Полная версия
Король-Лебедь
При этом Людвиг не удовлетворялся перечислением цвета платья и рисунком веера, если таковой имелся. Он желал знать, как падал свет на его прекрасную возлюбленную и пели ли в этот момент в саду птицы. Его интересовало первое впечатление гонца, когда тот увидел чарующее зрелище молодой герцогини.
В ожидании известий Людвиг приучил себя не спать по ночам, отсыпаясь днем, чем несказанно доводил дворцовую прислугу.
Однажды посыльный доложил королю, что принимающая его дама была одета в ярко-красное платье.
Услышав это, Людвиг ахнул, а затем велел седлать коня и сам помчался в замок, чтобы узнать, не хотела ли этим божественная София предостеречь его от какого-нибудь несчастья. В общем, предсвадебная лихорадка юного короля стоила немалых нервов Софии.
Все чаще она останавливалась на мысли, что на самом деле между ней и Людвигом нет и не может быть ничего общего. Он хотел говорить с ней только на возвышенные темы, заставляя ее сочинять для него стихи, а она не умела писать по заказу. Людвиг приходил обсудить историю Крестовых походов и гнусности инквизиции, которую откровенно ненавидел, и Софии приходилось не только вежливо выслушивать его, но и как-то поддерживать разговор. Что было иногда довольно-таки трудно ввиду того, что Людвиг обладал великолепнейшей памятью и все даты, сложные имена и названия он запоминал с первого раза, свободно цитируя как Святое Писание, так и протоколы допросов.
В свободное от Людвига время София мучилась, составляя список своих придворных дам, которых следовало набирать таким образом, чтобы ни одна из лидирующих партий не была обижена ее решением. Она не могла принять список, отданный ей орденом Святого Георгия, полностью, так как таким образом она откровенно выказала бы себя как яростный враг иллюминатов, у которых неофициально было ровно столько же голосов, сколько и у рыцарей. Когда она спрашивала совета у короля, тот морщил нос, не желая обсуждать столь низменные темы и разрешая ей поступать так, как та сама сочтет нужным. Хоть набрать весь штат придворных дам из одних своих подруг.
Но в том-то и дело, что поэтессы и лесные нимфы практически никогда не имеют подруг.
София была небогата. Она мало бывала на людях, предпочитая свое озеро, лошадей, собак и старый замок, своих проверенных слуг и служанок, удобные, хоть и не отвечающие последним пискам моды, платья.
Все общение с будущим женихом для герцогини Софии проходило как какой-то дикий и мучивший ее маскарад, где она должна была играть несвойственную ей роль и общаться с человеком, которому нужно было потакать во всем, так как тот мог обидеться и ускакать, оставив незадачливую невесту на бобах.
Но страдал и Людвиг. Все чаще он приходил к выводу, насколько далека его невеста от всего, что приятно и радостно его сердцу. После каждой ссоры с Софией Людвиг уезжал куда-нибудь подальше, где можно было побыть в блаженном одиночестве или закрутиться в вихре светской жизни. Сначала он оставлял невесту, уезжая в Мюнхен, где бывал в гостях и театрах. Затем, когда ссоры сделались серьезнее, а последствия более болезненными, поехал с братом Отто в замок Вартбург в Эйзенах.
Оттуда он вернулся полный радостных планов и смелых проектов по реконструкции увиденного замка и отправился мириться с невестой.
Они долго плакали в объятиях друг друга. Людвигу казалось, что теперь наконец сбывается все то, что обещали ему на призрачной вечере, и он нашел Эльзу в лице герцогини Софии.
Они отправились на конную прогулку, которая взбодрила их обоих. Затем в замке был устроен роскошный обед в честь возвращения короля и примирения возлюбленных. После обеда Людвиг отвел свою возлюбленную в тенистую беседку, где битый час рассказывал о своих планах по реконструкции замка.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Людвиг I (нем. Ludwig I von Bayern, 25 августа 1786 – 29 февраля 1868) – король Баварии с 13 октября 1825 г., из династии Виттельсбахов. Сын короля Максимилиана I. Получил первое имя в честь своего заочного крестного отца Людовика XVI, короля Франции, полное крестильное имя Людвиг Карл Август.
2
Мария Фридерика Франциска Гедвига (нем. Marie Friederike Franziska Hedwig von Preußen; 15 октября 1825, Берлин – 17 мая 1889, замок Хоэншвангау) – прусская принцесса, в замужестве королева Баварии. Мать баварских королей Людвига и Отто.
3
Шванзее (нем.) – Лебединое озеро.
4
Максимилиан II (нем. Maximilian II von Bayern, Максимилиан Иосиф; 28 ноября 1811 – 10 марта 1864) – король Баварии с 1848 по 1864 год, из династии Виттельсбахов.
5
Наступление старости не мешало любовным похождениям Людвига. В 1846 г. он подпал под сильное влияние ирландской авантюристки Элизы Гильберт, выдававшей себя за «испанскую танцовщицу Лолу Монтес», которой удалось свергнуть клерикальное министерство Абеля, а потом и умеренное министерство Маурера. Было организовано так называемое министерство Лолы, но политическая реакция не стала от этого слабее, хотя и потеряла свой клерикальный оттенок. Революционное движение 1848 г. принудило Людвига отказаться от короны в пользу сына, Максимилиана II; Лола была вынуждена покинуть Европу и уехала в США. С тех пор бывший король жил частным человеком, посвящая себя по-прежнему покровительству искусствам. Людвиг I умер в Ницце, пережив сына, когда уже царствовал его внук Людвиг II. Конная статуя его воздвигнута в Мюнхене в 1862 г., еще при его жизни.
6
Отто (Оттон) I, (нем. Otto I, Отто Вильгельм Луитпольд Адальберт Вольдемар; 27 апреля 1848 – 11 октября 1916) на протяжении 27 лет (с 13 июня 1886 по 5 ноября 1913) был царствующим королем Баварии и еще три года (с 5 ноября 1913 по 11 октября 1916) нецарствующим, хотя, возможно, так вообще и не узнал о том, что он король. Из-за его тяжелой психической болезни (официально это называлось «Король скорбен разумом», der König ist schwermütig) всё его правление власть в Баварии находилась в руках регентов: сперва дяди, а затем кузена короля. Болезнь стимулировала развитие неврологии и психиатрии в Германии. Отто был младшим братом знаменитого короля-романтика Людвига II, друга Вагнера и строителя баварских замков, у которого также были наследственные проблемы с психикой.
7
Тангейзер (Tannhäuser, средневерхненемецкий Tannhuser) (около 1205, Зальцбург или близ Ноймаркта, Бавария – 1270), немецкий поэт-миннезингер. В 1228–1929 гг. участвовал в крестовом походе. Много странствовал. Автор танцевальных песен для придворной знати и поселян, любовных пародий и поучений. Оказал воздействие на творчество немецких средневековых куртуазных поэтов, на немецких романтиков XIX в. (Новалис, Л. Тик, Э. Т. А. Гофман и др.). Герой оперы Р. Вагнера «Тангейзер» (1845). В XIV в. возникла легенда о пребывании Тангейзера в волшебном гроте древнегерманской богини Хольды (другой вариант – Венеры) близ Эйзенаха.
8
Вильгельм Рихард Вагнер (нем. Wilhelm Richard Wagner; 22 мая 1813, Лейпциг – 13 февраля 1883, Венеция) – немецкий композитор, дирижер, драматург (автор либретто своих опер), философ. Крупнейший реформатор оперной музыки. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа веков, особенно на модернизм и декадентство.
9
Мориц фон Швинд (Schwind) (21.01.1804, Вена – 8.02.1871, Мюнхен), живописец и график, представитель позднего романтизма в немецком и австрийском искусстве XIX в. Учился в венской (с 1821) и мюнхенской (с 1828, у П. фон Корнелиуса); с 1847 г. работал главным образом в Мюнхене. Жанровые картины Швинда («Свадебное путешествие», 1862), циклы картин и больших акварелей («Прекрасная Мелузина», 1868–1870, Галерея XIX и XX вв., Вена), многочисленные росписи и иллюстрации проникнуты мотивами народных сказок и легенд, идилличны по настроению, но не лишены оттенка академизма.
10
Христиан Рубен (нем. Christian Ruben; 29 или 30 ноября 1805, Трир – 9 июля 1875, Инцерсдорф, ныне в черте Вены) – немецкий художник. С 1823 г. учился в Дюссельдорфе у Петера Корнелиуса. С 1826 г. жил и работал в Мюнхене. Автор проекта новых витражей для кафедрального собора в Регенсбурге. С 1832 г. работал над росписями в замке Хоэншвангау. В 1841 г. возглавил Пражскую академию художеств, в 1852–1872 гг. руководил Венской академией художеств.
11
В зале Лебединого рыцаря Кристиан Рубен, Михаэль Неер и Лоренц Куаглио создали росписи, посвященные Лоэнгрину.
12
Брак зарегистрирован 12.10.1810 г.
13
Оттон I (1117–1183) – сын пфальцграфа Оттона II фон Виттельсбаха. Герцог Баварии с 1180 г. Женат на Агнес фон Луц (?–1191). Умер в 1183 г. в Пфуллендорфе. Похоронен в Шайерне. Родоначальник фон Виттельсбахов.
14
Фридрих I (конец 1122, Гогенштауфен – 10 июня 1190, в речке Селиф) – император Священной Римской империи, герцог Швабии Фридрих III. Прозвище Барбаросса он получил в Италии из-за своей рыжеватой бороды (от итал. barba – «борода» и rossa – «рыжая»).
15
Иоганн фон Виттельсбах, граф Ноймарк (1383–1443).
16
Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390–1441) – фламандский живописец Раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.
17
Максимилиан I (нем. Maximilian I von Bayern, также Максимилиан I Иосиф; 27 мая 1756 – 13 октября 1825) – курфюрст Баварии с 16 февраля 1799 г. по 1 января 1806 г., король Баварии с 1 января 1806 г., из династии Виттельсбах.
18
Наполеон I Бонапарт (итал. Napoleone Buonaparte, фр. Napoléon Bonaparte, 15 августа 1769, Аяччо, Корсика – 5 мая 1821, Лонгвуд, о. Святой Елены) – император французов в 1804–1815 гг., французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.
19
Король Греции Оттон I (греч. Όθων, Βασιλεύς της Ελλάδος, нем. Otto; 1 июня 1815, Зальцбург – 26 июля 1867) – король Греции в 1833–1862 гг. Был вторым сыном Людвига I Баварского (дом Виттельсбахов). Через своего предка Иоганна II, герцога Баварского, был потомком византийских династий Комнинов и Ласкаридов.
20
Великая княжна Мария Александровна (позже герцогиня Эдинбургская и герцогиня Саксен-Кобург-Готская; 17 октября 1853, Царское Село – 24 октября 1920, Цюрих) – дочь российского императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Позже Мария выйдет замуж за принца Альфреда, герцога Эдинбургского, второго сына королевы Виктории и принца Альберта Саксен-Кобург-Готского.
21
Мария Александровна (1824–80) – императрица, супруга имп. Александра II (с 1841), урожденная принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария Гессен-Дармштадтская, мать имп. Александра III. Рано выйдя замуж, М.А. посвятила первые два десятилетия пребывания в России рождению и воспитанию детей: Александры, Николая, Александра, Владимира, Алексея, Марии, Сергея и Павла. В конце 1850-х гг., еще при жизни свекрови, имп. Александры Федоровны, приняла на себя руководство жен. учебными заведениями. При ней была проведена прогрессивная реформа ин-тов: введены каникулы; убраны парапеты, разделявшие девочек и посетителей в приемные часы; изменена учебная программа: введено изучение естественно-научных предметов, лит-ры, гимнастики и т. д.
22
София Шарлотта Августа (22 февраля 1847, Мюнхен – 4 мая 1897, Париж) – принцесса Баварская, герцогиня Баварская, позднее герцогиня Алансонская и Орлеанская.
23
Максимилиан Жозеф (4 октября 1808, Бамберг – 15 ноября 1888, Мюнхен) – герцог Баварский из семьи Виттельсбах.
24
Принцесса Мария Людовика Вильгельмина Баварская (нем. Maria Ludovika Wilhelmine Prinzessin von Bayern, 30 августа 1808 – 25 января 1892) – шестая дочь короля Баварии Максимилиана I и его второй жены Каролины Баденской.