось завершить, так и не достигнув в полной мере положительных целей.
Стоит отметить и то, что все сухие законы в нашей стране не были «взорваны» изнутри самим народом, всегда отмена сухого закона была вызвана давлением иностранных государств (косвенным давлением, например, обрушением цен на нефть, и, как следствие, падением экономики), экономическими факторами, действиями крупной организованной преступности.
3. ИСТОРИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ В РОССИИ. НАША ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА И ТРАДИЦИЯ?
И я там был, мед, пиво пил.
По усам текло, а в рот не попало.
АЛКОГОЛЬ В ДОХРИСТИАНСКОЙ РУСИ
Наверное, мало кто знает, что издревле в России практически не употребляли алкоголь, а мнение о вечном пьянстве на Руси – не более чем подлый и гнусный миф, правда, активно нами самими же и поддерживаемый. Тогда что же пили наши предки?
На протяжении тысяч лет на Руси пили чистую родниковую воду. Кстати, историки отмечают, что предки славян всегда селились у проточной воды, будь то река, крупный ручей или родник.
Широкое распространение на Руси имел квас, разных видов которого насчитывалось несколько сотен, в зависимости от сырья, на котором он был приготовлен, способа приготовления и добавленных для вкуса трав. Квас был не только повседневным напитком, утоляющим жажду, но и используемой всеми жидкостью, на основе которой готовилась вся пища. В неурожайные и полуголодные времена хлебный квас служил пищей, ведь это жидкий хлеб; кроме того, квас содержит всевозможные ферменты, витамины и другие биологически активные вещества. Обычная норма потребления кваса достигала 5 л на человека в сутки. Многие сорта кваса того времени готовились без дрожжей, основываясь на кисломолочном брожении, и имели концентрацию алкоголя около 0,2%, крепкие квасы готовились с применением дрожжей (на основе дрожжевого и кисломолочного брожения) и могли содержать до 1% алкоголя.
В более скромных количествах использовали различные ягодные морсы. Их меньшая популярность связана, очевидно, с достаточно быстрой порчей – закисанием и брожением. А квас, который также мог настаиваться на ягодах, хранился дольше и производиться мог в больших объёмах.
Конечно, были известны на Руси и алкогольные изделия. Как уже говорилось в главе об истории алкоголя, человек с древнейших времен использовал алкоголь (и другие наркотические вещества) для культовых обрядов. Тут следует обратить внимание на то, какие это были изделия, как и в каком количестве они употреблялись.
Среда обитания и природные условия жизни наших предков наложили свои отпечатки на народную кухню, и в частности на традиционные культовые алкогольные изделия. Так как в Древней Руси было огромное количество леса, в первую очередь использовался доступный вид алкоголя – березовщина. Это изделие крепостью до 1,5 градуса готовилось из березового сока и имело определенные недостатки. Березовый сок – продукт сезонный, к тому же для приготовления березовщины требовались большие емкости, а само изделие достаточно быстро прокисало.
Наряду с березовщиной использовали сурицу (сурью). Способов приготовления сурицы (сурьи) было множество, все они основаны на настаивании и сбраживании сбора трав и меда. Внешне этот процесс очень похож на приготовление кваса. В ключевую воду добавляли различные травы, мед (в некоторых случаях еще и молоко) и оставляли на солнце для сбраживания на 3 дня, для более крепкой сурицы – на неделю. Одними из старейших были способы приготовления с использованием молока с последующим его заквашиванием и брожением на меду, разбавленном водой с добавлением трав и ягод. Крепость сурицы была 1—1,5 градуса. Сурица являлась, скорее, культовым напитком. Потреблять ее можно было по строго установленной норме. Норма эта была такова: в дни празднования весеннего и осеннего равноденствия мужчинам, достигшим возраста в два круга лет (16 x 2 = 32 года), выполнившим долг перед родом, т. е. имеющим не менее девяти здоровых детей, разрешалось испить полученную из рук волхва или родана (предводителя рода) одну чарку сурицы, пива или браги. Мужчинам, достигшим возраста в три круга лет (16 x 3 = 48 лет), имеющим полный семейный родовой круг здоровых детей (не менее 16), волхв или родан подносил еще по одной чарке в дни празднования летнего и зимнего солнцестояния. Заметьте, поднести чарку женщине никому даже не приходило в голову! Эта норма соблюдалась на Руси с незапамятных времен13.
Кроме того, существовали рецепты безалкогольной сурицы: травяные сборы и ягоды разводили водой, добавляли мед и нагревали на огне, а принимали практически сразу после остывания на открытом воздухе.
Таким же значимым культовым напитком были и питные меды – ставленые и вареные, – первые упоминания в летописи о которых относятся к 880 г. (ставленый мед) и к 996 г. (вареный мед). При изготовлении ставленых медов одну треть объема заполняли соком ягод, доведенных до состояния морса, и смешивали с двумя третями меда без добавления воды. Такая смесь подвергалась естественному брожению в емкостях больших объемов (120—140 ведер), затем многократно переливалась и выдерживалась в засмоленных бочках, зарываемых в землю на срок от 5 до 25 лет, а бывало и до 40 лет. Крепость такого напитка достигала 5—6 градусов – достаточно крепкий и дурманящий продукт. Вареный мед изготавливался по технологии, более близкой к технологии приготовления пива, чем вина, и был готов уже через пару недель.
Для всех видов питных медов были характерны огромные потери сырья: выход готовой продукции составлял от трех пятых до половины веса заложенного меда и требовал больших объемов разовой закладки, порядка нескольких сотен килограммов, в силу особенностей процессов варки и брожения, проходящих правильно лишь при использовании больших масс продуктов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
БСЭ. Этиловый спирт.
2
БСЭ. Этиловый спирт.
3
ГОСТ 18300—72.
4
ГОСТ 5964—82.
5
ГОСТ 5964—93.
6
Приложение 1 к СанПиН 2.3.2.1293—03.
7
1 гекталитр = 100 литров.
8
Мединский В. Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. Глава 2.
9
Мединский В. Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. Глава 2. Лояльное пьянство Европы.
10
В данном разделе использовался материал из книги Самуэля Баккиоки «Вино в Библии».
11
Баккиоки Самуэль. Вино в Библии.
12
Точнее, современное православие вышло из древних церковных обрядов путем реформирования церкви патриархом Никоном в 1653 г. по греческим канонам православной церкви, расколов верующих на старообрядцев (староверов, позже – раскольников) и новообрядцев. Впоследствии новообрядцы были признаны единственно православными, а старообрядцев назвали раскольниками. На самом же деле противники новообрядства остались верны древним церковным обрядам, ни в чем не изменив той православной церкви, которая пришла с крещением Руси.
13
1.2. История наркотизма. Собриология / под ред. проф. А. Н. Маюрова. Н. Новгород, 2009.