bannerbanner
Краткое изложение книги «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях». Автор оригинала – Кларисса Пинкола Эстес
Краткое изложение книги «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях». Автор оригинала – Кларисса Пинкола Эстес

Полная версия

Краткое изложение книги «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях». Автор оригинала – Кларисса Пинкола Эстес

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Но из любой ситуации есть выход. В сказке это маленький ключик, который позволит проникнуть в тайну, которую одновременно знают и не знают все женщины. Ключ символизирует разрешение познать самые потаенные и темные тайны души. В данном случае – то, что бездумно ослабляет и губит женский потенциал. Синяя Борода намеренно запрещает своей жене пользоваться тем единственным, что приведет ее в сознание. Этот запрет обнажает интуитивную природу женщины, ее естественное инстинктивное любопытство. И она поддается ему, когда сестры решают найти ту самую дверь, что отпирается ключом.

Некоторые ученые-психологи, в том числе Фрейд и Беттельгейм, интерпретируют подобные сказочные эпизоды как психологическое наказание за женское любопытство к вопросам пола. В ранних теориях классической психологии женское любопытство считалось отрицательным качеством. Про женщин говорили, что они везде суют свой нос, а про мужчин – что они обладают пытливым умом. В действительности, считает Эстес, опошление женского любопытства, ее интуиции и прозорливости означает полное отрицание женских чувств.

Каждой женщине важно обладать врожденным любопытством, чтобы не попасться в лапы хищника. Призрачные голоса внутри нас взывают к здравому уму и твердой памяти и наставляют нас не поддаваться на уловки. Напоминают, почему так важно найти ту самую дверь и выяснить, что за ней скрывается.

На протяжении веков люди полагали, что в дверях продолжает жить дух камня или дерева. В древности большинство дверей вело в гробницы, а не в жилые дома, и сам образ двери строился на том, что внутри заключена некая духовная ценность или то, что следует охранять.

В сказке дверь символизирует душевный барьер, за которым прячется тайна. Но не каждая женщина решится его преодолеть, потому что продолжает руководствоваться принципом «лучшее враг хорошего». Чтобы сломить барьер, нужен правильный удар. В сказке это ключ. Он олицетворяет вопрос, который должен открыть потаенные двери души.

Хотя сестры не знают, что спрятано за дверью, они призывают свои здоровые инстинкты, чтобы задать единственный психологически точный вопрос: «Как ты думаешь, куда ведет эта дверь и что за ней находится?».

Именно в этот миг наивное естество начинает взрослеть и задавать себе тот же вопрос. Юная девушка начинает понимать, что если есть что-то тайное, то необходимо в него заглянуть. Это развивает сознание, помогает душе повзрослеть. При этом женщина в состоянии вытерпеть увиденное, считает Эстес, потому что эта способность позволит ей вернуться к сокровенной природе и получить в ней опору для всех своих мыслей, чувств и поступков.

Хотя юная женщина выполняет приказы хищника и соглашается оставаться в неведении относительно тайны подвала, она не может унять свое пробудившееся любопытство. В итоге она поворачивает ключ – задает вопрос – и обнаруживает в части своей глубинной жизни кровавые останки. А ключ в это время не желает унять кровь, то есть ее крик: что-то не так! И этот крик не прекратится, пока она не даст отпор хищнику.

Когда женщина наконец открывает дверь, она видит за ней трупы своих мечтаний, целей и надежд. Она допускала убийства своих мыслей, чувств и желаний. Пока она была в неведении, хищник методично уничтожал все это.

В сказках образ жениха-зверя – распространенный мотив, который можно понимать как символ зла, маскирующегося под добро. Когда женщина игнорирует факты собственного опустошения, ее сны посылают ей предупреждения. Эстес рассказывает, что за годы практики неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда женщинам снился жених-зверь, или они понимали, что «что-то не так». Все они столкнулись с внутренним хищником, который мешал им двигаться дальше, достигать своих целей, а порой просто сделать первый шаг.

Жених-зверь – распространенный символ сказок. Сюжет развивается примерно так: странный человек ухаживает за девушкой, зовет ее замуж. За пару дней до свадьбы девушка отправляется на прогулку в лес, сбивается с пути и решает забраться на дерево, чтобы уберечься от хищников. Ночью она видит своего суженого, который выкапывает могилу под деревом и напевает, как похоронит в ней свою новую жену. При этом что-то в образе жениха кажется девушке нечеловеческим: взгляд, рука или волосы. На утро девушка возвращается домой и рассказывает обо всем отцу или братьям, и те убивают зверя.

Это мощный архетипический процесс, происходящий в женской душе. Хотя женщина поддается на уловки хищника, проходит период блуждания в закоулках души, в итоге она вырывается на волю, потому что способна увидеть истину, сохранить ее в сознании и разобраться с этим. По мнению Эстес, следующий шаг куда труднее – выдержать то, что скрывалось за дверью, все свое саморазрушение и омертвение.

Кровь на ключе символизирует гибель самых глубоких и задушевных аспектов творческой жизни женщины. Она бьет как из артерии, лишая ее энергии делать хоть что-то. В таком состоянии женщина не просто не способна творить, ей трудно справляться даже с повседневными делами, вроде учебы или поддержки дружеских отношений. Подобное состояние, считает Эстес, может затягиваться на месяцы.

Кровь пятнает не только ключ, но и одежду героини, и все ее наряды. В архетипической психологии одежда может олицетворять внешнее присутствие, персону. Когда же ключ пятнает нашу персону, нашу маску, человек больше не может притворяться и жить так, будто комнаты с трупами не существует. От этого он еще сильнее истекает энергией.

Ключ, по мнению Эстес, действует как вместилище – вместилище крови, то есть того, что человек видел и знает. Символический ключ может быть выражен словами, например «Сезам, откройся» из сказки «Али-Баба и сорок разбойников». В элевсинских материях ключ был скрыт в языке, и мог быть обнаружен в особом наборе слов или ключевых вопросах. А важными в данной ситуации вопросами Эстес считает: «Что скрывается за очевидным?», «Что является не тем, чем кажется?», «Что я знаю в глубине своих овариос такое, чего предпочла бы не знать?», «Какая часть меня убита или лежит на смертном одре?»

Любой из этих вопросов – ключ. И если женщина жила полумертвой жизнью, очень может быть, что ответы на них будут запятнаны кровью.

В сказке есть и положительный смысл: только постоянно выступающая на ключе кровь заставляет душу усвоить увиденное. Несмотря на то, что девушка пытается оттереть ключ известными способами остановки крови (зола, паутина, конский волос), у нее ничего не выходит. Парадоксально, но по мере того как ее прежняя жизнь умирает, она пробуждается к пониманию своей кровопотери и начинает жить.

Прежняя наивная женщина должна осознать, что Синяя Борода, убивая своих любопытных жен, убивает их творческое начало, потенциал, из которого развиваются возможности новой интересной жизни. Хищник стремится уничтожить связь женщины с ее интуицией и вдохновением.

Одна пациентка Эстес рассказала историю о своей бабушке, жившей на Среднем Западе. По-настоящему приятное времяпрепровождение для нее было таким: сесть на поезд до Чикаго, надеть шляпу с большими полями и прогуливаться по Мичиган-авеню, любуясь витринами и изображая важную даму. Но судьба распорядилась так, что она вышла замуж за фермера и всю жизнь прозябала в хорошеньком деревенском домике. У нее больше не было времени на прошлую жизнь из-за домашних забот и детей.

Прошли годы, и вот однажды, вымыв полы, она надела свою лучшую шелковую блузку, длинную юбку и пришпилила булавкой шляпу с большими полями. Потом вставила в рот дуло дробовика и нажала на спуск. Эстес считает, что каждая женщина поймет, почему она сначала вымыла полы.

У женщин есть потребность выражать себя в движениях души, развиваться и цвести так, как хочется им самим. Окровавленный ключ может символизировать также все прочие поколения женщин, которые утратили инстинкт и вынуждены вести убогую жизнь. Поэтому важно помнить, что, направляя яркий луч света в глубины души, неподвластные ему тени становятся темнее. И с этим мраком рано или поздно придется сражаться. Поэтому вопросы необходимо задать и получить на них ответ.

Храбрая мудрая женщина возделывает все уголочки своей души, не боясь исследовать самое худшее. Это позволяет ей обозреть свою жизнь и саму себя. Именно при таком возделывании душевной почвы возникает проблеск Дикой Женщины. Она не боится тьмы, горы трупов и мужа-убийцу. Она умеет видеть в темноте, воспринимать и прийти на помощь. Этому учится младшая сестра в сказке.

С точки зрения архетипа, кости символизируют то, что невозможно уничтожить. В сказке они олицетворяют несгибаемую силу женского начала, душу, что меньше всего поддается уничтожению. Говоря о женской сути, мы говорим о душе, которая способна возродиться с помощью других душ, которые укажут правильное направление, заметят ужасное и дадут отвести взгляд, ведь они способны это вынести.

Здесь мы снова попадаем туда, где обитает женщина-волчица, в архетипическую пещеру костяной женщины. Перед нами останки того, что некогда было целостной женщиной. Однако отличие в том, что Дикая Женщина берет кости и возвращает в мир, а Синяя Борода убивает женщину и не оставляет ей ничего, кроме расчлененного тела.

Издревле подвал, пещера или темница были местом, где проводились посвящения. В сказке девушка спускается в подвал, где видит в комнате все свои разорванные мечты, надежды и стремления, остатки ее интуитивной души, что были убиты и брошены во тьму. Осознав, что вся ее душевная жизнь поставлена на карту, она может собраться с силами и преодолеть это.

Петлять и запутывать следы – это термины, описывающие поведение животного, которое, чтобы скрыться, ныряет под землю, а потом выскакивает у хищника за спиной. Подобный психический маневр предпринимает жена Синей Бороды, когда он набрасывается на нее, чтобы утащить в подвал и убить.

Анализ, толкование снов, самопознание, поиски себя – это и есть запутывание следов и петляние, по мнению Эстес. Это способы, дающие возможность увидеть проблему в иной перспективе. Если нет способности видеть, видеть по-настоящему, то все усвоенное об эго-Я и божественном Я ускользает.

В сказке душа старается спастись от смерти. Она просит дать ей время прийти в себя, иными словами, собраться перед решающей схваткой. В реальной жизни, считает Эстес, женщины тоже берут отсрочку, прежде чем сбежать от разрушительного образа жизни, любовника или занятия. Исходящая от хищника опасность иногда побуждает ее превратиться из кроткой лани в зоркое и бдительное существо.

Так получается, что оба аспекта души – хищник и новая возможность – достигают точки кипения. Став жертвой хищника во внутреннем и внешнем мире, женщина старается сделать все, чтобы его уничтожить. При этом она чувствует смертельную усталость: ее жизненная сила утекает в двух противоположных направлениях. Ей важно продолжать думать о спасении, она должна заставить себя бежать дальше.

Это самое глубокое посвящение – посвящение, которое открывает женщине свойственные ей инстинктивные чувства, помогающие обнаружить и изгнать хищника. Это миг, когда женщина-пленница меняет статус жертвы на статус хитроумного существа. Сверхчеловеческими усилиями она толкает душу на последний рывок, при этом стараясь убедить хищника, что она все еще покорная жертва.

Говорят, что у животных есть загадочный танец души, исполняемый хищником и его жертвой. Если жертва отведет взгляд и вздрогнет, значит она готова стать добычей. То, что жена Синей Бороды умоляет дать ей время, чтобы прийти в себя, не является знаком ее покорности. Это ее уловка, чтобы собрать силы для решающего боя.

Юная женщина призывает на помощь душевных братьев. Это самые сильные и агрессивные стороны женской души, которые могут быть выражены в виде существа любого пола или даже стихии. Но у многих женщин воинственный дух не так близок к сознанию, поэтому она тянет время и спрашивает у сестер, не видно ли братьев. И они приходят с вихрем, который символизирует главную движущую силу, ту решимость, что придает женщине колоссальную энергию. Ключевые вопросы помогли девушке открыть дверь и развязать руки, но без вмешательства вооруженных братьев она не смогла бы одержать полную победу.

Когда женщины оправляются от былой наивности, они приносят с собой и для себя нечто ранее неведомое. В данном случае женщина, ставшая более умудренной, призывает на помощь внутреннюю мужскую энергию.

В психологии Юнга этот элемент носит название анимус – почти искорененный, отчасти инстинктивный и культурно приобретенный, который в сказках и сновидениях проявляется в виде сына, мужа, незнакомца или возлюбленного. Этот образ особенно ценен, поскольку наделен качествами, которые в женщинах традиционно искореняются, и одно из самых распространенных – агрессия.

Если анимус здоров, то он любит женщину, в душе которой обитает. Он становится своеобразным мостом между миром внутренних мыслей и чувств и внешним миром. Он поддерживает женщину, помогая ей творить и выражать во внешнем мире свои идеи. Но если анимус недоразвит, то женщине будет трудно высказывать свои мысли и идеи, ей будет не хватать способностей осуществить все замыслы.

Братья, по мнению Эстес, олицетворяют благодать силы и действия. Благодаря им происходит несколько событий: первое – хищник в душе уничтожен, второе – на место женщины с наивными глазами приходит женщина с бдительным взглядом, и третье – у нее появились защитники, которые придут по первому зову.

В конце сказки тело Синей Бороды бросают зверям. Эстес считает финал мистическим. В старину существовали души, которых звали пожирателями греха. Это могли быть звери или птицы, а иногда и люди. Они брали на себя тяжесть грехов умершего, потому что сами были отбросами общества и тем самым давали возможность душам избавиться от скверны и переродиться.

Дикую природу может олицетворять Та, кто находит мертвых, возвращая их к жизни. Эта функция Жизни-Смерти-Жизни является главным атрибутом инстинктивной природы женщины. В скандинавской мифологии пожиратели греха – падальщики. Они съедали мертвых, вынашивали в своих животах и приносили Хель, богине жизни и смерти. А та учила мертвых проживать жизнь от конца к началу, чтобы они были готовы снова родиться и обрести освобождение в новой жизни, возможно, менее агрессивное.

Многие ученые, исследовавшие эту сказку, считают, что Синяя Борода символизирует силу, для которой искупление невозможно. Эстес же полагает, что для этого аспекта души есть иная перспектива – некая лечебница для душевнобольных, где можно видеть небо и деревья, хорошо кормят и слушают музыку. Вместо того, чтобы осуждать обитающего в душе хищника, мы его уничтожаем. Чтобы это сделать, нельзя позволять себе уничижительных мыслей о жизни своей души и, особенно, о собственной значимости. Мы уничтожаем хищника, противопоставляя его обличениям собственные питательные истины.

Победив хищника, женщины обнаруживают, что их снова переполняет энергия и радость жизни. То, что раньше было направлено на их уничтожение, стало огнем души и подпитывает их творчество. Хитрость хищника они превращают в насмотренность, а его природу убийцы обращают себе на пользу, чтобы уничтожить в душе то, что не хочет умирать само. Использование силы хищника похоже на применение белладонны или ядовитого паслена – мы берем лишь те части, что можем применить во благо для лечения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2