bannerbanner
Краткая история Великого княжества Литовского и род Домановичей
Краткая история Великого княжества Литовского и род Домановичей

Полная версия

Краткая история Великого княжества Литовского и род Домановичей

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 8

В 991 году от князя Владимира прибыл в Новгород епископ Иаким. Здесь по его приказу были разорёны требища, сокрушёны идолы, посекли, то есть низвергли, Перуна и бросили его в реку Волхов. Однако при всех усилиях, при Владимире христианство распространилось только в городах. В непроходимых лесах и болотах язычество продолжало существовать ещё долгое время. Значительная часть как росов, так и славян жила в сёлах и отдельных посёлках, в которых, конечно, не было храмов и жрецов. То есть в местах глухих, где господствовал во всей силе родовой быт, преимущественное значение имел культ предков.

К концу X века великий князь киевский Владимир, просветив светом Христова учения соседних с Киевской Русью ятвягов и местные племена дреговичей, основал недалеко от древнего городища на Пинщине монастырь, носивший в разное время по нескольку разных названий, среди которых постоянным было имя Лещинский.

Вопреки всеобщим ожиданиям христиан Европы, в 1000-м году от Рождества Христова конец света не наступил. Не случилось этого и в следующем году. Время шло, а трубный глас не раздавался, бояться, вроде бы, оказалось нечего. Из-за этого христианство того времени переживало острый кризис. В начале XI веке вся Западная Европа сотрясалась от буйства и воинственности своего населения, которое было обмануто в ожидании Страшного Суда. Из-за возникшего брожения умов прихожан стала актуальной выработка новой идеологии.

* * *

В 1005 году в Турове великим киевским князем Владимиром Святым была учреждена своя епископия, границы которой простирались далеко на запад и захватывали небольшую часть более поздней Волыни. К Туровской епископии был отнесён ряд городов, среди которых числился и Пинск.

Распространение христианства в Восточной Европе не было слишком быстрым и лёгким для его приверженцев. Язычники не стремились отказываться от своей веры и принимать новую, тем более на неизвестном языке. Даже знатные семьи на Руси редко имели переводчиков с греческого или латыни, не говоря уж о том, чтобы самим понимать их. А простой народ вообще не понимал ни греков, ни латинян. Кроме того, христиане требовали отречения от древних языческих богов, что вызывало наибольшее сопротивление. Давние идеологические и финансовые разногласия Рима и Константинополя привели в 1054 году к окончательному расколу христианской церкви на католическую и православную ветви. Раскол вовсе не способствовал распространению христианства. Тем не менее, в Восточной Европе благодаря стараниям могущественных князей, самоотверженных проповедников, просветителей и книжников, талантливых мастеров и иконописцев, христианство постепенно утверждалось и одерживало верх над язычеством.

Средневековье считается временем окончательного торжества христианства, но на самом деле это было не совсем так. Традиции язычества присутствовали у всех европейских народов даже после их христианизации, а на востоке Европы язычество сохранялось вплоть до самого конца Средних веков. В это сказочное время рядом с людьми обитали маги и волшебники, великаны и чудовища, лесные, речные и прочие духи, русалки, эльфы и гномы. Западноевропейские рыцари отправлялись не только в Крестовые походы, но и на бой с драконами и гигантами, которые обижали прекрасных дам. Крестьяне старались жить в ладу с таинственными соседями – неведомым маленьким народцем, живущем в любом малодоступном месте. На востоке Европы происходило то же самое, но со своей местной окраской.

Славяно-сарматские злые старухи – ведьмы – в основном портили жизнь местному населению путём вредительства: отбирали молоко у коров, шерсть у овец, яйца у домашней птицы и сало у свиней. Но иногда ведьмы воздействовали и прямо на человека. В лесах жили лешие, в реках и озёрах – водяные с русалками. Ничего хорошего не сулила людям встреча с упырями. Вера в волкулаков, в которых верили ещё несколько столетий назад невры, была распространена во всей Европе. В «Слове о полку Игоревом» упоминается, что полоцкий князь Всеслав, получивший прозвание Чародей, был волкулаком. Считалось, что волкулаки могут быть урождёнными и обращёнными. Урождённые – это те, которые родились в полнолуние. Если беременная женщина неожиданно увидит волка, или съест мясо животного, которого задрал волк, то у неё должен был родиться волкулак.

Обращённые волкулаки становятся такими через колдовство ведьм и ворожей. Когда человек забудет о Боге и свяжется с нечистой силой, ведьма выводит его на гору, проводит колдовской обряд, человек обрастает волосом и становится волкулаком. Обращённые волкулаки – это существа, испытывающие больше страданий, чем урождённые. Они живут в берлогах, бегают в лесах, однако сохраняют человеческое самосознание.

Вернуться в человеческое обличье обращённые волкулаки могли только через несколько лет. Урождённые же волкулаки всю жизнь проводили в семье как обычные люди, а ночью, превратившись в волка, убивали домашний скот. Главной приметой волкулака являлась шерсть на теле. Волкулак в человеческом образе имеет понурый облик, большие брови, сросшиеся на переносице, и красные глаза, по которым его и можно опознать.

Но кроме язычников и христиан с языческими убеждениями, рядом с ними в Восточной Европе соседствовал народ, исповедовавший веру иудейскую. С ними проблем у местного населения было также немало и со временем эти проблемы всё более обострялись. Въезд евреев в соседние польские земли стал заметен с XI века; князья, а затем короли Польши брали под своё покровительство «всяких деятельных предприимчивых выходцев» из Западной Европы, которые оказывались, как правило, евреями.

* * *

После смерти в 1132 году великого киевского князя Мстислава Великого Киевская Русь стала быстро распадаться на отдельные земли. Первым, уже в год смерти Мстислава, отделился Полоцк, в 1135 – Новгород. Ещё через 23 года дошла очередь и до Турова. В сфере внимания летописца в этот трагичный период истории Туровского княжества оказался и Пинск. В середине этого века из исторических источников исчезло название «дреговичи», а по чисто территориальному признаку в обиход вошли такие именования, как «туровцы» и «пиняне». Видимо, туровцам надоела постоянная смена временных князей, приезжавших в Туров со своими дружинами и дворами, которые заботились в первую очередь о своих личных временных интересах. В 1158 году туровцы провозгласили своим князем Юрия Ярославича – представителя династии Изяславичей (Юрий был внуком Святополка Изяславича).

Ипатьевские летописи под 1159 годом сообщают о том, что минский князь Володар Глебович «ходяше под литвою в лесех».

По сложившейся военной традиции походы всё время совершались зимой, когда к войску могли присоединиться добровольцы, свободные от сельских работ и когда была возможность в качестве военной добычи разграбить то, что противник и его крестьяне заготовили у себя на зимнее время. В морозы можно было использовать многочисленные реки и речушки Пинского Полесья как дороги для конных и пеших отрядов, опасные болота промерзали и также становились удобными местами даже для стоянок войск. И, в довершение всего, леса переставали быть убежищем для ищущих спасения местных жителей, которых кочевники могли в большом числе брать в плен для последующей продажи в качестве рабов.

Именно в такое удобное для себя время киевский князь Изяслав Давыдович и направил в Туровское княжество карательную экспедицию из семи князей и союзных киевскому князю конных черкасов-берендеев (будущих казаков-черкасов), дислоцировавшихся в Поросье под Киевом. Новоизбранный туровский князь Юрий Ярославич успешно выдержал беспримерную по длительности для того времени 10-недельную осаду своего стольного города Турова киевскими, смоленскими, галицкими и луцкими войсками. Столь долгая оборона могла быть успешной только при очень активном и самоотверженном участии в ней всего населения, готового на тяготы осады и ожесточённый характер боевых действий во имя общей цели. Этой целью было желание восстановить на туровском престоле постоянного наследственного князя.

Одновременно с походом к Турову чёрные клобуки-берендеи были посланы на Пинск. Их задачей было, если не сумеют взять город, то хоть не дать пинянам возможности оказать военную помощь Турову. Пинск отразил набег черкасов, но задача берендеев была достигнута – Пинск не смог помочь Турову.

В 1160 году новый киевский князь Мстислав Изяславич повторил поход на Туров. Это снова был коалиционный поход пяти князей. Три недели зимой они осаждали Туров, но так и не смогли его взять и вернулись восвояси.

Успешное сопротивление пинян и туровцев дало начало самостоятельному Туровскому удельному княжеству. В 1162 году новый киевский князь Ростислав Мстиславич заключил с Юрием мир, признав его права на туровский «стол».

Киевская Русь разделилась на 12 земель-княжеств, каждое из которых по отношению к иностранным государствам выступало в качестве правопреемницы бывшей Руси. В Ипатьевских летописях под 1162 годом говорится, что минский князь Володар Глебович выступил на своего противника «с литьвою».

Насколько сильно упало в это время значение Киева как столицы единого государства Руси, можно судить по отказу суздальского князя Андрея Боголюбского перебраться в завоёванный им в 1169 году город и вступить в звание великого князя. Он предпочёл отдать Киев младшему брату и остался в своих прежних владениях в глубине лесов.

С разрастанием княжеских родов крупные «земли» стали дробиться на ещё более мелкие единицы. В первом же поколении потомков туровского князя Юрия Ярославича происходит раздел прежде единого обширного Туровского княжества. Время его раздела точно не известно. Но уже в 1174 году летописец называет отдельно князей туровских и пинских. В этом году существовали выделившиеся из общего понятия Туровской земли три отдельных княжества – Туровское, Пинское и Дубровицкое. Князем в Турове был Святополк, князем в Пинске – Ярослав, князем в Дубровице – Глеб. Все они были между собой кровные братья, сыновья Юрия Ярославича, отстоявшего независимость Туровского княжества от Киева. С этого года началась история собственно Пинского княжества, пока, правда, формально всё ещё входившего в состав Туровского.

Во время Крестовых походов в Палестину многие христиане умирали от ран и чужого непривычного климата. В Иерусалиме неизвестным выходцем из Германии была построена каплица во имя святой Девы Марии, где он и его жена стали оказывать медицинскую помощь своим землякам. Доброе дело собирало вокруг себя людей. Калеки ухаживали за больными, способные носить оружие защищали госпиталь. На основе этого тевтонского госпиталя святой Девы Марии образовался Тевтонский военно-монашеский орден, устав которого в конце XII века был утверждён папой римским.

От других духовно-рыцарских орденов тевтоны отличались очень строгими требованиями их устава. Рыцари обязаны были жить вместе, спать только на твёрдых ложах, есть скудную пищу за общей трапезой, не могли без разрешения покидать казарму, писать и получать письма, не могли иметь частную собственность и общаться с женщинами. Желающих вступить в Тевтонский орден встречали словами: «Жестоко ошибаешься, если думаешь жить у нас спокойно и весело; наш устав – когда хочешь есть, то должен поститься; когда хочешь спать, должен бодрствовать, когда хочешь бодрствовать, должен спать. Для Ордена ты должен отречься от отца, от матери, от брата и сестры, и в награду за это Орден даст тебе хлеб, воду да рубище». К тому же в Орден принимали только немцев, и только из древних рыцарских родов. Братьям ордена запрещались любые развлечения, включая любимое занятие рыцарства того времени – охоту. Далеко не каждый стремился к такому аскетизму, который дополнялся обязанностью ухода за больными и битвами с врагами веры. Но в дальнейшем Тевтонский орден на столетия стал серьёзной проблемой Для Восточной Европы.

Епископ туровский Кирилл, живший примерно в 1130—1182 годах, славился красноречием и использовал в своих произведениях сюжеты из византийской и древнееврейской литературы. Его проповеди строились по канонам классических византийских произведений. Важное значение имели и паломничества верующих в Константинополь и Палестину ко гробу Господню. В это время большую значимость приобрело Пинское княжество, поскольку Пинск был в большей мере сориентирован на контакты со странами Центральной и Западной Европы и не столь сильно, как Туров, зависел от пути «из варяг в греки», всё больше приходившего в упадок. В XII веке христианство на Пинщине было достаточно распространённым. Наиболее древней церковью в Пинске была Свято-Феодоровская, построенная в честь небесного покровителя Пинска святого мученика Феодора Тирона. Первая приходская церковь появилась недалеко от Пинска в селе Купятичи благодаря следующему событию. По преданию, 15 ноября 1182 года 6-летняя девочка Анна нашла чудесным образом явленную чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Девочка трижды приносила икону, названную по имени села «Купятицкой», к себе домой. Однако каждый раз икона необъяснимым образом оказывалась на том же месте, где Анна её нашла, излучая при этом необычно яркий свет. С той поры потянулись в Купятичи больные и немощные люди за исцелением. И многие получили его. Впоследствии на этом месте был построен монастырь.

Около 1186 года к молодому полоцкому князю Володше вместе с купцами из германского города Бремена прибыли с миссией латинские монахи. Они просили разрешения проповедовать слово Божье среди язычников из племён ливов – подданных князя, живущих в низовьях реки Двины. Князь Володша не почувствовал в словах смиренных монахов наличие у них плана, угрожающего безопасности своего государства. Благосклонность к латинским монахам была продиктована торговыми интересами. Полоцким купцам были выгодны таможенные льготы, предоставляемые торговыми германскими городами Бременом и Любеком. Монахи не только получили разрешение, но и богатые подарки.

На левом берегу устья Двины и в других местах началось строительство западными рыцарями замков. Цель этого строительства рыцари объясняли ливам необходимостью их же защиты от Полоцка, а полоцкому князю – защитой от восстаний ливов. Кроме того, крестоносцы теснили конкурентов полочан – новгородцев. Поэтому князь смотрел на строительство замков «сквозь пальцы». Монашеский приход в устье Двины постепенно расширился и превратился в епископство. Во главе рыцарей-крестоносцев был уже не скромный монах, а ставший к тому времени епископом Мейнард. Немцы не только проповедовали христианство среди язычников, но и собирали с них налоги для Полоцка. Немцы не считали язычников за людей и без всяких церемоний пускали в ход мечи. То, что это мотивировалось необходимостью сбора дани для Полоцка, формировало негативное отношение населения нижнего Подвинья к князю Володше.

В 1190 году киевский князь Рюрик Ростиславич решил помочь своим родственникам – пинским князьям – в борьбе с Литвой, которая была недалеко от Пинской земли, за её болотами. Рюрик собрался в поход, но не смог дойти туда, так как потеплело и снег растаял, а в этом болотистом краю только и можно было воевать в сильные холода.

Старый епископ Рижского епископства Мейнард умер, а новый – Бертольд – к полоцкому князю, вассалом которого он считался, уже не поехал. К 1201 году основные замки, среди которых была Рига, оказались построены и перестали отправлять собираемую дань князю. Для обороны от Полоцка и ливов рижским епископом в 1202 году был учреждён рыцарский Орден Христа – Ливонский орден. По изображению меча на плащах, рыцарей стали называть меченосцами. Постепенно Ливонский орден поставил под контроль не только племена ливов, но и выход в Балтийское море.

Епископ Бертольд рьяно взялся за дело крещения язычников. Начались восстания ливов. Во время одной из битв напуганный конь Бертольда занёс хозяина в самую гущу противников. Смерть епископа на время охладила энтузиазм крестоносцев. Язычники стали возвращаться к старым обычаям: смывали в Двине христианское крещение, пускали по реке выкорчеванные кресты, ставили новых идолов.

Но Ливонский орден не собирался сдаваться. Папа римский благословил новую волну крестоносцев на переселение из Европы. Лучшие воины предпочитали направляться в Палестину, а в Восточную Европу соглашались ехать те, что были не столь религиозны и одухотворёны. Несмотря на их малочисленность, лучшие технические достижения Западной Европы были на стороне крестоносцев. Прибывавшие новые люди не считались не только с местным населением, но и с учредителями ордена – рижскими епископами.

Полоцкий князь Володша тоже не сидел сложа руки. Посыльные князя готовили среди ливов восстание против крестоносцев. Активно шли переговоры с Новгородом о создании коалиции. Однажды среди пленных рыцарей оказались специалисты-оружейники. Их заставили сделать для Володши пять метавших большие камни осадных машин.

В 1203 году у полочан всё было готово к походу. Однако новгородцы ещё надеялись, что меченосцы дальше берегов Двины не пойдут. Они вспомнили полочанам старую обиду – как полоцкий князь Всеслав Чародей снял колокола с новгородской Софии, и в поход не пошли. Володша без них взял несколько замков и на подступах к Риге, у крепости Гольм, решил испытать осадные машины. Напротив стены поставили все пять машин, а за ними в готовности к штурму войско. Если длину спусковой веревки сделать несколько короче критического значения, снаряд полетит вертикально вверх или даже назад. Пленные крестоносцы, обслуживавшие орудия, предварительно договорившись, так и сделали. Для неспециалиста определить на глаз, достаточно ли длины спусковой верёвки для нормальной стрельбы, достаточно сложно. Скорость снаряда на начальном участке размаха относительно небольшая, но для поражения незащищённой пехоты – вполне достаточная. Залп полетел в обратную сторону. Погибло пятнадцать полочан, но моральный эффект был гораздо больше. Пока княжеское войско было в растерянности, открылись ворота замка, и атака рыцарской конницы оказалась успешной. Сражение было проиграно. После поражения под Гольмом полочане были вынуждены прекратить поход на Ригу. Таким образом, в 1203 году меченосцы смогли удержать свои основные замки. Северные ворота торгового пути из «варяг в греки» оказались под контролем Ливонского ордена.

В XIII веке значительная часть Берестейских земель, граничивших с западной границей Пинщины, принадлежала галицко-волынским князьям. Эти земли клином врезались между Мазовией с запада и Чёрной Русью и Литвой – с востока и были слабо связаны с Волынью, отделённые от неё болотами и лесами по верхнему Струменю и Муховцу. Город Берестье имел определённую самостоятельность и развивался как торговый и ремесленный центр. Рядом проходили важные торговые и военно-стратегические пути, что обусловило строительство деревянного замка и укрепления для защиты караванов. За провоз товара тут брали пошлину.

В начале XIII века на прибужские земли и Берестье претендовали польские князья Конрад I Мазовецкий и Лешко Краковский. Они даже временно захватили их, но под давлением местного населения вынуждены были отступить. Вскоре частью этих территорий вместе с городом Дрогичиным завладели рыцари Добжинского ордена.

Образ рыцаря Христова, образ крестоносца – центральная фигура европейского христианства, соборности, который, оставаясь ещё долгое время идеальным образцом для потомков первых рыцарей-крестоносцев, со временем всё более отрывался от реальной жизни. Этот отрыв привёл к тому, что уже участников Четвёртого Крестового похода в Палестину для «освобождения гроба Господня» заинтересованные в подавлении экономического конкурента генуэзцы сумели направить на завоевание столицы восточных христиан. Целью генуэзцев, которую они хотели получить от нового похода – было поставить под контроль Константинополь, являвшийся южными воротами пути «из варяг в греки».

В начале XIII века в Византии произошёл государственный переворот. Брат императора Исаака Ангела захватил трон, ослепил бывшего императора, а его сына упрятал в темницу. Сам же провозгласил себя новым императором Византийской империи под именем Алексея II. В дальнейшем новый император смилостивился, и под честное слово, что отец с сыном не будут пытаться вернуть себе власть, отпустил их на свободу. Но бывший император с сыном Алексеем всё-таки решили нарушить вынужденно данную клятву и попытаться вернуть утраченное положение. Алексей Исаакович бежал из Византии на купеческом корабле, спрятавшись в бочке с двойным дном, и обратился за помощью к своему зятю – германскому императору Филиппу. Император решил поддержать своего родственника, но просил дать на это разрешение у римского папы. Папа ответил: «Не воюйте с Константинополем, но так как говорит Исаакович: „Весь град Константинов хочет, чтобы я царствовал“, то, посадив его на трон, отправляйтесь дальше в Иерусалим, на помощь; а если не примут его, то приведите его обратно ко мне, а зла не причиняйте земле греческой».

В том, что произошло дальше, целиком и полностью виноваты сами греки, втянувшие своих западных союзников в междоусобную борьбу. Подстрекаемые генуэзцами и думая лишь о золоте и серебре, которые им обещал за помощь Алексей Исаакович, крестоносцы проигнорировали предписание римского папы не причинять вреда восточным христианам.

Войска крестоносцев вместе с Алексеем Исааковичем, оказавшись 18 июня 1203 года под Константинополем, с четырёх сторон подожгли храмы. Алексей II без сопротивления вернул трон брату, а сам бежал на Русь к князю Роману Галицкому. Дальнейшие события говорят о том, что фактически в стране началась гражданская война. Народ, возмущённый сожжением города и разграблением монастырей, поднял восстание. Крестоносцы, узнав о беспорядках, творящихся за городскими стенами, потребовали вернуть им их союзника Алексея, однако константинопольские вельможи побоялись того, что мог сообщить о них крестоносцам Алексей и предпочли убить его, заявив рыцарям, что он «просто умер». Крестоносцы какое-то время были в растерянности: ни император, ни римский папа не могли одобрить того, что случилось в Константинополе. Вместо того, чтобы восстановить законную власть, навести в Византийской империи порядок и следовать дальше в Иерусалим, их помощь привела к смерти законных наследников византийского престола, к новой узурпации власти и к неопределённой ситуации в стране. В конце концов они решили: раз уж нет с нами Алексея, то лучше мы умрём на стенах Константинополя, чем уйдём от него с позором, оставив престол в руках его убийц. 12 апреля 1204 года крестоносцы пошли на штурм Константинополя. Город обороняли греки и наёмные воины-варяги. Вся знать во главе с патриархом и императором бежала из города, оставив его на разграбление. Крестоносцы потеряли при штурме… одного рыцаря! События, последовавшие за взятием огромного и сказочно богатого города, вошли в историю как «разграбление Константинополя в 1204 году». Папа римский в специальном послании обратился к крестоносцам со словами осуждения, но дело было сделано.

Крестоносцами была создана Восточная Латинская империя только на землях центральных областей бывшей Византии. Константинополь был объявлен столицей Восточной Латинской империи. Однако и Византийская империя не исчезла совсем. Константинополь был не только богатым городом, но и духовной столицей Восточной Европы. Его падение повлекло тяжелейший кризис восточного христианства (православия), выразившийся в многочисленных крещениях и перекрещиваниях восточноевропейских народов. Регион на длительное время стал центром нестабильности и неблагополучия.

В марте 1210 года в Палестине в битве с турками-сельджуками погибла большая часть рыцарей Тевтонского ордена, а его магистр был смертельно ранен. Рыцарям стало ясно, что ещё несколько битв – и все рыцари предстанут перед Всевышним. Новый магистр – Герман фон Зальца – сказал даже, что был бы рад потерять один глаз, чтобы взамен до конца жизни иметь под своим началом хоть десяток боеспособных рыцарей.

Однако, благодаря исключительным деловым качествам Германа фон Зальца, Тевтонский орден не только сохранился и вышел из кризиса, но и стал преуспевающим. Сплав религии, политики, рыцарских идеалов и коммерции обеспечил его жизнестойкость.

Не теряли время и прибалтийские рыцари-меченосцы. Подкупом и льготами они привлекли на свою сторону вождей местных племён. В 1215 году папа римский переименовал Ливонию в Землю Святой Девы Марии.

К полоцкому князю Володше пробирались посланцы эстов с просьбами вместе идти на Ригу. Начало похода было назначено на май 1216 года. Тщательная подготовка шла несколько месяцев. Наступать решено было по суше и по Двине. В день, назначенный началом похода, князь неожиданно умер. Скорее всего, он был отравлен. Меченосцы добились своего. Князь не жаловался на здоровье, поэтому никакого плана на этот случай не было предусмотрено. Воеводы разъехались, чтобы избрать нового князя и снова собраться в поход на Ригу.

А магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца постоянно стремился найти для Ордена запасную территорию в Европе на случай уже наметившегося провала Крестовых походов в Палестине. К тому же из-за своего строгого устава рыцари-тевтоны считали себя более достойными слугами Божьими и потому свысока смотрели на других рыцарей, которые сражения с неверными совмещали с мирскими удовольствиями. По этой причине между тевтонами и прочими крестоносцами часто возникали стычки и недоразумения.

На страницу:
3 из 8