bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 23

Йоги Рамаях проповедовал странное учение о том, что «душа смертна, а естественное состояние тела – это бессмертие». Услышав впервые подобные идеи, я с трудом мог поверить своим ушам, настолько необычно это звучало. О пути духовного самоисследования и божественной эволюции Йоги Рамаях говорил: «Душа смертна, потому что душа появилась из Бога. В конце духовной эволюции она вновь растворяется в Боге и прекращает своё отдельное бытие. На самом деле душа никогда не покидала Бога. По причине иллюзии душа временно воспринимает себя как нечто отдельное от своего Творца. Невежество – это восприятие себя отдельно от вечности».

Далее Йоги Рамаях говорил: «Просветление – это прекращение чувства отдельного существования. В просветлении душа растворяется в Боге, лучше сказать, душа осознает, что всегда была единой с Богом и даже, более того, является самим Богом. Это подобно тому, как маленькая отдельно существующая капля растворяется во Всемирном океане, осознав себя океаном». Объясняя, что такое просветление, Йоги Рамаях говорил также: «Бог – это абсолютное сознание каждого человека. Просветление – это прекращение самоидентификации себя как индивидуального сознания и пробуждение своей высшей реальности. Духовный путь подобен тому, как маленькое облако растворяется и становится бесконечным небом».

Говоря о взаимоотношении души и тела, Йоги Рамаях говорил: «Естественное состояние физического тела – это вечная молодость. Душа подобна капле, которая в момент просветления растворяется в океане абсолютного сознания Бога, а физическое тело является энергией, которая вечна».

«Космическая энергия вечна, она не сотворена, она бесконечна и бессмертна. Так как физическое тело – это энергия, естественное состояние физического тела – это бессмертие. Невозможно себе представить смерть энергии, ибо она вечна. Точно так же невозможно согласиться со смертью тела, потому что тело по сути – это энергия. Болезни, старение и смерть физического тела есть результат невежества. Физическое тело обладает потенциалом естественной молодости и вечного бытия. Вечный дух творит творчество жизни, находясь в вечном теле».

О процессе высшей самореализации Йоги Рамаях говорил: «Люди, привязанные к своему физическому телу, никогда не смогут обрести физическое бессмертие. Тот, кто ожидает жить физически вечно для того, чтобы услаждать свою плоть, никогда этого не достигнет».

«Тот, кто в результате практики медитации пробуждает в своём духовном сердце Бога, проходит через удивительный процесс, божественное благословение очищает все планы человеческого бытия, преображая его в богочеловека».

«Бессмертие тела обретает только тот высший йог, который полностью освободился от привязанности к телу и пробудил в своём духовном сердце Бога. Йог, осознавший свою внутреннюю божественность, естественным образом преображает материю своего тела в золотую энергию и становится на путь великого служения всем живым существам».

Так говорил Йоги Рамаях о пути духовной эволюции и обретении высшей самореализации.


1.12. Йоги Рамаях в Гималаях


Находясь в Гималаях, начинаешь чувствовать незримое присутствие махатм. Эти места с незапамятных времён благословлены огромным количеством великих душ, посвятивших себя поиску истины. Живя в величественных горах рядом со священными храмами, ощущаешь удивительную близость высших учителей.

В середине 1950-х годов Йоги Рамаях наконец получил долгожданное разрешение от своего учителя посетить гималайский ашрам, который находится недалеко от священного города Бадринатх. Счастью Йоги Рамаяха не было предела, он давно ждал этого и даже несколько раз просил учителя разрешить ему совершить это путешествие.

Ашрам Махаватара Бабаджи находится среди прекрасных снежных вершин, недалеко протекает высокогорная река Алакананда. Зимой в этой части Гималаев выпадает очень много снега, поэтому дорога, связывающая эту местность с равнинной частью Индии, становится непроходимой.

Бадринатх расположился в ущелье, окружённом великолепными снежными вершинами. Из-за сурового климата мало кто способен жить в Бадринатхе круглогодично, чаще всего паломники приезжают сюда на лето и покидают эту местность зимой.

На протяжении многих тысячелетий Бадринатх считается святым городом. Согласно древним легендам, Кришна дал указание своему ученику Уддхаве отправиться в Бадринатх для того, чтобы практиковать медитацию в этом уединённом месте.

Бадринатх – это маленький городок, в окрестных горах живут отшельники и йоги. В центре городка стоит небольшой красивый храм, возведённый в честь бога Вишну.

С незапамятных времён, когда путешествие в районы Гималаев было ещё более трудным и опасным, чем сейчас, паломники со всей Индии приезжали сюда для того, чтобы посетить главный храм и поклониться богу Вишну.

В прежние эпохи добраться в это отдалённое место было настолько сложно, что йоги и отшельники всегда чувствовали себя здесь спокойно, вдали от шума и суеты.

Йоги Рамаях приехал в предгорья Гималаев на поезде, а дальше продолжил путешествие на машине. Путешествие на автомобиле по узкой горной дороге было долгим и опасным. Добравшись до Бадринатха, он поселился в гостинице недалеко от главного храма. Так как бессмертный учитель не назвал ему точного места расположения своего пещерного ашрама, Йоги Рамаях решил ждать следующих указаний.

Каждое утро он посещал храм Вишну, а затем практиковал медитации и мантры, сидя у берегов горной реки Алакананды. Медитативная и расслабляющая атмосфера Гималаев естественно и спонтанно погружала в созерцание.

Йоги Рамаях знал, что пещерный ашрам Махаватара Бабаджи находится где-то в окрестных горах. Прогуливаясь по Бадринатху, Йоги Рамаях оглядывался вокруг, присматриваясь к красоте снежных вершин, пытаясь прочувствовать, в каком направлении находится та самая таинственная пещера.

Прошло несколько дней, но бессмертный учитель не появлялся. Йоги Рамаях продолжал ждать. Он бродил по окрестностям, мысленно обращаясь к Махаватару Бабаджи. Красота Гималаев завораживала и вдохновляла на размышления о вечности. Спустя несколько дней Йоги Рамаях решил пойти в горы, ему казалось, что он сможет найти пещеру самостоятельно.

Много лет спустя Йоги Рамаях рассказывал мне, что на самом деле найти ашрам возможно, только если на то есть благословение самого Махаватара Бабаджи. Было много случаев, когда люди отправлялись на поиски высших учителей, но тщетно. Духовные искатели из разных стран отправлялись в Гималаи с целью встретить Махаватара Бабаджи, но не могли его найти.

Гималаи – это открытая территория, любой паломник или турист может посетить этот красивейший уголок Земли. Порой люди отправлялись на поиски Махаватара Бабаджи в одиночку, а иногда маленькими группами. Чем больше появлялось книг о Бабаджи и других гималайских йогах, тем больше становилось попыток обнаружить это удивительное сообщество махатм. Места силы имеют энергетическую защиту от незваных гостей, поэтому большинство могли лишь насладиться красотами снежных гор и божественной атмосферой Бадринатха.

Можно проходить совсем близко от входа в священную пещеру и просто не заметить её. Сильнейшая энергия блокирует человеческое сознание от того, чтобы увидеть вход в пещеру, который может быть прямо перед вами. Можно пройти мимо сидящего совсем рядом махатмы, но будет впечатление, что никого вокруг нет. Происходит воздействие на сознание человека, каждый видит то, что должен увидеть, то, к чему готов духовно и энергетически. Тот, кто не готов к такой встрече, просто проходит мимо. Даже находясь совсем близко от входа в пещеру, пришедший без благословения станет смотреть и видеть только камни и снег, ему будет казаться, что никакого ашрама нет, хотя на самом деле прямо перед ним вход в заветную пещеру.

Итак, прождав несколько дней, Йоги Рамаях решительно отправился в горы. Он блуждал по пустынным горам несколько дней, спал под открытым небом или устраивался на ночлег, найдя небольшую пещерку. Пару раз он встречал странных йогов, которые появлялись, казалось, ниоткуда и давали ему немного еды. Он чувствовал, что они были связаны с Махаватаром Бабаджи, однако сам учитель не появлялся.

Иногда Рамаяху казалось, что он явно чувствует, куда нужно идти, но результата не было, найти пещерный ашрам было невозможно. Спустя несколько дней блужданий по горам Махаватар Бабаджи всё же появился перед Йоги Рамаяхом.

Удивительно, но даже Йоги Рамаях, один из самых близких учеников, не мог найти ашрам по собственному желанию, тем самым Махаватар Бабаджи ещё раз показал, что только его благословение может позволить встретиться с ним лично. Их долгожданная встреча произошла рядом с водопадом Васудхара. Этот водопад – одно из излюбленных мест бессмертного учителя, где он часто общается со своими учениками.

Точное место расположения пещерного ашрама Махаватара Бабаджи держится в секрете. Йоги Рамаях говорил, что речь не идёт о какой-то одной пещере, ашрам представляет большую систему пещер, в разные времена Бабаджи живёт со своими учениками в разных пещерах. Йоги Рамаях несколько раз подолгу жил и обучался в гималайском ашраме, каждый раз он жил в разных частях бесконечных пещерных лабиринтов.

Приехав в гималайский ашрам Махаватара Бабаджи в первый раз, Йоги Рамаях прожил там несколько месяцев. Он познакомился с несколькими йогами, которые являются учениками Махаватара Бабаджи. Вокруг Бабаджи существует круг йогов, которые также находятся на уровне шива-сварупа-самадхи, высшего просветления в золотом бессмертном теле. Нам известны имена некоторых из этих величайших йогов: Матсендранатх, Горакхнатх, Агастия, Нагарадж Бабаджи.

Много лет спустя Йоги Рамаях попросил меня нарисовать портреты некоторых махатм по его описанию. Рамаях знал, что я получил образование профессионального художника, поэтому был уверен, что справлюсь с заданием. Я занимался этой увлекательной работой несколько недель, поглощённый заданием я рисовал дни напролёт.

На каждом этапе работы над рисунками я показывал их Йоги Рамаяху, а он вносил свои коррективы, объясняя мне, что я должен изменить в своих рисунках, чтобы изображения были более похожи на йогов, с которыми он общался в гималайском ашраме Махаватара Бабаджи.

На своём примере Махаватар Бабаджи показывает человечеству возможности абсолютной богореализации. Важно, что некоторые из его учеников уже достигли этого высочайшего уровня. Йоги Рамаях говорил, что Махаватар Бабаджи менее всего хочет, чтобы люди поклонялись ему, его желание заключается в том, чтобы у него учились и следовали его духовным наставлениям.

Чаще всего люди стремятся создавать культ великих учителей и святых, потому что так легче, это не требует никаких духовных усилий. Именно поэтому в мире много людей, готовых поклоняться статуям Будды, но мало тех, кто стремится понять его философию и следовать великому учению. В мире много людей, с энтузиазмом поклоняющихся изображению Иисуса Христа, но крайне мало тех, кто пытается жить в соответствии с его учением.

От Йоги Рамаяха я узнал, что на Земле живёт несколько сотен тысяч бессмертных йогов. В столь огромное количество сложно поверить, это гигантское сообщество великих душ, незримо присутствующих на этой планете. По сути, это параллельно существующая цивилизация высочайшего духовного уровня.

Узнав о том, что на Земле живёт большое количество махатм и махасиддхов, я задался вопросом: почему на Земле столь много страдания и проблем? Почему великие йоги не превратят в мгновение ока наш мир в цветущий рай?

Впоследствии я осознал, что каждый человек имеет изначальную свободу выбора и всё, что происходит с каждым из нас, является результатом мыслей, слов и действий прошлого. Важно помнить, что уже ближайшее будущее каждого зависит от того, как мы мыслим и поступаем в настоящем. Каждый человек самостоятельно проходит путь духовной эволюции, невозможно переложить ответственность за свою духовную эволюцию на Махаватара Бабаджи, Иисуса Христа, Кришну, Будду или Саи Бабу. Только вы сами можете медитировать, только вы сами можете осознать свою божественную природу, высшие учителя не смогут сделать это за вас.

Свобода выбора предполагает большое количество сложных альтернатив, связанных с моралью и нравственностью, соблюдением заповедей и космических законов. Следовать ли всегда принципам нравственности и честности или порой нарушать их является пространством свободного выбора и ответственности каждого человека.

Путь каждого человека связан с тем, как проходят духовное развитие люди вокруг. Именно поэтому Будда и Христос учили своих учеников, что не только молитва и медитация, но проявленная любовь и сострадание – это дорога, ведущая к совершенству.

Гималайские пещеры, в которых находится ашрам Махаватара Бабаджи, огромных размеров. Эти пещеры являются многокилометровыми лабиринтами залов и коридоров, с большим количеством входов в разных ущельях. Климат Гималаев очень контрастный: летом стоит настоящая индийская жара, а зимой выпадает много снега, сильнейшие морозы держатся на протяжении нескольких месяцев. Стабильная комфортная температура внутри пещер – одно из важнейших условий для жизни учеников.

Йоги Рамаях рассказывал мне, что пещера Махаватара Бабаджи большая и сложная по своей структуре, она имеет несколько входов, которые находятся в разных ущельях. В той части пещеры, где большую часть времени в те годы жил Йоги Рамаях, есть источник с чистейшей ледяной водой, которую он использовал для питья, а также для совершения ежедневных омовений.

Йоги Рамаях говорил, что среди жителей гималайского ашрама была и духовная половина Махаватара Бабаджи, которую почтительно называют Матаджи. По сути, это не имя, а уважительное обращение к женщине в ведической традиции. Про бессмертную женщину писал в своей автобиографии Парамахамса Йогананда.

Мы крайне мало знаем про Махаватара Бабаджи, но ещё меньше нам известно о Матаджи. Некоторые пытаются говорить о ней как о сестре Бабаджи, а кто-то предпочитает утверждать, что Матаджи – супруга Бабаджи.

Я думаю, что человеческий подход к взаимоотношениям Махаватара Бабаджи и Матаджи неуместен. Как мы можем понять отношения между богом Шивой и богиней Парвати с человеческой точки зрения? Как осознать отношения между богом Вишну и богиней Лакшми, опираясь на человеческие представления о семейных отношениях? Самое правильное – не пытаться описать отношения Бабаджи и Матаджи в терминологии родственных отношений. Самое правильное – сказать, что Махаватар Бабаджи – это Бог-отец, а Матаджи – это Богиня-мать.

Место обитания Махаватара Бабаджи не только Гималайские горы, но, прежде всего, духовное сердце каждого человека. Суть духовного пути – это созерцательное самопознание, на санскрите этот процесс называется атма-вичара.

Где находится ваше физическое тело, не играет никакой роли, вы можете жить в крупном современном городе с сумасшедшими ритмами или в уединённом сельском доме. Совершенно неважно, являетесь ли вы человеком семейным или монахом, не столь существенно, какова ваша религия и профессия.

Не нужно думать, что только в гималайской пещере вы сможете обрести покой, блаженство и самореализацию. Очевидно, что Гималаи – это священные горы, овеянные многими выдающимися святыми, однако не следует забывать, что в конечном итоге Гималаи – это просто горы. Если ваше внимание не направлено на духовное саморазвитие, то и Гималаи не помогут. В Гималаях так же, как и везде, большое количество многолюдных и суетных городов, где люди ведут вполне обычный образ жизни. Порой паломники, приезжая в священные Гималаи, переживают серьёзное разочарование, потому что даже в священных Гималаях протекает обычная социальная жизнь.

По-настоящему Гималаи могут открыться тому, кто обрёл их в своём духовном сердце. Путь – это тонкий внутренний процесс саморазвития, который никак не зависит от того, где вы живёте, важно только то, как вы воспринимаете себя и свой внутренний мир.


1.13. Йоги Рамаях, бесконечное развитие


Все религии и духовные традиции вышли из единого Бога и ведут к единому Богу, только невежество и эгоизм людей выискивает противоречия и конфликты там, где их нет. Йоги Рамаях обучал практикам медитации, важную часть занимала философия единства всех религий.

Среди учеников Йоги Рамаяха были не только индусы, но и представители самых разных национальностей. В 1960-х годах Йоги Рамаях начал ездить в Малайзию и Австралию, а чуть позже он начал регулярно посещать США, Англию, Японию, Германию, Италию и Россию, где проводил семинары по медитации крийя-йоги и практикам биджа-мантры.

Медитация – это древняя система практик, ведущая к пробуждению дремлющих бесконечных потенциалов, эти практики возникли задолго до появления всех мировых религий. Суть практики медитации в познании природы божественной души.

Люди, принадлежащие к любой религии, и представители любой национальности могут практиковать медитацию, ибо это универсальный метод созерцания бесконечной божественной природы сознания.

В середине ХХ столетия индийское общество было полно предрассудков и обусловленностей, в особенности в деревнях люди стремились сохранить старинные обычаи и традиции. В каком-то смысле это было замечательно, потому что традиционный уклад позволял сохранить старинные устои и принципы.

Индия начала сильно меняться после 2000 года, когда новое поколение начало воспринимать жизнь в ином свете, менялись не только технологии и стиль одежды, но и взаимоотношения между людьми.

Человеческая культура находится в процессе постоянного развития, а это значит, что изменения во всех сферах жизни неизбежны. Приходят новые поколения, они стремятся к новому стилю жизни и к новым технологиям, меняется восприятие жизни и принципы мышления.

В те далёкие годы, в середине XX века, Южная Индия была знаменита строгими устоями и старинными обычаями, которые передавались из поколения в поколение. Некоторые местные жители, а также родственники начали осуждать Йоги Рамаяха за то, что он стал гуру, вместо того чтобы более серьёзно заниматься семейным бизнесом. Даже тот факт, что Рамаях интересовался медициной и геологией, воспринимался неоднозначно.

В индийском обществе всё, даже профессия, является частью семейной традиции, и если среди предков Рамаяха не было врачей, то его независимое решение изучать аюрведу, древнюю систему индийской медицины, йогатерапию, а также современную западную медицину было встречено родственниками негативно.

Были соседи и родственники, которые, наоборот, поддерживали его деятельность как гуру, но осуждали его за то, что он был семейным человеком и не хотел принимать традиционное индусское монашество. Некоторые местные жители полагали, что гуру обязательно должен быть монахом и отшельником, а вместо этого Йоги Рамаях был семейным человеком, занимался медицинской практикой и обучал медитации. Он считал, что суть духовного пути заключается не в следовании обычаям, а в поиске Бога в глубинах своего духовного сердца.

Находились даже такие родственники и соседи, которым не нравилось, что Йоги Рамаях ездит с семинарами за границу, в Австралию, США, Англию, Канаду, Японию, Германию и многие другие страны. В разных частях мира у него появились ученики, которые начали приезжать к нему в Индию.

Западным ученикам Йоги Рамаяха было сложно понять и принять индийские традиции. Западные ученики уважительно относились к традиционному укладу жизни в южноиндийской деревне, где жил Йоги Рамаях, но всё же не все обычаи были понятны.

Тогда, в середине ХХ века, много американских и европейских духовных искателей отправилось в Индию в поисках смысла жизни. Духовные искатели из Америки и Европы ожидали, что Индия – это страна исключительно медитации и философии, но в реальности это была страна восточного уклада жизни, а также огромного количества условностей и предрассудков.

Встреча западных учеников Йоги Рамаяха с индусским укладом жизни была сложной. Для местных индусов это было также непросто: ашрам находился в деревне, где особенно тщательно соблюдались все обычаи. Соседи с недоверием посматривали в сторону Йоги Рамаяха и его учеников-иностранцев.

Индусы всегда отличались гостеприимством и дружелюбием, но также ревностно оберегали свои обычаи. Было много взаимного недопонимания. Взять хотя бы то, что традиционные индусы кушают только руками, и не просто руками, а только правой рукой. Если кто-то из западных учеников кушал левой рукой, это мгновенно вызывало шок у местного населения. Таких мелких и смешных несоответствий было много.

Конечно, особой проблемой для местных жителей было то, что западные ученики Йоги Рамаяха были христианами и иудеями, в то время как местное население были индуистами. Всё это начало создавать дополнительные сложности в жизни Йоги Рамаяха.

Йоги Рамаях осознавал, что медитация в традиции крийя-йоги – это универсальная методика саморазвития, и хотел, чтобы любой желающий прикоснулся к древним знаниям йоги. Он был готов к трудностям и препятствиям на пути, поэтому, несмотря на некоторое недовольство родственников и соседей, всё же приглашал к себе в Индию новых учеников из Америки и Европы. Несмотря на все трудности, он считал, что медитация и йога – это великая древняя наука, которая является достоянием всего человечества. Люди всех национальностей и этнических культур могут практиковать йогу, с помощью упражнений улучшать здоровье, гармонизировать эмоциональное состояние, а практикуя медитацию познавать бесконечность своего внутреннего мира.

Йоги Рамаях постоянно учился, он подавал великолепный пример вечного саморазвития. Неважно, сколь много вы уже знаете, всё равно есть что-то, в чём вы можете себя усовершенствовать и узнать больше, расширить свои познания и повысить свой профессиональный уровень.

Йоги Рамаяху было почти 40 лет, когда он решил продолжить медицинское образование. Вместе со своей супругой, Солачи, он переехал в Бомбей, ныне Мумбай. Там Йоги Рамаях поступил в медицинский колледж на факультет физиотерапии. Йоги Рамаях также начал работать как практикующий врач в одном из крупнейших госпиталей Бомбея. Он серьёзно изучал йогатерапию, которая в то время была почти утеряна в Индии. Он искал мастеров этой уникальной и сложной системы, которая заключается в том, чтобы лечить пациентов с помощью упражнений йоги.

Современные люди наивно верят, что таблетки могут вылечить от всех болезней. Подобное мировоззрение основано на лености, ибо намного легче принять спасительную таблетку, чем серьёзно задуматься об изменении стиля жизни, коррекции диеты и регулярной практике йоговских упражнений.

Мировоззрение йогатерапии заключалось в том, что сам пациент должен прилагать усилие, изменить стиль жизни, освободиться от вредных привычек, правильно построить питание, переосмыслить многие мировоззренческие установки, а также начать регулярно практиковать упражнения йоги, в том числе дыхательную гимнастику.

Таким образом, путь йогатерапии – это путь самоисцеления. Врач в этой традиции играет роль учителя и наставника, он обучает уникальным техникам, а пациент может исцелиться, только если серьёзно и регулярно практикует упражнения.

После прохождения курса обучения Йоги Рамаях получил официальное разрешение на открытие лаборатории по исследованию йогатерапии. Он провёл множество клинических испытаний, в результате чего доказал, что с помощью упражнений йоги смог исцелить множество пациентов. Было документально зафиксировано излечение некоторых серьёзных заболеваний, среди которых диабет, проблемы с сердечно-сосудистой системой, заболевания почек и печени, а также мочеполовой системы и гинекологии.

Некоторые пациенты предполагали, что Йоги Рамаях исцелил их с помощью своей целительской силы, однако сам Рамаях утверждал, что все исцеления происходили исключительно благодаря упражнениям йоги.

Я думаю, что сыграло роль и то и другое, потому что личностные качества и благотворная энергия врача всегда играют важную роль. Целительские силы Йоги Рамаяха соединялись с усилиями пациентов, и в конечном итоге лечение давало прекрасные результаты.

Прожив около года в Бомбее, Йоги Рамаях вернулся домой на юг Индии и тут же основал клинику, в которой было бесплатное лечение, что было большой редкостью для Индии того времени. Клиника была основана в Ченнае недалеко от Теософского общества Е.П. Блаватской.

Создание подобной клиники было сложной задачей, нужно было правильно организовать систему финансирования и собрать высококвалифицированный медицинский персонал. Позже Йоги Рамаях передал управление клиникой, много лет она продолжала свою работу, возможно, существует и сейчас.

Йоги Рамаях был прирождённым врачом и целителем, хотя свои целительские способности он предпочитал скрывать. Важнейшим проектом, связанным с медициной, было создание медицинского колледжа в деревне Атанур, которая располагалась в нескольких километрах от основного ашрама Йоги Рамаяха. Создав медицинский колледж, многие годы он был бессменным его ректором.

На страницу:
9 из 23