Полная версия
Про алкоголь. Честно
Кроме того, гашиш, коноплю и опиум использовали в качестве медицинского средства древнейшие цивилизации, такие как китайская, греческая, египетская, римская. При этом целители того времени сами отмечали опасность привыкания к таким лекарствам и даже их возможность быть смертельным ядом для человека. Этим свойством, а также способностью временно «заглушать» боль и страдания больного, видимо, и было обусловлено медицинское применение наркотиков (яды часто применяют в медицине).
Алкоголь также был известен человеку с древнейших времен, точно так же, как и наркотик, употреблялся он по исключительным поводам редкими представителями человеческого рода и для особых целей, схожих, впрочем, с целями применения других наркотических веществ.
Различные виды алкоголя имелись у разных народов, не только у оседло живущих, но даже у кочевых. Начало целенаправленного получения сброженных продуктов, содержащих алкоголь, многие историки относят ко времени формирования сельского хозяйства, т. е. это приблизительно 6—10 тыс. лет до н. э. Из разбавленного водой меда получали медовую брагу, из ячменя – нечто вроде пива, кочевники делали из кобыльего молока кумыс. Они использовались в качестве «пищевых» продуктов, а также для жертвоприношений. Виды алкоголя зависели от географии расселения народов и типа оседлости.
Вино исторически производилось в географических районах произрастания винограда (территории Древней Греции, Древнего Рима и Месопотамии, юг Франции, юг современной Украины, Кавказ и др.), а позднее и в районах, благоприятствующих выращиванию винограда. Виноград – наиболее подходящий продукт для получения алкоголя, т. к. содержит в себе большое количество воды и сахара (отличные условия для спиртового брожения).
Вот только вино времен Древней Греции и Древнего Рима, а также более раннего периода, сильно отличается от вина в нашем понимании этого слова. Вообще, изначально вином называли свежевыжатый виноградный сок, этим же термином обозначали и сбродивший виноградный сок (брагу – исходный продукт получения алкоголя). Воспевание вина и его возвеличивание, видимо, относится как раз к свежему виноградному соку, т. к. этот продукт действительно очень полезный (много информации о пользе винограда можно найти в современной литературе и интернете), а польза, приписываемая в настоящее время алкогольному красному вину, обусловлена пользой винограда, из которого вино готовится. Позднее вином стали называть исключительно алкоголь, полученный из виноградного сока. Но алкогольное вино (для ясности будем применять все-таки исторически утвердившийся термин «вино» – «алкогольный напиток») того времени сильно отличалось от современного даже по технологии изготовления.
Перебродивший виноградный сок выпаривали на огне до густоты сиропа (бывало и до состояния тягучего вещества, которое нужно было вынимать из мехов, соскабливая его со стенок лопаточками и ножами), что в значительной степени избавляло его от спирта. В полученный сироп добавляли морскую воду и ароматные травы, отдушивали вина благовонными смолами, окуривали амфоры воском. Отсюда и такие «нежные» эпитеты, данные вину, как «благовонное», «сладкодушное» и т. п. Вино не пили в чистом виде, а всегда разбавляли водой в пропорции 1: 3, 1: 5, 1: 7 (где большая часть – это вода). Вот теперь и представьте, сколько могло быть градусов в таком вине, – не много, это было очень легкое по нынешним меркам вино, возможно, не крепче современного легкого пива.
В античные времена, когда вино стало обыденным продуктом (но доступным не для всех), его все же потребляли (или старались потреблять) в количестве не более 3 чашек: пьянство и тогда уже осуждалось. В Спарте специально спаивали рабов для того, чтобы показать, к чему это может привести, и воспитывали на таких примерах молодежь. В Индии жестоко наказывали женщин, потреблявших алкоголь, и в довершение на лбу выжигали знак в виде бутылки. В древнем Китае за 1 116 лет до н. э. существовал указ императора, который назывался «Извещение о пьянстве». Он гласил: «Наш народ в высшей степени распущен и потерял свою добродетель, что нужно приписать невоздержанности к употреблению хмельных продуктов. Между тем, разрушение государств, больших и малых, произошло по той же причине – из-за употребления этих продуктов». Император в этом указе грозил пьяницам строгим наказанием – вплоть до смертной казни.
Такой вид алкоголя, как пиво, тоже известен уже ни одну тысячу лет. Первые упоминания о нем относятся к 7 000 г. до н. э. Рецепты его приготовления были высечены на камне, найденном в Двуречье – районе проживания шумеров (одного из древних народов, населявших Месопотамию) на территории между реками Тигр и Евфрат, – которое позднее развилось в вавилонскую цивилизацию.
Вавилоняне растирали зерна ячменя и спельты (вид злака, от которого произошла пшеница) между камнями, заливали их водой, добавляли душистые травы, сбраживали это сусло, и через несколько дней получался вкусный освежающий напиток, который, видимо, отдалённо напоминал то, что сейчас мы называем пивом или квасом (процесс приготовления весьма похож). Пили его через соломинку или тростниковую трубочку.
Из Вавилона пиво попало в Египет. Сначала египтяне закупали пиво в Вавилоне, но впоследствии сами научились его готовить. Египет и считается прародиной современного пива, т. к. процесс приготовления наиболее близок к современному. Точнее, современный процесс приготовления пива наиболее схож именно египетской технологией.
Основными компонентами для приготовления пива в древности были зерно и солод. Обычно их смешивали в равных пропорциях, заливали на сутки водой, потом дважды растирали до образования теста. Тесто заливали кипятком с добавлением холодной воды – так получали закваску. Через сутки полученную таким образом жидкость кипятили и остужали с добавлением закваски – получалось сусло. В остывшее сусло добавляли сухой размолотый солод и оставляли бродить. После брожения, когда сусло покрывалось массой больших пузырьков, проводилось его процеживание через травяные сита.
Примерно в 1 250 г. до н. э. фараон Рамзес II попытался ограничить потребление пива и сам выступил в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без того традиционно предпочитали вино. Торговлю пивом запрещали и даже закрывали лавки, в которых продавался хек (древнеегипетское пиво). А знаменитая Клеопатра, последняя представительница династии Птолемеев, правившая в Египте в 69—30 гг. до н. э., первая обложила пиво налогом. Она хотела возобновить строительство пирамид, а для этого нужны были деньги. Разумеется, официальной версией была забота о народной трезвости. Так был введен самый первый налог на алкоголь.
Народы Древнего Шумера (Вавилона) и Египта не были единственными, кто знал пиво: они передавали технологию приготовления пива другим народам. Так, пиво было известно населению Китая, Африки, Индии, Америки. Готовили ячменный напиток и в Урартском царстве, существовавшем в IX – VII вв. до н. э. на территории Армении. При раскопках были найдены специальные сосуды для приготовления и хранения пива. Широкое распространение пиво получило и в Европе, а у Германских племен пиво было национальным напитком. Известно было пиво и на Руси. Раньше на Руси слово «пиво» обозначало не конкретный напиток, а напиток вообще. Кстати, добавлять в пиво хмель первыми стали именно западные славяне; это популярное с древности растение было одним из первых товаров внешней торговли. В Западной Европе варить пиво с хмелем стали позже славян на несколько столетий. Вообще, для придания пиву особенного вкуса применялось множество трав, но в итоге пивовары остановились на хмеле.
Как видно, человек действительно давно познакомился с алкоголем, только изначально он был культовым напитком и употреблялся крайне редко. Градус его был достаточно низким (если принимать во внимание способ изготовления) по нашим меркам, примерно как легкое пиво. Даже когда алкоголь стал доступен широким массам населения, увлечение им до состояния опьянения осуждалось. Привязанность человека градусу в алкоголе началось значительно позднее, а потеря алкоголем статуса «культовости» и доведение его потребления до обыденности и даже «естественной потребности» человека как тенденция началось в конце XX в. Хотя такие попытки были и раньше.
Само слово «алкоголь» пришло во многие языки из арабского. Переводят это слово как «спирт». Из арабского же языка пришли такие слова как «аламбик» (перегонный аппарат), «алхимия». Существует версия, что технологию дистилляции, позволяющую выделить из вина «воду вина» (попросту получить крепкий алкоголь), передали европейцам через Испанию арабы. Конечно, другие народы тоже знали алкоголь, но крепкий алкоголь, получение которого возможно только дистилляцией, пришел от арабов вместе с их технологией и «аламбиком».
Интересно, что источником происхождения спирта стало желание нравиться. Арабы разводили черный порошок, кипятили полученную жидкость и конденсировали затем пар, который, концентрируясь, загустевал. Таким образом получалась черная краска «кхоль» (сурьма), которой арабские женщины подводили глаза. Экспериментируя с этим процессом, примерно в 800 г. н. э. арабские алхимики таки научились получать спиртовой дистиллят с помощью возгонки и последующего охлаждения паров этилового спирта. Название ему дали то же, что и косметической краске, поскольку производился он тем же способом, – «аль-кхоль» (отсюда и слово «алкоголь», вошедшее, наверное, в большинство языков планеты). Это открытие дало возможность получать алкоголь, используя в качестве сырья различные пищевые продукты, а не только сбродивший виноградный сок – так мир узнал виски, джин, коньяк; значительно позже чудские монахи придумали гнать из ржи «хлебное вино». Интересно, что перегонку спирта из риса и овощей независимо от арабов открыли в Китае, но китайская водка была крепостью 12—20 градусов, около 20 градусов был и японский саке. Но в Европе на основе винного спирта, разбавленного водой, догадались делать крепкие напитки: виски – 40—45%, джин – до 70%, коньяк – 45%.
С течением времени алкоголь сначала перестает быть предметом культа и обрядов и постепенно проникает в повседневную жизнь. Во времена Античности потребление алкоголя становится повседневной нормой (тут следует еще раз отметить слабость алкоголя того времени). Частично этому способствует плохая вода, не пригодная к употреблению, а алкоголь даже в слабом виде все-таки значительно дезинфицирует. Из двух зол, как говорится, выбирают меньшее. В это время алкогольные изделия довольно дороги, а основное население достаточно бедное и позволить их себе не может, если только пиво, и то не часто или в праздники.
Со временем, ближе к Средневековью, производство алкоголя становится значительно дешевле. Причиной тому стало открытие арабами процесса дистилляции и более развитое сельское хозяйство, которое давало больше дешевого сырья для приготовления алкогольных изделий. В это время производство и потребление достигает значительных объемов, потребление все больше становится «нормой жизни».
Крестоносцы, которые все делали с именем Иисуса на устах, ворвавшись на Ближний Восток, поразили арабов не только своей дикостью и неопрятностью, но и пьянством: «Франки дики. Прославляя своего бога Иисуса, пьют без меры, падают, где пьют и едят, дозволяя псам лизать их уста, изрыгающие брань и съеденную пищу».
Вообще, в Европе в Средние века царила ужасная антисанитария. Вдруг (некоторые историки связывают это с установлением власти католичества) личная гигиена стала презираться. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота – грех, да и холодно – простудиться можно. Помои выливались прямо на улицу, а нередко – из окна на головы прохожих. Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V – от дизентерии, а папа Климент VII в муках умер от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли его. Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц – безобразно часто.
В таких крайних проявлениях антисанитарии отлично развивались различные болезни, огромное число европейцев просто вымерли от холеры, чумы и дизентерии и т. п. Естественно, в таких условиях пить сырую воду было смертельно опасно, и люди пришли к простому решению – вместо воды употребляли алкоголь: он хоть как-то дезинфицировал воду. В данном случае алкоголь, конечно, был меньшим злом.
Алкоголь стал занимать огромное место в жизни европейцев Средневековья и более позднего периода. К древним римлянам и грекам, обожествлявшим вино, добавились европейцы, которые в свете последних событий видели в алкоголе панацею от многих бед, «воду жизни», как многие его называли.
В. Р. Мединский в своей книге «О русском пьянстве, лени и жестокости» так описывает ситуацию с потреблением алкоголя.
Туманный Альбион долгие столетия занимал лидирующую позицию в вопросе пьянства. Проблема оказалась настолько серьезной, что в VI веке правитель бриттов Гольдас Мудрый издал декрет, по которому «…каждый монах, напившийся до того, что не в состоянии будет петь во время службы, – будет оставаться без ужина». В XIV веке экспорт из Бордо в Англию был настолько значительным, что его средний годовой оборот был превышен лишь в 1979 году – рекорд шестисотлетней выдержки. Английский король Эдуард II заказал по случаю своего бракосочетания с Изабеллой Французской вино в количестве, эквивалентном более чем миллиону современных бутылок. Примерно три века спустя, в царствование королевы Елизаветы I, англичане осушали свыше 40 миллионов бутылок вина в год – и это в стране с населением в 6,1 миллиона жителей.
<…>
«Простая вода нездорова для англичан», – писал в XVI веке английский ученый Эндрю Бурд. Впрочем, не он один отметил эту удивительную непопулярность «простой воды».
В «Истории» Тэннера так описывается английский труженик времен Ричарда III со ссылкой на французский источник: «…Король Франции никому не разрешает есть соль, помимо той, что куплена у него самого и по его цене. Его войско ничего не платит населению, да еще грабит его. Все виноделы отдают королю четвертую часть своего дохода. Крестьяне живут в нищете и задавлены непосильным трудом. У них нет шерстяной одежды, и обуви у них нет. Женщины тоже ходят босые. Они не едят мяса и только иногда кладут в суп свиной жир. Мелкопоместное дворянство живет ненамного лучше.
В Англии все не так! Никто не смеет войти в чужой дом без позволения хозяина. Король не имеет права менять или придумывать законы. Англичане пьют воду только в наказание за что-нибудь и едят мясо и рыбу. Одеты они в шерстяные платья, и в домах у них всего вдоволь…» То есть «обычно» английский труженик воду не пьет, только алкоголь!
Рассказывать про виноделие можно еще долго, но, полагаю, главное уже ясно. Главное в том, что в Европе с древнейших времен производилось и выпивалось огромное количество вина, – со времен племенного строя, Римской империи и до настоящего времени. Производство вина, питье вина у европейца в крови.
Впрочем, не будем слишком придирчивы к бедным европейцам: зловонные города, странность, грязь, отсутствие элементарных гигиенических бытовых привычек, потоки гниющих отбросов, выбрасываемых из окон прямо на улицу – все это создавало самую благодатную почву для распространения заразных болезней: оспы, холеры, бубонной чумы.
Воду кипятить было не принято. Стаканы, понимаете ли, тоже особо не стерилизовали. Поэтому алкоголь был, по сути, для городского населения Европы до XIX века ЕДИНСТВЕННОЙ дезинфекцией. Лучше медленно мучиться от посаженной печени, чем, выпив «простой воды», сразу загнуться от дизентерии или холеры8.
Конечно же, такой порядок вещей нравился не всем, и в 1649 г. в результате революции к власти приходят радикальные протестанты-пуритане. Пьяниц стали жестоко наказывать, совершались попытки как-то обуздать пьянство. Но в 1660 г. был коронован Чарльз II, объявивший длительные возлияния патриотическим долгом каждого англичанина. Потребление алкоголя и пьянство стало считаться приверженностью королю, власти, Англии. Пьешь – значит свой. Если ты не пьешь – значит, ты против короля. Пить заставляли насильно, за отказ от выпивки можно было поплатиться жизнью9.
Вот так и началось спаивание властью собственных граждан, подобные приемы будут позже использовать и в других государствах в различные периоды развития.
В это же время ситуация с алкоголем в России обстояла совершенно по-другому. Крепкий алкоголь в России стали производить значительно позже, чем в Европе. Изначально на Руси употребляли пиво и мед, да и это бывало редко, по праздникам, буквально несколько дней в году. В такие дни чарку с пивом или медом передавали по кругу, совершая по несколько глотков. Приготавливать алкоголь разрешалось тоже в определенные дни. Крепкий алкоголь в Россию завозили европейцы, но он долго не приживался, на то было множество объективных причин. Уже значительно позже, в XV – XVI вв., стали появляться в России питейные заведения, началось собственное производство алкоголя; количество таких заведений было невелико – по одному на город. Долгое время производство и распространение, а с ними и потребление алкоголя практически не изменялось. Резкий поворот произошел при Петре I: завел он, кроме прочих европейских порядков, и пьянство. Но об алкоголе в России подробнее будет рассказано дальше.
На Востоке примерно в VII в. н. э. укоренился в качестве основной религии ислам, проникая позже и на Среднюю Азию. Ислам отрицательно относится к алкоголю, отчего в этом регионе алкоголь не получил распространения. Во многих исламских и арабских странах и по сей день действует сухой закон, некоторые из этих стран уступили натиску современного западного мира и разрешили продавать алкоголь с определёнными ограничениями. Произошло это по большей части в самое последнее время, что во многом связано с наплывом туристов в эти страны. Тем не менее, уровень потребления в данных странах остается низким, по сравнению с «развитым» и «культурным» Западом.
Похожая ситуация происходила и в крупных азиатских культурах. Основные религии этого региона призывали (и призывают до сих пор) к воздержанию от алкоголя. Религиозность и кастовость, сохранившиеся значительно дольше, чем в западном мире, повлияли на трезвость в азиатских странах. До сих пор это один из наиболее трезвых регионов современного мира. Хотя в последнее время и здесь отмечается не только употребление алкоголя, но и случаи заболевания алкоголизмом – болезнью, которая, как известно, связана с систематическим злоупотреблением алкоголем.
Наибольшее потребление алкоголя приходится на XX в., и показатели продолжают расти. После резкого скачка потребления алкоголя в Средние века его объем постепенно повышался (в зависимости от времени и региона можно говорить и об уменьшении потребления, но общее направление все же было в сторону увеличения). Так, к XX в. человечество пришло к тому, что алкоголь стал считаться обыденным пищевым продуктом, а во второй половине века можно было говорить уже не про обыденность, а про естественность его потребления. По какой-то причине стало считаться, что потребление алкоголя (в «умеренных дозах») – это естественно, что праздники и особые события обязательно сопровождаются спиртными изделиями; стал считаться ненормальным или подозрительным полный отказ от алкоголя. Так алкоголь стал естественной потребностью современного человека, пока еще только социально-психологической – у большинства, но число людей с физической потребностью в алкоголе неумолимо растет.
Потребление алкоголя и пьянство не всегда поощрялось, точнее, практически всегда осуждалось (за исключением редких случаев). Так, по римским законам мужчинам до 35 лет вообще запрещалось употреблять вино, не разрешалось пить вино женщинам. Если римлянка допускала до себя пьяного мужа, ее закапывали живой. В Древней Греции не позволялось новобрачным употреблять вино в день брака, в Карфагене запрещалось пить вино в те дни, когда исполнялись супружеские обязанности. В Древнем Китае только в 60 лет человек получал три привилегии: отпустить бороду, ходить с палочкой и пить вино. В Древней Индии, если уличали в пьянстве представителя высшей касты – брамина, то заставляли пить из раскаленного металлического сосуда кипящую жидкость до тех пор, пока он не погибал. Жены браминов, нарушившие обет воздержания от алкоголя, изгонялись из дома, души их приговаривались к переселению в собаку или стервятника, а на лбу у них каленым железом выжигали изображение бутылки. В России долгое время употреблять алкоголь можно было лишь несколько дней в году, пьянство также осуждалось церковью, что для религиозного народа было одним из высших запретов.
АЛКОГОЛЬ В РЕЛИГИИ
Немаловажную роль в отношении алкоголя играла и играет по настоящее время религия. В древнейшие времена алкоголь был тесно связан с религией (как и некоторые другие наркотические вещества): его употребляли жрецы при совершении некоторых религиозных культов. Употребление алкоголя не жрецами и вне совершения культа если и было возможным, то неумолимо каралось.
Ко времени формирования основных религий, дошедших до наших дней или послуживших основой для современных религий и религиозных течений, алкоголь уже прочно укоренился в жизни людей. Конечно же, религия не оставила алкогольный вопрос в стороне. Практически в каждой крупной религии (можно полагать, и в более мелких) существует явно выраженное отношение к алкоголю.
ИСЛАМ
Существует четыре аята (послания) по поводу хамра (опьяняющих веществ). Первый аят был ниспослан в Мекке: «От плодов пальм и виноградных лоз вы получаете хмельной напиток и добрый удел. Воистину, во всем этом – знамение для тех, кто способен размышлять». Благодаря этому аяту разумным людям стало ясно, что пьянящий напиток является нехорошим уделом.
Через некоторое время в Медине был ниспослан следующий аят: «Они спрашивают тебя о вине и майсире (азартных играх). Скажи: „В них обоих – великий грех и некая польза для людей, но грех их больше пользы“». Таким образом, положительные стороны употребления вина не отрицаются (что было бы неразумно в том культурном окружении), просто указывается, что отрицательных сторон больше (а с этим тезисом даже сейчас могут согласиться множество пьющих людей).
После этого аята многие мусульмане отказались от алкоголя, но, конечно, остались и такие, кто ухватились за слова о пользе вина и продолжали употреблять его.
Существует поверье, что один из сподвижников Пророка после праздника, будучи в легком опьянении, приступил к вечернему намазу и потому суру «Аль-Кафирун» прочел так: «О, неверные! Я буду молиться тому, чему молитесь вы», вместо: «О, неверные! Я не буду молиться тому, чему молитесь вы». После этого вопиющего случая был ниспослан следующий аят: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите…» Учитывая то, что каноны ислама требуют молиться достаточно часто, данный аят заставлял воздерживаться от алкоголя длительное время, и обоснование этого запрета было вполне понятно любому верующему.
Вскоре был ниспослан следующий аят: «О вы, которые уверовали! Вино, майсир, жертвенники, стрелы – мерзость из деяний сатаны. Сторонитесь же этого, может быть, вы окажетесь счастливыми! Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и майсиром и отклонить вас от понимания Аллаха и от молитвы. Удержитесь ли вы?» По преданию, после ниспослания этого аята хазрат Умар произнес следующие слова: «О Аллах! Мы прекратили это, прекратили!» После этого на улицах Медины вино в буквальном смысле лилось рекой, а его запах стоял в воздухе долгое время. Люди, внемля призыву, выливали вино за порог своего дома.
Постепенное изменение отношения людей к вину привело к созданию такой культурной обстановки, где отказ от вина воспринимался как полностью понятная норма новой религии, которая становилась все более привлекательной. Вино из символа праздника и гостеприимства превратилось (наряду с жертвенниками) в символ старой, отвергаемой религии (идолопоклонства).
В своем понимании причин распространения алкоголя ислам пошел намного дальше, чем многие современные борцы с алкоголем. Пока есть люди, заинтересованные в продаже алкоголя, он непобедим. Поэтому в Коране сказано, что если Аллах запретил какую-то вещь, то деньги, полученные путем ее производства или купли-продажи, являются грешными, даже если эти деньги затем истрачены на добрые дела. Таким образом, производители алкоголя лишились своего главного аргумента – денежных подношений, с помощью которых они изменяли политику в отношении алкоголя.