bannerbanner
Алекс в стране Советов. Серия «Русская доля»
Алекс в стране Советов. Серия «Русская доля»

Полная версия

Алекс в стране Советов. Серия «Русская доля»

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 7

Потом Алексей часто вспоминая этот эпизод, всегда задавался вопросом, могла ли из-за него утонуть та девчонка, не успев она также как он вовремя ухватиться за матрас. «А если бы у меня был только такой выбор: или я или она, как бы я поступил? – и почему-то Алёша не мог себе представить другого варианта, кроме как: конечно же я!» Ему очень много рассказывали и в школе, и с экрана телевизора о подвигах, когда люди осознано шли на смерть ради жизни других людей. Слушая эти рассказы, видя документы, фотографии и просматривая фильмы про героев, он никак не мог представить себя на их месте. То есть представить себя на месте какого-нибудь героя он мог, но представить, что он сам кончает со своей собственной жизнью по своей собственной воле, этого Алёша ну никак представить не мог, как не пытался.

Это было пожалуй самое яркое, но и самое жуткое воспоминание дачного деревенского детства, разве что, ещё коровы. Детство, проведённое в деревне, ассоциировалось в памяти Алёши обязательно с: колодцем, печкой, колкой дров, пастухом, кнутом и коровами. Как колют дрова маленький Алёша мог наблюдать часами, а ещё он любил по вечерам смотреть, как возвращается стадо коров в деревню. Коров было много и они по вечерам возвращались в деревню, проходя мимо их дома. Мальчик всегда выходил во двор к калитке послушать кнут пастуха и ответное послушное мычание стада. Кнут в это время «стрелял» особенно часто и громко, так как всех коров надо было загнать в один довольно узкий проход, а они именно перед самым домом переставали слушаться пастуха и начинали толкаться, обгоняя друг друга, спеша домой. Картина захода стада в деревню действительно была какой-то завораживающей. Коровы при входе на деревенскую улицу, уплотнялись и представляли для маленького мальчика довольно зловещее зрелище из туш и рогов. Впереди шли две-три совершенно черные коровы с изогнутыми громадными белыми рогами и как-то озверело мычали, как казалось Алёше. Ещё ему казалось, что хлипкий забор из полусгнившего штакетника когда-нибудь не выдержит напора стада и коровы устремятся во двор, сметая по дороге всех и всё, включая его бабушек и его самого. Иногда мальчик видел страшный сон с участием этих ужасных чёрных коров, которые шли всегда впереди стада. Во сне одна из них поднимала на рога его отца. Он так ясно это видел, что просыпался в холодном поту и в слезах, а если был выходной день и отец был дома, то Алёша бежал к нему и успокаивался только тогда, когда видел его живым и невредимым.

Это, наверное, весь негатив, присутствующий в таком райском по сравнению с унылой городской режимной жизнью, месте. Всё остальное – это только положительные воспоминания.

…Алёша с раннего детства был очень любознательным и внимательным. Примечал всё вокруг, особенно его почему-то безудержно как магнитом тянуло ко всему запретному. В то время была такая, порицаемая советской общественностью, группа молодежи, которая вела праздный образ жизни, не хотела учиться, не хотела работать, а хотела только жить в своё удовольствие и всё. Подобные группы возникали в каждом городском дворе и чуть позже даже в каждой деревне. Хоть взрослые их и называли с каким-то отвращением, пренебрежением и с плохо скрываемой опаской «шпаной», но для мелкой детворы это были настоящие герои нашего времени, эталоны для подражания. Деревенская шпана, мало чем отличалась от городской. Она слушала очень громкую, свою особую, как правило, иностранную музыку и песни, в основном, на английском языке. Под эту музыку шпана танцевала и веселилась, причём, когда хотела и где хотела, не обращая никакого внимания на время суток и окружающих. Танцы представляли собой какие-то таинственные, агрессивные, даже воинственные на первый взгляд, телодвижения. Молодые люди именуемые обществом шпаной, пили пиво, а иногда и креплёное вино прямо из горла, обязательно курили и водили с собой, таких же как и они на вид, лохматых девчонок, с которыми так в обнимку они всегда и ходили как-бы назло всему обществу и особенно, зло косившимся на них, пожилым бабушкам. Одна единица такого общественного объединения мужского рода именовалась: «чувак», «пацан», «старичок», а женского рода, соответственно: «чувиха», «пацанка», «старушка» или между самими парнями – «телка». Они не стриглись вообще никогда и носили длинные волосы, ориентируясь в прическах и одежде на фотографии иностранных рок-звёзд того времени. Чем длиннее были волосы, тем больше уважения в своём шпанском коллективе чувак к себе вызывал. В то время деревенская шпана одевалась более свободно, чем городская и носила пестрые цветастые рубашки. И носила их определённым образом, не застёгивая ни на одну пуговицу, и завязывая концы рубашек внизу, чуть выше пупка, на узел. Десятилетний Алёша быстро перенял эту, сразу понравившуюся ему моду и тут же распространил её среди деревенских малолеток, за что был преследуем и гоним своими бабушками. Бабушки, присматривающие за ним, были в курсе: кто носит рубашки таким образом и что это за мода такая, так как постоянно читали советские газеты. Они сами очень опасались шпаны и ещё больше они опасались её пагубного влияния на маленького Алёшу, которого в результате так и не смогли от этого влияния уберечь.

Несмотря ни на что, деревенские годы были для Алёши прекрасны и незабываемы. Время свободы блуждания и шатания где хочется, сколько хочется, когда хочется и с кем хочется. Всё деревенское детство Алёша впоследствии вспоминал с каким-то нежным трепетом, добротой и любовью. Хорошо помнил он своё деревенское детство, наверное, потому, что это были те дни, часы и минуты настоящего детского счастья, которые мы в пылу обыденной жизни сразу и не замечаем. Зачастую мы осознаём их настоящую ценность лишь потом, спустя уже многие, многие годы, став уже совсем взрослыми людьми.

3.ГОРОДСКОЕ ДЕТСТВО

Мальчик Алёша был поздним ребёнком и, наверное, из-за этого не отличался безупречным здоровьем, он часто простужался и много болел, видимо, ещё и от того, что бабушки старались его всегда потеплее укутать и почти совсем не закаляли. В самом раннем детстве ему сделали операцию на аденоиды, после чего маленькому мальчику прописали какие-то ужаснейшие процедуры по прижиганию чего-то в горле какими-то белыми дымящимися стержнями, которые он с ужасом вспоминал потом всю уже взрослую жизнь. Периодически, примерно раз в неделю мама возила его, полуживого только от предчувствия этой изощрённой пытки, в какую-то специальную больницу. Переживая всю дорогу от приближения экзекуции и потом уже в процессе всю нестерпимую боль, от которой слёзы лились градом, как-то сами собой, Алёша всё это время думал о «наших», о партизанах, которые давным-давно в Отечественную войну попадали в плен к гестаповцам и те пытали их, выведывая военные секреты Красной Армии. Он был уверен, что в то время гестаповцы просто не додумались до такой изощрённой пытки, которою применяли к нему, иначе бы фашисты только бы эту пытку и использовали.

Кроме того, Алеша с самого раннего детства очень мучился с зубами. Он ненавидел стоматолога с его адской дрелью и относил его также к гестаповцам, как и относил большинство врачей, а позже так и вообще всех людей в белых халатах. Тогда, в ещё самом младшем детсадовском возрасте, Алёша был постоянным пациентом стоматолога и находился в полном отчаянии от того, что эта регулярная пытка на зубах может вообще никогда не закончиться и останется с ним на всю его оставшуюся жизнь…

Но случилось чудо – примерно в шестилетнем возрасте вдруг все проблемы с зубами как-то резко закончились. В дальнейшем, в школе, при периодическом плановом осмотре у стоматолога, уже больше ничего никогда не сверлили, а только иногда ставили пломбы, которые вскоре вылетали. Пломбы снова ставили, а они снова вылетали, зато это было уже совершенно безболезненно. Алёша в конце концов, учась уже в школе, просто забыл, что у него вообще есть зубы.

Кормили Алёшу с раннего детства как на убой, что мама, что бабушки. Вес в скором времени намного перевалил за норму. Ожиревшего мальчика стали водить к эндокринологу и у него обнаружили проблемы с сердцем, то ли от избыточного веса, то ли они были наследственными, так он и не понял. Сам же Алёша не испытывал никаких неудобств по поводу обнаруженных проблем с сердцем, по сравнению с очевидным ожирением, здорово мешающим ему и в пацанской жизни и в общественной-социалистической. Алёша совершенно не подходил социалистическому обществу, тем более будущему – коммунистическому, он с детства не любил работать, не любил прилагать вообще хоть какие-нибудь усилия и делать много лишних и ненужных, как ему казалось, телодвижений. С раннего детства он любил: рисовать – мог рисовать обычным карандашом часами; сочинять всякие истории и их рассказывать сверстникам или бабушкам; играть в разные настольные игры, особенно в карты и шахматы; любил стрелять в тире из пневмонического ружья – «духовушки»; ловить рыбу он мог часами напролёт. Также Алёша любил смотреть кинофильмы и мультфильмы в кино, в меньшей степени по черно-белому телевизору. Все эти занятия предполагали минимум телодвижений. От малоподвижного образа жизни ожирение только прогрессировало. Из-за своего избыточного веса и далеко неспортивного внешнего вида, Алёша сильно комплексовал в компаниях сверстников, когда те соревновались в каких-нибудь физических упражнениях, недоступных толстым: на турнике, на канате, на кольцах, на брусьях и тому подобном. Он любил футбол, но в игре из-за его нерасторопности, тяжёлого и неловкого бега, Алёшу ставили в лучшем случае в защиту, а чаще всего на ворота.

Несмотря на лишний вес, всё же реакция у толстого Алёши была уникальная. Если он бил кого-нибудь, тот не только не успевал отбить удар и отклониться в сторону, но даже глазом моргнуть не успевал. К сожалению этот талант в мальчишеской драке приносил ему мало пользы, поскольку сам удар у Алёши ещё не был поставлен как положено. Показать и поставить было некому, а спрашивать боксёров было неудобно. Могли подумать, что он до сих пор не умеет драться. Что касалось борьбы, Алёша считал, что он познал от старшего брата Лёни всё, что ему было необходимо знать. Все приёмы брат демонстрировал прямо на нём и уже в полную силу. Если же ученик – младший брат, что-нибудь не успевал запомнить, то Лёня, не без удовольствия, повторял приём ещё и ещё раз до полного закрепления пройденного материала в сознании младшего брата. Лёне же различные приёмы и удары демонстрировал его отец – старший офицер внутренней службы. Любовь к боевым искусствам с самого раннего детства объединяла двоюродных братьев и встретившись, они как и раньше первым делом сразу отходили в сторону и искали место для спарринга. На брате Лёня отрабатывал и доводил до совершенства выведанные у отца приёмы рукопашного боя, те болевые приёмы, которые не преподавались ни в одной секции. Алёша со своей стороны никогда не жаловался, а наоборот терпел боль до последнего и всегда прилагал максимум усилий стараясь всё-таки победить своего старшего брата. Он серьёзно изучал все показанные Лёней приёмы и таким образом постепенно развивал свою собственную технику боя, создавая свой особый смешанный стиль: борьба всех видов, плюс уличная драка, плюс бокс – всё в одну кучу.

Но вот с боксом полной ясности у Алёши ещё так и не было. В секцию же бокса или борьбы был вход только четверочникам, отличникам, упакованным – деткам богатых родителей и «блатным» – чьим-нибудь родственникам из власти предержащих. Как раз тем, кого этот бокс и борьба не очень-то и интересовали.

Алёша везде: и в жизни, и в кино старался запоминать разные удары и приёмы. Что-то подглядел в фильме, что-то в уличных драках, что-то у ребят, занимающихся боксом или борьбой, так и создавался его личный стиль, система самообороны и нападения – уличный бой практически совсем без правил, сокращенно он называл его «убой». Настоящим прикладным боевым искусством, на которое не жалко было тратить время, Алёша считал только драку на улице совершенно незнакомых парней без судей и вообще без тех, кто бы мог вовремя разнять дерущихся в случае чего. Он был уверен, что достоин уважения только такой бой: бой до конца, может быть даже до смерти, только он имеет практическое значение, только к нему стоит готовиться. А там уже жизнь покажет, будет настоящий бой или нет, но готовым к нему надо быть всегда. После регулярных практических занятий со старшим братом, он слыл среди сверстников хорошим борцом и неплохим боксёром. Единственно, что ему никак не давалось, это ударить другого человека в лицо, как бы зол он на него не был. При чём сколько он не смотрел бокс по телевизору, на практике у него не поднималась рука чтобы ударить кого-нибудь прямо в лицо. Это был тот барьер, который мешал его продвижению по мальчишеской дворовой и школьной иерархической лестнице. Также мешала природная жалость, сострадание и доброта ко всему живому, с ранних лет привитая ему мамой и бабушками. В душе настоящего уличного пацана не должно быть места этим совершенно бесполезным для него, как он считал, «бабским» качествам. Настоящий пацан должен быть обязательно смелым, злым, жестоким и непримиримым к врагам. В школе и на улице в фаворе был тот, кто мог не задумываясь ударить своего оппонента прямо в лицо и не важно за что, пусть даже не за что, так для профилактики. Это было эффектно и ценилось среди ребят больше, чем знание какого-нибудь приёма борьбы или даже наличие спортивного разряда, например, по боксу.

Средняя школа, в которой учился Алёша, номер 656, именуемая в народе как «ШПШ», что переводилось как – школа подрастающей шпаны, пользовалась самой дурной репутацией среди прочих школ Тимирязевского района столицы. В школе царили «законы джунглей» и правила свободной любви среди учеников начиная с самого юного возраста. Девчонки освобождали себя от общепринятых моральных канонов, начиная где-то с тринадцатилетнего возраста. Они гуляли с пацанами намного старше себя и не просто гуляли. Начав раннюю половую жизнь, семиклассницы чувствовали себя уже взрослыми и крутыми тётями, их уважали и боялись не только сверстники и более старшие школьники, но даже и взрослые. Про них говорили: «А ты знаешь с кем она ходит?! О-о-о!» Бывали случаи когда в седьмом классе девчонки уже рожали и выходили замуж.

Многие ученики школы, ещё не доучившись до первого выпуска – окончание восьмого класса, уходили в спецшколу, на зону-«малолетку» и дальше уже на взрослую, за тяжкие и довольно дикие и жуткие для того времени насильственные преступления в отношение, зачастую, такого же мальчика, только на пару-тройку лет младше себя. В школе и вокруг неё издевательство старших над младшими или слабыми было привычным явлением и в крайнем своём пике могло доходить и до этого. Просто сделать из слабого прислугу – «шестёрку», это вообще было в порядке вещей. Самые крутые школьные пацаны – «основные», как они себя называли, были абсолютно раскомплексованные и раскрепощённые ребята, зачастую из пьющих семей и уже с ранними психическими отклонениями. Начиная, приблизительно, с третьего класса, такие ребята уже курили и не отказывались, когда старшеклассники, чтобы поприкалываться над детишками, наливали им под сигарету ещё и стакан портвейна. Такие – «основные» парни учились или кое-как или вообще никак, посещая школу в основном для того, чтобы собрать дань и отобрать карманные деньги у младших школьников. Когда «основные» подрастали и становились, что называется, уже здоровыми лбами, они уже стояли на учёте в детской комнате милиции за стабильный «неуд» (неудовлетворительную оценку) по поведению в школе, разбитое стекло, мелкое хищение или какую-нибудь драку. Будучи двоечниками, они оставались на второй и третий год в одном и том же классе, и держали в страхе всех учащихся и даже большинство учителей женского пола. Переростки-второгодники избивали, унижали и обирали не только своих одноклассников, но и старшеклассников, которые были их ровесниками или моложе их по возрасту. Любая встреча с «основными», в школе или вне школы, начиналась с обязательного окрика: «Стоять!» Дальше следовал удар несчастному, попавшемуся «основному» на пути, прямо в лицо. Парню предъявляли, что он не сразу остановился или не так поглядел на «основного» – «борзо». Независимо от силы, удар в лицо был крайне эффектен и производил нужное впечатление на жертву, а заодно и на присутствующих. Обычно такой «наезд» происходил в школе на перемене, обязательно на глазах у других учащихся, но мог происходить и в любом другом месте при встрече, например, на улице. Но всё же главной целью было устрашение всех остальных, поэтому «основные» предпочитали места с большим количеством зрителей. Слишком очевидного повода было не нужно. Достаточно было спросить у встреченной потенциальной жертвы закурить или какую-нибудь мелочь типа десяти – двадцати копеек. Больше двадцати копеек никто никогда не спрашивал. Дело в том, что среди шпаны ходила байка, что за двадцать копеек никогда не посадят, а вот если спрашивать больше, тогда могут. Били и обирали «основные» всех подряд, кто не имел хорошей «крыши» в виде старшего брата, соседа или знакомого в старших классах. Били, чтобы указать жертве на её место под солнцем и в целях воспитания в ней постоянного страха перед «основными». Жертве, в очень жестком силовом виде, объясняли, как она должна себя вести перед крутыми – «основными» пацанами, что стоять перед ними следует смирно, руки держать по швам и молчать, чтобы не происходило. Всё, что позволялось жертве, это жалобно негромко просить о пощаде. Любое другое поведение жертвы «основной» расценивал как «борзость», то есть высшую степень наглости и неуважения к старшим товарищам. Такое поведение немедленно наказывалось уже более сильными ударами и уже не только руками. Продолжительность экзекуции зависела от настроения «основного» пацана или пацанов, его сопровождающих, так как по одному они почти никогда не ходили. Избиение, как ответ на «борзость», могло продолжаться до крови или до падения жертвы. Младшие классы, присутствующие в школе, на школьном дворе или рядом со школой на переменах или после уроков, подобными сценами подготавливались к будущей настоящей школьной жизни. Малыши наглядно день за днём знакомились с жёсткими традициями школы подрастающей шпаны. Младшие школьники быстро начинали понимать, чтобы над ними не издевались, не избивали и не унижали на глазах у одноклассников, надо смириться, закусить губу и регулярно выплачивать дань старшим из той мелочи, которая ежедневно выдавалась родителями на завтраки и карманные расходы. Алёша по натуре не был жадным, но тут дело касалось принципов: ни копейки врагу. Он прятал имеющуюся мелочь как можно дальше, например в носок или обувь. Пусть бьют, думал Алёша, всё равно ничего не получат. И били, чувствуя, что мелкий пацан водит их за нос, но, тем не менее, чаще всего уходили ни с чем.

По школьным традициям младшие должны были всячески угождать старшим – таков был закон школьных «джунглей». Чтобы прекратить поборы старших с младших родители некоторых классов на родительских собраниях как-то пробовали сдавать деньги на обеды и завтраки напрямую администрации школы через родительский комитет. Тогда, некоторые нерасторопные, слабые и забитые ученики оставались вообще голодными, так как прямо перед ними их столы опустошались хулиганами и двоечниками, почти у них же на глазах. Школьники же, не проплачивающие дань старшим «товарищам», приходили из школы почти каждый день с фингалами, разбитыми носами и в слезах.

Регулярная физическая и психологическая обработка, и сбор дани старшими у младших, происходили скрытно только от взрослых: родителей, учителей и в особенности от физруков. Оба физрука были бывшими спортсменами и были не прочь потренировать удар и лишний раз врезать кому-нибудь из распоясавшихся старшеклассников. Один был бывший тяжелоатлет и представлял собой, особенно в глазах детей просто ходячую гору из мяса и жира. Ученики между собой его звали по имени – Михаил, но произносили его имя с каким-то смиренным и трепетным уважением. «Основные», хоть раз испытав на себе его тяжёлую руку, держались от него подальше. Второго физрука ученики звали между собой также по имени – Валентин, он был бывший лыжник и совсем ни Геракл на вид, по сравнению с Михаилом, но зато больше него любил почесать руки и отработать пару – тройку боксёрских ударов, тем более что груш и тренировочных мешков в виде довольно крепких уже старшеклассников вокруг было предостаточно. Таким образом, но только в пределах территории школы, на школьных дискотеках, в общем в пределах своей видимости, физруки хоть немного, но сдерживали разгул хулиганства, мелких грабежей и насилия, хотя и в довольно узких – школьных границах.

Вокруг школы уже была неподвластная физрукам территория. За стенами школы малолетние правонарушители контролировались только инспекторами детских комнат милиции, которых было крайне не достаточно, к тому же, все они были женщинами и в глубине души тоже опасались распоясавшихся молодых парней, собирающихся в группы. Работа детской комнаты милиции порой заключалась лишь в постановке на учёт, так называемых «трудных» подростков, имеющих стабильный «неуд» по поведению, замеченных в хулиганских выходках или иных правонарушениях. Чаще всего этим и ограничивалась работа инспекторов с подопечными подростками. Детвора, попавшая на учёт в детскую комнату милиции, так там и стояла до получения уже реального срока или призыва в Советскую армию.

Систематические избиения старшими школьниками младших, унижение их человеческого достоинства и издевательство ничем вообще не наказывались и чаще всего даже нигде не всплывали. Такие дикие школьные традиции, чаще всего, вообще не привлекали внимание общественности, если конечно никто из пострадавших не жаловался. Пожаловаться взрослым – считалось самым позорным в школьной среде, особенно в кругу парней. Жалобщиков, ещё с младших классов, называли: «ябедами-говядинами», «стукачами», доносчиками и «карали»: всеобщим бойкотом, вечным презрением среди пацанов и «темной», когда ябедника неожиданно накрывали какой-нибудь широкой материей с головой и били всем коллективом со всех сторон.

Алёшу, как и большую часть детворы, в то время влекло всё запретное и противозаконное, он завидовал всем старшим и «основным» ребятам, их свободной жизни, тому, что их уважают сверстники и даже старшие ребята, уже давно закончившие школу. Даже взрослые старались с ними не связываться и обходили их стороной. Для того чтобы стать таким – «основным», надо было отбросить все предрассудки, моральные принципы, страхи и сомнения, наплевать на всё своё будущее с высокой колокольни, окончательно «оборзеть», что означало крайне обнаглеть и начать дубасить младшие классы и даже своих ровесников, что называется по-настоящему и совсем неважно за что. На вопрос пострадавшего: «За что?», следовал ответ «оборзевшего»: «Было бы за что, вообще убил бы!» А вот как раз главное, с чего нужно было начинать – бить в лицо по любому поводу, у Алёши никак и не получалось. Но совсем он всё-таки не отказался от навязчивой идеи подняться когда-нибудь до уровня «основного», ведь об этом мечтали все пацаны в школе, за исключением наверное только редчайшего вида учащихся – ботаников-отличников, которых в школе можно было пересчитать по пальцам на одной руке. Они как правило откупались за своё спокойствие.

Несмотря на всю свою природную лень и нелюбовь к лишним телодвижениям, Алёшу всё-таки привлекали такие активные занятия, как: футбол, волейбол и настольный теннис. Хоккей в меньшей степени, так как в хоккей лучше играл тот, кто умел кататься на коньках. А коньки освоить ему так никак и не удавалось, наверное всё из-за того же избыточного веса и в конце концов он вовсе забросил это занятие. И вообще, к чему долго учиться, прилагать много усилий и терпения, рассуждал Алёша, когда хочется сразу всего и прямо сейчас, не когда-то – через год, два или даже пять, а сейчас, ну в крайнем случае завтра. На вложение времени, терпения и сил он был не согласен и следовательно продолжал расти толстым, неспортивным и ленивым, словно экономя свои силы для чего-то очень важного в будущем. Интуитивно он ощущал, что там – впереди, в жизни, его ждёт головокружительный успех, надо только его дождаться.

С пятого класса в Алёшин класс добавили двоих пареньков: Сашу Громова и Никиту Чернова. Их сразу окрестили: одного – «Гром», по фамилии, другого – «Никита», по имени. Никита Чернов первым делом, по какому-то великому блату, поступил в секцию дзюдо, куда никто из пацанов алёшиного класса так и не смог записаться из-за наличия большого количества троек в дневниках. Никита был лёгким на подъём, спортивным, а по внутренним характеристикам: пронырливым, вертким и хватким. На него сразу обратили внимания даже взрослые из-за присутствия в нём какой-то совсем не детской ушлости. Алёшина мама называла его «хитряй-митряй». Это был коренастый светло-русый кучерявый невысокого роста деревенский паренёк. Он быстро закрепился в новом коллективе за счёт физических данных и умения драться, но у него отсутствовали лидерские качества и умение сплотить вокруг себя коллектив. Обычно он гулял и дружил с кем-то одним, каким-нибудь авторитетным пацаном, его как-то на большее не хватало. Никита старался выбирать себе друзей не просто так, а обязательно с какой-нибудь выгодой для себя. Первым делом, Никита конечно же объединился с Громом, так как они вроде как изначально оказались товарищами по несчастью, попавшими в новый коллектив, в котором все уже друг друга знали четыре года. Никита с Громом просто не могли не объединиться на этой почве, несмотря на явную разность интеллекта, воспитания и интересов.

На страницу:
3 из 7